Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16470

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

(см. раздел «Психоаналитическая трактовка психосоматических 
симптомов»). 

Очевидно, что с этой точки зрения психологические проблемы 

создаются в результате неадаптивных взаимоотношений доминант. 
Человек может стать жертвой этих отношений, оказаться как бы 
безвольной марионеткой для собственного подсознания в двух слу­
чаях: 

а) когда ранее сформированные доминанты или их объединения 

находятся друг с другом в противоречивых, конкурентных вза­
имоотношениях. На уровне физиологии это аналогично опи­
санному И.П. Павловым механизму формирования искусствен­
ного, экспериментального невроза методом «сшибки» услов­
ных рефлексов, на уровне психологии - описанным ранее 
моделям внутренних конфликтов; 

б) когда поведенческая реакция, осуществляемая доминантой, 

сформированной на основе прошлого опыта, вступает в про­
тиворечие с текущей ситуацией, с теми условиями, которые 
окружают индивида в настоящее время (на психологическом 
уровне - ограничение свободы выбора). 

Отсюда в практическом плане вытекает двоякая направлен­

ность психокоррекционной работы, две важнейшие задачи личност­
ного роста: 

а) работа с «собеседником», построение доступа к нему на уров­

не сознания и тем самым осознавание и утилизация человеком 
своих внутренних ресурсов. Эта часть психокоррекции рассчи­
тана на самостоятельную работу пациента и в основном проте­
кает в русле психологической саморегуляции и личностного 
роста (а при участии психотерапевта, с его помощью - лично­
стной реконструкции). Сюда можно отнести традиционные 
техники релаксации (например, аутогенной тренировки), ме­
дитации, большую часть стандартных упражнений системы 
Ретри; 

б) работа с «двойником» - психокоррекция в обычном смысле, 

устранение негативных эмоций, вызванных переживанием 

психотравмирующих ситуаций либо затяжным стрессом. Сюда 
же относится коррекция неадаптивных паттернов поведения, 

дисгармоничных отношений, устранение противоречий меж-

292 

Глава 5 


background image

ду конкурирующими доминантами, служащих источником 
внутрипсихического конфликта и др. 

Соответственно этим двум направлениям курс психокоррек­

ции по методу Ретри разделяется на два этапа: работа с «собеседни­
ком» - этап неспецифический, с «двойником» - специфический. Эти 

два этапа отличаются также по используемым телесно-психологи­
ческим ресурсам, причем на последнем положении необходимо ос­
тановиться подробнее. 

По определению М.Н. Гордеева и Е.Г. Гордеевой (2002), «под 

ресурсами в психотерапии... понимают внешнее воздействие или 
элементы внутреннего опыта, которые добавляют человеку опреде­
ленные внутренние силы, энергии и являются достаточными для 
произведения в нем [психокоррекционных -

 прим. наше]

 измене­

ний». Ресурсно-ориентированный подход является важным прин­
ципом как психотерапии, особенно телесной (Л.С. Белогородский), 
так и самопомощи и личностного роста. Поиск человеком ресурсов 
в самом себе, опора на собственные силы и возможности является, 
по сути, приложением системного подхода, налаживанием отноше­
ний между различными подсистемами психики. Суть подобного 
подхода удачно выразил P.M. Загайнов (1986): «Если трудно, зови 
на помощь себя». В других сферах человеческой деятельности ана­
логом такой оптимальной реорганизации с опорой на собственные 
ресурсы является аутосорсинг (Хейвуд Д.Б., 2002). 

Психотерапевтическая работа с ресурсами обычно включает 

два этапа: вначале этап диагностический или выявление ресурсов, в 

качестве которых могут рассматриваться любые «сильные стороны» 

личности. На следующем, собственно терапевтическом этапе, про­

водится актуализация ресурсов (термин Н.П. Захарова) путем осоз-
навания их позитивной роли в разрешении существующих проблем 
или «адресное прикрепление» к проблеме (Захаров Н.П., 2002) с 
использованием элементов аутосуггестии, проговаривания в про­
блемных ситуациях соответствующих формул самовнушения. 

На неспецифическом этапе психокоррекции в методе Ретри 

используются ресурсы именно неспецифические - универсаль­
ные, общие для всех людей. По существу, они являются префор-
мированными, изначально существуют практически у каждого 
человека, представляя собой врожденные рефлекторные механиз­
мы телесных проявлений эмоций. Задача психотерапии - просто 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 293 


background image

научить пациента этими естественными ресурсами пользоваться 
то есть приблизить к его собственному естеству, «вернуть к приро­

де». На этапе же специфическом и психологические ресурсы задей-
ствуются тоже индивидуально-специфические, связанные с биогра­
фическими моментами, с жизненным опытом человека, с системой 
его отношений и жизненных ценностей. По существу, подобные ре­
сурсы представляют собой как бы отдельные составляющие

 са­

мости,

 определяемой по К. Роджерсу (1997) как «организованная 

форма самовосприятия, проникающего в сферу сознания». И когда 
речь идет о целенаправленном формировании ресурсов телесно-пси­
хологических, человек тем самым сознательно укрепляет свою те­
лесную самость, в терминологии Г. Олпорта (цит. по Хьелл Л., Зиг-
лер Д., 1997). 

ПЕРВЫЙ ЭТАП - НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ 

Неспецифический этап представляет собой подготовительную 

стадию работы, на которой у пациента вырабатываются навыки 
управления собственным функциональным состоянием и доступа 
к подсознательным ресурсам. Образно говоря, происходит усиле­
ние «собеседника», превращение его в сознательного союзника. Ра­
бота на предварительном этапе, когда «проблемная» сторона жиз­
ни пациента не затрагивается, позволяет как бы обойти его сопро­
тивление (возникающее как следствие психологических защит) и 
сформировать подлинно терапевтическое отношение, терапевтичес­
кий альянс. Проводиться данный этап может в форме групповой пси­
хокоррекции. Его цель - формирование у пациента набора оперант-
ных условных рефлексов, в которых сигнальное значение придает­
ся кинестетическим ощущениям, а исполнительное звено включает 
создание определенного функционального состояния. При этом ба­
зовыми являются следующие навыки. 

