Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16420
Скачиваний: 267
При этом речь структурирована следующим образом: каждая фраза
начинается с обязательной части, описывающей непосредственный
чувственный опыт: «Я вижу...», или «Я слышу...», или «Я чув
ствую...» - с детальным описанием той зрительной, слуховой или
кинестетической информации, которая в данный момент привлека
ет ваше внимание.
Итак, говорите не переставая, без пауз, обо всем, что вы в дан
ный момент видите вокруг себя, или слышите, или замечаете на уров
не телесных ощущений. Когда речь продолжается безостановочно
достаточно длительное время, возникает особое состояние просто
ты и естественности, в котором можно почувствовать себя по-на
стоящему легко и приятно... состояние, в котором «что на уме, то и
на языке»... состояние устранения внутренней двойственности, ког
да выключается привычное для каждого человека «двоемыслие»...
когда не надо играть роль перед собеседником, внутренне напрягать
ся и кривить душой... когда можно действительно побыть самим со
бой... Почувствуйте связанные с этим состоянием ощущения... за
помните само состояние, чтобы возвращаться к нему впоследствии.
В дальнейшем подобный навык наблюдения за телесными ощу
щениями и «потоком сознания» используется как ресурс для само
анализа, для идентификации чувств. С его помощью человек может
в определенной мере влиять на свое эмоциональное состояние, что
бы перестать быть беспомощной игрушкой в руках собственного
подсознания и сделать свое внутреннее состояние и самочувствие
менее зависимыми от внешних обстоятельств. С другой стороны, он
позволяет человеку избежать и противоположной крайности - от
казаться от излишнего сознательного контроля. В этой связи умест
но вспомнить рецепт личностного роста по Ф. Перлзу - его знаме
нитую парадоксальную рекомендацию «потерять рассудок и тем са
мым прийти в чувство» (цит. по Р. Нельсон-Джоунс, 2002).
Можно увидеть также сходство данного варианта упражнения
- самокомментирования собственного осознавания и восприятия -
с различными медитативными техниками. Аналогично практике
медитации с помощью подобной простой техники осознавания, ос
нованной на приостанавливании апперцепции (В.В. Макаров, 2001),
можно избавиться от субъективности, предвзятости привычного
взгляда на мир, вернуть свежесть и непосредственность восприя
тия. Данная психотехника способствует и развитию навыков само
практические упражнения 387
13*
контроля эмоций благодаря осознаванию человеком того, что воз
никновение бурной эмоциональной реакции зависит не только и не
столько от реальных событий, сколько от его отношения к ним, от
его субъективной оценки происходящего.
6) Ассоциативный вариант (2-й этап)
Напоминает свободные ассоциации в жанре психоаналитичес
кой «разговорной терапии» с привязкой логических ассоциаций к
непосредственному чувственному опыту. При этом к описанному
ранее формату высказываний добавляется продолжение фразы, ее
вторая половина. Она более произвольна и кратко описывает те ас
социации, которые могут возникнуть в связи с чувственным осоз-
наванием: «...и это вызывает у меня мысль о том, что...»
Итак, вы продолжаете описывать все то, что осознаете в дан
ное время... стараясь проговаривать все свои мысли, не оставляя их
на потом... Вначале мысли как бы теснятся в очереди, торопясь быть
озвученньши... но постепенно «скорость течения» потока сознания
(внутренней речи) согласуется со скоростью речи внешней... таким
образом, что вы действительно успеваете произнести каждую
мысль, как только она всплывает в вашем сознании... так, что вы
произносите ВСЁ, что приходит в голову... Поддерживайте подоб
ное состояние некоторое время, продолжая озвучивать поток ваше
го сознания... и это может привести к неожиданным полезным ре
зультатам.
Цель упражнения в данном варианте - освободить поток со
знания от внутренней цензуры, благодаря чему доступными осозна
ванию могут становиться ранее вытесненные мысли. При этом не
редко наступает новое осознавание старой проблемы - инсайт, «вне
запное понимание» (В. Келер) или «ага-переживание» (Ф. Перлз).
Подобный новый взгляд на конкретную проблему, ранее казавшую
ся неразрешимой, может приводить к ее снятию, к отреагированию
ранее вытесненных эмоций - катарсис по 3. Фрейду или, иными сло
вами, эффект исповеди. Систематическая практика «осознавания
собственного сознания» способствует его раскрепощению, восста
новлению непосредственности восприятия, устранению его ограни
чений и искажений.
388
Глава 6
Дело в том, что упомянутые механизмы сознательной цензуры
функционируют на уровне предсознательного восприятия (предвос-
приятия, по К. Роджерсу, предсознания в ранне-фрейдовской мо
дели личности). И если текущий сенсорный опыт противоречит со
знательным представлениям человека о себе - «Я-концепции», то
он просто не допускается в сознание. Человек при этом ограни
чивает свое мысленное поле зрения невидимыми шорами. Он мо
жет упорно отрицать очевидные факты, так как действительно не
осознает определенные фрагменты окружающей его реальности и
может с полным правом сказать: «Я этого не вижу... не слышу... не
чувствую». Снятие этих барьеров представляет собой одну из важ
нейших целей личностного роста. «Люди психологически благо
получны в той степени, в какой их представления о себе позволяют
им воспринимать существенный сенсорный и висцеральный опыт»
(Нельсон-Джоунс Р., 2002). Открытость для опыта является од
ной из важных характеристик самоактуализированной личности
(А. Маслоу).
