Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16459
Скачиваний: 267
психотерапевтических системах синонимами подобной коммуника
ции являются естественный организмический оценивающий про
цесс (К. Роджерс), фокусировка (Ю. Джендлин), «организмичес-
кое вслушивание» (психосинтез), «кинестетический советчик»
(НЛП). Подобная коммуникация протекает как активный, двусто
ронний процесс; в частности, благодаря этому в конкретной ситуа
ции «включение» необходимого ресурса происходит как бы авто
матически, по выбору подсознания; на долю же сознания достается
утилизация этого ресурса.
В дальнейшем интегративный якорь используется как универ
сальный ресурс для последующего, уже специфического этапа пси
хокоррекции, а также в повседневной жизни, для экстренной нор
мализации психоэмоционального состояния в различных стрессо
вых ситуациях («ключ» скорой психологической самопомощи). Тем
самым он становится и якорем вырабатываемого навыка саморегу
ляции.
После выработки описанных навыков психологической само
регуляции исключительно важно добиться их автоматизации, пе
рехода в привычку. Иными словами, сформировать потребность в
периодическом привычном выполнении этих действий, к которому
человек должен прибегать всякий раз, как только у него возникает
необходимость в снятии эмоционального дискомфорта. (В этой свя
зи уместно привести восточную мудрость: «Посеешь привычку -
пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу»).
Навык первого порядка, который вырабатывается с помощью
психотерапевта, в ходе терапевтических сессий - умение применять
психотехнические приемы саморегуляции в обычном, относитель
но комфортном функциональном состоянии. Навык второго поряд
ка, над формированием которого пациент должен работать и без
помощи терапевта, - самостоятельное применение тех же приемов
для нормализации своего психоэмоционального состояния уже в
реальной жизненной ситуации, в условиях стресса. Последнее тре
бует также дополнительного навыка - самонаблюдения/самоосоз-
навания. При этом наибольший эффект дает настраивание пациен
том своего функционального состояния не просто для устранения
эмоционального дискомфорта, а для чего-то большего - ради дос
тижения некоторой «сверхзадачи» (в терминологии К.С. Станис
лавского). Перефразируя С. Есина, можно сказать, что все, что
бы ни происходило с человеком в его жизни - и особенно все, что
312
Глава 5
он может сделать доступным с помощью саморегуляции, то есть
управление собственным состоянием, - должно служить достиже
нию главной цели в его жизни.
Для этого исключительно важно, чтобы человек осознавал эту
главную цель, иными словами, ясно представлял свой жизненный
смысл (В. Франкл), свое предназначение. Но не просто деклариро
вал такую цель, не занимался невольным самообманом, выдавая в
собственных глазах желаемое за действительное, а именно осозна
вал тот действительный индивидуальный смысл жизни, носите
лем которого он является. Последнее представляет собой результат
серьезной внутренней работы, осмысления жизненного опыта и ми
ропонимания, а главное - диалога с собственным подсознанием, ко
торому в конечном счете принадлежит решающая роль в формиро
вании эффективной (устойчивой, истинной, глубинной) мотивации
любой деятельности. Причем переоценка жизненного опыта с точ
ки зрения его полезности для достижения главной жизненной цели
способна в подавляющем большинстве случаев изменить эмоцио
нальное отношение к событиям прошлого с негативного на пози
тивное или по крайней мере нейтральное.
В этом контексте любой опыт становится осмысленным и об
ретает несомненную ценность для последующей жизни, превра
щается в своего рода внутреннюю психологическую точку опоры.
Здесь опять же необходимо сослаться на В. Франкла, который
выделял три вида ценностей, вырастающих из индивидуального
опыта: (а) ценности достижения - тот полезный результат, кото
рым человек может гордиться, которого он добился своим трудом,
вдохновением и самопожертвованием; (б) ценности переживания
(опыт когнитивный, начиная от банальной «житейской мудрости»,
и опыт эмоциональный, к которому лучше всего подходит стан
дартная рекомендация, используемая в НЛП: «Взять чувства в
качестве ресурсов») и, наконец, (в) ценности отношения, или про
тивостояния (ценности духовного порядка, тот опыт мужествен
ного противоборства с превратностями судьбы, который порой
требует от человека встать выше ограничений собственного «Я» и
является, пожалуй, самым наглядным примером личностного ро
ста). К одному из этих трех вариантов и должен быть сведен мате
риал, поднятый из бессознательных глубин на свет осознавания в
процессе психокоррекционной работы, в том числе (и особенно)
телесной.
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 313
Для того чтобы система саморегуляции и защиты от стресса
была достаточно эффективной, ее необходимо непрерывно трени
ровать, постоянно поддерживать в «рабочем состоянии», включая
как навыки первого рода (релаксация в спокойном состоянии, обыч
но в переходные периоды между сном и бодрствованием, аналогич
но методу Э. Куэ), так и второго (активизировать состояние релак
сации при любом стрессе, при любом дискомфортном психоэмоци
ональном состоянии, используя их как повод для работы над собой).
Тем самым для человека, занимающегося психологической саморе
гуляцией, психотехнические приемы должны стать постоянным
спутником жизни (принцип «зерна на мельницу», по Р. Альперту).
К этому добавляется принцип, используемый в рационально-эмо-
тивной терапии (А. Эллис): активно пропагандировать как усвоен
ные теоретические знания о способах решения психологических
проблем, так и результаты их практического применения на соб
ственном опыте.
