Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15671

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

созидающей) визуализации (по Шакти Гавайи) она описывается как 

«передача положительной энергии» визуальному образу, то есть свя­

зывание его с определенным телесным ощущением (естественно, 
комфортным). Ассоциации дискретно-кинестетические представля­
ют собой телесно-ориентированные аффирмации или же словесные 
формулы саморегуляции, известные в методе аутогенной трениров­
ки (к примеру, «мои руки и ноги тяжелые и теплые...»). 

Аудиальные образы в психокоррекции чаще всего представ­

ляют голоса тех людей, с которыми связаны значимые для нас от­

ношения, либо звуковое сопровождение «мысленных фильмов», 

динамичных внутренних образов (обычно живущих в памяти обра­
зов-воспоминаний). Сопровождаясь эмоциональным откликом, 

включая неизбежные телесные проявления эмоций, образы ауди­
альные переходят в аудиально-кинестетические, особенно когда 
человек обращает внимание на то, где аудиальный образ или эхо 

этого образа «звучит» в его теле. 

При работе с визуальными образами учитывается функцио­

нальная асимметрия полушарий в ее пространственно-временном 
аспекте. Как известно, топографически каждое полушарие отвеча­
ет за ощущения и движения, связанные с противоположной поло­
виной тела (контралатерально). Также контралатерально, в сторо­
ну соответствующего полушария, осуществляется и движение глаз, 
связанное с активностью коркового центра взора (использующееся 
в НЛП и методе EMDR по Ф. Шапиро). Соответственно можно го­
ворить о полушарной принадлежности зрительно-пространствен­
ных образов. (Что касается слуховых мысленных представлений, 
то каждое полушарие отвечает за их локализацию в «своей», одно­
именной половине пространства, то есть ипсилатерально.) 

Учитывается также и «временная направленность» латера-

лизации полушарной активности. По данным Н.Н. Брагинои и 
Т.А. Доброхотовой (1988), во внутрипсихическом временном кон­
тинууме правое полушарие, более тесно связанное с процессами 
хранения информации в долговременной памяти, представляет 
прошлое, в то время как левое полушарие, специализирующееся 

на планировании, составлении программ будущих действий, - со­
ответственно будущее. (Имеется в виду типичный профиль по­
лушарной асимметрии для правшей; у левшей он может быть про­
тивоположным.) Отсюда, в частности, вытекает используемое в 
психокоррекции представление о психологической «линии вре-

Телесная психотерапия: сомато-центрировонные методы психокоррекции 

337 


background image

мени» (см. соответствующую технику в разделе практических 
упражнений), физиологически связанное с пространственно-вре­
менными представлениями и тем самым со схемой тела. 

В процессе психокоррекционной работы происходит перевод 

пространственной ориентации зрительных и слуховых образных 
представлений, связанных с психотравмирующей ситуацией и на­
сыщенных негативным эмоциональным содержанием, «из настоя­
щего и будущего в прошлое». Обычно (для правшей) этому соот­
ветствует перевод справа налево; для левшей (в том числе пере­
ученных) - соответственно противоположным образом. Тем самым 

достигается превращение их в индифферентные, эмоционально ней­

тральные воспоминания (метафора «прошлое должно оставаться в 
прошлом»). Что же касается мысленных представлений, проеци­
рующихся в будущее и имеющих тревожную или депрессивную 
окраску, то здесь их пространственная ориентация перемещается 
в противоположном направлении - «из прошлого в настоящее и бу­
дущее», то есть слева направо. Это и тревожное ожидание неудачи, 
которое делает приспособительную и поисковую активность неце­
ленаправленной, хаотической. Это и депрессивная безысходность 
и неверие в будущее, буквально парализующие адаптивную актив­
ность. 

