Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16464

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11. Соматическая терапия биосинтеза 

(Д. Боаделла) 

Это известный современный интегративный метод телесной 

психотерапии, возникший в результате объединения трех источ­
ников: 

◊ классических методов В. Райха и А. Лоуэна; 
◊ элементов психодинамического подхода, основанных на пси­

хологии объектных отношений (М. Малер, Дж. Боулби); 

◊ метафорическом использовании представлений эмбриологии. 

На последнем остановимся подробнее. Как известно, одним из 

центральных вопросов психологии является психосоматическая 
проблема, или проблема противопоставления и двуединства тела 
(«сома») и души («психе»). Известны попытки проследить телесно-
психологические корреляции на основе личностно-типологическо-
го подхода, чтобы разрешить эту дилемму. Вначале проводится «те­
лесное» разделение людей на определенные типы в зависимости от 
набора некоторых морфологических соотношений или телесно-кон­
ституциональных особенностей. Затем осуществляется поиск харак­
терных для каждой из полученных групп (и отличающих одну груп­
пу от другой) сочетаний личностных особенностей, образующих 
психологические типы. Известной классификацией подобного рода 
является типология У. Шелдона, согласно которой в зависимости 
от преобладания в процессе развития той или иной эмбриональной 
ткани выделяются такие типы телосложения, как эктоморфный, 
эндоморфный и мезоморфный (аналогичные астеническому, пик­
ническому и атлетическому типам телесной конституции по Э. Креч-
меру). На психологическом уровне им соответствуют три типа тем­
перамента: церебротоник, висцеротоник и соматотоник. 

Подобное разделение основано на действительных закономер­

ностях эмбриологии. Как известно, в процессе внутриутробного 
развития эмбриона человека (так же, как и животных) на ранних 
этапах происходит формирование трех так называемых зародыше­
вых листков - наружного (эктодермы), внутреннего (энтодермы) и 
промежуточного (мезодермы). Впоследствии они служат источни­
ками образования соответственно: 

262 

Глава 5 


background image

◊ эктодерма - нервной системы и органов чувств, а также наруж-

ных покровов тела (кожи и ее придатков); 

◊ энтодерма - специфических тканей внутренних органов (пи­

щеварения, дыхания, а также органов внутренней секреции); 

◊ мезодерма - мышечной и сосудистой ткани, а также опорно-

двигательного аппарата и выделительной системы. 

В биосинтезе на основе «эмбриологической метафоры» суще­

ственно расширены традиционные представления телесной психо­
терапии. Так, райховский мышечный панцирь предстает как сово­
купность панциря собственно мышечного, а также висцерального 

(приводящего к расстройствам со стороны желудочно-кишечного 

тракта и органов дыхания) и церебрального (мозгового), с которым 
связаны функциональные расстройства нервной системы и нару­
шения со стороны органов чувств. Лоуэновское «заземление», по­
мимо первоначального представления, дополняется понятиями цен­
трирования (то есть эмоционального самоконтроля, достигаемого с 
помощью брюшного дыхания), а также высшего уровня саморегу­
ляции - «видения» (Facing) и «звучания» (Sounding), то есть кор-
рекционной работой с контактом глаз и голосом. При этом само «за­
земление» понимается не только как осознавание ощущений опо­
ры, но и как оживление потока вегетативной энергии, протекающего 
по спине и переходящего в «пять конечностей» - ноги, руки и голо­
ву (Березкина-Орлова В., Ченцова Г., 1999). В биосинтезе также 
дополнено представление о создаваемых «панцирем» типичных 
«блоках», препятствующих протеканию вегетативной энергии. На­
помним, что А. Лоуэн описывал два подобных блока, первый из ко­
торых находится в области шеи, между головой и туловищем («меж­
ду разумом и чувствами»), а второй - между верхней и нижней по­
ловиной туловища (в области талии). По мнению же Д. Боаделлы, 
таких типовых блоков три. При этом первый из лоуэновских бло­
ков как бы разделяется на два (между головой и туловищем, а так­
же в области горла), а последний связывается преимущественно с 
диафрагмой. Трансформированы также понятия В. Райха о «веге­
тативных потоках» (и А. Лоуэна о потоках «энергетических»); 
Д. Боаделлой описаны метафорические «жизненные потоки» 

(lifestreams). Основные понятия биосинтеза, являющиеся расшире­
нием представлений В. Райха и А. Лоуэна и их метафорической пси­
холого-эмбриологической «привязкой» соответственно трем заро­

дышевым листкам, сведены воедино в следующей таблице. 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 263 


background image

Представления биосинтеза о заземлении, 
панцире и энергетических потоках 

Зародышевые 

листки 

Заземление 

Панцирь 

Энергетические 
потоки 

Мезодерма 

Собственно 
заземление 

Мышечный и 

тканевый 

Поза и движения; 
поведение в целом 

Эндодерма 

Центрирование 

Висцеральный 

Эмоции 

Эктодерма 

Видение, звучание 

Эктодермальный 

Когнитивные процессы 
(логическое и образное 
мышление, восприятие, 
память) 

Таблица 9 

Здоровая, целостная личность характеризуется гармоничным 

сочетанием, синтезом этих составляющих. Сам термин «биосинтез» 
в данном контексте, как подчеркивает Л. Киселева (2002), означает 

«синтез различных сторон жизни». Соответственно нарушение их 

баланса представляет собой модель невротических расстройств. 