ВТОРОЙ ЭТАП - СПЕЦИФИЧЕСКИЙ
На втором этапе проводится проработка конкретных психо
логических проблем, комплексов, травматичных^воспоминаний,
проблем в отношениях и др., что можно рассматривать как нейт
рализацию «двойника». В первую очередь это проработка про
блем, связанных с конкретными ситуациями или объектами, ас
социирующихся с отдельными очагами устойчивого возбужде
ния - доминантами (зачастую последние развиваются в момент
психотравмы по механизму однократного обучения - имприн-
тинга). Сюда необходимо отнести устойчивые иррациональные
страхи - фобии и тревожно-панические расстройства (в этих слу
чаях устойчивое патологическое состояние определяется преиму
щественно правополушарными реакциями), навязчивости (обсес-
сивные мысли и компульсивные действия; в формировании У ПС
здесь играют роль в основном левополушарные механизмы), а
также такие последствия психотравм, как реакции на острый
стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (смешан
ные реакции).
Это и более сложные проблемы, комплексные психогенные
образования - невротические, дезадаптивные реакции на затяж
ную стрессовую ситуацию в одном из трех вариантов нарушения
314
Глава 5
адаптации: левополушарном (психастеническом), смешанном
(неврастеническом, раздражительно-астеническом) и правополу-
шарном (диссоциативно-конверсионные и соматоформные, исте-
роидно-ипохондрические расстройства, маскированные депрессии,
соматизация). В случае подобных постоянных (перманентных) со
стояний коррекционная работа начинается непосредственно с те
лесных ощущений. В качестве материала для проработки исполь
зуются обычно дискомфортные ощущения, возникающие либо
спонтанно, неосознанно, либо провоцируемые направлением вни
мания пациента в бодрствующем состоянии на проблему, какой
она представляется ему на сознательном уровне, либо возникаю
щие аналогичным образом, но на фоне релаксации. Задачей тера
пии представляется обучение пациента нейтрализации этих ощу
щений, выработка у него навыка самостоятельного управления
своим состоянием.
При приступообразных состояниях (упомянутые проблемы,
связанные с конкретными ситуациями - наплывы навязчивых
мыслей, аффективные вспышки, что клинически проявляется в
первую очередь в форме навязчивых и тревожных расстройств)
в задачу психологической помощи входит коррекция вызываю
щего их специфического, «локального» подсознательного конф
ликта. При этом процедура телесной психокоррекции проводит
ся по стандартной схеме (подробно см. далее): возрастная рег
рессия - телесное описание проблемного состояния - выявление
телесно-психологических ресурсов - трансформация проблемы
с помощью интеграции проблемного и ресурсного телесных со
стояний.
ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ТЕЛЕСНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ
Алгоритм психокоррекции, который используется в рассмат
риваемой телесно-терапевтической системе, объединяет общие
модели конструирования желаемых психических состояний, тра
диционно принятые в различных направлениях психотерапии
(особенно в НЛП). Это, во-первых, модель ТОТЕ (Дж. Миллер,
Е. Галантер, К. Прибрам), которой физиологически соответству
ет акцептор результатов действия (П.К. Анохин). Ее главным
принципом является пошаговое приближение к искомой цели с
обратной связью, то есть проверкой согласования с этой целью
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 315
достигнутых результатов (тестирование реальности на соответ
ствие желаемого и действительного). Во-вторых, модель SCORE
главный принцип которой - поиск внутренних ресурсов за счет
перемещения по линии психологического времени (прошлое -
настоящее - будущее).
Описываемый алгоритм телесной психокоррекции в полном
варианте включает 7 шагов. Предусматривается циклический воз
врат к началу и повторение всей последовательности действий до
тех пор, пока не будет достигнут приемлемый результат. С каждым
новым прохождением цикла, с каждой новой итерацией совершен
ствуется вырабатываемый адаптивный навык поведения, формиру
ется постоянный канал «организмической», сознательно-подсозна
тельной коммуникации на телесном уровне.
В варианте самостоятельной «работы над собой» (самомоти
вация, саморегуляция, личностный рост) схема упрощается: в каче
стве обязательных звеньев остаются два первых этапа, содержание
которых можно вкратце описать как снятие внутренних психологи
ческих барьеров вкупе с последним (практической проверкой в по
вседневной жизни). В подобном случае рецепт телесно-психологи
ческой перестройки весьма прост. Изначально есть проблема пси
хологического плана, связанная с внутренними ограничениями,
комплексами, переносом старых отношений, пробуждающая меха
низмы психологической защиты. Это значит, что БОЛЕЗНЕННЫ
не только очередное столкновение в реальной жизни с самой про
блемой, но и даже косвенное напоминание о ней при соприкоснове
нии с какими-либо фактами либо людьми или просто размышле
ния об этой проблеме. Причем болезненны в прямом смысле, то есть
вызывают всплеск негативных эмоций и оживление связанных с
ними дискомфортных телесных ощущений (происходит «рестиму-
ляция» энграммы долговременной памяти, в терминах ряда психо-
коррекционных методик). Именно поэтому, вместо того чтобы до
биваться разрешения проблемы в повседневной реальности, чело
век замыкается в себе, пытается уйти от ее решения (позиция
«страуса»), а на деле - «зацикливается» на своей проблеме, погру
жается в негативные переживания, которые пытается подавить,
вытеснить из сознания.
Рецепт, который дается пациенту в рамках традиционной пси
хотерапии - к примеру, поведенческой, - формулируется следую
щим образом:
заставить себя
делать именно то, что дается труднее
316
Глава 5