Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15692

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

только информировать пациента или осуществлять суггестию, но и 
демонстрировать необходимые навыки и желаемые состояния на 
собственном примере (парное или коллективное погружение в 
транс). Рекомендуемые упражнения включают: 

1. Наблюдение за ощущениями тела. 

2. Идеомоторные движения. 
3. Расслабление мышц рук. 
4. Расслабление мышц всего тела. 
5. Брюшное дыхание. 
6. Релаксационное дыхание. 
7. «Направленное» дыхание. 
8. Сочетание общей релаксации и дыхательных упражнений 

( 6 - 8 ) . 

9. Техника «скорой помощи» - упражнение «Взять себя в руки». 

Создание кинестетического якоря для позитивного психоэмо­
ционального состояния (и одновременно доступа к ресурсам). 

10. Усиление якоря ППС за счет интеграции с различными ресур­

сами, в первую очередь с осознаванием ощущения границ и 
чувством опоры, с навыком «первичного контроля» и др. (см. 
табл. 12), с использованием аффирмаций («желанные и заслу­
женные похвалы») и визуализации («виртуальный фотоаль­
бом»). 

Применяемая в описываемом методе техника релаксации вклю­

чает элементы сенсорного осознавания (упражнение «Наблюдение 
за ощущениями тела») с репродукцией заданных кинестетических 
ощущений, а также использование идеомоторных образов (метод 

«мысленных движений») Последовательность расслабления от­

дельных групп мышц («прогрессирование» релаксации в термино­
логии Джейкобсона) строится с учетом приоритетов их относитель­

ной соматотопической представленности: лицо—жисти рук—осталь­
ные участки тела. Этот порядок подчиняется принципу поэтапного 
включения и максимального охвата с первых же этапов релаксации 
соответствующих моторных и соматосенсорных зон коры больших 
полушарий мозга. 

Наряду с мышечной релаксацией в методе Ретри большое 

внимание уделяется дыхательной саморегуляции. При этом ис­
пользуется техника «направленного» дыхания, аналогичная ды­
хательно-медитативным техникам в восточных традициях. В ос-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 297 


background image

нове его лежит вышеописанное «распараллеливание» внимания 
наблюдение одновременно ощущений в заданной области тела и 
процесса дыхания. Точнее, наблюдения временной динамики этих 
ощущений - циклических колебаний их интенсивности, проис­
ходящих синхронно с фазами дыхательного цикла и тем самым ас­
социирующихся с дыханием. Обычно на вдохе происходит ослаб­
ление интенсивности телесных ощущений, на выдохе - усиление 
(отчасти это связано с циклическим изменением венозного кро­
вотока при возрастании давления в грудной полости в момент 
выдоха). При этом формируется специфическое ощущение, сви­

детельствующее об особом состоянии мозга, о синхронизации 
активности различных областей - связанных с регуляцией дыха­

ния и специфических соматосенсорных, топически соответству­
ющих выбранной области тела - и тем самым об установлении 
временной связи между ними. В свою очередь, при достижении 
подобного функционального состояния становится возможным 
и обратное - произвольное изменение интенсивности телесных 
ощущений с помощью дыхания аналогично используемому в упо­
мянутых оздоровительных практиках принципу «ведения энер­
гии дыханием». 

При использовании метода Ретри в психотерапевтической 

практике большое внимание рекомендуется уделять гетероаутосуг-
гестии (созвучно рекомендациям М. Эриксона). Иными словами, 
на вводном этапе используется гетеросуггестия, цель которой - со­
вместными с пациентом усилиями создать пригодную для коррек­
ции психическую форму (измененное состояние сознания с раппор­
том). На втором этапе ведущая роль принадлежит аутосуггестии: 
произнося заранее подготовленные формулы самовнушения, паци­
ент тем самым самостоятельно наполняет ранее созданную форму 
новым содержанием. Таким образом, личностный рост представля­
ется как планируемый и ожидаемый результат последовательного 
и методичного применения аутосуггестии. 

УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНТЕГРАЦИЯ 

НА НЕСПЕЦИФИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ПСИХОКОРРЕКЦИИ 

Что же касается непосредственных механизмов психокор­

рекции, то наиболее удобным представлением для их описания 
на физиологическом уровне является условно-рефлекторная мо-

298 

Глава 5 


background image

дель, на психологическом - известная схема необихевиоризма: 
стимул - промежуточная переменная - реакция  ( S → O → R ) . 

Психокоррекционное воздействие на промежуточное звено этой 
схемы может обеспечить модификацию неадаптивных условно-
рефлекторных связей (угашение) и замену их вновь сформиро­
ванными, адаптивными (научение). В основе этой работы лежит 
перестройка матриц долговременной памяти, представляющих 
собой основу устойчивого патологического состояния мозга -
УПС (по Н.П. Бехтеревой, 1980). В различных техниках психо­

коррекции подобная условно-рефлекторная перестройка носит 
название «завершения гештальта» (гештальт-терапия), «интег­
рации» (трансперсональная психотерапия), «рефрейминга» 
(НЛП) и др. По существу же, она была известна еще с «допсихо-
логического» периода развития человеческой культуры в русле 
духовно-религиозной традиции (см. «Послания...») как «возвра­
щение к своему прошлому, дабы исправить совершенные ошиб­
ки и вернуть упущенные возможности... когда что-то негативное, 
происшедшее в прошлом, дело или опыт, теперь используется так, 
что значение его полностью преобразуется. Например, соприкос­
новение человека со смертью пробуждает в нем жажду жизни, 
какая не могла бы возникнуть, не случись этого соприкоснове­
ния... по сути, отрицательный опыт буквально «выворачивается 
наизнанку». 

