Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16429

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

низмам психики и свойственным детскому возрасту формам депрес­
сии. У детей же, как подчеркивают Ю.Ф. Антропов и Ю.С. Шев­
ченко (2002), депрессия может рассматриваться как основной фак­

тор психосоматических расстройств. Это преимущественно де­

прессивные расстройства невротического уровня, проявляющиеся 
в виде подавленного настроения ребенка (обычно незначительно 
выраженного и часто с преобладанием тоски) в сочетании с тре­

вожностью (сопровождаемой страхами, внутренней напряженно­
стью, навязчивостями), а также неврастенические жалобы (утом­
ляемость и вялость либо, наоборот, раздражительность и конфлик­
тность). 

По мнению Жизель Жерен (2003), проблемы ребенка - это 

проблемы его родителей. Добавим: в первую очередь, детская пси­
хосоматика - это отражение психологических проблем матери, с 
которой ребенок связан неразрывной телесно-эмоциональной, эм-
патической связью (бондингом). Связью в буквальном смысле со­
чувственной: неосознанно отождествляя себя с матерью, ребенок, 
как в зеркале, отражает ее эмоциональный дискомфорт - только не 
во «взрослой», словесно-опосредованной форме, а в «детской», те­

лесной. 

Как обсуждалось ранее (см. раздел «Телесно-психологические 

проблемы как нарушения психологической адаптации»), формиро­
вание телесных проявлений психогенных расстройств, составляю­
щих церебровисцеральный или вегетативный субсиндром стресса 
(Китаев-Смык Л.А., 1983), на физиологическом уровне связано с 
механизмами эпилептогенеза (Гелльгорн Э., Луфборроу Дж., 1966). 
По-видимому, у детей в связи с меньшей зрелостью защитных ан-
тиэпилептогенных систем мозга этот механизм имеет еще большее 
значение, чем у взрослых. Не случайно на электроэнцефалограм­
мах детей с психосоматическими расстройствами при проведении 
стандартной гипервентиляционной пробы часто обнаруживается 
эпилептиформная активность (Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С, 

2000). Следовательно, важно сочетать релаксационные упражнения 
с дыхательными, так как последние могут способствовать сниже­
нию судорожной готовности мозга, усиливать его антиэпилептоген-
ные механизмы (Я.И. Маршак). 

Говоря об организации психокоррекционного процесса рабо­

ты с детьми как «педагогики эмоций» или «педагогики отношений», 
необходимо подчеркнуть, что центр тяжести этой работы должен 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 

367 


background image

быть перенесен в семью. В идеальном случае психологическая по­
мощь ребенку осуществляется силами родителей, представляя со­
бой переход от индивидуальной психологической саморегуляции к 
«саморегуляции семейной». Тем самым главным условием успеш­
ных занятий родителей с собственными детьми является предвари­
тельное освоение ими саморегуляции на личном опыте (в первую 
очередь это касается навыка телесного резонанса и создания пози­
тивных психоэмоциональных состояний). 

На неспецифическом этапе психокоррекции при многократ­

ном - от сеанса к сеансу, изо дня в день - выполнении стандартных 
упражнений исключительно важно с помощью системы поощрений 
создавать у ребенка положительное эмоциональное состояние, ко­
торое по законам условно-рефлекторной деятельности связывает­
ся с самими упражнениями. Тем самым создается позитивный, осоз­
нанный психологический стереотип, способный противостоять па­
тологическим стереотипам эмоционального реагирования, ведущим 
к соматизации эмоций и психосоматической патологии. Основным 
механизмом саморегуляции при этом является произвольное фор­
мирование поверхностных ИСС, служащих гармонизации межпо-
лушарных отношений и достижению эмоциональной разрядки (от-
реагирования). Дополнительными адаптивными механизмами, на 
которые опирается компенсаторно-адаптивная функция психоло­
гических стереотипов у ребенка, могут выступать саморегуляция 
психоэмоционального тонуса (Лебединский В.В. и др., 1990), а так­
же компенсация дефицита положительных эмоций и нормализация 
естественных биоритмов детского организма (Антропов Ю.Ф., 

Шевченко Ю.С., 2000). 