а)

 Состояние покоя или позитивное психоэмоциональное состо­

яние (ППС).

 Для достижения подобного ресурсного состояния вы­

рабатывается навык произвольного перехода в функциональное 
состояние, ассоциирующееся с положительными эмоциями, спо­
койствием, отдыхом, релаксацией. Для этого, с одной стороны, 
производится обучение традиционным способам релаксации; с дру

-

гой стороны, проводится создание «репрезентативных ключей» 
(П. Шильдер) или, в терминологии НЛП, «якорей» для быстрого 

294 

Глава 5 


background image

перехода в подобное состояние. Обучение релаксации здесь рассмат­
ривается не просто как разъяснение технических приемов и конт­
роль правильности их выполнения, а как своего рода инициация, 
передача опыта вне его словесного описания, с использованием рай-
ховского «вегетативного резонанса». Именно подобным образом, на 

языке телесно-эмоционального резонанса, являющегося важным до­

полнением механизма обучения по модели, происходит непосред­
ственная передача от человека к человеку практических основ ду­
ховности. 

б)

 Навык самонаблюдения, распределения («распараллелива­

ния») внимания.

 Значимость этого навыка связана с поддержанием 

так называемого состояния двойного внимания (диссоциированно­
го состояния). Оно лежит в основе формирования особенно важно­
го для психологической саморегуляции и личностного роста навы­
ка постоянного «осознавания себя» (Г.И. Гурджиев). Подобный на­
вык означает привычное, как бы автоматическое и в то же время 
произвольное наблюдение за собственным психоэмоциональным 
состоянием, происходящее непрерывно, как фоновая деятельность, 
сопровождающая все другие виды психической активности (в анг­
лоязычной литературе это получило название self-monitoring). Фак­
тически, это не что иное, как способность осознанного управления 
состоянием сознания. Диссоциация сознания представляет собой 
произвольное разделение активности «центра» сознания, связанного 
с речью («никогда не спящий управляющий фактор» сознания, по 
Г.И. Гурджиеву - осознавание собственного «Я», саморефлексия) 
и его «периферии», связанной в основном с ассоциативными зона­
ми коры (непосредственный чувственный опыт и интуитивно-об­
разное, невербальное мышление). 

После выработки этого навыка он должен стать для пациента 

постоянным, повседневным спутником, благодаря которому фо­
новый процесс самонаблюдения, «осознавания себя» происходит 
практически непрерывно, параллельно текущей активной деятель­
ности. (В рассматриваемой системе наиболее простой непосред­
ственный опыт подобного состояния можно получить с помощью 
упражнения «Счет шагов» при вырабатывании навыка «заземле­
ния».) Это позволяет человеку, в частности, добиваться диссоциа­

ции со своими эмоциями и подавлять эмоциональный дискомфорт 
в момент его появления, еще «в зародыше». Следствием формиро­
вания навыка постоянного «осознавания себя» является отсутствие 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 295 


background image

игнорируемых или вытесняемых, не имеющих доступа в сознание 
сенсорных модальностей (чаще таковыми бывают визуальная или 
кинестетическая). Осознанное внимание при этом равномерно при­
сутствует во всех трех модальностях, в терминологии НЛП это со­
ответствует совпадению модальности ведущей (неосознаваемой) и 
репрезентативной (осознаваемой) систем. 

Прибегая к метафорической компьютерной модели, освоение 

такого навыка управления вниманием, как диссоциация, можно 
сравнить с переходом от однозадачной операционной системы (MS 
DOS) к многозадачной (Windows), допускающей параллельное 
выполнение нескольких процессов и тем самым более полное ис­
пользование ресурсов процессора. Не случайно поэтому в различ­
ных системах личностного роста подобное состояние сравнивается 
с интеллектуальным прогрессом, творческим «полиэкранным мыш­
лением» (Г. Альтшуллер), «латеральным мышлением» (Э. де Боно). 
С точки зрения психофизиологии, самоконтроль состояния созна­
ния связан с разделением «центра» и «периферии» мозговых меха­
низмов сознания на уровне коры головного мозга. Соответственно 
подобный навык представляет собой адекватную связь упомяну­
той «периферии сознания» (ассоциативных, в основном постцент­
ральных областей коры) с «центром сознания» - лобной корой, ее 
речевыми зонами и навык произвольного переключения внимания 
между ними. 

Оба базовых навыка взаимно дополняют друг друга. Если пер­

вый из них - по сути, навык перехода в измененное состояние со­
знания, представляющее собой возрастную регрессию (не в биогра­
фическом, а в физиологическом смысле) - можно рассматривать как 
своеобразную тренировку умения «быть ребенком», то второй - как 
тренировку умения «быть взрослым», избавляясь от непроизволь­
ных переживаний раннего психотравматичного опыта, от перено­
сов детско-родительских отношений во взрослую жизнь и от дет-
ско-подражательных, неадаптивных фрагментов «жизненного сце­
нария». 

В целом неспецифический этап включает ряд упражнений, пер­

воначально выполняемых пациентом под наблюдением терапевта 
(с элементами гетеросуггестии), а затем практикуемых самостоя­
тельно. При этом на практике исключительно важно использовать 
принцип социального научения или обучения по модели (А. Банду­
ра) - для достижения наибольшего эффекта терапевт должен не 

296 

Глава 5