Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16447
Скачиваний: 267
вывать»... Если вы предваряете ваши действия мысленными обра
зами, ваши представления сбываются! Представления [образные -
прим. наше]
создают действительность». В итоге, по емкому выра
жению М. Спаркса (1995), «образы управляют нашей жизнью», с
этой точки зрения психокоррекция (и саморегуляция) в целом пред
ставляется как «процесс вынесения своих внутренних образов во
внешний мир» (Уотсон Д.Л., 1990).
При этом, как подчеркивает Д.Л. Уотсон (1990), необходимым
условием для успешной работы с образами является «накачивание
воображения». Это значит, что образ необходимо удерживать в со
знании достаточно длительное время, чтобы переживание приоб
рело глубину (согласно теории естественных «циклов саморегуля
ции» Э. Росси, это время составляет не менее 20^минут). Именно
воображение лежит в основе саморегуляции или программирующего
воздействия образного мышления на психоэмоциональное состоя
ние человека. (Вспомним, что еще Э. Куэ определял самовнушение
как «влияние воображения на духовный и физический аспекты
человеческого бытия».) Именно таким образом, как подчеркивает
Р. Коуплан (2000), мы становимся способны использовать «ауто- и
гетеровнушения, преобразующиеся из образов правого полушария
в действия, подконтрольные левому».
а) Кинестетические образы
Прежде всего необходимо найти и интерпретировать специфи
ческий телесный образ, связанный с прорабатываемой проблемой.
И здесь еще раз необходимо сказать о телесно-образном представ
лении конкретных психологических проблем и отдельных психо
эмоциональных состояний. Ранее был подробно рассмотрен набор
типовых ощущений, связанных с определенными частями тела, с
телесно-эмоциональными «центрами» и имеющих символическое
значение («язык тела»). Разве этим еще не все сказано и разве мно
жество возможных кинестетических образов не исчерпывается опи
санным?
Да, конечно, все сказанное в отношении отдельных ощущений
справедливо, но с одним дополнением: в совокупности они состав
ляют целостный кинестетический образ. Каждая из составляющих
его черт по отдельности является обыденным телесным ощущени
ем. Однако их устойчивая последовательность, некоторый привыч-
332
Глава 5
ный набор телесных реакций является порой столь же индивиду
альным, как и отпечатки пальцев. (Наподобие использовавшейся
когда-то в криминалистике системы идентификации человека по
Бертильону. Отдельные признаки являются элементарными, но их
сочетание уникально.) Именно это сочетание создает целостность,
воспринимаемую правополушарными механизмами психики как
единый образ - гештальт, который и служит в дальнейшем «кван
том» психоэмоциональных состояний, единицей их описания.
Вспомним, как из обычного алфавита, из сравнительно не
большого множества букв составляется словесное разнообразие,
на много порядков превышающее их число, а из сочетания слов -
бескрайнее море информации, описанной средствами языка. Точ
но так же из алфавита привычных телесно-эмоциональных ощу
щений складываются слова эмоционального языка - гештальты,
которыми оперирует и высказывается подсознательная часть на
шего мозга.
Главный смысл работы с кинестетическим образом состоит в
том, чтобы провести его сознательную трансформацию в желаемом
направлении, для того чтобы он стал более гармоничным или по
крайней мере менее дискомфортным. В общем случае это означает
изменение отдельных характеристик образа по заданному алгорит
му (в терминах НЛП именуемое работой с субмодальностями). Так,
можно уменьшить или устранить телесный дискомфорт путем мыс
ленного перемещения ощущения, или с помощью направленного
дыхания, или комбинации того и другого (в традиционных систе
мах оздоровления устранение препятствий на пути протекания
«энергии»). Можно модифицировать телесный образ, погасить не
приятное ощущение с помощью условно-рефлекторной «сшибки»,
наложения ранее сформированных позитивных кинестетических
ощущений, инициируемых с помощью условных сигналов («яко
рей», «ключей»).
Работа с телесно-кинестетическими образами (кинестетичес
кими якорями и зонами соматизации) производится с учетом взаи
модействия процессов возбуждения в соматосенсорных зонах коры
на основе функциональной асимметрии полушарий. При выявле
нии разницы ощущений в симметричных участках тела проводит
ся: (а) на психологическом уровне - формирование якоря на сторо
не, противоположной участку соматизации, с последующим «вырав
ниванием» ощущений, либо (б) на физиологическом уровне -
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 3 3 3
непосредственное физическое воздействие (телесный контакт с па
циентом) как в зоне соматизации, так и в симметричных областях
тела.
Это аналогично используемым в рефлексотерапии эмпири
ческим правилам рефлекторного воздействия (Лувсан Г., 1986),
согласно которым используются сочетание рефлекторных зон на
верхней и нижней половине тела (правило «верх-низ», или «рука-
нога»); либо перекрестное воздействие - на руке с одной сторо
ны и на ноге с противоположной; либо сочетание двух зон, одна
из которых находится проксимальнее, а другая - дистальнее бо
лезненной области; либо сочетание зон на передней и задней по
верхности туловища, а также на внутренней и наружной стороне
конечностей; либо используется зона, располагающаяся в том же
сегменте спинномозговой иннервации, что и участок соматиза
ции, но максимально отдаленно от него по отношению к средней
линии тела.