Специфический этап психокоррекции, то есть работа с отдель­

ными проблемными телесными состояниями, направлен на реше­
ние таких типичных проблем, как детские страхи, обиды, соматиза-
ция (обычно в форме разнообразных болей), а также гиперактив­
ность и аффективные приступы (детские «истерики»), являющиеся 
следствием того, что ребенок ощущает дефицит родительского вни­
мания и любви. Во всех случаях психокоррекция проводится в фор­
ме игр, оперирующих с образным представлением прорабатываемых 
проблем. В ее основе лежит детское правополушарное, «магичес­
кое» мышление (эволюционно древний «первичный процесс»). 
Пользуясь подобным способом мышления, человек представляет, 
что, воздействуя на некоторый объект, он тем самым влияет и на 

368 

Глава 5 


background image

другой, связанный с первоначальным (хотя на самом деле эта связь 

существует лишь в его в воображении). 

Для ребенка, вовлеченного в игру всем своим существом, жи­

вущего в игровой реальности, воображаемые объекты не менее ре­
альны, чем действительные. Материальный объект, который нахо­

дится под руками, просто заменяет другой, нематериальный или 

непосредственно недоступный, являясь как бы его полноправным 
представителем, будучи связан с ним неразрывными узами. И тог­
да, «наказывая» куклу или «общаясь» с собственноручно нарисо­
ванным сказочным существом, которые олицетворяют виновников 
тех или иных проблем, манипулируя ими и «переделывая» их, ре­
бенок полностью убежден в том, что тем самым он изменяет и сто­
ящие за ними объекты другой реальности. (Так же ведет себя и взрос­
лый человек, который находится в «детском», правополушарном со­
стоянии сознания.) 

Согласно культурно-исторической теории развития психики 

Л.С. Выготского, общим механизмом социализации ребенка, усвое­

ния им культуральных навыков выступает интериоризация: внача­

ле деятельность осуществляется с опорой на внешние объекты, за­
тем происходит ее сворачивание, переход в форму мысленных дей­
ствий с использованием воображаемых «опор», а в дальнейшем -

переход к автоматическому выполнению на уровне привычного на­
выка. То же применимо и к культурно-обусловленным стереотипам 
эмоционального реагирования, которые ребенок усваивает в ран­
нем возрасте. Соответственно для переделки сложившегося стерео­
типа необходимо как бы развернуть описанный процесс в обратную 
сторону. Именно так это и происходит в психокоррекции. В каче­
стве обратного процесса здесь выступает экстериоризация пробле­
мы, вынесение вовне ее внутреннего образного представления. Вна­
чале ребенок персонализирует проблему, перенося ее на куклу, или 
материализует продукт своего воображения в форме рисунка. Про­
ведя манипуляции с этим внешним объектом, он по законам детс­
кой психики как бы совершает «магическое» действие и тем самым 
стирает первоначальный неадаптивный стереотип и переучивается 
заново на собственных ошибках. 

Необходимо уточнить, что коррекция тех или иных неправиль­

ных форм поведения ребенка представляет собой лишь частные за­

дачи психокоррекционных упражнений. Главная же цель - помочь 

ребенку научиться отделять отношение родителей к нему как к че-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 369 


background image

ловеку - пусть маленькой, но уже личности, - от отношения к его 
конкретным поступкам. Коррекционно-«воспитательная» работа 
всегда должна осуществляться на основе принципа безусловного 
положительного отношения к ребенку (К. Роджерс), его эмпатичес-
кого принятия, оберегающего детский образ «Я» от деформации. 

Ребенок должен понять, что даже когда его ругают за проступки или 
непослушание, это не означает, что он плохой и что его не любят. И 

лучшим способом для этого, простым и доступным для детской пси­

хики, является невербальный, телесный опыт или принцип чув­
ственной коммуникации со взрослыми (Т. Гордон). В процессе те­

лесной психокоррекции ребенок должен почувствовать, а в даль­
нейшем и осознать, что родительская критика вовсе не является 
проявлением нелюбви по отношению к нему, а нежелание родите­
лей прислушаться к его недовольству и обидам - следствием их рав­
нодушия и невнимания. 

