Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16422

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

д) Вегетативный резонанс и перенос 

Важным моментом расслабления мышц, служащего норма­

лизации «вегетативных потоков», является

 связь подобной цели­

тельной релаксации, разблокирования «энергии» и эмоций с вре­

менным возвратом нервной системы в «детское» состояние.

 Ра­

нее мы описывали физиологическую возрастную регрессию как 
составную часть мышечной релаксации. Теперь же необходимо 
упомянуть о связи релаксации с возрастной регрессией в соб­
ственно психологическом (биографическом) аспекте. В. Райх так 
писал об этом: «Освобождение ригидных мышц освобождает не 
только вегетативную энергию, но, кроме того, приносит воспо­
минание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был ис­
пользован для определенного подавления». А потому и механиз­
мы психокоррекции, помогающие пациенту «вернуться в дет­
ство», неизбежно связаны с детско-родительскими отношениями 
(психотерапевт символически замещает одного из родителей, 
отсюда и феномены переноса пациента, возникающие в отноше­
нии к нему). С этой точки зрения можно сказать, что если фрей­
довский психоанализ олицетворяет как бы отстраненно-воспи-
тующий, «отцовский» подход к пациенту, то райховский - «ма­
теринский», основанный на более тесной связи терапевта и 
пациента, предполагающий телесный контакт, включающий «те­
лесную эмпатию». Таким образом, вегетативный резонанс явля­
ется отчасти телесным отражением переноса. 

Несмотря на внешнюю «жесткость», порой болезненность 

используемых процедур работы с пациентом, на глубинном уров­
не вегетотерапевтический подход можно назвать как бы подсоз­
нательно-сочувствующим (с этой точки зрения, сознательно-со­
чувствующими являются многочисленные методы психологичес­
кой помощи, основанные на эмпатии, декларирующие ее в 

качестве основного инструмента психокоррекции - упомянем, к 
примеру, метод К. Роджерса). И непреходящее значение метода 
Райха во многом основано на том, что именно подобное непод­

дельное сочувствие - «вегетативный резонанс» - является тем 

«лекарством для души», которого так не хватает современному 
человеку, страдающему от душевной пустоты и одиночества, яв­

ляющихся следствием глобальной разобщенности, разъединен­

ности социума. 

202 

Глава 5 


background image

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА И ОРГАСТИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС 

Любопытно, что к созданию методики вегетотерапии Райха 

подтолкнули его наблюдения над больными шизофренией с ката-
тоническим синдромом. Впоследствии в работе «Функция оргазма» 
он писал: «Известно, что ступорозные кататоники, которые внезап­
но заболевают и обнаруживают способность к приступам ярости, 

очень легко становятся снова нормальными людьми... Научившись 
содействовать появлению припадков бешенства у аффективно за­
блокированных невротиков с мышечной гипертонией, я регулярно 
стал достигать значительного улучшения общего состояния». Фи­
зиология этого процесса представлялась Райху следующей: «Отвер­
девание мышц при ступорозной кататонии становится всеобъемлю­

щим. Возможности энергетической разрядки все более сужаются. 
Во время приступа бешенства через отвердевшие мышцы из вегета­
тивного центра, еще сохранившего подвижность, прорывается силь­
ный импульс, высвобождая тем самым связанную мышечную энер­
гию». 

Напомним, что, согласно схеме Фрейда, в основе развития не­

врозов лежит застойное эмоционально-инстинктивное - либидиноз-
ное возбуждение. В некоторых формах неврозов оно играет веду­
щую роль - это так называемые актуальные неврозы (невроз страха 
и неврастения), в остальных создает «актуально-невротическое 
ядро» или энергетическую подпитку - так называемые психонев­
розы (истерия, невроз навязчивых состояний). Происходит это 
вследствие давления на человека требований общественной мора­
ли, к которым он вынужден приспосабливаться, переходя от инди-
видуаяистического жизненного «принципа удовольствия» к «прин­
ципу реальности», от детского неосознанного эгоизма к зрелому 
сознательному подчинению принципу долженствования. При этом 
вытеснение недозволенных, табуируемых желаний вследствие сво­
его рода морального торможения (или застоя) заново активизирует 
детские представления вместо нормальных, свойственных зрелому 

возрасту представлений о сексуальности, стереотипов поведения и 
проч. 

