Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16455
Скачиваний: 267
делает ее невыносимой. Освободиться от груза подавленных нега
тивных детских воспоминаний. Стать самодостаточным, независи
мым в оценке собственной личности от внешних оценок (в этом
представления А. Янова перекликаются с самоактуализацией по
А. Маслоу).
Для психокоррекции используется механизм регрессии, воз
врата в прошлое, в раннее детство. Его цель - помочь человеку про
жить ситуацию «первичной травмы» заново, причем добиться этого
максимально реалистично, на физическом уровне, с интенсивны
ми телесными проявлениями эмоций. При этом исключительно
важно, что единственный канал голосовой коммуникации с окру
жающим миром для маленького ребенка, еще не умеющего гово
рить, - это крик. Он же одновременно является для ребенка и пер
вичной формой разрядки внутреннего психологического напряже
ния. Поэтому и повторное проживание состояния обиженного и
испуганного ребенка, и избавление от эмоционального груза нега
тивных воспоминаний происходит у взрослого человека именно с
помощью крика, повторяющего безутешный плач-призыв грудно
го ребенка. Этот элемент подхода Янова явился весьма оригиналь
ным, отличающим его от других психотерапевтических систем,
отсюда еще одно название метода - терапия «первичного крика».
Важным его элементом, помимо возврата к травматичным воспо
минаниям детства, является такой физиологический навык, как
глубокое дыхание, возвращающее человека к детски-естественно
му паттерну дыхания, не препятствующему, а способствующему
открытому выражению эмоций. Ту же цель преследует работа по
изменению привычного способа речи, задача которой - психоло
гически вернуть человека в детство, к тому периоду биографии,
когда освоение речи еще только происходило.
«ПЕРВИЧНЫЙ КРИК» КАК ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА
По образному описанию А. Голдмена, пациент, проходящий
курс яновской терапии, «обнажает сущность своего инфантильно
го страдания и зависимость, скрытую в каждом человеке. Страдаю
щего убеждают выразить свою боль и обратиться к воспоминаниям:
больной неистово, пронзительно кричит «Мамочка! Папочка!», пла
чет, раскачивается в положении плода, разыгрывает родовую трав
му, его рвет, и он влезает в детскую кроватку, где начинает играть с
252
Глава 5
мишками и куклами человеческого размера. Кульминационным
моментом путешествия в прошлое является первичный, первобыт
ный крик, «пронзительный, смертельный крик», заставляющий
больного почувствовать себя спокойным, очищенным и совершен
ным. Как только пациент достигает «первичного крика», его побуж
дают повторить опыт снова и снова... до тех пор, пока у него не от
кроется широкий, прямой канал от его глубоко скрытых эмоций к
поверхности его разума и тела» (Goldmen А., цит. по Дж. Наэму,
1984). В дальнейшем подобная реакция с помощью групповых тре-
нинговых упражнений превращается в устойчивый стереотип раз
рядки негативных эмоций, предотвращающий их накопление. По
сути, это детски-правополушарный способ эмоционального реаги
рования, особенно актуальный для «правополушарных», так назы
ваемых истероидных личностей, страдающих от блокирования
внешнего выражения своих эмоций. Соприкоснуться с собственны
ми чувствами человек должен как в переносном, так и в прямом
смысле, на телесном уровне, в чем и помогает ему психотерапевт.
Именно поэтому метод Янова с полным правом относится к сфере
телесной психотерапии.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Спектр применения «первичной терапии» весьма широк - от
эмоционально-невротических и психосоматических расстройств до
поведенческих нарушений (компульсивного поведения, различных
видов зависимостей), которые, по Янову, представляют собой не
адаптивные, регрессивные формы разрядки внутреннего напряже
ния. Необходимость в них у человека отпадает после избавления от
«первичной травмы». В процессе терапии он обучается быть самим
собой - избавившись от постоянного внутреннего напряжения, ес
тественно реагировать и открыто переживать свои чувства, осозна
вать истинные причины и глубинные мотивы своих желаний. Тем
самым человек обретает способность реалистически оценивать свое
состояние и планировать свое поведение как «настоящее». Иными
словами, жить настоящим, без навязчивого стремления удовлетво
рять свои потребности (Рудестам К., 2000). Соответственно прой
дя курс «первичной терапии», пациент получает возможность до
биться главной цели личностного роста - улучшить как собственно
психологическую, так и психосоциальную адаптацию.
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 253
Индивидуальный, подготовительный этап психокоррекции
продолжается до трех недель, групповой этап - до года. В течение
этого времени пациент должен научиться распознавать эмоциональ
ные состояния и физические ощущения, связанные с «первичными
травмами», и устранять их с помощью приемов психоэмоциональ
ной разрядки. Адекватность усвоения новых форм эмоционального
реагирования, техники катарсиса проверяется не только на пове
денческом, но и на телесном, физиологическом уровне. Как пишет
А.Голдмен (цит. соч.), пациента «выпускают в жизнь с ее напряжен
ным ритмом решительным, с пониженной температурой тела, за
медленным пульсом, более глубоким дыханием и измененной энце
фалограммой».
Иными словами, критерием завершенности терапии является
устранение физиологических проявлений избыточной симпатичес
кой активации (реакции напряжения), практическое освоение ре
акции релаксации. Тем самым человек обучается «безопасному»,
безвредному для здоровья выражению своих эмоций на телесном
уровне, с детской непосредственностью. Способ же, с помощью ко
торого это достигается, по существу, биографически-регрессионный.
