Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16468

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

систему, восстановление баланса активности ее симпатического и 
парасимпатического отделов. Если В. Райх подчеркивал ведущую 
роль в формировании невротических расстройств повышенной сим­
патической активности, вызванной негативными эмоциями и их 
сдерживанием, то в биодинамической психотерапии особое внима­
ние уделяется «обратной стороне медали». Это противоположный 
по направленности процесс сопряженного (реципрокного) сниже­
ния тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной сис­
темы, функция которого метафорически сравнивается с «перевари­
ванием» эмоций, по аналогии с перевариванием пищи. Именно на 
усиление данной функции и направлено психотерапевтическое воз­
действие. 

Важная роль при этом отводится представлению о «психо­

перистальтике» (psychoperistalsis), то есть влиянии психоэмоцио­
нального состояния на биоритмы организма - как на ритмическую 
активность отдельных органов, так и ритмы чередования симпа­

тической/парасимпатической активности. На основе подобного ги­
потетического механизма во время терапевтической сессии проис­
ходит сдвиг активности от симпатического к парасимпатическому 
отделу вегетативной нервной системы, сопровождающий «психо­
логическое очищение» (psychological updrift), интеграцию ранее вы­
тесненного подсознательного материала (своего рода телесный ка­
тарсис). Последнее справедливо для любой процедуры психотера­
пии, что показано, в частности, с помощью анализа вариабельности 
сердечного ритма, являющегося объективным показателем вегета­
тивного гомеостаза (Сандомирский М.Е., Тухватуллин Р.Ф., 1992, 

1993; Гизатуллин Р.Ф., Сандомирский М.Е и др., 1998). При этом 

испольуются также элементы физиологической возрастной регрес­
сии. По мысли Г. Бойсен, функциональное состояние пациента, до­
стигаемое в процессе биодинамической терапии, имитирует состо­
яние удовлетворения, которое испытывает грудной ребенок при кор­
млении, представляющее собой своего рода измененное состояние 
сознания и напоминающее фазу быстрого сна. 

14. Метод Радикс (Ч. Келли) 

Этот популярный в США метод можно с полным правом на­

звать неорайхианским подходом в телесной психотерапии. Радикс 

272 

Глава 5 


background image

был разработан в 1960-е годы учеником В. Райха Чарльзом Келли -

вначале как групповой вариант райховской терапии. Радикс-груп­
пы - это группы, в которых происходит не терапия в узком смысле, 
а обучение, в первую очередь понимаемое как обучение личностно­
му росту. Поэтому в целом Радикс можно рассматривать как метод 
телесно-ориентированного личностного роста. 

«Радикс» в переводе с латинского означает «корень» или «ис­

точник». Таким образом, название метода подразумевает осознава-

ние и проработку телесного «источника» психологических проблем, 

того «корня», из которого они произрастают, или способ «искоре­

нения» эмоциональных расстройств. Это прямой телесный подход 
к естественному, физиологичному эмоциональному контролю, обу­
чение технике безболезненного высвобождения «замороженных» 
эмоций. Конечная же цель такого обучения - помочь человеку ощу­
тить жизненную связь между разумом, телом и духом, добиться их 
интеграции на глубинном телесном уровне и тем самым достичь 
действительного личностного роста. 

Это своего рода переучивание (Re-educating) тела, обучение 

человека осознаванию различных (и привычных для него) спосо­
бов блокирования телесно-эмоциональной «энергии», связанных с 
подсознательными запретами. Обучение включает как вербальные, 
так и невербальные техники, например, телесную работу (напряжен­
ные позы, раскрепощающие движения) и работу с воображением. В 
среднем подобный курс обучения саморегуляции по методу Радикс 
продолжается от 6 до 9 месяцев. 

В диагностике сдерживания негативных эмоций большое вни­

мание, помимо мышечного блокирования (райховского мышечного 

«панциря»), уделяется дыхательному блокированию, а также реак­
циям со стороны внутренних органов. При этом важная роль в за­

держивании (контейнировании) нежелательных эмоций отводится 

пищеварительной системе. Разблокирование же дыхательных сте­
реотипов, снятие мышечных, дыхательных и висцеральных «зажи­
мов» приводит к восстановлению нормального протекания райхов­
ской «вегетативной энергии», сопровождающемуся ощущением все­
объемлющей «энергетической пульсации». Большое внимание в 
методе Радикс уделяется опыту работы с паттерном пульсации (с 
помощью дыхания и определенных движений), сопровождающей­
ся ощущением «энергетической зарядки» тела (Mockeridge L.M., 

1996). 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции  2 7 3 


background image

15. Метод Хакоми (Р. Курц) 

«Хакоми» - слово на языке племени хопи, приблизительное 

значение которого можно сформулировать как «самоанализ». (Осо­
бенности этнопсихологии этого племени являлись предметом при­
стального изучения К. Г. Юнга). 

Этот метод телесной психотерапии и психологической само­

регуляции, разработанный Роном Курцем в 1970-е годы, является в 
значительной мере эклектичным. Он представляет собой синтез те­
лесно-ориентированной психотерапии, общенаучной методологи­
ческой парадигмы (методология системного подхода - принципы 
организации и самоорганизации сложных систем применительно к 
изучению человеком организации собственной психики) и восточ­
ных духовно-философских учений, в первую очередь буддистской 
философии и духовной практики (отсюда его «индуистское» назва­
ние). Именно самоанализ и составляет основу данного метода. В 
первую очередь это анализ ранее неосознаваемых мотивов и пат­
тернов поведения, целью которого является личностный рост, фор­
мирование Личности с большой буквы. Р. Курц в этом контексте 
говорит о развитии «личностности» (personhood). 

