Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15659

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

билизирующего эмоциональный микроклимат в дисфункциональ­
ной, психологически неблагополучной семье. Как известно, ребе­
нок является зеркалом, отражающим эмоциональную атмосферу се­
мьи. И в случае какого-либо неблагополучия, длительных семей­
ных конфликтов ребенок играет в них роль своеобразного буфера 
или «громоотвода»; именно он становится тем слабым звеном, в ко­
тором происходит прорыв накопленного эмоционального напряже­
ния, чаще всего в форме возникновения у ребенка тех или иных те­
лесно-эмоциональных расстройств. 

Более того, нередки ситуации, когда наличие у ребенка хро­

нической болезни, требующей постоянной заботы - а порой при­
ложения просто титанических усилий по поиску «знающих» спе­
циалистов (в отличие от «обычных» врачей, которые отрицают 
наличие у маленького «мнимого больного» каких-либо серьезных 
проблем со здоровьем), проведению сложных диагностических 
процедур и длительных, трудоемких схем лечения, - на подсозна­
тельном уровне желательно для родителей. Точнее, для того из 
родителей, кто неосознанно использует болезнь ребенка как щит, 
которым отгораживается от внутрисемейного конфликта. А по 
механизму вторичной выгоды - желательно еще и для ребенка, по­
лучающего таким образом больше сочувствия и внимания окружа­
ющих или восполняющего недостаток родительской эмоциональ­
ности в общении с ним. Порой для ребенка болезнь даже становит­
ся инструментом, с помощью которого он неосознанно может 
манипулировать окружающими его взрослыми, обостренно реаги­
рующими на подобную угрозу. 

Отсюда и возникает психосоматическое заболевание, заполня­

ющее для ребенка нишу дефицита родительской эмпатии. Таким 
способом - болезненным, уродливо-деформированным - компен­
сируются проблемы детско-родительских отношений. Образно го­
воря, детские психосоматические проблемы играют роль внешней 
подпорки для растущего деревца (детской психики) с искривлен­
ным или надломленным стволом, жадно тянущегося к свету. Но до­
стигается эта псевдокомпенсация дорогой ценой, так как расплатой 
за нее становится нарушение возрастного психического развития 
(дизонтогенез) - фундамент для последующего развития душевных 
расстройств. На том же фундаменте выстраиваются и психосома­
тические проблемы взрослого возраста, связанные с усвоенными в 
детстве неадаптивными шаблонами поведения, неадекватными сте-

372 

Глава

 5 


background image

реотипами эмоционального реагирования (описанными Ф.М. Алек-
сандером). 

К этому необходимо добавить, что матери «проблемных» де­

тей порой сами страдают пограничными нервно-психическими 
расстройствами, аномалиями личности. В этом случае срабаты­

вает механизм «обратной связи»: ребенок невольно подражает 
особенностям поведения матери, повторяет их, как «живое зер­
кало». Мать же, в свою очередь, замечая отклонения поведения 
ребенка от его «нормальных» сверстников, подсознательно заме­
чая в них сходство со своими собственными проблемами и испы­

тывая по этому поводу обостренное беспокойство, обращается к 
детскому психиатру или психоневрологу. За этим нередко сле­
дуют случаи гипердиагностики психических отклонений, а порой 

и необоснованного назначения детям психотропных препаратов. 
Если же родители вместе с ребенком регулярно и тщательно вы­
полняют простые и доступные телесно-психологические упраж­
нения эмоциональной саморегуляции, цель которых - ликвиди­
ровать дефицит телесной эмпатии, то проблемы разрешаются 
немедикаментозным способом. При этом необходимо подчерк­
нуть важность соблюдения принципа подобия, на котором осно­
ван основной инструмент психологической коррекции - возраст­
ная регрессия, в данном случае - уподобление состояния роди­

теля собственному ребенку. Приведем обращенную к родителям 

рекомендацию В.Н. Позднякова (1998): «Занимаясь с ребенком, 
найдите такого же ребенка в себе, и только тогда вам откроется 
мир детства». 

Среди подобных упражнений телесной психокоррекции важ­

нейшей техникой, практически незаменимой в работе с детьми до­
школьного и младшего школьного возраста, является так называе­
мая материнская суггестия (или «терапия материнской любовью») 
по Б.З. Драпкину, сочетающая механизмы телесно-эмоциональной 
психокоррекции и внушения в состоянии естественного сна. После 
того как ребенок засыпает, мать произносит стандартный суггестив­
ный текст, направленный на укрепление его физического и нервно-
психического здоровья, гармонизацию детско-родительских отно­

шений. По существу, это психотерапевтический взгляд на такие тра­

диционные элементы семейной педагогики, как убаюкивание 
ребенка с помощью колыбельной песни или рассказывание волшеб­

ных сказок на ночь. 

