Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16444
Скачиваний: 267
Отсюда становится очевидным, что информация, выраженная
словами, приобретает психокоррекционное воздействие, когда она
вплетается в образную ткань психологической реальности. Для этого
она должна соответствовать следующим требованиям:
◊ выражаться короткой, грамматически простой фразой;
◊ иметь емкую и образно-метафорическую формулировку;
◊ соответствовать особенностям детского мышления («детская
логика»).
Кроме того, она должна падать на подготовленную для образ
ного восприятия почву, то есть сопровождать невербальную, конк-
ретно-чувственую образную информацию, как бы вливаться в це
лостный, наглядный образ. При соблюдении этих условий и дости
гается психокоррекционный эффект, в основе которого лежит не
простое логическое переубеждение, а целостное, образное представ
ление информации.
ОБРАЗНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
В то же время образность как наиболее действенный способ
представления информации имеет и обратную сторону, становясь
механизмом формирования психологических проблем. Еще Пара-
цельсу было известно, что именно образное воображение вызывает
многие телесные (психосоматические) заболевания. Как следует из
нашего предшествующего изложения, то же самое справедливо и
для собственно психологических проблем. Каковы же те конкрет
ные механизмы, создающие негативное влияние образности на пси
хику человека?
Во-первых, это внутреннее расщепление, рассогласование,
взаимное непонимание сознательно-левополушарной и подсозна-
тельно-правополушарной частей личности. Опыт практической
психокоррекционной работы позволяет предположить, что наш
«бессознательный» мозг - правое полушарие и неречевые зоны
левого полушария - постоянно продуцируют образы, предназна
ченные для коммуникации с сознанием. Можно привести типич
ное признание пациента: «Как только закрою глаза, мои страхи тут
же встают передо мной в виде ярких картинок, возникающих по-
342 Глава 5
мимо моего желания». Однако в обыденном состоянии сознания
такой коммуникации не происходит: невербальные послания на
шего подсознания просто не осознаются. Точнее, не попадают в
сферу осознавания, что и было эмпирически обнаружено и описа
но в виде так называемых психологических защит - таких, как
вытеснение ( 3 . Фрейд), предвосприятие (К. Роджерс) или пер
цептивная защита (Зейгарник Б.В., 1985). Эти сознательно-опо
средованные способы психологической защиты, управляемые ле-
вополушарными механизмами психики, призванные ограждать
сознание от информации, неприемлемой по мнению нашей внут
ренней цензуры, приводят к своего рода изоляции «сознательных»
областей коры - левого полушария - от остальных. Физиологи
чески они вызывают функциональное разобщение лобной коры
левого полушария и остальных областей коры. Высокая степень
такого разобщения продемонстрирована, в частности, при депрес
сиях (Стрелец В.Б., 1990). По-видимому, подобное же разобще
ние на межполушарном уровне лежит в основе алекситимии.
Такой механизм психологической защиты вступает в проти
воречие с тем, что отвергаемая сознательными механизмами про
дукция подсознания (невербальная - образы, создаваемые проек
ционными зонами коры, или вербальная - «автоматические мыс
ли», по А. Беку, связанные с активностью лобной коры правого
полушария, где речевые центры представлены на примитивном,
«детском» уровне), изначально имеет защитно-адаптивное значе
ние. На этом уровне внутрипсихический конфликт проявляется в
том, что два способа психологической защиты - левополушарный и
правополушарный - по сути, противостоят друг другу. Это проти
воречие и необходимо разрешить путем диалога с отдельными струк
турами подсознания (субличностями) - диалога, который ведется
преимущественно на языке телесных ощущений.
Еще один парадокс образности состоит в том, что она усилива
ет негативное воздействие дезадаптивных убеждений. Деструктив
ное воздействие психологических проблем на душевное состояние
человека, на его адаптацию во многом связано именно с тем, что со
ставляющие их основу негативные представления также выража
ются в образно-символической форме. При анализе подобных пред
ставлений обнаруживается их нелогичность, оторванность от дей
ствительности - они основываются не на взвешенном обобщении
реальных фактов, а на их односторонней, произвольной и потому
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 3 4 3
искаженной интерпретации. Например, депрессивная реакция че
ловека на когнитивном уровне проявляется в том, что он осознает
(воспринимает, запоминает и репродуцирует) преимущественно
негативные фрагменты опыта и игнорирует позитивные, даже если
позитивные события происходят заметно чаще негативных. Это со
ответствует описанным ранее моделям когнитивных нарушений по
А. Эллису, А. Беку (см. раздел «Когнитивные механизмы формиро
вания психологических проблем»), с одним существенным допол
нением: сама по себе иррациональность тех или иных убеждений
является безусловно необходимым, но еще не достаточным услови
ем их дезадаптивности или деструктивности.
Как правило, в основе описанных негативных образов, а также
иррационально-деструктивных и дезадаптивных установок лежит
ранне-детский травматичный опыт. По сути, неадаптивность этих
убеждений и связана именно с тем, что ребенок воспринимает сло
ва взрослых и их поведение буквально, а не в переносном смысле.
То же самое происходит с человеком в зрелом возрасте, когда не
адаптивное убеждение является результатом пережитой ситуации
острого стресса с ярко выраженной регрессией, с возвратом к детс
ким механизмам психики. Именно поэтому в методе Ретри особое
внимание уделяется регрессионной работе, то есть созданию пси-
хокоррекционных измененных состояний сознания на основе фи
зиологической возрастной регрессии. Вначале это происходит с по
мощью психотерапевта, затем пациент обучается входить в нужные
состояния самостоятельно.
