Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16454
Скачиваний: 267
КАK подчеркивает А.Н. Моховиков (1999), «осознавание того, что
происходит с телом, способствует жизни в настоящем и интеграции
частей личности». Так же близок к сенсорному осознаванию про
цессуальный подход А. Минделла (2000), акцентирующий внима
ние на непрерывности осознавания - в терапевтическом процессе
важно все, что происходит в данный момент.
Предпосылки же подобной «технологии» восприятия или на
выка распределенного, объемного внимания можно найти уже на
заре научной психотерапии, в классическом психоанализе. Соб
ственно говоря, рецепт сенсорного осознавания был описан еще
3. Фрейдом как рабочий инструмент психоаналитика при выслу
шивании пациента. Фрейд рекомендовал «...не направлять свое вни
мание ни на что в отдельности и сохранять постоянное «равномер
ное распределение внимания»... что бы вы ни услышали». Или, в
образной формулировке, «настроиться на пациента, как телефон
ная трубка настроена на передающий микрофон», включая собствен
ные телесные ощущения аналитика (цит. по С. Гиллигену, 1997).
В медитативных техниках подобный навык восприятия опи
сывается как «практика внимательности» (Тарт Ч., 1996). Соб
ственно говоря, сенсорное осознавание можно рассматривать как
современный, утилитарно-технологический подход к медитации,
в котором основное внимание уделяется наблюдению телесных
ощущений. Сама по себе подобная медитативная практика извест
на во множестве различных вариантов, среди которых можно вы
делить, во-первых, наблюдение за спонтанно возникающими
ощущениями (например, «випассана»). Во-вторых, воспроизведе
ние заранее заданных ощущений в строго определенных частях
тела. По аналогии с методом направленного воображения можно
назвать это направленным осознаванием. В качестве примеров по
добного рода можно привести многочисленные телесно-медитатив
ные техники йоги и ци-гун.
Метод сенсорного осознавания хорошо согласуется с «психо
экологической» моделью невротических расстройств, согласно ко
торой основным требованием внутренней, психологической эколо
гии человека является его возврат к природному естеству. А это, в
частности, и есть возврат к детской непосредственности восприя
тия. Возврат к непосредственному осознаванию внешнего сенсор
ного опыта и собственного тела, без искажений и изъятий, каким
оно изначально было в детстве. Возврат к естественному осознава-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 257
9
- 1 1 1 1 6
нию, которое было утрачено впоследствии в процессе обучения ре
бенка социально приемлемым, культурно обусловленным стерео
типам поведения и выражения эмоций. Возврат, помогающий отде
лить «свое» (естественное, непосредственное) восприятие от «чу
жого», навязанного стереотипами воспитания.
В этом сенсорное осознавание также близко к методу Янова,
главная цель которого, как упоминалось ранее, - помочь человеку
стать «настоящим», естественным, отбросить психологические за
щиты, мешающие воспринимать реальность такой, как она есть. И
способы, которые для этого предлагаются тем и иным методом, сход
ны - в обоих случаях это «возврат в детство», возрастная регрес
сия. Отличия в том, что если в яновской первичной терапии паци
енту предлагается вспомнить детство в прямом смысле, как бы про
жить заново наиболее травматичные моменты раннего детского
опыта, то в методе сенсорного осознавания рецепт проще - вернуть
«детское» состояние нервной системы, вспомнив связанный с ним
способ восприятия.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МЕТОДА ЧУВСТВЕННОГО ОСОЗНАВАНИЯ
Полный контакт человека со своими чувствами представляет
ся как осознавание им всего спектра телесных ощущений, связан
ных с эмоциями. Это является наиболее важным моментом данной
техники. Как пишет Е.Д. Хомская (1987), «чем больше эмоция осоз
нается, тем больше возможности ею управлять». Поэтому навык
самонаблюдения, отслеживания телесных ощущений является ин
струментом управления не только вниманием, но и эмоциями. С
одной стороны, это умение человека быть полностью захваченным
своим непосредственным чувственным опытом, пребывать в состо
янии «здесь и сейчас». Для этого ему необходимо научиться пре
одолевать мешающий «интеллектуальный шум» или приостанав
ливать процесс внутренней речи и тем самым устранять препятству
ющий самонаблюдению излишний интеллектуальный контроль:
«Чтобы отбросить контроль, мы должны разрешить голове слушать
тело» (Лоуэн А., 2000). С другой стороны, это навык отслеживания
эмоций, с помощью которого можно добиться диссоциации осозна
ния - отделить осознавание собственного «Я» (самоосознавание)
от осознавания эмоции и тем самым погасить ее. Психофизиологи-
258
Глава 5
ческий «рецепт» сенсорного осознавания - направленность внима
ния в основном на правополушарную активность, в то время как
левополушарная активность связывается с какой-либо монотонной,
отчасти автоматической деятельностью.
Можно сказать, что навык самонаблюдения представляет со
бой основу самоконтроля во всех сферах психики и телесности,
доступных для саморегуляции. Особенно важно учесть, что теле
сное осознавание преследует две цели: помимо вышеописанного
контроля эмоций, это еще и навык контроля состояния сознания.
Навык постоянного самоосознавания (уместно привести выраже
ние Г.И. Гурджиева «помнить себя» как принцип личностного ро
ста, упомянутый ранее при описании метода Александера), наблю
дения за протеканием собственных психических процессов как бы
«на периферии» сознания (in the back of the mind). Именно этот
навык и дает возможность в определенной мере управлять созна
нием. В частности, в случае наплыва навязчивых негативных мыс
лей, «захлестывающих» поток сознания, останавливать его с по
мощью переключения внимания, направляя его на телесные ощу
щения.
