Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16460
Скачиваний: 267
всего. В телесной же психокоррекции человеку предлагается само
му
договориться
с собственным подсознанием на невербальном
уровне, то есть с помощью приемов телесной саморегуляции. Это в
первую очередь приемы восстановления ресурсного состояния (не
специфические), а также техники работы с дезадаптивными обра
зами, их интеграции с позитивным эмоциональным состоянием.
Критерий успешности проведенной работы в подобном случае так
же прост - обретение способности спокойно думать о том, что рань
ше было болезненным.
Итак, общая схема телесной психокоррекции, независимо от
содержания конкретной прорабатываемой проблемы, укладывает
ся в семь шагов.
1. Физиологическая возрастная регрессия
Представляет собой начальный этап телесной психокоррек
ции, связанный с переходом в измененное состояние сознания
(основное «рабочее» состояние для психокоррекции). В телесной
психокоррекции это поверхностный кинестетический транс с со
хранением словесной коммуникации пациента с психотерапев
том. В вариантах саморегуляции, личностного роста подобное
состояние тесно связано с сенсорным осознаванием. По сути,
происходит как бы временный переход в состояние «правополу-
шарности», исходно представляющей собой достаточно комфор
тное или нейтральное состояние и сопровождающейся повышен
ной обучаемостью.
2. Мотивация
Описание психологического выигрыша после решения пробле
мы - как в логической, так и в конкретно-образной форме (в терми
нологии НЛП так называемый хорошо сформированный результат).
Очень важно при этом отделить адаптивную и дезадаптивную мо
тивацию, то есть подсознательное стремление сохранить имеющу
юся проблему, а не устранять ее (так называемое сопротивление и
«вторичная выгода»). На телесном уровне сопротивление может
проявляться в виде отдельного функционального состояния, про
работка которого (особенно в рамках личностного роста) порой
может оказаться достаточной для того, чтобы проблема в дальней
шем разрешилась самостоятельно.
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 317
3. Описание пациентом проблемы и переход
в «проблемное» состояние
Создание доступа к проблемному состоянию (или дисфункци
ональному паттерну) для его дальнейшей проработки. (Можно за
фиксировать это состояние с помощью условно-рефлекторного
«якоря» или вступить в коммуникацию с продуцирующей данное
состояние подсознательной субличностью. В телесной психокоррек
ции это обычно диалог невербальный.) При этом важно понять, как
пациент приходит к такому состоянию (Кочарян Г.С., 2002), «доко
паться до сути», то есть проследить всю цепочку негативных мыс
лей и образов, приводящих к подобному состоянию, и в дальней
шем прорабатывать именно ее первоначальное звено.
4. выявление ресурсов (и дополнительная мотивом
◊ Выявление ресурсов вне проблемного состояния. При этом
различаются:
- Ресурсы универсальные, заранее сформированные на не
специфическом этапе психокоррекции.
- Ресурсы специфические, различающиеся по временной на
правленности:
а) Прошлый опыт (удачное решение проблем, хотя бы в
чем-то сходных с нынешней).
б) «Проход в будущее» - представление проблемы как
уже решенной и детальная проработка ожидаемого пси
хологического выигрыша.
Во всех случаях фиксируется доступ к состоянию (простой
условно-рефлекторный «якорь» или комплексный образ с включе
нием обстановочной афферентации).
◊ Выявление ресурсов за счет модификации проблемного состо
яния, его разделения, использования внутренней неоднород
ности (диссоциации).
- Амбивалентность (полярность в гештальт-методе) или вы
деление противостоящих друг другу частей личности, име
ющих противоположные намерения.
- Позиционные переговоры или отделение позитивного со
держания подсознательных намерений, подлежащего со-
318
Глава 5
хранению, от неадаптивной формы их реализации, нужда
ющейся в коррекции (рефрейминг в НЛП).
- Переформулирование проблемы - ее «кристаллизация»
(В.В. Макаров), сдвиг парадигмы (С. Кови). Иными сло
вами, рассмотрение проблемы с другой точки зрения:
а) Более общей (индуктивный сдвиг). В пределе это све
дение проблемы к универсальной, экзистенциальной.
Подобный переход от конкретного к абстрактному
представлению проблемы, ее обезличивание представ
ляет собой так называемое дистанцирование, по
А. Беку.
б) Возможно, наоборот, рассмотрение проблемы с более
частной точки зрения (дедуктивный сдвиг). Это сведе
ние проблемы к более узкой и менее значимой, ее конк
ретизация или «декатастрофизация», по А. Беку. В
НЛП при этом используется понятие логических уров
ней по Г. Бейтсону.
В каждом из этих способов отслеживаются телесные состоя
ния, связанные с различными подсознательными структурами.
