Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16455

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

делает ее невыносимой. Освободиться от груза подавленных нега­
тивных детских воспоминаний. Стать самодостаточным, независи­
мым в оценке собственной личности от внешних оценок (в этом 

представления А. Янова перекликаются с самоактуализацией по 
А. Маслоу). 

Для психокоррекции используется механизм регрессии, воз­

врата в прошлое, в раннее детство. Его цель - помочь человеку про­
жить ситуацию «первичной травмы» заново, причем добиться этого 
максимально реалистично, на физическом уровне, с интенсивны­
ми телесными проявлениями эмоций. При этом исключительно 
важно, что единственный канал голосовой коммуникации с окру­
жающим миром для маленького ребенка, еще не умеющего гово­
рить, - это крик. Он же одновременно является для ребенка и пер­

вичной формой разрядки внутреннего психологического напряже­
ния. Поэтому и повторное проживание состояния обиженного и 
испуганного ребенка, и избавление от эмоционального груза нега­

тивных воспоминаний происходит у взрослого человека именно с 
помощью крика, повторяющего безутешный плач-призыв грудно­
го ребенка. Этот элемент подхода Янова явился весьма оригиналь­
ным, отличающим его от других психотерапевтических систем, 
отсюда еще одно название метода - терапия «первичного крика». 

Важным его элементом, помимо возврата к травматичным воспо­

минаниям детства, является такой физиологический навык, как 
глубокое дыхание, возвращающее человека к детски-естественно­
му паттерну дыхания, не препятствующему, а способствующему 
открытому выражению эмоций. Ту же цель преследует работа по 
изменению привычного способа речи, задача которой - психоло­

гически вернуть человека в детство, к тому периоду биографии, 
когда освоение речи еще только происходило. 

«ПЕРВИЧНЫЙ КРИК» КАК ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА 

По образному описанию А. Голдмена, пациент, проходящий 

курс яновской терапии, «обнажает сущность своего инфантильно­
го страдания и зависимость, скрытую в каждом человеке. Страдаю­
щего убеждают выразить свою боль и обратиться к воспоминаниям: 
больной неистово, пронзительно кричит «Мамочка! Папочка!», пла­

чет, раскачивается в положении плода, разыгрывает родовую трав­
му, его рвет, и он влезает в детскую кроватку, где начинает играть с 

252 

Глава 5 


background image

мишками и куклами человеческого размера. Кульминационным 
моментом путешествия в прошлое является первичный, первобыт­
ный крик, «пронзительный, смертельный крик», заставляющий 
больного почувствовать себя спокойным, очищенным и совершен­
ным. Как только пациент достигает «первичного крика», его побуж­
дают повторить опыт снова и снова... до тех пор, пока у него не от­
кроется широкий, прямой канал от его глубоко скрытых эмоций к 
поверхности его разума и тела» (Goldmen А., цит. по Дж. Наэму, 

1984). В дальнейшем подобная реакция с помощью групповых тре-

нинговых упражнений превращается в устойчивый стереотип раз­
рядки негативных эмоций, предотвращающий их накопление. По 
сути, это детски-правополушарный способ эмоционального реаги­
рования, особенно актуальный для «правополушарных», так назы­
ваемых истероидных личностей, страдающих от блокирования 
внешнего выражения своих эмоций. Соприкоснуться с собственны­
ми чувствами человек должен как в переносном, так и в прямом 
смысле, на телесном уровне, в чем и помогает ему психотерапевт. 
Именно поэтому метод Янова с полным правом относится к сфере 
телесной психотерапии. 

