Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15686

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

становящаяся вторичным психологическим ресурсом. Так, напри­
мер, люди интеллектуального психологического склада нередко 
описывают интуитивное ресурсное «ощущение жизненного смыс­
ла», объединяющее верхние три или четыре эмоциональных цен­
тра (голова, шея, середина груди). Целенаправленно подобная 
интеграция используется в различных психотехниках, а также в 
религиозных ритуалах (в частности, христианских). Люди эмо­
ционального, эмпатического типа замечают такого же рода ин­
теграцию средних двух или трех эмоциональных центров (верх­
няя часть живота, середина грудной клетки, шея). Осознанное же 
объединение всех перечисленных выше ресурсов - телесная ин­
теграция - важна не только как навык произвольного перемеще­
ния телесного «локуса контроля» и инструмент саморегуляции. 
Она приводит к интеграции и на личностном уровне, когда цело­
стность личностная является отражением целостности телесно-
психологической. Тем самым описанная «шкала», которая скла­
дывается из естественных телесных ощущений, используемых 
человеком на интуитивном, спонтанном уровне (чаще всего не­
осознанно) для саморегуляции, контроля эмоций, поддержания 
уверенности в себе и оказания психологического влияния на 
окружающих, образует вертикальный градиент самоконтроля 
(его кинестетической составляющей), возрастающий по направ­
лению сверху вниз. В данном контексте известное выражение 
А.Н. Леонтьева (1975), который как основу самоанализа рассмат­
ривал «перемещение сознания по вертикали», можно восприни­
мать как телесную метафору. Самоанализ можно представить как 
телесное осознавание, как наблюдение за перемещением телесно­
го локуса контроля, а самоконтроль - как умение человека со­
знательно перемещать этот локус. 

Отчасти сходная точка зрения высказывалась разными авто­

рами. По выражению А.Я. Бродецкого (2000), для психологии тела 

«самоутверждение - вертикально» в прямом смысле слова. Даже 

само слово «самостоятельность», как подчеркивает И.Е. Рейф 

(1994), в буквальном смысле означает «самостоятельное стояние» 
(само-стояние). А.В. Минченкови Н.Б. Елпидифоров (2001) назы­
вают телесный градиент самоконтроля вертикальными уровнями 
психосоматической организации, вертикальным телесным вектором 
«тело - душа - дух». Иначе, в телесном соответствии: (а) живот и 
таз - (б) грудная клетка - (в) голова и шея. 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 307 


background image

Интуитивно телесный градиент самоконтроля ассоциируется 

с такими качествами человека, как самообладание, уверенность в 
себе, дееспособность. С. Ребрик (2003) сформулировал это представ­
ление следующим образом: «Прямая спина означает уверенность и 
здоровье». То же находим и в художественной литературе - напри­
мер, в высказывании главного героя романа Л. Фейхтвангера «Гойя 
или тяжкий путь познания». 

Отсюда бытующие в языке образные выражения, связанные с 

самоутверждением человека - как социально-психологическим, так 
и одновременно телесно-психологическим. Упомянем в качестве 
примера такие выражения, связанные с телесной позой, как «насто­
ять на своем», «склонить голову», «согбенно выпрашивать», «пре­
клонение», «встать с колен», «подняться» и «опуститься», «унижать­
ся». (Примечательно в этом плане и само соотношение понятий 

«ниже» и «выше» применительно к социальному статусу и мораль­
ной правоте.) Примеры подобного рода демонстрируют также и мно­
гочисленные «крылатые» фразы (в частности, «Лучше умереть стоя, 
чем жить на коленях»). 

СЛОВЕСНОЕ САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ 

С «ОПОРОЙ НА ТЕЛО» 

Телесная интеграция на сознательном уровне включает в себя 

и позитивные самоинструкции, работа с которыми привязана к осоз-
наванию ощущений в определенных участках тела. На неспецифи­
ческом этапе это описанные универсальные телесно-психологичес­
кие ресурсы, на специфическом - конкретные телесно-ориентиро­
ванные аффирмации. Тело в этом случае представляет собой как 
бы «мост» между различными частями личности, с помощью кото­
рого и открывается доступ к необходимым внутренним ресурсам. 
Совместно они образуют целостную систему саморегуляции, вклю­
чающую как левополушарные - словесные «ключи», так и «ключи» 
правополушарные - невербальные, кинестетические, охватывающие 
все тело «с головы до ног» (см. описанный вертикальный градиент 
самоконтроля). 

Подобная «телесная привязка» словесных инструкций исполь­

зуется в различных психокоррекционных методах. Так, близким по 
смыслу является описываемое в НЛП телесное «пространственное 
расположение внутреннего интерпретатора» (Алдер Г., 2002). Ана-

308 

Глава 5 


background image

логичный подход соединения аффирмаций с телесными ощущени­
ями заранее заданной локализации находим у Дж. Лилли (1993) под 
названием «ментации». В качестве технологии саморегуляции и лич­
ностного роста, разрешения конкретных психологических проблем 
он предложил пациентам «помещать соответствующую идею в оп­
ределенных частях своего тела», согласно приведенной ниже схеме 

(табл. 14). Работа с этими «телесными мишенями» словесных само­
инструкций также осуществляется в порядке, соответствующем их 
расположению вдоль вертикальной оси тела. 

