Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16426
Скачиваний: 267
«связи личности с почвой и реальностью» (Лоуэн А., 2000). (Не слу
чайно, к примеру, в русском языке о человеке серьезном и реалис
тичном, который трезво смотрит на жизнь, образно говорят, что он
«ходит по земле».) Отсюда, по мысли Лоуэна, осознавание контак
та стоп с землей - «заземление» - делает человека более устойчи
вым не только физически, но и психологически. От этого зависит и
характер общения человека с окружающими, и его психологичес
кая устойчивость в различных жизненных обстоятельствах: «Люди,
не укорененные в реальности, могут стать рабами сильных чувств
сексуального или другого характера». Уместно упомянуть в этой
связи также о символическом значении самого выражения «психо
логическая стойкость». Как обращает внимание Р. Хофф (1996),
«стойкий характер» в буквальном смысле слова связан с физичес
кой устойчивостью, с позой - иными словами, с самим процессом
стояния.
Действительно, практически каждому знакомо ощущение, буд
то «земля уходит из-под ног», возникающее в минуты сильного вол
нения и связанное с неуверенностью в себе и потерей психологи
ческой опоры. Нередко человек чувствует себя неуверенно и неуют
но, испытывая «оторванность» от земли. Приведем типичный
самоотчет пациента: «Просыпаюсь с сердцебиением и чувством стра
ха, будто на качелях, когда летишь вниз». Есть общая закономер
ность, хорошо известная клиницистам: эмоциональный дискомфорт,
возникающий при многих невротических, особенно тревожных, рас
стройствах, тесно связан с неприятными физическими ощущения
ми в верхней части тела (прилив жара к голове, тяжесть в затылке,
«стягивающие» головные боли, «комок» в горле, одышка/затруд
нение дыхания, сердцебиение/боли в области сердца, болезненные
мышечные спазмы или непроизвольные подергивания в мышцах
рук, тики и др.). В рефлексотерапии подобные состояния рассмат
риваются как «избыток энергии ци» в области «верхнего обогрева
теля» или верхней «полости тела» (грудная полость), а также пле
чевого пояса и головы/шеи (см. далее условное понятие верхнего
вегетативного центра). Способ устранения подобных проблем и нор
мализации психоэмоционального состояния - работа с телесными
ощущениями, с помощью которой можно добиться перемещения
избыточной «энергии» вниз, либо простое переключение внимания
на ощущения в нижней части тела. (Применительно к регрессион
ным механизмам психокоррекции «заземление» соответствует воз-
212
Глава 5
врату к ресурсам, связанным с ранним детством, когда происходит
обучение ходьбе и ребенок обретает в связи с этим уверенность в
себе, навык самостоятельного преодоления препятствий.)
Правильное «заземление» включает и правильную осанку, в
частности, ненапряженное положение таза, и мягкую походку, со
провождающуюся, по Лоуэну, ощущением «протекания энергии»,
которая «в йоге называется кундалини и [...] протекает вдоль по
звоночника от крестца до головы. [... ] Во время ходьбы или стояния
это движение энергии ощущается как идущее от земли. Несмотря
на позицию, в которой мы находимся, такое движение энергии воз
можно, лишь когда мы заземлены».
Впоследствии М. Браун добавил к лоуэновскому, по сути, «вер
тикальному» заземлению еще один вид - «горизонтальное» зазем
ление, под которым понимается набор телесных ощущений, связан
ных с человеческими контактами и взаимоотношениями. Оба вида
заземления равно необходимы для индивида, который периодичес
ки переключается от одного к другому. М. Браун также показал, что
вертикальная заземленность может быть как недостаточной, так и
избыточной. И если недостаточная вертикальная заземленность
приводит к нарушению способности человека удерживать эмоции,
справляться со своими чувствами, то не менее обременительной мо
жет быть и избыточная вертикальная заземленность. Она проявля
ется как чрезмерная психологическая «жесткость» и постоянная
напряженность, неумение расслабиться и тотальная «приземлен-
ность», избыточный прагматизм, вытравляющий из межличностных
отношений их человеческую сущность.
ДУШЕВНАЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ
Помимо «заземления», Лоуэн придавал большое значение ком
муникации с помощью контакта глаз, исходя из положения о том,
что организм «заряжен энергией» на полюсах тела (стопы и голо
ва): «Люди с живыми, блестящими глазами обычно смотрят друг
другу прямо в лицо, устанавливая зрительный контакт, который
объединяет чувства людей». Особенно важно это в психотерапев
тическом контакте, для установления терапевтических отношений,
так как именно сочетание подобного визуального контакта и кон
такта через землю «привносит в терапию духовный элемент». (Здесь
опять же необходимо подчеркнуть параллели с возрастной регрес-
213
сией, с возвратом к состоянию ребенка раннего возраста, для кото
рого именно глазной контакт является основным средством обще
ния с окружающими.)
Нужно подчеркнуть, что лоуэновское «заземление» не явля
ется простым физиологическим навыком, а представляется важной
целью личностного роста, близкой по смыслу фрейдовскому «гени-
тальному характеру» и включающей также и духовный аспект. Здесь
можно видеть еще одно различие в подходах «вегетативной тера
пии» и «биоэнергетического анализа». Райх по традиции, пришед
шей из психоанализа, во главу угла психотерапевтической работы
ставил проработку эмоций низшего порядка, в первую очередь свя
занных с половым инстинктом. По сравнению с ним Лоуэн большее
значение в терапии придавал психологическим факторам более вы
сокого уровня - жизненным ценностям, морально-этическим кате
гориям, духовности.
Возможно, это связано с тем, что Лоуэн, как мы упоминали,
строил свою систему на более богатом, чем Райх, идеологическом
фундаменте, включающем наряду с классической медициной еще и
философские воззрения Востока. Он даже пишет о «духовности
тела», сравнивая западное и восточное миропонимание: «...На За
паде духовность в основном - удел веры, а на Востоке - чувств. [...]
Восток всегда проявлял больше уважения к природе, чем Запад,
считая, что счастье человека зависит от его гармонии с природой.
[...] Восточные упражнения, такие, как йога или тайцзи-цюань, от
ражают интерес к жизненности тела или его духовности».
Отсюда, в частности, проистекает представление о гармонии
«энергетической» как основе гармонии душевной, психологической:
«Понятие равновесия и гармонии также относится к двум... силам,
которые китайцы называют инь и ян. [...] Болезнь можно рассмат
ривать как отсутствие равновесия между ними. [...] Эти силы мож
но обозначить как эго и тело, мысль и чувство». Исходя из этих фи
лософских представлений, Лоуэн (2000) сформулировал принцип
гармонии эмоциональных проявлений: «В здоровом организме су
ществует равновесие между возбуждением и сдерживанием; чело
век ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импуль
сов, но он настолько владеет собой, что может выражать их умест
ным и достойным образом».
Упомянутое противопоставление мысли чувствам, сухого и
бездушного умственного конструирования духовно насыщенному
214
Глава 5
и эмоционально заряженному опыту жизни приводит на психоло
гическом и соматическом уровне к дисбалансу вследствие преобла
дания Эго над телом. Вслед за Райхом, который называл подобный
дисбаланс мысли и тела «расщеплением», Лоуэн рассматривает его
как болезнь, в которой виновато общество. Аналогичную точку зре
ния высказывал и основоположник гештальт-терапии Ф. Перлз
(1992): «Дихотомия «душа-тело» является не чем иным, как рас
щеплением, глубоко укорененным в нашей культуре и потому вос
принимающимся как нечто само собой разумеющееся».
