Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16453
Скачиваний: 267
ствах), так и в режиме психологической саморегуляции (вклю
чая фиксацию внимания в заданной области тела, контроль
дыхания, вызывание ощущения тепла), особенно с целью по
вышения стрессоустойчивости.
СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ЭТАП ПСИХОКОРРЕКЦИИ
И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
Необходимо подчеркнуть, что любое подобное дискомфорт
ное состояние представляет собой спонтанно возникающее изме
ненное состояние сознания (ИСС), в котором происходит своеоб
разная «смена власти»: контроль текущего психоэмоционального
состояния человека (а нередко и его поведения) переходит от со
знательно-логических к иррационально-подсознательным меха
низмам. На уровень осознавания «всплывают» ранее вытесненные
подсознательные комплексы, дисфункциональные паттерны -
ПТС, или - физиологически - происходит активация соответст
вующих им УПС. Поэтому и устранение проблемных телесных
состояний может осуществляться только через прохождение пси-
хокоррекционного измененного состояния сознания, целенаправ
ленно создаваемого с помощью механизмов физиологической воз
растной регрессии.
Иными словами, любая психокорекционная личностная транс
формация - это в первую очередь ТРАНСформация, то есть фор
мирование соответствующего трансового состояния, ИСС. В ряде
психотерапевтических методов (суггестивные техники - как клас
сические, так и современные, особенно эриксоновский гипноз, где
трансовые техники разработаны наиболее тонко и элегантно; сме
шанные рационально-суггестивные методы, примером которых яв
ляется НЛП; трансперсональные психотехники - холотропная те
рапия и др.; методы релаксации и медитативные практики) созда
ние ИСС описывается в явном виде, в других (классический
психоанализ, рациональная психотерапия, психодрама) присутст
вует скрыто, подразумевается неявно, «по умолчанию». Но вне за
висимости от того, декларируется ли создание ИСС в качестве ос
новополагающего принципа психокоррекционной методики или же
о нем умалчивается, в тех или иных формах этот универсальный
рабочий механизм присутствует во всех без исключения методах
психокоррекции. ИСС создает своего рода незыблемый фундамент
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 327
психотерапии, ибо в общем смысле все, что происходит во время
психокоррекционных процедур, - это разрешение существующих у
человека внутренних противоречий, неразрешимых в обыденном
состоянии сознания (в терминологии НЛП или психосинтеза - кон
фликтов между отдельными «субличностями»; в рамках психоана
литического подхода - конфликтов между Я, Сверх-Я и Оно-
применительно к когнитивным моделям - мотивационных конф
ликтов между желаемым и действительным, следствием которых яв
ляется переживаемая индивидом фрустрация и т.д.), за счет пребы
вания в состоянии измененном.
На механизмах создания и психокоррекционного использо
вания ИСС необходимо остановиться подробнее. Как уже упо
миналось, в основе формирования ИСС лежит феномен физио
логической возрастной регрессии (Сандомирский М.Е., Белого-
родский Л . С , 1998), связанный с эволюционно-физиологической
регрессией (Сандомирский М.Е., 2001). Эта регрессия представ
ляет собой психофизиологический аналог клинических представ
лений о диссолюции по X. Джексону, то есть высвобождения эво-
люционно более древних, первичных стереотипов реагирования
нервной системы из-под сдерживающего влияния эволюционно
(и онтогенетически) более «молодых».
На физиологическом уровне возрастная регрессия связана с
динамической перестройкой функциональной асимметрии полуша
рий - сглаживанием межполушарных различий и синхронизацией
активности левого и правого полушарий, на фоне общей тенденции
замедления биоэлектрической активности мозга (уменьшение пред
ставленности в частотном спектре энцефалограммы быстрых коле
баний бета-диапазона и соответствующее возрастание удельной
мощности альфа-волн с некоторым их замедлением, а при углубле
нии ИСС - появление медленных волн тета-диапазона). Именно
эти физиологические сдвиги, приближающие состояние мозга к
«младенческому» или эволюционно-древнему, то есть невербаль
ному, и составляют основу измененных состояний сознания.
Используемые в методе Ретри техники мышечной релаксации,
брюшного дыхания и фиксации внимания на телесных ощущениях
направлены на постепенное погружение пациента в ИСС. При опи
сании этого процесса можно использовать метафору лестницы, сту
пенями которой служат отдельные компоненты состояния созна
ния или классические патопсихологические критерии его описания
328
Глава 5
(В.М. Бехтерев; К. Ясперс). По мере углубления ИСС, перехода с
одной его ступени на другую феномены измененного сознания как
бы наслаиваются друг на друга в такой последовательности:
1) изменение ощущения собственного тела (от парестезии до
изменения схемы тела);
2) изменение восприятия окружающего пространства (от расши
рения до сужения, связанного с сенсорной аутизацией);
3) изменение восприятия времени, чаще в форме замедления
«психологического времени» (с двумя предыдущими пункта
ми тесно связан такой феномен, как дереализация);
4) изменение ориентации в собственной личности (лежащее в
основе деперсонализации и диссоциации).
