Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16462
Скачиваний: 267
Продолжение таблицы 10
Группы мышц
Психологические функции мышц
Туловище
Мышцы передней области
грудной клетки (большая
и малая грудная и передняя
зубчатая мышцы)
Межреберные мышцы (пер
вичные дыхательные мышцы)
Диафрагма (вторичная дыха
тельная мышца)
Поверхностные мышцы живота
m.psoas
Разгибатели туловища (позво
ночника)
Квадратная мышца поясницы
Мышцы тазового дна
Ощущение собственной ценности и личной
силы (как в поверхностных, так и в глубинных
контактах)
Ощущение полноты бытия, «пространство
дыхания»
Эмоциональный самоконтроль
Удержание и «переваривание» эмоций
Интимная привязанность
Способность противостоять эмоциональным и
физическим стрессорам
Баланс между ориентацией на собственные
чувства или на эмоции окружающих
Сексуальные чувства
Ноги
Сгибатели бедра
Разгибатели бедра
Ротаторы бедра
Мышцы, приводящие бедро
Разгибатели голени
Сгибатели голени
Малоберцовая мышца
Разгибатели стопы и пальцев
Сгибатели стопы
Сгибатели пальцев
Инициация движения вперед и психологичес
кого контакта
Самоутверждение, способность «стоять на
своем»
Сексуально-чувственное самоосознавание
Интимные и чувственные контакты
Персональные границы во взаимоотно
шениях
Выбор направления и контроль движения
вперед
Персональный баланс в групповом взаимодей
ствии
Контакт с реальностью
Самоутверждение, способность «крепко
стоять на ногах»
Ощущение контакта с землей
Бодинамический анализ внес существенные дополнения в рай-
ховские представления о структуре характера и «мышечном панци-
267
ре». Напомним, что в телесной психотерапии структура характера
первоначально понималась, по сути, как набор подсознательных,
иррациональных стереотипов поведения в стрессовых ситуациях -
набор, который формируется у каждого человека, начиная с ранне
го возраста (именно с воспроизведением детского опыта и связаны
элементы иррациональности). При этом складывается он во мно
гом стихийно, под влиянием обстоятельств (уточним: возможно, и
путем подражания окружающим). Набор типичных психологичес
ких защит составляет, по Райху, «панцирь характера», а их отраже
ние в виде участков повышенного мышечного тонуса - «мышечный
панцирь».
Л. Марчер подошла к описанию формирования структуры ха
рактера на телесном уровне как составной части психомоторного
развития, а на психологическом уровне - как закономерно развива
ющейся во времени последовательности альтернативных выборов
(табл. 11), формирующих структуру личности (Bernhardt P., Isaacs
J.). Соответствующие этим наиболее общим выборам частные лич
ностные свойства как бы запечатлеваются в мышцах (см. табл. 10).
Периодизация возрастного психологического развития по Л. Марчер
(в изложении Bernhardt P., Isaacs J.; приводится в модификации)
Этап
развития
Существова
ние
Потребность
Автономия
Воля
Любовь
Формирова
ние мнения
Коллективизм
Возрастные
границы
Внутриутробный пе
риод и до 3 месяцев
после рождения
От 1 месяца
до 1,5 лет
От 8 месяцев
до 2.5 лет
От 2 до 4 лет
От 3 до 6 лет
От 5 до 8 лет
От 7 до 12 лет
Психологическое
содержание
Связь с матерью
Интернализация чувства заботы со стороны
окружающих, удовлетворения потребностей
Самостоятельное передвижение и общение с
окружающими
Способность добиваться цели и оказывать
влияние на окружающих
Способность к поддержанию сердечных
отношений
Становление логического мышления,
способности принимать решения на основе
норм культуры
Способность быть членом группы/общества
Таблица 11
268
Глава
5
При этом, по мысли Л. Марчер, в процессе развития различ
ные группы мышц «созревают» в разное время. И психомоторное
развитие представляется как последовательное «созревание» опре
деленных мышц (и освоение связанных с ними движений). Под «со
зреванием» здесь имеется в виду достижение такой степени зрелос
ти нервно-мышечного аппарата, которая делает активность данной
мышцы в полной мере доступной сознательному контролю. (Физи
ологически правильнее говорить о созревании нервно-рефлектор
ных механизмов.) Переход мышцы в «зрелое» состояние связан с
конкретным возрастным периодом, причем ограниченным достаточ
но узкими временными рамками. Это так называемый критический
или сензитивный период развития, с которым также ассоциируется
неизгладимый опыт, приобретенный в ситуации первичного науче
ния (импринт).
И когда ребенок сталкивается с психотравмирующими ситуа
циями, то возникают две проблемы. Во-первых, нарушение психо
моторного развития, его частичная задержка на данном возрастном
этапе (телесный аналог фрейдовской фиксации). Поначалу она при
звана играть защитную роль, но в дальнейшем становится «тормо
зом» дальнейшего развития, основой комплекса неполноценности.
Во-вторых, возникающий импринт, как правило, содержит биогра
фические сцены, насыщенные травматичными переживаниями.
