Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16460

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

всего. В телесной же психокоррекции человеку предлагается само­
му

 договориться

 с собственным подсознанием на невербальном 

уровне, то есть с помощью приемов телесной саморегуляции. Это в 
первую очередь приемы восстановления ресурсного состояния (не­
специфические), а также техники работы с дезадаптивными обра­
зами, их интеграции с позитивным эмоциональным состоянием. 

Критерий успешности проведенной работы в подобном случае так­

же прост - обретение способности спокойно думать о том, что рань­
ше было болезненным. 

Итак, общая схема телесной психокоррекции, независимо от 

содержания конкретной прорабатываемой проблемы, укладывает­
ся в семь шагов. 

1. Физиологическая возрастная регрессия 

Представляет собой начальный этап телесной психокоррек­

ции, связанный с переходом в измененное состояние сознания 
(основное «рабочее» состояние для психокоррекции). В телесной 
психокоррекции это поверхностный кинестетический транс с со­
хранением словесной коммуникации пациента с психотерапев­
том. В вариантах саморегуляции, личностного роста подобное 
состояние тесно связано с сенсорным осознаванием. По сути, 
происходит как бы временный переход в состояние «правополу-
шарности», исходно представляющей собой достаточно комфор­
тное или нейтральное состояние и сопровождающейся повышен­
ной обучаемостью. 

2. Мотивация 

Описание психологического выигрыша после решения пробле­

мы - как в логической, так и в конкретно-образной форме (в терми­
нологии НЛП так называемый хорошо сформированный результат). 
Очень важно при этом отделить адаптивную и дезадаптивную мо­
тивацию, то есть подсознательное стремление сохранить имеющу­
юся проблему, а не устранять ее (так называемое сопротивление и 

«вторичная выгода»). На телесном уровне сопротивление может 
проявляться в виде отдельного функционального состояния, про­
работка которого (особенно в рамках личностного роста) порой 
может оказаться достаточной для того, чтобы проблема в дальней­
шем разрешилась самостоятельно. 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 317 


background image

3. Описание пациентом проблемы и переход 

в «проблемное» состояние 

Создание доступа к проблемному состоянию (или дисфункци­

ональному паттерну) для его дальнейшей проработки. (Можно за­
фиксировать это состояние с помощью условно-рефлекторного 

«якоря» или вступить в коммуникацию с продуцирующей данное 

состояние подсознательной субличностью. В телесной психокоррек­
ции это обычно диалог невербальный.) При этом важно понять, как 
пациент приходит к такому состоянию (Кочарян Г.С., 2002), «доко­
паться до сути», то есть проследить всю цепочку негативных мыс­
лей и образов, приводящих к подобному состоянию, и в дальней­
шем прорабатывать именно ее первоначальное звено. 

4. выявление ресурсов (и дополнительная мотивом 

◊ Выявление ресурсов вне проблемного состояния. При этом 

различаются: 
- Ресурсы универсальные, заранее сформированные на не­

специфическом этапе психокоррекции. 

- Ресурсы специфические, различающиеся по временной на­

правленности: 
а) Прошлый опыт (удачное решение проблем, хотя бы в 

чем-то сходных с нынешней). 

б) «Проход в будущее» - представление проблемы как 

уже решенной и детальная проработка ожидаемого пси­
хологического выигрыша. 

Во всех случаях фиксируется доступ к состоянию (простой 

условно-рефлекторный «якорь» или комплексный образ с включе­
нием обстановочной афферентации). 

◊ Выявление ресурсов за счет модификации проблемного состо­

яния, его разделения, использования внутренней неоднород­
ности (диссоциации). 

- Амбивалентность (полярность в гештальт-методе) или вы­

деление противостоящих друг другу частей личности, име­
ющих противоположные намерения. 

- Позиционные переговоры или отделение позитивного со­

держания подсознательных намерений, подлежащего со-

318 

Глава 5 


background image

хранению, от неадаптивной формы их реализации, нужда­
ющейся в коррекции (рефрейминг в НЛП). 

- Переформулирование проблемы - ее «кристаллизация» 

(В.В. Макаров), сдвиг парадигмы (С. Кови). Иными сло­
вами, рассмотрение проблемы с другой точки зрения: 
а) Более общей (индуктивный сдвиг). В пределе это све­

дение проблемы к универсальной, экзистенциальной. 

Подобный переход от конкретного к абстрактному 

представлению проблемы, ее обезличивание представ­
ляет собой так называемое дистанцирование, по 
А. Беку. 

б) Возможно, наоборот, рассмотрение проблемы с более 

частной точки зрения (дедуктивный сдвиг). Это сведе­
ние проблемы к более узкой и менее значимой, ее конк­
ретизация или «декатастрофизация», по А. Беку. В 
НЛП при этом используется понятие логических уров­
ней по Г. Бейтсону. 

В каждом из этих способов отслеживаются телесные состоя­

ния, связанные с различными подсознательными структурами. 

