Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16438
Скачиваний: 267
мощью ранее выработанных у пациента навыков обращения к соб
ственным телесно-психологическим ресурсам (см. неспецифичес
кий этап психокоррекции). Одновременно, пользуясь пребывани
ем пациента в возникшем поверхностном измененном состоянии
сознания, на сознательном уровне производится позитивное пере
формулирование проблемы. В результате удается добиться либо уга-
шения первого из двух предыдущих состояний - дискомфортного,
оставив второе, позитивное, либо их объединения, интеграции с об
разованием третьего, нейтрального состояния (что на самом деле
лучше, так как обеспечивает более устойчивый, долговременный
эффект психокоррекции). Это итоговое состояние в методе Ретри
закрепляется с помощью интегралвного телесного «ключа» (кисти
рук), объединяющего все позитивные телесно-эмоциональные со
стояния.
КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ПОЛЯРНОСТИ
И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ТЕМЫ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ
Выявление полярностей, составляющих психологическую про
блему, и ее позитивное переформулирование упрощаются, когда
первоначальная проблема «кристаллизуется» (В.В. Макаров), сво
дится к наиболее распространенным, типичным внутриличностным
оппозициям. На практике наиболее часто используются три подхо
да к систематизации полярностей.
а) Психотерапевтический
подход
Эта систематизация чаще всего используется в практике крат
косрочной психотерапии. Она лежит как бы на поверхности, не
посредственно вытекает из анализа предъявляемых пациентом
жалоб. Необходимо лишь чуточку приподняться над обыденно-по
вседневным содержанием житейских трудностей, несчастий и обид
пациента, свести эти частные случаи к проявлениям более общих
закономерностей. И тогда выявляются базовые для данного чело
века конфликты и те универсальные темы, к которым можно свес
ти его конкретные жалобы. Иными словами, центральные темы
внутренних конфликтов (по аналогии с центральными конфликт
ными темами переноса). В таблице 19 перечислены противополож
ные полюса этих конфликтов, описанные в терминах различных
352
Глава
5
методов психотерапии (психоанализ, гештальт-терапия, IDEAL-
метод Ч.К. Тойча).
Полярности, лежащие в основе типичных психологических проблем
Негативный, дезадаптивный полюс
Беспомощность, зависимость,
конформность
Инфантильность
Ущербность, низкая самооценка,
комплекс неполноценности
Жертва (установка на неудачу и
страдание)
Влечение к смерти (фрейдовское
мортидо)
Подавление (эмоции)
Бегство, уход (от ответственности)
Позитивный, адаптивный полюс
Личная сила, независимость, самодоста
точность
Зрелость
Самоуважение, высокая самооценка,
комплекс превосходства
Победитель (установка на успех)
Влечение к жизни (фрейдовское либидо)
Выражение, разрядка эмоции
Достижение (завершение гештальта),
принятие ответственности
Таблица 19
б) Подход с точки зрения психологии развития
Данный подход особенно актуален в случаях, когда важна пре
дыстория психологической проблемы, когда мы пытаемся просле
дить с точки зрения сегодняшнего дня истоки тех трудностей, с
которыми сталкивается пациент. Основы данного подхода были за
ложены периодизацией психического развития, описанной 3. Фрей
дом, один из главных принципов которой - фиксация как проявле
ние психологической защиты. Это означает, что попытки ребенка
справиться с психотравмами, с которыми он сталкивается в том или
ином возрасте, приводят к задержке формирования его личности
на данной стадии развития. Отсюда инфантильные черты, которые
сохраняются впоследствии на протяжении всей жизни и становят
ся причиной возникновения психологических проблем во взрослом
возрасте. С этой точки зрения психологическая помощь взрослому
человеку всегда представляет собой «возврат в детство» и исправ
ление негативного детского опыта (тем самым еще раз подтвержда
ется важнейшее значение механизма возрастной регрессии для пси
хокоррекции).
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 3 5 3
1 2 - 11116
В телесной психокоррекции подчеркивается особая роль для
каждого из описанных Фрейдом периодов развития определенных
телесно-эмоциональных центров. При возникновении в последую
щем психологических и особенно психосоматических проблем, свя
занных с фиксацией на конкретном возрастном периоде, именно в
этих участках тела главным образом локализуются дискомфортные
телесные ощущения.
Периодизация психического развития по 3. Фрейду и локализация
ведущего для каждого периода телесно-эмоционального центра
Период развития
Оральный
Анальный
Фаллический и латентный
Генитальный
Локализация ведущего
телеепо-эмоционального центра
Область рта, шеи
Нижняя часть туловища
Грудная клетка, верхняя и средняя часть живота
Объединение предыдущих зон
Таблица 20
Пожалуй, наиболее известной современной классификаци
ей подобного рода является периодизация психического разви
тия по Э. Эриксону, или формирования идентичности (табл. 21).
