Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16444

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Отсюда становится очевидным, что информация, выраженная 

словами, приобретает психокоррекционное воздействие, когда она 
вплетается в образную ткань психологической реальности. Для этого 
она должна соответствовать следующим требованиям: 

◊ выражаться короткой, грамматически простой фразой; 
◊ иметь емкую и образно-метафорическую формулировку; 
◊ соответствовать особенностям детского мышления («детская 

логика»). 

Кроме того, она должна падать на подготовленную для образ­

ного восприятия почву, то есть сопровождать невербальную, конк-
ретно-чувственую образную информацию, как бы вливаться в це­
лостный, наглядный образ. При соблюдении этих условий и дости­
гается психокоррекционный эффект, в основе которого лежит не 
простое логическое переубеждение, а целостное, образное представ­
ление информации. 

ОБРАЗНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 

В то же время образность как наиболее действенный способ 

представления информации имеет и обратную сторону, становясь 
механизмом формирования психологических проблем. Еще Пара-
цельсу было известно, что именно образное воображение вызывает 
многие телесные (психосоматические) заболевания. Как следует из 
нашего предшествующего изложения, то же самое справедливо и 
для собственно психологических проблем. Каковы же те конкрет­
ные механизмы, создающие негативное влияние образности на пси­
хику человека? 

Во-первых, это внутреннее расщепление, рассогласование, 

взаимное непонимание сознательно-левополушарной и подсозна-
тельно-правополушарной частей личности. Опыт практической 
психокоррекционной работы позволяет предположить, что наш 

«бессознательный» мозг - правое полушарие и неречевые зоны 

левого полушария - постоянно продуцируют образы, предназна­
ченные для коммуникации с сознанием. Можно привести типич­

ное признание пациента: «Как только закрою глаза, мои страхи тут 
же встают передо мной в виде ярких картинок, возникающих по-

342 Глава 5 


background image

мимо моего желания». Однако в обыденном состоянии сознания 
такой коммуникации не происходит: невербальные послания на­
шего подсознания просто не осознаются. Точнее, не попадают в 
сферу осознавания, что и было эмпирически обнаружено и описа­
но в виде так называемых психологических защит - таких, как 
вытеснение  ( 3 . Фрейд), предвосприятие (К. Роджерс) или пер­
цептивная защита (Зейгарник Б.В., 1985). Эти сознательно-опо­

средованные способы психологической защиты, управляемые ле-
вополушарными механизмами психики, призванные ограждать 
сознание от информации, неприемлемой по мнению нашей внут­
ренней цензуры, приводят к своего рода изоляции «сознательных» 
областей коры - левого полушария - от остальных. Физиологи­
чески они вызывают функциональное разобщение лобной коры 

левого полушария и остальных областей коры. Высокая степень 
такого разобщения продемонстрирована, в частности, при депрес­
сиях (Стрелец В.Б., 1990). По-видимому, подобное же разобще­
ние на межполушарном уровне лежит в основе алекситимии. 

Такой механизм психологической защиты вступает в проти­

воречие с тем, что отвергаемая сознательными механизмами про­
дукция подсознания (невербальная - образы, создаваемые проек­
ционными зонами коры, или вербальная - «автоматические мыс­
ли», по А. Беку, связанные с активностью лобной коры правого 
полушария, где речевые центры представлены на примитивном, 

«детском» уровне), изначально имеет защитно-адаптивное значе­
ние. На этом уровне внутрипсихический конфликт проявляется в 

том, что два способа психологической защиты - левополушарный и 
правополушарный - по сути, противостоят друг другу. Это проти­
воречие и необходимо разрешить путем диалога с отдельными струк­
турами подсознания (субличностями) - диалога, который ведется 
преимущественно на языке телесных ощущений. 

Еще один парадокс образности состоит в том, что она усилива­

ет негативное воздействие дезадаптивных убеждений. Деструктив­
ное воздействие психологических проблем на душевное состояние 
человека, на его адаптацию во многом связано именно с тем, что со­
ставляющие их основу негативные представления также выража­
ются в образно-символической форме. При анализе подобных пред­
ставлений обнаруживается их нелогичность, оторванность от дей­
ствительности - они основываются не на взвешенном обобщении 
реальных фактов, а на их односторонней, произвольной и потому 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции  3 4 3 


background image

искаженной интерпретации. Например, депрессивная реакция че­
ловека на когнитивном уровне проявляется в том, что он осознает 
(воспринимает, запоминает и репродуцирует) преимущественно 
негативные фрагменты опыта и игнорирует позитивные, даже если 
позитивные события происходят заметно чаще негативных. Это со­
ответствует описанным ранее моделям когнитивных нарушений по 
А. Эллису, А. Беку (см. раздел «Когнитивные механизмы формиро­
вания психологических проблем»), с одним существенным допол­
нением: сама по себе иррациональность тех или иных убеждений 

является безусловно необходимым, но еще не достаточным услови­
ем их дезадаптивности или деструктивности. 

Как правило, в основе описанных негативных образов, а также 

иррационально-деструктивных и дезадаптивных установок лежит 
ранне-детский травматичный опыт. По сути, неадаптивность этих 
убеждений и связана именно с тем, что ребенок воспринимает сло­
ва взрослых и их поведение буквально, а не в переносном смысле. 
То же самое происходит с человеком в зрелом возрасте, когда не­
адаптивное убеждение является результатом пережитой ситуации 
острого стресса с ярко выраженной регрессией, с возвратом к детс­
ким механизмам психики. Именно поэтому в методе Ретри особое 
внимание уделяется регрессионной работе, то есть созданию пси-
хокоррекционных измененных состояний сознания на основе фи­
зиологической возрастной регрессии. Вначале это происходит с по­
мощью психотерапевта, затем пациент обучается входить в нужные 
состояния самостоятельно. 

