Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16445
Скачиваний: 267
ной перспективы:
«жизнь продолжается»
или
«начать жизнь зано
во»;
для испытавших затяжной стресс, связанный с обстоятельства
ми, оставшимися уже в прошлом (особенно при посттравматичес
ком стрессовом синдроме) - метафора чередования в жизни «тем
ных полос» и «светлых полос»
(«прошлое осталось в прошлом»,
«теперь начинается светлая полоса»).
Еще одним важным аспектом проработки психологических
проблем является их упрощение. В отношении работы с более ши
роким кругом психологических проблем мы уже упоминали ряд
вариантов их диагностической трансформации - приведение про
блемы с точки зрения внутренней структуры и связи к юнговскому
типологическому базису, а затем сравнение с реальным психологи
ческим типом пациента по Юнгу. Выявление связи проблемы с лич
ностными типологическими характеристиками человека помогает
снизить ее болезненность, драматичность (употребим удачный тер
мин А. Бека «декатастрофизация»). Во-первых, это достигается за
счет осознавания универсальности личной проблемы, разделяемой
другими людьми - представителями одинакового с пациентом пси
хологического типа. Во-вторых, за счет представления тех или иных
психологических черт, ранее воспринимавшихся пациентом как де
фект (как существенный недостаток или даже как болезнь), в каче
стве варианта нормы, то есть вполне естественных индивидуальных
особенностей. Особенно актуально это для личностного роста, так
как тем самым еще и определяется набор рекомендаций по совер
шенствованию психологических качеств, а человеку показывается
направление «работы над собой».
Еще одним важным способом упрощения проблем является
«кристаллизация» или сведение их по содержанию к более общим,
экзистенциальным. Здесь необходимо упомянуть о психокоррек-
ционной метафоре использования опыта. Сведение проблем к эк
зистенциальным, то есть неизбежным и в той или иной мере свой
ственным буквально каждому человеку, опирается на метафору
коллективного опыта.
Осознавание собственной проблемы как эк
зистенциальной помогает пациенту обрести осознавание ее
◊ универсальности, по И. Ялому (пациент понимает, что он не
одинок и другие тоже переживают эту проблему);
◊ неизбежности (пациент убеждается, что он не виноват в ее воз
никновении);
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 347
◊ допустимости (пациент приходит к взгляду на проблему как
на вариант психологической нормы);
◊ и, наконец, разрешимости или внушения надежды. Апелляция
к коллективному опыту приводит пациента к убеждению: если
все другие приспосабливаются к подобной проблеме, то и он
справится.
Подобное переформулирование проблем представляет собой
известный в различных областях практической психологии пере
ход от анализа мотивов, лежащих на поверхности человеческого
поведения, к анализу потребностей, составляющих их глубинную
основу и поначалу неосознаваемых.
Здесь также целесообразно прибегнуть к метафоре
собствен
ного опыта,
то есть провести аналогию избавления от проблемы,
актуальной в настоящее время, с успешным разрешением каких-
либо трудностей в прошлом (в НЛП подобный прием известен, в
частности, как «установка на автоматическое выздоровление» по
С. и К. Андреас). Если обращение к коллективному опыту обычно
более эффективно для экстравертов, то обращение к индивидуаль
ному опыту - для интровертов.
Другой размерностью «кристаллизации» проблем является их
представление с точки зрения известной триады Аристотеля (табл.
17). Это важно для целей телесной психокоррекции тем, что сома
тическое отражение психологических проблем может быть четко
связано с одной из трех областей тела.
Триада Аристотеля и телесная «привязка» психологических проблем
Триада
Аристотеля
Логос
Пафос
Этос
Компоненты
психики
Знания
Эмоции
Поведение
Телесная
привязка
Голова, шея
Верхняя половина
туловища, руки
Нижняя половина
туловища, ноги
Типовые
проблемы
Принятия решений
Отношений с людьми
Лидерства, власти
Таблица 17
Для коррекционной трансформации также целесообразно си
стематизировать психологические проблемы по механизмам их раз
вития, используя описанную Ф. Перлзом классификацию наруше-
348
Глава
5
ний «на границе контакта организма со средой» (или, в формули
ровке М. Папуша, универсальных невротических механизмов).
Практически важно, что подобная сортировка проблем подразуме
вает их стандартную «развязку», то есть сценарий достижения пси-
хокоррекционного эффекта и связанные с ним рабочие корректи
рующие утверждения (табл. 18).
Неадаптивные (иррациональные) и корректирующие убеждения,
соответствующие базовым невротическим механизмам
Изначальное
(неадаптивное) убеждение
Я хочу... и в то же время
я против...
Я не хочу хотеть...
Я должен (вынужден)...
так надо...
Так должно быть (так
принято)...
Мне нельзя...
Мы (все) должны...
Я поступаю, как все...
Ответственность несут те,
кто наверху...
Меня обидели (бросили, не
оценили, предали...)
Я чувствую вину...
Корректирующее
убеждение
Я свободен от противоречи
вых или навязанных
желаний...
Я не буду принуждать себя...
Я свободен от обязательств,
которые считаю ошибочны
ми и излишними...
