Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15690

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1 8. Метод фокусировки на эмоциях, 

или «биологическая обратная связь 
без приборов» (И. Шалиф) 

Представляет собой развитие метода фокусировки. Данная 

техника также близка к «чувственному осознаванию». Автор мето­
да Илан Шалиф поясняет его сущность следующим образом. 

Обычно, когда пациенты проходят лечебные сеансы биоло­

гической обратной связи, используются разнообразные прибо­
ры, измеряющие показатели физиологической активности (в том 
числе биоэлектрической активности головного мозга) и пред­

ставляющие их в наглядной форме (обратная связь). Пациенты 
обучаются фокусировать внимание на обратной связи о состоя­
нии собственного организма, которую получают от приборов, что 
и лежит в основе лечебного эффекта данного метода. Тем самым 
показания приборов служат для пациента своеобразным «зерка­
лом» состояния его организма. При этом выбор наблюдаемых 
параметров обусловливается их ролью в развитии того забо­

левания, с которым необходимо бороться. Так, при лечении ги­

пертонической болезни в качестве параметра для обратной свя­
зи используется артериальное давление; при нарушениях мышеч­
ного тонуса - электрическая активность мышц. Электрическая 
активность мозга (ЭЭГ) используется для обратной связи при 

лечении гиперактивности и синдрома дефицита внимания у де­
тей и др. 

Во всех этих случаях пациенты приобретают навык произволь­

ного управления данными показателями, ранее неподвластными 
волевому контролю. Будучи однажды сформированным, этот навык 
впоследствии используется пациентом самостоятельно уже в режи­
ме саморегуляции, без аппаратной поддержки. Психологическую 
основу способности произвольного управления непроизвольными 
функциями организма составляет так называемое «пассивное воле-
ние» по У. Джеймсу, иными словами, невербальные механизмы пси­
хологической саморегуляции. С подобной точки зрения, состояние 
пациента во время сеанса биологической обратной связи может рас­
сматриваться как возврат функции психологической регуляции к 
доречевому периоду онтогенеза (физиологическая возрастная рег­
рессия). 

282 

Глава 5 


background image

С помощью систематической тренировки фокусирования вни­

мания на различных телесных «сигналах», сопровождающих про­
явления таких психосоматических заболеваний, как бронхиальная 
астма, ишемическая болезнь сердца в молодом возрасте, мигре­
ни и др., пациенты могут научиться ослаблять приступообразные 
состояния в самом начале их развития и даже постепенно устра­
нять их. 

Метод фокусирования внимания на эмоциях включает ряд 

упражнений, помогающих человеку детализировать связанные с 
эмоциями телесные ощущения (пользуясь терминологией НЛП, 
раскладывать их по субмодальностям), а затем управлять ощуще­
ниями, в первую очередь трансформировать дискомфортные эмо-
циогенные ощущения в позитивные или нейтральные и тем самым 
регулировать собственные эмоции или в более широком плане -
собственное актуальное психофизиологическое состояние. Фокуси­
ровка внимания на телесных ощущениях производится в последо­

вательности, соответствующей их приоритетам: 

1. Задняя поверхность шеи, затылок. 

2. Мышцы лица и голосовые связки. 
3. Рот. 
4. Мышцы туловища и конечностей. 
5. Ощущения общего возбуждения и кожного зуда. 
6. Общий обзор («инвентаризация») телесных ощущений. 
7. Фокусировка на эмоциональной экспрессии окружающих. 

Важное значение в проработке телесных ощущений придается 

спонтанно возникающему чувству тепла (подчеркивается, что фик­
сация внимания на каком-либо участке тела уже сама по себе со­
провождается некоторым снижением мышечного тонуса и расши­
рением сосудов), последовательно дополняемому чувством пульса­
ции (в среднем через 30 секунд непрерывной фиксации внимания). 
Для нейтрализации дискомфортных телесных ощущений рекомен­
дуется использовать их вытеснение искусственно вызываемыми 
ощущениями в тех областях тела, которые имеют наибольшее пред­
ставительство в нервной системе (например, кисти рук, язык, губы). 

При проработке ощущения можно использовать прикосновения, 

давление и прочие виды непосредственного физического воздей­
ствия (так же, как и в райховской методике, но осуществляемых 

пациентом самостоятельно). 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 283 


background image

19. Психодинамическая телесная психотерапия 

(X. Кренц) 

Метод представляет собой оригинальный синтез работы с 

телом и современных психодинамических концепций, сочетаю­
щих эмпирические представления традиционного психоанализа 
с теоретической базой психологии развития. При этом психичес­
кое развитие индивида рассматривается как развитие привязан­
ностей (бондинга) или эмоционально-чувственного контакта, 

первоначальной базой для которых служит привязанность к ма­

тери. Подобный эмоциональный резонанс используется и в про­
цессе психокоррекции, при установлении доверительных отно­
шений между психотерапевтом и пациентом (терапевтический 
альянс). 

Формирование привязанности в процессе возрастного разви­

тия происходит на следующих уровнях, сменяющих друг друга по 
принципу эпигенеза: объединительном (пренатальный период), сим-
биотическом - первые месяцы после рождения, автономном (пер­
вичная социализация). Иными словами, ребенок, который изначаль­
но воспринимает себя как единое целое с матерью, перенеся психо­
логическую травму отделения от нее (рождения/сепарации), затем 
всю последующую жизнь пытается восполнить, компенсировать 
утраченную связь с матерью (как духовно-эмоциональную, так и 
телесную). 

