Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16421
Скачиваний: 267
1. Чувство веса. Чувствуете ли вы в кисти тяжесть или легкость?
2. Чувство температуры. Чувствуете ли вы в кисти холод или
тепло?
3. Дополнительные ощущения (присутствуют не обязательно, но
все же весьма часто):
- сухость или влажность;
- пульсация;
покалывание;
- ощущение прохождения электрического тока;
- чувство «мурашек», «мороза по коже»;
- онемение (обычно в кончиках пальцев);
- вибрация;
- мышечная дрожь.
Может быть, вы почувствуете, что ладонь как бы излучает
некоторую «энергию». Постарайтесь запомнить это полезное ощу
щение, которое пригодится вам в дальнейшем.
Может быть, вы почувствуете словно зарождающееся в паль
цах, в кисти или в руке в целом движение - выпустите его на волю...
Наблюдайте за ним как бы со стороны. Представьте, что ваше тело
ожило и движется по собственной воле, независимо от вашего жела
ния. (Нередко наблюдается непроизвольное сгибание пальцев, подъем,
«всплывание» рук, а иногда и более развернутые движения.) Продол
жайте наблюдать за ощущениями безотрывно, как бы погружаясь в
этот процесс, мысленно отгораживаясь от всего окружающего, от
всего внешнего. Старайтесь улавливать перемены в ощущениях, ибо
ощущения никогда не остаются постоянными и неизменными; важ
но только удерживать, концентрировать на них внимание, чтобы
заметить эти изменения. Следите за тем, как ощущения меняют
ся, то усиливаясь, то ослабевая, как они меняют свою локализацию,
постепенно перемещаясь из одной точки в другую, наконец, как одни
ощущения уступают место другим. Продолжайте выполнять уп
ражнение достаточно долго - не менее 8-10 минут, а если хватит
терпения, то и еще дольше.
Примечание.
Если пристальное наблюдение за ощущениями
в течение столь долгого времени оказывается трудным из-за того,
что ваше внимание отвлекается на посторонние мысли, используй
те прием Безоллы (цит. по В. Jencks, 1974). Для того чтобы сосредо-
382
Глава 6
точить внимание на нужном материале и предотвратить наплыв ме
шающей «умственной жвачки», займите сознание непрерывным
мысленным проговариванием - словесным описанием ваших ощу
щений. Не пытайтесь при этом анализировать, интеллектуализиро-
вать ваш чувственный опыт; просто говорите о том, что непосред
ственно ощущаете; при этом снимается препятствующий самонаб
людению излишний интеллектуальный контроль.
Для остановки внутреннего диалога полезно также длитель
ное мысленное проговаривание бессмысленных звукосочетаний или
малоассоциированных аудиальных стереотипов (Захаров Н.П.,
2002). Это может быть многократное и непрерывное повторение
одного и того же слова или бессмысленного звукосочетания (каким
являются, к примеру, йогические мантры для человека, не знающе
го их значения на санскрите). Как подчеркивает И. Шалиф, это не
только способствует концентрации внимания на ощущениях вслед
ствие прерывания отвлекающих мыслей, но и приводит к остановке
процесса вербального мышления в целом за счет так называемого
феномена семантического насыщения, что может также использо
ваться для блокирования навязчивых мыслей.
Необходимо отметить, что интенсивность ощущения волно
образно колеблется - таковы физиологические закономерности
нашего восприятия. При длительном непрерывном наблюдении
за телесными ощущениями ярко проявляется феномен периоди
ческих непроизвольных колебаний внимания - микроциклов с
периодом от 2 до 12 секунд, описанных еще Н.Н. Ланге (цит. по
Стрижак Л.Н., 2001). Этот естественный психофизиологический
феномен, в свою очередь, может служить объектом фиксации
внимания, что можно эффективно использовать как для форми
рования измененных состояний сознания, так и для проработки
телесных проявлений дисфункциональных паттернов. Он ис
пользуется также в телесно-ориентированной психокоррекции:
например, в методике vivation Дж. Леонарда пациенту дается
инструкция «улавливать самые тонкие изменения ощущений»,
что, с одной стороны, физиологически обоснованно, так как под
тверждается непосредственным сенсорным опытом пациента, а с
другой - «по умолчанию» создает предпосылку для направлен
ного, сознательного изменения наблюдаемых ощущений, форми
руя у пациента уверенность в достижимости желаемого резуль
тата. Подобная направленность внимания способствует модифи-
Практические упражнения
383
кации активности соответствующего мозгового очага УПС, его
«раскачиванию» для последующей психокоррекционной транс
формации.
УПРАЖНЕНИЕ «ВЫПУСТИТЕ СВОЮ ФАНТАЗИЮ НАРУЖУ»
В основе этого упражнения лежит физиологический феномен
синестезии. Важную роль играет также раскрепощение подсозна
ния, высвобождение детской способности к игре, к фантазии. В сущ
ности, цель описываемых упражнений - на короткое время позво
лить человеку физиологически «вернуться в детство» или, по выра
жению Д. Андерсона (1996), оживить природную способность
чувствовать, понимать и изучать собственное тело с детской непос
редственностью. Это помогает сосредоточить внимание на ощуще
ниях хотя и обычных, но в то же время привычно не замечаемых,
игнорируемых (так называемая деавтоматизация восприятия). Тем
самым достигается особое состояние сознания, дающее в том числе
полноту осознавания собственного тела. Как подчеркивает М. Фель-
денкрайз (2000), осознавание телесных ощущений, когда оно пол
но, поддерживает гармоничную правильность деятельности тела.
