Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15661

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ваемой «экологической проверки» в НЛП и эриксоновской гип­
нотерапии. 

Подобный подход может быть применен и на неспецифичес­

ком этапе психокоррекции. Перечень соответствующих типовых 
упражнений системы Ретри, опирающихся на отдельные иерархи­
ческие уровни по классификации Г. Бейтсона, приведен в табл. 23. 

Привязка телесных психокоррекционных упражнений 
к логическим уровням Г. Бейтсона 

Логические уровни 

Г. Бейтсона 

Духовность 

Идентичность 

Убеждения 

Навыки, действия, среда 

Психокоррекционные 

упражнения 

«Изначальное намерение» 

«Кто Я», «Похвалить себя», «Фото из будущего» 

«Семейный фотоальбом», «Фоторобот» 

«Круг времени», «Кинестетический советчик» + 
отдельные физические ощущения, ассоциирующиеся 
с позитивными психологическими качествами 

Таблица 23 

Таковы общие закономерности психокоррекционной транс­

формации. Главной специфической чертой применения данной схе­
мы в телесной психокоррекции является «осознанный диалог» с под­
сознанием на языке телесных ощущений, описанный как техники 
«Телесный диалог с подсознанием» (аналог метода фокусировки по 

Ю. Джендлину), «Голос интуиции» и др. Во всех этих техниках ис­
пользуется также принцип телесной полярности или диссоциации, 

разделения телесных проявлений конфликтующих субличностей. 

При этом степень асимметрии кинестетических ощущений на 

правой и левой половине тела, отражающей диспропорции баланса 
функциональной асимметрии полушарий, расценивается как кос­
венное отражение актуального внутрипсихического конфликта. 
Исходя из этого, критерием завершенности процесса трансформа­
ции в данной технике является устранение асимметрии телесных 
ощущений, связанных с описанным выше интегральным кинесте­
тическим якорем. 

Важным объективным признаком адекватности проведенного 

подсознательного реконструирования является также снятие имев­
шегося исходно блокирования движений глаз (отражающего дей-

362 

Глава

 5 


background image

ствие механизмов психологической защиты) при мысленном пред­
ставлении соответствующей ситуации или объекта (Сандомирский 

М.Е., 1994). Удобным аппаратно-физиологическим способом про­
верки эффективности психокоррекции служит также анализ вари­
абельности сердечного ритма. Позитивным показателем является 
ее возрастание, связанное с повышением тонуса блуждающего не­
рва и отражающее сдвиг вегетативного баланса в сторону реакции 

релаксации (Гизатуллин Р.Х., Сандомирский М.Е. и др., 1998; Сан­
домирский М.Е., 1993; Сандомирский М.Е., Тухватуллин Р.Ф., 

1992). 

ЛИЧНОСТНО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА 

ТЕЛЕСНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ 

При работе с комплексными проблемами и невротическими 

состояниями важным моментом планирования психокоррекцион-
ного курса является диагностика психологической адаптированно-
сти пациента. В ее интегральной оценке большое значение придает­
ся диагностике психологического типа по К.Г. Юнгу - И. Майерс-

Бриггс. Данные о дезадаптации и дисгармонии психологического 
типа используются для определения направленности требующейся 

личностной реконструкции. При этом пациент проводит самооцен­
ку психологического типа трижды, с разных позиций: 

а) каким он представляет себя в настоящее время (аналог «Я -ре­

ального» по К. Роджерсу); 

б) каким он хотел бы быть (аналог «Я-идеального»); 
в) каким, по мнению пациента, воспринимают его окружающие 

(«Я-социальное»). 

В процессе долгосрочной психокоррекции (от полугода и бо­

лее), если она успешна, наблюдается положительная динамика пси­
хологического типа, уменьшение типологических расхождений «Я-

реального» и «Я-идеального». 

Важность совмещения представлений К.Г. Юнга о структуре 

личности и психологических типах с телесно-ориентированным 
психотерапевтическим подходом вытекает из того факта, что юн-
говская классификация по сравнению с другими типологиями на 
фундаментальном, психофизиологическом уровне является наибо­
лее обоснованной. Она опирается на объективные закономерности 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции  3 6 3 


background image

функциональной асимметрии полушарий - лево-правый и лобно-
затылочный градиент асимметрии (Сандомирский М.Е., 20006). В 
сущности, различные методы телесной психокоррекции изначаль­
но направлены на «достройку» отдельных сторон личности или от­
дельных функций, составляющих юнговский психологический тип. 

Метод Лоуэна предназначен для развития такой характеристики, 
как иррациональность; метод Александера, напротив - рациональ­
ности; методы Фельденкрайза и чувственного осознавания - функ­

ции сенсорики; метод Райха с его воспитанием доверия к подсозна­
тельно-автоматическим процессам - функции интуиции. Типоло­
гическая функция логики совершенствуется традиционными 
методами когнитивной психотерапии; функция этики - проработ­
кой переносов, осознаванием и реконструкцией отношений (для 
этой цели предложено большое количество методов, от Фрейда до 

Мясищева). Тем самым известные телесно-ориентированные мето­

ды психокоррекции косвенным образом, не декларируя этого явно 
и не акцентируя на этом внимание, выполняют также и функцию 
реконструкции личности.

 В методе Ретри предлагается сделать 

этот процесс более гибким и целенаправленным.

 Для этого вначале 

проводится диагностика психотипа, составление индивидуальной 
программы его совершенствования, планомерной коррекции отдель­
ных составляющих психотипа. Оценка того, насколько результатив­
ной оказывается типологически-ориентированная психокоррекция, 
проводится с помощью повторной диагностики психологического 
типа. 