Райх подытожил фрейдовские взгляды следующим образом: 

«Тяжесть душевного заболевания любого рода прямо связана с тя­
жестью генитального нарушения». При этом он расширил фрейдов­
ское представление о сексуальности как причине неврозов, введя 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 203 


background image

понятие оргастической потенции, свойственной здоровой (оргасти­
ческой, генитальной) личности. Под оргастической потенцией он 
подразумевал не только собственно способность к естественному и 
полноценному переживанию оргазма, к биологической разрядке 
застоявшегося возбуждения. В расширенном понимании оргасти­
ческая потенция представляет собой способность настроиться на 
соответствующее переживание «всей аффективной личностью», 
способность человека отдаться потоку биологической энергии без 
какого-либо торможения, когда сознательный контроль не мешает 
естественной жизни тела (своего рода преодоление комплекса «сек­
суальной неполноценности»). Это вытекает из общих воззрений 
Райха о психической норме и патологии, согласно которым признак 
душевного здоровья - полная проявленность во всех жизненных 
ситуациях. Причем все, что в поведении человека является деструк­
тивным, «асоциальным» или «злым», представляет, по мнению Рай­
ха, проявление действия невротического механизма. Равно как и то, 
что невротик ощущает себя несчастным и неполноценным суще­
ством, связано с тем, что он просто не разрешает себе быть счастли­
вым, лишает себя естественной радости жизни. Это объясняется 
невротическим механизмом «страха перед удовольствием», резуль­
татом действия цензуры, внедренной в сознание человека в детстве 
с помощью принятых в обществе стереотипов воспитания. Невро­
тик - человек, который оказывается неспособным в зрелом возрас­
те отказаться от навязанных ему в детстве пуританских ограниче­
ний и предубеждений. 

Развивая фрейдовские представления о «стремлении к удо­

вольствию» как движущей силе поведения индивида, Райх считал, 
что у человека существует универсальный «оргастический рефлекс». 
На физиологическом уровне он проявляется как чередование мы­
шечного напряжения и расслабления, расширения и сжатия; на пси­
хологическом уровне - «в форме аффективного стремления к удов­
летворению». Отсюда наиболее важным, на наш взгляд, критерием 
зрелости и полноценности личности, «оргастической потенции» яв­
ляется описываемая Райхом способность к «самоотречению в веге­
тативном смысле», в узком смысле сопровождающемуся «непроиз­

вольностью или потерей внимания при половом акте» (в современ­
ном представлении это соответствует измененному состоянию 
сознания). Именно тогда оргазм сопровождается не только элемен­
тарной физической разрядкой, но и глубоким психоэмоциональным 

204 

Глава

 5 


background image

переживанием, захватывающим всю личность человека, освобож­
дающим его от скрытого психического напряжения. В широком же 
смысле - это просто «способность естественно и открыто выражать 
эмоции. Способность освободиться от детско-родительских запре­
тов, разрешить себе получать удовольствие, не испытывая угрызе­
ний совести из-за якобы недозволенности (либидинозные пробле­
мы представляют собой лишь частный случай подобных запретов). 
Иными словами, в широком смысле - способность индивида разре­
шить себе быть взрослым. Здесь необходимо подчеркнуть, что про­
цесс взросления предполагает не только преодоление материально-
бытовой зависимости от родителей, но и достижение независимос­

ти интеллектуально-духовной и способности принимать на себя 
ответственность. 

