Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16426

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

«связи личности с почвой и реальностью» (Лоуэн А., 2000). (Не слу­
чайно, к примеру, в русском языке о человеке серьезном и реалис­

тичном, который трезво смотрит на жизнь, образно говорят, что он 

«ходит по земле».) Отсюда, по мысли Лоуэна, осознавание контак­
та стоп с землей - «заземление» - делает человека более устойчи­
вым не только физически, но и психологически. От этого зависит и 
характер общения человека с окружающими, и его психологичес­
кая устойчивость в различных жизненных обстоятельствах: «Люди, 
не укорененные в реальности, могут стать рабами сильных чувств 

сексуального или другого характера». Уместно упомянуть в этой 
связи также о символическом значении самого выражения «психо­
логическая стойкость». Как обращает внимание Р. Хофф (1996), 

«стойкий характер» в буквальном смысле слова связан с физичес­
кой устойчивостью, с позой - иными словами, с самим процессом 
стояния. 

Действительно, практически каждому знакомо ощущение, буд­

то «земля уходит из-под ног», возникающее в минуты сильного вол­
нения и связанное с неуверенностью в себе и потерей психологи­
ческой опоры. Нередко человек чувствует себя неуверенно и неуют­
но, испытывая «оторванность» от земли. Приведем типичный 
самоотчет пациента: «Просыпаюсь с сердцебиением и чувством стра­
ха, будто на качелях, когда летишь вниз». Есть общая закономер­
ность, хорошо известная клиницистам: эмоциональный дискомфорт, 
возникающий при многих невротических, особенно тревожных, рас­
стройствах, тесно связан с неприятными физическими ощущения­
ми в верхней части тела (прилив жара к голове, тяжесть в затылке, 

«стягивающие» головные боли, «комок» в горле, одышка/затруд­
нение дыхания, сердцебиение/боли в области сердца, болезненные 

мышечные спазмы или непроизвольные подергивания в мышцах 
рук, тики и др.). В рефлексотерапии подобные состояния рассмат­
риваются как «избыток энергии ци» в области «верхнего обогрева­
теля» или верхней «полости тела» (грудная полость), а также пле­
чевого пояса и головы/шеи (см. далее условное понятие верхнего 
вегетативного центра). Способ устранения подобных проблем и нор­

мализации психоэмоционального состояния - работа с телесными 
ощущениями, с помощью которой можно добиться перемещения 
избыточной «энергии» вниз, либо простое переключение внимания 
на ощущения в нижней части тела. (Применительно к регрессион­
ным механизмам психокоррекции «заземление» соответствует воз-

212 

Глава 5 


background image

врату к ресурсам, связанным с ранним детством, когда происходит 
обучение ходьбе и ребенок обретает в связи с этим уверенность в 
себе, навык самостоятельного преодоления препятствий.) 

Правильное «заземление» включает и правильную осанку, в 

частности, ненапряженное положение таза, и мягкую походку, со­
провождающуюся, по Лоуэну, ощущением «протекания энергии», 
которая «в йоге называется кундалини и [...] протекает вдоль по­
звоночника от крестца до головы. [... ] Во время ходьбы или стояния 
это движение энергии ощущается как идущее от земли. Несмотря 
на позицию, в которой мы находимся, такое движение энергии воз­
можно, лишь когда мы заземлены». 

Впоследствии М. Браун добавил к лоуэновскому, по сути, «вер­

тикальному» заземлению еще один вид - «горизонтальное» зазем­
ление, под которым понимается набор телесных ощущений, связан­
ных с человеческими контактами и взаимоотношениями. Оба вида 
заземления равно необходимы для индивида, который периодичес­
ки переключается от одного к другому. М. Браун также показал, что 
вертикальная заземленность может быть как недостаточной, так и 
избыточной. И если недостаточная вертикальная заземленность 

приводит к нарушению способности человека удерживать эмоции, 
справляться со своими чувствами, то не менее обременительной мо­
жет быть и избыточная вертикальная заземленность. Она проявля­
ется как чрезмерная психологическая «жесткость» и постоянная 
напряженность, неумение расслабиться и тотальная «приземлен-
ность», избыточный прагматизм, вытравляющий из межличностных 
отношений их человеческую сущность. 

ДУШЕВНАЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ 

Помимо «заземления», Лоуэн придавал большое значение ком­

муникации с помощью контакта глаз, исходя из положения о том, 
что организм «заряжен энергией» на полюсах тела (стопы и голо­
ва): «Люди с живыми, блестящими глазами обычно смотрят друг 
другу прямо в лицо, устанавливая зрительный контакт, который 
объединяет чувства людей». Особенно важно это в психотерапев­
тическом контакте, для установления терапевтических отношений, 
так как именно сочетание подобного визуального контакта и кон­
такта через землю «привносит в терапию духовный элемент». (Здесь 
опять же необходимо подчеркнуть параллели с возрастной регрес-

213 


background image

сией, с возвратом к состоянию ребенка раннего возраста, для кото­
рого именно глазной контакт является основным средством обще­
ния с окружающими.) 

Нужно подчеркнуть, что лоуэновское «заземление» не явля­

ется простым физиологическим навыком, а представляется важной 
целью личностного роста, близкой по смыслу фрейдовскому «гени-
тальному характеру» и включающей также и духовный аспект. Здесь 
можно видеть еще одно различие в подходах «вегетативной тера­
пии» и «биоэнергетического анализа». Райх по традиции, пришед­
шей из психоанализа, во главу угла психотерапевтической работы 
ставил проработку эмоций низшего порядка, в первую очередь свя­
занных с половым инстинктом. По сравнению с ним Лоуэн большее 
значение в терапии придавал психологическим факторам более вы­
сокого уровня - жизненным ценностям, морально-этическим кате­
гориям, духовности. 

Возможно, это связано с тем, что Лоуэн, как мы упоминали, 

строил свою систему на более богатом, чем Райх, идеологическом 
фундаменте, включающем наряду с классической медициной еще и 
философские воззрения Востока. Он даже пишет о «духовности 
тела», сравнивая западное и восточное миропонимание: «...На За­
паде духовность в основном - удел веры, а на Востоке - чувств. [...] 
Восток всегда проявлял больше уважения к природе, чем Запад, 
считая, что счастье человека зависит от его гармонии с природой. 

[...] Восточные упражнения, такие, как йога или тайцзи-цюань, от­

ражают интерес к жизненности тела или его духовности». 

Отсюда, в частности, проистекает представление о гармонии 

«энергетической» как основе гармонии душевной, психологической: 
«Понятие равновесия и гармонии также относится к двум... силам, 
которые китайцы называют инь и ян. [...] Болезнь можно рассмат­

ривать как отсутствие равновесия между ними. [...] Эти силы мож­
но обозначить как эго и тело, мысль и чувство». Исходя из этих фи­
лософских представлений, Лоуэн (2000) сформулировал принцип 
гармонии эмоциональных проявлений: «В здоровом организме су­

ществует равновесие между возбуждением и сдерживанием; чело­
век ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импуль­
сов, но он настолько владеет собой, что может выражать их умест­
ным и достойным образом». 

Упомянутое противопоставление мысли чувствам, сухого и 

бездушного умственного конструирования духовно насыщенному 

214 

Глава 5 


background image

и эмоционально заряженному опыту жизни приводит на психоло­
гическом и соматическом уровне к дисбалансу вследствие преобла­

дания Эго над телом. Вслед за Райхом, который называл подобный 
дисбаланс мысли и тела «расщеплением», Лоуэн рассматривает его 

как болезнь, в которой виновато общество. Аналогичную точку зре­
ния высказывал и основоположник гештальт-терапии Ф. Перлз 
(1992): «Дихотомия «душа-тело» является не чем иным, как рас­
щеплением, глубоко укорененным в нашей культуре и потому вос­
принимающимся как нечто само собой разумеющееся». 

