Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16442
Скачиваний: 267
добное состояние представляет собой не что иное, как неглубокое
измененное состояние сознания.
Здесь уместно напомнить определение измененного состояния
сознания по М. Эриксону - как «внимания, направленного внутрь»,
Тем самым наиболее кратко сущность метода ATM можно сформу
лировать как вырабатывание у человека навыка сенсорного осозна-
вания, понимаемого как «осознавание себя» или, по выражению пе
реводчика, психотерапевта М.П. Папуша, - «понимание при дела
нии». А это, по мысли Фельденкрайза, дает человеку возможность
сознательного контроля собственного психического состояния, от
крывает ему доступ к ресурсам своей психики: «Многим людям ка
жется легким сознавать управление своими произвольными мыш
цами, мышлением, процессом абстракции. С другой стороны, гораз
до труднее сознавать и управлять непроизвольными мышцами,
ощущениями, эмоциями, творческими способностями. Несмотря на
трудность, это не является невозможным, как многим кажется».
Способ, с помощью которого это достигается, - направленное
внимание, наблюдение телесных ощущений (в первую очередь свя
занных с движением) при снижении роли логических, словесно-
оформленных механизмов сознания и соответственно активизации
его интуитивно-подсознательных механизмов.
То, чему учат упражнения системы ATM, и то, что отличает
эту систему от других, упомянутых ранее психолого-духовных прак
тик, - не просто осознавание своего тела (в этом она не оригиналь
на) и не только и не столько осознавание процессов коркового кон
троля произвольных движений. Упражнения системы ATM, направ
ленные на одновременное осознавание этих процессов, на самом деле
учат человека осознавать регулирующую и управляющую движе
ниями деятельность своего мозга в целом. Иными словами, ОСО
ЗНАВАТЬ деятельность собственного СОЗНАНИЯ и даже в опре
деленной мере управлять ею - так же, как он обучается управлять
состоянием двигательных отделов коры мозга с помощью медлен
ных ритмичных движений и направленного внимания. Человек так
же обучается управлению своим функциональным состоянием с
помощью мышечного расслабления и умения найти свой естествен
ный ритм движений. Все эти компоненты процесса личностного
роста служат обретению человеком
целостности:
«Мы действуем
как целое, даже если наша целостность не вполне совершенна. Из
этого вытекает возможность развить сознающее управление в бо-
237
лее сложных частях. [...] Изменение в частях, где контроль легок,
задевает также и все остальное в системе, включая те части, над ко
торыми мы не имеем прямой власти. Опосредованное влияние -
также своего рода управление».
ПОЛНЫЙ ОБРАЗ СЕБЯ
Избавление от психологических проблем и ограничений, гар
моничное развитие или самоактуализация, по Фельденкрайзу, вы
ступают как формирование «полного образа себя». Он писал об этом
следующим образом: «Полный образ себя - это сознавание всех свя
зок скелетной структуры и всей поверхности тела - спины, боков,
паха и т.д. Это идеальное состояние, и оно редко встречается. Легко
убедиться, что все, что мы делаем, соответствует ограничениям на
шего образа себя, который является не более чем сектором, участ
ком идеального образа. Легко также обнаружить, что отношение
между различными частями образа себя различно при различных
видах деятельности и различных позах. [...] Из всего вышесказан
ного ясно, что систематическое исправление образа себя - более
эффективный подход, чем исправление отдельных действий и оши
бок в поведении». При этом происходит достижение взрослым че
ловеком свойственной детям естественности, спонтанности, а на
телесном уровне - не только фации и координации движений, но и
телесного здоровья в целом. По мысли Фельденкрайза, осознава-
ние телесных ощущений, когда оно полно, поддерживает гармонич
ную «правильность» деятельности тела.
В связи с этим необходимо уточнить, что наиболее часто ис
пользуемый, как бы автоматически включающийся механизм пси
хологической защиты - вытеснение - призван подавлять эмоцио
нальные реакции, сдерживая их двигательные проявления. А это
приводит не только к повышению мышечного тонуса, о чем мы упо
минали ранее, но и к вторичному подавлению осознавания связан
ных с этим застойным мышечным напряжением телесных ощуще
ний. Иными словами, когда у человека имеются мышечные «зажи
мы», вызванные психологическими проблемами, то он не осознает
собственное тело полностью. По сути, вытеснение осознавания тела
представляет собой проявление дезинтеграции личности. При этом
появление «белых пятен» на карте тела связано в первую очередь с
игнорированием тех его участков, где локализуются мышечные за-
238
Глава 5
жимы, «замороженные» эмоции. (В терминологии современных ме
тодов психокоррекции, происходит частичное вытеснение кинесте
тической модальности восприятия.) Таким образом, восстановле
ние осознавания человеком «полного образа себя» означает как мак
симально полное устранение мышечных «зажимов» и связанных с
ними вытесненных подсознательных комплексов, так и путь к ин
теграции личности в целом.
Отсюда в представлении о «полном образе себя» можно уви
деть аналогию с такими чертами самоактуализированной личнос
ти, как осознавание полного диапазона доступного опыта, без его
искажения или игнорирования (по К. Роджерсу) или полное осоз
навание своего «Я» (по Ф. Перлзу), включая телесные границы «Я»,
идентификации и отчуждения («не-Я»). Подобную же аналогию
можно проследить и с представлениями метода сенсорного осозна
вания по Ш. Селвер и Ч. Бруксу (см. далее).