При этом в качестве важнейшего инструмента психокоррек­

ции, как упоминалось, рассматриваются оперантные условные 
рефлексы (или, в терминологии НЛП, «якоря»), замыкаемые не 
только на сознательном, но и на неосознаваемом уровне. Дело в 
том, что в отличие от упоминаемой во многих психокоррекцион-
ных методиках (в первую очередь поведенческих) классической 
павловской схемы корково-корковых условных рефлексов, то есть 
замыкания временной связи между двумя пунктами коры мозга, 
в описываемом процессе психокоррекции условные рефлексы 
рассматриваются с точки зрения современной нейрофизиологии. 
Согласно схеме Э.А. Асратяна (1981), замыкание условно-реф­
лекторных связей осуществляется параллельно на различных 
уровнях центральной нервной системы: и корковом, и подкорко­
вом - лимбико-ретикулярном, диэнцефальном, мезенцефальном 
(четверохолмные рефлексы), стволовом, спинальном. Очевидно, 
что подобная «многоэтажная» схема условного рефлекса вклю-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 299 


background image

чает и те части мозга, которые связаны и с сознательной, и с не­
осознаваемой психической активностью. Именно это и дает воз­
можность сознательного управления непроизвольными, вегета­
тивными функциями организма, регуляция которых связана с 
подкорковыми структурами, и функциональным состоянием в 
целом. 

При этом используется не только и не столько пассивное 

сигнально-приспособительное значение сформированных адап­
тивных условно-рефлекторных реакций (классическое, павлов­
ское обусловливание), сколько их активно-приспособительная, 
инструментальная роль (оперантное обусловливание). И в том, 
и в другом варианте главный смысл придается формированию 
упомянутых «якорей», сохраняющихся на длительный срок и 
впоследствии позволяющих человеку управлять своим функци­
ональным состоянием. Это представляет собой одну из физиоло­
гических «опор» психологической саморегуляции, обеспечивая 
многократную экономию времени и усилий для оперативного 
создания состояний, обеспечивающих доступ к необходимым 
подсознательным ресурсам. С учетом телесной направленности 
метода Ретри основное внимание уделяется созданию «якорей» 
кинестетических. 

Подобный «якорь» или, точнее, «ключ» (X. Алиев) можно рас­

сматривать как своего рода «кнопку» для регуляции функциональ­
ного состояния или как сознательно доступный канал коммуника­
ции с подсознанием, активация которого вызывает запрограммиро­
ванную подсознательную реакцию. Если последнее связано с 
эмоционально позитивным состоянием, то якорь открывает доступ 
к полезным внутренним ресурсам. В общем смысле психологичес­
кая саморегуляция может рассматриваться как установление чело­

веком якорей «для самого себя» и последующее их использование 

для регуляции своего психоэмоционального состояния. Для этой 

цели в описываемом методе служит своего рода каталог позитив­
ных телесно-психологических ресурсов (табл. 12), связанных с уп­
ражнениями по саморегуляции. Каждое телесное ощущение и фун­
кциональное состояние, испытываемые при выполнении упражне­
ний, представляет собой якорь для соответствующего ресурса. На 
неспецифическом этапе психокоррекции установление отдельных 
якорей совмещается с их временным и пространственным сумми­
рованием (интеграцией). 

300 

Глава

 5 


background image

Перечень стандартных психокоррекционных упражнений 

системы Ретри и связанных с ними психологических ресурсов 

Упражнение, 

телесное ощущение 

Психологический ресурс 

Физические ощущения, ассоциирующиеся с психологическими качествами 

Первичный контроль 

Вторичный контроль 

Центр тяжести 

Чувство опоры 

Заземление 

Восстановление равновесия 

Границы 

Целеустремленность, самовыражение 

Достоинство, самоуважение 

Уверенность, лидерство, управление людьми 

Самодостаточность, интернальность 

Спокойствие, эмоциональная уравновешенность 

Психологическая гибкость 

Ответственность 

Комплексные упражнения — работа с образами различной модальности 

(кинестетическое сенсорное осознавание + визуализации + аффирмации) 

«Кто Я» 

«Изначальное намерение» 

«Похвалить себя» 

«Марионетка» 

«Семейный фотоальбом», 
«Фоторобот» 

«Кинестетический советчик» 

«Круг времени» 

«Фото из будущего» 

Идентичность 

Жизненный смысл (В. Франкл), предназначение 

Самооценка 

Диссоциация/ассоциация, дистанцирование, 

по А. Беку 

Проработка проекций и переносов, ощущение 
принадлежности к социальной группе 

Принятие решений 

Планирование деятельности 

«Я-идеальное» и личностный рост 

Таблица 1 2 

Приведенная схема распределенных кинестетических яко­

рей, использующая естественную локализацию связанных с эмо­
циями телесных ощущений и обоснованно соотносящая с ними 

различные внутренние психологические ресурсы, представляет 
собой как бы осознанную достройку схемы тела. Описанные яко­
ря в дальнейшем используются для саморегуляции обычно со­
вместно с аффирмациями. Создаваемый же в результате их сум­
мирования интегральный якорь или «ключ» объединяет ресур­
сы, принадлежащие разным уровням личностной организации. 
Таким образом достигается действительная интеграция, цель-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 301