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 

Спектр применения «первичной терапии» весьма широк - от 

эмоционально-невротических и психосоматических расстройств до 
поведенческих нарушений (компульсивного поведения, различных 
видов зависимостей), которые, по Янову, представляют собой не­
адаптивные, регрессивные формы разрядки внутреннего напряже­
ния. Необходимость в них у человека отпадает после избавления от 

«первичной травмы». В процессе терапии он обучается быть самим 

собой - избавившись от постоянного внутреннего напряжения, ес­
тественно реагировать и открыто переживать свои чувства, осозна­
вать истинные причины и глубинные мотивы своих желаний. Тем 
самым человек обретает способность реалистически оценивать свое 
состояние и планировать свое поведение как «настоящее». Иными 
словами, жить настоящим, без навязчивого стремления удовлетво­
рять свои потребности (Рудестам К., 2000). Соответственно прой­
дя курс «первичной терапии», пациент получает возможность до­

биться главной цели личностного роста - улучшить как собственно 
психологическую, так и психосоциальную адаптацию. 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 253 


background image

Индивидуальный, подготовительный этап психокоррекции 

продолжается до трех недель, групповой этап - до года. В течение 
этого времени пациент должен научиться распознавать эмоциональ­
ные состояния и физические ощущения, связанные с «первичными 
травмами», и устранять их с помощью приемов психоэмоциональ­
ной разрядки. Адекватность усвоения новых форм эмоционального 
реагирования, техники катарсиса проверяется не только на пове­
денческом, но и на телесном, физиологическом уровне. Как пишет 
А.Голдмен (цит. соч.), пациента «выпускают в жизнь с ее напряжен­
ным ритмом решительным, с пониженной температурой тела, за­
медленным пульсом, более глубоким дыханием и измененной энце­
фалограммой». 

Иными словами, критерием завершенности терапии является 

устранение физиологических проявлений избыточной симпатичес­
кой активации (реакции напряжения), практическое освоение ре­
акции релаксации. Тем самым человек обучается «безопасному», 
безвредному для здоровья выражению своих эмоций на телесном 
уровне, с детской непосредственностью. Способ же, с помощью ко­
торого это достигается, по существу, биографически-регрессионный. 

В современных методах телесной психокоррекции также использу­
ется возрастная регрессия, но уже не в примитивной форме - внеш­
ней, биографически-поведенческой, болезненно-конфликтной, а в 

форме неспецифической, физиологической возрастной регрессии. 

Это же представляет собой и естественный механизм эмоциональ­
ной разрядки, протекающей в мягкой, экологичной форме. 

10. Чувственное осознавание 

(Ш. Селвер, Ч. Брукс, Э. Якоби) 

В телесно-ориентированной психологии и психотерапии боль­

шое внимание уделяется техникам работы с телесными ощущения­
ми. В методе же чувственного осознавания (sensory awareness) no 
Ш. Селвер и Ч. Бруксу эти техники занимают ведущее место. Соб­
ственно, работы этих авторов опирались на метод Э. Гиндлер (уче­
ницей которой являлась Ш. Селвер), названный впоследствии те­
рапией, основанной на движении и расслаблении. Основа подобных 
подходов - самонаблюдение, изучение собственного тела, обна-

254 

Глава 5 


background image

ружение и устранение участков застойного мышечного напряжения 
и косвенно - связанных с ними психологических стереотипов. Та­
ким образом, чувственное осознавание подразумевает в первую оче­
редь осознавание кинестетических ощущений. 

Если в первоначальной технике Э. Гиндлер много внимания 

уделяется осознаванию телесных ощущений, возникающих в фик­
сированной позе на жесткой опоре (например, лежа на спине) или в 
позах, связанных с растяжением, то Ч. Брукс основное значение 
придает «осознанному стоянию» (то есть осознаванию ощущений 
опоры в положении стоя). Важную роль играет также осознавание 
ощущений, возникающих при исчезновении опоры (что само по себе 
является глубокой метафорой). По мысли Ч. Брукса, при использо­
вании самонаблюдения мы не стараемся достичь некоторого резуль­
тата, а лишь помогаем определенным физиологическим процессам 
реализоваться. Наблюдая за собственными телесными процессами, 
мы можем отделиться от них: если вначале мы запускаем их проте­
кание, то в дальнейшем просто позволяем этим процессам происхо­
дить естественным образом (принцип

 идеодинамики),

 при этом до­

пуская их в сферу осознавания. 