Причиной этой социально обусловленной болезни, по Лоуэну,
служит навязываемый индивиду стиль жизни, в котором преобла
дают «ценности Эго». Человек, живущий согласно ценностям Эго,
испытывает ненасытную потребность в подтверждении собствен
ной ценности, в достижении успеха. Подобному пагубному стерео
типу, приводящему к бездуховности и болезни, противопоставля
ется здоровый и естественный стиль жизни человека, живущего со
гласно ценностям тела - стремящегося к простым жизненным
радостям, ценящего физические удовольствия и сохраняющего ес
тественную грацию движений. И хотя описанный внутренний кон
фликт вызван причинами социального порядка, способ его разре
шения предлагается психологический: осознавание человеком сво
его «расщепления» приводит к цельности.
Сходные взгляды высказывались и в других известных психо
терапевтических школах. Так, согласно взглядам основоположни
ка гештальт-терапии Ф. Перлза, причиной невротических проблем
является оторванность человека от реальности вследствие излиш
ней интеллектуализации и утопических фантазий «если бы».и «а
вдруг», обозначаемых термином «майя» (заимствованным из фи
лософии индуизма). В системе логотерапии по В. Франклу в каче
стве причины подобных расстройств рассматривается гиперрефлек
сия или «чрезмерное думание» о себе. Физиологически этому соот
ветствует длительно существующее относительное преобладание
активности лобных долей над задними отделами полушарий - так
называемый гиперфронтальный мозг (Шульц Л., 2002).
С точки зрения «условно-рефлекторной» психотерапии (по
веденческой, когнитивно-поведенческой), основа невротических
расстройств - генерализация условно-рефлекторных реакций, их
избыточное обобщение. Иными словами, неоправданный перенос
психологических шаблонов (мыслей, чувств и поведения), СЫГраВ-
215
ших полезную роль в конкретных обстоятельствах в прошлом, на
другие ситуации, в которых подобные стереотипы оказываются не
уместными. Все эти способы, которыми человек создает свое «горе
от ума», приводят к образованию «виртуальных» проблем, суще
ствующих не в окружающей его действительности, а лишь в его мыс
ленном представлении.
Социальная же обусловленность неврозов и личностных рас
стройств, взаимосвязь психологических проблем с проблемами об
щества становится все более насущным предметом современной пси
хологии. Бурный научно-технический прогресс и интенсификация
информационных процессов в обществе, развитие средств массовой
информации (особенно электронных) и дистанционных средств
коммуникации (особенно интернет-технологий) приводят к форма
лизации контактов между людьми, к обезличиванию общения, к вы
холащиванию собственно личностной стороны, а главное - к сте-
реотипизации образа жизни людей и «усреднению» человеческой
личности в целом. Современное общество с его массовой культу
рой и массовыми коммуникациями приводит и к формированию
своего рода массовой личности, преобладанию меркантильных
интересов над духовными, утрате гуманистических ценнностей,
нивелированию общекультурного уровня и примитивизации мас
сового сознания. В результате, по выражению P.P. Кашапова
(2002), создается «механический» человек, страдающий отсутстви
ем цельности - механический в смысле механистичности его ду
шевной жизни, оторванности разума от чувств. В то же время, не
смотря на попытки человека идти в ногу со временем хотя бы в
технологической области, наблюдается, по мнению Ю. Бедулина
(2001), глобальная закономерность нашего века - непрерывное
отставание индивидуального уровня компетентности от достигну
того обществом уровня технологии. А это, в свою очередь, еще боль
ше обостряет душевный разлад современного человека, приводя к
драматизации внутреннего конфликта, острому переживанию не
довольства собой и неудовлетворенности собственно жизнью. По
этому описанные выше взгляды Райха и Лоуэна не только не те
ряют своей значимости, но и становятся для наших современни
ков все более актуальными.
Несмотря на широкую популяризацию взглядов Лоуэна и со
звучных им представлений гуманистической психологии, пропаган
дирующих важность естественности и свободы эмоционального са-
216
Глава
5