Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16474
Скачиваний: 267
ставляют собой правополушарное, «детское» состояние поверхно
стного кинестетического транса. Именно это состояние и являет
ся, по нашему мнению, основным инструментом телесной психо
терапии.
2 1 . Метод психокоррекции
и психологической саморегуляции Ретри
Метод разрабатывается с начала 1990-х гг., зарегистрирован
ВНТИЦ (ИП №73200100022). В январе 2004 г. он принят Обще
российской профессиональной психотерапевтической лигой в со
ставе метода ресурсно-ориентированной системной терапии РОСТ-
РЕТРИ в качестве одной из модальностей отечественной психоте
рапии (Сандомирский М.Е., 2004а, 20046).
Название метода («Ре»-три) образовано по первым слогам на
званий входящих в него трех составных частей (наименование за
регистрировано в Государственном реестре товарных знаков и зна
ков обслуживания РФ, свидетельство №227816):
1) релаксация;
2) регрессия;
3) реконструкция опыта.
Релаксация (первый компонент метода) - как мышечная, так
и в целом психоэмоциональная, включающая и дыхательные тех
ники, - используется не как самоцель, а как способ достижения при-
родно-естественного, «детского» состояния нервной системы - фи
зиологической возрастной регрессии (второй компонент). Возраст
ная регрессия служит основой измененных состояний сознания,
доступных для применения в рамках психотерапевтической коррек
ции и психологической саморегуляции. Подобные состояния - глав
ный внутренний механизм метода, позволяющий добиться на под
сознательном уровне реконструкции прошлого опыта (третий ком
понент метода), устранения последствий психотравм, повышения
стрессоустойчивости (снижения фрустрационной толерантности)
и личностного роста.
Необходимо подчеркнуть, что регрессионные состояния рас
сматриваются здесь в трех аспектах:
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 287
а) в возрастном - как «возврат в детство», облегчающий воспро
изведение и проработку подавленного биографического мате
риала, связанного с ранним опытом;
б) в физиологическом - как временный переход нервной систе
мы к определенным функциональным состояниям, свойствен
ным именно детскому возрасту и характеризующимся повы
шенной обучаемостью (активация ранней установки на науче
ние, по М. Эриксону и Э. Росси) за счет повышения активности
правого полушария мозга;
в) в эволюционно-психологическом - как возврат к эволюцион-
но древнему, «бессловесному», довербальному состоянию пси
хики за счет сглаживания межполушарных различий мозговой
активности.
Подобное функциональное состояние может быть уподоблено
естественному, изначально-природному состоянию человеческой
психики, открывающему доступ к глубинным адаптационным ре
сурсам и позволяющему осуществить разрядку (экстренный сброс,
«шунтирование») накопленного психологического напряжения.
Образно говоря, как будто находящийся под высоким давлением
накопленный «пар» кипящих в подсознательном «котле» отрица
тельных эмоций находит себе выход через невидимый предохрани
тельный «клапан», позволяя естественным и безопасным путем из
бежать эмоционального «взрыва».
Можно сказать, что подобный возврат к эмоциональному рав
новесию - не только способ снизить накал бурных страстей. Это
еще и шаг к возврату утраченной гармонии - как равновесия внут
реннего, так и гармонии отношений с миром, спокойного, откры
того и безмятежно-равновесного отношения к окружающему. Шаг,
который в буквальном смысле слова соответствует девизу «Назад
к природе». А это, в свою очередь, помимо собственно психологи
ческой близости к природе, создает предпосылки для достижения
таких задач личностного роста, как естественность и открытость
человека, свежесть его восприятия и независимость оценок, явля
ющихся важными составляющими самоактуализации (по А. Мас-
лоу).
Ретри - метод интегративный; хотя он наиболее близок к те
лесно-ориентированным практикам, но использует техники и дру-
гих психотерапевтических школ, объединяемых на основе физио-
288
Глава 5
логического подхода к психокоррекции. В нем представлены как
инструменты классического арсенала телесной психотерапии (тех
ники релаксации, методы Райха, Лоуэна, Александера и др.) в соче
тании с фрагментами традиционных духовно-телесных практик (ды
хательные техники саморегуляции), так и элементы НЛП, гештальт-
терапии, личностно-центрированного подхода по К. Роджерсу,
трансперсональной психотерапии. Подобное построение психоте
рапевтических методик принято называть техническим или систем
ным эклектизмом (В.В. Макаров; А. Лазарус).
Основная область применения метода для психокоррекции в
клинике - невротические и связанные со стрессом расстройства
(F40-49 по МКБ-10), включая фобические и тревожные расстрой
ства (F40, F41), навязчивые состояния (обсессивно-компульсивные
расстройства, F42), реакции на тяжелый стресс и нарушения адап
тации (F43), неврастению (F48.0), конверсионные (F44) и сомато-
формные (F45) расстройства. Метод оказывает действенную по
мощь при поведенческих синдромах, связанных с физиологически
ми нарушениями (F50-59), и при так называемых хронических
аффективных расстройствах (F34), а также вспомогательную по
мощь при других формах эндогенных аффективных расстройств,
протекающих в виде депрессии без психотических симптомов (F32,
F33). Систематическое применение техник самоконтроля эмоций
помогает смягчить проявления ряда личностных расстройств, су
ществующих в зрелом возрасте (F60-63).
