Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15688

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

в значительной части регресссионно-невербальное. Аналогичные 
«правополушарные» состояния используются как рабочий инстру­
мент и в гештальт-терапии, и в методе сенсорного осознавания, и в 
процессуальной терапии А. Минделла.) 

«Присутствовать» телесно означает осознавать как непосред­

ственно свою телесную форму, так и «социальное тело». Именно 
присутствие и создает человеческие отношения. Соответственно 
психотерапия рассматривается как процесс осознавания «совмест­
ного присутствия» терапевта и пациента. Присутствие является ос­
новой терапевтического процесса и в то же время его целью (на ко­
торую направлен личностный рост пациента). «Ни объяснение, ни 
обучение не заменяют простого акта - быть в состоянии присутствия 
как «отелесненная» личность совместно с другим человеком» 
(М. Boss). 

Находиться в состоянии присутствия означает способность че­

ловека осознанно изменять свое состояние (степень присутствия). 

Когда человек способен присутствовать телесно, он способен полу­
чать доступ к своим внутренним ресурсам, осознавать собственные 

эмоционально-телесные реакции («присутствовать» с собой), а так­
же быть восприимчивым к реакциям окружающих («присутство­
вать» с ними). При этом психотерапевтическое общение рассмат­
ривается не как идентификация (эмпатия, инкорпорирование), а как 

«получение» другого человека. Точнее, передача пациенту терапев­

том целостного образа собственного присутствия, включающего 
присутствие этого другого человека, распространяющегося на него 
и привлекающего его. Психотерапевт как бы делится своим «при­
сутствием», своим стабильным, уверенным в себе, самодостаточным 
эмоциональным состоянием и стилем поведения. Именно этот оре­
ол эмоционального комфорта и внутренней гармонии, отчасти пе­
реходящий на пациента, и привлекает последнего. В подобном вза­
имодействии состояние терапевта описывается как «получение», а 
состояние пациента - как «удержание» (контейнирование), прида­
ющее ему не выразимое словесно чувство «обращенности внутрь 
себя». 

Для поддержания подобных отношений человек должен обла­

дать формативностью (formativeness), то есть: 

а) навыком «отелеснивания» опыта; 
б) уравновешенной телесной структурой восприимчивости-от­

зывчивости (receptive-responsive); 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 277 


background image

в) способностью осознанно формировать телесную структуру 

межличностных отношений, 

г) способностью создавать и поддерживать эмоциональное поле, 

привлекающее и поддерживающее пациента. 

С. Келеман сравнивает «присутствие» со «сном наяву», с «эмо­

циональной пульсацией», в краткие мгновения которой телесное 
бессознательное «прорывается» наружу, из глубин на поверхность 
осознания. Именно в эти моменты и происходит психотерапевти­
ческая трансформация личности. 

Важная роль в данном методе психокоррекции отводится 

предложенному С. Келеманом понятию «организующего процес­
са», под которым понимается ритм мышечного сокращения/рас­
слабления, рассматриваемый как общебиологическая закономер­
ность. Ощущения, эмоции и мысли понимаются при этом как 
организованные формы движения, связанные, синхронизирован­
ные с ритмом мышечной активности. (Необходимо упомянуть, 
что роль мышечного компонента в формировании эмоций и в 
процессе мышления подчеркивал еще И.М. Сеченов. Наиболь­
шее влияние подобное «мышечное чувство» оказывает на пси­
хоэмоциональное состояние людей «мышечного» психологиче­
ского типа - «атлетов» по классификации Э. Кречмера.) Ритм 
мышечной пульсации тем самым представляется как ритм, орга­

низующий психические процессы. Ритм, сознательно изменяя ко­

торый, человек оказывается способен влиять на собственное внут­
реннее состояние. 

17. Метод фокусировки по Ю. Джендлину 

Довольно молодой, но приобретающий все большую попу­

лярность метод психологической самопомощи и самоанализа, раз­

работанный в 1970-1980-е годы американским философом и пси­
хологом Ю. Джендлином (Eugene Gendlin). По нашему мнению, 
сущность метода можно определить как медитацию на телесных 
ощущениях с последующей интеллектуализацией сенсорного 
опыта (использование интуитивных «подсказок тела»). Еще в 
XIX в. отечественный физиолог И.М. Сеченов писал о том, что 

278 

Глава 5 


background image

эмоциональный фон связан с неким «темным мышечным чув­
ством». Именно наблюдение за подобного рода недифференци­
рованными соматическими ощущениями, являющимися телесной 

проекцией подсознательных (вытесненных) желаний и мыслей, 
за их спонтанной динамикой и лежит в основе методики фокуси­
ровки. Цель, которую ставит данный метод, - выявление тех фраз, 
в ответ на мысленное проговаривание которых наблюдается от­

четливое изменение (ослабление) указанных телесных ощуще­
ний. Соответственно смысл этих фраз рассматривается как сим­
волическое содержание комплексов телесных ощущений, кото­
рым их наделяет подсознание. 

