Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16420

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

При этом речь структурирована следующим образом: каждая фраза 
начинается с обязательной части, описывающей непосредственный 

чувственный опыт: «Я вижу...», или «Я слышу...», или «Я чув­
ствую...» - с детальным описанием той зрительной, слуховой или 
кинестетической информации, которая в данный момент привлека­
ет ваше внимание. 

Итак, говорите не переставая, без пауз, обо всем, что вы в дан­

ный момент видите вокруг себя, или слышите, или замечаете на уров­
не телесных ощущений. Когда речь продолжается безостановочно 
достаточно длительное время, возникает особое состояние просто­
ты и естественности, в котором можно почувствовать себя по-на­
стоящему легко и приятно... состояние, в котором «что на уме, то и 
на языке»... состояние устранения внутренней двойственности, ког­
да выключается привычное для каждого человека «двоемыслие»... 
когда не надо играть роль перед собеседником, внутренне напрягать­
ся и кривить душой... когда можно действительно побыть самим со­
бой... Почувствуйте связанные с этим состоянием ощущения... за­
помните само состояние, чтобы возвращаться к нему впоследствии. 

В дальнейшем подобный навык наблюдения за телесными ощу­

щениями и «потоком сознания» используется как ресурс для само­
анализа, для идентификации чувств. С его помощью человек может 
в определенной мере влиять на свое эмоциональное состояние, что­
бы перестать быть беспомощной игрушкой в руках собственного 
подсознания и сделать свое внутреннее состояние и самочувствие 
менее зависимыми от внешних обстоятельств. С другой стороны, он 
позволяет человеку избежать и противоположной крайности - от­
казаться от излишнего сознательного контроля. В этой связи умест­
но вспомнить рецепт личностного роста по Ф. Перлзу - его знаме­
нитую парадоксальную рекомендацию «потерять рассудок и тем са­
мым прийти в чувство» (цит. по Р. Нельсон-Джоунс, 2002). 

Можно увидеть также сходство данного варианта упражнения 

- самокомментирования собственного осознавания и восприятия -
с различными медитативными техниками. Аналогично практике 
медитации с помощью подобной простой техники осознавания, ос­
нованной на приостанавливании апперцепции (В.В. Макаров, 2001), 
можно избавиться от субъективности, предвзятости привычного 
взгляда на мир, вернуть свежесть и непосредственность восприя­

тия. Данная психотехника способствует и развитию навыков само­

практические упражнения 387 

13* 


background image

контроля эмоций благодаря осознаванию человеком того, что воз­
никновение бурной эмоциональной реакции зависит не только и не 
столько от реальных событий, сколько от его отношения к ним, от 
его субъективной оценки происходящего. 

6) Ассоциативный вариант (2-й этап) 

Напоминает свободные ассоциации в жанре психоаналитичес­

кой «разговорной терапии» с привязкой логических ассоциаций к 
непосредственному чувственному опыту. При этом к описанному 
ранее формату высказываний добавляется продолжение фразы, ее 
вторая половина. Она более произвольна и кратко описывает те ас­
социации, которые могут возникнуть в связи с чувственным осоз-
наванием: «...и это вызывает у меня мысль о том, что...» 

Итак, вы продолжаете описывать все то, что осознаете в дан­

ное время... стараясь проговаривать все свои мысли, не оставляя их 
на потом... Вначале мысли как бы теснятся в очереди, торопясь быть 
озвученньши... но постепенно «скорость течения» потока сознания 

(внутренней речи) согласуется со скоростью речи внешней... таким 

образом, что вы действительно успеваете произнести каждую 

мысль, как только она всплывает в вашем сознании... так, что вы 

произносите ВСЁ, что приходит в голову... Поддерживайте подоб­
ное состояние некоторое время, продолжая озвучивать поток ваше­
го сознания... и это может привести к неожиданным полезным ре­
зультатам. 

Цель упражнения в данном варианте - освободить поток со­

знания от внутренней цензуры, благодаря чему доступными осозна­
ванию могут становиться ранее вытесненные мысли. При этом не­
редко наступает новое осознавание старой проблемы - инсайт, «вне­
запное понимание» (В. Келер) или «ага-переживание» (Ф. Перлз). 

Подобный новый взгляд на конкретную проблему, ранее казавшую­

ся неразрешимой, может приводить к ее снятию, к отреагированию 
ранее вытесненных эмоций - катарсис по 3. Фрейду или, иными сло­

вами, эффект исповеди. Систематическая практика «осознавания 
собственного сознания» способствует его раскрепощению, восста­
новлению непосредственности восприятия, устранению его ограни­
чений и искажений. 

388 

Глава 6 


background image

Дело в том, что упомянутые механизмы сознательной цензуры 

функционируют на уровне предсознательного восприятия (предвос-
приятия, по К. Роджерсу, предсознания в ранне-фрейдовской мо­

дели личности). И если текущий сенсорный опыт противоречит со­
знательным представлениям человека о себе - «Я-концепции», то 
он просто не допускается в сознание. Человек при этом ограни­

чивает свое мысленное поле зрения невидимыми шорами. Он мо­
жет упорно отрицать очевидные факты, так как действительно не 
осознает определенные фрагменты окружающей его реальности и 
может с полным правом сказать: «Я этого не вижу... не слышу... не 
чувствую». Снятие этих барьеров представляет собой одну из важ­
нейших целей личностного роста. «Люди психологически благо­
получны в той степени, в какой их представления о себе позволяют 
им воспринимать существенный сенсорный и висцеральный опыт» 
(Нельсон-Джоунс Р., 2002). Открытость для опыта является од­
ной из важных характеристик самоактуализированной личности 
(А. Маслоу). 

