Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16422
Скачиваний: 267
д) Вегетативный резонанс и перенос
Важным моментом расслабления мышц, служащего норма
лизации «вегетативных потоков», является
связь подобной цели
тельной релаксации, разблокирования «энергии» и эмоций с вре
менным возвратом нервной системы в «детское» состояние.
Ра
нее мы описывали физиологическую возрастную регрессию как
составную часть мышечной релаксации. Теперь же необходимо
упомянуть о связи релаксации с возрастной регрессией в соб
ственно психологическом (биографическом) аспекте. В. Райх так
писал об этом: «Освобождение ригидных мышц освобождает не
только вегетативную энергию, но, кроме того, приносит воспо
минание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был ис
пользован для определенного подавления». А потому и механиз
мы психокоррекции, помогающие пациенту «вернуться в дет
ство», неизбежно связаны с детско-родительскими отношениями
(психотерапевт символически замещает одного из родителей,
отсюда и феномены переноса пациента, возникающие в отноше
нии к нему). С этой точки зрения можно сказать, что если фрей
довский психоанализ олицетворяет как бы отстраненно-воспи-
тующий, «отцовский» подход к пациенту, то райховский - «ма
теринский», основанный на более тесной связи терапевта и
пациента, предполагающий телесный контакт, включающий «те
лесную эмпатию». Таким образом, вегетативный резонанс явля
ется отчасти телесным отражением переноса.
Несмотря на внешнюю «жесткость», порой болезненность
используемых процедур работы с пациентом, на глубинном уров
не вегетотерапевтический подход можно назвать как бы подсоз
нательно-сочувствующим (с этой точки зрения, сознательно-со
чувствующими являются многочисленные методы психологичес
кой помощи, основанные на эмпатии, декларирующие ее в
качестве основного инструмента психокоррекции - упомянем, к
примеру, метод К. Роджерса). И непреходящее значение метода
Райха во многом основано на том, что именно подобное непод
дельное сочувствие - «вегетативный резонанс» - является тем
«лекарством для души», которого так не хватает современному
человеку, страдающему от душевной пустоты и одиночества, яв
ляющихся следствием глобальной разобщенности, разъединен
ности социума.
202
Глава 5
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА И ОРГАСТИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС
Любопытно, что к созданию методики вегетотерапии Райха
подтолкнули его наблюдения над больными шизофренией с ката-
тоническим синдромом. Впоследствии в работе «Функция оргазма»
он писал: «Известно, что ступорозные кататоники, которые внезап
но заболевают и обнаруживают способность к приступам ярости,
очень легко становятся снова нормальными людьми... Научившись
содействовать появлению припадков бешенства у аффективно за
блокированных невротиков с мышечной гипертонией, я регулярно
стал достигать значительного улучшения общего состояния». Фи
зиология этого процесса представлялась Райху следующей: «Отвер
девание мышц при ступорозной кататонии становится всеобъемлю
щим. Возможности энергетической разрядки все более сужаются.
Во время приступа бешенства через отвердевшие мышцы из вегета
тивного центра, еще сохранившего подвижность, прорывается силь
ный импульс, высвобождая тем самым связанную мышечную энер
гию».
Напомним, что, согласно схеме Фрейда, в основе развития не
врозов лежит застойное эмоционально-инстинктивное - либидиноз-
ное возбуждение. В некоторых формах неврозов оно играет веду
щую роль - это так называемые актуальные неврозы (невроз страха
и неврастения), в остальных создает «актуально-невротическое
ядро» или энергетическую подпитку - так называемые психонев
розы (истерия, невроз навязчивых состояний). Происходит это
вследствие давления на человека требований общественной мора
ли, к которым он вынужден приспосабливаться, переходя от инди-
видуаяистического жизненного «принципа удовольствия» к «прин
ципу реальности», от детского неосознанного эгоизма к зрелому
сознательному подчинению принципу долженствования. При этом
вытеснение недозволенных, табуируемых желаний вследствие сво
его рода морального торможения (или застоя) заново активизирует
детские представления вместо нормальных, свойственных зрелому
возрасту представлений о сексуальности, стереотипов поведения и
проч.
Райх подытожил фрейдовские взгляды следующим образом:
«Тяжесть душевного заболевания любого рода прямо связана с тя
жестью генитального нарушения». При этом он расширил фрейдов
ское представление о сексуальности как причине неврозов, введя
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 203
понятие оргастической потенции, свойственной здоровой (оргасти
ческой, генитальной) личности. Под оргастической потенцией он
подразумевал не только собственно способность к естественному и
полноценному переживанию оргазма, к биологической разрядке
застоявшегося возбуждения. В расширенном понимании оргасти
ческая потенция представляет собой способность настроиться на
соответствующее переживание «всей аффективной личностью»,
способность человека отдаться потоку биологической энергии без
какого-либо торможения, когда сознательный контроль не мешает
естественной жизни тела (своего рода преодоление комплекса «сек
суальной неполноценности»). Это вытекает из общих воззрений
Райха о психической норме и патологии, согласно которым признак
душевного здоровья - полная проявленность во всех жизненных
ситуациях. Причем все, что в поведении человека является деструк
тивным, «асоциальным» или «злым», представляет, по мнению Рай
ха, проявление действия невротического механизма. Равно как и то,
что невротик ощущает себя несчастным и неполноценным суще
ством, связано с тем, что он просто не разрешает себе быть счастли
вым, лишает себя естественной радости жизни. Это объясняется
невротическим механизмом «страха перед удовольствием», резуль
татом действия цензуры, внедренной в сознание человека в детстве
с помощью принятых в обществе стереотипов воспитания. Невро
тик - человек, который оказывается неспособным в зрелом возрас
те отказаться от навязанных ему в детстве пуританских ограниче
ний и предубеждений.