Причиной этой социально обусловленной болезни, по Лоуэну, 

служит навязываемый индивиду стиль жизни, в котором преобла­
дают «ценности Эго». Человек, живущий согласно ценностям Эго, 
испытывает ненасытную потребность в подтверждении собствен­
ной ценности, в достижении успеха. Подобному пагубному стерео­
типу, приводящему к бездуховности и болезни, противопоставля­
ется здоровый и естественный стиль жизни человека, живущего со­
гласно ценностям тела - стремящегося к простым жизненным 
радостям, ценящего физические удовольствия и сохраняющего ес­
тественную грацию движений. И хотя описанный внутренний кон­
фликт вызван причинами социального порядка, способ его разре­
шения предлагается психологический: осознавание человеком сво­
его «расщепления» приводит к цельности. 

Сходные взгляды высказывались и в других известных психо­

терапевтических школах. Так, согласно взглядам основоположни­
ка гештальт-терапии Ф. Перлза, причиной невротических проблем 
является оторванность человека от реальности вследствие излиш­
ней интеллектуализации и утопических фантазий «если бы».и «а 
вдруг», обозначаемых термином «майя» (заимствованным из фи­
лософии индуизма). В системе логотерапии по В. Франклу в каче­
стве причины подобных расстройств рассматривается гиперрефлек­
сия или «чрезмерное думание» о себе. Физиологически этому соот­

ветствует длительно существующее относительное преобладание 
активности лобных долей над задними отделами полушарий - так 
называемый гиперфронтальный мозг (Шульц Л., 2002). 

С точки зрения «условно-рефлекторной» психотерапии (по­

веденческой, когнитивно-поведенческой), основа невротических 
расстройств - генерализация условно-рефлекторных реакций, их 
избыточное обобщение. Иными словами, неоправданный перенос 
психологических шаблонов (мыслей, чувств и поведения), СЫГраВ-

215 


background image

ших полезную роль в конкретных обстоятельствах в прошлом, на 
другие ситуации, в которых подобные стереотипы оказываются не­
уместными. Все эти способы, которыми человек создает свое «горе 
от ума», приводят к образованию «виртуальных» проблем, суще­
ствующих не в окружающей его действительности, а лишь в его мыс­
ленном представлении. 

Социальная же обусловленность неврозов и личностных рас­

стройств, взаимосвязь психологических проблем с проблемами об­
щества становится все более насущным предметом современной пси­
хологии. Бурный научно-технический прогресс и интенсификация 
информационных процессов в обществе, развитие средств массовой 
информации (особенно электронных) и дистанционных средств 
коммуникации (особенно интернет-технологий) приводят к форма­

лизации контактов между людьми, к обезличиванию общения, к вы­
холащиванию собственно личностной стороны, а главное - к сте-
реотипизации образа жизни людей и «усреднению» человеческой 
личности в целом. Современное общество с его массовой культу­
рой и массовыми коммуникациями приводит и к формированию 
своего рода массовой личности, преобладанию меркантильных 

интересов над духовными, утрате гуманистических ценнностей, 
нивелированию общекультурного уровня и примитивизации мас­
сового сознания. В результате, по выражению P.P. Кашапова 
(2002), создается «механический» человек, страдающий отсутстви­
ем цельности - механический в смысле механистичности его ду­
шевной жизни, оторванности разума от чувств. В то же время, не­
смотря на попытки человека идти в ногу со временем хотя бы в 
технологической области, наблюдается, по мнению Ю. Бедулина 
(2001), глобальная закономерность нашего века - непрерывное 
отставание индивидуального уровня компетентности от достигну­
того обществом уровня технологии. А это, в свою очередь, еще боль­
ше обостряет душевный разлад современного человека, приводя к 
драматизации внутреннего конфликта, острому переживанию не­
довольства собой и неудовлетворенности собственно жизнью. По­
этому описанные выше взгляды Райха и Лоуэна не только не те­
ряют своей значимости, но и становятся для наших современни­
ков все более актуальными. 

Несмотря на широкую популяризацию взглядов Лоуэна и со­

звучных им представлений гуманистической психологии, пропаган­
дирующих важность естественности и свободы эмоционального са-

216 

Глава

 5