Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16468
Скачиваний: 267
систему, восстановление баланса активности ее симпатического и
парасимпатического отделов. Если В. Райх подчеркивал ведущую
роль в формировании невротических расстройств повышенной сим
патической активности, вызванной негативными эмоциями и их
сдерживанием, то в биодинамической психотерапии особое внима
ние уделяется «обратной стороне медали». Это противоположный
по направленности процесс сопряженного (реципрокного) сниже
ния тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной сис
темы, функция которого метафорически сравнивается с «перевари
ванием» эмоций, по аналогии с перевариванием пищи. Именно на
усиление данной функции и направлено психотерапевтическое воз
действие.
Важная роль при этом отводится представлению о «психо
перистальтике» (psychoperistalsis), то есть влиянии психоэмоцио
нального состояния на биоритмы организма - как на ритмическую
активность отдельных органов, так и ритмы чередования симпа
тической/парасимпатической активности. На основе подобного ги
потетического механизма во время терапевтической сессии проис
ходит сдвиг активности от симпатического к парасимпатическому
отделу вегетативной нервной системы, сопровождающий «психо
логическое очищение» (psychological updrift), интеграцию ранее вы
тесненного подсознательного материала (своего рода телесный ка
тарсис). Последнее справедливо для любой процедуры психотера
пии, что показано, в частности, с помощью анализа вариабельности
сердечного ритма, являющегося объективным показателем вегета
тивного гомеостаза (Сандомирский М.Е., Тухватуллин Р.Ф., 1992,
1993; Гизатуллин Р.Ф., Сандомирский М.Е и др., 1998). При этом
испольуются также элементы физиологической возрастной регрес
сии. По мысли Г. Бойсен, функциональное состояние пациента, до
стигаемое в процессе биодинамической терапии, имитирует состо
яние удовлетворения, которое испытывает грудной ребенок при кор
млении, представляющее собой своего рода измененное состояние
сознания и напоминающее фазу быстрого сна.
14. Метод Радикс (Ч. Келли)
Этот популярный в США метод можно с полным правом на
звать неорайхианским подходом в телесной психотерапии. Радикс
272
Глава 5
был разработан в 1960-е годы учеником В. Райха Чарльзом Келли -
вначале как групповой вариант райховской терапии. Радикс-груп
пы - это группы, в которых происходит не терапия в узком смысле,
а обучение, в первую очередь понимаемое как обучение личностно
му росту. Поэтому в целом Радикс можно рассматривать как метод
телесно-ориентированного личностного роста.
«Радикс» в переводе с латинского означает «корень» или «ис
точник». Таким образом, название метода подразумевает осознава-
ние и проработку телесного «источника» психологических проблем,
того «корня», из которого они произрастают, или способ «искоре
нения» эмоциональных расстройств. Это прямой телесный подход
к естественному, физиологичному эмоциональному контролю, обу
чение технике безболезненного высвобождения «замороженных»
эмоций. Конечная же цель такого обучения - помочь человеку ощу
тить жизненную связь между разумом, телом и духом, добиться их
интеграции на глубинном телесном уровне и тем самым достичь
действительного личностного роста.
Это своего рода переучивание (Re-educating) тела, обучение
человека осознаванию различных (и привычных для него) спосо
бов блокирования телесно-эмоциональной «энергии», связанных с
подсознательными запретами. Обучение включает как вербальные,
так и невербальные техники, например, телесную работу (напряжен
ные позы, раскрепощающие движения) и работу с воображением. В
среднем подобный курс обучения саморегуляции по методу Радикс
продолжается от 6 до 9 месяцев.
В диагностике сдерживания негативных эмоций большое вни
мание, помимо мышечного блокирования (райховского мышечного
«панциря»), уделяется дыхательному блокированию, а также реак
циям со стороны внутренних органов. При этом важная роль в за
держивании (контейнировании) нежелательных эмоций отводится
пищеварительной системе. Разблокирование же дыхательных сте
реотипов, снятие мышечных, дыхательных и висцеральных «зажи
мов» приводит к восстановлению нормального протекания райхов
ской «вегетативной энергии», сопровождающемуся ощущением все
объемлющей «энергетической пульсации». Большое внимание в
методе Радикс уделяется опыту работы с паттерном пульсации (с
помощью дыхания и определенных движений), сопровождающей
ся ощущением «энергетической зарядки» тела (Mockeridge L.M.,
1996).
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 2 7 3
15. Метод Хакоми (Р. Курц)
«Хакоми» - слово на языке племени хопи, приблизительное
значение которого можно сформулировать как «самоанализ». (Осо
бенности этнопсихологии этого племени являлись предметом при
стального изучения К. Г. Юнга).
Этот метод телесной психотерапии и психологической само
регуляции, разработанный Роном Курцем в 1970-е годы, является в
значительной мере эклектичным. Он представляет собой синтез те
лесно-ориентированной психотерапии, общенаучной методологи
ческой парадигмы (методология системного подхода - принципы
организации и самоорганизации сложных систем применительно к
изучению человеком организации собственной психики) и восточ
ных духовно-философских учений, в первую очередь буддистской
философии и духовной практики (отсюда его «индуистское» назва
ние). Именно самоанализ и составляет основу данного метода. В
первую очередь это анализ ранее неосознаваемых мотивов и пат
тернов поведения, целью которого является личностный рост, фор
мирование Личности с большой буквы. Р. Курц в этом контексте
говорит о развитии «личностности» (personhood).