Как известно, дискомфортные психоэмоциональные состояния
во многом создаются и «подпитываются» продуктом Супер-Эго -
негативными мыслями (самообвинительными, самокритичными,
тревожными, пессимистичными), которые нарушают самооценку
человека или угрожают другим значимым для него ценностям. Сен
сорное осознавание, которое дает человеку возможность управлять
потоком собственного сознания, позволяет ему за счет переключе
ния внимания разорвать порочный круг дезадаптивных мыслей (ир
рациональных убеждений, по А. Эллису) и тем самым устранить
важнейшую причину эмоциональных расстройств.
В целом метод сенсорного осознавания также направлен на
подавление излишней рационализации, на возврат к естественнос
ти и непосредственности, к открытости чувств. В сравнении же с
другими телесно-ориентированными методами психокоррекции из
числа вышеописанных техники Э. Гиндлер и Ш. Селвер - Ч. Брук
са представляются наиболее «правополушарными» и метафоричес
кими и, пожалуй, наиболее близкими к гештальт-терапии (В. А. Таш-
лыков) и медитативным практикам (как упоминалось, это, по сути,
не что иное, как медитация на телесных ощущениях). Отсюда
физиологически основной эффект достигается за счет временного
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 259
9*
снижения левополушарной активности - выключения логического
осмысления реальности, «опустошения ума» - и наполнения его не
вербальным содержанием, кинестетическими образами (правополу-
шарная активация).
В настоящее время психотехники сенсорного осознавания при
меняются преимущественно не изолированно, а как составная часть
комплексных телесно-ориентированных методов психокоррекции.
При этом, как показывает практика, навык сенсорного осознавания
особенно важен для борьбы с телесными проявлениями психосома
тических заболеваний. Важен потому, что в их основе лежит теле
сная ипохондрия - чрезмерные опасения за свое здоровье и припи
сывание себе несуществующих болезней, которые находят отраже
ние в дискомфортных телесных ощущениях. Это своего рода
соматизация тревоги, которая приводит к специфическому рас
стройству восприятия - к снижению порогов соматосенсорной (ки
нестетической и висцеральной) чувствительности. Подобное повы
шение чувствительности (гиперестезия) приводит к усилению и не
адекватной интерпретации естественных, нормальных телесных
ощущений, которые начинают расцениваться как проявления бо
лезни (Barsky A.J. e.a., 1988). Во многом поэтому психосоматичес
кие расстройства представляют собой яркое проявление закономер
ности, известное для хронических соматических заболеваний - они
приобретают неадекватно завышенную личностную ценность (Ни
колаева В.В., 1987).
Для понимания психофизиологических механизмов эффек
тивности метода сенсорного осознавания необходимо учитывать
такую особенность кинестетических ощущений, как относитель
ная легкость их перехода из области бессознательного в сферу
осознавания и наоборот. Показано, что телесные ощущения могут
переходить от неосознанных вначале к осознаваемым, но малодиф-
ференцированным - «темное мышечное чувство», «смутные», или
частично осознаваемые ощущения (по И.М. Сеченову), - а затем
к более тонко различаемым, более отчетливым и осознанным ощу
щениям. Таким образом, ранее неосознаваемые, «глубоко спрятан
ные» проприоцептивные и кинестетические сигналы «как бы вры
ваются в сферу сознания», при этом на сознательном уровне они
приобретают сигнальное значение (Завалова Н.Д. и др., 1986)-
Именно на языке телесных ощущений наиболее естественным об
разом возможно создать диалог сознания и подсознания, обеспе-
260
Глава 5
чить сознательный доступ к интуитивным подсознательным ре
сурсам. Это используется в ряде телесно-ориентированных мето
дик психокоррекции, начальным звеном которых является сенсор
но-кинестетическое осознавание (см. далее методы фокусировки
по Ю. Джендлину, по И. Шалифу, технику «Кинестетический со
ветчик» в НЛП, техники «Телесный интуитивный самоанализ» и
«Чаша весов» в методе Ретри).
При этом важна последовательность, своего рода алгоритм тре
нировки сенсорного осознавания, построенный на постепенном пе
реходе наблюдения:
◊ от «внешних» ощущений, вызванных воздействием окружаю
щей среды - к «внутренним», связанным с собственными про
цессами организма;
◊ от интенсивных ощущений - к слабым, ранее игнорируемым;
◊ от постоянных, «застывших» - к волнообразно изменяющим
ся, «плавающим»;
◊ от обыденных, малоинформативных, сугубо «физиологичес
ких» телесных ощущений - к «осмысленным» сигналам тела.
Ведь именно подобные ощущения, эмоционально-насыщен
ные, являющиеся носителями подсознательной информации,
на сознательном уровне нередко вытесняются.
С физиологической точки зрения (особенно на материале пси
хосоматических расстройств) в качестве средства фокусирования
внимания большое значение имеет осознавание непрерывной измен
чивости, флюктуации телесных ощущений, связанной с тонкими
процессами настройки организма. Помимо естественных цикличес
ких колебаний порога чувствительности рецепторов, здесь прояв
ляются также своего рода «волны саморегуляции», отражающие
биоритмы внутренней связности организма, цикличное изменение
степени взаимосогласованности (корреляции активности) различ
ных функциональных систем (Лукьянов А.Н., Фролов М.В., 1969),
чередование их синхронизации (в состоянии напряжения) и десин-
хронизации (состояние релаксации). Наблюдение за ритмичной
пульсацией телесных ощущений, вкупе с пространственным распре
делением внимания (по приципу сенсорной гиперстимуляции), по
могает «раскачивать» связанные с дискомфортными ощущениями
очаги застойного возбуждения (доминанты), становясь важным
инструментом терапии психосоматических расстройств.
261