Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16424

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В иерархической структуре организации личности это соответ­

ствует таким логическим уровням по Г. Бейтсону, как духовность, 
идентичность (ответы на вопросы: «Кто я? В чем мое жизненное 
предназначение?») и убеждения («Зачем мне это нужно?»). 

В описываемой системе психокоррекционных упражнений 

сюда относятся следующие: 

◊ «Осознавание границ»; 
◊ «Банк поглаживаний» («Кто похвалит себя...»); 
◊ телесный подход к решению экзистенциальных проблем; 
◊ «Прогулка в детство» или элементы телесного психоанализа; 
◊ «Телесное триединство»; 
◊ «Поиск центра»; 
◊ «Первичный контроль»; 
◊ «Вторичный контроль»; 
◊ «Опоры внешние и внутренние»; 
◊ «Фотоальбом (Мой портрет)»; 

◊ «Семейное фото (Я сам)»; 
◊ «Кто Я»; 
◊ «Мое предназначение». 

III.

 Показатели социальной адаптированности:

 адекватность 

реакций на социальную среду, чувство положения в среде себе по­
добных и гармония взаимоотношений с ними; умение уживаться с 
окружающими и способность к самокоррекции поведения в соот­
ветствии с нормами, принятыми в коллективе; умение в то же вре­
мя добиваться самоутверждения в коллективе и в обществе без ущер­
ба для остальных его членов. 

Сюда относятся такие социально-опосредованные уровни лич­

ностной организации по Бейтсону, как способности/навыки 
(«как?») - поведение/действия («что?») - социальное окружение/ 
среда («где и когда?»). Улучшению психосоциальной адаптирован­
ности могут способствовать такие упражнения (наряду с перечис­

ленными ранее): 

◊ «Фоторобот» - проработка проекций и переносов; 
◊ телесно-ориентированные аффирмации; 
◊ телесно-ориентированная репетиция поведения; 
◊ «Чаша весов», или «Голос интуиции»; 
◊ «Круг времени»; 

Практические упражнения 

377 


background image

◊ «Марионетка»; 
◊ «Центр тяжести»; 
◊ «Заземление»; 
◊ «Перегрузка и невесомость»; 
◊ «Ванька-встанька». 

Осознавание и проработка неразрешенных проблем и поиск 

ответов на нерешенные вопросы, связанные с различными уровня­
ми организации личности, призваны привести к конечной цели лич­
ностного роста - их объединению или интеграции. Интеграция пред­
ставляется как процесс самоактуализации личности (А. Маслоу) или 
осознавание человеком собственной миссии (С. Коледа, 2000), ин­
тегральной цели, связывающей воедино разнородные части лично­
сти для достижения общей цели. 

1. Управление вниманием 

и чувственное осознавание 

Осознавание ощущений - как телесных, так и зрительных и 

слуховых образов, - представляет собой своеобразную тренировку 
умения жить в настоящем времени. Нередко сознание человека за­
полнено либо мечтами о будущем, либо воспоминаниями о прошлом. 
Таким образом, большую часть времени он пребывает в виртуаль­
ном мире. Задача упражнений чувственного осознавания - вернуть 
человеку переживание настоящего момента или, выражаясь слова­
ми психотерапевтического учебника, переместить его из «там и тог­
да» в «здесь и теперь». 

УПРАЖНЕНИЕ «РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ» 

Является аналогом упражнения, используемого в психосинте­

зе (по К. Боскин, в модификации) и предназначено для выработки 
навыка управления вниманием - его распределения или «распарал­
леливания». Подобное двухфокусное внимание полезно тем, что 

позволяет наблюдать на сознательном уровне одновременно за не­
сколькими процессами, протекающими вовне и внутри нас или же 
в нашем внутрипсихическом пространстве. В телесно-ориентиро-

378 

Глава 6 


background image

ванной психокоррекционной работе этот навык является весьма 
важным для психотерапевта, ибо дает возможность совмещать кон­
такт с пациентом и отслеживание собственного состояния в поис­
ках так называемого «вегетативного резонанса». При выполнении 
упражнений в целях личностного роста этот навык также является 
существенным, так как расфокусированное внимание позволяет до­
биться контроля состояния сознания (раздельное осознавание ак­
тивности «центра» и «периферии» сознания). 

а) Последовательное наблюдение за двумя внутренними про­

цессами: осознавание дыхания. Двухфазное распределение внима­
ния с игнорированием одной из фаз дыхания имитирует один из 
трансовых феноменов - так называемые индуцированные негатив­
ные галлюцинации. 

Вначале примите удобную позу, закрыв глаза и сосредоточив­

шись на наблюдении за внутренними ощущениями. При этом необ­

ходимо направить внимание на те ощущения, которые связаны с 

дыханием. Это могут быть ощущения движения живота и грудной 
клетки во время вдоха и выдоха... В этих же местах можно заме­
тить связанные с перемещением тела ощущения соприкосновения с 
одеждой... Можно почувствовать также движение воздуха в дыха­
тельных путях... прочувствовать его прохождение через нос, носо­
глотку, затем через гортань и трахею... Проследить, не возникает 

ли где-либо на этом пути ощущение препятствия прохождению воз­

духа... Можно также обнаружить, что на выдохе становятся более 
заметными ощущения биения сердца и некоторое напряжение в об­

ласти голосовых связок... Прислушайтесь - в прямом смысле этого 

слова - к своему дыханию. Послушайте этот звук, звук своего дыха­
ния. Заметьте, где он возникает. 