Сосредоточьте ваше внимание на каком-либо внутреннем ощу
щении, как в предыдущем упражнении (это может быть по-прежне
му ощущение в правой ладони или же в любом другом участке тела).
Теперь попробуйте «поиграть» с этим ощущением, дать волю своей
фантазии. Смелее используйте воображение!Попробуйте предста
вить это ощущение вне вашего тела. Представьте, какой оно могло
бы иметь цвет... форму... размеры... вес... плотность... температу
ру... Попробуйте представить, какой могла бы быть фактура по
верхности, если бы вы могли потрогать ее - гладкая или шерохова
тая... Попробуйте также представить, какие могли бы быть с ним
связаны запахи, вкус, звуки. В вашем внутреннем представлении
ощущение может даже иметь свой голос, вы можете как бы поиг
рать с ним в вопросы и ответы. (При этом не забывайте, что это
только ваша внутренняя реальность, голос вашего собственного под
сознания.)
Примечание.
В этом и в предыдущем упражнении отрабатыва
ются не только навыки наблюдения за ощущениями, но и основы
умения управлять ими, так как с точки зрения физиологии и выяв-
384
Глава 6
ление тонких деталей (субмодальностей) при наблюдении за ощу
щениями в предыдущем упражнении, и представление собственных
внутренних ощущений в виде зрительных или звуковых образов
(или других модальностей) позволяет как бы задействовать другие
участки мозга, тем самым используя его резервы для управления
своим самочувствием и настроением. При этом важно не заставлять
насильно свой организм «выдать на-гора» ожидаемый результат -
желаемое телесное ощущение, зрительный или слуховой образ - не
подталкивать упирающееся подсознание, а мягко попросить его... и
терпеливо дожидаться. Как вы сможете убедиться, нужный резуль
тат не заставит себя долго ждать. Иначе говоря, добиться цели в
общении с собственным организмом можно и должно, не прикла
дывая никаких волевых усилий. Это известный принцип «пассив
ного воления» по У. Джеймсу, лежащий в основе методов обучения
произвольному контролю функции внутренних органов, лечебного
метода биологической обратной связи. «Пассивное воление опре
деляется как воление человека дать вещам происходить так, как они
происходят» (Фейдимен Дж., Фрейгер Р., 1994). Применительно к
нашим упражнениям это соответствует вниманию, направленному
на физиологические процессы, без усилия их изменить, с терпели
вым ожиданием желаемого результата. Именно подобное состояние
представляет физиологическую основу методов психологической
саморегуляции.
УПРАЖНЕНИЕ «ГОВОРИТЬ ПРАВДУ ЛЕГКО И ПРИЯТНО»
Является аналогом упражнений, используемых в гештальт-те-
рапии (концентрация внимания на текущем моменте - «здесь и те
перь», или фокальное осознание) и эриксоновской гипнотерапии.
(Название упражнения - цитата из М.А. Булгакова.) Основу уп
ражнения составляют концентрация на непрерывном потоке спон
танных переживаний, осознавание собственного «потока сознания»
(У. Джеймс) или «континуума сознания» (Ф. Перлз).
Вербализация непосредственного сенсорного опыта способ
ствует фиксации внимания на текущем моменте (принцип «здесь и
сейчас»). Целью упражнения является достижение состояния не
посредственного переживания, управление этим состоянием и его
утилизация, позволяющая добиться большей сосредоточенности на
настоящем, реалистичности и ответственности. (В самом деле, пред-
Практические упражнения 3 8 5
13 - 11116
ставить это достаточно просто: осознавание собственного потока
сознания и возможности управлять его состоянием позволяет чело
веку в большей мере принимать на себя ответственность за содер
жание этого потока и избавляться от своих иллюзий и негативных
мыслей.)
Еще одним важным механизмом психокоррекционного эффек
та упражнения является возникновение ощущения «несуществен
ности» (Нараньо К., 1995) или незначительности собственной мыс
лительной продукции, служащего мостом между избеганием реаль
ности и подлинным контактом с ней. Испытывая его, человек
начинает ощущать, что он обычно отгораживается от реального
мира, заслоняет от себя его подлинное видение с помощью разнооб
разных шаблонов и фильтров восприятия. В роли последних могут
выступать неправомерное обобщение, сведение нового опыта к ра
нее известному - своеобразное «наклеивание ярлыков», пристраст
ность и предрассудки, внедренные воспитанием, внушенные окру
жающими людьми. Барьером адекватного восприятия служит и ги
перрефлексия (В. Франкл), чрезмерная сосредоточенность мыслей
человека на собственной личности и собственных умственных про
цессах. Подобная чрезмерная интеллектуализация (привычное бес
плодное умствование, призванное объяснить всё и вся), лежит в ос
нове редукционизма, сведения сложных, комплексных проблем к
элементарным объяснениям и простым решениям.
На самом деле все эти способы ухода от действительности слу
жат для того, чтобы заполнить внутреннюю пустоту и заглушить
тревогу от возможного соприкосновения с противоречиями, слож
ностями и трудностями настоящей, а не придуманной жизни. Для
их устранения необходимо научить человека временно «девальви
ровать» собственные мысли, что и достигается с помощью данного
упражнения.
Упражнение может выполняться как самостоятельно (диалог с
самим собой, но обязательно произносимый вслух; можно заниматься
перед зеркалом), так и в парах (с собеседником, который выслуши
вает, не перебивая; при этом важно смотреть друг другу в лицо).
а) Конкретно-чувственный вариант упражнения (1-й этап)
Представляет собой словесное описание (в форме внешней
речи) того сенсорного опыта, который осознается «здесь и сейчас».
386
Глава 6