Целью же психотерапии является воссоздание целостности лич­
ности (реинтеграция), охватывающее следующие задачи или от­

дельные направления психотерапевтической работы (Григоров-
скаяН.Ю.,2001): 

◊ состояние мышечного аппарата (устранение нарушений мы­

шечного тонуса, коррекция движений и позы тела); 

◊ дыхание (создание гармоничного паттерна дыхания, работа с 

«тонкими» или «энергетическими» телесными ощущениями); 

◊ контроль эмоций (проработка вытесненных чувств); 
◊ переработка опыта (как символического, связанного с языком, 

так и образных матриц опыта, связанных с воображением); 

◊ межличностные отношения; 
◊ устранение сознательно-подсознательного конфликта (контакт 

сознания с «грубым self»). 

12. Бодинамический анализ (Л. Марчер) 

Термин «бодинамический» (bodynamic) образован от слияния 

двух корней: тело (body) + изменение (dynamics). Тем самым мож-

264 

Глава 5 


background image

но расшифровать его как «боди-динамический» анализ или анализ 
телесного развития. В основе метода лежат представления психо­
логии возрастного развития, анатомии и возрастной физиологии 
нервно-мышечной системы, описывающие динамику телесного раз­
вития ребенка, ее параллелизм с развитием личностным. Разрабо­
тан метод датским психотерапевтом Л. Марчер (Lisbeth Marcher), 
последовательницей В. Райха, опиравшейся на его представления о 
«мышечном панцире». 

В классическом психоанализе показателем душевного здоро­

вья человека считается сила Эго, а целью терапии - воспитание зре­

лого Эго. По аналогии с этим в бодинамическом анализе вводится 
понятие телесного Эго, функциями которого являются (по Л. Мар­
чер, в модификации): 

Общие функции (триада: интеллект - эмоции

 -

 поведение): 

◊ мышление, 
◊ эмоциональный контроль, 

 жизненная позиция (убеждения и стереотипы поведения). 

Функции, связанные с межличностными отношениями: 

 баланс «Я» (внутренний психологический баланс между 

«Я» и «другими», между чувствами и разумом), 

◊ приближение/отдаление (внешний баланс в отношениях с 

людьми), 

◊ связь с окружающими людьми (бондинг). 

Функции, связанные с силой Эго: 

◊ центрирование (самоуважение), 
◊ заземление и тестирование реальности, 
◊ формирование границ (ассертивность), 
◊ самовыражение. 

Зрелое телесное Эго является условием как психологической, 

так и социально-психологической адаптации. На его основе выстра­
ивается целостность, единство человека как с самим собой, так и с 
другими людьми, являющееся отражением общечеловеческой взаи­
мосвязи (mutual connection, по Л. Марчер). 

Из представления о телесности Эго, о телесной «привязке» тех 

или иных личностных качеств вытекает и метафорическое представ­
ление о психологических функциях отдельных мышц или мышеч­
ных групп, которые лежат в основе телесно-психического единства 

265 


background image

(табл. 10). Если это представление признается верным, то справед­

ливо и противоположное: через нормализацию состояния мышц 
может осуществляться коррекция психологических проблем (прин­

цип обратной связи). Диагностика же состояния отдельных мышц 
может использоваться для диагностики психологических проблем. 

Метафорические психологические функции мышц по Л. Марчер 

Группы мышц Психологические функции мышц 

Голова, шея 

Мимические мышцы в целом 

Мышцы вокруг глаз 

Мышцы области рта и язык 

Мышцы передней поверхности 
шеи 

Мышцы задней поверхности 
шеи 

Выражение чувств, социальные контакты 

Направленность внимания и краткосрочное 
планирование 

Эмоциональное принятие 

Речевое самовыражение 

Сила воли, гордость, ориентация в обстоятель­
ствах 

Плечевой пояс и руки 

Разгибатели и сгибатели плеча, 

а также мышцы, приводящие 

и отводящие плечо 

Мышцы, поднимающие плечо 

Ротаторы плеча 

Разгибатели предплечья 

Сгибатели предплечья 

Ротаторы предплечья 

Сгибатели и разгибатели запястья 

Мышцы, противопоставляющие 

большой палец и мизинец 

Разгибатели пальцев 

Сгибатели пальцев 

Личное пространство в отношениях 

Способность нести психологическую «ношу» 

Самозащита и способность принимать 
поддержку от других 

Отталкивание, удерживание на дистанции 

Привлечение и удержание 

Брать и отдавать 

Позиционирование или социальный контроль 
поведения 

Обострение восприятия. Письменная речь 

Тонкое приспособление (изменение границ); 
умение «отпускать от себя» 

Прикосновение, изучение и удержание; 

способность брать и отдавать 

Таблица 10 

266 

Глава 5