Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15664

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

фантильным поведением, который действует «в категориях 
своих непосредственных потребностей и желаний», потому что 

«мыслит исключительно в категориях собственной личности» 

Иными словами, путь к интеграции лежит через осознавание 

человеком своего «расщепления», осознавания на различных уров­
нях, достигаемого как с помощью анализа («левополушарный» под­
ход), так и при выполнении телесно-психологических упражнений 
(«правополушарный» подход). И сама интеграция в свете функ­
циональной асимметрии полушарий может рассматриваться как 
оптимизация межполушарных отношений. Устранение внутрипси-

хического конфликта при этом представляется как устранение 

«межполушарного» конфликта, то есть чрезмерного диктата доми­
нантного, речевого полушария. 

В определенной мере этот подход является общим для многих 

психокоррекционных направлений - как научных, так и архаичных. 
На собственно психологическом (сознательном, в первую очередь 
когнитивном) уровне это осуществляется с помощью выработки 
навыка подавления чрезмерной интеллектуализации. В современ­
ной психотерапии это описывается как дерефлексия (В. Франкл), в 

духовных традициях - рекомендация «убить ум» (Шри Ауробин-
до, цит. по Сатпрем, 1992) с помощью медитативных упражнений. 

На телесно-психологическом (эмоциональном, психофизиологичес­
ком) уровне это достигается с помощью соответствующих телесных 

упражнений. 

Необходимо также подробно остановиться на понятии лоуэ-

новского «заземления». Оно по сути близко к понятию «центра 
тяжести» по Г. Гурджиеву, связанного с ощущением физического 
центра тяжести тела. Как известно, в гурджиевской системе лич­
ностного роста в качестве одной из целей, достигаемых человеком 
в процессе духовного совершенствования и личностной зрелости, 
рассматривается формирование психологического «центра тяже­
сти». Однако в субъективной «схеме тела» подобное ощущение 
имеет иную локализацию, нежели лоуэновское «заземление». Та­
ким образом, при объединении этих двух точек зрения вырисовы­
ваются уже две области тела, важные для личностного роста в пла­
не непрерывного осознавания связанных с ними ощущений. Если 
лоуэновское ощущение «опоры» связано со стопами (в меньшей 
мере - с тазом), то гурджиевский «центр тяжести» находится на 

232 

Глава 5 


background image

границе средней и нижней трети брюшной области (в восточных 
психотехниках - зона «хара»). Позднее основателем школы сома­

тической терапии Д. Боаделлой было предложено выделить в про­
цессе «заземления» с учетом трехэлементной схемы «энергетичес­
ких центров» три составные части, соответствующие трем цент­
рам: «видение» (верхний центр), которое сродни лоуэновскому 
контакту глаз; «центрирование» (средний центр) и собственно «за­
земление» (нижний центр). 

Постоянное же осознавание человеком собственного центра 

тяжести тела, опоры и т.д. является важным элементом развития 
навыков управления вниманием и сознанием, в частности, разделе­
ния «центра сознания», функцией которого является процесс не­
прерывного осознавания своего «Я». Элементом этого процесса и 
является осознавание собственного тела. При этом необходимо до­
полнить представления Лоуэна о психологических последствиях 
фиксации внимания на телесных ощущениях в выбранной области 
тела другими возможными вариантами, помимо «заземления». Оче­
видно, что объектами подобной кинестетической фиксации могут 
быть участки тела, соответствующие описанным выше укрупнен­
ным «центрам» (голова/шея, верхняя часть туловища, нижняя часть 
туловища) или же сегментам райховского мышечного панциря. 

С каждой из этих локализаций связано определенное психо­

эмоциональное состояние, а перемещение направленности внима­
ния соответствует переходам между различными эго-состояниями, 
по терминологии Э. Берна. Так, чрезмерная фиксация внимания в 
области шеи, грудной клетки (верхний «энергетический центр») 
часто сопутствует переживанию тревоги. Этому соответствует эго-
состояние внутреннего «Ребенка» по Э. Берну. Фиксации внима­
ния в крайних зонах - голова или нижняя часть туловища - соот­
ветствует берновское эго-состояние внутреннего «Родителя». При 
этом устойчивое преобладание ощущений в области нижней части 
живота, таза (нижний «энергетический центр») нередко связано с 
повышенной агрессивностью (проявляющейся не обязательно в 
форме прямой физической агрессии, а чаще косвенной, как стрем­
ление доминировать над окружающими). Если же психологический 

«центр тяжести» как бы «застревает» в области головы, то агрес­

сивность трансформируется в раздражительность, сопровождающу­
юся другими типичными проявлениями неврастении (повышенная 
Утомляемость, ощущение собственной неуспешности, интеллекту-

233 


background image

ального дефицита). Психологически уравновешенному эго-состоя-
нию внутреннего «Взрослого» соответствует и телесно уравнове­
шенное состояние, когда внимание фиксируется на ощущениях в 
области верхней и средней части живота (последняя обычно связа­
на с физическим центром тяжести тела). 