В дальнейшем описанная в данном упражнении техника ис
пользуется в качестве подготовительного этапа различных методик
саморегуляции - как для предварительного «разогрева» и настрой
ки (перехода в измененное состояние сознания), так и для переклю
чения внимания и снятия эмоционального дискомфорта.
УПРАЖНЕНИЕ «МЫСЛЕННЫЙ РЕВИЗОР»
Представляет собой способ оптимизировать поток сознания,
сделать его более целесообразным (ментальный менеджмент) или
очистить его от негативных (или нежелательных) мыслей - своего
рода «психологическое очищение».
Для этого необходимо, во-первых, замедлить поток сознания,
то есть скорость внутренней речи. Так же, как и в предыдущем уп
ражнении, каждую возникающую мысль необходимо проговари
вать - вслух или «про себя». (Аналогом служат известные медита
тивные техники. При сравнении же с современными психотехника
ми можно сказать, что это как бы известная техника «быстрого
чтения»... наоборот.) При этом каждая новая мысль должна сопро
вождаться собственным же комментарием, оценкой ее целесообраз
ности. Тем самым устранение негативных мыслей осуществляется
за счет повышения эффективности «внутренней цензуры», которая
Практические упражнения
389
из предсознания (по 3. Фрейду) переносится в сознание. Таким об
разом, саморегуляция психического состояния осуществляется за
счет функционирования «Эго как наблюдателя» (Фрейд А., 1999).
Итак, начинаем «озвучивать» поток собственного сознания.
При этом каждую мысль подвергаем пристрастному критическому
анализу по следующей схеме:
◊
Зачем мне необходима эта мысль?
◊
Какие зрительные или слуховые образы с ней связаны ?
◊
Какие телесные ощущения?
◊
Какие эмоции она вызывает ?
◊
Нужна ли она мне в данный момент, прямо сейчас?
Поймав «лишнюю» мысль, осознав ее нецелесообразность, не
обходимо сразу же от нее избавиться.
Последнее можно осуществить различными способами:
◊ на уровне восприятия - переключить внимание на конкретный
чувственный опыт (вижу... слышу... чувствую...) с его вербали
зацией (как в предыдущем упражнении);
◊ позитивно переформулировать мысль (аффирмации);
◊ логически ее оспорить;
◊ трансформировать (в наиболее простом варианте - «стереть»)
мешающую мысль на образном уровне:
- визуально - техника «школьная визуализация»: предста
вить эту фразу, написанную мелом на доске, и мысленно
стереть ее мокрой тряпкой;
- аудиально - техника «радиоприемник»: представить эту
фразу звучащей в радиоэфире... затем настройка мыслен
ного радиоприемника постепенно меняется... волна, на ко
торой идет прием, как бы «уплывает»... и звук восприни
маемой речи постепенно гаснет и, наконец, полностью те
ряется на фоне радиошума.
Работа с визуальными и аудиальными образами откры
вает поистине необозримый простор для фантазии - мож
но использовать и другие способы их мысленной трансфор
мации.
390 Глава 6
- кинестетически - устранение дискомфортных ощущений
с помощью мышечного расслабления и направленного ды
хания (см. далее о технике релаксационно-дыхательной
терапии).
УПРАЖНЕНИЕ «МАРИОНЕТКА»
Предназначено для выработки навыка управления состояни
ем сознания путем переключения в диссоциированное (имеется в
виду диссоциация сознания и телесных ощущений, когда человек
представляет себя «вне тела») и ассоциированное (более тесно свя
занное с телом) состояние. Ассоциированное состояние является
естественным, более непосредственным и «детским». Пребывая в
нем, человек как бы привязан к своим телесным ощущениям, при
этом он наиболее ярко и полно переживает эмоциональные реак
ции. В диссоциированном же состоянии наше сознание в опреде
ленной мере отделено от телесного восприятия и от собственных
эмоций. Подобное состояние может быть использовано для того,
чтобы избежать нежелательных эмоций.
Физиологически диссоциация связана с изменением режима
совместного функционирования различных участков мозга, имею
щих непосредственное отношение к осознаваемым психическим
процессам (преимущественно коры полушарий мозга). При этом
происходит диссоциация именно самосознания - процесс, который
можно описать как отделение осознавания своего тела от осознава-
ния собственного «Я». Возникающее функциональное разобщение
различных областей коры мозга приводит к изменению характера
взаимосвязей между «центром» сознания (лобная кора левого по
лушария, двигательные центры устной и письменной речи) и его
«периферией» (в первую очередь сенсорными и ассоциативными зо
нами постцентральных отделов коры обоих полушарий), благодаря
чему информация о телесных ощущениях и эмоционально-телесных
проявлениях просто не попадает в зону осознавания.
Традиционно в различных психотехниках (к примеру, НЛП)
диссоциированное состояние служит для кратковременного «отде
ления» от негативных эмоций, связанных с психотравмирующей
ситуацией (лечение фобий и др.). Обычно при этом применяется
визуально-кинестетическая диссоциация, когда «окно» осознавания
заполняется зрительными образами, полностью отвлекающими вни-
Практические упражнения
391