Кроме того, входящие в метод Ретри техники саморегуляции
могут рассматриваться и как
средство самопомощи
для лиц, страда
ющих клинически выраженными указанными расстройствами, и для
решения психологических проблем повседневной жизни, и как
ин
струмент личностного роста.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА
Основным принципом построения психокоррекционных тех
ник в методе Ретри является их
физиологическая обоснованность.
В
качестве основного инструмента психокоррекционной трансформа
ции при этом рассматривается
измененное состояние сознания,
пси
хобиологический механизм которого
составляет физиологическая
возрастная регрессия
(временное сглаживание или инверсия функ
циональной асимметрии полушарий мозга).
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 289
10-11116
Что же является объектом приложения для этого инструмен
та, физиологическим материалом для психокоррекции? Напомним,
что согласно представлениям современной нейрофизиологии, глав
ным принципом организации активности мозга является доминан
та, описанная А.А. Ухтомским, - устойчивый «функциональный
ансамбль» нервных клеток, подчиняющий себе активность других
областей мозга. Соответственно на нейропсихологическом уровне
доминанта рассматривается как ассоциация («констелляция») раз
личных нервных центров, объединенных некоторой общей задачей,
представляющей собой ведущий мотив деятельности. На более вы
соком, собственно психологическом уровне доминанты взаимодей
ствуют между собой, образуя комплексы более высокого порядка,
из которых складывается структура личности. Для характеристи
ки доминанты можно использовать наглядную аналогию с айсбер
гом - лишь незначительная часть ее активности открыта взору, то
есть осознается; большая же доля, как подводная часть айсберга,
остается недоступной для сознания. Но именно она является той си
лой, которая управляет всей психической деятельностью человека.
Как писал А.А. Ухтомский (1950), доминанта - это основа «направ
ленности поведения, мысли и деятельности». К.В. Судаков (2002)
говорит о них как об «информационных отпечатках действительно
сти», создаваемых мозгом на основе доминирующей мотивации.
При этом доминанты обладают важнейшим свойством сумма-
ции, благодаря которому разные доминанты могут объединяться
друг с другом, образуя устойчивые ансамбли (констелляции). На
психологическом уровне они соответствуют упомянутым нами ра
нее относительно автономным внутрипсихическим образованиям,
связанным с устойчивыми когнитивными структурами (установка
ми), паттернами эмоционального и поведенческого реагирования и
«багажом» биографического опыта. К.Г. Юнг описывал их как «внут
ренние комплексы», С. Гроф - как «системы конденсированного
опыта», Ф. Перлз - как «незавершенные гештальты», В.В. Козлов -
как «подавленные целостности», М. Адамидес - как «дисфункцио
нальные паттерны». Объединение в структуре личности доминант,
выполняющих адаптивную роль, ассоциирующихся с социально
приемлемыми мотивами и с позитивными эмоциями, по А.А. Ух
томскому, носит название «собеседник». Это источник подсозна
тельных ресурсов, интуитивной мудрости или в райховской моде
ли - глубинные слои личности. Противоположное же по направ-
290 Глава 5
ценности объединение доминант, связанных с вытесняемыми, со
циально неприемлемыми мотивами (фрейдовское бессознательное
или райховский промежуточный уровень личности) и негативны
ми эмоциями, Ухтомский назвал «двойником».
Принцип доминанты - базисный механизм, определяющий
поведение индивида, направленность внимания, выбор ответной
реакции в зависимости от его предыдущего жизненного опыта («ис
тории системы»). Все доминанты, возникающие у индивида, не толь
ко продолжают существовать в течение всей жизни, но и взаимо
действуют между собой. Объединяясь друг с другом в зависимости
от своей поведенческой направленности (соответственно конструк
тивной или деструктивной), от смыслового и эмоционального со
держания, различные доминанты в конечном счете формируют две
функциональные структуры наиболее высокого уровня интеграции,
как бы пронизывающие всю психику человека снизу доверху и слу
жащие той объединительной основой, вокруг которой выстраива
ется психофизиологическая основа индивидуальности человека.
Каким же образом человек умудряется в своей повседневной
жизни сохранять душевное равновесие, несмотря на присутствие
двух противоборствующих доминантных структур - основы внут-
рипсихического конфликта? Хрупкий «мир» поддерживается бла
годаря защитным физиологическим механизмам психики, в основе
которых лежит описанный Н.П. Бехтеревой (1978; 1980) феномен
устойчивого патологического состояния мозга (УПС). Очаг застой
ного возбуждения (доминанты) ограничивается «защитным валом»
торможения, сдерживающего его дальнейшее распространение (на
подобие чернобыльского бетонного «саркофага», предотвращающе
го утечку радиации из аварийного атомного реактора). Однако эта
защита не абсолютна, так как имеет высокую биологическую «сто
имость», требует постоянных энергетических затрат и отвлекает на
себя часть ресурсов мозга. И если человек оказывается в ситуации
стресса, который имеет более высокий приоритет, чем «охрана» ста
рых негативных доминант, и требует мобилизации всех физиологи
ческих ресурсов, то защитный барьер ослабевает. Неадаптивная
доминанта освобождается от сдерживающих влияний, что влечет
за собой эмоциональный дискомфорт, навязчивые негативные мыс
ли (а возможно, и формирование не соответствующих действитель
ности, паранойяльных убеждений) и нарушения поведения. Эмпи
рически это было обнаружено еще на заре научной психотерапии
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 291
10»