Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15674

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

То же самое можно сказать и относительно представлений о 

функциональной асимметрии полушарий. Здесь взгляды Фельден­
крайза (ставившего именно этот физиологический феномен во гла­
ву угла своей психокоррекционной системы и рассматривавшего его 
как

 основу

 психологии тела, фундамент индивидуально-типологи­

ческих особенностей личности и в то же время

 механизм, порожда­

ющий распространенные психологические проблемы

 нашего време­

ни) во многом даже опережали современную ему точку зрения. (На­
помним, что его классический труд «Awareness through movement» 
вышел около 30 лет назад. Сегодня же подобные идеи вполне со­
звучны представлениям переднего края науки, более того, лишь со 
временем их глубина и значимость были восприняты и оценены по 

достоинству.) Он писал: «Деятельность [высших отделов мозга] 
асимметрична... Эта асимметрия лежит за дифференциацией лево­

го и правого. Если доминирует правая рука, то речевой центр фор­
мируется в левом полушарии, и наоборот. Можно полагать, что эта 
первичная оппозиция между правым и левым - основа наших пред­
ставлений вообще о противоположностях». Тем самым Фельден-
крайз выводит обыденное логическое «бескомпромиссное» мышле­
ние (дихотомии «да/нет», «истина/ложь»), которое «противопо­
ставляет хорошее дурному, белое - черному... видя в них оппозиции 
как конфликт» и тем самым служит источником внутренних конф­

ликтов и психологических проблем, непосредственно из дихотомии 

функций полушарий головного мозга, их частичного противопо­
ставления, физиологически именуемого функциональной асиммет­
рией. (Как заметил М.П. Папуш, книга М. Фельденкрайза была 
опубликована, когда современное понимание асимметрии полуша­
рий находилось еще в процессе становления; поэтому его внимание 
к функциональной асимметрии мозга весьма показательно. В этом 
вопросе он во многом опередил современную ему научную мысль). 

Почему мы говорим о том, что метод ATM объединяют с юн-

говской систематикой именно феномены функциональной асиммет­
рии полушарий? Выражаясь современным физиологическим язы­
ком, метод основан на формировании у человека устойчивого на­
выка самостоятельного, произвольного управления собственным 
функциональным состоянием за счет тонкой «балансировки», урав­
новешивания активности левого и правого полушарий, преодоле­

ния одностороннего диктата левого вербально-логического полуша­
рия. По словам Фельденкрайза, «метод основан на превращении... 

242 

Глава 5 


background image

первоначально косвенного контроля в ясное знание». Иными сло­

вами, его основу составляет перевод непроизвольных, неосознавае­
мых правополушарных навыков на произвольный, осознаваемый 
левополушарный уровень. С этой точки зрения сущность мето­

да ATM составляет личностный рост человека, направленный на 

преодоление им односторонности своего психологического типа, 
возможность сознательного управления собственными психологи­
ческими функциями («осознавания»). Для иллюстрации этого по­

ложения Фельденкрайз приводит свою трактовку известной гурд-
жиевской притчи: «В одной тибетской притче человек без осозна­
вания сравнивается с повозкой, пассажирами которой являются 
желания, лошадью - мышцы, сама же повозка - скелет. Осознава-
ние - спящий кучер. Пока он спит, повозка будет бесцельно пере­
двигаться то туда, то сюда. У пассажиров разные цели, и лошади 
тянут в разные стороны. Если же возница проснется, возьмется за 
вожжи, то он может заставить лошадей развезти пассажиров к их 
целям. В те моменты, когда сознавание соединяется с чувствовани­
ем, ощущениями, движением и мышлением

 [это точное описание 

стратегии мышления, лежащей в основе юнговских психологических 
типов

 -

 прим. наше],

 коляска движется по верному пути. Человек 

делает открытия, изобретает, творит и «знает». Он постигает, что 
его маленький мир и больший мир вокруг - одно и что в этом един­
стве он не одинок». 

Как подчеркивал Фельденкрайз, одностороннее развитие ло­

гико-аналитического мышления в ущерб интуитивно-синтетичес­
кому является источником психологических проблем: «Абстракция 
и вербализация становятся тиранами, лишающими индивидуума 
конкретной реальности». Это созвучно современным представ­
лениям об определяющем влиянии культурной среды, индустриаль­
ного общества на процесс возрастного формирования функциональ­
ной асимметрии полушарий (латерализации). При этом происхо­
дит негармоничное развитие: однобокое преобладание рациональ­

ного мышления, связанного с доминирующим - левым полушарием, 
приводит к одностороннему диктату последнего и, соответственно, 
к подавлению, принижению роли правополушарной психической 
активности. Так, по мнению Р. Орнштейна (Ornstein R., 1977), при­
нятая в западном обществе система образования ориентирована на 
Развитие у детей преимущественно способностей левого полуша­
рия (вербально-логического мышления), при этом пренебрегается 

243 


background image

развитие правополушарных функций (интуитивно-образное мыщ-
ление, невербальный интеллект). 

В то же время Фельденкрайз видел и пути исправления по­

добных проблем: «В первые годы жизни человек подобен любому 
другому живому существу в мобилизации различных способностей 

и использовании всех функций, которые достаточно развиты. Клет­
ки его тела стремятся, как все живые клетки, расти и выполнять свои 
специфические функции. Это относится и к клеткам нервной сис­
темы: каждая из них живет своей особой жизнью, принимая учас­
тие в органическом функционировании, для которого она предназ­
начена. Тем не менее многие клетки, будучи частями общего орга­
низма, остаются бездействующими». За счет их вовлечения в новые 
формы активности возможно переучивание человека и в зрелом 
возрасте, а тем самым исправление негармоничных, неадаптивных 
паттернов - как двигательных, так и собственно психологических. 
Подобные взгляды соответствуют современным нейрофизиологи­
ческим моделям, которые в качестве основного механизма обуче­
ния рассматривают включение в работающие нейронные цепочки 
ранее неактивных, незадействованных нервных клеток из «резерв­
ного пула» (В.Б. Швырков). 

