Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16470
Скачиваний: 267
(см. раздел «Психоаналитическая трактовка психосоматических
симптомов»).
Очевидно, что с этой точки зрения психологические проблемы
создаются в результате неадаптивных взаимоотношений доминант.
Человек может стать жертвой этих отношений, оказаться как бы
безвольной марионеткой для собственного подсознания в двух слу
чаях:
а) когда ранее сформированные доминанты или их объединения
находятся друг с другом в противоречивых, конкурентных вза
имоотношениях. На уровне физиологии это аналогично опи
санному И.П. Павловым механизму формирования искусствен
ного, экспериментального невроза методом «сшибки» услов
ных рефлексов, на уровне психологии - описанным ранее
моделям внутренних конфликтов;
б) когда поведенческая реакция, осуществляемая доминантой,
сформированной на основе прошлого опыта, вступает в про
тиворечие с текущей ситуацией, с теми условиями, которые
окружают индивида в настоящее время (на психологическом
уровне - ограничение свободы выбора).
Отсюда в практическом плане вытекает двоякая направлен
ность психокоррекционной работы, две важнейшие задачи личност
ного роста:
а) работа с «собеседником», построение доступа к нему на уров
не сознания и тем самым осознавание и утилизация человеком
своих внутренних ресурсов. Эта часть психокоррекции рассчи
тана на самостоятельную работу пациента и в основном проте
кает в русле психологической саморегуляции и личностного
роста (а при участии психотерапевта, с его помощью - лично
стной реконструкции). Сюда можно отнести традиционные
техники релаксации (например, аутогенной тренировки), ме
дитации, большую часть стандартных упражнений системы
Ретри;
б) работа с «двойником» - психокоррекция в обычном смысле,
устранение негативных эмоций, вызванных переживанием
психотравмирующих ситуаций либо затяжным стрессом. Сюда
же относится коррекция неадаптивных паттернов поведения,
дисгармоничных отношений, устранение противоречий меж-
292
Глава 5
ду конкурирующими доминантами, служащих источником
внутрипсихического конфликта и др.
Соответственно этим двум направлениям курс психокоррек
ции по методу Ретри разделяется на два этапа: работа с «собеседни
ком» - этап неспецифический, с «двойником» - специфический. Эти
два этапа отличаются также по используемым телесно-психологи
ческим ресурсам, причем на последнем положении необходимо ос
тановиться подробнее.
По определению М.Н. Гордеева и Е.Г. Гордеевой (2002), «под
ресурсами в психотерапии... понимают внешнее воздействие или
элементы внутреннего опыта, которые добавляют человеку опреде
ленные внутренние силы, энергии и являются достаточными для
произведения в нем [психокоррекционных -
прим. наше]
измене
ний». Ресурсно-ориентированный подход является важным прин
ципом как психотерапии, особенно телесной (Л.С. Белогородский),
так и самопомощи и личностного роста. Поиск человеком ресурсов
в самом себе, опора на собственные силы и возможности является,
по сути, приложением системного подхода, налаживанием отноше
ний между различными подсистемами психики. Суть подобного
подхода удачно выразил P.M. Загайнов (1986): «Если трудно, зови
на помощь себя». В других сферах человеческой деятельности ана
логом такой оптимальной реорганизации с опорой на собственные
ресурсы является аутосорсинг (Хейвуд Д.Б., 2002).
Психотерапевтическая работа с ресурсами обычно включает
два этапа: вначале этап диагностический или выявление ресурсов, в
качестве которых могут рассматриваться любые «сильные стороны»
личности. На следующем, собственно терапевтическом этапе, про
водится актуализация ресурсов (термин Н.П. Захарова) путем осоз-
навания их позитивной роли в разрешении существующих проблем
или «адресное прикрепление» к проблеме (Захаров Н.П., 2002) с
использованием элементов аутосуггестии, проговаривания в про
блемных ситуациях соответствующих формул самовнушения.
На неспецифическом этапе психокоррекции в методе Ретри
используются ресурсы именно неспецифические - универсаль
ные, общие для всех людей. По существу, они являются префор-
мированными, изначально существуют практически у каждого
человека, представляя собой врожденные рефлекторные механиз
мы телесных проявлений эмоций. Задача психотерапии - просто
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 293
научить пациента этими естественными ресурсами пользоваться
то есть приблизить к его собственному естеству, «вернуть к приро
де». На этапе же специфическом и психологические ресурсы задей-
ствуются тоже индивидуально-специфические, связанные с биогра
фическими моментами, с жизненным опытом человека, с системой
его отношений и жизненных ценностей. По существу, подобные ре
сурсы представляют собой как бы отдельные составляющие
са
мости,
определяемой по К. Роджерсу (1997) как «организованная
форма самовосприятия, проникающего в сферу сознания». И когда
речь идет о целенаправленном формировании ресурсов телесно-пси
хологических, человек тем самым сознательно укрепляет свою те
лесную самость, в терминологии Г. Олпорта (цит. по Хьелл Л., Зиг-
лер Д., 1997).
ПЕРВЫЙ ЭТАП - НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ
Неспецифический этап представляет собой подготовительную
стадию работы, на которой у пациента вырабатываются навыки
управления собственным функциональным состоянием и доступа
к подсознательным ресурсам. Образно говоря, происходит усиле
ние «собеседника», превращение его в сознательного союзника. Ра
бота на предварительном этапе, когда «проблемная» сторона жиз
ни пациента не затрагивается, позволяет как бы обойти его сопро
тивление (возникающее как следствие психологических защит) и
сформировать подлинно терапевтическое отношение, терапевтичес
кий альянс. Проводиться данный этап может в форме групповой пси
хокоррекции. Его цель - формирование у пациента набора оперант-
ных условных рефлексов, в которых сигнальное значение придает
ся кинестетическим ощущениям, а исполнительное звено включает
создание определенного функционального состояния. При этом ба
зовыми являются следующие навыки.