Полнота осознавания собственного тела достигается за счет 

деавтоматизации восприятия - привлечения внимания к обычно 
игнорируемым ощущениям, а также отключения его интеллектуа­
лизации, приостановки вербализации сенсорного опыта. Тем самым 
человек обучается ощущать свое тело «с детской непосредствен­
ностью» (Д. Андерсон, 1996), возвращает себе природную, естест­
венную полноту переживаний, свойственную маленькому ребенку 

(Ч. Брукс, 1997). Это еще один пример физиологической возраст­
ной регрессии, оживления детской телесной памяти. Взрослый че­

ловек в подобном состоянии не только как бы по-новому ощущает 
собственное тело - как ребенок, который только приступает к изу­
чению своей телесной оболочки. Он еще и начинает осваивать ее за­

ново, в чем-то так же, как и ребенок, который учится владеть своим 
телом. Повторное открытие человеком собственного тела приводит 
и к открытию им новых сторон своего физического «Я», а заодно и 
своего существования в целом, переосмысления своего места и пред­
назначения в жизни. Тем самым сенсорное осознавание можно упо­

добить мосту между внутренним миром и миром внешним, позволя­

ющим переходить из виртуального времени и пространства в состо­
яние «здесь-и-сейчас», утвердиться в контакте с реальностью. 

255 


background image

Необходимо подчеркнуть, что сенсорное осознавание - это 

именно «свободнотекущее» самонаблюдение, основанное на непро­
извольном внимании и требующее особого функционального состо­
яния человека. Состояние сенсорного осознавания - по сути, изме­
ненное состояние сознания, при погружении в которое становятся 
осознанными психические процессы, обычно игнорируемые или 
вытесняемые, правополушарные. Четкое разделение между непро­
извольным самонаблюдением (сенсорным осознаванием) и самонаб­

людением произвольным (самоанализом) провел еще Ф. Перлз 

(1993): «Сознавание - это спонтанное чувствование того, что в вас 
возникает - что вы делаете, чувствуете, планируете. Интроспекция 

же, наоборот - произвольное обращение внимания на эти деятель­
ности, включающее оценку, исправление, управление, вмешатель­
ство; часто как раз само это «обращение внимания» изменяет дей­
ствия или не дает им достичь сознавания» (Там же). 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВЕННОГО ОСОЗНАВАНИЯ 

И ДРУГИХ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ 

По сути, сенсорное осознавание близко к представлениям со­

здателя гештальт-терапии Ф. Перлза, по мнению которого, челове­
ку необходимо научиться тому, чтобы находиться в контакте со сво­
ими чувствами, со своим подлинным «Я». Это возможно за счет 
формирования навыка осознавания - сокращения «промежуточ­
ной зоны» осознания, которая в обыденном состоянии блокирует 
восприятие реальности, замещая ее фантазиями и иллюзиями. В 
гештальт-терапии, по мнению К. Нараньо (1995), концентрация на 
настоящем представляется как своего рода идеал психического со­
стояния, осуществимый в повседневной жизни. Рецепт же его до­
стижения - прекращение любых занятий, кроме ощущения. Иными 
словами; не что иное, как все то же сенсорное осознавание, которое 
приводит к осознаванию человеком иллюзорности собственных сте­
реотипов и автоматических привычек восприятия. При этом необ­
ходимо добиться перераспределения приоритетов сознания, или в 

«классической» формулировке - поставить «здесь и сейчас» на мес­

то «там и тогда» (Schein E., Bennis W., 1967). 

Аналогичным образом, по представлению К. Роджерса, харак­

теристикой «правильно функционирующей» личности является 
осознавание текущего сенсорного опыта без искажений и изъятий. 

256 

Глава

 5