В дальнейшем описанная в данном упражнении техника ис­

пользуется в качестве подготовительного этапа различных методик 
саморегуляции - как для предварительного «разогрева» и настрой­
ки (перехода в измененное состояние сознания), так и для переклю­
чения внимания и снятия эмоционального дискомфорта. 

УПРАЖНЕНИЕ «МЫСЛЕННЫЙ РЕВИЗОР» 

Представляет собой способ оптимизировать поток сознания, 

сделать его более целесообразным (ментальный менеджмент) или 
очистить его от негативных (или нежелательных) мыслей - своего 
рода «психологическое очищение». 

Для этого необходимо, во-первых, замедлить поток сознания, 

то есть скорость внутренней речи. Так же, как и в предыдущем уп­
ражнении, каждую возникающую мысль необходимо проговари­

вать - вслух или «про себя». (Аналогом служат известные медита­
тивные техники. При сравнении же с современными психотехника­
ми можно сказать, что это как бы известная техника «быстрого 
чтения»... наоборот.) При этом каждая новая мысль должна сопро­
вождаться собственным же комментарием, оценкой ее целесообраз­
ности. Тем самым устранение негативных мыслей осуществляется 
за счет повышения эффективности «внутренней цензуры», которая 

Практические упражнения 

389 


background image

из предсознания (по 3. Фрейду) переносится в сознание. Таким об­
разом, саморегуляция психического состояния осуществляется за 
счет функционирования «Эго как наблюдателя» (Фрейд А., 1999). 

Итак, начинаем «озвучивать» поток собственного сознания. 

При этом каждую мысль подвергаем пристрастному критическому 
анализу по следующей схеме: 

 Зачем мне необходима эта мысль? 

 Какие зрительные или слуховые образы с ней связаны ? 

 Какие телесные ощущения? 

 Какие эмоции она вызывает ? 

 Нужна ли она мне в данный момент, прямо сейчас? 

Поймав «лишнюю» мысль, осознав ее нецелесообразность, не­

обходимо сразу же от нее избавиться. 

Последнее можно осуществить различными способами: 

◊ на уровне восприятия - переключить внимание на конкретный 

чувственный опыт (вижу... слышу... чувствую...) с его вербали­
зацией (как в предыдущем упражнении); 

◊ позитивно переформулировать мысль (аффирмации); 
◊ логически ее оспорить; 
◊ трансформировать (в наиболее простом варианте - «стереть») 

мешающую мысль на образном уровне: 
- визуально - техника «школьная визуализация»: предста­

вить эту фразу, написанную мелом на доске, и мысленно 

стереть ее мокрой тряпкой; 

- аудиально - техника «радиоприемник»: представить эту 

фразу звучащей в радиоэфире... затем настройка мыслен­
ного радиоприемника постепенно меняется... волна, на ко­
торой идет прием, как бы «уплывает»... и звук восприни­
маемой речи постепенно гаснет и, наконец, полностью те­
ряется на фоне радиошума. 

Работа с визуальными и аудиальными образами откры­

вает поистине необозримый простор для фантазии - мож­
но использовать и другие способы их мысленной трансфор­
мации. 

390 Глава 6 


background image

- кинестетически - устранение дискомфортных ощущений 

с помощью мышечного расслабления и направленного ды­
хания (см. далее о технике релаксационно-дыхательной 
терапии). 

УПРАЖНЕНИЕ «МАРИОНЕТКА» 

Предназначено для выработки навыка управления состояни­

ем сознания путем переключения в диссоциированное (имеется в 
виду диссоциация сознания и телесных ощущений, когда человек 
представляет себя «вне тела») и ассоциированное (более тесно свя­
занное с телом) состояние. Ассоциированное состояние является 
естественным, более непосредственным и «детским». Пребывая в 
нем, человек как бы привязан к своим телесным ощущениям, при 
этом он наиболее ярко и полно переживает эмоциональные реак­
ции. В диссоциированном же состоянии наше сознание в опреде­
ленной мере отделено от телесного восприятия и от собственных 
эмоций. Подобное состояние может быть использовано для того, 
чтобы избежать нежелательных эмоций. 

Физиологически диссоциация связана с изменением режима 

совместного функционирования различных участков мозга, имею­
щих непосредственное отношение к осознаваемым психическим 
процессам (преимущественно коры полушарий мозга). При этом 
происходит диссоциация именно самосознания - процесс, который 
можно описать как отделение осознавания своего тела от осознава-
ния собственного «Я». Возникающее функциональное разобщение 
различных областей коры мозга приводит к изменению характера 
взаимосвязей между «центром» сознания (лобная кора левого по­
лушария, двигательные центры устной и письменной речи) и его 

«периферией» (в первую очередь сенсорными и ассоциативными зо­
нами постцентральных отделов коры обоих полушарий), благодаря 

чему информация о телесных ощущениях и эмоционально-телесных 
проявлениях просто не попадает в зону осознавания. 

Традиционно в различных психотехниках (к примеру, НЛП) 

диссоциированное состояние служит для кратковременного «отде­
ления» от негативных эмоций, связанных с психотравмирующей 

ситуацией (лечение фобий и др.). Обычно при этом применяется 
визуально-кинестетическая диссоциация, когда «окно» осознавания 
заполняется зрительными образами, полностью отвлекающими вни-

Практические упражнения 

391