В основе этой последовательности развития ИСС лежит по
степенное прогрессирование процесса сглаживания межполушар-
ных различий мозговой активности, ее синхронизация, охваты
вающая все большую площадь коры мозга, все большее число со
ответствующих проекционных зон. На первом этапе (изменение
восприятия собственного тела) этот процесс начинается с теменной
области коры, охватывая вначале постцентральную извилину (пер
вичная соматосенсорная зона), затем нижнюю теменную извилину
(двумерно-пространственное чувство) и верхнюю теменную изви
лину (стереогноз и схема тела). Изменение восприятия окружаю
щего пространства связано с дальнейшим распространением про
цесса синхронизации, выходящего за границы теменной доли, на
стыке ее с височной и затылочной корой. Охвату синхронизацией
височной области коры сопутствует изменение восприятия време
ни. Изменение же ориентации в собственной личности, стирание
граней между «Я» и «не-Я» связано с вовлечением в этот процесс
лобных долей полушарий.
Еще один важный психологический регрессионный механизм,
лежащий в основе формирования ИСС, -
«остранение»,
под кото
рым понимается разрыв привычных когнитивных связей, в резуль
тате чего знакомые явления, предметы кажутся странными, непри
вычными (Стрижак Л.Н., 2001), воспринимаемыми как бы впер
вые - такими, какими они, по-видимому, представляются ребенку
раннего возраста. (В отечественной телесно-ориентированной пси
хотерапии первым о практической значимости остранения упомя-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 329
нул А. Пшеничнер (2001), использовавший данный феномен как
психокоррекционную технику на основе более общего подхода
описанного Ж.-Л. Нанси в работе «Corpus».)
Здесь можно провести паратлели с известным в патопсихоло
гии особым состоянием сознания - jamais vu или ощущением ни
когда ранее не пережитого. С точки зрения психофизиологии, при
этом возникает динамическое изменение корково-подкорковых от
ношений (вероятно, активация такой структуры, как гиппокамп).
Происходит также временная перестройка функциональной асим
метрии полушарий, как в межполушарном аспекте (усиление роли
субдоминантного, правого полушария), так и во внутриполушар-
ном - разрыв привычных, сложившихся функциональных связей
между подсистемами мозга, обеспечивающими восприятие инфор
мации (задние отделы полушарий мозга) и ее сравнение с прошлым
опытом (передние, лобные отделы коры). Применительно к моде
лям когнитивной психологии (использующим математический ап
парат теории распознавания образов) можно представить, что тем
самым осуществляется перестройка топологии семантического про
странства, изменение меры близости между образами-представле
ниями объектов (левополушарное, логико-аналитическое описание
информации, ее иерархическое структурирование), изменение ин
формационных «весов» отдельных признаков, входящих в струк
туру описания объекта (правополушарная функция отражения ве
роятностной структуры среды). Подобный внутриличностный
«сдвиг парадигмы» (Кови С, 1996), отход от привычных стереоти
пов мышления и делает возможным выход из психологического ту
пика. Так же, как в более широком смысле смена парадигмы приво
дит к разрешению противоречий, сдвиг парадигмы на психологи
ческом уровне обеспечивает снятие внутренних противоречий,
разрешение внутрипсихических (сознательно-подсознательных)
конфликтов, глубинную подсознательную перестройку, принося
щую избавление от дисфункциональных паттернов, проблемных
телесных состояний.
Остранение, в первую очередь телесное - изменение восприя
тия схемы тела, приближающее ее к детско-регрессионной - явля
ется одним из первых этапов вхождения в ИСС. С помощью остра-
нения производится первый шаг по отходу от прежней парадигмы,
а в дальнейшем осуществляется еще и
отстранение
или
дистанци
рование
(термин А. Бека) от эмоций. Но дистанцирование не интел-
330
Глава 5
лектуально-критическое, как в когнитивной психотерапии, а теле
сно-диссоциативное, отстранение от телесного выражения эмоций.
Подобное дистанцирование от эмоций является как основой психо
коррекции при эмоциональных расстройствах, так и важным навы
ком психологической саморегуляции, поскольку позволяет преодо
леть эмоциональную вовлеченность, перейти от переживаний эмо
ций к психокоррекционной трансформации связанных с ними
образов.
ТЕХНИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБРАЗАМИ
С точки зрения академической психологии, образы служат важ
нейшим инструментом психологической регуляции деятельности
(Завалова Н.Д. и др., 1986). Уместно вспомнить, что в основе всей
психической деятельности человека, по мнению авторов схемы
ТОТЕ (Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К., 1965), лежат такие
категории, как «образ» и «план». Здесь образ - емкий способ обра
ботки и «сжатия» информации, на котором основано «архивиро
вание» человеком своего жизненного опыта. Это не что иное, как
правополушарный, невербальный способ представления информа
ции. План - иерархическая система целей, лежащая в основе пла
нирования человеком своей деятельности. По своей сути, как мо
жет показаться на первый взгляд, план - это левополушарная кон
струкция. Однако в основе его изначально лежит некоторая образная
идея - как песчинка, попадающая в раковину моллюска, становит
ся тем центром, той основой, на которой откладываются слои пер
ламутра, постепенно образуя драгоценную жемчужину. А.Ф. Ермо-
шин (1999), прибегая к теологическому понятийному аппарату,
представляет конструкцию психологической проблемы (дисфунк
ционального паттерна) как соединение первоначального образного
компонента - «прилога» и «накручивающихся» на него вторичных
мысленных построений. Точно так же дезадаптивный, «заряжен
ный» негативными эмоциями образ лежит в основе проблемного те
лесного состояния.
Поэтому значимость образных представлений с практической
точки зрения, для психокоррекции и психологической саморегуля
ции, самоочевидна и общеизвестна. Так, М. Оховен (1996) описал
роль образов в психике человека следующим образом: «Подсозна
ние «работает» с образами, и оно может эти образы «материализо-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции
331