Наблюдая за дыханием, можно особенно прочувствовать те 

моменты, когда вдох сменяется выдохом и наоборот. В верхней 

точке вдоха автоматически возникает желание сделать выдох и 
связанное с этим специфическое ощущение... и в нижней точке вы­
доха зарождается желание скорее вдохнуть, сопровождающееся 
определенным ощущением... Если возникают словесно-оформлен­
ные мысли, отвлекающие от наблюдения за дыханием, то во вре­

мя вдоха мысленно произносим

 «я

 вдыхаю»... также и во время 

выдоха просто повторяем мысленно

 «я

 выдыхаю»... либо запол­

няем этот внутренний монолог повторением бессмысленных слов 

Практические упражнения 

379 


background image

или слогов (наподобие мантр), совмещая отслеживание дыхатель­
ных ощущений с наблюдением за телесным «резонансом» произ­
носимых звуков. 

Теперь наблюдаем только за одной фазой дыхания - думаем 

только о вдохе; выдох происходит спонтанно, автоматически, как 
бы совершенно независимо от нашей воли и желания, за пределами 
нашего внимания. В течение выдоха мы его как бы не замечаем, все 
внимание в это время занято только ожиданием вдоха. Затем через 
несколько минут переключаем внимание таким образом, что наблю­
даем только за выдохом, вдох происходит спонтанно и неосознанно, 
не привлекая внимания. 

Наконец, третья фаза упражнения - распределяем внима­

ние таким образом, чтобы удерживать в его поле и вдох, и вы­
дох... в то же время наблюдая за обеими фазами дыхания отре­
шенно, позволяя обоим процессам происходить спонтанно, свобод­
но, автоматически... При этом внимание пассивно, как в зеркале, 
отражает наблюдаемый процесс... и в то же время не фиксиру­
ется ни на чем конкретном. Достижение подобного состояния 
является целью упражнения; соответственно его необходимо все­
сторонне запомнить. 

б) Последовательное наблюдение за одним внутренним и од­

ним внешним процессом, сменяемое параллельным наблюде­
нием. 

Выберите некий внешний предмет, который будет служить для 

фиксации взгляда. В течение всего упражнения сохраняйте также 
фиксированную позу, не меняя положение головы. Вначале необходи­

мо сосредоточить внимание на внутренних ощущениях, на дыхании 

(10-12 вдохов/выдохов). Затем - открыть глаза, направить их на 

выбранный ранее предмет, представляющий собой с этого момента 
фокус вашего внимания (как бы «краем глаза» продолжая параллель­
но наблюдать за ощущениями дыхания), удерживая внимание подоб­
ным образом в течение аналогичного временного промежутка. Далее 
необходимо многократно чередовать периоды наблюдения преиму­
щественно за внутренними ощущениями и преимущественно за вне­

шним предметом. 

Финальная фаза упражнения: удерживая глаза открытыми, 

наблюдать одновременно за внешним предметом и внутренними 
ощущениями. 

380 

Глава 6 


background image

в) Усложненный вариант - параллельное наблюдение за дву­

мя внешними процессами (в случае двух зрительных объектов один 
воспринимается «центральным», другой «периферическим» зрени­
ем; если это два источника звука - они должны подаваться раздель­
но в правое и левое ухо и т.д. Подойдите к этому упражнению твор­
чески, с помощью фантазии). 

УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО С СОБОЙ» 

Упражнение предназначено для тренировки умения наблюдать 

за своими ощущениями. Это простейший навык самонаблюдения, 
наблюдения за собственными физиологическими процессами. В 
качестве объекта наблюдения используем, естественно, собственное 
тело - кисть правой руки (для левшей - наоборот). 

Первая фаза упражнения - подготовительная. Для разминки 

проделайте ряд очень простых движений, подготавливающих мате­

риал для последующей работы, обеспечивая множество физиологи­

ческих ощущений, которые просто нельзя не заметить. 

1. Соедините кончики пальцев обеих кистей, прижмите их друг 

к другу с усилием, опираясь ими друг о друга. Произведите с си­

лой 15-20 встречных движений ладонями, как бы сжимая вооб­

ражаемую резиновую грушу, находящуюся между ладонями, или 

как бы накачивая нечто в пространство между ладонями, ими­
тируя работу насоса. 

2. Энергично потирайте ладони одну о другую до появления ощу­

щения интенсивного тепла. 

3. Сильно и быстро не менее 10 раз сожмите и разожмите кулак, 

добиваясь ощущения утомления в мышцах кисти. 

4. Потрясите пассивно висящую кисть. 

В следующей фазе упражнения исключительно важно непрерыв­

но удерживать направленное, сосредоточенное внимание на задан­
ной части тела. 

Итак, положите ладони симметрично на колени. Направьте все 

внимание на внутренние ощущения - все внешнее при этом на время 
как бы перестает для вас существовать. Сконцентрируйте внима­
ние в правой ладони. Прислушайтесь к своим ощущениям. В первую 
очередь обратите внимание на следующие ощущения: 

Практические упражнения 

381