в) Приоритетность

 кинестетических образов 

для

 психокоррекции 

В описываемых методах психокоррекции любая работа с обра­

зами (как говорилось выше), даже «чистыми» аудиальными или 
визуальными, если они вызывают эмоциональный отклик, через це­
почку визуально-кинестетических или аудиально-кинестетических 
ассоциаций приводит к телесным ощущениям, к формированию 
комплексных образов, в которых ведущую роль играет кинестети­
ческая модальность. Выбор именно кинестетического канала вос­

приятия в качестве основного для психокоррекционных процедур, 
приоритетность его использования для этой цели, на чем, собствен­
но, и основана телесно-ориентированная (и не только) психотера­
пия, не случаен. Мы уже упоминали о том, что кинестетическая мо­
дальность восприятия особенно важна для психокоррекции, так как 
именно здесь, в наших телесных ощущениях, наиболее явственно 
проявляются «сигналы подсознания». 

338 

Глава 5 


background image

В некоторых методах психокоррекции, напротив, приоритет 

отдается использованию образов, связанных с одной модальностью 
(по сравнению с «объемными», комплексными аудиально-визуаль-
но-кинестетическими образами можно приравнять их к «линейным» 
или «плоскостным»). Так, например, одним из базовых представле­
ний НЛП является утверждение о том, что люди различаются по 
сенсорным предпочтениям (Г. Алдер, 2002), то есть по предпочита­
емым модальностям восприятия. Поэтому психотерапевт должен 
подстраиваться к пациенту, используя для коммуникации в основ­
ном его ведущую модальность. Это в самом деле справедливо для 
краткосрочного подхода в психокоррекции, когда пациента и тера­
певта связывают всего лишь несколько сеансов или даже одна-един-
ственная «незабываемая» встреча. 

Метод Ретри, как и большинство методов телесной психокор­

рекции, строится на основе более постоянных, стабильных терапев­
тических отношений, в процессе которых каждый пациент должен 
НАУЧИТЬСЯ (с помощью психотерапевта) в равной степени 
пользоваться всеми системами репрезентации. Что же касается пси­
хотехнологий личностного роста, то здесь также вполне естествен­
но использовать самую реалистичную в плане саморегуляции и са­
мую эмоционально-насыщенную из модальностей - кинестетичес­
кую. Нужно подчеркнуть, что кинестетический образ изначально 
представляет собой не просто некоторый набор элементарных, са­
мостоятельных телесных ощущений, но совокупность ощущений, 
неразрывно связанных друг с другом. Именно их единство и созда­
ет главную характеристику образа - целостность, а также придает 
ему ряд дополнительных, системных свойств, отсутствующих у от­
дельных ощущений. Это в первую очередь некоторое смысловое 
содержание (принципиально доступное для сознательной интерпре­
тации), эмоциональное содержание, являющееся облигатным, как 
неотъемлемая образная характеристика, а также связь с другими 
модальностями восприятия, благодаря чему телесные ощущения и 
могут быть представлены в форме комплексного образа, включаю­

щего визуальные и аудиальные компоненты. 

Еще одним плюсом опоры именно на телесные ощущения в 

процессе психотерапии является то, что они гораздо более инертны 
и гораздо менее доступны для сознательных влияний, чем визуаль­
ные и аудиальные. И в процессе психокоррекционной работы с об­
разами не происходит смешивания произвольного и непроизволь-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 339 


background image

ного, сознательного и подсознательного компонентов. А это важно 
во-первых, потому, что предоставляет для проработки подсознатель­
ный материал в его первозданной свежести и чистоте, свободным 
от малозначащего псевдоинформационно-ассоциативного «мусора» 
от информационно-биографической избыточности и вносимых со­
знательной цензурой информационных «шумов», искажений и ил­
люзий. Во-вторых, четкое разделение сознательного и подсознатель­
ного материала создает основу для их последующей полноценной 
интеграции (вспомним известный исторический афоризм: «Преж­
де чем объединяться, надо размежеваться»). 