Сущность метода составляет как бы диалог сознания и под­

сознания, передаточным звеном в котором, носителем информа­
ции служат телесные ощущения. Техника фокусировки в общих 
чертах включает наблюдение за ощущениями тела и выделение 
среди них комплекса ощущений, связанных с актуальной психо­
логической проблемой - «телесного ощущения проблемы» (bodily 
felt sense of the problem); безоценочное принятие этого ощущения; 
диалог с ним, включающий словесно произносимые вопросы и те­
лесно формулируемые ответы. Последние подразумевают береж­
ное наблюдение за ощущением (не меняя ничего активно в соб­
ственном состоянии) до появления отчетливой телесной динами­
ки (bodily-felt shift), которая на сознательном уровне приносит 
новую точку зрения на проблему или же ее непосредственное раз­
решение (Pettinati P.M., 2002). 

Подобный способ решения психологических проблем представ­

ляет собой не только способ невербальной коммуникации с подсоз­
нанием, но еще и рецепт борьбы с избыточным «умствованием» (ги­
перрефлексией, по В. Франклу) путем переключения внимания на 
телесные ощущения. Нужно подчеркнуть, что это отнюдь не смена 
темы размышлений, а перемещение фокуса осознавания на другие 
процессы, связанные с той же проблемой, с теми же мыслями, что и 
ранее, только выраженные не словесно, а телесно. Иными словами, 
не просто банальное отвлечение внимания от болезненной пробле­

мы, а ее осмысление с иной стороны, альтернативным способом, тем 
самым задействуя другие участки мозга. 

Так как методика до настоящего времени недостаточно осве­

щена в русскоязычной литературе, приведем ее краткое практичес­
кое описание (из книги Ю. Джендлина «Фокусирование», в моди-

279 


background image

фикации). Внутренний процесс фокусировки можно разделить на 
шесть основных шагов. По мере приобретения опыта они представ­

ляются скорее последовательными этапами единого процесса, не­

жели раздельными шагами. Выделение отдельных шагов, как под­
черкивал автор метода, было предпринято им для того, чтобы об­

легчить обучение. 

/. Очистить

 пространство 

Постарайтесь расслабиться, найти в себе момент внутренней 

тишины и спокойствия. Направьте внимание внутрь тела - в пер­
вую очередь в область живота или грудной клетки. Произнесите 
мысленно вопросы: «Что происходит в моей жизни? Что самое важ­
ное, что мне необходимо сделать сейчас?». Прислушайтесь к ощу­
щениям тела, которые подскажут вашему сознанию «всплывающие» 
мысли. Не углубляйтесь в их анализ, просто зафиксируйте их появ­
ление и запомните эти мысли. 

2. Почувствовать осмысленное ощущение 

Из полученного материала выберите для начала одну пробле­

му, на которой можно сосредоточиться. Избегая логического ана­
лиза, понаблюдайте за различными ощущениями, которые вызыва­
ет в вашем теле мысленное проговаривание краткой формулировки 
этой проблемы. Постарайтесь объединить эти, возможно, разнород­
ные ощущения в одно целое. 

3. Обработка 

Какими качествами обладает это ощущение? Позвольте спон­

танно всплыть его описанию, достаточно полно охватывающему суть 
этого ощущения - в виде отдельного слова, или фразы, или зритель­
ного образа. 

4. Резонирование 

Переместите внимание от ощущения к его описанию и обрат­

но. Ощутите, насколько они согласуются друг с другом. Позвольте 
им измениться, если это необходимо для их большего взаимного 
соответствия. 

280 

Глава

 5 


background image

5. Вопрос 

Теперь спросите свою интуицию, что же конкретно в фокуси­

руемой проблеме создает именно это качество, для которого вы толь­
ко что нашли название или которое представили в виде зрительно­
го образа? Убедитесь, что это качество по-прежнему воспринима­
ется ярко и живо, а не в виде блеклого воспоминания. Спросите «как 
бы само это ощущение», в чем его смысл. Если приходит немедлен­
ный ответ, но при этом ощущение не реагирует на него, отложите 
этот ответ в сторону. Вновь переместите внимание на телесные ощу­
щения и восстановите осмысленное ощущение. Затем спросите его 
вновь. Продолжайте наблюдать до тех пор, пока не придет ответ 
вместе с явным, отчетливым изменением ощущения (обычно его 
ослаблением). 

6. Принятие 

Примите ту информацию, которую вы получили, с благодар­

ностью. Если ощущение еще сохраняется (в ослабленном виде), 
продолжите этот процесс - оно может содержать в себе еще допол­
нительную информацию, которая станет доступна при повторном 
прохождении шагов 5-6. 

Что служит критерием правильности прохождения вышеопи­

санных шагов (аналогично «экологической проверке» в процедуре 
рефрейминга по Р. Бэндлеру и Д. Гриндеру)? Это позитивный те­
лесный отклик подсознания: «В теле возникает чувство облегчения, 
словно оно получает подтверждение своего права быть» (Дженд-
лин Ю., 2000). 

Фокусировка представляет собой метод сознательно-подсоз­

нательного диалога, в котором общение происходит на языке теле­
сных ощущений. Это способ сделать осознанным тот процесс, кото­
рый автоматически, по большей части неосознанно протекает в жиз­
ни каждого человека. Это то самое постоянно присутствующее 
«темное мышечное чувство», по И.М. Сеченову, или набор интуи­
тивных «сигналов» - частично осознаваемых телесных ощущений, 
которые не только определяют эмоциональный фон человека, но и 
в процессе своей трансформации подталкивают его к определен­
ным мыслям и поступкам. Можно сказать, что все наше повседнев­
ное существование с этой точки зрения представляет собой своего 
рода «спонтанную фокусировку». 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 281