На наш взгляд, подобная телесно-психологическая гармони
зация физиологически соответствует (у правшей) «раскрепощению»
правого полушария, высвобождению его из-под обычного угнетаю
щего воздействия доминантного левого полушария (в этом прояв
ляется очевидное сходство с биоэнергетическим анализом). Идея
Фельденкрайза о необходимости целостного подхода к личностно
му совершенствованию, не исправления отдельных черт характера,
а «систематической работы над образом себя», только начинает в
полной мере раскрываться в наиболее современных методиках пси
хотерапии, в частности, в разработанном Р. Бэндлером DHE (Design
Human Engineering), приходящем на смену НЛП.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОСОЗНАВАНИЕ
В процессе работы по самосовершенствованию используются
невербальные функциональные состояния, представляющие собой
«паузу между [словесно-оформленной] мыслью и [телесным] дей
ствием» - аналог описываемого в восточных духовных практиках
«молчания ума», «промежутка между мыслями». Вначале человеку
предлагается выполнить то или иное движение (реальные движе
ния могут сочетаться при этом с мысленно представляемыми, на
пример, с перемещением воображаемого предмета), воздерживаясь
от внутреннего диалога, затем внимательно отследить изменения в
теле, вызванные упражнением.
239
Упомянутую «паузу между мыслью и действием» можно на
глядно представить, разбив джеймсовский «поток сознания» на от
дельные элементарные составляющие - кванты сознания, каждый
из которых может представлять собой осознавание словесно офор
мленной мысли, зрительного или слухового (невербального) обра
за либо кинестетического образа - телесного ощущения или двига
тельного акта. В подобной модели «пауза между мыслью и действи
ем» означает, что промежуток между вербальными квантами
осознавания просто заполняется невербальными образами. Тем са
мым она представляется как переключение внимания на осознава
ние телесных ощущений и приостановка внутренней речи, что по
сути близко к технике медитации на «здесь и сейчас». Направлен
ность же метода ATM в целом созвучна рецепту самосовершенство
вания традиционных восточных (в частности, дзенских) духовных
практик: «Полностью пребывай в том, что делаешь», - интерпрети
руемому как созерцание, самонаблюдение (Г. Гурджиев) или прак
тика внимательности (Р. Уолш).
ЧЕТЫРЕ КОМПОНЕНТА «ОБРАЗА СЕБЯ»
При этом мало известно, что данный метод тесно связан с
юнговской психологической типологией. Юнговский типологи
ческий базис (четыре психологические функции) у Фельденкрай-
за претерпевает некоторую модификацию: к юнговским функци
ям мышления, чувствования, ощущения Фельденкрайз добавил
движение; в рамках же функции мышления он объединил юнгов-
ские собственно мыслительную и интуитивную функции: «Все
мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый
в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы
своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить
образ себя, который мы несем в себе. [...] Наш образ состоит из
четырех компонентов, вовлеченных в каждое действие: движение,
ощущение, чувствование и мышление. Доля каждого компонен
та в том или ином действии различна, так же, как различны люди,
выполняющие действие, но в какой-то степени каждый компо
нент присутствует в каждом действии. [...] В действительности
наш образ себя не остается постоянным. Он изменяется от дей
ствия к действию, и эти изменения постепенно становятся при
вычками...»
240
Глава 5
При этом, как подчеркивал Фельденкрайз, разделение пе
речисленных функций является в значительной мере условным;
в реальной жизни они всегда выступают в неразрывном единстве:
«Четыре компонента создают бодрствующее состояние: ощуще
ние, чувствование, мышление и движение. Каждое служит осно
вой для целого ряда методов [психокоррекционного, личностно
го -
прим. наше]
усовершенствования. В ощущение, помимо из
вестных «пяти чувств», мы включаем кинестетические ощущения,
охватывающие ощущения боли, ориентацию в пространстве, те
чение времени и ритм. В чувствование мы включаем, помимо об
щеизвестных эмоций вроде радости, печали, раздражения и проч.,
самоуважение, униженность, сверхчувствительность и другие
сознательные и бессознательные эмоции, окрашивающие нашу
жизнь. Мышление включает все функции интеллекта, такие как
противопоставление левого и правого, добра и зла, хорошего и
дурного; понимание, знание, классификацию вещей, нахождение
и узнавание правил; воображение; знание, что нечто ощущается
или чувствуется; память всего вышеназванного и т.д. Движение
включает все перемещения в пространстве и времени, в состоя
нии и конфигурации тела и его частей, в том числе - дыхание,
еду, говорение, циркуляцию крови, пищеварение. [...] Можно
лишь в речи выделить один из этих компонентов, в реальности
ни один момент бодрствующего состояния не проходит без учас
тия их всех».
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МЕТОДА ATM
Общей психофизиологической основой, объединяющей метод
ATM и психологическую типологию Юнга, является функциональ
ная асимметрия полушарий. Дело в том, что система ATM наряду с
древними духовными традициями вобрала в себя достижения со
временной физиологии нервной системы. В частности, это относится
к использованию в телесно-психокоррекционных упражнениях
феномена синкинезий, которые наиболее ярко проявляются в дет
ском возрасте, тем самым косвенно - к использованию для созда
ния функционального состояния пациента, необходимого для
целей психокоррекции, механизма физиологической возрастной ре
грессии (упомянутого ранее, при описании основных представле
ний физиологического подхода в психокоррекции).
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 241