Хотя эти воспоминания и подвергаются вытеснению, но вследствие
того, что подобная защита не является абсолютной, они создают
своего рода «ахиллесову пяту», островки повышенной психологи
ческой уязвимости в структуре личности. Связанные же с «проблем
ными» мышцами кинестетические ощущения частично вытесняют
ся, становятся недоступными для сознания.
Отсюда вытекают две задачи телесной психотерапии. Тактичес
кую задачу составляет выявление мышечных «блоков»; задачу же
стратегическую, осуществляемую на основе устранения этих «бло
ков», - развитие недостающих телесно-психологических ресурсов
(Renshaw В.). Начальным этапом работы с пациентом является те
лесная диагностическая процедура - составление индивидуальной
мышечной «карты». При подобном картировании проводится паль-
паторное исследование около 200 мышц. При этом, в отличие от тра
диционной телесной терапии, анализируется не только статическая,
«механическая» характеристика - мышечный тонус (то есть состоя
ние мышцы в покое), но и динамическая характеристика состояния
269
мышцы. Это так называемая реактивность, то есть рефлекторный
ответ мышцы на ее механическую ручную стимуляцию - пальпацию
(физиологически аналогичный традиционному исследованию мы-
шечно-сухожильных рефлексов в клинической неврологии). Подоб
ный ответ мышцы можно сравнить с каналом обратной связи, с сиг
налом подсознания о приемлемости/неприемлемости данного теле
сного контакта. Если тонус мышцы и ее реактивность соответствуют
срединному диапазону на условной шкале (диапазон нормы), то счи
тается, что данная мышца находится в ресурсном состоянии. Иначе
ее состояние расценивается как отклонение от нормы - соответствен
но гипо- или гиперреактивность.
Сопоставление со схемой возрастного психомоторного разви
тия позволяет предположить, в каком возрасте произошли психо-
травмирующие ситуации, повлиявшие на состояние мышц. Психо
логическая травма, перенесенная в течение критического периода
возрастного развития либо в еще более в раннем возрасте, проявля
ется в гипотонусе (гипореактивности) соответствующей мышцы.
Если же психотравма имела место в более старшем возрасте, то ее
результатом становится мышечный гипертонус (гиперреактивность).
После того как составлена подробная телесная карта, то есть
выявлены те мышцы, которые находятся в состоянии гипер- или
гипотонуса, повышенной или пониженной реактивности, осуществ
ляется переход к терапевтическому этапу. Бодинамический анализ
может использоваться как долгосрочная основная терапия, а также
как краткосрочная вспомогательная. Терапевтические сессии вклю
чают два компонента: с помощью специальных упражнений приоб
ретается опыт осознавания активности мышц, ранее игнорируемой,
а с помощью телесного контакта с психотерапевтом достигается
высвобождение подавленного психологического материала. В каче
стве такого материала могут выступать как образы (визуальные),
так и отдельные телесные ощущения, как конкретные воспомина
ния, так и беспредметные эмоции.
В отличие от райховского подхода, бодинамический анализ
отказывается от попыток насильственного снятия «мышечного пан
циря», чтобы не оставлять пациента беззащитным. Вместо этого
предлагается обучать пациента осознаванию присутствия собствен
ного «панциря» в различных жизненных ситуациях, как способу
контроля эмоций и доступа к внутренним ресурсам. В конечном
итоге наряду с восстановлением ресурсного состояния соответству-
270
Глава 5
ющих мышц это приводит к укреплению или «пробуждению» теле
сного Эго (Marcher L., 1995,1996), гармонизация функций которо
го и служит главной целью психокоррекционной работы.
1 3. Биодинамическая терапия (Г. Бойсен)
Данное направление разработано Г. Бойсен (Gerda Boyesen),
ученицей В. Райха. Биодинамическая терапия является методом
долгосрочной телесной психотерапии, сочетающей райховскую ве-
гетотерапию, представления фрейдовской периодизации психичес
кого развития и юнгианской аналитической психологии, рассмат
риваемой как помощь пациенту в его «прорыве» к духовности, к сво
ему глубинному природному естеству, к «самости». Целью терапии
представляется личностная трансформация пациента, переход от
«вторичной» к «первичной» личности. Первичная личность описы
вается как здоровое, спонтанное и творческое состояние психики -
естественное, «природное». Примером является психика грудного
ребенка, особенно находящегося в комфортном психоэмоциональ
ном состоянии, сопровождающемся ощущением душевного и фи
зического благополучия и нормальным протеканием «вегетативной
энергии». Вторичная же личность является своего рода деформа
цией первичной, возникающей вследствие действия различных пси
хологических защит. Именно она представляет собой, по выраже
нию В. Райха, «панцирь характера».
Непосредственно сеанс биодинамической терапии напомина
ет «биоэнергетический массаж», во время которого пациент опи
сывает возникающие телесные ощущения, с их последующей ана
литической проработкой. Подобная процедура является модифи
кацией райховской вегетотерапии, описываемой с помощью
метафоры «телесных свободных ассоциаций»: воздействие на раз
личные участки тела пациента направлено на то, чтобы вызвать
эмоциональный отклик, выявить как первичные нарушения - уча
стки хронического мышечного напряжения, так и вторичные, ас
социативные - привычные телесные паттерны эмоционального
реагирования.
На физиологическом уровне процедура биодинамической те
рапии рассматривается как воздействие на вегетативную нервную
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 271