В современных методах телесной психокоррекции также использу
ется возрастная регрессия, но уже не в примитивной форме - внеш
ней, биографически-поведенческой, болезненно-конфликтной, а в
форме неспецифической, физиологической возрастной регрессии.
Это же представляет собой и естественный механизм эмоциональ
ной разрядки, протекающей в мягкой, экологичной форме.
10. Чувственное осознавание
(Ш. Селвер, Ч. Брукс, Э. Якоби)
В телесно-ориентированной психологии и психотерапии боль
шое внимание уделяется техникам работы с телесными ощущения
ми. В методе же чувственного осознавания (sensory awareness) no
Ш. Селвер и Ч. Бруксу эти техники занимают ведущее место. Соб
ственно, работы этих авторов опирались на метод Э. Гиндлер (уче
ницей которой являлась Ш. Селвер), названный впоследствии те
рапией, основанной на движении и расслаблении. Основа подобных
подходов - самонаблюдение, изучение собственного тела, обна-
254
Глава 5
ружение и устранение участков застойного мышечного напряжения
и косвенно - связанных с ними психологических стереотипов. Та
ким образом, чувственное осознавание подразумевает в первую оче
редь осознавание кинестетических ощущений.
Если в первоначальной технике Э. Гиндлер много внимания
уделяется осознаванию телесных ощущений, возникающих в фик
сированной позе на жесткой опоре (например, лежа на спине) или в
позах, связанных с растяжением, то Ч. Брукс основное значение
придает «осознанному стоянию» (то есть осознаванию ощущений
опоры в положении стоя). Важную роль играет также осознавание
ощущений, возникающих при исчезновении опоры (что само по себе
является глубокой метафорой). По мысли Ч. Брукса, при использо
вании самонаблюдения мы не стараемся достичь некоторого резуль
тата, а лишь помогаем определенным физиологическим процессам
реализоваться. Наблюдая за собственными телесными процессами,
мы можем отделиться от них: если вначале мы запускаем их проте
кание, то в дальнейшем просто позволяем этим процессам происхо
дить естественным образом (принцип
идеодинамики),
при этом до
пуская их в сферу осознавания.
Полнота осознавания собственного тела достигается за счет
деавтоматизации восприятия - привлечения внимания к обычно
игнорируемым ощущениям, а также отключения его интеллектуа
лизации, приостановки вербализации сенсорного опыта. Тем самым
человек обучается ощущать свое тело «с детской непосредствен
ностью» (Д. Андерсон, 1996), возвращает себе природную, естест
венную полноту переживаний, свойственную маленькому ребенку
(Ч. Брукс, 1997). Это еще один пример физиологической возраст
ной регрессии, оживления детской телесной памяти. Взрослый че
ловек в подобном состоянии не только как бы по-новому ощущает
собственное тело - как ребенок, который только приступает к изу
чению своей телесной оболочки. Он еще и начинает осваивать ее за
ново, в чем-то так же, как и ребенок, который учится владеть своим
телом. Повторное открытие человеком собственного тела приводит
и к открытию им новых сторон своего физического «Я», а заодно и
своего существования в целом, переосмысления своего места и пред
назначения в жизни. Тем самым сенсорное осознавание можно упо
добить мосту между внутренним миром и миром внешним, позволя
ющим переходить из виртуального времени и пространства в состо
яние «здесь-и-сейчас», утвердиться в контакте с реальностью.
255
Необходимо подчеркнуть, что сенсорное осознавание - это
именно «свободнотекущее» самонаблюдение, основанное на непро
извольном внимании и требующее особого функционального состо
яния человека. Состояние сенсорного осознавания - по сути, изме
ненное состояние сознания, при погружении в которое становятся
осознанными психические процессы, обычно игнорируемые или
вытесняемые, правополушарные. Четкое разделение между непро
извольным самонаблюдением (сенсорным осознаванием) и самонаб
людением произвольным (самоанализом) провел еще Ф. Перлз
(1993): «Сознавание - это спонтанное чувствование того, что в вас
возникает - что вы делаете, чувствуете, планируете. Интроспекция
же, наоборот - произвольное обращение внимания на эти деятель
ности, включающее оценку, исправление, управление, вмешатель
ство; часто как раз само это «обращение внимания» изменяет дей
ствия или не дает им достичь сознавания» (Там же).
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВЕННОГО ОСОЗНАВАНИЯ
И ДРУГИХ МЕТОДОВ ПСИХОТЕРАПИИ
По сути, сенсорное осознавание близко к представлениям со
здателя гештальт-терапии Ф. Перлза, по мнению которого, челове
ку необходимо научиться тому, чтобы находиться в контакте со сво
ими чувствами, со своим подлинным «Я». Это возможно за счет
формирования навыка осознавания - сокращения «промежуточ
ной зоны» осознания, которая в обыденном состоянии блокирует
восприятие реальности, замещая ее фантазиями и иллюзиями. В
гештальт-терапии, по мнению К. Нараньо (1995), концентрация на
настоящем представляется как своего рода идеал психического со
стояния, осуществимый в повседневной жизни. Рецепт же его до
стижения - прекращение любых занятий, кроме ощущения. Иными
словами; не что иное, как все то же сенсорное осознавание, которое
приводит к осознаванию человеком иллюзорности собственных сте
реотипов и автоматических привычек восприятия. При этом необ
ходимо добиться перераспределения приоритетов сознания, или в
«классической» формулировке - поставить «здесь и сейчас» на мес
то «там и тогда» (Schein E., Bennis W., 1967).
Аналогичным образом, по представлению К. Роджерса, харак
теристикой «правильно функционирующей» личности является
осознавание текущего сенсорного опыта без искажений и изъятий.
256
Глава
5