Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16427
Скачиваний: 267
мовыражения в процессе самоактуализации, общество все еще не
избавилось от описанных «пережитков» массового сознания. Избы
точная рационализация, «зажатость» выражения эмоций, стремле
ние подчинить их сознательному Эго многими людьми по-прежне
му воспринимаются в качестве эталонов поведения. Даже в науч
ных трудах по психологии, посвященных вопросам самоконтроля
эмоций, нередко подчеркивается (Никифоров С.Г., 1989), что чело
век способен контролировать себя именно за счет рациональной
составляющей самосознания. Аффективная же его составляющая,
эмоциональная открытость и непосредственность рассматривается
в первую очередь как источник необдуманных решений и импуль
сивных поступков, что в конечном счете чревато неспособностью
управлять собой.
СМЕНА СТЕРЕОТИПА ДЫХАНИЯ
Как и Райх, Лоуэн придавал большое значение дыхательным
компонентам саморегуляции при нормализации психофизического
состояния пациента. Отправными точками для этого послужил его
личный опыт прохождения психоанализа у Райха, а также наблю
дения в ходе психотерапевтических сеансов: «Когда пациент воз
держивается от выражения какой-либо мысли или чувства, он за
держивает дыхание». Впоследствии он дал этому теоретическое обо
снование, исходя из представлений о том, что «дыхание заряжает
тело энергией». В сущности, помимо углубленного брюшного ды
хания непосредственно во время психотерапевтических процедур,
в процессе выполнения упражнений, Лоуэн стремился переучивать
пациентов, изменять стереотип для перехода с привычного грудно
го дыхания на брюшное. Причиной преобладания у взрослых паци
ентов грудного дыхания над брюшным он считал определенные со
циальные стереотипы, в первую очередь связанные с полоролевым
поведением, с принятыми в обществе образами мужественности и
женственности.
Исходя же из представлений отечественной психологии, не
обходимо отметить, что дыхание - в значительной степени куль
турно-опосредованная телесно-психологическая функция (в духе
культурно-исторического подхода Л.С. Выготского). Особо зна
чимо в этом контексте то, что дыхание связано с речью, произне
сение звуков которой осуществляется на выдохе. Поэтому сдер-
Телесная психотерапия: сомато-центрироеанные методы психокоррекции 217
живание речевой экспрессии - когда человек не разрешает себе
высказать что-либо собеседнику, особенно в эмоционально насы
щенной ситуации, - сопровождается сдерживанием дыхания, пра
вильный ритм которого тем самым сбивается. Таким образом реа
лизуются социальные запреты на проявление вербальной агрес
сии (прямой или косвенной), а также неконформного поведения,
возражения собеседнику, особенно имеющему более высокий со
циальный статус (недопустимо говорить правду в глаза, отсюда
вынужденная фальшь в общении, усиливающая внутрипсихичес-
кий конфликт, провоцирующая состояние внутренней раздвоен
ности). То же самое может быть справедливо и для подавления
внутренней речи, вызванной действием механизмов психологичес
кой защиты, стремящихся подавить навязчивые мысли, вытеснить
из сознания неприемлемые с точки зрения «внутренней цензуры»
желания и др. Отсюда вытекает важность выработки навыка под
держивать ритмичное брюшное дыхание как инструмента саморе
гуляции.
ИЗОМЕТРИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И МЫШЕЧНЫЕ ВИБРАЦИИ
Особое внимание в процессе терапии Лоуэн уделял вызыва
нию у пациента непроизвольных мышечных сокращений (мышеч
ная дрожь, тремор, вибрации), возникающих при длительном не
прерывном напряжении мышцы в изометрическом режиме, при под
держании специальной статической позы. При этом напряженные
мышцы одновременно растягиваются за счет определенного поло
жения тела:
а) «арка Лоуэна» - прогибание туловища назад в положении
стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук упираются чуть ниже
поясницы («дуга Лоуэна»). Другой вариант создания подоб
ной позы - с помощью специальной «биоэнергетической ку
шетки», служащей опорой для спины;
б) «дуга Лоуэна» - поза, обратная предыдущей, когда тулови
ще наклонено вперед, - служит биоэнергетическим «основ
ным упражнением заземления». Лоуэн так описывает это уп
ражнение: «Встаньте прямо... Наклонитесь вперед и достань
те кончиками пальцев обеих рук до пола, сгибая колени,
насколько это необходимо. [...] Дотрагиваясь до пола пальца
ми рук, постепенно выпрямите колени, но не блокируйте их,
218
Глава 5
останьтесь в этой позиции... Вероятно, вы почувствуете, что
ваши ноги начнут дрожать, это значит, что через них начина
ют проходить волны возбуждения». После прекращения изо
метрического напряжения мышечная вибрация может еще
некоторое время сохраняться, что описывается как «прояв
ление жизненности». После этого возникает ощущение, опи
санное Лоуэном как чувство «отпускания» или «разрядки».
Действительно, возникновение мышечной дрожи физиологи
чески способствует «разрядке» застойного возбуждения в сег
ментарных вегетативных центрах, в первую очередь симпа
тического отдела вегетативной нервной системы. (Напомним,
что происхождение различных психосоматических рас
стройств традиционно связывается с хронической симпати-
котонией). Механизм психокоррекционного эффекта стати
ческих поз описывается Лоуэном следующим образом: «Пас
сивные позиции... используются для того, чтобы привести
пациента в контакт с его собственным телом, усилить теле
сные ощущения и вызвать высвобождение напряжения через
тремор и непроизвольные движения».
ТЕЛЕСНОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ РАСЩЕПЛЕНИЕ
«Энергетические потоки», по Лоуэну, протекают в теле чело
века синхронно с дыханием, на вдохе - в центробежном направле
нии, на выдохе - наоборот. При этом с точки зрения протекания
«энергетических потоков» важно разделение тела на три отдела:
(1) голова, (2) грудная клетка и (3) таз. Наиболее часто протека
ние «энергетических потоков» блокируется при переходе от одно
го отдела к другому; соответственно, уязвимыми зонами, где воз
никают мышечные блоки, являются шея и живот/поясничная об
ласть. Как выразился Лоуэн, «жесткость касается обычно шеи и
талии». Результатом телесного блокирования на психологическом
уровне является «расщепление» личности: «Расщепление насту
пает тогда, когда нарушается чувство единства. Существует мно
го людей, у которых голова не соединена с сердцем, а сердце - с
гениталиями. [...] Личность подвергается опасности расщепления
в результате конфликта между рациональным умом и животной
природой, между стремлением к доминированию и потребностью
в подчинении».
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 219
'
В современном понимании на физиологическом уровне это
представляет собой нарушение психовегетативной интеграции, ко
ординации активности трех «телесно-эмоциональных» функцио
нальных центров. В результате поведение человека определяется
холодной расчетливой логикой (верхний центр) или стремлением
к власти и расторможенным сексуальным влечением (нижний
центр) на фоне дефицита эмоциональности в межличностных от
ношениях, отсутствия сочувствия и сострадания к людям (дефици-
тарность активности среднего центра). Тем самым для человека
дисгармоничного (бездуховного, неспособного к эмпатии) един
ственными доступными способами эмоциональной разрядки, сни
жения тревожности и снятия психологической напряженности ста
новятся временное подавление активности верхнего телесно-эмо
ционального центра - «отключение» интеллекта (алкоголизация,
наркотизация) либо компенсаторная гиперактивность нижнего те
лесно-эмоционального центра - гиперсексуальность или деструк
тивная агрессивность.
В крайней степени выраженности подобное состояние соот
ветствует расстройству личности - асоциальной психопатии. Стер
тые же формы, которые встречаются довольно часто, приводят к
проблемам в семье, неспособности поддерживать длительные близ
кие отношения (типичным примером в современной российской
действительности является «синдром деловой женщины», психо
логически подавляющей мужчину-спутника жизни и калечащей
психику своих детей, либо «синдром политика» - человека, наце
ленного на карьеру любой ценой, с легкостью приносящего в жерт
ву конъюнктуре и предающего бывших друзей и союзников).
На уровне же нейропсихологическом это в первую очередь не
конгруэнтность или диссоциация личности, связанная с полушар-
ной асимметрией. С этой точки зрения стремление Лоуэна помочь
пациентам разрешить конфликт между рациональной и иррацио
нальной стороной человеческой натуры, уменьшить «жесткость»
привычной телесной позы и вернуть природную грацию может быть
понято как сглаживание одностороннего левополушарного доми
нирования, активация правополушарных механизмов психики. По
этому в целом метод Лоуэна в первую очередь эффективен для лю
дей «левополушарного», рационального склада и людей «мысли
тельного» типа и помогает им внести в свой жизненный стиль
элементы иррациональности.
220
Глава
5
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ТЕРАПИИ ЛОУЭНА
Описанная трехэлементная биоэнергетическая схема деления
тела наглядно демонстрирует преемственность взглядов Лоуэна по
отношению к традиционным духовно-философским и оздорови
тельным системами Востока (см. табл. 6). В восточных системах
указанные области тела рассматриваются соответственно как три
объединенных «энергетических центра» - интеллектуальный, эмо
циональный и инстинктивно-«животный» (сексуальный). В даос
ской йоге они носят название дань-тянь или «энергетических кот
лов», используемых для накапливания «энергии» в теле с помощью
дыхательных и медитативных упражнений. В аюрведической меди
цине аналогами этих функциональных центров представляются три
анатомо-физиологических подразделения организма: «вата» (орга
ны чувств, центральная нервная система и мышцы), «питта» (орга
ны пищеварения) и «кафа» (нижний отдел пищеварительного трак
та). В китайской медицине близкими понятиями являются так на
зываемые «три обогревателя», связанные с тремя полостями тела:
верхний - грудная полость (данный сегмент включает также голо
ву и шею), средний - верхний и средний этаж брюшной полости,
нижний - полость таза. (Что же касается семиэлементнои схемы
«мышечного панциря», описанной В. Райхом, то она в ряде суще
ственных черт напоминает представления йогической школы).
Анатомо-физиологическое соответствие
трех «энергетических центров» тела
Вегетативные
центры
Верхний
Средний
Нижний
Анатомическое
соответствие
Голова и шея
Верхние
2/3 туловища,
верхние
конечности
Нижняя
1/3 туловища,
нижние
конечности
Физиологическое
соответствие
Сознание,
психические
функции
Органы кровооб
ращения, дыхания,
пищеварения
Репродуктивные
органы
Телесность в
религиозных
доктринах
Ум
Душа
Дух
Психолого-
эзотерическое
соответствие
Интеллек
туальный
центр
Эмоциональ
ный центр
Инстинктив
но-сексуаль
ный центр
Таблица 6
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 221