Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16469
Скачиваний: 267
в значительной части регресссионно-невербальное. Аналогичные
«правополушарные» состояния используются как рабочий инстру
мент и в гештальт-терапии, и в методе сенсорного осознавания, и в
процессуальной терапии А. Минделла.)
«Присутствовать» телесно означает осознавать как непосред
ственно свою телесную форму, так и «социальное тело». Именно
присутствие и создает человеческие отношения. Соответственно
психотерапия рассматривается как процесс осознавания «совмест
ного присутствия» терапевта и пациента. Присутствие является ос
новой терапевтического процесса и в то же время его целью (на ко
торую направлен личностный рост пациента). «Ни объяснение, ни
обучение не заменяют простого акта - быть в состоянии присутствия
как «отелесненная» личность совместно с другим человеком»
(М. Boss).
Находиться в состоянии присутствия означает способность че
ловека осознанно изменять свое состояние (степень присутствия).
Когда человек способен присутствовать телесно, он способен полу
чать доступ к своим внутренним ресурсам, осознавать собственные
эмоционально-телесные реакции («присутствовать» с собой), а так
же быть восприимчивым к реакциям окружающих («присутство
вать» с ними). При этом психотерапевтическое общение рассмат
ривается не как идентификация (эмпатия, инкорпорирование), а как
«получение» другого человека. Точнее, передача пациенту терапев
том целостного образа собственного присутствия, включающего
присутствие этого другого человека, распространяющегося на него
и привлекающего его. Психотерапевт как бы делится своим «при
сутствием», своим стабильным, уверенным в себе, самодостаточным
эмоциональным состоянием и стилем поведения. Именно этот оре
ол эмоционального комфорта и внутренней гармонии, отчасти пе
реходящий на пациента, и привлекает последнего. В подобном вза
имодействии состояние терапевта описывается как «получение», а
состояние пациента - как «удержание» (контейнирование), прида
ющее ему не выразимое словесно чувство «обращенности внутрь
себя».
Для поддержания подобных отношений человек должен обла
дать формативностью (formativeness), то есть:
а) навыком «отелеснивания» опыта;
б) уравновешенной телесной структурой восприимчивости-от
зывчивости (receptive-responsive);
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 277
в) способностью осознанно формировать телесную структуру
межличностных отношений,
г) способностью создавать и поддерживать эмоциональное поле,
привлекающее и поддерживающее пациента.
С. Келеман сравнивает «присутствие» со «сном наяву», с «эмо
циональной пульсацией», в краткие мгновения которой телесное
бессознательное «прорывается» наружу, из глубин на поверхность
осознания. Именно в эти моменты и происходит психотерапевти
ческая трансформация личности.
Важная роль в данном методе психокоррекции отводится
предложенному С. Келеманом понятию «организующего процес
са», под которым понимается ритм мышечного сокращения/рас
слабления, рассматриваемый как общебиологическая закономер
ность. Ощущения, эмоции и мысли понимаются при этом как
организованные формы движения, связанные, синхронизирован
ные с ритмом мышечной активности. (Необходимо упомянуть,
что роль мышечного компонента в формировании эмоций и в
процессе мышления подчеркивал еще И.М. Сеченов. Наиболь
шее влияние подобное «мышечное чувство» оказывает на пси
хоэмоциональное состояние людей «мышечного» психологиче
ского типа - «атлетов» по классификации Э. Кречмера.) Ритм
мышечной пульсации тем самым представляется как ритм, орга
низующий психические процессы. Ритм, сознательно изменяя ко
торый, человек оказывается способен влиять на собственное внут
реннее состояние.
17. Метод фокусировки по Ю. Джендлину
Довольно молодой, но приобретающий все большую попу
лярность метод психологической самопомощи и самоанализа, раз
работанный в 1970-1980-е годы американским философом и пси
хологом Ю. Джендлином (Eugene Gendlin). По нашему мнению,
сущность метода можно определить как медитацию на телесных
ощущениях с последующей интеллектуализацией сенсорного
опыта (использование интуитивных «подсказок тела»). Еще в
XIX в. отечественный физиолог И.М. Сеченов писал о том, что
278
Глава 5
эмоциональный фон связан с неким «темным мышечным чув
ством». Именно наблюдение за подобного рода недифференци
рованными соматическими ощущениями, являющимися телесной
проекцией подсознательных (вытесненных) желаний и мыслей,
за их спонтанной динамикой и лежит в основе методики фокуси
ровки. Цель, которую ставит данный метод, - выявление тех фраз,
в ответ на мысленное проговаривание которых наблюдается от
четливое изменение (ослабление) указанных телесных ощуще
ний. Соответственно смысл этих фраз рассматривается как сим
волическое содержание комплексов телесных ощущений, кото
рым их наделяет подсознание.
