Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16472
Скачиваний: 267
1 8. Метод фокусировки на эмоциях,
или «биологическая обратная связь
без приборов» (И. Шалиф)
Представляет собой развитие метода фокусировки. Данная
техника также близка к «чувственному осознаванию». Автор мето
да Илан Шалиф поясняет его сущность следующим образом.
Обычно, когда пациенты проходят лечебные сеансы биоло
гической обратной связи, используются разнообразные прибо
ры, измеряющие показатели физиологической активности (в том
числе биоэлектрической активности головного мозга) и пред
ставляющие их в наглядной форме (обратная связь). Пациенты
обучаются фокусировать внимание на обратной связи о состоя
нии собственного организма, которую получают от приборов, что
и лежит в основе лечебного эффекта данного метода. Тем самым
показания приборов служат для пациента своеобразным «зерка
лом» состояния его организма. При этом выбор наблюдаемых
параметров обусловливается их ролью в развитии того забо
левания, с которым необходимо бороться. Так, при лечении ги
пертонической болезни в качестве параметра для обратной свя
зи используется артериальное давление; при нарушениях мышеч
ного тонуса - электрическая активность мышц. Электрическая
активность мозга (ЭЭГ) используется для обратной связи при
лечении гиперактивности и синдрома дефицита внимания у де
тей и др.
Во всех этих случаях пациенты приобретают навык произволь
ного управления данными показателями, ранее неподвластными
волевому контролю. Будучи однажды сформированным, этот навык
впоследствии используется пациентом самостоятельно уже в режи
ме саморегуляции, без аппаратной поддержки. Психологическую
основу способности произвольного управления непроизвольными
функциями организма составляет так называемое «пассивное воле-
ние» по У. Джеймсу, иными словами, невербальные механизмы пси
хологической саморегуляции. С подобной точки зрения, состояние
пациента во время сеанса биологической обратной связи может рас
сматриваться как возврат функции психологической регуляции к
доречевому периоду онтогенеза (физиологическая возрастная рег
рессия).
282
Глава 5
С помощью систематической тренировки фокусирования вни
мания на различных телесных «сигналах», сопровождающих про
явления таких психосоматических заболеваний, как бронхиальная
астма, ишемическая болезнь сердца в молодом возрасте, мигре
ни и др., пациенты могут научиться ослаблять приступообразные
состояния в самом начале их развития и даже постепенно устра
нять их.
Метод фокусирования внимания на эмоциях включает ряд
упражнений, помогающих человеку детализировать связанные с
эмоциями телесные ощущения (пользуясь терминологией НЛП,
раскладывать их по субмодальностям), а затем управлять ощуще
ниями, в первую очередь трансформировать дискомфортные эмо-
циогенные ощущения в позитивные или нейтральные и тем самым
регулировать собственные эмоции или в более широком плане -
собственное актуальное психофизиологическое состояние. Фокуси
ровка внимания на телесных ощущениях производится в последо
вательности, соответствующей их приоритетам:
1. Задняя поверхность шеи, затылок.
2. Мышцы лица и голосовые связки.
3. Рот.
4. Мышцы туловища и конечностей.
5. Ощущения общего возбуждения и кожного зуда.
6. Общий обзор («инвентаризация») телесных ощущений.
7. Фокусировка на эмоциональной экспрессии окружающих.
Важное значение в проработке телесных ощущений придается
спонтанно возникающему чувству тепла (подчеркивается, что фик
сация внимания на каком-либо участке тела уже сама по себе со
провождается некоторым снижением мышечного тонуса и расши
рением сосудов), последовательно дополняемому чувством пульса
ции (в среднем через 30 секунд непрерывной фиксации внимания).
Для нейтрализации дискомфортных телесных ощущений рекомен
дуется использовать их вытеснение искусственно вызываемыми
ощущениями в тех областях тела, которые имеют наибольшее пред
ставительство в нервной системе (например, кисти рук, язык, губы).
При проработке ощущения можно использовать прикосновения,
давление и прочие виды непосредственного физического воздей
ствия (так же, как и в райховской методике, но осуществляемых
пациентом самостоятельно).
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 283
19. Психодинамическая телесная психотерапия
(X. Кренц)
Метод представляет собой оригинальный синтез работы с
телом и современных психодинамических концепций, сочетаю
щих эмпирические представления традиционного психоанализа
с теоретической базой психологии развития. При этом психичес
кое развитие индивида рассматривается как развитие привязан
ностей (бондинга) или эмоционально-чувственного контакта,
первоначальной базой для которых служит привязанность к ма
тери. Подобный эмоциональный резонанс используется и в про
цессе психокоррекции, при установлении доверительных отно
шений между психотерапевтом и пациентом (терапевтический
альянс).
Формирование привязанности в процессе возрастного разви
тия происходит на следующих уровнях, сменяющих друг друга по
принципу эпигенеза: объединительном (пренатальный период), сим-
биотическом - первые месяцы после рождения, автономном (пер
вичная социализация). Иными словами, ребенок, который изначаль
но воспринимает себя как единое целое с матерью, перенеся психо
логическую травму отделения от нее (рождения/сепарации), затем
всю последующую жизнь пытается восполнить, компенсировать
утраченную связь с матерью (как духовно-эмоциональную, так и
телесную).