Не обязательно, чтобы было
именно так...
Мне можно...
Я независим от других...
Я решаю важные вопросы
самостоятельно и принимаю
за это ответственность на
себя.
Я сам допустил, чтобы меня
обидели (оставили, проявили
пренебрежение).
Я разгневан...
Я чувствую свою агрессив
ность.
Невротический
механизм
Полярность
Интроекция
Слияние
Проекция
Ретрофлексия
Таблица 1 8
ПОЛЯРНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА:
ТЕХНИКА ВВК
Наиболее универсальным невротическим механизмом среди
описанных является полярность (в типичном случае именно к ней
сводятся остальные варианты). Полярность отражается и в фило
софском взгляде на природу психики человека, и в человеческом
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 349
восприятии мира, и даже переносится на природу в целом, как один
из ее универсальных законов (диалектическое единство и борьба
противоположностей, представления, истоки которых заложены еще
в античной философии). Полярность же, составляющая основу
внутрипсихического конфликта, проявляется в разнообразных внут-
риличностных оппозициях.
По своей сути она является отражением более общего, фунда
ментального психического механизма - амбивалентности (Михее-
ва И.Н., 1991), физиологическим базисом которой является функ
циональная асимметрия полушарий. (По мнению B.C. Ротенберга
и С М . Бондаренко (1989), подобная готовность человека к приня
тию двух противоположных идей-йли сторон явления характеризу
ет его творческие способности). В психотерапии принято говорить
о полярности как «альтернирующем» механизме психокоррекции
(Захаров Н.П., 2002).
Из этого, в свою очередь, вытекает, что «поляризация» психи
ки помимо конфликта создает и средство ее исцеления. Методика
«полярной» психокоррекции носит название
ВВК
-
выявления внут
реннего конфликта
и разрешения лежащих в его основе внутренних
противоречий. В самом деле, сталкиваясь с некоторой проблемой, с
конкретным дисфункциональным убеждением, мы во всех случаях
можем идентифицировать связанные с ними телесные ощущения.
Сформулировав же на логическом уровне противоположное убеж
дение, также ВСЕГДА можно отыскать некоторый отклик на него
на уровне подсознания, проявляющийся телесно. Обычно он имеет
двойственный характер, сочетая в себе следующее.
а) Явно дискомфортные телесные ощущения, местонахождение
которых совпадает с предыдущими. Этот негативный отклик
представляет собой как бы возражения ранее идентифициро
ванной подсознательной субличности. Техники телесного кон
такта предоставляют прекрасный способ установить рефлек
торный «ключ» для этого ощущения с помощью терапевтичес
кого прикосновения непосредственно в зоне его локализации.
(Подчеркнем, что контакт должен быть в полном смысле «те
рапевтическим», то есть сопровождаться как бы зеркальным
телесным резонансом со стороны терапевта.) Рефлекторный
«ключ» или «якорь» усиливается при формировании комплек
сного образа, включающего зрительное и аудиальное содержа-
350
Глава 5
ние образа, связанное с дезадаптивным убеждением или нега
тивным жизненным опытом (например, лицо и голос близкого
человека, с которым связан конфликт, или собственный «де
прессивный» зрительный образ в сочетании с обвинениями,
высказываемыми критическим родительским голосом),
б) Дополнительные телесные ощущения иной локализации, ко
торые по характеру могут быть позитивными или нейтраль
ными, реже - умеренно дискомфортными. Это телесный от
клик иной, полярной подсознательной части личности, кото
рая противостоит предыдущей и может играть роль «союзни
ка» в разрешении внутреннего конфликта. Связь с ним также
устанавливается с помощью рефлекторного «ключа», вначале
кинестетического, с последующим добавлением зрительной и
слуховой образной модальности (иногда спонтанно возника
ющих зрительных образов, чаще же представления образа себя
«в положительном свете», то есть в комфортных внешних об
стоятельствах, в состоянии внутреннего комфорта и уверен
ности, сопровождаемых произнесением аффирмаций «уверен
ным» и «убежденным» голосом).
Затем производится рефлекторная «сшибка» (наложение, вза
имное торможение) двух полярных состояний, обращение (путем
воздействия на рефлекторные телесные «ключи») одновременно к
обеим конфликтующим субличностям, «мостиком» между которы
ми становится тело. Иными словами, именно телесный компонент
созданных образов, ввиду его относительной инертности, позволя
ет совместить во времени оба полярных состояния, обе «половин
ки» амбивалентности (порой с образованием так называемого би
нарного аффекта - «радость-страдание», «любовь-ненависть» и др.).
В образованном новом психоэмоциональном состоянии можно це
ленаправленно воздействовать на баланс активности двух проти
водействующих друг другу подсознательных частей личности, сдви
гать его в желаемую сторону. Ослабление негативной составляю
щей этого состояния, в первую очередь дискомфортного телесного
ощущения, производится с помощью описанных ранее телесно-те
рапевтических, а отчасти и рефлексотерапевтических приемов. Уси
ление позитивной, ресурсной составляющей достигается с помощью
телесного компонента эмпатии, как бы передаваемого пациенту те
рапевтом при непосредственном телесном контакте, а также с по-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 351