Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16421

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

1. Чувство веса. Чувствуете ли вы в кисти тяжесть или легкость? 

2. Чувство температуры. Чувствуете ли вы в кисти холод или 

тепло? 

3. Дополнительные ощущения (присутствуют не обязательно, но 

все же весьма часто): 
- сухость или влажность; 
- пульсация; 

покалывание; 

- ощущение прохождения электрического тока; 
- чувство «мурашек», «мороза по коже»; 
- онемение (обычно в кончиках пальцев); 
- вибрация; 
- мышечная дрожь. 

Может быть, вы почувствуете, что ладонь как бы излучает 

некоторую «энергию». Постарайтесь запомнить это полезное ощу­
щение, которое пригодится вам в дальнейшем. 

Может быть, вы почувствуете словно зарождающееся в паль­

цах, в кисти или в руке в целом движение - выпустите его на волю... 
Наблюдайте за ним как бы со стороны. Представьте, что ваше тело 
ожило и движется по собственной воле, независимо от вашего жела­
ния. (Нередко наблюдается непроизвольное сгибание пальцев, подъем, 

«всплывание» рук, а иногда и более развернутые движения.) Продол­

жайте наблюдать за ощущениями безотрывно, как бы погружаясь в 
этот процесс, мысленно отгораживаясь от всего окружающего, от 
всего внешнего. Старайтесь улавливать перемены в ощущениях, ибо 
ощущения никогда не остаются постоянными и неизменными; важ­

но только удерживать, концентрировать на них внимание, чтобы 
заметить эти изменения. Следите за тем, как ощущения меняют­
ся, то усиливаясь, то ослабевая, как они меняют свою локализацию, 
постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни 
ощущения уступают место другим. Продолжайте выполнять уп­

ражнение достаточно долго - не менее 8-10 минут, а если хватит 

терпения, то и еще дольше. 

Примечание.

 Если пристальное наблюдение за ощущениями 

в течение столь долгого времени оказывается трудным из-за того, 
что ваше внимание отвлекается на посторонние мысли, используй­
те прием Безоллы (цит. по В. Jencks, 1974). Для того чтобы сосредо-

382 

Глава 6 


background image

точить внимание на нужном материале и предотвратить наплыв ме­
шающей «умственной жвачки», займите сознание непрерывным 
мысленным проговариванием - словесным описанием ваших ощу­
щений. Не пытайтесь при этом анализировать, интеллектуализиро-
вать ваш чувственный опыт; просто говорите о том, что непосред­
ственно ощущаете; при этом снимается препятствующий самонаб­
людению излишний интеллектуальный контроль. 

Для остановки внутреннего диалога полезно также длитель­

ное мысленное проговаривание бессмысленных звукосочетаний или 
малоассоциированных аудиальных стереотипов (Захаров Н.П., 
2002). Это может быть многократное и непрерывное повторение 

одного и того же слова или бессмысленного звукосочетания (каким 
являются, к примеру, йогические мантры для человека, не знающе­
го их значения на санскрите). Как подчеркивает И. Шалиф, это не 
только способствует концентрации внимания на ощущениях вслед­
ствие прерывания отвлекающих мыслей, но и приводит к остановке 

процесса вербального мышления в целом за счет так называемого 
феномена семантического насыщения, что может также использо­
ваться для блокирования навязчивых мыслей. 