Соответственно в процессе терапии проводится регрессия
пациента к ранним возрастным этапам для осознавания проблем,
связанных с соответствующим уровнем бондинга, и их коррекции.
Большую роль при этом играет телесный контакт, функциями ко
торого наряду с инициацией регрессии и усилением эмоциональ
ной экспрессии являются замещение неудовлетворенных «детских»
потребностей пациента в эмоциональном контакте, материнской
заботе и сочувствии, а также позитивизация или глубинный созна
тельно-подсознательный контакт, способствующий положительно
му восприятию пациентом собственного подсознательного «Я». Пос
ледовательная телесная проработка различных уровней привязан
ностей способствует достижению окончательного терапевтического
результата, который формулируется как инициация внутренней
свободы пациента.
284
Глава 5
Тем самым в психодинамической телесной психотерапии пси
хотерапевт выполняет по отношению к пациенту функцию «по
вторного родительства» (re-parenting). В классическом психоана
лизе близким является понятие «холдинг» (holding), введенное
д. Винникоттом, суть которого в том, что психоаналитик создает
для пациента атмосферу психологической поддержки (на когни
тивном уровне - понимания, на эмоциональном - сочувствия, на
телесном - комфорта и безопасности), подобную той, которую
должна создавать ребенку раннего возраста его любящая мать (Гро-
ен-Праккен X., 1996). Для приближения представлений об идеаль
ной матери к психотерапевтической практике было предложено
также понятие «достаточно хорошей матери» (Д. Винникотт), со
здающей для ребенка не стерильно-тепличные условия изоляции
от реальной жизни с ее тревогами и трудностями, а условия, обес
печивающие и стимулирующие его психологическое развитие.
Цель всех психоаналитических подходов - восполнить то,
чего пациенту не хватило для полноценного развития личности в
детстве, в отношениях с близкими и что во взрослом возрасте ле
жит в основе формирования переноса как центральная конфликт
ная тема отношений (L. Luborsky, цит. по Калмыковой Е.С., Чес-
новой И.Г., 1996). И в ПТТ психотерапевт играет для взрослого
пациента роль, подобную «достаточно хорошей матери», помогая
ему устранить «белые пятна» в личностном развитии, начиная с
ранневозрастных привязанностей (бондинга) и заканчивая вопро
сами взрослой жизни.
20. Рольфинг, или структурная интеграция
Метод, названный по имени автора - Иды Рольф (биохими
ка по первоначальной специальности), разрабатывавшийся ею с
1930-х годов и получивший известность в 1960-х на волне эсален-
ского движения.
Суть метода раскрывает его второе название - структурная
интеграция или восстановление «правильных» структурных соот
ношений мышечно-фасциального аппарата и нормального стерео
типа его функционирования. Тем самым происходит нормализация
как физиологического состояния пациента (включая также косвен-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 285
ное исправление осанки, ср. метод Александера), так и его психо
эмоционального состояния. В медицинских справочниках рольфинг
описывается как «система глубокого массажа для исправления осан
ки». По сути, это действительно глубокий (мышечно-фасциальный)
массаж, который внешне смыкается с современными методами ма
нуальной терапии, мышечно-фасциального рилизинга. Глубинным
отличием является дополнение телесной «проработки» болезнен
ных участков их психологической «проработкой», способствующей
отреагированию высвобождаемых «замороженных» эмоций (анало
гично терапии В. Райха). Телесная привязка заблокированных эмо
ций также близка к схеме «мышечного панциря» В. Райха: шея и
плечи - проблемы ответственности; спина - вытесненный гнев;
внутренняя поверхность бедер - сексуальные эмоции и т.п.
Типовой курс рольфинга состоит из 10 сессий, на каждой из
которых прорабатывается та или иная телесная область:
1 - постановка правильного дыхания;
2 - ступни и голени;
3 - поясница и боковые поверхности туловища;
4 - внутренняя поверхность бедер;
5 - передняя брюшная стенка;
6 - задняя поверхность бедер;
7 - голова и шея;
8 - плечи;
9 - область таза;
10 -спина.
Данный метод, описание которого традиционно «перекочевы
вает» из одного отечественного руководства по психотерапии в дру
гое, редко применяется на практике в чистом виде - скорее, как эле
мент других терапевтических систем.
Что объединяет описанные выше методы? Общий «конечный
путь» или однотипное функциональное состояние пациента во вре
мя терапии, несмотря на различные способы его достижения. И
«состояние сознавания» (awareness) по M. Фельденкрайзу, и со
стояние «телесной экзистенции» (С. Келеман), и состояние осоз
нанности (mindfulness) и «присутствия» (Р. Курц), и состояние
«сенсорного осознавания» (Ш. Селвер, Ч. Брукс), по сути, пред-
286
Глава 5