Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16454

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

КАK подчеркивает А.Н. Моховиков (1999), «осознавание того, что 
происходит с телом, способствует жизни в настоящем и интеграции 
частей личности». Так же близок к сенсорному осознаванию про­
цессуальный подход А. Минделла (2000), акцентирующий внима­
ние на непрерывности осознавания - в терапевтическом процессе 
важно все, что происходит в данный момент. 

Предпосылки же подобной «технологии» восприятия или на­

выка распределенного, объемного внимания можно найти уже на 
заре научной психотерапии, в классическом психоанализе. Соб­
ственно говоря, рецепт сенсорного осознавания был описан еще 

3. Фрейдом как рабочий инструмент психоаналитика при выслу­
шивании пациента. Фрейд рекомендовал «...не направлять свое вни­

мание ни на что в отдельности и сохранять постоянное «равномер­
ное распределение внимания»... что бы вы ни услышали». Или, в 
образной формулировке, «настроиться на пациента, как телефон­
ная трубка настроена на передающий микрофон», включая собствен­
ные телесные ощущения аналитика (цит. по С. Гиллигену, 1997). 

В медитативных техниках подобный навык восприятия опи­

сывается как «практика внимательности» (Тарт Ч., 1996). Соб­
ственно говоря, сенсорное осознавание можно рассматривать как 
современный, утилитарно-технологический подход к медитации, 

в котором основное внимание уделяется наблюдению телесных 
ощущений. Сама по себе подобная медитативная практика извест­
на во множестве различных вариантов, среди которых можно вы­
делить, во-первых, наблюдение за спонтанно возникающими 
ощущениями (например, «випассана»). Во-вторых, воспроизведе­
ние заранее заданных ощущений в строго определенных частях 
тела. По аналогии с методом направленного воображения можно 
назвать это направленным осознаванием. В качестве примеров по­
добного рода можно привести многочисленные телесно-медитатив­
ные техники йоги и ци-гун. 

Метод сенсорного осознавания хорошо согласуется с «психо­

экологической» моделью невротических расстройств, согласно ко­
торой основным требованием внутренней, психологической эколо­
гии человека является его возврат к природному естеству. А это, в 
частности, и есть возврат к детской непосредственности восприя­
тия. Возврат к непосредственному осознаванию внешнего сенсор­
ного опыта и собственного тела, без искажений и изъятий, каким 
оно изначально было в детстве. Возврат к естественному осознава-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 257 

9

- 1 1 1 1 6 


background image

нию, которое было утрачено впоследствии в процессе обучения ре­
бенка социально приемлемым, культурно обусловленным стерео­
типам поведения и выражения эмоций. Возврат, помогающий отде­
лить «свое» (естественное, непосредственное) восприятие от «чу­

жого», навязанного стереотипами воспитания. 

В этом сенсорное осознавание также близко к методу Янова, 

главная цель которого, как упоминалось ранее, - помочь человеку 
стать «настоящим», естественным, отбросить психологические за­
щиты, мешающие воспринимать реальность такой, как она есть. И 

способы, которые для этого предлагаются тем и иным методом, сход­
ны - в обоих случаях это «возврат в детство», возрастная регрес­
сия. Отличия в том, что если в яновской первичной терапии паци­
енту предлагается вспомнить детство в прямом смысле, как бы про­
жить заново наиболее травматичные моменты раннего детского 
опыта, то в методе сенсорного осознавания рецепт проще - вернуть 

«детское» состояние нервной системы, вспомнив связанный с ним 

способ восприятия. 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 

МЕТОДА ЧУВСТВЕННОГО ОСОЗНАВАНИЯ 

Полный контакт человека со своими чувствами представляет­

ся как осознавание им всего спектра телесных ощущений, связан­
ных с эмоциями. Это является наиболее важным моментом данной 
техники. Как пишет Е.Д. Хомская (1987), «чем больше эмоция осоз­
нается, тем больше возможности ею управлять». Поэтому навык 
самонаблюдения, отслеживания телесных ощущений является ин­
струментом управления не только вниманием, но и эмоциями. С 
одной стороны, это умение человека быть полностью захваченным 
своим непосредственным чувственным опытом, пребывать в состо­
янии «здесь и сейчас». Для этого ему необходимо научиться пре­
одолевать мешающий «интеллектуальный шум» или приостанав­
ливать процесс внутренней речи и тем самым устранять препятству­
ющий самонаблюдению излишний интеллектуальный контроль: 