Необходимо отметить, что интенсивность ощущения волно­

образно колеблется - таковы физиологические закономерности 
нашего восприятия. При длительном непрерывном наблюдении 
за телесными ощущениями ярко проявляется феномен периоди­
ческих непроизвольных колебаний внимания - микроциклов с 
периодом от 2 до 12 секунд, описанных еще Н.Н. Ланге (цит. по 

Стрижак Л.Н., 2001). Этот естественный психофизиологический 

феномен, в свою очередь, может служить объектом фиксации 
внимания, что можно эффективно использовать как для форми­
рования измененных состояний сознания, так и для проработки 
телесных проявлений дисфункциональных паттернов. Он ис­

пользуется также в телесно-ориентированной психокоррекции: 
например, в методике vivation Дж. Леонарда пациенту дается 
инструкция «улавливать самые тонкие изменения ощущений», 
что, с одной стороны, физиологически обоснованно, так как под­
тверждается непосредственным сенсорным опытом пациента, а с 
другой - «по умолчанию» создает предпосылку для направлен­
ного, сознательного изменения наблюдаемых ощущений, форми­
руя у пациента уверенность в достижимости желаемого резуль­
тата. Подобная направленность внимания способствует модифи-

Практические упражнения 

383 


background image

кации активности соответствующего мозгового очага УПС, его 
«раскачиванию» для последующей психокоррекционной транс­
формации. 

УПРАЖНЕНИЕ «ВЫПУСТИТЕ СВОЮ ФАНТАЗИЮ НАРУЖУ» 

В основе этого упражнения лежит физиологический феномен 

синестезии. Важную роль играет также раскрепощение подсозна­
ния, высвобождение детской способности к игре, к фантазии. В сущ­
ности, цель описываемых упражнений - на короткое время позво­
лить человеку физиологически «вернуться в детство» или, по выра­
жению Д. Андерсона (1996), оживить природную способность 
чувствовать, понимать и изучать собственное тело с детской непос­
редственностью. Это помогает сосредоточить внимание на ощуще­
ниях хотя и обычных, но в то же время привычно не замечаемых, 
игнорируемых (так называемая деавтоматизация восприятия). Тем 
самым достигается особое состояние сознания, дающее в том числе 
полноту осознавания собственного тела. Как подчеркивает М. Фель-

денкрайз (2000), осознавание телесных ощущений, когда оно пол­
но, поддерживает гармоничную правильность деятельности тела. 

Сосредоточьте ваше внимание на каком-либо внутреннем ощу­

щении, как в предыдущем упражнении (это может быть по-прежне­

му ощущение в правой ладони или же в любом другом участке тела). 

Теперь попробуйте «поиграть» с этим ощущением, дать волю своей 

фантазии. Смелее используйте воображение!Попробуйте предста­
вить это ощущение вне вашего тела. Представьте, какой оно могло 
бы иметь цвет... форму... размеры... вес... плотность... температу­

ру... Попробуйте представить, какой могла бы быть фактура по­

верхности, если бы вы могли потрогать ее - гладкая или шерохова­
тая... Попробуйте также представить, какие могли бы быть с ним 
связаны запахи, вкус, звуки. В вашем внутреннем представлении 
ощущение может даже иметь свой голос, вы можете как бы поиг­

рать с ним в вопросы и ответы. (При этом не забывайте, что это 

только ваша внутренняя реальность, голос вашего собственного под­
сознания.) 

Примечание.

 В этом и в предыдущем упражнении отрабатыва­

ются не только навыки наблюдения за ощущениями, но и основы 
умения управлять ими, так как с точки зрения физиологии и выяв-

384 

Глава 6 


background image

ление тонких деталей (субмодальностей) при наблюдении за ощу­
щениями в предыдущем упражнении, и представление собственных 
внутренних ощущений в виде зрительных или звуковых образов 

(или других модальностей) позволяет как бы задействовать другие 

участки мозга, тем самым используя его резервы для управления 
своим самочувствием и настроением. При этом важно не заставлять 

насильно свой организм «выдать на-гора» ожидаемый результат -
желаемое телесное ощущение, зрительный или слуховой образ - не 
подталкивать упирающееся подсознание, а мягко попросить его... и 
терпеливо дожидаться. Как вы сможете убедиться, нужный резуль­

