Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15685

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

психотерапевтических системах синонимами подобной коммуника­
ции являются естественный организмический оценивающий про­
цесс (К. Роджерс), фокусировка (Ю. Джендлин), «организмичес-
кое вслушивание» (психосинтез), «кинестетический советчик» 
(НЛП). Подобная коммуникация протекает как активный, двусто­
ронний процесс; в частности, благодаря этому в конкретной ситуа­
ции «включение» необходимого ресурса происходит как бы авто­
матически, по выбору подсознания; на долю же сознания достается 
утилизация этого ресурса. 

В дальнейшем интегративный якорь используется как универ­

сальный ресурс для последующего, уже специфического этапа пси­
хокоррекции, а также в повседневной жизни, для экстренной нор­
мализации психоэмоционального состояния в различных стрессо­
вых ситуациях («ключ» скорой психологической самопомощи). Тем 
самым он становится и якорем вырабатываемого навыка саморегу­

ляции. 

После выработки описанных навыков психологической само­

регуляции исключительно важно добиться их автоматизации, пе­
рехода в привычку. Иными словами, сформировать потребность в 
периодическом привычном выполнении этих действий, к которому 
человек должен прибегать всякий раз, как только у него возникает 
необходимость в снятии эмоционального дискомфорта. (В этой свя­
зи уместно привести восточную мудрость: «Посеешь привычку -
пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу»). 

Навык первого порядка, который вырабатывается с помощью 

психотерапевта, в ходе терапевтических сессий - умение применять 
психотехнические приемы саморегуляции в обычном, относитель­
но комфортном функциональном состоянии. Навык второго поряд­
ка, над формированием которого пациент должен работать и без 
помощи терапевта, - самостоятельное применение тех же приемов 

для нормализации своего психоэмоционального состояния уже в 
реальной жизненной ситуации, в условиях стресса. Последнее тре­

бует также дополнительного навыка - самонаблюдения/самоосоз-
навания. При этом наибольший эффект дает настраивание пациен­
том своего функционального состояния не просто для устранения 
эмоционального дискомфорта, а для чего-то большего - ради дос­
тижения некоторой «сверхзадачи» (в терминологии К.С. Станис­

лавского). Перефразируя С. Есина, можно сказать, что все, что 
бы ни происходило с человеком в его жизни - и особенно все, что 

312 

Глава 5 


background image

он может сделать доступным с помощью саморегуляции, то есть 
управление собственным состоянием, - должно служить достиже­
нию главной цели в его жизни. 

Для этого исключительно важно, чтобы человек осознавал эту 

главную цель, иными словами, ясно представлял свой жизненный 
смысл (В. Франкл), свое предназначение. Но не просто деклариро­
вал такую цель, не занимался невольным самообманом, выдавая в 
собственных глазах желаемое за действительное, а именно осозна­
вал тот действительный индивидуальный смысл жизни, носите­

лем которого он является. Последнее представляет собой результат 

серьезной внутренней работы, осмысления жизненного опыта и ми­
ропонимания, а главное - диалога с собственным подсознанием, ко­
торому в конечном счете принадлежит решающая роль в формиро­
вании эффективной (устойчивой, истинной, глубинной) мотивации 
любой деятельности. Причем переоценка жизненного опыта с точ­
ки зрения его полезности для достижения главной жизненной цели 
способна в подавляющем большинстве случаев изменить эмоцио­
нальное отношение к событиям прошлого с негативного на пози­
тивное или по крайней мере нейтральное. 

В этом контексте любой опыт становится осмысленным и об­

ретает несомненную ценность для последующей жизни, превра­
щается в своего рода внутреннюю психологическую точку опоры. 

Здесь опять же необходимо сослаться на В. Франкла, который 
выделял три вида ценностей, вырастающих из индивидуального 

опыта: (а) ценности достижения - тот полезный результат, кото­
рым человек может гордиться, которого он добился своим трудом, 
вдохновением и самопожертвованием; (б) ценности переживания 
(опыт когнитивный, начиная от банальной «житейской мудрости», 
и опыт эмоциональный, к которому лучше всего подходит стан­
дартная рекомендация, используемая в НЛП: «Взять чувства в 
качестве ресурсов») и, наконец, (в) ценности отношения, или про­
тивостояния (ценности духовного порядка, тот опыт мужествен­
ного противоборства с превратностями судьбы, который порой 
требует от человека встать выше ограничений собственного «Я» и 
является, пожалуй, самым наглядным примером личностного ро­
ста). К одному из этих трех вариантов и должен быть сведен мате­
риал, поднятый из бессознательных глубин на свет осознавания в 

процессе психокоррекционной работы, в том числе (и особенно) 
телесной. 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 313 


background image

Для того чтобы система саморегуляции и защиты от стресса 

была достаточно эффективной, ее необходимо непрерывно трени­
ровать, постоянно поддерживать в «рабочем состоянии», включая 
как навыки первого рода (релаксация в спокойном состоянии, обыч­
но в переходные периоды между сном и бодрствованием, аналогич­
но методу Э. Куэ), так и второго (активизировать состояние релак­
сации при любом стрессе, при любом дискомфортном психоэмоци­
ональном состоянии, используя их как повод для работы над собой). 
Тем самым для человека, занимающегося психологической саморе­
гуляцией, психотехнические приемы должны стать постоянным 
спутником жизни (принцип «зерна на мельницу», по Р. Альперту). 

К этому добавляется принцип, используемый в рационально-эмо-

тивной терапии (А. Эллис): активно пропагандировать как усвоен­
ные теоретические знания о способах решения психологических 
проблем, так и результаты их практического применения на соб­
ственном опыте. 

