Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16441
Скачиваний: 267
фантильным поведением, который действует «в категориях
своих непосредственных потребностей и желаний», потому что
«мыслит исключительно в категориях собственной личности»
Иными словами, путь к интеграции лежит через осознавание
человеком своего «расщепления», осознавания на различных уров
нях, достигаемого как с помощью анализа («левополушарный» под
ход), так и при выполнении телесно-психологических упражнений
(«правополушарный» подход). И сама интеграция в свете функ
циональной асимметрии полушарий может рассматриваться как
оптимизация межполушарных отношений. Устранение внутрипси-
хического конфликта при этом представляется как устранение
«межполушарного» конфликта, то есть чрезмерного диктата доми
нантного, речевого полушария.
В определенной мере этот подход является общим для многих
психокоррекционных направлений - как научных, так и архаичных.
На собственно психологическом (сознательном, в первую очередь
когнитивном) уровне это осуществляется с помощью выработки
навыка подавления чрезмерной интеллектуализации. В современ
ной психотерапии это описывается как дерефлексия (В. Франкл), в
духовных традициях - рекомендация «убить ум» (Шри Ауробин-
до, цит. по Сатпрем, 1992) с помощью медитативных упражнений.
На телесно-психологическом (эмоциональном, психофизиологичес
ком) уровне это достигается с помощью соответствующих телесных
упражнений.
Необходимо также подробно остановиться на понятии лоуэ-
новского «заземления». Оно по сути близко к понятию «центра
тяжести» по Г. Гурджиеву, связанного с ощущением физического
центра тяжести тела. Как известно, в гурджиевской системе лич
ностного роста в качестве одной из целей, достигаемых человеком
в процессе духовного совершенствования и личностной зрелости,
рассматривается формирование психологического «центра тяже
сти». Однако в субъективной «схеме тела» подобное ощущение
имеет иную локализацию, нежели лоуэновское «заземление». Та
ким образом, при объединении этих двух точек зрения вырисовы
ваются уже две области тела, важные для личностного роста в пла
не непрерывного осознавания связанных с ними ощущений. Если
лоуэновское ощущение «опоры» связано со стопами (в меньшей
мере - с тазом), то гурджиевский «центр тяжести» находится на
232
Глава 5
границе средней и нижней трети брюшной области (в восточных
психотехниках - зона «хара»). Позднее основателем школы сома
тической терапии Д. Боаделлой было предложено выделить в про
цессе «заземления» с учетом трехэлементной схемы «энергетичес
ких центров» три составные части, соответствующие трем цент
рам: «видение» (верхний центр), которое сродни лоуэновскому
контакту глаз; «центрирование» (средний центр) и собственно «за
земление» (нижний центр).
Постоянное же осознавание человеком собственного центра
тяжести тела, опоры и т.д. является важным элементом развития
навыков управления вниманием и сознанием, в частности, разделе
ния «центра сознания», функцией которого является процесс не
прерывного осознавания своего «Я». Элементом этого процесса и
является осознавание собственного тела. При этом необходимо до
полнить представления Лоуэна о психологических последствиях
фиксации внимания на телесных ощущениях в выбранной области
тела другими возможными вариантами, помимо «заземления». Оче
видно, что объектами подобной кинестетической фиксации могут
быть участки тела, соответствующие описанным выше укрупнен
ным «центрам» (голова/шея, верхняя часть туловища, нижняя часть
туловища) или же сегментам райховского мышечного панциря.
С каждой из этих локализаций связано определенное психо
эмоциональное состояние, а перемещение направленности внима
ния соответствует переходам между различными эго-состояниями,
по терминологии Э. Берна. Так, чрезмерная фиксация внимания в
области шеи, грудной клетки (верхний «энергетический центр»)
часто сопутствует переживанию тревоги. Этому соответствует эго-
состояние внутреннего «Ребенка» по Э. Берну. Фиксации внима
ния в крайних зонах - голова или нижняя часть туловища - соот
ветствует берновское эго-состояние внутреннего «Родителя». При
этом устойчивое преобладание ощущений в области нижней части
живота, таза (нижний «энергетический центр») нередко связано с
повышенной агрессивностью (проявляющейся не обязательно в
форме прямой физической агрессии, а чаще косвенной, как стрем
ление доминировать над окружающими). Если же психологический
«центр тяжести» как бы «застревает» в области головы, то агрес
сивность трансформируется в раздражительность, сопровождающу
юся другими типичными проявлениями неврастении (повышенная
Утомляемость, ощущение собственной неуспешности, интеллекту-
233
ального дефицита). Психологически уравновешенному эго-состоя-
нию внутреннего «Взрослого» соответствует и телесно уравнове
шенное состояние, когда внимание фиксируется на ощущениях в
области верхней и средней части живота (последняя обычно связа
на с физическим центром тяжести тела).