Соответственно в процессе терапии проводится регрессия 

пациента к ранним возрастным этапам для осознавания проблем, 

связанных с соответствующим уровнем бондинга, и их коррекции. 

Большую роль при этом играет телесный контакт, функциями ко­
торого наряду с инициацией регрессии и усилением эмоциональ­
ной экспрессии являются замещение неудовлетворенных «детских» 
потребностей пациента в эмоциональном контакте, материнской 
заботе и сочувствии, а также позитивизация или глубинный созна­
тельно-подсознательный контакт, способствующий положительно­
му восприятию пациентом собственного подсознательного «Я». Пос­
ледовательная телесная проработка различных уровней привязан­
ностей способствует достижению окончательного терапевтического 
результата, который формулируется как инициация внутренней 
свободы пациента. 

284 

Глава 5 


background image

Тем самым в психодинамической телесной психотерапии пси­

хотерапевт выполняет по отношению к пациенту функцию «по­
вторного родительства» (re-parenting). В классическом психоана­
лизе близким является понятие «холдинг» (holding), введенное 
д. Винникоттом, суть которого в том, что психоаналитик создает 
для пациента атмосферу психологической поддержки (на когни­
тивном уровне - понимания, на эмоциональном - сочувствия, на 
телесном - комфорта и безопасности), подобную той, которую 
должна создавать ребенку раннего возраста его любящая мать (Гро-
ен-Праккен X., 1996). Для приближения представлений об идеаль­
ной матери к психотерапевтической практике было предложено 
также понятие «достаточно хорошей матери» (Д. Винникотт), со­
здающей для ребенка не стерильно-тепличные условия изоляции 
от реальной жизни с ее тревогами и трудностями, а условия, обес­
печивающие и стимулирующие его психологическое развитие. 

Цель всех психоаналитических подходов - восполнить то, 

чего пациенту не хватило для полноценного развития личности в 
детстве, в отношениях с близкими и что во взрослом возрасте ле­
жит в основе формирования переноса как центральная конфликт­
ная тема отношений (L. Luborsky, цит. по Калмыковой Е.С., Чес-
новой И.Г., 1996). И в ПТТ психотерапевт играет для взрослого 
пациента роль, подобную «достаточно хорошей матери», помогая 
ему устранить «белые пятна» в личностном развитии, начиная с 
ранневозрастных привязанностей (бондинга) и заканчивая вопро­
сами взрослой жизни. 

20. Рольфинг, или структурная интеграция 

Метод, названный по имени автора - Иды Рольф (биохими­

ка по первоначальной специальности), разрабатывавшийся ею с 

1930-х годов и получивший известность в 1960-х на волне эсален-

ского движения. 

Суть метода раскрывает его второе название - структурная 

интеграция или восстановление «правильных» структурных соот­
ношений мышечно-фасциального аппарата и нормального стерео­
типа его функционирования. Тем самым происходит нормализация 
как физиологического состояния пациента (включая также косвен-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 285 


background image

ное исправление осанки, ср. метод Александера), так и его психо­
эмоционального состояния. В медицинских справочниках рольфинг 
описывается как «система глубокого массажа для исправления осан­
ки». По сути, это действительно глубокий (мышечно-фасциальный) 
массаж, который внешне смыкается с современными методами ма­
нуальной терапии, мышечно-фасциального рилизинга. Глубинным 
отличием является дополнение телесной «проработки» болезнен­
ных участков их психологической «проработкой», способствующей 
отреагированию высвобождаемых «замороженных» эмоций (анало­
гично терапии В. Райха). Телесная привязка заблокированных эмо­
ций также близка к схеме «мышечного панциря» В. Райха: шея и 
плечи - проблемы ответственности; спина - вытесненный гнев; 
внутренняя поверхность бедер - сексуальные эмоции и т.п. 

Типовой курс рольфинга состоит из 10 сессий, на каждой из 

которых прорабатывается та или иная телесная область: 

1 - постановка правильного дыхания; 

2 - ступни и голени; 
3 - поясница и боковые поверхности туловища; 
4 - внутренняя поверхность бедер; 
5 - передняя брюшная стенка; 
6 - задняя поверхность бедер; 
7 - голова и шея; 
8 - плечи; 
9 - область таза; 

10 -спина. 

Данный метод, описание которого традиционно «перекочевы­

вает» из одного отечественного руководства по психотерапии в дру­
гое, редко применяется на практике в чистом виде - скорее, как эле­
мент других терапевтических систем. 

Что объединяет описанные выше методы? Общий «конечный 

путь» или однотипное функциональное состояние пациента во вре­
мя терапии, несмотря на различные способы его достижения. И 
«состояние сознавания» (awareness) по M. Фельденкрайзу, и со­
стояние «телесной экзистенции» (С. Келеман), и состояние осоз­
нанности (mindfulness) и «присутствия» (Р. Курц), и состояние 

«сенсорного осознавания» (Ш. Селвер, Ч. Брукс), по сути, пред-

286 

Глава 5