Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16446
Скачиваний: 267
То же самое можно сказать и относительно представлений о
функциональной асимметрии полушарий. Здесь взгляды Фельден
крайза (ставившего именно этот физиологический феномен во гла
ву угла своей психокоррекционной системы и рассматривавшего его
как
основу
психологии тела, фундамент индивидуально-типологи
ческих особенностей личности и в то же время
механизм, порожда
ющий распространенные психологические проблемы
нашего време
ни) во многом даже опережали современную ему точку зрения. (На
помним, что его классический труд «Awareness through movement»
вышел около 30 лет назад. Сегодня же подобные идеи вполне со
звучны представлениям переднего края науки, более того, лишь со
временем их глубина и значимость были восприняты и оценены по
достоинству.) Он писал: «Деятельность [высших отделов мозга]
асимметрична... Эта асимметрия лежит за дифференциацией лево
го и правого. Если доминирует правая рука, то речевой центр фор
мируется в левом полушарии, и наоборот. Можно полагать, что эта
первичная оппозиция между правым и левым - основа наших пред
ставлений вообще о противоположностях». Тем самым Фельден-
крайз выводит обыденное логическое «бескомпромиссное» мышле
ние (дихотомии «да/нет», «истина/ложь»), которое «противопо
ставляет хорошее дурному, белое - черному... видя в них оппозиции
как конфликт» и тем самым служит источником внутренних конф
ликтов и психологических проблем, непосредственно из дихотомии
функций полушарий головного мозга, их частичного противопо
ставления, физиологически именуемого функциональной асиммет
рией. (Как заметил М.П. Папуш, книга М. Фельденкрайза была
опубликована, когда современное понимание асимметрии полуша
рий находилось еще в процессе становления; поэтому его внимание
к функциональной асимметрии мозга весьма показательно. В этом
вопросе он во многом опередил современную ему научную мысль).
Почему мы говорим о том, что метод ATM объединяют с юн-
говской систематикой именно феномены функциональной асиммет
рии полушарий? Выражаясь современным физиологическим язы
ком, метод основан на формировании у человека устойчивого на
выка самостоятельного, произвольного управления собственным
функциональным состоянием за счет тонкой «балансировки», урав
новешивания активности левого и правого полушарий, преодоле
ния одностороннего диктата левого вербально-логического полуша
рия. По словам Фельденкрайза, «метод основан на превращении...
242
Глава 5
первоначально косвенного контроля в ясное знание». Иными сло
вами, его основу составляет перевод непроизвольных, неосознавае
мых правополушарных навыков на произвольный, осознаваемый
левополушарный уровень. С этой точки зрения сущность мето
да ATM составляет личностный рост человека, направленный на
преодоление им односторонности своего психологического типа,
возможность сознательного управления собственными психологи
ческими функциями («осознавания»). Для иллюстрации этого по
ложения Фельденкрайз приводит свою трактовку известной гурд-
жиевской притчи: «В одной тибетской притче человек без осозна
вания сравнивается с повозкой, пассажирами которой являются
желания, лошадью - мышцы, сама же повозка - скелет. Осознава-
ние - спящий кучер. Пока он спит, повозка будет бесцельно пере
двигаться то туда, то сюда. У пассажиров разные цели, и лошади
тянут в разные стороны. Если же возница проснется, возьмется за
вожжи, то он может заставить лошадей развезти пассажиров к их
целям. В те моменты, когда сознавание соединяется с чувствовани
ем, ощущениями, движением и мышлением
[это точное описание
стратегии мышления, лежащей в основе юнговских психологических
типов
-
прим. наше],
коляска движется по верному пути. Человек
делает открытия, изобретает, творит и «знает». Он постигает, что
его маленький мир и больший мир вокруг - одно и что в этом един
стве он не одинок».
Как подчеркивал Фельденкрайз, одностороннее развитие ло
гико-аналитического мышления в ущерб интуитивно-синтетичес
кому является источником психологических проблем: «Абстракция
и вербализация становятся тиранами, лишающими индивидуума
конкретной реальности». Это созвучно современным представ
лениям об определяющем влиянии культурной среды, индустриаль
ного общества на процесс возрастного формирования функциональ
ной асимметрии полушарий (латерализации). При этом происхо
дит негармоничное развитие: однобокое преобладание рациональ
ного мышления, связанного с доминирующим - левым полушарием,
приводит к одностороннему диктату последнего и, соответственно,
к подавлению, принижению роли правополушарной психической
активности. Так, по мнению Р. Орнштейна (Ornstein R., 1977), при
нятая в западном обществе система образования ориентирована на
Развитие у детей преимущественно способностей левого полуша
рия (вербально-логического мышления), при этом пренебрегается
243
развитие правополушарных функций (интуитивно-образное мыщ-
ление, невербальный интеллект).
В то же время Фельденкрайз видел и пути исправления по
добных проблем: «В первые годы жизни человек подобен любому
другому живому существу в мобилизации различных способностей
и использовании всех функций, которые достаточно развиты. Клет
ки его тела стремятся, как все живые клетки, расти и выполнять свои
специфические функции. Это относится и к клеткам нервной сис
темы: каждая из них живет своей особой жизнью, принимая учас
тие в органическом функционировании, для которого она предназ
начена. Тем не менее многие клетки, будучи частями общего орга
низма, остаются бездействующими». За счет их вовлечения в новые
формы активности возможно переучивание человека и в зрелом
возрасте, а тем самым исправление негармоничных, неадаптивных
паттернов - как двигательных, так и собственно психологических.
