Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16448
Скачиваний: 267
реакция» к усовершенствованной схеме «стимул - промежуточные
переменные (осознаваемая переработка) - реакция». Соответствен
но цель метода - дать индивиду возможность корректировать соб
ственное неадаптивное поведение, точнее, изменять привычный
способ составления программы своих действий. Александер исхо
дил из представления о том, что этот процесс «самопрограммирова
ния» нередко протекает автоматически, неосознанно, следователь
но, можно исправить его недостатки за счет большей осознанности.
Для этого, говоря образно, необходимо разорвать, расколоть при
вычный шаблон поведения и в образовавшуюся трещину «вкли
нить» сознательный контроль. Отсюда в системе Александера вы
водится универсальная схема сознательного контроля человеком
собственного поведения, самопрограммирования и саморегуляции,
включающая следующие этапы:
а) Торможение привычного двигательного (или иного поведен
ческого, а также интеллектуального) стереотипа. Под тормо
жением Александер понимал приостановку начатого действия
и его обдумывание перед тем, как это действие реализовать
внешне. В качестве аналогов подобного приема можно рассмат
ривать упражнение «стоп» в системе личностного роста по
Г. Гурджиеву, метод наведения транса путем разрывания сте
реотипа по М. Эриксону, а также эффект замешательства по
Ф. Перлзу.
б) Включение в схему поведения дополнительного звена - созна
тельного контроля - в форме так называемой «директивы», то
есть краткой самоинструкции, подразумевающей беспреко
словное, автоматическое исполнение (данное понятие близко
к современному термину «установка»).
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА
Наибольший интерес представляет описанный Александером
феномен «первичного контроля». С физиологической точки зрения
этот механизм опирается на рефлексы поддержания позы, опосре
дующие влияние положения головы на тонус мышц-сгибателей и
разгибателей конечностей, разгибателей туловища и околопозвоноч
ных мышц (шейные статические или позно-тонические и стато-ки-
нетические рефлексы).
247
В клинической медицине (в первую очередь вертеброневроло-
гии) близкие к «первичному контролю» механизмы рассматрива
ются как проявление функционирования так называемой медиас-
тинальной модуляторной системы (А.А. Кель), связанной с шейным
изгибом (лордозом) позвоночника и модифицирующей влияние ве
гетативной нервной системы на состояние органов грудной полос
ти, особенно средостения. С неврологической точки зрения концеп
ция «первичного контроля» важна еще и тем, что связывает состоя
ние шейного отдела позвоночника с общим психофизическим
состоянием организма. В этой связи необходимо напомнить, что
шейный отдел позвоночника по сравнению с другими его отделами
в силу своей мобильности является наиболее уязвимым. Разнооб
разные расстройства в данной области (нарушение физиологичес
кой кривизны позвоночника; длительное напряжение околопозво
ночных мышц; наличие в анамнезе травм, наиболее частой разно
видностью которых являются родовые травмы) могут приводить к
так называемой сегментарной спинальной ишемии, распространен
ность которой из-за наличия стертых, субклинических вариантов
протекания нередко недооценивается. При этом вследствие того, что
через шейные сегменты спинного мозга проходят как восходящие,
так и нисходящие проводящие пути, которые связывают головной
мозг со всеми нижележащими этажами нервной системы, любое не
благополучие в этой области может сказываться на состоянии ин
нервации организма в целом.
Таким образом, можно увидеть параллели и в то же время раз
личия в телесно-ориентированных подходах Ф.М. Александера и
А. Лоуэна. Образно говоря, у них противоположная «телесная ори
ентация». Хотя оба они придавали огромное значение исправлению
двигательного стереотипа и осанки пациента, но подходили к этому
процессу как бы с разных концов. Если Лоуэн, находясь в русле пси
хоаналитической традиции, обращал большее внимание на реше
ние сексуально-психологических проблем пациентов и в связи с
этим - на положение таза, то Александер, по-видимому, в большей
мере ориентировался на решение проблем творческого самовыра
жения у своих клиентов и в связи с этим большее внимание уделял
положению головы и шеи.
Значимая роль напряжения мышц задней области шеи, служа
щего действительно одним из наиболее распространенных автома
тических механизмов блокирования негативных эмоций, подчерки-
248
Глава 5
вается и современными авторами. Отсюда та важность, которая при
дается снятию этого напряжения (в терминологии И. Шалифа, пар
opening - «открытие» шеи и затылка). Рекомендуется также созна
тельное использование данного механизма - в виде чередования
кратковременного произвольного напряжения и расслабления - для
контроля негативных эмоций в момент их появления.
Техника саморегуляции по Александеру также использует ряд
конкретных психофизиологических механизмов. Как и при обыч
ном самовнушении, здесь для саморегуляции используется програм
мирующая функция речи, но воздействие словесной самоинструк
ции усиливается за счет эффекта Б.В. Зейгарник: начатое и внезап
но прерванное действие лучше запоминается (что необходимо для
его продолжения в дальнейшем, для завершения гештальта). Тем
самым создается устойчивый навык структурирования психической
активности, гармонично сочетающий ее рациональные и иррацио
нальные компоненты и полезный в различных жизненных ситуа
циях. При этом Александер главное внимание уделял именно раци
онально-логическому звену поведенческого акта; по его словам,
«жизненные привычки можно изменить в течение нескольких ми
нут, если подключить к этому разум». На наш взгляд, подобное ис
кусственное формирование Супер-Эго может быть применимо и
в педагогике, особенно в психокоррекции подростков с девиантным
поведением.