5. Интеграция проблемного и ресурсного состояний, 

или алгоритм саморегуляции 

Представляет собой процесс диссоциативной коммуникации, 

диалога с различными подсознательными структурами личности. 

Этот диалог на языке телесных ощущений может протекать в вари­
анте коммуникации внутренней (саморегуляция, личностный рост) 
или внешней (с участием психотерапевта в качестве посредника). 
Целью же подобного диалога является достижение внутриличнос-
тного согласия. Процесс «внутренних переговоров» на телесном 
уровне можно рассматривать как различные техники работы с ки­
нестетическими или комплексными образами. Помочь достижению 
компромисса между противостоящими друг другу частями личнос­
ти можно также с помощью различных способов стирания или 
ослабления телесных проявлений эмоций, своего рода «психологи­
ческой рефлексотерапии», будь то дыхательная саморегуляция или 
непосредственный телесный контакт. 

Говоря о психокоррекционной работе с образами, нужно под­

черкнуть, что стойкая личностная трансформация достигается, если 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 319 


background image

задействована кинестетическая модальность. При этом отметим так­
же очевидную общность приемов работы с образами в описываемом 
методе, в когнитивной терапии и НЛП. (В этом смысле метод Ре-
три можно назвать телесно-ориентированным НЛП.) 

6. Проверка внутреннего согласия (или «внутренней экологии») 

Внутренняя, психологическая экология на деле представляет 

собой системный подход к улаживанию отношений между различ­
ными структурами личности с учетом их взаимозависимости и вза­
имовлияния. Последнее предполагает учет «коллективного мнения» 
различных структур личности, заинтересованных в той проблеме, 
которая подвергается психокоррекции, выявление среди них «не­
довольных» и «несогласных» с предлагаемыми вариантами реше-
ния и приведение их к согласию, к «общему знаменателю». 

7. Проверка на практике или обратная связь 

На завершающем этапе происходит возврат в обыденное со­

стояние сознания (левополушарное), а затем реальное столкнове­

ние с ситуацией, которая ранее являлась проблемной. Если пробле­
ма не разрешилась окончательно или проведенная трансформация 
оказалась нестойкой, по той же схеме психокоррекционная проце­

дура проводится повторно (и возможно, неоднократно). При этом 

постепенно с каждой новой итерацией внутриличностные противо­
речия сглаживаются и проблема перестает быть актуальной (метод 
«последовательного приближения» к окончательному результату). 

ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ 

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ 

Прежде всего опишем стандартную схему эмоциональной са­

морегуляции. При острых стрессах ее применение позволяет доста­
точно быстро погасить негативные эмоции. Временные рамки зада­
ются базовым полутора-двухчасовым биологическим циклом: как 
правило,  1 5 - 2 0 минут релаксационно-дыхательной саморегуля­
ции позволяют нормализовать психоэмоциональное состояние не 
менее чем на два часа. При хронических стрессах техника эмоцио-
нальной саморегуляции помогает устранять повторные эмоциональ­
ные пароксизмы, «наплывы» отрицательных эмоций. Для того же, 

320 

Глава 5 


background image

чтобы предотвратить их появление, требуется устранить лежащий 
в основе эмоционального дискомфорта источник внутреннего кон­
фликта с помощью описанного выше алгоритма психокоррекции. 

I этап: эмоционально-чувственный.

 Это навык сенсорного осоз-

навания, позволяющий заметить телесные проявления негативных 
эмоций на самых ранних этапах развития эмоциональной реакции, 
своего рода психологическая система раннего оповещения. 

II этап: когнитивный.

 Основное содержание данного этапа 

составляет осознавание человеком собственной внутренней двой­
ственности. Иными словами, понимание того, что негативные эмо­
ции создает он сам. Точнее, его подсознание, которое таким обра­
зом прибегает к регрессионному (невербальному) способу внутрен­
ней коммуникации и выражения эмоций (соматизации). Тем самым 
подсознание пытается добиться чего-либо от сознательной части 
личности: 

а) привлечь ее внимание, предупредить о проблемах (характерно 

для тревожных расстройств); 

б) выразить свое несогласие с принимаемыми сознательной час­

тью решениями (проявляется как повышенная раздражитель­
ность, неврастенический синдром); 

в) «наказать» сознательную часть личности, опираясь на ранний 

детский опыт, повторяя увиденные детскими глазами стерео­
типы поведения родителей, с которыми идентифицирует себя 
ребенок (свойственно депрессии). 

IIIэтап: поведенческий.

 Это непосредственное применение опи­

санных ранее неспецифических приемов телесной саморегуляции: 

а) опора на телесные ресурсы - в первую очередь воспроизведе­

ние ощущений «заземления», «центра тяжести», «первичного» 
и «вторичного контроля»; 

б) устранение дискомфортных ощущений либо выравнивание 

асимметрии ощущений с помощью мышечного расслабления 
и «направленного» брюшного дыхания. 

Что же касается волевой саморегуляции, то она включает, во-

первых, создание позитивного образа достижения (самомотивация) 
и, во-вторых, опору на сформированные ранее телесно-психологи­
ческие ресурсы. 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 321