Отсюда вытекает один из важных практических рецептов эмо­

ционального самоконтроля. Необходимо научить человека управ­
лять своим психологическим «центром тяжести», то есть осознавать 

соответствующее телесное ощущение («заземление») и тем самым 
управлять собственным психоэмоциональным состоянием. Как уже 
отмечатось ранее, нейрофизиологически при этом достигается пе­
рераспределение активности в пределах коры полушарий мозга, 

связанное с перемещением фокуса осознавания (зоны максималь­
ной активности коры мозга, соответственно теории «прожектора 
сознания») в задние отделы полушарий вместо лобной коры. И это 
особенно полезно для человека, испытывающего психологические 
проблемы. Ведь чаще всего они связаны с гиперрефлексией (тер­
мин В. Франкла), иными словами, с неотступным «думанием» и 
чрезмерным «умствованием» (имеется в виду обычное «сознатель­
ное», логическое, словесно-оформленное мышление). А также с бес­
плодными размышлениями о неразрешимых противоречиях, с на­
вязчивыми негативными (самообвинительными) мыслями челове­
ка о себе, о своем печальном прошлом и безрадостном будущем 
(когнитивная депрессивная триада, по А. Беку). Тем самым боль­
шую часть времени сознание оказывается заполнено вербальным со­
держанием, что приводит к вытеснению осознавания собственной 
телесности. Человек как бы живет, погружаясь в трясину безрадост­
ных размышлений, теряя ощущения самой жизни - не замечая сво­
его тела, а порой и окружающей реальности, мысленно отгоражива­
ясь от нее с помощью буферной, промежуточной зоны осознавания, 
иллюзий и домыслов (Ф. Перлз). 

А это означает возникновение на физиологическом уровне за­

стойного, самоподдерживающегося очага возбуждения в лобных 
отделах коры левого полушария, который защитные механизмы 
торможения стремятся изолировать от остальных областей коры, 

вызывая тем самым нарушение связей различных ее отделов, их 
функциональное разобщение. Именно поэтому активация областей, 
в которых сосредоточены проекционные зоны коры, непосредствен­
но связанные с нашими ощущениями, - задних (постцентральных) 

234 

Глава 5 


background image

отделов полушарий мозга, областей «бессловесных», но зато свя­

занных с важнейшей функцией осознавания собственного тела, -
так полезна для нормализации состояния нервной системы и помо­
гает добиться более гармоничного внутри- и межполушарного рас­
пределения мозговой активности. 

Это поистине прекрасный способ умерить пыл критической 

части собственного «Я» (Супер-Эго), отвлечь сознание от избыточ­
ной интеллектуализации, конструирования негативных прогнозов, 
пережевывания тревожных или самообвинительных мыслей. И тем 
самым - дать сознанию выход из тупика, из замкнутого цикла про­
тиворечий, не разрешимых с помощью одной лишь сухой логики, 
доверить поиск решения интуиции, подсознательным - правополу-
шарным или, по выражению К. Роджерса, «организмическим» ме­
ханизмам психики. 

Осознавание же человеком собственного центра тяжести тела, 

«заземление» - важные телесно-психологические элементы само­
актуализации, связанные с самодостаточностью, социальной актив­
ностью и адаптированностью. Человек, у которого сформирован 
подобный навык, «передвигается в пространстве с твердым осозна­
нием себя как центра среды» (Черноушек М., 1989). 

7. Метод Фельденкрайза (ATM) 

Психотерапевтический метод Фельденкрайза - метод самосо­

вершенствования или личностного роста, названный им «осознава­
ние через движение» (Awareness through movement, ATM). Этот 
популярный метод представляет собой один из «столпов» телесно-
ориентированной психологии и психотерапии, возникший на сты­
ке современной западной психологической науки и древней восточ­
ной традиции, представленной в различных духовно-философских 

школах самосовершенствования (Фельденкрайз занимался йогой, 

дзюдо, изучал систему Гурджиева). 

Итак, в системе ATM человек обучается выполнять определен­

ные движения в медленном темпе: упражнения для координации 
мышц-сгибателей и разгибателей, коррекции движений таза и по­
садки головы, координации движений тела с помощью дыхания и 
Движений глаз (синкинезий). Почему же все это именуется не про­

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 235 


background image

сто гимнастикой, не системой физкультурных упражнений, а пси­
хотерапией? Потому что при этом человек осознает собственное 
тело, имеющиеся участки измененного мышечного тонуса, нарушен­
ные двигательные стереотипы. В свою очередь, их исправление при­
водит к разрешению тех психологических проблем, телесным отра­
жением которых они являются. 

Применение метода на практике состоит из двух этапов. Пер­

вый этап - неспецифический, типовой. Это (само)осознавание че­
рез движения или самонаблюдение в процессе выполнения стан­

дартных динамических упражнений (замедленных движений) -

одновременно и обучение, и диагностика. Задача диагностики -
выявление проблемных областей тела, будь то участки застойно­
го мышечного напряжения или зоны ограничения объема движе­
ний. Второй этап - специфический, индивидуализированный. 
Это «функциональная интеграция» или движения, осуществля­
емые самостоятельно либо с помощью инструктора, для прора­
ботки «проблемных» областей тела, выявленных на первоначаль­
ном этапе. 

СОСТОЯНИЕ СОЗНАВАНИЯ 

Фактически, основу метода составляет развитие навыков са­

монаблюдения при самостоятельном погружении в неглубокое из­
мененное состояние сознания (поверхностный кинестетический 
транс) во время выполнения ряда телесных и ментальных упраж­
нений. Фельденкрайз называл это состоянием сознавания (aware­
ness), которое отделял от обычного состояния сознания и связывал 
его с направленным вниманием, самонаблюдением: «Обычно раз­
личают два состояния бытия: бодрствование и сон. Мы будем гово­
рить о третьем состоянии - сознавания (awareness). В этом состоя­
нии индивидуум определенно знает, что именно он делает. [...] Меж­
ду сознаванием и сознанием есть существенная разница, хотя в 
нашем употреблении языка их границы могут быть смутными. Я 
могу пройти по лестнице моего дома в сознании того, что я делаю, 

но не зная, сколько шагов я сделал. Чтобы узнать это, я должен прой­
ти их еще раз, на этот раз обратив на них внимание, вслушавшись в 
себя и пересчитав их. Сознавание - это сознание вместе с понима­
нием того, что происходит в нем или что происходит в нас, когда мы 
сознательны». С физиологической точки зрения очевидно, что по-

236 

Глава 5