С этой точки зрения, главный виновник, который лишает че­

ловека оргастической потенции - не что иное, как инфантильность, 

психологическая незрелость или описанная Фрейдом «регрессия 
к детским механизмам» психики (например, стремление только 
получать внимание, заботу, любовь и проч., а не отдавать их окру­
жающим), порождавшая неосознанное чувство вины, сопровож­

давшееся страхом перед наказанием. Человек как бы не разрешает 
себе быть счастливым и внутренне свободным. Это было представ­
лено Фрейдом (в работах «По ту сторону принципа удовольствия» 

и «Я и Оно») как «страх перед удовольствием» - потребность в 
наказании, приводящая к желанию пациента «быть наказанным», 
которое реализуется в разных формах. Например, в стремлении 
нанести себе ущерб - от физического самоповреждения (ауто-
агрессии), включая его крайнюю форму - суицид, или мазохист­
ской ориентации до более мягких проявлений, например, жизнен­
ной стратегии неудачника. Или пациент просто может наказывать 
себя тем, что стремится продолжать болеть, сопротивляясь ле­
чению. 

Впоследствии от строгого, объективно-материального пред­

ставления о «вегетативной энергии» Райх перешел к более абстра­
гированному понятию о «биопсихической энергии», а затем выдви­
нул понятие о гипотетической универсальной «оргонной энергии». 

Эти представления, вызывавшие в свое время многочисленные кри­

тические отзывы, являются в значительной мере дискуссионными 

и

 до сих пор не получили однозначного научного обьяснения. Впро­

чем, и опыты Райха также не были однозначно опровергнуты. (Не-

Телесная психотерапия: сомато-центрироеанные методы психокоррекции 205 


background image

которые из критиков считают, что Райх просто добросовестно за­
блуждался. Хотя не исключено и то, что на самом деле он опередил 
свое время.) 

Отдельно необходимо упомянуть о предложенном Райхом ме­

тоде лечения «оргонной энергией» с помощью специальных ее «ак­

кумуляторов». Подобный «оргонный аккумулятор» представляет 

собой камеру, в которую помещается пациент и стенки которой име­
ют слоистую структуру (чередование слоев металла и диэлектри­
ка). Положительный эффект его воздействия во многом может быть 
объяснен временным экранированием организма человека, в пер­
вую очередь его нервной системы, от воздействия геомагнитных 
полей. Это стимулирует адаптационные процессы организма, спо­
собствует синхронизации его биологических ритмов. (Опять же 
подчеркнем, что для объяснения подобных эффектов нет необхо­
димости привлекать представления о якобы накоплении какой-либо 

«космической энергии».) 

Нельзя не упомянуть и о социально-психологических и поли­

тических взглядах Райха, непосредственно вытекавших из его пси­
хотерапевтической деятельности и активно им пропагандировав­
шихся, что явилось одной из основных причин его преследования 
американским правительством, приведшего в конечном счете к тра­
гической гибели ученого (материалы об этом можно найти на офи­
циальном сайте http://foia.fbi.gov/reich.htm). В психопрофилакти­
ке Райх придавал большое значение борьбе с социальными причи­
нами нервно-психических расстройств, так как рассматривал невроз 
как подавление личности, сочетающее внутреннее подавление (пси­
хологические защиты) и подавление внешнее, социальное. Райхов-
ская «психоаналитическая политология» напрямую вытекает из его 
представлений об инфантильности как причине неврозов. Она рас­
сматривает современное общество следующим образом: большин­
ство его членов страдают неврозами, причина чего коренится в са­
мом общественном устройстве, в существовании «консервативной 
традиции, проникнутой страхом перед жизнью». Вследствие этого 
у детей формируется «клейкая, проникнутая беспомощно­
стью и чувством вины привязанность к родителям», что мешает их 

взрослению, препятствуя освобождению от детских стереотипов, 
страхов и зависимости. «Воспитанные таким образом дети, став 
взрослыми, страдают неврозами характера, воспроизводят душев­
ное заболевание, вызывая его у собственных детей». В качестве сред-

206 

Глава

 5