ВТОРОЙ ЭТАП - СПЕЦИФИЧЕСКИЙ 

На втором этапе проводится проработка конкретных психо­

логических проблем, комплексов, травматичных^воспоминаний, 
проблем в отношениях и др., что можно рассматривать как нейт­
рализацию «двойника». В первую очередь это проработка про­
блем, связанных с конкретными ситуациями или объектами, ас­
социирующихся с отдельными очагами устойчивого возбужде­
ния - доминантами (зачастую последние развиваются в момент 
психотравмы по механизму однократного обучения - имприн-
тинга). Сюда необходимо отнести устойчивые иррациональные 
страхи - фобии и тревожно-панические расстройства (в этих слу­
чаях устойчивое патологическое состояние определяется преиму­

щественно правополушарными реакциями), навязчивости (обсес-
сивные мысли и компульсивные действия; в формировании У ПС 
здесь играют роль в основном левополушарные механизмы), а 
также такие последствия психотравм, как реакции на острый 
стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (смешан­
ные реакции). 

Это и более сложные проблемы, комплексные психогенные 

образования - невротические, дезадаптивные реакции на затяж­
ную стрессовую ситуацию в одном из трех вариантов нарушения 

314 

Глава 5 


background image

адаптации: левополушарном (психастеническом), смешанном 
(неврастеническом, раздражительно-астеническом) и правополу-
шарном (диссоциативно-конверсионные и соматоформные, исте-
роидно-ипохондрические расстройства, маскированные депрессии, 
соматизация). В случае подобных постоянных (перманентных) со­
стояний коррекционная работа начинается непосредственно с те­
лесных ощущений. В качестве материала для проработки исполь­
зуются обычно дискомфортные ощущения, возникающие либо 
спонтанно, неосознанно, либо провоцируемые направлением вни­
мания пациента в бодрствующем состоянии на проблему, какой 
она представляется ему на сознательном уровне, либо возникаю­
щие аналогичным образом, но на фоне релаксации. Задачей тера­
пии представляется обучение пациента нейтрализации этих ощу­
щений, выработка у него навыка самостоятельного управления 
своим состоянием. 

При приступообразных состояниях (упомянутые проблемы, 

связанные с конкретными ситуациями - наплывы навязчивых 
мыслей, аффективные вспышки, что клинически проявляется в 
первую очередь в форме навязчивых и тревожных расстройств) 
в задачу психологической помощи входит коррекция вызываю­
щего их специфического, «локального» подсознательного конф­

ликта. При этом процедура телесной психокоррекции проводит­
ся по стандартной схеме (подробно см. далее): возрастная рег­
рессия - телесное описание проблемного состояния - выявление 
телесно-психологических ресурсов - трансформация проблемы 
с помощью интеграции проблемного и ресурсного телесных со­
стояний. 

ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ТЕЛЕСНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ 

Алгоритм психокоррекции, который используется в рассмат­

риваемой телесно-терапевтической системе, объединяет общие 
модели конструирования желаемых психических состояний, тра­
диционно принятые в различных направлениях психотерапии 
(особенно в НЛП). Это, во-первых, модель ТОТЕ (Дж. Миллер, 
Е. Галантер, К. Прибрам), которой физиологически соответству­
ет акцептор результатов действия (П.К. Анохин). Ее главным 
принципом является пошаговое приближение к искомой цели с 
обратной связью, то есть проверкой согласования с этой целью 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 315 


background image

достигнутых результатов (тестирование реальности на соответ­
ствие желаемого и действительного). Во-вторых, модель SCORE 
главный принцип которой - поиск внутренних ресурсов за счет 

перемещения по линии психологического времени (прошлое -
настоящее - будущее). 

Описываемый алгоритм телесной психокоррекции в полном 

варианте включает 7 шагов. Предусматривается циклический воз­
врат к началу и повторение всей последовательности действий до 
тех пор, пока не будет достигнут приемлемый результат. С каждым 
новым прохождением цикла, с каждой новой итерацией совершен­
ствуется вырабатываемый адаптивный навык поведения, формиру­
ется постоянный канал «организмической», сознательно-подсозна­
тельной коммуникации на телесном уровне. 

В варианте самостоятельной «работы над собой» (самомоти­

вация, саморегуляция, личностный рост) схема упрощается: в каче­
стве обязательных звеньев остаются два первых этапа, содержание 
которых можно вкратце описать как снятие внутренних психологи­
ческих барьеров вкупе с последним (практической проверкой в по­
вседневной жизни). В подобном случае рецепт телесно-психологи­
ческой перестройки весьма прост. Изначально есть проблема пси­
хологического плана, связанная с внутренними ограничениями, 
комплексами, переносом старых отношений, пробуждающая меха­
низмы психологической защиты. Это значит, что БОЛЕЗНЕННЫ 
не только очередное столкновение в реальной жизни с самой про­
блемой, но и даже косвенное напоминание о ней при соприкоснове­
нии с какими-либо фактами либо людьми или просто размышле­
ния об этой проблеме. Причем болезненны в прямом смысле, то есть 
вызывают всплеск негативных эмоций и оживление связанных с 
ними дискомфортных телесных ощущений (происходит «рестиму-
ляция» энграммы долговременной памяти, в терминах ряда психо-
коррекционных методик). Именно поэтому, вместо того чтобы до­
биваться разрешения проблемы в повседневной реальности, чело­
век замыкается в себе, пытается уйти от ее решения (позиция 

«страуса»), а на деле - «зацикливается» на своей проблеме, погру­
жается в негативные переживания, которые пытается подавить, 
вытеснить из сознания. 

Рецепт, который дается пациенту в рамках традиционной пси­

хотерапии - к примеру, поведенческой, - формулируется следую­
щим образом:

 заставить себя

 делать именно то, что дается труднее 

316 

Глава 5