Подобные взгляды соответствуют современным нейрофизиологи
ческим моделям, которые в качестве основного механизма обуче
ния рассматривают включение в работающие нейронные цепочки
ранее неактивных, незадействованных нервных клеток из «резерв
ного пула» (В.Б. Швырков).
8. Метод Ф.М. Александера
Этот популярный метод, разработанный в начале XX в. Фре
дериком М. Александером, в узком смысле может рассматриваться
как техника исправления привычных поз тела и осанки, близкий по
направленности к различным техникам актерского мастерства (на
наш взгляд, можно найти общие черты, сближающие его с методом
Станиславского). В более широком же смысле он представляет со
бой детально разработанную психотехнологию личностного роста,
предназначенную для органичной интеграции в повседневную
жизнь человека. Помимо контроля эмоциональных состояний, ме
тод предлагает человеку способ сознательного управления собствен
ным поведением, мобилизации своих внутренних возможностей,
«использования собственного Я» (наиболее известная книга Алек
сандера так и называется - «The Use of Self») для достижения по
ставленной цели.
244
Глава
5
Начальным этапом психолого-коррекционной работы по ме-
тоду Александера является исправление двигательных стереоти
пов и снятие «мышечных зажимов». Для этого используется мы
шечное расслабление на фоне пассивных движений (осуществля
емых с помощью инструктора), исправляющее дефекты осанки и
дисгармонии распределения тонуса мышц. Достигнутое таким об
разом правильное положение отдельных частей тела, свободное от
мышечного напряжения, закрепляется с помощью запоминания со
ответствующих этому положению ощущений, к которым присое
диняются специальные словесные формулы, напоминающие фор
мулы самовнушения по Шульцу (например, «голову вперед и
вверх», «шея свободна» или «вытянуть и расширить спину»). Бла
годаря тщательно разработанному инструментарию коррекции
статических двигательных стереотипов техника Александера из
вестна также как «метод привычных поз».
В основе метода Александера (см. Нетрадиционная медицина,
2002, с. 63) лежат следующие общие принципы
[здесь и далее курси
вом выделены наши примечания].
1. Важно знать свое тело, чтобы использовать возможности свое
го организма
[иначе - телесно-психологические ресурсы].
2. При одной мысли о том, чтобы сделать движение, мышцы тела
начинают двигаться
[принцип идеомоторики].
3. Привычная поза может оказаться неправильной, и человек не
осознанно причиняет себе вред
[что смыкается с представле
ниями В. Райха о мышечном панцире и А. Лоуэна о правильной
осанке и заземлении].
4. Привычки приобретаются, значит, от них можно избавиться
[принцип психологии бихевиоризма].
5. Все в человеческом организме взаимосвязано, поэтому проис
ходящее в одной части тела отражается на всем организме
[принцип системности].
6. Надо помнить о своих привычках и контролировать себя
[прин
цип саморегуляции и самоконтроля; ср. гурджиевское требова
ние постоянно «помнить себя» или буддистский принцип осоз
нанности].
7. Успех зависит от сосредоточенности на процессе перемен
[добавим: с интеграцией в повседневную деятельность чело
века].
245
ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Следующим важным положением Александера является опи
санный им феномен «первичного контроля», овладение которым
является ключом его метода. Под «первичным контролем» автор
метода имел в виду, что положение головы и шеи оказывает влия
ние на позу тела в целом, распределение мышечного напряжения в
спине и конечностях. По мнению Александера, оно также связано с
дыханием, голосом (в чем он убедился на собственном примере, с
помощью коррекции осанки решив проблему потери голоса, возни
кавшей при выходе на сцену) и с психоэмоциональным состоянием
человека в целом. Тем самым, сознательно управляя положением
головы и шеи, человек с помощью принципа «первичного контро
ля» получает возможность управлять своим психофизическим со
стоянием в целом.
САМОКОНТРОЛЬ ПО АЛЕКСАНДЕРУ
При разработке своего способа психокоррекции Александер
исходил из представления о том, что в проблемной ситуации че
ловек действует инстинктивно, без логического анализа. Отсюда
невроз может быть объяснен как присутствие элементов ирраци
онального поведения в повседневной жизни. (Это созвучно раз
витым впоследствии А. Эллисом представлениям о негативной
роли иррациональных установок). Соответственно способ его
исцеления - переход от автоматического, бездумного поведения
к осознанному, управляемому разумом. Подобный рецепт при
меним достаточно широко, в то же время наиболее подходит он
для «правополушарных» личностей - представителей художе
ственного типа, артистических натур и людей с истероидными,
демонстративными чертами характера. (Не случайно сам осно
ватель метода, в общем-то изначально создававший его для са
мопомощи, для решения собственных проблем, в молодости был
актером.)
Для обоснования своего подхода Александер опирался на мо
дель «действий, ориентированных на цель», близкую к представле
ниям бихевиоральной психологии. И конечный результат психокор
рекции данным методом в психологических терминах представля
ется как переход от простой поведенческой схемы «стимул -
246
Глава 5