«Чтобы отбросить контроль, мы должны разрешить голове слушать 

тело» (Лоуэн А., 2000). С другой стороны, это навык отслеживания 
эмоций, с помощью которого можно добиться диссоциации осозна­
ния - отделить осознавание собственного «Я» (самоосознавание) 
от осознавания эмоции и тем самым погасить ее. Психофизиологи-

258 

Глава 5 


background image

ческий «рецепт» сенсорного осознавания - направленность внима­
ния в основном на правополушарную активность, в то время как 
левополушарная активность связывается с какой-либо монотонной, 
отчасти автоматической деятельностью. 

Можно сказать, что навык самонаблюдения представляет со­

бой основу самоконтроля во всех сферах психики и телесности, 
доступных для саморегуляции. Особенно важно учесть, что теле­
сное осознавание преследует две цели: помимо вышеописанного 
контроля эмоций, это еще и навык контроля состояния сознания. 

Навык постоянного самоосознавания (уместно привести выраже­
ние Г.И. Гурджиева «помнить себя» как принцип личностного ро­

ста, упомянутый ранее при описании метода Александера), наблю­
дения за протеканием собственных психических процессов как бы 

«на периферии» сознания (in the back of the mind). Именно этот 
навык и дает возможность в определенной мере управлять созна­
нием. В частности, в случае наплыва навязчивых негативных мыс­

лей, «захлестывающих» поток сознания, останавливать его с по­
мощью переключения внимания, направляя его на телесные ощу­
щения. 

Как известно, дискомфортные психоэмоциональные состояния 

во многом создаются и «подпитываются» продуктом Супер-Эго -
негативными мыслями (самообвинительными, самокритичными, 
тревожными, пессимистичными), которые нарушают самооценку 
человека или угрожают другим значимым для него ценностям. Сен­
сорное осознавание, которое дает человеку возможность управлять 
потоком собственного сознания, позволяет ему за счет переключе­
ния внимания разорвать порочный круг дезадаптивных мыслей (ир­
рациональных убеждений, по А. Эллису) и тем самым устранить 
важнейшую причину эмоциональных расстройств. 

В целом метод сенсорного осознавания также направлен на 

подавление излишней рационализации, на возврат к естественнос­

ти и непосредственности, к открытости чувств. В сравнении же с 
другими телесно-ориентированными методами психокоррекции из 

числа вышеописанных техники Э. Гиндлер и Ш. Селвер - Ч. Брук­
са представляются наиболее «правополушарными» и метафоричес­
кими и, пожалуй, наиболее близкими к гештальт-терапии (В. А. Таш-
лыков) и медитативным практикам (как упоминалось, это, по сути, 
не что иное, как медитация на телесных ощущениях). Отсюда 
физиологически основной эффект достигается за счет временного 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 259 

9* 


background image

снижения левополушарной активности - выключения логического 
осмысления реальности, «опустошения ума» - и наполнения его не­
вербальным содержанием, кинестетическими образами (правополу-
шарная активация). 

В настоящее время психотехники сенсорного осознавания при­

меняются преимущественно не изолированно, а как составная часть 
комплексных телесно-ориентированных методов психокоррекции. 