Именно подобное понимание, становясь внутренним убеж­

дением, открывает путь к постепенному формированию навыка са­

мовоспитания и самосовершенствования, закладывает в детском 
возрасте фундамент сознательной самодисциплины и разумно-урав­
новешенного отношения к критике. Его основой является создава­
емое в процессе психокоррекции самоуважение и высокая самооцен­
ка. В терминах личностно-ориентированной терапии это сбаланси­
рованный образ «Я», в терминах же психоаналитического подхода -
сохранение равновесия сознательного «Я» (Эго) и воспитатель­
но-критической части личности (Супер-Эго). В сочетании же с дет­
ской, телесно-образной модификацией методов отреагирования эмо­
ций телесно-психокоррекционный подход способен дать детям на­
выки саморегуляции в доступной для них форме и может послу­
жить действительной профилактикой возникновения самых 
разнообразных психологических проблем в зрелом возрасте. 

И здесь необходимо повторить известный тезис психотерапев­

тического «воспитания родителей» (Ю. Хямяляйнен): профилак­
тическая работа в семье предотвращает необходимость в последую­

щем работы терапевтической. В этом контексте нельзя не упомя­
нуть о необходимости психотерапевтической работы и с самими 
родителями, в первую очередь матерями. В телесной психокоррек­
ции психологические проблемы у детей традиционно связываются 

с их недостаточной телесно-эмоциональной близостью с матерями, 
с дефицитом эмоционального выражения у последних (А. Лоуэн; 

370 

Глава

 5 


background image

I. Krens). Потребность в телесно-эмпатическом контакте, которая у 
грудного ребенка является просто физиологической (это жизненно 
необходимо для нормального развития его нервной системы), на 
психологическом уровне сохраняется вплоть до подросткового воз­

раста. Восполнить этот дефицит телесно-душевной близости и при­
званы упражнения телесной психокоррекции, выполняемые роди­
телями совместно с детьми. 

Подчеркнем, что к формированию психосоматических нару­

шений приводит не только недостаток родительского внимания 
и душевной заботы (воспитание по сценариям «отверженности» 
или «Золушки»), но и противоположная ситуация, будь то гипер­
опека - сценарий «мимозы» или вседозволенность - сценарий 

«кумир семьи». 

Излишняя материнская опека, стремление оградить ребенка от 

малейших трудностей не только чревата для его растущего «Я» 
ограничением адаптивных способностей, но со временем превра­
щается в самостоятельный стрессор. Подобное психологическое 

«тугое пеленание» ребенка может существенно нарушать развитие 

его личности. Важность умеренной, разумной опеки подчеркивал 
Д. Винникотт, по мысли которого «достаточно хорошая мать» не 
только опекает свое дитя, но и постепенно (и своевременно!) пре­
доставляет ему все большую самостоятельность, по мере того, как 
ребенок обучается противостоять трудностям жизни. 

Гиперопека в сочетании с родительской (особенно материнс­

кой) тревожностью порождает так называемый феномен Эдипа или 
эффект «самоисполняющегося пророчества». Этот психологичес­
кий механизм, особенно часто встречающийся в практике детской 
психокоррекции, можно также назвать неадаптивным самопрог­
раммированием: негативные мысли создают подсознательную ус­
тановку, которая способствует тому, чтобы худшие опасения реа­
лизовались на практике. Этот эффект осуществляется в диаде 

«мать - дитя»: ребенок интуитивно улавливает материнскую тре­

вожность, опасения по поводу его болезней, травм и начинает вес­
ти себя соответствующим образом, то есть... болеть, послушно вос­
принимая материнские страхи как желание его болезни, порой 
буквально как приказ. 

Что же касается такого механизма развития психосоматичес­

ких заболеваний, как вторичная выгода, то он в семейно-педагоги-
ческой обстановке трансформируется в эффект «громоотвода», ста-

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 

371