Реальная динамика психотипа или адаптивная типологичес­

кая перестройка, являющаяся отражением действительного лично­
стного роста, может выявляться в сроки от полугода (среднесроч­
ная психокоррекция) или более (долгосрочная психокоррекция) при 
систематической работе с пациентом. При этом с типологической 
точки зрения часто возникает необходимость своего рода формиро­
вания иррациональности, то есть создания у человека большего до­
верия к собственным интуитивным, правополушарным психичес­
ким процессам, преодоления излишней, гипертрофированной раци­
ональности. (Это аналогично описанным ранее взглядам А. Лоуэна 
на природу внутрипсихического конфликта как утрату детской ес­
тественности и непосредственности вследствие преобладания в 
структуре личности формализованных, левополушарных черт.) На 
другом плане это связано с обретением способности осознанно ис-

364 

Глава

 5 


background image

пользовать связанные с активностью правого полушария элемен­

ты «детскости» в собственной личности. «Часто именно недоста­
ток детских черт обусловливает нежизнеспособность взрослых» 

(Р. Нельсон-Джоунс, 2002). 

Описанные психологические автопортреты (типология Юнга 

и Майерс-Бриггс) также сопоставляются с рисуночными тестами -
графическим выражением образа себя в прошлом, настоящем и бу­

дущем. Вначале пациент рисует «человечка» в центре листа («Я» в 
настоящем), затем образ «Я» в прошлом, который располагается в 
левой части листа, и, наконец, «Я» в будущем - в правой части. При 
их анализе наряду с известными стандартными критериями оценки 
проективного теста «Рисунок человека» (проработанность деталей, 

пропорции тела, наличие асимметрий и дисгармоний, выделение зон 
телесного дискомфорта - см., в частности, Ермошин А.Ф., 1999) и 
анализом телесных проекций пациента («Как себя чувствует чело­
век, изображенный на данном рисунке?»), обращается внимание на 
взаимное расположение трех рисунков (депрессивному состоянию 
соответствует их последовательное «опускание», гипертимному -
последовательный «подъем»). Таким образом, при повторении ри­
суночных тестов отчетливо прослеживается динамика психологи­
ческого состояния пациента. 

В психокоррекционной работе, направленной на формирова­

ние у пациента определенных жизненных умений, навыков реше­
ния житейских проблем (в той их части, которая связана с психоло­
гическими проблемами) и улучшения социально-психологической 
адаптации, обязательным является составление конкретных жиз­
ненных программ (планов практических шагов, с указанием сроков 
выполнения, временные рамки которых охватывают обычно около 
полугода). Тем самым, помимо дополнительной мотивации лично­
стного роста, создается конкретно-практический, или «тактичес­
кий», жизненный смысл - важнейшая составная часть психологи­
ческой адаптации (В. Франкл). Успешное выполнение запланиро­

ванных событий необходимо человеку для повышения самооценки, 
создания удовлетворенности и внутриличностной гармонии - бла­
годаря тому, что его внутренний «Родитель» может «похвалить» 
внутреннего «Ребенка». Сознательное планирование важных собы­
тий и следование с помощью психотерапевта намеченному плану 
помогает человеку исправить упомянутые ранее неадаптивные фраг­
менты «жизненного сценария» (Э. Берн). 

Телесная психотерапия: сомото-центрированные методы психокоррекции 365 


background image

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА 

ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 

К особенностям применения метода при работе с детьми мож­

но отнести в первую очередь необходимость соотнесения формы 
выполнения психокоррекционных упражнений с ведущей деятель­
ностью, соответствующей возрасту (по Эльконину Д.Б.). У детей 
дошкольного возраста это игровая форма, соответствующая игро­
вой деятельности; в младшем школьном возрасте - соответствую­
щая учебной деятельности имитация школьного урока. Именно та­
ким способом лучше всего создается необходимая для успешной 
работы мотивация занятий. Ведь, как справедливо подчеркивает 
А. Фрейд (1999), «в ситуации с ребенком отсутствует все то, что 
кажется необходимым в ситуации со взрослым: сознание болезни, 
добровольное решение и воля к выздоровлению». 

С учетом эйдетических механизмов восприятия и памяти у 

детей работа с телесными ощущениями дополняется их образным 

представлением. Соответствующие зрительные образы дети млад­
шего возраста, как правило, охотно выражают в графической фор­
ме, что может также использоваться для психокоррекции. При этом 
могут использоваться серии рисунков, объединенных общим «ска­
зочным» сюжетом, на которых негативный образ, связанный с дис­
комфортными телесными ощущениями, постепенно трансформи­
руется, превращаясь в позитивный или подвергаясь стиранию (в 
буквальном смысле). 

Как известно, эмоциональные реакции у детей более непосред­

ственны и интенсивны, чем у взрослых. При этом чаще всего дет­
ские стрессы, особенно в младшем возрасте, связаны с отношения­
ми в семье. Более того, как было установлено еще Ф. Данбар, у де­
тей раннего возраста причиной наиболее интенсивных психотравм 
служат бурные проявления эмоций со стороны значимых взрослых. 

Еще одной особенностью эмоциональной сферы у детей, особенно 

дошкольного и младшего школьного возраста, является склонность 
к соматизации эмоций. Следствием этого, в частности, становится 

проявление у детей депрессивных реакций преимущественно в фор­
ме соматических эквивалентов (Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С., 
2000). Поэтому, по мысли Г. Ниссен (1975), проявления соматизи-
рованной депрессии у взрослых (к которым можно отнести описан­
ные нами ранее телесные проявления застойных негативных эмо­
ций) представляют собой не что иное, как регрессию к детским меха-

366 

Глава 5