При этом, как показывает практика, навык сенсорного осознавания 

особенно важен для борьбы с телесными проявлениями психосома­
тических заболеваний. Важен потому, что в их основе лежит теле­
сная ипохондрия - чрезмерные опасения за свое здоровье и припи­
сывание себе несуществующих болезней, которые находят отраже­
ние в дискомфортных телесных ощущениях. Это своего рода 
соматизация тревоги, которая приводит к специфическому рас­
стройству восприятия - к снижению порогов соматосенсорной (ки­
нестетической и висцеральной) чувствительности. Подобное повы­
шение чувствительности (гиперестезия) приводит к усилению и не­
адекватной интерпретации естественных, нормальных телесных 
ощущений, которые начинают расцениваться как проявления бо­
лезни (Barsky A.J. e.a., 1988). Во многом поэтому психосоматичес­
кие расстройства представляют собой яркое проявление закономер­
ности, известное для хронических соматических заболеваний - они 
приобретают неадекватно завышенную личностную ценность (Ни­
колаева В.В., 1987). 

Для понимания психофизиологических механизмов эффек­

тивности метода сенсорного осознавания необходимо учитывать 
такую особенность кинестетических ощущений, как относитель­

ная легкость их перехода из области бессознательного в сферу 

осознавания и наоборот. Показано, что телесные ощущения могут 
переходить от неосознанных вначале к осознаваемым, но малодиф-
ференцированным - «темное мышечное чувство», «смутные», или 
частично осознаваемые ощущения (по И.М. Сеченову), - а затем 

к более тонко различаемым, более отчетливым и осознанным ощу­
щениям. Таким образом, ранее неосознаваемые, «глубоко спрятан­
ные» проприоцептивные и кинестетические сигналы «как бы вры­
ваются в сферу сознания», при этом на сознательном уровне они 
приобретают сигнальное значение (Завалова Н.Д. и др., 1986)-

Именно на языке телесных ощущений наиболее естественным об­

разом возможно создать диалог сознания и подсознания, обеспе-

260 

Глава 5 


background image

чить сознательный доступ к интуитивным подсознательным ре­
сурсам. Это используется в ряде телесно-ориентированных мето­
дик психокоррекции, начальным звеном которых является сенсор­
но-кинестетическое осознавание (см. далее методы фокусировки 
по Ю. Джендлину, по И. Шалифу, технику «Кинестетический со­
ветчик» в НЛП, техники «Телесный интуитивный самоанализ» и 

«Чаша весов» в методе Ретри). 

При этом важна последовательность, своего рода алгоритм тре­

нировки сенсорного осознавания, построенный на постепенном пе­
реходе наблюдения: 

◊ от «внешних» ощущений, вызванных воздействием окружаю­

щей среды - к «внутренним», связанным с собственными про­
цессами организма; 

◊ от интенсивных ощущений - к слабым, ранее игнорируемым; 
◊ от постоянных, «застывших» - к волнообразно изменяющим­

ся, «плавающим»; 

◊ от обыденных, малоинформативных, сугубо «физиологичес­

ких» телесных ощущений - к «осмысленным» сигналам тела. 
Ведь именно подобные ощущения, эмоционально-насыщен­
ные, являющиеся носителями подсознательной информации, 
на сознательном уровне нередко вытесняются. 

С физиологической точки зрения (особенно на материале пси­

хосоматических расстройств) в качестве средства фокусирования 
внимания большое значение имеет осознавание непрерывной измен­

чивости, флюктуации телесных ощущений, связанной с тонкими 
процессами настройки организма. Помимо естественных цикличес­
ких колебаний порога чувствительности рецепторов, здесь прояв­
ляются также своего рода «волны саморегуляции», отражающие 
биоритмы внутренней связности организма, цикличное изменение 
степени взаимосогласованности (корреляции активности) различ­
ных функциональных систем (Лукьянов А.Н., Фролов М.В., 1969), 
чередование их синхронизации (в состоянии напряжения) и десин-
хронизации (состояние релаксации). Наблюдение за ритмичной 

пульсацией телесных ощущений, вкупе с пространственным распре­

делением внимания (по приципу сенсорной гиперстимуляции), по­
могает «раскачивать» связанные с дискомфортными ощущениями 

очаги застойного возбуждения (доминанты), становясь важным 
инструментом терапии психосоматических расстройств. 

261