Телесная психотерапия: сомато-центрированные методы психокоррекции  3 7 3 


background image

В описываемой системе телесных психокоррекционных упраж­

нений данной технике (применяемой в модификации) уделяется 
особое внимание. По нашему опыту, обязательным (и возможно, 
главным) условием ее эффективности, помимо телесного контакта 
матери с ребенком, является достижение матерью состояния осоз­
нанной телесной эмпатии. Соответственно она должна предвари­
тельно освоить необходимые для этого навыки саморегуляции -
сенсорного осознавания, мышечной релаксации и брюшного дыха­
ния (см. неспецифический этап метода Ретри), синхронизировать 
свое дыхание и переменные характеристики телесного контакта (ин­
тенсивность, площадь соприкосновения) с дыханием ребенка («одно 

дыхание на двоих»). После достижения «рабочего» состояния (те­
лесно-эмоциональной со-настройки, вегетативного резонанса) мать 

произносит заготовленный суггестивный текст, используя стандар­

тные приемы поддержания раппорта (синхронизации своей речи с 
дыханием ребенка), поддерживая на телесном уровне состояние 
эмпатии. Именно в подобном состоянии, которое для ребенка свя­
зано с самыми ранними воспоминаниями и ассоциируется с пере­
живанием единства с материнским организмом, материнское вну­
шение оказывается наиболее действенным. 

Регулярное применение данной техники не только положитель­

ным образом сказывается на детском душевном и телесном здоро­
вье, но и служит для укрепления объединительной привязанности 

ребенка и матери (бондинга). Впоследствии же, по мере взросления 
детей, проведенная подобным образом работа служит укреплению 

их взаимопонимания с родителями, созданию в семье здорового мик­
роклимата. Образно говоря, потраченная психологическая энергия, 
душевное тепло возвращаются к матери по принципу «бумеранга». 


background image

Глава 6 

Практические упражнения 

Психокоррекционные упражнения, описываемые далее, входят в 
арсенал метода Ретри. Некоторые из них представляют собой теле­

сно-ориентированные модификации техник, разработанных перво­
начально в рамках других психотерапевтических методов - таких, 
как гештальт-терапия Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, 
НЛП, поведенческая психотерапия, психосинтез Р. Ассаджиоли, 
II ступень (АТ-П) аутогенной тренировки по И. Шульцу, - а также 
традиционных оздоровительно-медитативных систем. 

Необходимо подчеркнуть, что телесно-ориентированные ме­

тоды психокоррекции всегда строятся на личном опыте, на опыте 
работы над собой. Это означает, что опыт выполнения описывае­
мых упражнений (или подобных им) в равной степени необходим и 
для тех, кто рассчитывает с помощью телесно-ориентированных 
психотехник решить собственные проблемы и добиться личностного 
роста, и для тех, кто хочет профессионально заниматься психокор-
рекционной работой - в этом случае в первую очередь для того, что­
бы выработать необходимые профессиональные навыки, превратить 
свое тело и сознание в рабочий инструмент. 

Что же касается самостоятельного использования описыва­

емых упражнений для личностного роста, то они объединяются 
в три группы, соответственно критериям психического здоровья 
по Г.К.Ушакову (1987): 

I.

 Адекватность внутрипсихических механизмов отражения 

окружающей действительности

 (включая соответствие силы ответ­

ных реакций силе и частоте внешних раздражителей; адекватность 
психологических реакций на внешние влияния в целом). Это как 
бы базисный, нейрологически-темпераментальный уровень органи­
зации в иерархической структуре личности, наиболее тесно связан­
ный с состоянием нервной системы. Для обеспечения его оптималь­
ного состояния используются неспецифические упражнения само-

Практические упражнения 

375 


background image

регуляции, близкие к медитативным техникам. Они призваны нор­
мализовать психофизическое состояние человека в целом и в опре­

деленной мере помочь ему управлять состоянием сознания: 

◊ мышечная релаксация, 
◊ дыхательная саморегуляция, 
◊ управление вниманием и сенсорное осознавание, 
◊ осознавание схемы тела. 

Очевидно, что использование психотехник данной группы для 

целей личностного роста служит удовлетворению таких базовых 
потребностей личности по А. Маслоу, как физиологические, а так­
же потребности в безопасности и защите. Задачи более высокого 
порядка решаются с помощью психокоррекционных упражнений 
групп (II) и (III), с применением которых связано удовлетворение 
потребностей в принадлежности (III) и любви (II), в самоуважении 
(III) и самоактуализации (II). С психофизиологической точки зре­
ния результат, который должен быть при этом получен - гармони­
зация личностного развития, - достигается на основе гармониза­
ции отношений между полушариями мозга, между вербально-ло-
гическим, сознательным, эго-центрированным левым полушарием 
и невербальным, бессознательным, сомато-центрированным правым 
полушарием. Оптимальным для этого представляется срединный 
путь между: 

а) «воспитанием зрелого Эго»  ( 3 . Фрейд), иначе говоря, самосо­

вершенствованием или перевоспитанием людей с правополу-
шарными и истероидно-инфантильными чертами личности; 

б) устранением «расщепления между Эго и телом» (В. Райх), 

представляющим основную проблему для людей с рациональ­
но-аналитическим складом психики и чрезмерным доминиро­
ванием левополушарных психологических механизмов. 

II.

 Показатели зрелости личности:

 чувство постоянства и иден­

тичности переживаний в однотипных обстоятельствах; чувство от­

ветственности за близких; чувство постоянства места обитания; кри­
тический подход к обстоятельствам жизни и способность изменять 
способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; 
способность в целом планировать и осуществлять свой жизненный 
путь. 

376 

Глава 6