Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16409
Скачиваний: 267
вавшиеся, вытеснявшиеся и связанные как с хроническим мышеч
ным напряжением («отраженные» боли), так и главным образом с
функциональными расстройствами внутренних органов, нарушени
ями их нервной регуляции, вызванными «замороженными», неотре-
агированными эмоциями. Помимо этого, релаксация обеспечивает
именно то функциональное состояние нервной системы, в котором
становится возможной реальная саморегуляция, то есть устранение
«дефектов» нервно-рефлекторного контроля вегетативной сферы,
собственной «жизни тела». Это «охранительное торможение» кор
ковых центров левого полушария мозга («усыпление» внутренней
критики, словесно-логического мышления) и относительная акти
вация, «растормаживание» правого полушария, более тесно связан
ного с регуляцией деятельности внутренних органов.
И здесь необходимо провести границу между обычным само
внушением и саморегуляцией. Известно, что внушение или само
внушение применительно к телесным проблемам («у меня ничего
не болит» в смысле «я не чувствую боль») может действительно при
носить облегчение, освобождение от телесного дискомфорта. По
добный эффект, который можно назвать психогенной анестезией
(или внушенными в гипнозе «негативными галлюцинациями»), до
стигается за счет повышения порога болевой чувствительности, бо
лее глубокого вытеснения нежелательных ощущений, а также дис
социации, попытки отделить от себя телесную боль, представить ее
как нечто чужеродное. При этом используются естественно-природ
ные, инстинктивные защитные механизмы психики, предназначен
ные для устранения кратковременной физической боли, облегчения
обычных физических недугов, вызванных сугубо внешними причи
нами. Применительно же к боли душевной, к заболеваниям психо
соматического круга достигаемое облегчение оказывается лишь вре
менным, а то и мнимым, так как истинная причина дискомфорта -
внутренняя, психологическая - остается неустраненной. А порой
еще и усугубляется, так как усиление вытеснения и диссоциации в
подобном случае нередко приводит к еще большей фрагментации
личности, изоляции той ее подсознательной части, которая связана
с актуальной проблемой, выражающейся на телесном уровне в виде
дискомфорта. Тем самым происходит не разрешение, а углубление
внутреннего психологического конфликта, наиболее ярким прояв
лением которого (в «чистом» виде) становится формирование кон
версионных телесных расстройств.
Практические упражнения
407
3.
Дыхательная саморегуляция,
подробно описанная далее в
упражнениях «Направленное дыхание», «Противоболевое дыхание»
и «Круговое дыхание». Они базируются на феномене респиратор-
но-кинестетической синхронизации (РКС), на основе которого ста
новится возможным управление телесными ощущениями и созна
тельная регуляция функционального состояния внутренних орга
нов и связанных с ними отделов нервной системы.
3. Дыхательная саморегуляция
Механизмы регуляции психоэмоционального состояния с по
мощью дыхания обсуждались нами ранее, при описании психоте
рапевтических методов В. Райха и А. Лоуэна. В их основе лежит
соответствие определенных паттернов дыхания конкретным психо
эмоциональным состояниям, их взаимовлияние (согласно теории
происхождения эмоций по Джеймсу - Ланге). Так, например, по
выражению Ф. Перлза, «тревога - это переживание затрудненного
дыхания» на фоне эмоционального возбуждения (Perls e.a., 1951).
Интуитивное понимание людьми этой закономерности нашло от
ражение в языке. Можно упомянуть такие образные выражения,
описывающие эмоционально-насыщенные состояния, как «переве
сти дыхание», «затаив дыхание» и др.
К этому необходимо добавить, что и рецепт дыхательной само
регуляции известен человечеству с незапамятных времен. В общем
виде он наиболее удачно описан Г. Джаксоном (1991): «Привести в
соответствующую гармонию свои мысли, свою волю и дыхание».
Практически важно, что при переходе от дыхания, свойственного
переживанию стресса, к другому типу дыхания, характерному для
состояния покоя, человек может изменить свое эмоциональное со
стояние. Для этого необходимо выработать ряд практических на
выков.
1. Навык длительного непрерывного
наблюдения за телесны
ми ощущениями
(сенсорного осознавания). Применительно к дыха
нию он включает наблюдение за самим процессом дыхания, за его
ритмикой, а также связанными с дыханием разнообразными физи
ологическими ощущениями. Данное умение наиболее простое и до
ступное. Тем не менее оно нуждается в тщательной проработке в
408
Глава 6
связи с тем, что человек привыкает не обращать внимание на свое
дыхание - так же, как и на другие автоматически регулируемые
физиологические процессы (работа сердца, перистальтика пищева
рительного тракта и др.).
2. Поддерживать глубокое
брюшное дыхание
в течение доста
точно длительного времени (15-20 минут). Формированию этого
навыка необходимо уделить особое внимание, так как для многих
людей он вступает в противоречие с культурально обусловленны
ми дыхательными стереотипами.
