Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16447

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

вывать»... Если вы предваряете ваши действия мысленными обра­
зами, ваши представления сбываются! Представления [образные -

прим. наше]

 создают действительность». В итоге, по емкому выра­

жению М. Спаркса (1995), «образы управляют нашей жизнью», с 
этой точки зрения психокоррекция (и саморегуляция) в целом пред­
ставляется как «процесс вынесения своих внутренних образов во 
внешний мир» (Уотсон Д.Л., 1990). 

При этом, как подчеркивает Д.Л. Уотсон (1990), необходимым 

условием для успешной работы с образами является «накачивание 

воображения». Это значит, что образ необходимо удерживать в со­
знании достаточно длительное время, чтобы переживание приоб­
рело глубину (согласно теории естественных «циклов саморегуля­
ции» Э. Росси, это время составляет не менее 20^минут). Именно 
воображение лежит в основе саморегуляции или программирующего 
воздействия образного мышления на психоэмоциональное состоя­
ние человека. (Вспомним, что еще Э. Куэ определял самовнушение 
как «влияние воображения на духовный и физический аспекты 
человеческого бытия».) Именно таким образом, как подчеркивает 
Р. Коуплан (2000), мы становимся способны использовать «ауто- и 
гетеровнушения, преобразующиеся из образов правого полушария 
в действия, подконтрольные левому». 

а) Кинестетические образы 

Прежде всего необходимо найти и интерпретировать специфи­

ческий телесный образ, связанный с прорабатываемой проблемой. 

И здесь еще раз необходимо сказать о телесно-образном представ­

лении конкретных психологических проблем и отдельных психо­
эмоциональных состояний. Ранее был подробно рассмотрен набор 
типовых ощущений, связанных с определенными частями тела, с 
телесно-эмоциональными «центрами» и имеющих символическое 

значение («язык тела»). Разве этим еще не все сказано и разве мно­
жество возможных кинестетических образов не исчерпывается опи­
санным? 

Да, конечно, все сказанное в отношении отдельных ощущений 

справедливо, но с одним дополнением: в совокупности они состав­
ляют целостный кинестетический образ. Каждая из составляющих 
его черт по отдельности является обыденным телесным ощущени­
ем. Однако их устойчивая последовательность, некоторый привыч-

332 

Глава 5 


background image

ный набор телесных реакций является порой столь же индивиду­
альным, как и отпечатки пальцев. (Наподобие использовавшейся 
когда-то в криминалистике системы идентификации человека по 
Бертильону. Отдельные признаки являются элементарными, но их 
сочетание уникально.) Именно это сочетание создает целостность, 
воспринимаемую правополушарными механизмами психики как 
единый образ - гештальт, который и служит в дальнейшем «кван­

том» психоэмоциональных состояний, единицей их описания. 

Вспомним, как из обычного алфавита, из сравнительно не­

большого множества букв составляется словесное разнообразие, 
на много порядков превышающее их число, а из сочетания слов -
бескрайнее море информации, описанной средствами языка. Точ­
но так же из алфавита привычных телесно-эмоциональных ощу­
щений складываются слова эмоционального языка - гештальты, 
которыми оперирует и высказывается подсознательная часть на­
шего мозга. 

Главный смысл работы с кинестетическим образом состоит в 

том, чтобы провести его сознательную трансформацию в желаемом 
направлении, для того чтобы он стал более гармоничным или по 
крайней мере менее дискомфортным. В общем случае это означает 
изменение отдельных характеристик образа по заданному алгорит­
му (в терминах НЛП именуемое работой с субмодальностями). Так, 
можно уменьшить или устранить телесный дискомфорт путем мыс­
ленного перемещения ощущения, или с помощью направленного 
дыхания, или комбинации того и другого (в традиционных систе­
мах оздоровления устранение препятствий на пути протекания 

«энергии»). Можно модифицировать телесный образ, погасить не­
приятное ощущение с помощью условно-рефлекторной «сшибки», 

наложения ранее сформированных позитивных кинестетических 
ощущений, инициируемых с помощью условных сигналов («яко­
рей», «ключей»). 

Работа с телесно-кинестетическими образами (кинестетичес­

кими якорями и зонами соматизации) производится с учетом взаи­
модействия процессов возбуждения в соматосенсорных зонах коры 
на основе функциональной асимметрии полушарий. При выявле­
нии разницы ощущений в симметричных участках тела проводит­
ся: (а) на психологическом уровне - формирование якоря на сторо­
не, противоположной участку соматизации, с последующим «вырав­
ниванием» ощущений, либо (б) на физиологическом уровне -

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции  3 3 3 


background image

непосредственное физическое воздействие (телесный контакт с па­
циентом) как в зоне соматизации, так и в симметричных областях 
тела. 

Это аналогично используемым в рефлексотерапии эмпири­

ческим правилам рефлекторного воздействия (Лувсан Г., 1986), 
согласно которым используются сочетание рефлекторных зон на 
верхней и нижней половине тела (правило «верх-низ», или «рука-
нога»); либо перекрестное воздействие - на руке с одной сторо­
ны и на ноге с противоположной; либо сочетание двух зон, одна 
из которых находится проксимальнее, а другая - дистальнее бо­

лезненной области; либо сочетание зон на передней и задней по­
верхности туловища, а также на внутренней и наружной стороне 
конечностей; либо используется зона, располагающаяся в том же 

сегменте спинномозговой иннервации, что и участок соматиза­
ции, но максимально отдаленно от него по отношению к средней 

линии тела. 

