Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15693

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ставляют собой правополушарное, «детское» состояние поверхно­
стного кинестетического транса. Именно это состояние и являет­
ся, по нашему мнению, основным инструментом телесной психо­
терапии. 

2 1 . Метод психокоррекции 

и психологической саморегуляции Ретри 

Метод разрабатывается с начала 1990-х гг., зарегистрирован 

ВНТИЦ (ИП №73200100022). В январе 2004 г. он принят Обще­

российской профессиональной психотерапевтической лигой в со­
ставе метода ресурсно-ориентированной системной терапии РОСТ-

РЕТРИ в качестве одной из модальностей отечественной психоте­

рапии (Сандомирский М.Е., 2004а, 20046). 

Название метода («Ре»-три) образовано по первым слогам на­

званий входящих в него трех составных частей (наименование за­
регистрировано в Государственном реестре товарных знаков и зна­
ков обслуживания РФ, свидетельство №227816): 

1) релаксация; 

2) регрессия; 
3) реконструкция опыта. 

Релаксация (первый компонент метода) - как мышечная, так 

и в целом психоэмоциональная, включающая и дыхательные тех­
ники, - используется не как самоцель, а как способ достижения при-
родно-естественного, «детского» состояния нервной системы - фи­
зиологической возрастной регрессии (второй компонент). Возраст­
ная регрессия служит основой измененных состояний сознания, 
доступных для применения в рамках психотерапевтической коррек­
ции и психологической саморегуляции. Подобные состояния - глав­
ный внутренний механизм метода, позволяющий добиться на под­
сознательном уровне реконструкции прошлого опыта (третий ком­
понент метода), устранения последствий психотравм, повышения 
стрессоустойчивости (снижения фрустрационной толерантности) 
и личностного роста. 

Необходимо подчеркнуть, что регрессионные состояния рас­

сматриваются здесь в трех аспектах: 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 287 


background image

а) в возрастном - как «возврат в детство», облегчающий воспро­

изведение и проработку подавленного биографического мате­
риала, связанного с ранним опытом; 

б) в физиологическом - как временный переход нервной систе­

мы к определенным функциональным состояниям, свойствен­
ным именно детскому возрасту и характеризующимся повы­
шенной обучаемостью (активация ранней установки на науче­
ние, по М. Эриксону и Э. Росси) за счет повышения активности 
правого полушария мозга; 

в) в эволюционно-психологическом - как возврат к эволюцион-

но древнему, «бессловесному», довербальному состоянию пси­
хики за счет сглаживания межполушарных различий мозговой 
активности. 

Подобное функциональное состояние может быть уподоблено 

естественному, изначально-природному состоянию человеческой 
психики, открывающему доступ к глубинным адаптационным ре­
сурсам и позволяющему осуществить разрядку (экстренный сброс, 
«шунтирование») накопленного психологического напряжения. 
Образно говоря, как будто находящийся под высоким давлением 
накопленный «пар» кипящих в подсознательном «котле» отрица­
тельных эмоций находит себе выход через невидимый предохрани­
тельный «клапан», позволяя естественным и безопасным путем из­
бежать эмоционального «взрыва». 

Можно сказать, что подобный возврат к эмоциональному рав­

новесию - не только способ снизить накал бурных страстей. Это 
еще и шаг к возврату утраченной гармонии - как равновесия внут­
реннего, так и гармонии отношений с миром, спокойного, откры­
того и безмятежно-равновесного отношения к окружающему. Шаг, 
который в буквальном смысле слова соответствует девизу «Назад 
к природе». А это, в свою очередь, помимо собственно психологи­
ческой близости к природе, создает предпосылки для достижения 
таких задач личностного роста, как естественность и открытость 
человека, свежесть его восприятия и независимость оценок, явля­
ющихся важными составляющими самоактуализации (по А. Мас-
лоу). 

Ретри - метод интегративный; хотя он наиболее близок к те­

лесно-ориентированным практикам, но использует техники и дру-

гих психотерапевтических школ, объединяемых на основе физио-

288 

Глава 5 


background image

логического подхода к психокоррекции. В нем представлены как 
инструменты классического арсенала телесной психотерапии (тех­
ники релаксации, методы Райха, Лоуэна, Александера и др.) в соче­
тании с фрагментами традиционных духовно-телесных практик (ды­
хательные техники саморегуляции), так и элементы НЛП, гештальт-
терапии, личностно-центрированного подхода по К. Роджерсу, 
трансперсональной психотерапии. Подобное построение психоте­
рапевтических методик принято называть техническим или систем­
ным эклектизмом (В.В. Макаров; А. Лазарус). 

Основная область применения метода для психокоррекции в 

клинике - невротические и связанные со стрессом расстройства 
(F40-49 по МКБ-10), включая фобические и тревожные расстрой­
ства (F40, F41), навязчивые состояния (обсессивно-компульсивные 
расстройства, F42), реакции на тяжелый стресс и нарушения адап­
тации (F43), неврастению (F48.0), конверсионные (F44) и сомато-
формные (F45) расстройства. Метод оказывает действенную по­
мощь при поведенческих синдромах, связанных с физиологически­
ми нарушениями (F50-59), и при так называемых хронических 
аффективных расстройствах (F34), а также вспомогательную по­
мощь при других формах эндогенных аффективных расстройств, 
протекающих в виде депрессии без психотических симптомов (F32, 
F33). Систематическое применение техник самоконтроля эмоций 
помогает смягчить проявления ряда личностных расстройств, су­
ществующих в зрелом возрасте (F60-63). 