Развивая фрейдовские представления о «стремлении к удо
вольствию» как движущей силе поведения индивида, Райх считал,
что у человека существует универсальный «оргастический рефлекс».
На физиологическом уровне он проявляется как чередование мы
шечного напряжения и расслабления, расширения и сжатия; на пси
хологическом уровне - «в форме аффективного стремления к удов
летворению». Отсюда наиболее важным, на наш взгляд, критерием
зрелости и полноценности личности, «оргастической потенции» яв
ляется описываемая Райхом способность к «самоотречению в веге
тативном смысле», в узком смысле сопровождающемуся «непроиз
вольностью или потерей внимания при половом акте» (в современ
ном представлении это соответствует измененному состоянию
сознания). Именно тогда оргазм сопровождается не только элемен
тарной физической разрядкой, но и глубоким психоэмоциональным
204
Глава
5
переживанием, захватывающим всю личность человека, освобож
дающим его от скрытого психического напряжения. В широком же
смысле - это просто «способность естественно и открыто выражать
эмоции. Способность освободиться от детско-родительских запре
тов, разрешить себе получать удовольствие, не испытывая угрызе
ний совести из-за якобы недозволенности (либидинозные пробле
мы представляют собой лишь частный случай подобных запретов).
Иными словами, в широком смысле - способность индивида разре
шить себе быть взрослым. Здесь необходимо подчеркнуть, что про
цесс взросления предполагает не только преодоление материально-
бытовой зависимости от родителей, но и достижение независимос
ти интеллектуально-духовной и способности принимать на себя
ответственность.
С этой точки зрения, главный виновник, который лишает че
ловека оргастической потенции - не что иное, как инфантильность,
психологическая незрелость или описанная Фрейдом «регрессия
к детским механизмам» психики (например, стремление только
получать внимание, заботу, любовь и проч., а не отдавать их окру
жающим), порождавшая неосознанное чувство вины, сопровож
давшееся страхом перед наказанием. Человек как бы не разрешает
себе быть счастливым и внутренне свободным. Это было представ
лено Фрейдом (в работах «По ту сторону принципа удовольствия»
и «Я и Оно») как «страх перед удовольствием» - потребность в
наказании, приводящая к желанию пациента «быть наказанным»,
которое реализуется в разных формах. Например, в стремлении
нанести себе ущерб - от физического самоповреждения (ауто-
агрессии), включая его крайнюю форму - суицид, или мазохист
ской ориентации до более мягких проявлений, например, жизнен
ной стратегии неудачника. Или пациент просто может наказывать
себя тем, что стремится продолжать болеть, сопротивляясь ле
чению.
Впоследствии от строгого, объективно-материального пред
ставления о «вегетативной энергии» Райх перешел к более абстра
гированному понятию о «биопсихической энергии», а затем выдви
нул понятие о гипотетической универсальной «оргонной энергии».
Эти представления, вызывавшие в свое время многочисленные кри
тические отзывы, являются в значительной мере дискуссионными
и
до сих пор не получили однозначного научного обьяснения. Впро
чем, и опыты Райха также не были однозначно опровергнуты. (Не-
Телесная психотерапия: сомато-центрироеанные методы психокоррекции 205
которые из критиков считают, что Райх просто добросовестно за
блуждался. Хотя не исключено и то, что на самом деле он опередил
свое время.)
Отдельно необходимо упомянуть о предложенном Райхом ме
тоде лечения «оргонной энергией» с помощью специальных ее «ак
кумуляторов». Подобный «оргонный аккумулятор» представляет
собой камеру, в которую помещается пациент и стенки которой име
ют слоистую структуру (чередование слоев металла и диэлектри
ка). Положительный эффект его воздействия во многом может быть
объяснен временным экранированием организма человека, в пер
вую очередь его нервной системы, от воздействия геомагнитных
полей. Это стимулирует адаптационные процессы организма, спо
собствует синхронизации его биологических ритмов. (Опять же
подчеркнем, что для объяснения подобных эффектов нет необхо
димости привлекать представления о якобы накоплении какой-либо
«космической энергии».)
Нельзя не упомянуть и о социально-психологических и поли
тических взглядах Райха, непосредственно вытекавших из его пси
хотерапевтической деятельности и активно им пропагандировав
шихся, что явилось одной из основных причин его преследования
американским правительством, приведшего в конечном счете к тра
гической гибели ученого (материалы об этом можно найти на офи
циальном сайте http://foia.fbi.gov/reich.htm). В психопрофилакти
ке Райх придавал большое значение борьбе с социальными причи
нами нервно-психических расстройств, так как рассматривал невроз
как подавление личности, сочетающее внутреннее подавление (пси
хологические защиты) и подавление внешнее, социальное. Райхов-
ская «психоаналитическая политология» напрямую вытекает из его
представлений об инфантильности как причине неврозов. Она рас
сматривает современное общество следующим образом: большин
ство его членов страдают неврозами, причина чего коренится в са
мом общественном устройстве, в существовании «консервативной
традиции, проникнутой страхом перед жизнью». Вследствие этого
у детей формируется «клейкая, проникнутая беспомощно
стью и чувством вины привязанность к родителям», что мешает их
взрослению, препятствуя освобождению от детских стереотипов,
страхов и зависимости. «Воспитанные таким образом дети, став
взрослыми, страдают неврозами характера, воспроизводят душев
ное заболевание, вызывая его у собственных детей». В качестве сред-
206
Глава
5