а)
Состояние покоя или позитивное психоэмоциональное состо
яние (ППС).
Для достижения подобного ресурсного состояния вы
рабатывается навык произвольного перехода в функциональное
состояние, ассоциирующееся с положительными эмоциями, спо
койствием, отдыхом, релаксацией. Для этого, с одной стороны,
производится обучение традиционным способам релаксации; с дру
-
гой стороны, проводится создание «репрезентативных ключей»
(П. Шильдер) или, в терминологии НЛП, «якорей» для быстрого
294
Глава 5
перехода в подобное состояние. Обучение релаксации здесь рассмат
ривается не просто как разъяснение технических приемов и конт
роль правильности их выполнения, а как своего рода инициация,
передача опыта вне его словесного описания, с использованием рай-
ховского «вегетативного резонанса». Именно подобным образом, на
языке телесно-эмоционального резонанса, являющегося важным до
полнением механизма обучения по модели, происходит непосред
ственная передача от человека к человеку практических основ ду
ховности.
б)
Навык самонаблюдения, распределения («распараллелива
ния») внимания.
Значимость этого навыка связана с поддержанием
так называемого состояния двойного внимания (диссоциированно
го состояния). Оно лежит в основе формирования особенно важно
го для психологической саморегуляции и личностного роста навы
ка постоянного «осознавания себя» (Г.И. Гурджиев). Подобный на
вык означает привычное, как бы автоматическое и в то же время
произвольное наблюдение за собственным психоэмоциональным
состоянием, происходящее непрерывно, как фоновая деятельность,
сопровождающая все другие виды психической активности (в анг
лоязычной литературе это получило название self-monitoring). Фак
тически, это не что иное, как способность осознанного управления
состоянием сознания. Диссоциация сознания представляет собой
произвольное разделение активности «центра» сознания, связанного
с речью («никогда не спящий управляющий фактор» сознания, по
Г.И. Гурджиеву - осознавание собственного «Я», саморефлексия)
и его «периферии», связанной в основном с ассоциативными зона
ми коры (непосредственный чувственный опыт и интуитивно-об
разное, невербальное мышление).
После выработки этого навыка он должен стать для пациента
постоянным, повседневным спутником, благодаря которому фо
новый процесс самонаблюдения, «осознавания себя» происходит
практически непрерывно, параллельно текущей активной деятель
ности. (В рассматриваемой системе наиболее простой непосред
ственный опыт подобного состояния можно получить с помощью
упражнения «Счет шагов» при вырабатывании навыка «заземле
ния».) Это позволяет человеку, в частности, добиваться диссоциа
ции со своими эмоциями и подавлять эмоциональный дискомфорт
в момент его появления, еще «в зародыше». Следствием формиро
вания навыка постоянного «осознавания себя» является отсутствие
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 295
игнорируемых или вытесняемых, не имеющих доступа в сознание
сенсорных модальностей (чаще таковыми бывают визуальная или
кинестетическая). Осознанное внимание при этом равномерно при
сутствует во всех трех модальностях, в терминологии НЛП это со
ответствует совпадению модальности ведущей (неосознаваемой) и
репрезентативной (осознаваемой) систем.
Прибегая к метафорической компьютерной модели, освоение
такого навыка управления вниманием, как диссоциация, можно
сравнить с переходом от однозадачной операционной системы (MS
DOS) к многозадачной (Windows), допускающей параллельное
выполнение нескольких процессов и тем самым более полное ис
пользование ресурсов процессора. Не случайно поэтому в различ
ных системах личностного роста подобное состояние сравнивается
с интеллектуальным прогрессом, творческим «полиэкранным мыш
лением» (Г. Альтшуллер), «латеральным мышлением» (Э. де Боно).
С точки зрения психофизиологии, самоконтроль состояния созна
ния связан с разделением «центра» и «периферии» мозговых меха
низмов сознания на уровне коры головного мозга. Соответственно
подобный навык представляет собой адекватную связь упомяну
той «периферии сознания» (ассоциативных, в основном постцент
ральных областей коры) с «центром сознания» - лобной корой, ее
речевыми зонами и навык произвольного переключения внимания
между ними.
Оба базовых навыка взаимно дополняют друг друга. Если пер
вый из них - по сути, навык перехода в измененное состояние со
знания, представляющее собой возрастную регрессию (не в биогра
фическом, а в физиологическом смысле) - можно рассматривать как
своеобразную тренировку умения «быть ребенком», то второй - как
тренировку умения «быть взрослым», избавляясь от непроизволь
ных переживаний раннего психотравматичного опыта, от перено
сов детско-родительских отношений во взрослую жизнь и от дет-
ско-подражательных, неадаптивных фрагментов «жизненного сце
нария».
В целом неспецифический этап включает ряд упражнений, пер
воначально выполняемых пациентом под наблюдением терапевта
(с элементами гетеросуггестии), а затем практикуемых самостоя
тельно. При этом на практике исключительно важно использовать
принцип социального научения или обучения по модели (А. Банду
ра) - для достижения наибольшего эффекта терапевт должен не
296
Глава 5