5. Интеграция проблемного и ресурсного состояний,
или алгоритм саморегуляции
Представляет собой процесс диссоциативной коммуникации,
диалога с различными подсознательными структурами личности.
Этот диалог на языке телесных ощущений может протекать в вари
анте коммуникации внутренней (саморегуляция, личностный рост)
или внешней (с участием психотерапевта в качестве посредника).
Целью же подобного диалога является достижение внутриличнос-
тного согласия. Процесс «внутренних переговоров» на телесном
уровне можно рассматривать как различные техники работы с ки
нестетическими или комплексными образами. Помочь достижению
компромисса между противостоящими друг другу частями личнос
ти можно также с помощью различных способов стирания или
ослабления телесных проявлений эмоций, своего рода «психологи
ческой рефлексотерапии», будь то дыхательная саморегуляция или
непосредственный телесный контакт.
Говоря о психокоррекционной работе с образами, нужно под
черкнуть, что стойкая личностная трансформация достигается, если
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 319
задействована кинестетическая модальность. При этом отметим так
же очевидную общность приемов работы с образами в описываемом
методе, в когнитивной терапии и НЛП. (В этом смысле метод Ре-
три можно назвать телесно-ориентированным НЛП.)
6. Проверка внутреннего согласия (или «внутренней экологии»)
Внутренняя, психологическая экология на деле представляет
собой системный подход к улаживанию отношений между различ
ными структурами личности с учетом их взаимозависимости и вза
имовлияния. Последнее предполагает учет «коллективного мнения»
различных структур личности, заинтересованных в той проблеме,
которая подвергается психокоррекции, выявление среди них «не
довольных» и «несогласных» с предлагаемыми вариантами реше-
ния и приведение их к согласию, к «общему знаменателю».
7. Проверка на практике или обратная связь
На завершающем этапе происходит возврат в обыденное со
стояние сознания (левополушарное), а затем реальное столкнове
ние с ситуацией, которая ранее являлась проблемной. Если пробле
ма не разрешилась окончательно или проведенная трансформация
оказалась нестойкой, по той же схеме психокоррекционная проце
дура проводится повторно (и возможно, неоднократно). При этом
постепенно с каждой новой итерацией внутриличностные противо
речия сглаживаются и проблема перестает быть актуальной (метод
«последовательного приближения» к окончательному результату).
ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Прежде всего опишем стандартную схему эмоциональной са
морегуляции. При острых стрессах ее применение позволяет доста
точно быстро погасить негативные эмоции. Временные рамки зада
ются базовым полутора-двухчасовым биологическим циклом: как
правило, 1 5 - 2 0 минут релаксационно-дыхательной саморегуля
ции позволяют нормализовать психоэмоциональное состояние не
менее чем на два часа. При хронических стрессах техника эмоцио-
нальной саморегуляции помогает устранять повторные эмоциональ
ные пароксизмы, «наплывы» отрицательных эмоций. Для того же,
320
Глава 5
чтобы предотвратить их появление, требуется устранить лежащий
в основе эмоционального дискомфорта источник внутреннего кон
фликта с помощью описанного выше алгоритма психокоррекции.
I этап: эмоционально-чувственный.
Это навык сенсорного осоз-
навания, позволяющий заметить телесные проявления негативных
эмоций на самых ранних этапах развития эмоциональной реакции,
своего рода психологическая система раннего оповещения.
II этап: когнитивный.
Основное содержание данного этапа
составляет осознавание человеком собственной внутренней двой
ственности. Иными словами, понимание того, что негативные эмо
ции создает он сам. Точнее, его подсознание, которое таким обра
зом прибегает к регрессионному (невербальному) способу внутрен
ней коммуникации и выражения эмоций (соматизации). Тем самым
подсознание пытается добиться чего-либо от сознательной части
личности:
а) привлечь ее внимание, предупредить о проблемах (характерно
для тревожных расстройств);
б) выразить свое несогласие с принимаемыми сознательной час
тью решениями (проявляется как повышенная раздражитель
ность, неврастенический синдром);
в) «наказать» сознательную часть личности, опираясь на ранний
детский опыт, повторяя увиденные детскими глазами стерео
типы поведения родителей, с которыми идентифицирует себя
ребенок (свойственно депрессии).
IIIэтап: поведенческий.
Это непосредственное применение опи
санных ранее неспецифических приемов телесной саморегуляции:
а) опора на телесные ресурсы - в первую очередь воспроизведе
ние ощущений «заземления», «центра тяжести», «первичного»
и «вторичного контроля»;
б) устранение дискомфортных ощущений либо выравнивание
асимметрии ощущений с помощью мышечного расслабления
и «направленного» брюшного дыхания.
Что же касается волевой саморегуляции, то она включает, во-
первых, создание позитивного образа достижения (самомотивация)
и, во-вторых, опору на сформированные ранее телесно-психологи
ческие ресурсы.
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 321