Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16453

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ствах), так и в режиме психологической саморегуляции (вклю­
чая фиксацию внимания в заданной области тела, контроль 

дыхания, вызывание ощущения тепла), особенно с целью по­

вышения стрессоустойчивости. 

СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ЭТАП ПСИХОКОРРЕКЦИИ 

И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ 

Необходимо подчеркнуть, что любое подобное дискомфорт­

ное состояние представляет собой спонтанно возникающее изме­
ненное состояние сознания (ИСС), в котором происходит своеоб­
разная «смена власти»: контроль текущего психоэмоционального 
состояния человека (а нередко и его поведения) переходит от со­
знательно-логических к иррационально-подсознательным меха­
низмам. На уровень осознавания «всплывают» ранее вытесненные 
подсознательные комплексы, дисфункциональные паттерны -
ПТС, или - физиологически - происходит активация соответст­
вующих им УПС. Поэтому и устранение проблемных телесных 

состояний может осуществляться только через прохождение пси-
хокоррекционного измененного состояния сознания, целенаправ­
ленно создаваемого с помощью механизмов физиологической воз­
растной регрессии. 

Иными словами, любая психокорекционная личностная транс­

формация - это в первую очередь ТРАНСформация, то есть фор­
мирование соответствующего трансового состояния, ИСС. В ряде 
психотерапевтических методов (суггестивные техники - как клас­
сические, так и современные, особенно эриксоновский гипноз, где 
трансовые техники разработаны наиболее тонко и элегантно; сме­
шанные рационально-суггестивные методы, примером которых яв­
ляется НЛП; трансперсональные психотехники - холотропная те­

рапия и др.; методы релаксации и медитативные практики) созда­
ние ИСС описывается в явном виде, в других (классический 
психоанализ, рациональная психотерапия, психодрама) присутст­
вует скрыто, подразумевается неявно, «по умолчанию». Но вне за­
висимости от того, декларируется ли создание ИСС в качестве ос­
новополагающего принципа психокоррекционной методики или же 
о нем умалчивается, в тех или иных формах этот универсальный 
рабочий механизм присутствует во всех без исключения методах 
психокоррекции. ИСС создает своего рода незыблемый фундамент 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 327 


background image

психотерапии, ибо в общем смысле все, что происходит во время 
психокоррекционных процедур, - это разрешение существующих у 
человека внутренних противоречий, неразрешимых в обыденном 
состоянии сознания (в терминологии НЛП или психосинтеза - кон­
фликтов между отдельными «субличностями»; в рамках психоана­

литического подхода - конфликтов между Я, Сверх-Я и Оно-

применительно к когнитивным моделям - мотивационных конф­

ликтов между желаемым и действительным, следствием которых яв­
ляется переживаемая индивидом фрустрация и т.д.), за счет пребы­

вания в состоянии измененном. 

На механизмах создания и психокоррекционного использо­

вания ИСС необходимо остановиться подробнее. Как уже упо­
миналось, в основе формирования ИСС лежит феномен физио­
логической возрастной регрессии (Сандомирский М.Е., Белого-
родский  Л . С , 1998), связанный с эволюционно-физиологической 
регрессией (Сандомирский М.Е., 2001). Эта регрессия представ­
ляет собой психофизиологический аналог клинических представ­
лений о диссолюции по X. Джексону, то есть высвобождения эво-
люционно более древних, первичных стереотипов реагирования 
нервной системы из-под сдерживающего влияния эволюционно 
(и онтогенетически) более «молодых». 

На физиологическом уровне возрастная регрессия связана с 

динамической перестройкой функциональной асимметрии полуша­
рий - сглаживанием межполушарных различий и синхронизацией 

активности левого и правого полушарий, на фоне общей тенденции 
замедления биоэлектрической активности мозга (уменьшение пред­
ставленности в частотном спектре энцефалограммы быстрых коле­
баний бета-диапазона и соответствующее возрастание удельной 
мощности альфа-волн с некоторым их замедлением, а при углубле­
нии ИСС - появление медленных волн тета-диапазона). Именно 
эти физиологические сдвиги, приближающие состояние мозга к 

«младенческому» или эволюционно-древнему, то есть невербаль­
ному, и составляют основу измененных состояний сознания. 

Используемые в методе Ретри техники мышечной релаксации, 

брюшного дыхания и фиксации внимания на телесных ощущениях 
направлены на постепенное погружение пациента в ИСС. При опи­
сании этого процесса можно использовать метафору лестницы, сту­
пенями которой служат отдельные компоненты состояния созна­
ния или классические патопсихологические критерии его описания 

328 

Глава 5 


background image

(В.М. Бехтерев; К. Ясперс). По мере углубления ИСС, перехода с 
одной его ступени на другую феномены измененного сознания как 
бы наслаиваются друг на друга в такой последовательности: 

1) изменение ощущения собственного тела (от парестезии до 

изменения схемы тела); 

2) изменение восприятия окружающего пространства (от расши­

рения до сужения, связанного с сенсорной аутизацией); 

3) изменение восприятия времени, чаще в форме замедления 

«психологического времени» (с двумя предыдущими пункта­
ми тесно связан такой феномен, как дереализация); 

4) изменение ориентации в собственной личности (лежащее в 

основе деперсонализации и диссоциации). 