Схема «телесной локализации» самоинструкций по Дж. Лилли 

Область тела 

Стопы и кисти 

Голени 
и предплечья 

Колени 
и локти 

Бедра и плечи 

Низ живота 

Верх живота 

Верх грудной 
клетки 

Рот 

Область носа 

Глаза 

Уши 

Аспекты проблемы 

Цели 

Средства 

Призвание 

Способности 

Процессы 
выведения 

Процессы 

ассимиляции 

Стремления 

Потребности 

Альтернативы 

Форма 

Содержание 

Формулировки утверждений 

«Каковы мои цели?» 

«Каковы средства для достижения...» 

«Каково мое отношение к другим и мое 
предназначение, которое позволяет...» 

«Обладаю ли я способностью...» 

«Что мне следует исключить, чтобы...» 

«Что мне следует усвоить, чтобы...» 

«Что я должен сделать, чтобы привести 
свои убеждения в соответствие с...» 

«В чем состоят мои потребности...» 

«Каковы другие возможности...» 

«Какова форма...» 

«В чем сущность...» 

Таблица 14 

На самом деле подобные психотехнические приемы не только 

не новы, но и имеют поистине многовековую историю. Прежде все­
го необходимо упомянуть о медитативных практиках йоги, в кото­
рых осознавание ощущений в области определенных «центров» тела 
должно сопровождаться визуальным представлением и осмыслени­
ем заданных абстрактных символов. К строго определенным теле­
сным центрам, образующим своего рода телесную систему коорди­
нат, привязана медитативная практика и в каббалистической сис-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 309 


background image

теме сефирот (Дубиел Р., 1996). Здесь наряду с программировани­
ем человеком собственного психоэмоционального состояния путем 
создания определенных ощущений в этих областях тела использу­
ется также и «обратная связь», самонаблюдение и интуитивная ин­
терпретация возникающих в соответствующих участках спонтан­
ных ощущений как подсознательных «сигналов тела». Нетрудно 
видеть, что по существу телесные «карты» йогической и каббалис­
тической систем саморегуляции практически аналогичны друг другу 
(см. табл. 15). Выстраиваясь по вертикали, они также оказываются 
весьма близки к описанным В. Райхом сегментам «мышечного пан­
циря» (см. также табл. 7). 

Сопоставление телесной локализации 
йогических «энергетических» центров и системы сефирот 

Область тела 

Верхняя зона головы 
(лобно-теменная область) 

Средняя зона головы 
(область глаз, ушей) 

Нижняя зона головы (область 
рта), шея, плечевой пояс 

Грудная клетка 

Верхняя и средняя 
зона живота, диафрагма, 

тазовый пояс 

Нижняя зона живота, 
гениталии 

Промежность, ноги 

Традиционные 

«энергетические» 

центры в йоге 

Теменной 

Лобный 

Горловой 

Сердечный 

Брюшной 

Тазовый 

Промежностный 

Телесные центры 
системы сефирот 

(по Р. Дубиелу, 

в модификации) 

I - теменная область 

II, III - глаза, уши 

IV, V - плечевые суставы 

VI - центр груди 

VII, VIII - тазобедренные 
суставы 

IX - гениталии 

X - ступни 

Таблица 15 

Осознавание телесных ощущений в соответствующих «сефи-

ротам» участках тела как разновидность медитативной практики 
(«кавана») направлено, в частности, на совершенствование опреде­
ленных душевных качеств, то есть, по сути, на личностный рост. 

Переключение же внимания/осознавания между этими десятью 

элементами происходит по определенным правилам, создавая в ито-

310 

Глава 5 


background image

ге двадцать два различных состояния. Эти состояния - не что иное, 
как своеобразный «психофизиологический алфавит». Не случайно 
их число соответствует числу букв древнего арамейского алфави­

та. Традиционно эти состояния обозначаются также определенны­
ми универсальными символами, так называемыми «арканами». 

(Возможно, также не случайно их число соответствует числу каче­
ственно различных функциональных состояний, описанных при 
пространственно-частотном анализе синхронизации биопотенциа­

лов мозга - когерентных структур, по Свидерской Н.Е. и Король­

ковой Т.А., 1997). 

ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕЛЕСНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ 

Завершается неспецифический этап психокоррекции установ­

лением генерализованного условного рефлекса (кинестетического 
якоря, «ключа»), интегрирующего все вышеперечисленные ресур­
сы. Производится это путем суммирования ранее сформированных 
якорей, связанных, с одной стороны, со специфическими телесны­
ми ощущениями, а с другой стороны, с различными ресурсными 
состояниями (отдельными психокоррекционными упражнениями). 

Наложение якорей производится последовательно: образно выра­

жаясь, они как бы нанизываются на общий центральный стержень, 
наподобие колец в детской игрушке-пирамидке. В качестве «цент­
рального стержня» или объединительного якоря используются, во-
первых, ощущения в области воображаемой вертикальной оси тела 
и, во-вторых, ощущения в области кистей рук, связанные с упраж­

нением «Дыхание через ладони». Этот же якорь и на физиологи­
ческом, и на метафорическом уровне является якорем процесса (и 

состояния) интеграции - «примирения» двух противоречащих друг 
другу половин мозга, согласования сознательных и бессознатель­
ных процессов. В плане личностного роста подобная «достройка» 
личности, производимая собственными руками - как в переносном, 
так и в прямом смысле, может рассматриваться как расширение гра­

ниц исходного психологического типа. 

Подобный якорь мы рассматриваем одновременно и как устой­

чивый канал привычной коммуникации с подсознанием, направля­
ющий в заданное русло интуитивные «сигналы тела». Тем самым 
облегчается задача их отслеживания, сознанию предоставляется как 
бы «окошко» доступа к интуитивной мудрости тела. В различных 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 311