При ручном контакте терапевта с телом пациента (проработка
«мышечных зажимов», зон соматизации) исключительно важным
моментом, обеспечивающим эффективность терапевтической рабо
ты, является плавная, волнообразная модуляция интенсивности
контакта (по площади контакта, по оказываемому на поверхность
тела давлению), синхронизированная с физиологической ритмикой
пациента. Это касается как его дыхания, что технически осуществить
легче всего (обычно интенсивность контакта целесообразно усили
вать на выдохе, при этом синхронизируя и собственное дыхание с
дыханием пациента), так и сердечного ритма (в кратном соотноше
нии: один цикл плавного изменения интенсивности контакта при
ходится на несколько ударов пульса). Вначале, на этапе создания
измененного состояния сознания, психотерапевт сознательно под
страивается под ритмику пациента (это помогает и ему самому пе
рейти в поверхностное ИСС). В дальнейшем же, когда произошло
их «двустороннее» сознательно-подсознательное взаимодействие -
совместное ИСС, подобная синхронизация поддерживается авто
матически, на подсознательном уровне. Этот синхронизм (в обыч
ном и расширительном - юнговском понимании) обеспечивает мак
симальное согласование функционального состояния психотерапев
та и пациента, их телесно-психологическую синхронизацию -
вегетативный резонанс или вегетативную идентификацию (по
В. Райху).
334
Глава 5
Если вспомнить о том, что измененное состояние сознания
представляет собой возрастную регрессию, становится очевидно, что
психотерапевт ведет в него пациента за руку, как ребенка - и в пе
реносном, и в прямом смысле. Одно из важных достоинств телесной
психокоррекции состоит в том, что прямой телесный контакт пси
хотерапевта и пациента облегчает их «сонастройку», совместное по
гружение в терапевтическое измененное состояние сознания. Он
также создает для пациента дополнительную поддержку, ассоции
руется для него с внешней опорой. Чаще всего это контакт рук, ко
торый на телесном уровне связан с детско-родительским перено
сом, ассоциируется с коммуникацией ребенка (пациента) и забот
ливого родителя (терапевта), которые держат друг друга за руки.
Это придает пациенту чувство безопасности и защищенности, по
могающей справиться с проработкой болезненного подсознатель
ного материала. (Элементы подобной техники используются и
в других психокоррекционных методах. Упомянем описания стан
дартной техники визуально-кинестетической диссоциации в НЛП,
когда прикосновение рук используется психотерапевтом в качестве
кинестетического якоря - проще говоря, он держит пациента за
РУКУ)
б) Аудиальные и визуальные образы
Кинестетический образ в телесной психокоррекции является
«стартовым» материалом для работы или, наоборот, обобщающим,
«финальным». Основное же содержание психокоррекционного про
цесса составляет переход от простых образов к интегративным. А
для этого необходим переход от одних модальностей образного пред
ставления (осознанных) к другим (первоначально неосознаваемым,
вытесняемым), то есть сдвиг восприятия, «переключение» его «ка
налов», по А. Минделлу. Именно в процессе этой трансформации
дисфункциональных образов сглаживается их прежняя дисгармо
ничность, устраняется сознательно-подсознательная неконгруэнт
ность и создаются условия для интеграции вытесненного подсозна
тельного материала с сознательной частью личности.
Каким образом это происходит? Более сложный по сравнению
с исходным, комплексный образ может быть создан намеренно, когда
к телесным ощущениям добавляются ассоциации. Это образы, ко
торые пациент создает в своем воображении после перехода в изме-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции
335
ненное состояние сознания, при представлении актуальной психо
логической проблемы. Образы, отражающие представление данной
проблемы с точки зрения подсознательной субличности, ее отно
шение к проблеме.
В первую очередь это зрительные ассоциации, когда создается
визуально-кинестетический образ. Например, абстрактные зритель
ные образы, символизирующие образы телесные, создаваемые с по
мощью направленного воображения как образное зрительное пред
ставление телесных ощущений. (Спонтанные абстрактные зритель
ные образы - символические, иносказательные - в психокоррекции
встречаются реже, это скорее сфера компетенции медитативных
практик.) А могут быть и вполне реалистичные «мысленные карти
ны», ожившие зрительные образы-воспоминания, привязанные к
определенному времени и конкретным обстоятельствам воспоми
нания психотравмирующих ситуаций (особенно при остром стрес
се или посттравматических стрессовых расстройствах). Или же зри
тельные образы значимых людей, будь то образы конкретные, «фо
тографические» или вневременные, когда реальный «портретный»
образ - например, образ себя (депрессия, заниженная самооценка)
или значимых близких, с которыми связан конфликт либо пережи
вание потери, - подвергается творческой доработке, подсознатель
ному «тюнингу».
Из аудиальных образов, естественно, наибольшее значение
имеют звуки речи, с одним дополнением: образное восприятие речи
внешней (экспрессивной, импрессивной) и внутренней различает
ся. В связи с этим, к примеру, в НЛП внутренняя, «свернутая» речь,
связанная с логическим мышлением, рассматривается в качестве
самостоятельной, так называемой «дискретной» модальности. С
данной точки зрения наиболее часто используемый в психокоррек
ции вариант комплексных образов может рассматриваться как дис
кретно-визуально-кинестетический (ДВК). Для формирования
ДВК-образов могут использоваться дискретно-кинестетические и
визуально-кинестетические ассоциации.
Визуально-кинестетическая ассоциация косвенно использует
ся в разнообразных методах психокоррекции (сошлемся, в частно
сти, на метод символдрамы или кататимного переживания образов
по X. Лейнеру). В явном же виде она является основным инстру
ментом известных методик направленного воображения (guided
imagination) или визуализации. В модификации творческой (или
336
Глава
5