8. Метод Ф.М. Александера 

Этот популярный метод, разработанный в начале XX в. Фре­

дериком М. Александером, в узком смысле может рассматриваться 

как техника исправления привычных поз тела и осанки, близкий по 
направленности к различным техникам актерского мастерства (на 
наш взгляд, можно найти общие черты, сближающие его с методом 

Станиславского). В более широком же смысле он представляет со­

бой детально разработанную психотехнологию личностного роста, 
предназначенную для органичной интеграции в повседневную 
жизнь человека. Помимо контроля эмоциональных состояний, ме­
тод предлагает человеку способ сознательного управления собствен­

ным поведением, мобилизации своих внутренних возможностей, 
«использования собственного Я» (наиболее известная книга Алек­
сандера так и называется - «The Use of Self») для достижения по­
ставленной цели. 

244 

Глава

 5 


background image

Начальным этапом психолого-коррекционной работы по ме-

тоду Александера является исправление двигательных стереоти­
пов и снятие «мышечных зажимов». Для этого используется мы­
шечное расслабление на фоне пассивных движений (осуществля­
емых с помощью инструктора), исправляющее дефекты осанки и 
дисгармонии распределения тонуса мышц. Достигнутое таким об­
разом правильное положение отдельных частей тела, свободное от 
мышечного напряжения, закрепляется с помощью запоминания со­
ответствующих этому положению ощущений, к которым присое­
диняются специальные словесные формулы, напоминающие фор­
мулы самовнушения по Шульцу (например, «голову вперед и 
вверх», «шея свободна» или «вытянуть и расширить спину»). Бла­
годаря тщательно разработанному инструментарию коррекции 
статических двигательных стереотипов техника Александера из­
вестна также как «метод привычных поз». 

В основе метода Александера (см. Нетрадиционная медицина, 

2002, с. 63) лежат следующие общие принципы

 [здесь и далее курси­

вом выделены наши примечания]. 

1. Важно знать свое тело, чтобы использовать возможности свое­

го организма

 [иначе - телесно-психологические ресурсы]. 

2. При одной мысли о том, чтобы сделать движение, мышцы тела 

начинают двигаться

 [принцип идеомоторики]. 

3. Привычная поза может оказаться неправильной, и человек не­

осознанно причиняет себе вред

 [что смыкается с представле­

ниями В. Райха о мышечном панцире и А. Лоуэна о правильной 
осанке и заземлении]. 

4. Привычки приобретаются, значит, от них можно избавиться 

[принцип психологии бихевиоризма]. 

5. Все в человеческом организме взаимосвязано, поэтому проис­

ходящее в одной части тела отражается на всем организме 

[принцип системности]. 

6. Надо помнить о своих привычках и контролировать себя

 [прин­

цип саморегуляции и самоконтроля; ср. гурджиевское требова­
ние постоянно «помнить себя» или буддистский принцип осоз­
нанности]. 

7. Успех зависит от сосредоточенности на процессе перемен 

[добавим: с интеграцией в повседневную деятельность чело­

века]. 

245 


background image

ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ 

Следующим важным положением Александера является опи­

санный им феномен «первичного контроля», овладение которым 
является ключом его метода. Под «первичным контролем» автор 
метода имел в виду, что положение головы и шеи оказывает влия­
ние на позу тела в целом, распределение мышечного напряжения в 
спине и конечностях. По мнению Александера, оно также связано с 

дыханием, голосом (в чем он убедился на собственном примере, с 
помощью коррекции осанки решив проблему потери голоса, возни­
кавшей при выходе на сцену) и с психоэмоциональным состоянием 
человека в целом. Тем самым, сознательно управляя положением 

головы и шеи, человек с помощью принципа «первичного контро­

ля» получает возможность управлять своим психофизическим со­
стоянием в целом. 

САМОКОНТРОЛЬ ПО АЛЕКСАНДЕРУ 

При разработке своего способа психокоррекции Александер 

исходил из представления о том, что в проблемной ситуации че­
ловек действует инстинктивно, без логического анализа. Отсюда 
невроз может быть объяснен как присутствие элементов ирраци­
онального поведения в повседневной жизни. (Это созвучно раз­
витым впоследствии А. Эллисом представлениям о негативной 
роли иррациональных установок). Соответственно способ его 
исцеления - переход от автоматического, бездумного поведения 
к осознанному, управляемому разумом. Подобный рецепт при­
меним достаточно широко, в то же время наиболее подходит он 
для «правополушарных» личностей - представителей художе­
ственного типа, артистических натур и людей с истероидными, 
демонстративными чертами характера. (Не случайно сам осно­
ватель метода, в общем-то изначально создававший его для са­
мопомощи, для решения собственных проблем, в молодости был 
актером.) 

Для обоснования своего подхода Александер опирался на мо­

дель «действий, ориентированных на цель», близкую к представле­

ниям бихевиоральной психологии. И конечный результат психокор­
рекции данным методом в психологических терминах представля­
ется как переход от простой поведенческой схемы «стимул -

246 

Глава 5