Кроме того, входящие в метод Ретри техники саморегуляции 

могут рассматриваться и как

 средство самопомощи

 для лиц, страда­

ющих клинически выраженными указанными расстройствами, и для 
решения психологических проблем повседневной жизни, и как

 ин­

струмент личностного роста. 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА 

Основным принципом построения психокоррекционных тех­

ник в методе Ретри является их

 физиологическая обоснованность.

 В 

качестве основного инструмента психокоррекционной трансформа­
ции при этом рассматривается

 измененное состояние сознания,

 пси­

хобиологический механизм которого

 составляет физиологическая 

возрастная регрессия

 (временное сглаживание или инверсия функ­

циональной асимметрии полушарий мозга). 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 289 

10-11116 


background image

Что же является объектом приложения для этого инструмен­

та, физиологическим материалом для психокоррекции? Напомним, 
что согласно представлениям современной нейрофизиологии, глав­
ным принципом организации активности мозга является доминан­
та, описанная А.А. Ухтомским, - устойчивый «функциональный 
ансамбль» нервных клеток, подчиняющий себе активность других 
областей мозга. Соответственно на нейропсихологическом уровне 
доминанта рассматривается как ассоциация («констелляция») раз­
личных нервных центров, объединенных некоторой общей задачей, 
представляющей собой ведущий мотив деятельности. На более вы­
соком, собственно психологическом уровне доминанты взаимодей­
ствуют между собой, образуя комплексы более высокого порядка, 
из которых складывается структура личности. Для характеристи­
ки доминанты можно использовать наглядную аналогию с айсбер­
гом - лишь незначительная часть ее активности открыта взору, то 
есть осознается; большая же доля, как подводная часть айсберга, 
остается недоступной для сознания. Но именно она является той си­

лой, которая управляет всей психической деятельностью человека. 

Как писал А.А. Ухтомский (1950), доминанта - это основа «направ­

ленности поведения, мысли и деятельности». К.В. Судаков (2002) 

говорит о них как об «информационных отпечатках действительно­
сти», создаваемых мозгом на основе доминирующей мотивации. 

При этом доминанты обладают важнейшим свойством сумма-

ции, благодаря которому разные доминанты могут объединяться 

друг с другом, образуя устойчивые ансамбли (констелляции). На 

психологическом уровне они соответствуют упомянутым нами ра­
нее относительно автономным внутрипсихическим образованиям, 
связанным с устойчивыми когнитивными структурами (установка­
ми), паттернами эмоционального и поведенческого реагирования и 

«багажом» биографического опыта. К.Г. Юнг описывал их как «внут­

ренние комплексы», С. Гроф - как «системы конденсированного 
опыта», Ф. Перлз - как «незавершенные гештальты», В.В. Козлов -
как «подавленные целостности», М. Адамидес - как «дисфункцио­
нальные паттерны». Объединение в структуре личности доминант, 
выполняющих адаптивную роль, ассоциирующихся с социально 
приемлемыми мотивами и с позитивными эмоциями, по А.А. Ух­
томскому, носит название «собеседник». Это источник подсозна­
тельных ресурсов, интуитивной мудрости или в райховской моде­
ли - глубинные слои личности. Противоположное же по направ-

290 Глава 5 


background image

ценности объединение доминант, связанных с вытесняемыми, со­

циально неприемлемыми мотивами (фрейдовское бессознательное 
или райховский промежуточный уровень личности) и негативны­
ми эмоциями, Ухтомский назвал «двойником». 

Принцип доминанты - базисный механизм, определяющий 

поведение индивида, направленность внимания, выбор ответной 
реакции в зависимости от его предыдущего жизненного опыта («ис­
тории системы»). Все доминанты, возникающие у индивида, не толь­
ко продолжают существовать в течение всей жизни, но и взаимо­
действуют между собой. Объединяясь друг с другом в зависимости 
от своей поведенческой направленности (соответственно конструк­
тивной или деструктивной), от смыслового и эмоционального со­
держания, различные доминанты в конечном счете формируют две 
функциональные структуры наиболее высокого уровня интеграции, 
как бы пронизывающие всю психику человека снизу доверху и слу­
жащие той объединительной основой, вокруг которой выстраива­
ется психофизиологическая основа индивидуальности человека. 

Каким же образом человек умудряется в своей повседневной 

жизни сохранять душевное равновесие, несмотря на присутствие 
двух противоборствующих доминантных структур - основы внут-
рипсихического конфликта? Хрупкий «мир» поддерживается бла­

годаря защитным физиологическим механизмам психики, в основе 
которых лежит описанный Н.П. Бехтеревой (1978; 1980) феномен 
устойчивого патологического состояния мозга (УПС). Очаг застой­
ного возбуждения (доминанты) ограничивается «защитным валом» 
торможения, сдерживающего его дальнейшее распространение (на­
подобие чернобыльского бетонного «саркофага», предотвращающе­
го утечку радиации из аварийного атомного реактора). Однако эта 
защита не абсолютна, так как имеет высокую биологическую «сто­
имость», требует постоянных энергетических затрат и отвлекает на 
себя часть ресурсов мозга. И если человек оказывается в ситуации 
стресса, который имеет более высокий приоритет, чем «охрана» ста­
рых негативных доминант, и требует мобилизации всех физиологи­
ческих ресурсов, то защитный барьер ослабевает. Неадаптивная 
доминанта освобождается от сдерживающих влияний, что влечет 
за собой эмоциональный дискомфорт, навязчивые негативные мыс­
ли (а возможно, и формирование не соответствующих действитель­

ности, паранойяльных убеждений) и нарушения поведения. Эмпи­
рически это было обнаружено еще на заре научной психотерапии 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 291 

10»