Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16425
Скачиваний: 267
билизирующего эмоциональный микроклимат в дисфункциональ
ной, психологически неблагополучной семье. Как известно, ребе
нок является зеркалом, отражающим эмоциональную атмосферу се
мьи. И в случае какого-либо неблагополучия, длительных семей
ных конфликтов ребенок играет в них роль своеобразного буфера
или «громоотвода»; именно он становится тем слабым звеном, в ко
тором происходит прорыв накопленного эмоционального напряже
ния, чаще всего в форме возникновения у ребенка тех или иных те
лесно-эмоциональных расстройств.
Более того, нередки ситуации, когда наличие у ребенка хро
нической болезни, требующей постоянной заботы - а порой при
ложения просто титанических усилий по поиску «знающих» спе
циалистов (в отличие от «обычных» врачей, которые отрицают
наличие у маленького «мнимого больного» каких-либо серьезных
проблем со здоровьем), проведению сложных диагностических
процедур и длительных, трудоемких схем лечения, - на подсозна
тельном уровне желательно для родителей. Точнее, для того из
родителей, кто неосознанно использует болезнь ребенка как щит,
которым отгораживается от внутрисемейного конфликта. А по
механизму вторичной выгоды - желательно еще и для ребенка, по
лучающего таким образом больше сочувствия и внимания окружа
ющих или восполняющего недостаток родительской эмоциональ
ности в общении с ним. Порой для ребенка болезнь даже становит
ся инструментом, с помощью которого он неосознанно может
манипулировать окружающими его взрослыми, обостренно реаги
рующими на подобную угрозу.
Отсюда и возникает психосоматическое заболевание, заполня
ющее для ребенка нишу дефицита родительской эмпатии. Таким
способом - болезненным, уродливо-деформированным - компен
сируются проблемы детско-родительских отношений. Образно го
воря, детские психосоматические проблемы играют роль внешней
подпорки для растущего деревца (детской психики) с искривлен
ным или надломленным стволом, жадно тянущегося к свету. Но до
стигается эта псевдокомпенсация дорогой ценой, так как расплатой
за нее становится нарушение возрастного психического развития
(дизонтогенез) - фундамент для последующего развития душевных
расстройств. На том же фундаменте выстраиваются и психосома
тические проблемы взрослого возраста, связанные с усвоенными в
детстве неадаптивными шаблонами поведения, неадекватными сте-
372
Глава
5
реотипами эмоционального реагирования (описанными Ф.М. Алек-
сандером).
К этому необходимо добавить, что матери «проблемных» де
тей порой сами страдают пограничными нервно-психическими
расстройствами, аномалиями личности. В этом случае срабаты
вает механизм «обратной связи»: ребенок невольно подражает
особенностям поведения матери, повторяет их, как «живое зер
кало». Мать же, в свою очередь, замечая отклонения поведения
ребенка от его «нормальных» сверстников, подсознательно заме
чая в них сходство со своими собственными проблемами и испы
тывая по этому поводу обостренное беспокойство, обращается к
детскому психиатру или психоневрологу. За этим нередко сле
дуют случаи гипердиагностики психических отклонений, а порой
и необоснованного назначения детям психотропных препаратов.
Если же родители вместе с ребенком регулярно и тщательно вы
полняют простые и доступные телесно-психологические упраж
нения эмоциональной саморегуляции, цель которых - ликвиди
ровать дефицит телесной эмпатии, то проблемы разрешаются
немедикаментозным способом. При этом необходимо подчерк
нуть важность соблюдения принципа подобия, на котором осно
ван основной инструмент психологической коррекции - возраст
ная регрессия, в данном случае - уподобление состояния роди
теля собственному ребенку. Приведем обращенную к родителям
рекомендацию В.Н. Позднякова (1998): «Занимаясь с ребенком,
найдите такого же ребенка в себе, и только тогда вам откроется
мир детства».
Среди подобных упражнений телесной психокоррекции важ
нейшей техникой, практически незаменимой в работе с детьми до
школьного и младшего школьного возраста, является так называе
мая материнская суггестия (или «терапия материнской любовью»)
по Б.З. Драпкину, сочетающая механизмы телесно-эмоциональной
психокоррекции и внушения в состоянии естественного сна. После
того как ребенок засыпает, мать произносит стандартный суггестив
ный текст, направленный на укрепление его физического и нервно-
психического здоровья, гармонизацию детско-родительских отно
шений. По существу, это психотерапевтический взгляд на такие тра
диционные элементы семейной педагогики, как убаюкивание
ребенка с помощью колыбельной песни или рассказывание волшеб
ных сказок на ночь.
Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции 3 7 3
В описываемой системе телесных психокоррекционных упраж
нений данной технике (применяемой в модификации) уделяется
особое внимание. По нашему опыту, обязательным (и возможно,
главным) условием ее эффективности, помимо телесного контакта
матери с ребенком, является достижение матерью состояния осоз
нанной телесной эмпатии. Соответственно она должна предвари
тельно освоить необходимые для этого навыки саморегуляции -
сенсорного осознавания, мышечной релаксации и брюшного дыха
ния (см. неспецифический этап метода Ретри), синхронизировать
свое дыхание и переменные характеристики телесного контакта (ин
тенсивность, площадь соприкосновения) с дыханием ребенка («одно
дыхание на двоих»). После достижения «рабочего» состояния (те
лесно-эмоциональной со-настройки, вегетативного резонанса) мать
произносит заготовленный суггестивный текст, используя стандар
тные приемы поддержания раппорта (синхронизации своей речи с
дыханием ребенка), поддерживая на телесном уровне состояние
эмпатии. Именно в подобном состоянии, которое для ребенка свя
зано с самыми ранними воспоминаниями и ассоциируется с пере
живанием единства с материнским организмом, материнское вну
шение оказывается наиболее действенным.
Регулярное применение данной техники не только положитель
ным образом сказывается на детском душевном и телесном здоро
вье, но и служит для укрепления объединительной привязанности
ребенка и матери (бондинга). Впоследствии же, по мере взросления
детей, проведенная подобным образом работа служит укреплению
их взаимопонимания с родителями, созданию в семье здорового мик
роклимата. Образно говоря, потраченная психологическая энергия,
душевное тепло возвращаются к матери по принципу «бумеранга».
Глава 6
Практические упражнения
Психокоррекционные упражнения, описываемые далее, входят в
арсенал метода Ретри. Некоторые из них представляют собой теле
сно-ориентированные модификации техник, разработанных перво
начально в рамках других психотерапевтических методов - таких,
как гештальт-терапия Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна,
НЛП, поведенческая психотерапия, психосинтез Р. Ассаджиоли,
II ступень (АТ-П) аутогенной тренировки по И. Шульцу, - а также
традиционных оздоровительно-медитативных систем.
Необходимо подчеркнуть, что телесно-ориентированные ме
тоды психокоррекции всегда строятся на личном опыте, на опыте
работы над собой. Это означает, что опыт выполнения описывае
мых упражнений (или подобных им) в равной степени необходим и
для тех, кто рассчитывает с помощью телесно-ориентированных
психотехник решить собственные проблемы и добиться личностного
роста, и для тех, кто хочет профессионально заниматься психокор-
рекционной работой - в этом случае в первую очередь для того, что
бы выработать необходимые профессиональные навыки, превратить
свое тело и сознание в рабочий инструмент.
Что же касается самостоятельного использования описыва
емых упражнений для личностного роста, то они объединяются
в три группы, соответственно критериям психического здоровья
по Г.К.Ушакову (1987):
I.
Адекватность внутрипсихических механизмов отражения
окружающей действительности
(включая соответствие силы ответ
ных реакций силе и частоте внешних раздражителей; адекватность
психологических реакций на внешние влияния в целом). Это как
бы базисный, нейрологически-темпераментальный уровень органи
зации в иерархической структуре личности, наиболее тесно связан
ный с состоянием нервной системы. Для обеспечения его оптималь
ного состояния используются неспецифические упражнения само-
Практические упражнения
375
регуляции, близкие к медитативным техникам. Они призваны нор
мализовать психофизическое состояние человека в целом и в опре
деленной мере помочь ему управлять состоянием сознания:
◊ мышечная релаксация,
◊ дыхательная саморегуляция,
◊ управление вниманием и сенсорное осознавание,
◊ осознавание схемы тела.
Очевидно, что использование психотехник данной группы для
целей личностного роста служит удовлетворению таких базовых
потребностей личности по А. Маслоу, как физиологические, а так
же потребности в безопасности и защите. Задачи более высокого
порядка решаются с помощью психокоррекционных упражнений
групп (II) и (III), с применением которых связано удовлетворение
потребностей в принадлежности (III) и любви (II), в самоуважении
(III) и самоактуализации (II). С психофизиологической точки зре
ния результат, который должен быть при этом получен - гармони
зация личностного развития, - достигается на основе гармониза
ции отношений между полушариями мозга, между вербально-ло-
гическим, сознательным, эго-центрированным левым полушарием
и невербальным, бессознательным, сомато-центрированным правым
полушарием. Оптимальным для этого представляется срединный
путь между:
а) «воспитанием зрелого Эго» ( 3 . Фрейд), иначе говоря, самосо
вершенствованием или перевоспитанием людей с правополу-
шарными и истероидно-инфантильными чертами личности;
б) устранением «расщепления между Эго и телом» (В. Райх),
представляющим основную проблему для людей с рациональ
но-аналитическим складом психики и чрезмерным доминиро
ванием левополушарных психологических механизмов.
II.
Показатели зрелости личности:
чувство постоянства и иден
тичности переживаний в однотипных обстоятельствах; чувство от
ветственности за близких; чувство постоянства места обитания; кри
тический подход к обстоятельствам жизни и способность изменять
способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
способность в целом планировать и осуществлять свой жизненный
путь.
376
Глава 6