Отсюда вытекает один из важных практических рецептов эмо
ционального самоконтроля. Необходимо научить человека управ
лять своим психологическим «центром тяжести», то есть осознавать
соответствующее телесное ощущение («заземление») и тем самым
управлять собственным психоэмоциональным состоянием. Как уже
отмечатось ранее, нейрофизиологически при этом достигается пе
рераспределение активности в пределах коры полушарий мозга,
связанное с перемещением фокуса осознавания (зоны максималь
ной активности коры мозга, соответственно теории «прожектора
сознания») в задние отделы полушарий вместо лобной коры. И это
особенно полезно для человека, испытывающего психологические
проблемы. Ведь чаще всего они связаны с гиперрефлексией (тер
мин В. Франкла), иными словами, с неотступным «думанием» и
чрезмерным «умствованием» (имеется в виду обычное «сознатель
ное», логическое, словесно-оформленное мышление). А также с бес
плодными размышлениями о неразрешимых противоречиях, с на
вязчивыми негативными (самообвинительными) мыслями челове
ка о себе, о своем печальном прошлом и безрадостном будущем
(когнитивная депрессивная триада, по А. Беку). Тем самым боль
шую часть времени сознание оказывается заполнено вербальным со
держанием, что приводит к вытеснению осознавания собственной
телесности. Человек как бы живет, погружаясь в трясину безрадост
ных размышлений, теряя ощущения самой жизни - не замечая сво
его тела, а порой и окружающей реальности, мысленно отгоражива
ясь от нее с помощью буферной, промежуточной зоны осознавания,
иллюзий и домыслов (Ф. Перлз).
А это означает возникновение на физиологическом уровне за
стойного, самоподдерживающегося очага возбуждения в лобных
отделах коры левого полушария, который защитные механизмы
торможения стремятся изолировать от остальных областей коры,
вызывая тем самым нарушение связей различных ее отделов, их
функциональное разобщение. Именно поэтому активация областей,
в которых сосредоточены проекционные зоны коры, непосредствен
но связанные с нашими ощущениями, - задних (постцентральных)
234
Глава 5
отделов полушарий мозга, областей «бессловесных», но зато свя
занных с важнейшей функцией осознавания собственного тела, -
так полезна для нормализации состояния нервной системы и помо
гает добиться более гармоничного внутри- и межполушарного рас
пределения мозговой активности.
Это поистине прекрасный способ умерить пыл критической
части собственного «Я» (Супер-Эго), отвлечь сознание от избыточ
ной интеллектуализации, конструирования негативных прогнозов,
пережевывания тревожных или самообвинительных мыслей. И тем
самым - дать сознанию выход из тупика, из замкнутого цикла про
тиворечий, не разрешимых с помощью одной лишь сухой логики,
доверить поиск решения интуиции, подсознательным - правополу-
шарным или, по выражению К. Роджерса, «организмическим» ме
ханизмам психики.
Осознавание же человеком собственного центра тяжести тела,
«заземление» - важные телесно-психологические элементы само
актуализации, связанные с самодостаточностью, социальной актив
ностью и адаптированностью. Человек, у которого сформирован
подобный навык, «передвигается в пространстве с твердым осозна
нием себя как центра среды» (Черноушек М., 1989).
7. Метод Фельденкрайза (ATM)
Психотерапевтический метод Фельденкрайза - метод самосо
вершенствования или личностного роста, названный им «осознава
ние через движение» (Awareness through movement, ATM). Этот
популярный метод представляет собой один из «столпов» телесно-
ориентированной психологии и психотерапии, возникший на сты
ке современной западной психологической науки и древней восточ
ной традиции, представленной в различных духовно-философских
школах самосовершенствования (Фельденкрайз занимался йогой,
дзюдо, изучал систему Гурджиева).
Итак, в системе ATM человек обучается выполнять определен
ные движения в медленном темпе: упражнения для координации
мышц-сгибателей и разгибателей, коррекции движений таза и по
садки головы, координации движений тела с помощью дыхания и
Движений глаз (синкинезий). Почему же все это именуется не про
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 235
сто гимнастикой, не системой физкультурных упражнений, а пси
хотерапией? Потому что при этом человек осознает собственное
тело, имеющиеся участки измененного мышечного тонуса, нарушен
ные двигательные стереотипы. В свою очередь, их исправление при
водит к разрешению тех психологических проблем, телесным отра
жением которых они являются.
Применение метода на практике состоит из двух этапов. Пер
вый этап - неспецифический, типовой. Это (само)осознавание че
рез движения или самонаблюдение в процессе выполнения стан
дартных динамических упражнений (замедленных движений) -
одновременно и обучение, и диагностика. Задача диагностики -
выявление проблемных областей тела, будь то участки застойно
го мышечного напряжения или зоны ограничения объема движе
ний. Второй этап - специфический, индивидуализированный.
Это «функциональная интеграция» или движения, осуществля
емые самостоятельно либо с помощью инструктора, для прора
ботки «проблемных» областей тела, выявленных на первоначаль
ном этапе.
СОСТОЯНИЕ СОЗНАВАНИЯ
Фактически, основу метода составляет развитие навыков са
монаблюдения при самостоятельном погружении в неглубокое из
мененное состояние сознания (поверхностный кинестетический
транс) во время выполнения ряда телесных и ментальных упраж
нений. Фельденкрайз называл это состоянием сознавания (aware
ness), которое отделял от обычного состояния сознания и связывал
его с направленным вниманием, самонаблюдением: «Обычно раз
личают два состояния бытия: бодрствование и сон. Мы будем гово
рить о третьем состоянии - сознавания (awareness). В этом состоя
нии индивидуум определенно знает, что именно он делает. [...] Меж
ду сознаванием и сознанием есть существенная разница, хотя в
нашем употреблении языка их границы могут быть смутными. Я
могу пройти по лестнице моего дома в сознании того, что я делаю,
но не зная, сколько шагов я сделал. Чтобы узнать это, я должен прой
ти их еще раз, на этот раз обратив на них внимание, вслушавшись в
себя и пересчитав их. Сознавание - это сознание вместе с понима
нием того, что происходит в нем или что происходит в нас, когда мы
сознательны». С физиологической точки зрения очевидно, что по-
236
Глава 5