Нужно подчеркнуть такой практически значимый для психо
коррекции аспект образности, как вера. Ведь именно образные, пра-
вополушарные механизмы психики создают у человека чувство веры
(образно говоря, и надежда, и любовь также имеют преимуществен
но правополушарную «прописку»). Применительно к саморегуля
ции и личностному росту это в первую очередь ощущение (в бук
вальном смысле, то есть кинестетический образ) веры в себя, в свои
силы и возможности. В самом деле, с левополушарными психичес
кими процессами может быть связана убежденность человека в соб
ственной правоте, основанная на логической непротиворечивости
приведенных доказательств. В таком случае его мнение порой мо
жет радикально измениться в считанные мгновения. На этом, соб
ственно, и основывается так называемая рациональная психотера
пия, рецепт которой внешне прост: пациент может быть переубеж-
344 Глава 5
ден логическим путем при появлении новых аргументов, ранее ему
неизвестных или упущенных им при анализе проблемы. Но есть у
подобного подхода и оборотная сторона: столкновение с реальной
жизнью приносит новые факты, новые логические аргументы «за»
и «против», благодаря которым человек вновь меняет свое мнение...
и тогда эффект психотерапии может оказаться кратковременным.
С правополушарными же психическими процессами ассоции
руется глубинно-интуитивная убежденность в истинности получен
ной информации. Это непоколебимая и неопровержимая уверен
ность, принимаемая как данность, она не подлежит сомнению и не
нуждается в дополнительных доказательствах. Поэтому стойкий
результат психокоррекции и достигается именно тогда, когда в про
цессе личностной трансформации удается в чем-либо «убедить» пра
вое полушарие.
Для иллюстрации еще одного аспекта психокоррекционной
роли образов можно сослаться на опыт НЛП, в котором уделяется
большое внимание формулировке «хорошо сформированного ре
зультата» (то есть построению его описания), включающей не только
логическое, но и образное представление в различных модальнос
тях. Это исключительно важно для обеспечения действительного
результата психокоррекции, который достигается именно тогда,
когда искомая цель выражается в конкретно-образной форме. В оте
чественной психологической науке разработаны фундаментальные
основания подобного образного представления психокоррекцион-
ного результата, с помощью которого как бы «сжимается» психоло
гическое время и будущее становится настоящим. Они описаны как
модели «потребного будущего» (Н.А. Бернштейн) и «опережающе
го отражения действительности» (П.К. Анохин).
С этой точки зрения «хорошо сформированный» психокоррек-
ционный результат или спецификация ожидаемого результата (Мо
ховиков А.Н., 1999) - это определенная идея, которая:
1) представляет собой позитивную и практически достижимую
цель, сформулированную максимально конкретно и сопровож
дающуюся четкими критериями ее достижения;
2) представляется приемлемой как для сознания, так и для под
сознания, и тем самым служит разрешению внутреннего кон
фликта между ними и снятию препятствий для личностного
роста;
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 345
3) для сознательного восприятия она выражена в понятной фор
ме, при этом для сознания она является целесообразной, зна
чимой и логически непротиворечивой;
4) для подсознательного восприятия выражена в доступной и
привлекательной форме - наглядно-образной, которая дол
жна включать различные модальности - как зрительную, так
и кинестетическую, - представляя собой как бы «якорь буду
щего».
На языке метафоры мы утверждаем, что пациент может исполь
зовать этот «якорь» для того, чтобы,)«зацепившись» за образ жела
емого будущего, приближать это будущее к себе, как бы подтяги
ваться к нему. С точки зрения физиологии, подобный позитивный
образ, используемый для саморегуляции, запускает так называемый
«рефлекс цели», по И.П. Павлову. В методе Ретри позитивный об
раз будущего или «хорошо сформированный результат» связыва
ется с интегральным кинестетическим «ключом» - ощущениями в
кистях рук.
УПРОЩЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ТИПОВЫЕ АФФИРМАЦИИ
При достижении регрессионных состояний, необходимых для
саморегуляции (самопрограммирования, самосовершенствования)
в дальнейшем применяются традиционные (и отчасти типизован
ные) формулы суггестии/самовнушения и саморегуляции психо
эмоционального состояния (аффирмации).
Например, в работе с такими проблемами, как повышенная
тревожность и заниженная самооценка, самообвинение и склонность
к депрессии, используются метафоры жизненного смысла:
«буду
щее должно быть свободно от груза прошлых проблем»,
или, обра
щаясь к классике,
«будущее светло и прекрасно»;
а также метафоры
смысла как деятельности:
«главное - моя семья...»
(или:
«моя рабо
та...», «дело всей моей жизни...»)
и смысла как ответственности
(«я
в ответе за...»
или
«от меня зависит...»).
Для людей пожилого воз
раста -
«жизнь прожита не зря»
(«смысл в прошлом» по В. Франк-
лу), в работе с «молодежными» проблемами - также метафора прой
денного жизненного пути
(«детство закончилось»)
или метафора
будущего
(«все впереди»).
Для людей, перенесших боль невоспол
нимой утраты (потеря близких) - метафоры позитивной жизнен-
346
Глава 5