Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16609

Скачиваний: 272

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

На физиологическом уровне различные фазы развития стрес­

совых нарушений, закономерно сменяющие друг друга по мере 
накопления отрицательных эмоций, ухудшения состояния нерв­
ной системы (и организма в целом) вследствие затяжного харак­
тера стрессогеннои ситуации и отсутствия выхода из нее описаны 
Г.И. Косицким(1985): 

1. Фаза

 ВМА

 -

 внимание, мобилизация, активность.

 Это есте­

ственные адаптивные сдвиги, направленные на решение сто­
ящей перед человеком проблемы. 

2. Фаза

 СОЭ - стенические отрицательные эмоции

 (гнев, агрес­

сия). Это отчаянная попытка сверхнапряжения, мобилизации 
всех ресурсов, не задействованных ранее, которая возникает 
при неуспешности предыдущего этапа. 

3. Фаза

 астенических отрицательных эмоций

 (тоска, отчаяние, 

депрессия, связанные с невозможностью выхода из психотрав-
мирующей ситуации). Известно, что отрицательные эмоции 
длительно удерживаются в центральной нервной системе и пе­
реходят в «застойное» состояние (Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М., 

1983) или стационарную форму (Судаков К.В., 1981) за счет 

физиологических механизмов, уподобляемых эпилептиформ-
ному синдрому (Гелльгорн Э., Луфборроу Дж., 1966). 

4. Фаза

 срыва адаптации

 (невроз). В этой фазе хроническая 

психическая напряженность, «застойные» отрицательные 
эмоции приводят к формированию нового устойчивого со­
стояния мозга, при котором происходит перестройка взаи­
моотношений коры и подкорковых образований, проявляю­
щаяся, в частности, в нарушении вегетативной регуляции 
деятельности внутренних органов (психосоматическая па­
тология) и рассматриваемая в качестве динамического це-
ребровисцерального синдрома эмоционального стресса (Су­
даков К.В., 1981). Нарушения адаптации проявляются так­
же в форме эмоционально-волевых расстройств, развития 

неврозоподобных состояний, неадекватного поведения (Ко­
роленко Ц.П., 1978). 

Т.А. Немчин (1984) выделяет четыре степени нервно-психи­

ческого напряжения, рассматриваемые также как последовательные 
стадии его формирования: 

32 

Глава 2 


background image

I степень -

 слабое нервно-психическое напряжение. Оно про­

является преимущественно на эмоциональном и когнитивном уров­
не, при этом показатели высшей нервной деятельности и основные 
физиологические характеристики организма соответствуют нор­
мальным. 

II степень

 - умеренное нервно-психическое напряжение. При 

этом система адаптации целостного организма функционирует оп­
тимально, происходит активация психической и психомоторной 
деятельности с повышением ее продуктивности за счет усиления 
регуляторной роли ведущего полушария. Одновременно возраста­
ют показатели напряженности функционирования сердечно-сосу­
дистой системы. 

III степень

 - чрезмерное нервно-психическое напряжение. Это 

состояние, переходное от нормального к патологическому и сопро­
вождающееся уменьшением адаптированности, в частности, дезор­
ганизацией психомоторной деятельности со снижением роли доми­
нантного полушария, а также ухудшением гемодинамических по­
казателей. 

IV степень

 - патологическое нервно-психическое напряжение. 

Эта стадия представляет собой уже патологическое состояние, со­
провождающееся развитием психосоматических заболеваний и не­

адаптивными формами психологического реагирования, которые 
влияют не только на поведение, но и непосредственно на различ­
ные физиологические функции организма, вызывая их значитель­
ные изменения. 

В клинической психиатрии уже давно бытует мнение о том, что 

различные неврозы представляют собой не самостоятельные забо­
левания, а только клинические варианты единого психогенного рас­
стройства, связанные между собой многочисленными переходными 
и смешанными формами (Ковалев В.В., 1974). В качестве такого рас­
стройства и выступает синдром психической дезадаптации, тес­
но связанный с психосоматическими расстройствами. При этом, 
насколько парадоксальной ни представлялась бы подобная точка 
зрения, многие

 проявления невротических и психосоматических рас­

стройств являются именно адаптационными феноменами.

 По мне­

нию Л.И. Козловской (2001), невроз - «всего-навсего» специфичес­
кий вариант психологической адаптации, противостоящий личнос­
тному (духовному) росту, как противоположный полюс условной 
адаптационной шкалы. Как указывает А.А. Нальчаджан (1988), не-

Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 33 

2 - 11116 


background image

адекватные адаптивные стратегии или их патологические эквивален­
ты (невротические симптомы, психопатическое поведение и даже, 
возможно, отдельные проявления психозов) обладают определенной 
целесообразностью - естественно, не с точки зрения окружающих, 
а на внутрипсихическом уровне. Они, по сути, играют роль психоло­
гической защиты, так как уменьшают психическую напряженность, 
но в то же время на более высоких уровнях снижают психическую 
адаптированность. В качестве подобных неадекватных механизмов 
психической адаптации в стрессовых ситуациях описывается исполь­
зование психологических защит, неадекватных ситуации (особенно 
часто таких, как вытеснение, рационализация) либо подавление от­
рицательных эмоций вкупе с избеганием поиска внешней поддерж­
ки (KotlerT. e.a., 1994). При этом подобное посттравматическое по­

давление и отрицание эмоций оказывается адаптивным лишь в те­
чение короткого времени (Boehnlein J.K., Sparr L.F., 1993). 

