Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16609
Скачиваний: 272
На физиологическом уровне различные фазы развития стрес
совых нарушений, закономерно сменяющие друг друга по мере
накопления отрицательных эмоций, ухудшения состояния нерв
ной системы (и организма в целом) вследствие затяжного харак
тера стрессогеннои ситуации и отсутствия выхода из нее описаны
Г.И. Косицким(1985):
1. Фаза
ВМА
-
внимание, мобилизация, активность.
Это есте
ственные адаптивные сдвиги, направленные на решение сто
ящей перед человеком проблемы.
2. Фаза
СОЭ - стенические отрицательные эмоции
(гнев, агрес
сия). Это отчаянная попытка сверхнапряжения, мобилизации
всех ресурсов, не задействованных ранее, которая возникает
при неуспешности предыдущего этапа.
3. Фаза
астенических отрицательных эмоций
(тоска, отчаяние,
депрессия, связанные с невозможностью выхода из психотрав-
мирующей ситуации). Известно, что отрицательные эмоции
длительно удерживаются в центральной нервной системе и пе
реходят в «застойное» состояние (Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М.,
1983) или стационарную форму (Судаков К.В., 1981) за счет
физиологических механизмов, уподобляемых эпилептиформ-
ному синдрому (Гелльгорн Э., Луфборроу Дж., 1966).
4. Фаза
срыва адаптации
(невроз). В этой фазе хроническая
психическая напряженность, «застойные» отрицательные
эмоции приводят к формированию нового устойчивого со
стояния мозга, при котором происходит перестройка взаи
моотношений коры и подкорковых образований, проявляю
щаяся, в частности, в нарушении вегетативной регуляции
деятельности внутренних органов (психосоматическая па
тология) и рассматриваемая в качестве динамического це-
ребровисцерального синдрома эмоционального стресса (Су
даков К.В., 1981). Нарушения адаптации проявляются так
же в форме эмоционально-волевых расстройств, развития
неврозоподобных состояний, неадекватного поведения (Ко
роленко Ц.П., 1978).
Т.А. Немчин (1984) выделяет четыре степени нервно-психи
ческого напряжения, рассматриваемые также как последовательные
стадии его формирования:
32
Глава 2
I степень -
слабое нервно-психическое напряжение. Оно про
является преимущественно на эмоциональном и когнитивном уров
не, при этом показатели высшей нервной деятельности и основные
физиологические характеристики организма соответствуют нор
мальным.
II степень
- умеренное нервно-психическое напряжение. При
этом система адаптации целостного организма функционирует оп
тимально, происходит активация психической и психомоторной
деятельности с повышением ее продуктивности за счет усиления
регуляторной роли ведущего полушария. Одновременно возраста
ют показатели напряженности функционирования сердечно-сосу
дистой системы.
III степень
- чрезмерное нервно-психическое напряжение. Это
состояние, переходное от нормального к патологическому и сопро
вождающееся уменьшением адаптированности, в частности, дезор
ганизацией психомоторной деятельности со снижением роли доми
нантного полушария, а также ухудшением гемодинамических по
казателей.
IV степень
- патологическое нервно-психическое напряжение.
Эта стадия представляет собой уже патологическое состояние, со
провождающееся развитием психосоматических заболеваний и не
адаптивными формами психологического реагирования, которые
влияют не только на поведение, но и непосредственно на различ
ные физиологические функции организма, вызывая их значитель
ные изменения.
В клинической психиатрии уже давно бытует мнение о том, что
различные неврозы представляют собой не самостоятельные забо
левания, а только клинические варианты единого психогенного рас
стройства, связанные между собой многочисленными переходными
и смешанными формами (Ковалев В.В., 1974). В качестве такого рас
стройства и выступает синдром психической дезадаптации, тес
но связанный с психосоматическими расстройствами. При этом,
насколько парадоксальной ни представлялась бы подобная точка
зрения, многие
проявления невротических и психосоматических рас
стройств являются именно адаптационными феноменами.
По мне
нию Л.И. Козловской (2001), невроз - «всего-навсего» специфичес
кий вариант психологической адаптации, противостоящий личнос
тному (духовному) росту, как противоположный полюс условной
адаптационной шкалы. Как указывает А.А. Нальчаджан (1988), не-
Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 33
2 - 11116
адекватные адаптивные стратегии или их патологические эквивален
ты (невротические симптомы, психопатическое поведение и даже,
возможно, отдельные проявления психозов) обладают определенной
целесообразностью - естественно, не с точки зрения окружающих,
а на внутрипсихическом уровне. Они, по сути, играют роль психоло
гической защиты, так как уменьшают психическую напряженность,
но в то же время на более высоких уровнях снижают психическую
адаптированность. В качестве подобных неадекватных механизмов
психической адаптации в стрессовых ситуациях описывается исполь
зование психологических защит, неадекватных ситуации (особенно
часто таких, как вытеснение, рационализация) либо подавление от
рицательных эмоций вкупе с избеганием поиска внешней поддерж
ки (KotlerT. e.a., 1994). При этом подобное посттравматическое по
давление и отрицание эмоций оказывается адаптивным лишь в те
чение короткого времени (Boehnlein J.K., Sparr L.F., 1993).