В основе этой последовательности развития ИСС лежит по­

степенное прогрессирование процесса сглаживания межполушар-
ных различий мозговой активности, ее синхронизация, охваты­
вающая все большую площадь коры мозга, все большее число со­
ответствующих проекционных зон. На первом этапе (изменение 
восприятия собственного тела) этот процесс начинается с теменной 
области коры, охватывая вначале постцентральную извилину (пер­
вичная соматосенсорная зона), затем нижнюю теменную извилину 
(двумерно-пространственное чувство) и верхнюю теменную изви­
лину (стереогноз и схема тела). Изменение восприятия окружаю­
щего пространства связано с дальнейшим распространением про­
цесса синхронизации, выходящего за границы теменной доли, на 
стыке ее с височной и затылочной корой. Охвату синхронизацией 
височной области коры сопутствует изменение восприятия време­
ни. Изменение же ориентации в собственной личности, стирание 
граней между «Я» и «не-Я» связано с вовлечением в этот процесс 
лобных долей полушарий. 

Еще один важный психологический регрессионный механизм, 

лежащий в основе формирования ИСС, -

 «остранение»,

 под кото­

рым понимается разрыв привычных когнитивных связей, в резуль­
тате чего знакомые явления, предметы кажутся странными, непри­
вычными (Стрижак Л.Н., 2001), воспринимаемыми как бы впер­

вые - такими, какими они, по-видимому, представляются ребенку 
раннего возраста. (В отечественной телесно-ориентированной пси­
хотерапии первым о практической значимости остранения упомя-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 329 


background image

нул А. Пшеничнер (2001), использовавший данный феномен как 
психокоррекционную технику на основе более общего подхода 
описанного Ж.-Л. Нанси в работе «Corpus».) 

Здесь можно провести паратлели с известным в патопсихоло­

гии особым состоянием сознания - jamais vu или ощущением ни­
когда ранее не пережитого. С точки зрения психофизиологии, при 

этом возникает динамическое изменение корково-подкорковых от­
ношений (вероятно, активация такой структуры, как гиппокамп). 

Происходит также временная перестройка функциональной асим­
метрии полушарий, как в межполушарном аспекте (усиление роли 
субдоминантного, правого полушария), так и во внутриполушар-
ном - разрыв привычных, сложившихся функциональных связей 
между подсистемами мозга, обеспечивающими восприятие инфор­
мации (задние отделы полушарий мозга) и ее сравнение с прошлым 
опытом (передние, лобные отделы коры). Применительно к моде­

лям когнитивной психологии (использующим математический ап­

парат теории распознавания образов) можно представить, что тем 
самым осуществляется перестройка топологии семантического про­

странства, изменение меры близости между образами-представле­
ниями объектов (левополушарное, логико-аналитическое описание 
информации, ее иерархическое структурирование), изменение ин­
формационных «весов» отдельных признаков, входящих в струк­
туру описания объекта (правополушарная функция отражения ве­
роятностной структуры среды). Подобный внутриличностный 

«сдвиг парадигмы» (Кови С, 1996), отход от привычных стереоти­
пов мышления и делает возможным выход из психологического ту­
пика. Так же, как в более широком смысле смена парадигмы приво­

дит к разрешению противоречий, сдвиг парадигмы на психологи­
ческом уровне обеспечивает снятие внутренних противоречий, 
разрешение внутрипсихических (сознательно-подсознательных) 

конфликтов, глубинную подсознательную перестройку, принося­
щую избавление от дисфункциональных паттернов, проблемных 

телесных состояний. 

Остранение, в первую очередь телесное - изменение восприя­

тия схемы тела, приближающее ее к детско-регрессионной - явля­
ется одним из первых этапов вхождения в ИСС. С помощью остра-

нения производится первый шаг по отходу от прежней парадигмы, 
а в дальнейшем осуществляется еще и

 отстранение

 или

 дистанци­

рование

 (термин А. Бека) от эмоций. Но дистанцирование не интел-

330 

Глава 5 


background image

лектуально-критическое, как в когнитивной психотерапии, а теле­
сно-диссоциативное, отстранение от телесного выражения эмоций. 

Подобное дистанцирование от эмоций является как основой психо­

коррекции при эмоциональных расстройствах, так и важным навы­
ком психологической саморегуляции, поскольку позволяет преодо­
леть эмоциональную вовлеченность, перейти от переживаний эмо­
ций к психокоррекционной трансформации связанных с ними 
образов. 

ТЕХНИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБРАЗАМИ 

С точки зрения академической психологии, образы служат важ­

нейшим инструментом психологической регуляции деятельности 
(Завалова Н.Д. и др., 1986). Уместно вспомнить, что в основе всей 
психической деятельности человека, по мнению авторов схемы 
ТОТЕ (Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К., 1965), лежат такие 
категории, как «образ» и «план». Здесь образ - емкий способ обра­
ботки и «сжатия» информации, на котором основано «архивиро­
вание» человеком своего жизненного опыта. Это не что иное, как 
правополушарный, невербальный способ представления информа­
ции. План - иерархическая система целей, лежащая в основе пла­
нирования человеком своей деятельности. По своей сути, как мо­
жет показаться на первый взгляд, план - это левополушарная кон­
струкция. Однако в основе его изначально лежит некоторая образная 
идея - как песчинка, попадающая в раковину моллюска, становит­
ся тем центром, той основой, на которой откладываются слои пер­
ламутра, постепенно образуя драгоценную жемчужину. А.Ф. Ермо-
шин (1999), прибегая к теологическому понятийному аппарату, 
представляет конструкцию психологической проблемы (дисфунк­

ционального паттерна) как соединение первоначального образного 
компонента - «прилога» и «накручивающихся» на него вторичных 
мысленных построений. Точно так же дезадаптивный, «заряжен­
ный» негативными эмоциями образ лежит в основе проблемного те­
лесного состояния. 

Поэтому значимость образных представлений с практической 

точки зрения, для психокоррекции и психологической саморегуля­

ции, самоочевидна и общеизвестна. Так, М. Оховен (1996) описал 
роль образов в психике человека следующим образом: «Подсозна­
ние «работает» с образами, и оно может эти образы «материализо-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 

331