С психотерапевтической точки зрения среди патологических 

эквивалентов адаптации в первую очередь необходимо отметить та­
кие проявления, как тревога, депрессия, невротизация, психопати-
зация и связанные с ними проявления психовегетативного синдро­
ма (Сандомирский М.Е., 2000а). Это наиболее общие проявления 
психологических проблем, универсальные клинико-психопатоло-
гические механизмы их формирования, в основе которых лежат ба­
зовые физиологические механизмы стресса. В этом свете главной 
задачей психокоррекции представляется повышение стрессоустой­
чивое™, а на психологическом уровне - фрустрационной толеран­
тности. 

И здесь необходимо сказать о таком важном направлении по­

вышения адаптивных способностей (психопрофилактики), как обу­
чение человека методам психологической самопомощи (psychoedu-
cation), которое и является главной практической целью нашего из­
ложения. Как подчеркивает X. Хартманн (2002), в психотерапии 
знание само по себе еще не равно адаптированное™. Для успешной 
адаптации необходима не только ее когнитивная составляющая (то 
есть информация сама по себе), но и эмоциональная готовность, и 
репетиция поведения. Иными словами, это знание необходимо еще 
и прочувствовать, и суметь применить на практике. 

Представления о дезадаптации как основном механизме фор­

мирования психологических и психосоматических расстройств све­
дены воедино в следующей схеме. 

34 

Глава 2 


background image

Механизмы нарушения психологической адаптации 

Внутренние причины 

духовный уровень:

 отсутствие внешней символической опоры 

(конструктивных жизненных целей, экзистенциального смысла жизни); 

мотивационныйуровень:

 перфекционизм (функция Супер-Эго); 

когнитивный уровень:

 дезадаптивные убеждения, ошибки мышления: 

эмоциональный уровень:

 отрицательный эмоциональный «багаж» 

(последствия психотравм и конфликтов, перенос отношений) 

↓ 

Внешний пусковой фактор («толчок*): 

стресс, особенно жизненная неудача, конфликт, потеря близких, 

резкое изменение жизненных обстоятельств, неопределенность будущего 

↓ 

Фрустрация (неадекватное переживание неудачи 

или несоответствия желаемого и действительного, 

в том числе реального и идеального образа "Я") 

↓ 

Заниженная самооценка и повышенная самокритичность, 

комплекс неполноценности, чувство беспомощности 

↓ 

Неуверенность в себе, проявляющаяся на когнитивном 

(снижение продуктивности мышления, трудности принятия решений, 

навязчивые мысли), эмоциональном (дискомфорт), мотивационно-волевом 

(апатия или навязчивые влечения) и поведенческом (нарушение поисковой 

и приспособительной активности, навязчивые действия) уровнях 

↓ 

Социально-психологическая дезадаптация (стрессовое расстройство, 

невротическое развитие и расстройство личности) 

Рис 1. 

Отсюда проистекают и все те дисфункциональные проявле­

ния психологических проблем, которые сопровождаются негатив­
ными эмоциями тоски и печали (депрессивно-самокритичные вос­
поминания о прошлом и депрессивно-пессимистический прогноз 
на будущее), страха и тревоги (нереалистичных, не связанных с 
Действительной угрозой), гнева (подавляемые или дезадаптивные 
проявления агрессии - как физической, так и словесной, - и само­
агрессии). 

Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 35 

2* 


background image

2. Соматический (клинический) подход 

к психологическим проблемам 

Как известно, в перечень собственно психосоматических заболе­

ваний (традиционная «чикагская семерка») входят гипертоничес­
кая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, яз­
венная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный 
колит, гипертиреоз, сахарный диабет. В данном же контексте, при­
менительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции, 
психосоматические нарушения рассматриваются расширительно. 
Во-первых, мы придерживаемся не узко клинического, а расши­

ренного, клинико-психологического понимания психосоматики. 

Оно включает не только клинически выраженные психосоматичес­
кие расстройства, но также и непатологические, но от этого не ме­
нее болезненные для пациентов телесные проявления негативных 

эмоций. Подобные длительно сохраняющиеся или регулярно и 
закономерно повторяющиеся дискомфортные телесные ощущения 

- не что иное, как психосоматические эквиваленты психологичес­
ких проблем. Эти телесные проявления застойных отрицательных 
эмоций, фактически представляющие собой психосоматические 
предболезненные состояния, являются материалом для психокор-

рекционной работы. 

Во-вторых, при наличии клинически выраженных психосома­

тических расстройств, помимо их первоначальных психологических 
корней, необходимо выяснить еще и внутреннюю картину болезни, 
включающую тот набор вторичных психологических проблем, ко­
торые возникают в связи с переживанием человеком своего болез­

ненного состояния. 

В-третьих, говоря о психосоматике с клинической точки зре­

ния, в дополнение к традиционному подходу мы включаем сюда не 
только перечисленные выше заболевания, но и практически любые 

соматические расстройства, в развитии которых можно проследить 
отчетливые психоэмоциональные компоненты. Это, как правило, те 

клинические случаи, в картине которых наиболее ярко выражены 
психоэмоциональные нарушения, а соматический компонент как бы 
отступает на второй план. Исключительно важно, что подобные рас­
стройства бывают внешне очень схожи с болезненными проявлени­
ями заболеваний внутренних органов, представляя тем самым до-

36 

Глава 2