Нужно подчеркнуть такой практически значимый для психо­

коррекции аспект образности, как вера. Ведь именно образные, пра-
вополушарные механизмы психики создают у человека чувство веры 
(образно говоря, и надежда, и любовь также имеют преимуществен­
но правополушарную «прописку»). Применительно к саморегуля­
ции и личностному росту это в первую очередь ощущение (в бук­
вальном смысле, то есть кинестетический образ) веры в себя, в свои 
силы и возможности. В самом деле, с левополушарными психичес­
кими процессами может быть связана убежденность человека в соб­
ственной правоте, основанная на логической непротиворечивости 
приведенных доказательств. В таком случае его мнение порой мо­
жет радикально измениться в считанные мгновения. На этом, соб­
ственно, и основывается так называемая рациональная психотера­
пия, рецепт которой внешне прост: пациент может быть переубеж-

344 Глава 5 


background image

ден логическим путем при появлении новых аргументов, ранее ему 
неизвестных или упущенных им при анализе проблемы. Но есть у 
подобного подхода и оборотная сторона: столкновение с реальной 
жизнью приносит новые факты, новые логические аргументы «за» 
и «против», благодаря которым человек вновь меняет свое мнение... 
и тогда эффект психотерапии может оказаться кратковременным. 

С правополушарными же психическими процессами ассоции­

руется глубинно-интуитивная убежденность в истинности получен­
ной информации. Это непоколебимая и неопровержимая уверен­
ность, принимаемая как данность, она не подлежит сомнению и не 
нуждается в дополнительных доказательствах. Поэтому стойкий 
результат психокоррекции и достигается именно тогда, когда в про­
цессе личностной трансформации удается в чем-либо «убедить» пра­
вое полушарие. 

Для иллюстрации еще одного аспекта психокоррекционной 

роли образов можно сослаться на опыт НЛП, в котором уделяется 
большое внимание формулировке «хорошо сформированного ре­
зультата» (то есть построению его описания), включающей не только 

логическое, но и образное представление в различных модальнос­
тях. Это исключительно важно для обеспечения действительного 
результата психокоррекции, который достигается именно тогда, 

когда искомая цель выражается в конкретно-образной форме. В оте­
чественной психологической науке разработаны фундаментальные 
основания подобного образного представления психокоррекцион-
ного результата, с помощью которого как бы «сжимается» психоло­
гическое время и будущее становится настоящим. Они описаны как 
модели «потребного будущего» (Н.А. Бернштейн) и «опережающе­
го отражения действительности» (П.К. Анохин). 

С этой точки зрения «хорошо сформированный» психокоррек-

ционный результат или спецификация ожидаемого результата (Мо­
ховиков А.Н., 1999) - это определенная идея, которая: 

1) представляет собой позитивную и практически достижимую 

цель, сформулированную максимально конкретно и сопровож­
дающуюся четкими критериями ее достижения; 

2) представляется приемлемой как для сознания, так и для под­

сознания, и тем самым служит разрешению внутреннего кон­
фликта между ними и снятию препятствий для личностного 
роста; 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 345 


background image

3) для сознательного восприятия она выражена в понятной фор­

ме, при этом для сознания она является целесообразной, зна­
чимой и логически непротиворечивой; 

4) для подсознательного восприятия выражена в доступной и 

привлекательной форме - наглядно-образной, которая дол­
жна включать различные модальности - как зрительную, так 
и кинестетическую, - представляя собой как бы «якорь буду­
щего». 

На языке метафоры мы утверждаем, что пациент может исполь­

зовать этот «якорь» для того, чтобы,)«зацепившись» за образ жела­
емого будущего, приближать это будущее к себе, как бы подтяги­
ваться к нему. С точки зрения физиологии, подобный позитивный 
образ, используемый для саморегуляции, запускает так называемый 

«рефлекс цели», по И.П. Павлову. В методе Ретри позитивный об­

раз будущего или «хорошо сформированный результат» связыва­
ется с интегральным кинестетическим «ключом» - ощущениями в 
кистях рук. 

УПРОЩЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ТИПОВЫЕ АФФИРМАЦИИ 

При достижении регрессионных состояний, необходимых для 

саморегуляции (самопрограммирования, самосовершенствования) 
в дальнейшем применяются традиционные (и отчасти типизован­
ные) формулы суггестии/самовнушения и саморегуляции психо­
эмоционального состояния (аффирмации). 

Например, в работе с такими проблемами, как повышенная 

тревожность и заниженная самооценка, самообвинение и склонность 
к депрессии, используются метафоры жизненного смысла:

 «буду­

щее должно быть свободно от груза прошлых проблем»,

 или, обра­

щаясь к классике,

 «будущее светло и прекрасно»;

 а также метафоры 

смысла как деятельности:

 «главное - моя семья...»

 (или:

 «моя рабо­

та...», «дело всей моей жизни...»)

 и смысла как ответственности

 («я 

в ответе за...»

 или

 «от меня зависит...»).

 Для людей пожилого воз­

раста -

 «жизнь прожита не зря»

 («смысл в прошлом» по В. Франк-

лу), в работе с «молодежными» проблемами - также метафора прой­
денного жизненного пути

 («детство закончилось»)

 или метафора 

будущего

 («все впереди»).

 Для людей, перенесших боль невоспол­

нимой утраты (потеря близких) - метафоры позитивной жизнен-

346 

Глава 5