Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16424
Скачиваний: 267
В иерархической структуре организации личности это соответ
ствует таким логическим уровням по Г. Бейтсону, как духовность,
идентичность (ответы на вопросы: «Кто я? В чем мое жизненное
предназначение?») и убеждения («Зачем мне это нужно?»).
В описываемой системе психокоррекционных упражнений
сюда относятся следующие:
◊ «Осознавание границ»;
◊ «Банк поглаживаний» («Кто похвалит себя...»);
◊ телесный подход к решению экзистенциальных проблем;
◊ «Прогулка в детство» или элементы телесного психоанализа;
◊ «Телесное триединство»;
◊ «Поиск центра»;
◊ «Первичный контроль»;
◊ «Вторичный контроль»;
◊ «Опоры внешние и внутренние»;
◊ «Фотоальбом (Мой портрет)»;
◊ «Семейное фото (Я сам)»;
◊ «Кто Я»;
◊ «Мое предназначение».
III.
Показатели социальной адаптированности:
адекватность
реакций на социальную среду, чувство положения в среде себе по
добных и гармония взаимоотношений с ними; умение уживаться с
окружающими и способность к самокоррекции поведения в соот
ветствии с нормами, принятыми в коллективе; умение в то же вре
мя добиваться самоутверждения в коллективе и в обществе без ущер
ба для остальных его членов.
Сюда относятся такие социально-опосредованные уровни лич
ностной организации по Бейтсону, как способности/навыки
(«как?») - поведение/действия («что?») - социальное окружение/
среда («где и когда?»). Улучшению психосоциальной адаптирован
ности могут способствовать такие упражнения (наряду с перечис
ленными ранее):
◊ «Фоторобот» - проработка проекций и переносов;
◊ телесно-ориентированные аффирмации;
◊ телесно-ориентированная репетиция поведения;
◊ «Чаша весов», или «Голос интуиции»;
◊ «Круг времени»;
Практические упражнения
377
◊ «Марионетка»;
◊ «Центр тяжести»;
◊ «Заземление»;
◊ «Перегрузка и невесомость»;
◊ «Ванька-встанька».
Осознавание и проработка неразрешенных проблем и поиск
ответов на нерешенные вопросы, связанные с различными уровня
ми организации личности, призваны привести к конечной цели лич
ностного роста - их объединению или интеграции. Интеграция пред
ставляется как процесс самоактуализации личности (А. Маслоу) или
осознавание человеком собственной миссии (С. Коледа, 2000), ин
тегральной цели, связывающей воедино разнородные части лично
сти для достижения общей цели.
1. Управление вниманием
и чувственное осознавание
Осознавание ощущений - как телесных, так и зрительных и
слуховых образов, - представляет собой своеобразную тренировку
умения жить в настоящем времени. Нередко сознание человека за
полнено либо мечтами о будущем, либо воспоминаниями о прошлом.
Таким образом, большую часть времени он пребывает в виртуаль
ном мире. Задача упражнений чувственного осознавания - вернуть
человеку переживание настоящего момента или, выражаясь слова
ми психотерапевтического учебника, переместить его из «там и тог
да» в «здесь и теперь».
УПРАЖНЕНИЕ «РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ»
Является аналогом упражнения, используемого в психосинте
зе (по К. Боскин, в модификации) и предназначено для выработки
навыка управления вниманием - его распределения или «распарал
леливания». Подобное двухфокусное внимание полезно тем, что
позволяет наблюдать на сознательном уровне одновременно за не
сколькими процессами, протекающими вовне и внутри нас или же
в нашем внутрипсихическом пространстве. В телесно-ориентиро-
378
Глава 6
ванной психокоррекционной работе этот навык является весьма
важным для психотерапевта, ибо дает возможность совмещать кон
такт с пациентом и отслеживание собственного состояния в поис
ках так называемого «вегетативного резонанса». При выполнении
упражнений в целях личностного роста этот навык также является
существенным, так как расфокусированное внимание позволяет до
биться контроля состояния сознания (раздельное осознавание ак
тивности «центра» и «периферии» сознания).
а) Последовательное наблюдение за двумя внутренними про
цессами: осознавание дыхания. Двухфазное распределение внима
ния с игнорированием одной из фаз дыхания имитирует один из
трансовых феноменов - так называемые индуцированные негатив
ные галлюцинации.
Вначале примите удобную позу, закрыв глаза и сосредоточив
шись на наблюдении за внутренними ощущениями. При этом необ
ходимо направить внимание на те ощущения, которые связаны с
дыханием. Это могут быть ощущения движения живота и грудной
клетки во время вдоха и выдоха... В этих же местах можно заме
тить связанные с перемещением тела ощущения соприкосновения с
одеждой... Можно почувствовать также движение воздуха в дыха
тельных путях... прочувствовать его прохождение через нос, носо
глотку, затем через гортань и трахею... Проследить, не возникает
ли где-либо на этом пути ощущение препятствия прохождению воз
духа... Можно также обнаружить, что на выдохе становятся более
заметными ощущения биения сердца и некоторое напряжение в об
ласти голосовых связок... Прислушайтесь - в прямом смысле этого
слова - к своему дыханию. Послушайте этот звук, звук своего дыха
ния. Заметьте, где он возникает.