Она представляет собой ряд последовательно сменяющих друг
друга возрастных этапов, на каждом из которых развивающаяся
личность делает «полярный» выбор, колеблясь между позитив
ным и негативным вариантом, лежащим в основе позитивного или
негативного сценария последующего развития. При этом каждый
новый выбор, каждый новый «этаж» в структуре личности как
бы наслаивается, надстраивается на предыдущие (принцип эпи
генеза). Соответственно их «демонтаж» и «реконструкция» мо
гут быть проведены в обратном порядке, от зрелого возраста к
более раннему. Для того чтобы проанализировать с этой точки
зрения конкретную психологическую проблему, нужно «просе
ять» ее через «сито» перечисленных позитивных и негативных
выборов и их телесных проекций. Поочередно переходя от одно
го этапа формирования идентичности к другому в порядке, об
ратном их эпигенезу, и выявляя на каждом уровне телесные про
явления актуальной проблемы, можно нейтрализовать их с по
мощью телесных же психокоррекционных приемов.
3.54
Глава
5
Эпигенетическая структура идентичности по Э. Эриксону
и логические уровни по Г. Бейтсону
Полярные выборы по Э. Эриксону
Позитивный
Доверие к миру
Автономность
Инициатива
Компетентность
Идентификация
личности (социальная,
половая роль)
Близость
Обшечеловечность
Цельность
Негативный
Недоверие
Зависимость
Чувство вины
Неполноценность
Путаница ролей
Одиночество
Самопоглощенность
Безнадежность
Логические
уровни
по Г. Бейтсону
Духовность
Идентичность
Убеждения
Навыки, действия
Среда
Периоды
развития
по 3. Фрейду
Оральный
Анальный
Фаллический
Латентный
Генитальный
Таблица 21
При этом наиболее важными, базовыми уровнями формиро
вания личности, ее «фундаментом», оказывающим влияние на все
последующие «этажи», оказываются самые ранние периоды. Таким
образом, как и в традиционном психоанализе, основополагающим
принципом является сведение источников всех значительных пси
хологических проблем к ранне-детскому опыту (в табл. 21 перио
дизация развития личности по Эриксону сопоставлена с классифи
кацией возрастного развития психики по 3. Фрейду, на основе ко
торой она и была разработана). В основном созревание самосознания
личности происходит в возрасте до 5 лет. Это первые три уровня
идентичности:
◊ Первоначальный выбор базового доверия или, напротив, не
доверия к миру (оптимизм/пессимизм) - оральный период по
Фрейду. В юнговской типологии личности в этот период фор
мируются экстраверсия (открытость миру) или интроверсия
(закрытость).
◊ Его сменяет осознавание собственного «Я» и формирование
самостоятельности - анальный период по Фрейду. Это пери
од выбора приверженности строгому соблюдению предписан
ных старшими (в более широком смысле - обществом в це-
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 355
12»
лом) норм и правил (с психоаналитической точки зрения, до
минирование Супер-Эго). Или, напротив, предпочтения спон
танности, нетерпимости к стеснению собственной свободы уз
кими рамками требований внешнего окружения. Подобное
свободолюбие и непредсказуемость (своего рода психоэмоци
ональный «анархизм») в юнговской типологии именуется
иррациональностью. Соответственно противоположные лич
ностные черты - предсказуемость, организованность, ориен
тированность на общепринятые стереотипы поведения - ра
циональность.
◊ И наконец, завершает базовую триаду выбор ребенком своей
позиции в отношениях со старшими (инициативы или чувства
вины) - фаллический период по Фрейду (пресловутый эди
пов комплекс). В юнговской карте именно отсюда начинается
созревание описанных ранее универсальных функций психи
ки - строгой логики и творческой интуиции, эмпатически-эмо-
циональной этики и конкретно-чувственной сенсорики (про
должающееся и в течение двух последующих периодов).
◊ К этому впоследствии добавляется формирование навыков
общения и компетентности в социально-полезной деятель
ности (младший и средний школьный возраст, латентный пе
риод по Фрейду), а также созревание сексуальности, психо
логическое освоение мужской/женской социальной роли
(период полового созревания или генитальный период по
Фрейду). С другой стороны, эти же этапы могут быть пред
ставлены как проекция на процесс формирования личности
универсальной классификации логических уровней (или
уровней обобщения) по Г. Бейтсону, используемой в психо
коррекции ( Н Л П ) . Подобная типология проблем, в частно
сти, оказывается весьма полезной при коррекционной рабо
те с личностными расстройствами (акцентуациями характе
ра, психопатиями).
в) Подход с точки зрения структуры личности
Согласно данному подходу, полярность заложена изначально
в самой структуре личности: оппозиция отдельных ее частей и со
ставляет основу внутрипсихического конфликта. Помимо извест
ной со времен 3. Фрейда дихотомии «сознание - бессознательное»,
356
Глава
5