Сущность метода составляет как бы диалог сознания и под
сознания, передаточным звеном в котором, носителем информа
ции служат телесные ощущения. Техника фокусировки в общих
чертах включает наблюдение за ощущениями тела и выделение
среди них комплекса ощущений, связанных с актуальной психо
логической проблемой - «телесного ощущения проблемы» (bodily
felt sense of the problem); безоценочное принятие этого ощущения;
диалог с ним, включающий словесно произносимые вопросы и те
лесно формулируемые ответы. Последние подразумевают береж
ное наблюдение за ощущением (не меняя ничего активно в соб
ственном состоянии) до появления отчетливой телесной динами
ки (bodily-felt shift), которая на сознательном уровне приносит
новую точку зрения на проблему или же ее непосредственное раз
решение (Pettinati P.M., 2002).
Подобный способ решения психологических проблем представ
ляет собой не только способ невербальной коммуникации с подсоз
нанием, но еще и рецепт борьбы с избыточным «умствованием» (ги
перрефлексией, по В. Франклу) путем переключения внимания на
телесные ощущения. Нужно подчеркнуть, что это отнюдь не смена
темы размышлений, а перемещение фокуса осознавания на другие
процессы, связанные с той же проблемой, с теми же мыслями, что и
ранее, только выраженные не словесно, а телесно. Иными словами,
не просто банальное отвлечение внимания от болезненной пробле
мы, а ее осмысление с иной стороны, альтернативным способом, тем
самым задействуя другие участки мозга.
Так как методика до настоящего времени недостаточно осве
щена в русскоязычной литературе, приведем ее краткое практичес
кое описание (из книги Ю. Джендлина «Фокусирование», в моди-
279
фикации). Внутренний процесс фокусировки можно разделить на
шесть основных шагов. По мере приобретения опыта они представ
ляются скорее последовательными этапами единого процесса, не
жели раздельными шагами. Выделение отдельных шагов, как под
черкивал автор метода, было предпринято им для того, чтобы об
легчить обучение.
/. Очистить
пространство
Постарайтесь расслабиться, найти в себе момент внутренней
тишины и спокойствия. Направьте внимание внутрь тела - в пер
вую очередь в область живота или грудной клетки. Произнесите
мысленно вопросы: «Что происходит в моей жизни? Что самое важ
ное, что мне необходимо сделать сейчас?». Прислушайтесь к ощу
щениям тела, которые подскажут вашему сознанию «всплывающие»
мысли. Не углубляйтесь в их анализ, просто зафиксируйте их появ
ление и запомните эти мысли.
2. Почувствовать осмысленное ощущение
Из полученного материала выберите для начала одну пробле
му, на которой можно сосредоточиться. Избегая логического ана
лиза, понаблюдайте за различными ощущениями, которые вызыва
ет в вашем теле мысленное проговаривание краткой формулировки
этой проблемы. Постарайтесь объединить эти, возможно, разнород
ные ощущения в одно целое.
3. Обработка
Какими качествами обладает это ощущение? Позвольте спон
танно всплыть его описанию, достаточно полно охватывающему суть
этого ощущения - в виде отдельного слова, или фразы, или зритель
ного образа.
4. Резонирование
Переместите внимание от ощущения к его описанию и обрат
но. Ощутите, насколько они согласуются друг с другом. Позвольте
им измениться, если это необходимо для их большего взаимного
соответствия.
280
Глава
5
5. Вопрос
Теперь спросите свою интуицию, что же конкретно в фокуси
руемой проблеме создает именно это качество, для которого вы толь
ко что нашли название или которое представили в виде зрительно
го образа? Убедитесь, что это качество по-прежнему воспринима
ется ярко и живо, а не в виде блеклого воспоминания. Спросите «как
бы само это ощущение», в чем его смысл. Если приходит немедлен
ный ответ, но при этом ощущение не реагирует на него, отложите
этот ответ в сторону. Вновь переместите внимание на телесные ощу
щения и восстановите осмысленное ощущение. Затем спросите его
вновь. Продолжайте наблюдать до тех пор, пока не придет ответ
вместе с явным, отчетливым изменением ощущения (обычно его
ослаблением).
6. Принятие
Примите ту информацию, которую вы получили, с благодар
ностью. Если ощущение еще сохраняется (в ослабленном виде),
продолжите этот процесс - оно может содержать в себе еще допол
нительную информацию, которая станет доступна при повторном
прохождении шагов 5-6.
Что служит критерием правильности прохождения вышеопи
санных шагов (аналогично «экологической проверке» в процедуре
рефрейминга по Р. Бэндлеру и Д. Гриндеру)? Это позитивный те
лесный отклик подсознания: «В теле возникает чувство облегчения,
словно оно получает подтверждение своего права быть» (Дженд-
лин Ю., 2000).
Фокусировка представляет собой метод сознательно-подсоз
нательного диалога, в котором общение происходит на языке теле
сных ощущений. Это способ сделать осознанным тот процесс, кото
рый автоматически, по большей части неосознанно протекает в жиз
ни каждого человека. Это то самое постоянно присутствующее
«темное мышечное чувство», по И.М. Сеченову, или набор интуи
тивных «сигналов» - частично осознаваемых телесных ощущений,
которые не только определяют эмоциональный фон человека, но и
в процессе своей трансформации подталкивают его к определен
ным мыслям и поступкам. Можно сказать, что все наше повседнев
ное существование с этой точки зрения представляет собой своего
рода «спонтанную фокусировку».
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 281