Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15673

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

реакция» к усовершенствованной схеме «стимул - промежуточные 
переменные (осознаваемая переработка) - реакция». Соответствен­
но цель метода - дать индивиду возможность корректировать соб­
ственное неадаптивное поведение, точнее, изменять привычный 
способ составления программы своих действий. Александер исхо­
дил из представления о том, что этот процесс «самопрограммирова­
ния» нередко протекает автоматически, неосознанно, следователь­
но, можно исправить его недостатки за счет большей осознанности. 
Для этого, говоря образно, необходимо разорвать, расколоть при­
вычный шаблон поведения и в образовавшуюся трещину «вкли­
нить» сознательный контроль. Отсюда в системе Александера вы­
водится универсальная схема сознательного контроля человеком 
собственного поведения, самопрограммирования и саморегуляции, 
включающая следующие этапы: 

а) Торможение привычного двигательного (или иного поведен­

ческого, а также интеллектуального) стереотипа. Под тормо­
жением Александер понимал приостановку начатого действия 
и его обдумывание перед тем, как это действие реализовать 
внешне. В качестве аналогов подобного приема можно рассмат­
ривать упражнение «стоп» в системе личностного роста по 

Г. Гурджиеву, метод наведения транса путем разрывания сте­
реотипа по М. Эриксону, а также эффект замешательства по 
Ф. Перлзу. 

б) Включение в схему поведения дополнительного звена - созна­

тельного контроля - в форме так называемой «директивы», то 
есть краткой самоинструкции, подразумевающей беспреко­
словное, автоматическое исполнение (данное понятие близко 
к современному термину «установка»). 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА 

Наибольший интерес представляет описанный Александером 

феномен «первичного контроля». С физиологической точки зрения 
этот механизм опирается на рефлексы поддержания позы, опосре­
дующие влияние положения головы на тонус мышц-сгибателей и 

разгибателей конечностей, разгибателей туловища и околопозвоноч­
ных мышц (шейные статические или позно-тонические и стато-ки-
нетические рефлексы). 

247 


background image

В клинической медицине (в первую очередь вертеброневроло-

гии) близкие к «первичному контролю» механизмы рассматрива­
ются как проявление функционирования так называемой медиас-
тинальной модуляторной системы (А.А. Кель), связанной с шейным 
изгибом (лордозом) позвоночника и модифицирующей влияние ве­
гетативной нервной системы на состояние органов грудной полос­
ти, особенно средостения. С неврологической точки зрения концеп­
ция «первичного контроля» важна еще и тем, что связывает состоя­
ние шейного отдела позвоночника с общим психофизическим 
состоянием организма. В этой связи необходимо напомнить, что 
шейный отдел позвоночника по сравнению с другими его отделами 
в силу своей мобильности является наиболее уязвимым. Разнооб­
разные расстройства в данной области (нарушение физиологичес­
кой кривизны позвоночника; длительное напряжение околопозво­
ночных мышц; наличие в анамнезе травм, наиболее частой разно­
видностью которых являются родовые травмы) могут приводить к 
так называемой сегментарной спинальной ишемии, распространен­
ность которой из-за наличия стертых, субклинических вариантов 
протекания нередко недооценивается. При этом вследствие того, что 
через шейные сегменты спинного мозга проходят как восходящие, 
так и нисходящие проводящие пути, которые связывают головной 
мозг со всеми нижележащими этажами нервной системы, любое не­
благополучие в этой области может сказываться на состоянии ин­
нервации организма в целом. 

Таким образом, можно увидеть параллели и в то же время раз­

личия в телесно-ориентированных подходах Ф.М. Александера и 
А. Лоуэна. Образно говоря, у них противоположная «телесная ори­
ентация». Хотя оба они придавали огромное значение исправлению 
двигательного стереотипа и осанки пациента, но подходили к этому 

процессу как бы с разных концов. Если Лоуэн, находясь в русле пси­
хоаналитической традиции, обращал большее внимание на реше­
ние сексуально-психологических проблем пациентов и в связи с 
этим - на положение таза, то Александер, по-видимому, в большей 
мере ориентировался на решение проблем творческого самовыра­
жения у своих клиентов и в связи с этим большее внимание уделял 
положению головы и шеи. 

Значимая роль напряжения мышц задней области шеи, служа­

щего действительно одним из наиболее распространенных автома­
тических механизмов блокирования негативных эмоций, подчерки-

248 

Глава 5 


background image

вается и современными авторами. Отсюда та важность, которая при­
дается снятию этого напряжения (в терминологии И. Шалифа, пар 
opening - «открытие» шеи и затылка). Рекомендуется также созна­
тельное использование данного механизма - в виде чередования 
кратковременного произвольного напряжения и расслабления - для 
контроля негативных эмоций в момент их появления. 

Техника саморегуляции по Александеру также использует ряд 

конкретных психофизиологических механизмов. Как и при обыч­
ном самовнушении, здесь для саморегуляции используется програм­
мирующая функция речи, но воздействие словесной самоинструк­
ции усиливается за счет эффекта Б.В. Зейгарник: начатое и внезап­
но прерванное действие лучше запоминается (что необходимо для 
его продолжения в дальнейшем, для завершения гештальта). Тем 
самым создается устойчивый навык структурирования психической 
активности, гармонично сочетающий ее рациональные и иррацио­
нальные компоненты и полезный в различных жизненных ситуа­
циях. При этом Александер главное внимание уделял именно раци­
онально-логическому звену поведенческого акта; по его словам, 
«жизненные привычки можно изменить в течение нескольких ми­
нут, если подключить к этому разум». На наш взгляд, подобное ис­
кусственное формирование Супер-Эго может быть применимо и 
в педагогике, особенно в психокоррекции подростков с девиантным 
поведением. 