Наблюдая за дыханием, можно особенно прочувствовать те
моменты, когда вдох сменяется выдохом и наоборот. В верхней
точке вдоха автоматически возникает желание сделать выдох и
связанное с этим специфическое ощущение... и в нижней точке вы
доха зарождается желание скорее вдохнуть, сопровождающееся
определенным ощущением... Если возникают словесно-оформлен
ные мысли, отвлекающие от наблюдения за дыханием, то во вре
мя вдоха мысленно произносим
«я
вдыхаю»... также и во время
выдоха просто повторяем мысленно
«я
выдыхаю»... либо запол
няем этот внутренний монолог повторением бессмысленных слов
Практические упражнения
379
или слогов (наподобие мантр), совмещая отслеживание дыхатель
ных ощущений с наблюдением за телесным «резонансом» произ
носимых звуков.
Теперь наблюдаем только за одной фазой дыхания - думаем
только о вдохе; выдох происходит спонтанно, автоматически, как
бы совершенно независимо от нашей воли и желания, за пределами
нашего внимания. В течение выдоха мы его как бы не замечаем, все
внимание в это время занято только ожиданием вдоха. Затем через
несколько минут переключаем внимание таким образом, что наблю
даем только за выдохом, вдох происходит спонтанно и неосознанно,
не привлекая внимания.
Наконец, третья фаза упражнения - распределяем внима
ние таким образом, чтобы удерживать в его поле и вдох, и вы
дох... в то же время наблюдая за обеими фазами дыхания отре
шенно, позволяя обоим процессам происходить спонтанно, свобод
но, автоматически... При этом внимание пассивно, как в зеркале,
отражает наблюдаемый процесс... и в то же время не фиксиру
ется ни на чем конкретном. Достижение подобного состояния
является целью упражнения; соответственно его необходимо все
сторонне запомнить.
б) Последовательное наблюдение за одним внутренним и од
ним внешним процессом, сменяемое параллельным наблюде
нием.
Выберите некий внешний предмет, который будет служить для
фиксации взгляда. В течение всего упражнения сохраняйте также
фиксированную позу, не меняя положение головы. Вначале необходи
мо сосредоточить внимание на внутренних ощущениях, на дыхании
(10-12 вдохов/выдохов). Затем - открыть глаза, направить их на
выбранный ранее предмет, представляющий собой с этого момента
фокус вашего внимания (как бы «краем глаза» продолжая параллель
но наблюдать за ощущениями дыхания), удерживая внимание подоб
ным образом в течение аналогичного временного промежутка. Далее
необходимо многократно чередовать периоды наблюдения преиму
щественно за внутренними ощущениями и преимущественно за вне
шним предметом.
Финальная фаза упражнения: удерживая глаза открытыми,
наблюдать одновременно за внешним предметом и внутренними
ощущениями.
380
Глава 6
в) Усложненный вариант - параллельное наблюдение за дву
мя внешними процессами (в случае двух зрительных объектов один
воспринимается «центральным», другой «периферическим» зрени
ем; если это два источника звука - они должны подаваться раздель
но в правое и левое ухо и т.д. Подойдите к этому упражнению твор
чески, с помощью фантазии).
УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО С СОБОЙ»
Упражнение предназначено для тренировки умения наблюдать
за своими ощущениями. Это простейший навык самонаблюдения,
наблюдения за собственными физиологическими процессами. В
качестве объекта наблюдения используем, естественно, собственное
тело - кисть правой руки (для левшей - наоборот).
Первая фаза упражнения - подготовительная. Для разминки
проделайте ряд очень простых движений, подготавливающих мате
риал для последующей работы, обеспечивая множество физиологи
ческих ощущений, которые просто нельзя не заметить.
1. Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг
к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите с си
лой 15-20 встречных движений ладонями, как бы сжимая вооб
ражаемую резиновую грушу, находящуюся между ладонями, или
как бы накачивая нечто в пространство между ладонями, ими
тируя работу насоса.
2. Энергично потирайте ладони одну о другую до появления ощу
щения интенсивного тепла.
3. Сильно и быстро не менее 10 раз сожмите и разожмите кулак,
добиваясь ощущения утомления в мышцах кисти.
4. Потрясите пассивно висящую кисть.
В следующей фазе упражнения исключительно важно непрерыв
но удерживать направленное, сосредоточенное внимание на задан
ной части тела.
Итак, положите ладони симметрично на колени. Направьте все
внимание на внутренние ощущения - все внешнее при этом на время
как бы перестает для вас существовать. Сконцентрируйте внима
ние в правой ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям. В первую
очередь обратите внимание на следующие ощущения:
Практические упражнения
381