Основной эффект психологической саморегуляции при этом
может достигаться за счет формирования у человека привычки по
стоянного самоосознавания. И если вспомнить театральный опыт
Александера, то на уровне метафоры это можно представить как
своего рода воспитание субличности - «внутреннего режиссера»,
никогда не покидающего свое место в нашем внутрипсихическом
«театре одного зрителя». Режиссера, который управляет происхо
дящим спектаклем, непрерывно задавая вопросы остальным сублич
ностям (отдельным граням человеческого «Я»), выходящим на сце
ну, сменяя друг друга: «А что это мое «Я» сейчас делает? Зачем «мне»
это нужно? Что «Я» хочу в итоге получить?» - с последующей «кри
сталлизацией» цели, сознательной настройкой подсознания на ко
нечный результат. Здесь прослеживается некоторая общность и с
известным гурджиевским принципом личностного роста («помнить
себя»), и с известной в отечественной культуре «методологической»
схемой структурирования психической деятельности по Г.П. Щед-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 249
ровицкому. Техника же самоконтроля по Александеру, основанная
на навыке диссоциации (войти в диссоциативное состояние - за
дать самоинструкцию для автоматического выполнения - далее
спокойно наблюдать как бы со стороны за достижением заданного
результата), в отечественной психотерапии нашла дальнейшее раз
витие в методе саморегуляции по X. Алиеву. И мы не случайно ис
пользовали для ее описания «театральную» метафору: наибольший
эффект подобных методик достигается у людей «правополушар-
ных», принадлежащих к «художественному», артистическому типу
личности (впрочем, так же, как и в отношении навыка «первичного
контроля»).
9. Первичная терапия А. Янова
В основе «первичной терапии», образно называемой методом
«первичного крика» (primal scream), разработанной Артуром Яно-
вым в 1960-70-е годы, лежат унаследованные от психоанализа пред
ставления о том, что корни невроза лежат в детстве. В сущности,
термин «первичный» в данном контексте обозначает то, что связа
но с самым ранним детством, с чем маленький ребенок сталкивает
ся впервые в жизни.
ПЕРВИЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НЕВРОЗА.
МЕТАФОРА «НАСТОЯЩЕГО» ЧЕЛОВЕКА
Все то, что в «первичной терапии» считается наиболее важным,
именуется «первичным». Соответственно в тот набор механизмов,
которые приводят к неврозу, включаются: первичная травма, пер
вичная боль, первичный пул эмоций, первичная сцена. Естествен
но, все начинается с первичного невротического опыта. Это не что
иное, как ранний детский негативный опыт, во взрослом возрасте
вытесненный из сознания, но не переставший быть актуальным на
подсознательном уровне. В первую очередь сюда относятся такие
негативные переживания, как воспоминания о конкретных психо-
травмирующих ситуациях («первичные травмы»). Но что не менее
важно, негативный опыт включает и неудовлетворенные детские
потребности. Каждый раз, когда грудной ребенок испытывает фрУ"
250
Глава 5
страцию, связанную с недостатком родительской любви и заботы,
недостаточным вниманием к себе, он ощущает «первичную боль».
Бессознательно накапливаясь, подобные переживания форми
руют «первичный пул» негативных эмоций. И когда вследствие на
копления первичных болей чаша терпения переполняется и первич
ный пул превышает некоторую критическую массу, наступает куль
минация травматичных переживаний. В этот драматический для
ребенка момент он впервые прибегает не к естественной, а к невро
тической форме эмоциональной разрядки, неадекватному реагиро
ванию - «замораживанию» эмоций, блокированию соответствую
щих воспоминаний. Так формируется «ядро» невроза, а связанная
с этим жизненная сцена запечатлевается в его памяти как «первич
ная сцена». Постепенно это приводит к фрагментации личности, пре
вращению некоторой изолированной ее части в хранилище подав
ленных воспоминаний и накопленной душевной боли. Тем самым
невроз, по Янову, - это «недолюбленность» и детская зависимость
от родителей, перенесенные во взрослое состояние, вкупе с усвоен
ным в детстве неправильным стереотипом эмоционального реаги
рования и «архивом» травматичных переживаний и неотреагиро-
ванных эмоций, накопленных благодаря этому порочному стерео
типу.
Происходит это вследствие описанных в классическом психо
анализе механизмов нарушения нормального возрастного развития
психики, фиксации на определенной детской стадии. Подобный за
щитный механизм, предназначенный для того, чтобы заблокировать
доступ к чувствам, чтобы избежать повторного переживания «пер
вичных травм», не дает человеку стать подлинным, «настоящим»,
не стесненным условностями и издержками воспитания, стать са
мим собой. (Использование метафоры «настоящего» человека рас
пространено не только в психотерапии, но и в культуре в целом. В
качестве примера можно вспомнить известные произведения оте
чественной литературы.) Отсюда и рецепт исцеления по Янову -
стать «настоящим» и целостным. Это означает для человека пре
одолеть фрагментацию собственной личности, соприкоснуться с ее
частями, изолированными от сознательного «Я», с заблокирован
ными чувствами. А кроме того, освободиться от тех внутренних оков,
которые он носит в себе и которые служат источниками его психо
логических проблем. Избавиться от внутреннего напряжения, от все
го лишнего, наносного, чуждого, что обременяет его жизнь и порой
251