При ручном контакте терапевта с телом пациента (проработка 

«мышечных зажимов», зон соматизации) исключительно важным 

моментом, обеспечивающим эффективность терапевтической рабо­
ты, является плавная, волнообразная модуляция интенсивности 

контакта (по площади контакта, по оказываемому на поверхность 
тела давлению), синхронизированная с физиологической ритмикой 
пациента. Это касается как его дыхания, что технически осуществить 

легче всего (обычно интенсивность контакта целесообразно усили­

вать на выдохе, при этом синхронизируя и собственное дыхание с 

дыханием пациента), так и сердечного ритма (в кратном соотноше­

нии: один цикл плавного изменения интенсивности контакта при­
ходится на несколько ударов пульса). Вначале, на этапе создания 
измененного состояния сознания, психотерапевт сознательно под­
страивается под ритмику пациента (это помогает и ему самому пе­
рейти в поверхностное ИСС). В дальнейшем же, когда произошло 
их «двустороннее» сознательно-подсознательное взаимодействие -
совместное ИСС, подобная синхронизация поддерживается авто­
матически, на подсознательном уровне. Этот синхронизм (в обыч­
ном и расширительном - юнговском понимании) обеспечивает мак­
симальное согласование функционального состояния психотерапев­
та и пациента, их телесно-психологическую синхронизацию -
вегетативный резонанс или вегетативную идентификацию (по 

В. Райху). 

334 

Глава 5 


background image

Если вспомнить о том, что измененное состояние сознания 

представляет собой возрастную регрессию, становится очевидно, что 
психотерапевт ведет в него пациента за руку, как ребенка - и в пе­
реносном, и в прямом смысле. Одно из важных достоинств телесной 
психокоррекции состоит в том, что прямой телесный контакт пси­
хотерапевта и пациента облегчает их «сонастройку», совместное по­
гружение в терапевтическое измененное состояние сознания. Он 
также создает для пациента дополнительную поддержку, ассоции­
руется для него с внешней опорой. Чаще всего это контакт рук, ко­

торый на телесном уровне связан с детско-родительским перено­
сом, ассоциируется с коммуникацией ребенка (пациента) и забот­
ливого родителя (терапевта), которые держат друг друга за руки. 

Это придает пациенту чувство безопасности и защищенности, по­
могающей справиться с проработкой болезненного подсознатель­
ного материала. (Элементы подобной техники используются и 
в других психокоррекционных методах. Упомянем описания стан­

дартной техники визуально-кинестетической диссоциации в НЛП, 

когда прикосновение рук используется психотерапевтом в качестве 
кинестетического якоря - проще говоря, он держит пациента за 
РУКУ) 

б) Аудиальные и визуальные образы 

Кинестетический образ в телесной психокоррекции является 

«стартовым» материалом для работы или, наоборот, обобщающим, 
«финальным». Основное же содержание психокоррекционного про­
цесса составляет переход от простых образов к интегративным. А 

для этого необходим переход от одних модальностей образного пред­
ставления (осознанных) к другим (первоначально неосознаваемым, 
вытесняемым), то есть сдвиг восприятия, «переключение» его «ка­

налов», по А. Минделлу. Именно в процессе этой трансформации 
дисфункциональных образов сглаживается их прежняя дисгармо­
ничность, устраняется сознательно-подсознательная неконгруэнт­
ность и создаются условия для интеграции вытесненного подсозна­
тельного материала с сознательной частью личности. 

Каким образом это происходит? Более сложный по сравнению 

с исходным, комплексный образ может быть создан намеренно, когда 
к телесным ощущениям добавляются ассоциации. Это образы, ко­
торые пациент создает в своем воображении после перехода в изме-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 

335 


background image

ненное состояние сознания, при представлении актуальной психо­

логической проблемы. Образы, отражающие представление данной 

проблемы с точки зрения подсознательной субличности, ее отно­
шение к проблеме. 

В первую очередь это зрительные ассоциации, когда создается 

визуально-кинестетический образ. Например, абстрактные зритель­
ные образы, символизирующие образы телесные, создаваемые с по­
мощью направленного воображения как образное зрительное пред­

ставление телесных ощущений. (Спонтанные абстрактные зритель­
ные образы - символические, иносказательные - в психокоррекции 
встречаются реже, это скорее сфера компетенции медитативных 
практик.) А могут быть и вполне реалистичные «мысленные карти­
ны», ожившие зрительные образы-воспоминания, привязанные к 
определенному времени и конкретным обстоятельствам воспоми­
нания психотравмирующих ситуаций (особенно при остром стрес­
се или посттравматических стрессовых расстройствах). Или же зри­
тельные образы значимых людей, будь то образы конкретные, «фо­
тографические» или вневременные, когда реальный «портретный» 
образ - например, образ себя (депрессия, заниженная самооценка) 
или значимых близких, с которыми связан конфликт либо пережи­
вание потери, - подвергается творческой доработке, подсознатель­
ному «тюнингу». 

Из аудиальных образов, естественно, наибольшее значение 

имеют звуки речи, с одним дополнением: образное восприятие речи 
внешней (экспрессивной, импрессивной) и внутренней различает­
ся. В связи с этим, к примеру, в НЛП внутренняя, «свернутая» речь, 
связанная с логическим мышлением, рассматривается в качестве 
самостоятельной, так называемой «дискретной» модальности. С 
данной точки зрения наиболее часто используемый в психокоррек­
ции вариант комплексных образов может рассматриваться как дис­
кретно-визуально-кинестетический (ДВК). Для формирования 
ДВК-образов могут использоваться дискретно-кинестетические и 
визуально-кинестетические ассоциации. 

Визуально-кинестетическая ассоциация косвенно использует­

ся в разнообразных методах психокоррекции (сошлемся, в частно­
сти, на метод символдрамы или кататимного переживания образов 
по X. Лейнеру). В явном же виде она является основным инстру­
ментом известных методик направленного воображения (guided 
imagination) или визуализации. В модификации творческой (или 

336 

Глава

 5