В основе метода лежат такие принципы: 

◊ единство (принцип неразделения, недвойственности и всеоб­

щей взаимосвязи); 

◊ органичность (принцип естественной сложности и органичес­

кой целостности, или природный системообразующий прин­
цип); 

◊ осознанность; 
◊ ненасилие; 
◊ телесно-духовная взаимосвязь. 

Ведущим принципом в этом ряду и одновременно практичес­

ким психотехническим приемом является осознанность (mindful­
ness). Это особое функциональное состояние, в котором человек, с 
одной стороны, приобретает опыт, а с другой - дистанцируется от 
него. Состояние, в котором может происходить пересмотр эмоци­
онального опыта и пробуждение самоисцеляющих механизмов 

психики. С физиологической же точки зрения это не что иное, как 
измененное состояние сознания с концентрацией внимания на 

274 

Глава 5 


background image

эмоционально-индуцированных телесных ощущениях. Необходи­
мо подчеркнуть, что Хакоми, в отличие от большинства телесно-
психотерапевтических методов, в большей степени опирается на 
осознавание, чем на отреагирование «задержанных» эмоций. При­
меняя навык осознанности к повседневному опыту, человек ана­
лизирует собственные убеждения и эмоциональные стереотипы и 
становится способен обрести новый, сознательный выбор, прибли­
зиться к достижению идеала «полного человеческого существова­
ния» (Ч. Трунгпа). 

Принцип телесно-духовной взаимосвязи лежит в основе уст­

ранения внутрипсихических конфликтов посредством нейтрализа­
ции их телесных проявлений и соответственно отслеживания теле­
сных эквивалентов эмоций как проявлений «отелесненного созна­
ния» (Embodied Mind). При этом осознавание сфокусировано на 
непосредственном опыте, максимально сосредоточено на настоящем 
моменте (аналогично дзенской практике «созерцания»). 

С принципом ненасилия связан конструктивный взгляд на 

психологические защиты и сопротивление как на адаптивные фор­
мы поведения (рассматриваемые Р. Курцем как «управляющее по­
ведение»), точнее, как на механизмы управления интенсивностью 
негативных эмоций. Соответственно задачей психотерапии является 
не противостояние этим механизмам (традиционная для психоана­

лиза экстернализация внутреннего конфликта), а кооперация с 
ними. Это обеспечивается созданием для пациента комфортной пси­

хологической атмосферы, описываемой как «любящее присутствие» 
(с обычной психотерапевтической точки зрения, в его основе лежит 
позитивный детско-родительский перенос). Подобный психотехни­
ческий прием, с одной стороны, стимулирует кооперацию подсоз­
нания с сознательным «Я», с другой стороны, помогает ее утилиза­
ции, то есть созданию продуктивных, рабочих взаимоотношений 
сознательной части личности с подсознанием в явном виде (навык 
осознавания телесных интуитивных «подсказок»). 

16. Формативная психология (С. Келеман) 

Данное направление представляет собой синтез телесно-ори­

ентированной и экзистенциальной психотерапии, одно из важней­
ших понятий которой - собственно экзистенция, или «бытие-здесь», 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 275 


background image

или Dasein (M. Бинсвангер) - рассматривается как явление в зна­
чительной мере телесное (embodied existence). По С. Келеману, эк­
зистенция означает «присутствие с самим собой» и представляется 
в первую очередь как телесный акт (естественно, включающий и 
эмоции, и мышление, и поведение). При этом тело, по Г. Гроддеку, 
рассматривается как материальный носитель бессознательного, ана­
лог фрейдовского Оно (Ид). Экзистенция, в терминах Г. Гродде-
ка, воспринимается как способ «жизни в теле». Телесная экзистен­
ция - не что иное, как телесное «чувство жизни» (Кениг К., 2002). 

Одновременно - чувство осознанности и осмысленности собствен­
ного существования. 

И раз уж мы заговорили в терминах философии, вспомним 

классиков: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как 
осознанным бытием» (К. Маркс, Ф. Энгельс; цит. по В.Б. Микуше-
вичу, 1998). Все, что по большому счету делает телесная психоте­
рапия, - направляет внимание человека на его телесно-осознан­
ное бытие (или делает это бытие телесно-осознанным). По мнению 
М. Мерло-Понти (1999), «опыт тела» (иными словами, телесное 
осознавание) напрямую приводит человека к признанию полагания 
жизненного смысла. 

Само существование индивида, сам жизненный процесс пони­

мается как «телесный процесс», непрерывное получение телесного 
опыта. При этом препятствием для подобного «отелеснивания» опы­
та (Keleman S., 1987) являются... речь и словесно-оформленное мыш­
ление, приводящие к компартментализации сознания, блокирова­
нию непосредственного осознавания телесного опыта. 

Поэтому и в психотерапевтической коммуникации важно не 

только словесное содержание. Важнейшим в этом общении являет­
ся именно

 присутствие

 терапевта с пациентом - присутствие фи­

зическое, включающее, помимо словесного общения, и невербаль­
ное - контакт глаз, позу и жесты, ритмические паттерны коммуни­
кации (РПК, ассоциирующиеся с общением матери и ребенка), 
телесное выражение отношения в целом. (Вспомним, что присут­
ствие, понимаемое сходным образом, является также важным эле­
ментом клиент-центрированной психотерапии по К. Роджерсу, од­

ной из главных составляющих терапевтической эмпатии. С физио­
логической точки зрения описываемое терапевтическое состояние 
«присутствия» означает поверхностное измененное состояние со­
знания с максимально полным сосредоточением на «здесь-и-сейчас», 

276 

Глава 5