тат не заставит себя долго ждать. Иначе говоря, добиться цели в 
общении с собственным организмом можно и должно, не прикла­
дывая никаких волевых усилий. Это известный принцип «пассив­
ного воления» по У. Джеймсу, лежащий в основе методов обучения 
произвольному контролю функции внутренних органов, лечебного 
метода биологической обратной связи. «Пассивное воление опре­
деляется как воление человека дать вещам происходить так, как они 

происходят» (Фейдимен Дж., Фрейгер Р., 1994). Применительно к 
нашим упражнениям это соответствует вниманию, направленному 
на физиологические процессы, без усилия их изменить, с терпели­
вым ожиданием желаемого результата. Именно подобное состояние 
представляет физиологическую основу методов психологической 

саморегуляции. 

УПРАЖНЕНИЕ «ГОВОРИТЬ ПРАВДУ ЛЕГКО И ПРИЯТНО» 

Является аналогом упражнений, используемых в гештальт-те-

рапии (концентрация внимания на текущем моменте - «здесь и те­
перь», или фокальное осознание) и эриксоновской гипнотерапии. 
(Название упражнения - цитата из М.А. Булгакова.) Основу уп­
ражнения составляют концентрация на непрерывном потоке спон­
танных переживаний, осознавание собственного «потока сознания» 

(У. Джеймс) или «континуума сознания» (Ф. Перлз). 

Вербализация непосредственного сенсорного опыта способ­

ствует фиксации внимания на текущем моменте (принцип «здесь и 
сейчас»). Целью упражнения является достижение состояния не­
посредственного переживания, управление этим состоянием и его 
утилизация, позволяющая добиться большей сосредоточенности на 
настоящем, реалистичности и ответственности. (В самом деле, пред-

Практические упражнения  3 8 5 

13 - 11116 


background image

ставить это достаточно просто: осознавание собственного потока 
сознания и возможности управлять его состоянием позволяет чело­
веку в большей мере принимать на себя ответственность за содер­
жание этого потока и избавляться от своих иллюзий и негативных 
мыслей.) 

Еще одним важным механизмом психокоррекционного эффек­

та упражнения является возникновение ощущения «несуществен­
ности» (Нараньо К., 1995) или незначительности собственной мыс­
лительной продукции, служащего мостом между избеганием реаль­
ности и подлинным контактом с ней. Испытывая его, человек 
начинает ощущать, что он обычно отгораживается от реального 
мира, заслоняет от себя его подлинное видение с помощью разнооб­
разных шаблонов и фильтров восприятия. В роли последних могут 
выступать неправомерное обобщение, сведение нового опыта к ра­
нее известному - своеобразное «наклеивание ярлыков», пристраст­
ность и предрассудки, внедренные воспитанием, внушенные окру­
жающими людьми. Барьером адекватного восприятия служит и ги­
перрефлексия (В. Франкл), чрезмерная сосредоточенность мыслей 
человека на собственной личности и собственных умственных про­
цессах. Подобная чрезмерная интеллектуализация (привычное бес­
плодное умствование, призванное объяснить всё и вся), лежит в ос­
нове редукционизма, сведения сложных, комплексных проблем к 
элементарным объяснениям и простым решениям. 

На самом деле все эти способы ухода от действительности слу­

жат для того, чтобы заполнить внутреннюю пустоту и заглушить 
тревогу от возможного соприкосновения с противоречиями, слож­
ностями и трудностями настоящей, а не придуманной жизни. Для 
их устранения необходимо научить человека временно «девальви­
ровать» собственные мысли, что и достигается с помощью данного 
упражнения. 

Упражнение может выполняться как самостоятельно (диалог с 

самим собой, но обязательно произносимый вслух; можно заниматься 
перед зеркалом), так и в парах (с собеседником, который выслуши­
вает, не перебивая; при этом важно смотреть друг другу в лицо). 

а) Конкретно-чувственный вариант упражнения (1-й этап) 

Представляет собой словесное описание (в форме внешней 

речи) того сенсорного опыта, который осознается «здесь и сейчас». 

386 

Глава 6