В основе метода лежат такие принципы:
◊ единство (принцип неразделения, недвойственности и всеоб
щей взаимосвязи);
◊ органичность (принцип естественной сложности и органичес
кой целостности, или природный системообразующий прин
цип);
◊ осознанность;
◊ ненасилие;
◊ телесно-духовная взаимосвязь.
Ведущим принципом в этом ряду и одновременно практичес
ким психотехническим приемом является осознанность (mindful
ness). Это особое функциональное состояние, в котором человек, с
одной стороны, приобретает опыт, а с другой - дистанцируется от
него. Состояние, в котором может происходить пересмотр эмоци
онального опыта и пробуждение самоисцеляющих механизмов
психики. С физиологической же точки зрения это не что иное, как
измененное состояние сознания с концентрацией внимания на
274
Глава 5
эмоционально-индуцированных телесных ощущениях. Необходи
мо подчеркнуть, что Хакоми, в отличие от большинства телесно-
психотерапевтических методов, в большей степени опирается на
осознавание, чем на отреагирование «задержанных» эмоций. При
меняя навык осознанности к повседневному опыту, человек ана
лизирует собственные убеждения и эмоциональные стереотипы и
становится способен обрести новый, сознательный выбор, прибли
зиться к достижению идеала «полного человеческого существова
ния» (Ч. Трунгпа).
Принцип телесно-духовной взаимосвязи лежит в основе уст
ранения внутрипсихических конфликтов посредством нейтрализа
ции их телесных проявлений и соответственно отслеживания теле
сных эквивалентов эмоций как проявлений «отелесненного созна
ния» (Embodied Mind). При этом осознавание сфокусировано на
непосредственном опыте, максимально сосредоточено на настоящем
моменте (аналогично дзенской практике «созерцания»).
С принципом ненасилия связан конструктивный взгляд на
психологические защиты и сопротивление как на адаптивные фор
мы поведения (рассматриваемые Р. Курцем как «управляющее по
ведение»), точнее, как на механизмы управления интенсивностью
негативных эмоций. Соответственно задачей психотерапии является
не противостояние этим механизмам (традиционная для психоана
лиза экстернализация внутреннего конфликта), а кооперация с
ними. Это обеспечивается созданием для пациента комфортной пси
хологической атмосферы, описываемой как «любящее присутствие»
(с обычной психотерапевтической точки зрения, в его основе лежит
позитивный детско-родительский перенос). Подобный психотехни
ческий прием, с одной стороны, стимулирует кооперацию подсоз
нания с сознательным «Я», с другой стороны, помогает ее утилиза
ции, то есть созданию продуктивных, рабочих взаимоотношений
сознательной части личности с подсознанием в явном виде (навык
осознавания телесных интуитивных «подсказок»).
16. Формативная психология (С. Келеман)
Данное направление представляет собой синтез телесно-ори
ентированной и экзистенциальной психотерапии, одно из важней
ших понятий которой - собственно экзистенция, или «бытие-здесь»,
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 275
или Dasein (M. Бинсвангер) - рассматривается как явление в зна
чительной мере телесное (embodied existence). По С. Келеману, эк
зистенция означает «присутствие с самим собой» и представляется
в первую очередь как телесный акт (естественно, включающий и
эмоции, и мышление, и поведение). При этом тело, по Г. Гроддеку,
рассматривается как материальный носитель бессознательного, ана
лог фрейдовского Оно (Ид). Экзистенция, в терминах Г. Гродде-
ка, воспринимается как способ «жизни в теле». Телесная экзистен
ция - не что иное, как телесное «чувство жизни» (Кениг К., 2002).
Одновременно - чувство осознанности и осмысленности собствен
ного существования.
И раз уж мы заговорили в терминах философии, вспомним
классиков: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как
осознанным бытием» (К. Маркс, Ф. Энгельс; цит. по В.Б. Микуше-
вичу, 1998). Все, что по большому счету делает телесная психоте
рапия, - направляет внимание человека на его телесно-осознан
ное бытие (или делает это бытие телесно-осознанным). По мнению
М. Мерло-Понти (1999), «опыт тела» (иными словами, телесное
осознавание) напрямую приводит человека к признанию полагания
жизненного смысла.
Само существование индивида, сам жизненный процесс пони
мается как «телесный процесс», непрерывное получение телесного
опыта. При этом препятствием для подобного «отелеснивания» опы
та (Keleman S., 1987) являются... речь и словесно-оформленное мыш
ление, приводящие к компартментализации сознания, блокирова
нию непосредственного осознавания телесного опыта.
Поэтому и в психотерапевтической коммуникации важно не
только словесное содержание. Важнейшим в этом общении являет
ся именно
присутствие
терапевта с пациентом - присутствие фи
зическое, включающее, помимо словесного общения, и невербаль
ное - контакт глаз, позу и жесты, ритмические паттерны коммуни
кации (РПК, ассоциирующиеся с общением матери и ребенка),
телесное выражение отношения в целом. (Вспомним, что присут
ствие, понимаемое сходным образом, является также важным эле
ментом клиент-центрированной психотерапии по К. Роджерсу, од
ной из главных составляющих терапевтической эмпатии. С физио
логической точки зрения описываемое терапевтическое состояние
«присутствия» означает поверхностное измененное состояние со
знания с максимально полным сосредоточением на «здесь-и-сейчас»,
276
Глава 5