С психотерапевтической точки зрения среди патологических
эквивалентов адаптации в первую очередь необходимо отметить та
кие проявления, как тревога, депрессия, невротизация, психопати-
зация и связанные с ними проявления психовегетативного синдро
ма (Сандомирский М.Е., 2000а). Это наиболее общие проявления
психологических проблем, универсальные клинико-психопатоло-
гические механизмы их формирования, в основе которых лежат ба
зовые физиологические механизмы стресса. В этом свете главной
задачей психокоррекции представляется повышение стрессоустой
чивое™, а на психологическом уровне - фрустрационной толеран
тности.
И здесь необходимо сказать о таком важном направлении по
вышения адаптивных способностей (психопрофилактики), как обу
чение человека методам психологической самопомощи (psychoedu-
cation), которое и является главной практической целью нашего из
ложения. Как подчеркивает X. Хартманн (2002), в психотерапии
знание само по себе еще не равно адаптированное™. Для успешной
адаптации необходима не только ее когнитивная составляющая (то
есть информация сама по себе), но и эмоциональная готовность, и
репетиция поведения. Иными словами, это знание необходимо еще
и прочувствовать, и суметь применить на практике.
Представления о дезадаптации как основном механизме фор
мирования психологических и психосоматических расстройств све
дены воедино в следующей схеме.
34
Глава 2
Механизмы нарушения психологической адаптации
Внутренние причины
духовный уровень:
отсутствие внешней символической опоры
(конструктивных жизненных целей, экзистенциального смысла жизни);
мотивационныйуровень:
перфекционизм (функция Супер-Эго);
когнитивный уровень:
дезадаптивные убеждения, ошибки мышления:
эмоциональный уровень:
отрицательный эмоциональный «багаж»
(последствия психотравм и конфликтов, перенос отношений)
↓
Внешний пусковой фактор («толчок*):
стресс, особенно жизненная неудача, конфликт, потеря близких,
резкое изменение жизненных обстоятельств, неопределенность будущего
↓
Фрустрация (неадекватное переживание неудачи
или несоответствия желаемого и действительного,
в том числе реального и идеального образа "Я")
↓
Заниженная самооценка и повышенная самокритичность,
комплекс неполноценности, чувство беспомощности
↓
Неуверенность в себе, проявляющаяся на когнитивном
(снижение продуктивности мышления, трудности принятия решений,
навязчивые мысли), эмоциональном (дискомфорт), мотивационно-волевом
(апатия или навязчивые влечения) и поведенческом (нарушение поисковой
и приспособительной активности, навязчивые действия) уровнях
↓
Социально-психологическая дезадаптация (стрессовое расстройство,
невротическое развитие и расстройство личности)
Рис 1.
Отсюда проистекают и все те дисфункциональные проявле
ния психологических проблем, которые сопровождаются негатив
ными эмоциями тоски и печали (депрессивно-самокритичные вос
поминания о прошлом и депрессивно-пессимистический прогноз
на будущее), страха и тревоги (нереалистичных, не связанных с
Действительной угрозой), гнева (подавляемые или дезадаптивные
проявления агрессии - как физической, так и словесной, - и само
агрессии).
Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств 35
2*
2. Соматический (клинический) подход
к психологическим проблемам
Как известно, в перечень собственно психосоматических заболе
ваний (традиционная «чикагская семерка») входят гипертоничес
кая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, яз
венная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный
колит, гипертиреоз, сахарный диабет. В данном же контексте, при
менительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции,
психосоматические нарушения рассматриваются расширительно.
Во-первых, мы придерживаемся не узко клинического, а расши
ренного, клинико-психологического понимания психосоматики.
Оно включает не только клинически выраженные психосоматичес
кие расстройства, но также и непатологические, но от этого не ме
нее болезненные для пациентов телесные проявления негативных
эмоций. Подобные длительно сохраняющиеся или регулярно и
закономерно повторяющиеся дискомфортные телесные ощущения
- не что иное, как психосоматические эквиваленты психологичес
ких проблем. Эти телесные проявления застойных отрицательных
эмоций, фактически представляющие собой психосоматические
предболезненные состояния, являются материалом для психокор-
рекционной работы.
Во-вторых, при наличии клинически выраженных психосома
тических расстройств, помимо их первоначальных психологических
корней, необходимо выяснить еще и внутреннюю картину болезни,
включающую тот набор вторичных психологических проблем, ко
торые возникают в связи с переживанием человеком своего болез
ненного состояния.
В-третьих, говоря о психосоматике с клинической точки зре
ния, в дополнение к традиционному подходу мы включаем сюда не
только перечисленные выше заболевания, но и практически любые
соматические расстройства, в развитии которых можно проследить
отчетливые психоэмоциональные компоненты. Это, как правило, те
клинические случаи, в картине которых наиболее ярко выражены
психоэмоциональные нарушения, а соматический компонент как бы
отступает на второй план. Исключительно важно, что подобные рас
стройства бывают внешне очень схожи с болезненными проявлени
ями заболеваний внутренних органов, представляя тем самым до-
36
Глава 2