Кроме того, именно с кинестетическими ощущениями связан, 

если можно так выразиться, физиологически обоснованный крите­
рий истинности прорабатываемого подсознательного материала и 
динамики протекания психокоррекционного процесса. В его осно­
ве лежат нейрофизиологические особенности функционирования 
правого полушария, которые на личностном уровне проявляются 
как «детская» открытость и правдивость. Это хорошо известно так­
же практическим психологам. Так, по выражению Р. Хоффа (1996), 
«человек может лгать, но его тело не лжет никогда». 

г) Речевые компоненты психокоррекционных образов 

Используемые в психокоррекции образы - сложные, комплек­

сные. Их можно рассматривать как проекции многомерного образа 
мира (Леонтьев А.Н.), включающие помимо непосредственно-чув­
ственных компонент (зрительной, слуховой, телесно-чувственной 
составляющих) еще и пространственно-временные и содержатель­
но-смысловые измерения, скрепленные «магической» силой, в ка­
честве которой выступает психофизиологический феномен интег­
рации. Так формируются образы, которые являются инструментом 
саморегуляции, сознательной психологической регуляции деятель­

ности (Завалова Н.Д. и др., 1986). Еще Парацельс считал (цит. по 

Руткевич A.M., 1997), что «образ, производимый воображением... 

есть плоть нашей мысли, нашего желания» или «малый центр дей­
ствия». Это своего рода «центр силы», который, единожды возник­
нув, живет своей самостоятельной жизнью, уже независимо от по­
родившей его души (и создавая подчас проблемы и ей самой, и ее 
телесной оболочке). Вспомним известную фразу философа-класси­
ка: «Идея становится непосредственной силой, когда она овладева-

340 

Глава 5 


background image

ет массами». Применительно к целям психокоррекции можно ска­
зать, что идея становится непосредственной силой (силой психоло­
гической саморегуляции), когда она выражается в образной форме 
и когда этот образ органично, экологично вливается во внутреннее 
психологическое пространство человека. 

На самом же деле образ - это всего-навсего... «детская» карти­

на мира. Картина отчасти наивная и некритическая. По существу 
же, картина регрессионная, связанная с возвратом к детскому опы­
ту. Подобная психологическая картина мира свойственна ребенку 

до 3 лет или по крайней мере до 5 лет, пока формируется его само­
сознание, пока созревает в достаточной мере критическая, сознатель­

ная часть личности. 

Именно поэтому информация, заключенная в целостный об­

раз, так жадно «впитывается» психикой - как у ребенка, который с 
неуемным любопытством вбирает в себя все новое. И это же прида­
ет комплексному образу наряду с правополушарными характерис­
тиками интуитивного «схватывания» действительности - такими, 
как целостность (принцип гештальта), глубинное убеждение в ис­
тинности, эмоциональная насыщенность, - еще и столь необходи­
мый эффект «самоисполнения» (истинного левополушарного само­
программирования психики). Здесь левополушарное (словесно-
оформленное) содержание объединяется с правополушарным, 
образным представлением. И здесь для левополушарного сознания 
создается как бы «точка входа» в правополушарную реальность, в 
подсознательную сферу личности. 

Необходимо иметь в виду, что словесный компонент комплек­

сного образа соответствует так называемой детской речи. Это свя­
зано с тем, что в начальный период освоения речи, в двух-трехлет-
нем возрасте, пока еще роли между полушариями четко не распре­
делены, речевые функции представлены почти равноправно в обоих 
полушариях. В дальнейшем, когда развивается полушарная специ­
ализация (латерализация), левое, ведущее полушарие как бы моно­
полизирует функцию речи. Соответственно развитие речевых цен­
тров правого полушария приостанавливается и остается в дальней­
шем на протяжении всей последующей жизни на «детском» уровне. 

Именно поэтому правое полушарие понимает непосредственно об­
ращенную к нему «детскую» речь - короткие простые фразы. (Имен­
но подобным образом воздействуют на психику человека полити­
ческие лозунги и рекламные девизы-слоганы.) 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 341