Основной эффект психологической саморегуляции при этом 

может достигаться за счет формирования у человека привычки по­
стоянного самоосознавания. И если вспомнить театральный опыт 
Александера, то на уровне метафоры это можно представить как 
своего рода воспитание субличности - «внутреннего режиссера», 
никогда не покидающего свое место в нашем внутрипсихическом 
«театре одного зрителя». Режиссера, который управляет происхо­

дящим спектаклем, непрерывно задавая вопросы остальным сублич­

ностям (отдельным граням человеческого «Я»), выходящим на сце­
ну, сменяя друг друга: «А что это мое «Я» сейчас делает? Зачем «мне» 
это нужно? Что «Я» хочу в итоге получить?» - с последующей «кри­
сталлизацией» цели, сознательной настройкой подсознания на ко­
нечный результат. Здесь прослеживается некоторая общность и с 
известным гурджиевским принципом личностного роста («помнить 
себя»), и с известной в отечественной культуре «методологической» 
схемой структурирования психической деятельности по Г.П. Щед-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 249 


background image

ровицкому. Техника же самоконтроля по Александеру, основанная 
на навыке диссоциации (войти в диссоциативное состояние - за­
дать самоинструкцию для автоматического выполнения - далее 
спокойно наблюдать как бы со стороны за достижением заданного 
результата), в отечественной психотерапии нашла дальнейшее раз­
витие в методе саморегуляции по X. Алиеву. И мы не случайно ис­
пользовали для ее описания «театральную» метафору: наибольший 
эффект подобных методик достигается у людей «правополушар-
ных», принадлежащих к «художественному», артистическому типу 
личности (впрочем, так же, как и в отношении навыка «первичного 
контроля»). 

9. Первичная терапия А. Янова 

В основе «первичной терапии», образно называемой методом 

«первичного крика» (primal scream), разработанной Артуром Яно-

вым в 1960-70-е годы, лежат унаследованные от психоанализа пред­
ставления о том, что корни невроза лежат в детстве. В сущности, 
термин «первичный» в данном контексте обозначает то, что связа­
но с самым ранним детством, с чем маленький ребенок сталкивает­
ся впервые в жизни. 

ПЕРВИЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НЕВРОЗА. 

МЕТАФОРА «НАСТОЯЩЕГО» ЧЕЛОВЕКА 

Все то, что в «первичной терапии» считается наиболее важным, 

именуется «первичным». Соответственно в тот набор механизмов, 
которые приводят к неврозу, включаются: первичная травма, пер­
вичная боль, первичный пул эмоций, первичная сцена. Естествен­
но, все начинается с первичного невротического опыта. Это не что 
иное, как ранний детский негативный опыт, во взрослом возрасте 
вытесненный из сознания, но не переставший быть актуальным на 
подсознательном уровне. В первую очередь сюда относятся такие 
негативные переживания, как воспоминания о конкретных психо-
травмирующих ситуациях («первичные травмы»). Но что не менее 
важно, негативный опыт включает и неудовлетворенные детские 

потребности. Каждый раз, когда грудной ребенок испытывает фрУ" 

250 

Глава 5 


background image

страцию, связанную с недостатком родительской любви и заботы, 
недостаточным вниманием к себе, он ощущает «первичную боль». 

Бессознательно накапливаясь, подобные переживания форми­

руют «первичный пул» негативных эмоций. И когда вследствие на­
копления первичных болей чаша терпения переполняется и первич­
ный пул превышает некоторую критическую массу, наступает куль­
минация травматичных переживаний. В этот драматический для 
ребенка момент он впервые прибегает не к естественной, а к невро­
тической форме эмоциональной разрядки, неадекватному реагиро­
ванию - «замораживанию» эмоций, блокированию соответствую­
щих воспоминаний. Так формируется «ядро» невроза, а связанная 
с этим жизненная сцена запечатлевается в его памяти как «первич­
ная сцена». Постепенно это приводит к фрагментации личности, пре­
вращению некоторой изолированной ее части в хранилище подав­
ленных воспоминаний и накопленной душевной боли. Тем самым 
невроз, по Янову, - это «недолюбленность» и детская зависимость 
от родителей, перенесенные во взрослое состояние, вкупе с усвоен­

ным в детстве неправильным стереотипом эмоционального реаги­
рования и «архивом» травматичных переживаний и неотреагиро-
ванных эмоций, накопленных благодаря этому порочному стерео­
типу. 

Происходит это вследствие описанных в классическом психо­

анализе механизмов нарушения нормального возрастного развития 
психики, фиксации на определенной детской стадии. Подобный за­
щитный механизм, предназначенный для того, чтобы заблокировать 
доступ к чувствам, чтобы избежать повторного переживания «пер­
вичных травм», не дает человеку стать подлинным, «настоящим», 
не стесненным условностями и издержками воспитания, стать са­
мим собой. (Использование метафоры «настоящего» человека рас­
пространено не только в психотерапии, но и в культуре в целом. В 
качестве примера можно вспомнить известные произведения оте­
чественной литературы.) Отсюда и рецепт исцеления по Янову -

стать «настоящим» и целостным. Это означает для человека пре­
одолеть фрагментацию собственной личности, соприкоснуться с ее 
частями, изолированными от сознательного «Я», с заблокирован­
ными чувствами. А кроме того, освободиться от тех внутренних оков, 
которые он носит в себе и которые служат источниками его психо­
логических проблем. Избавиться от внутреннего напряжения, от все­
го лишнего, наносного, чуждого, что обременяет его жизнь и порой 

251