3. Комбинация предыдущих навыков, которая позволяет мыс
ленно
направлять дыхание
в определенный участок тела, иными
словами, синхронизировать дыхание с изменениями телесных ощу
щений в выбранной области, «раскачивать» естественную пульса
цию ощущений, волнообразное изменение их интенсивности, доби
ваясь усиления заданных ощущений или, реже, ослабления неже
лательных.
УПРАЖНЕНИЕ «ДЫШИМ ЖИВОТОМ»
Это простое упражнение предназначено для тренировки
брюшного дыхания - важного физиологического инструмента ре
лаксации.
Лягте на спину. Расслабьтесь. Начните дышать животом. Вни
мательно следите за тем, чтобы грудная клетка практически не при
нимала участия в дыхании. Для контроля положите ладонь левой
руки на грудь, правой - на живот. Дышите животом и только жи
вотом, так, чтобы правая ладонь поднималась и опускалась при вдо
хе/выдохе, левая же оставалась неподвижной. (В качестве вспомо
гательного средства можно ограничить дыхательные движения груд
ной клетки принудительно, например, туго забинтовав ее или стянув
с помощью подручного куска плотной ткани.) Обратите внимание,
что глубокое брюшное дыхание включает и содружественные дви
жения таза (отодвигание назад на вдохе и выдвижение вперед
-
на
выдохе).
Если вы обнаружите, что заданный режим дыхания начинает
без особых проблем поддерживаться и сам по себе, без вашего конт
роля, можете через 3-5 минут переходить к выполнению следующе
го упражнения.
Практические упражнения
409
УПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЛЯЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ»
В этом упражнении используется различная психофизиологи
ческая роль вдоха и выдоха:
◊ вдох - возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напря
жение, сопровождается ощущением прохлады;
◊ выдох - успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, по
могает расслаблению мышц, сопровождается ощущением теп
ла. Эта функция выдоха используется для более полного рас
слабления и успокоения эмоций, для чего необходимо
расслаб
лять
мышцы именно
в момент выдоха.
Используйте приобретенные ранее навыки расслабления, брюш
ного дыхания. После того как вы уже проделали процедуру мышечно
го расслабления, повторите ее еще раз, все время поддерживая ды
хание животом. При этом мысленно представляйте движения и на
пряжение мышц на вдохе, расслабление - на выдохе, мысленно же.
направляя дыхание в соответствующую группу мышц. После завер
шения процедуры сравните, насколько полнее вам удалось добиться
расслабления, «подключая» дыхание. Затем переходите к выполне
нию следующего упражнения, не выходя из достигнутого состояния
расслабления.
Резюме:
на сознательном уровне дыхание углубляет мышеч
ное расслабление, усиливая ощущения тяжести и тепла. На автома
тическом же, рефлекторном уровне мышечный тонус согласуется с
дыхательным рефлексом, благодаря чему наиболее эффективно рас
слабление мышц происходит именно в момент выдоха. Поэтому в
дальнейших упражнениях релаксацию целесообразно совмещать с
расслабляющим брюшным дыханием (особенно с направленным,
когда внимание фиксируется одновременно на дыхании и ощуще
ниях в области расслабляемой группы мышц).
УПРАЖНЕНИЕ «ДЫХАНИЕ НА СЧЕТ»
Описание этого упражнения начнем с краткого физиологичес
кого обоснования. До сих пор мы использовали «симметричное»
дыхание, в котором вдох и выдох симметричны, одинаковы по дли-
410
Глава 6
тельности. Помня о различной психофизиологической роли вдоха и
выдоха, попробуем представить, что получится, если использовать
разную продолжительность вдоха и выдоха, разное их соотношение.
Очевидно, что мы получим два противоположных типа дыхания:
дыхание с преобладанием вдоха - активизирующее (медленный,
протяжный вдох, сменяющийся быстрым выдохом - напряжение,
мобилизация, сбрасывание сонливости, усталости). Дыхание с пре
обладанием выдоха - успокаивающее (быстрый вдох, медленный
выдох - расслабление, снятие эмоционального возбуждения, ослаб
ление боли, дискомфорта и прочих неприятных внутренних ощуще
ний, неторопливый отдых, переход ко сну). Наше очередное упраж
нение будет предназначено для выработки навыка «асимметрично
го» дыхания. Истоки этого упражнения, традиционно применяемого
в различных курсах аутогенной тренировки (Беляев Г.С. и соавт.,
1977) и мышечной релаксации, уходят в систему йогических дыха
тельных упражнений - пранаяму (Каптен Ю.Л., 1993).
Продолжительность вдоха и выдоха будем задавать с помощью
счета; к примеру, ритм дыхания 4:2 будет означать долгий вдох (де
лая вдох, мысленно считаем: 1... 2... 3... 4...) и короткий выдох (на
счет 1... 2...)
[Примечание: обратите внимание, что в данном уп
ражнении чередование вдоха и выдоха, в отличие от йоговского
дыхания - пранаямы, осуществляется без пауз. И если ранее мы не
акцентировали на этом внимание, то далее везде будем применять
именно такой способ дыхания. Это так называемое «связное» или
циркулярное дыхание, применяемое в таких психотехниках, как
ребефинг (re-birthing, по Л. Орру), вайвейшн (vivation, по Дж. Лео
нарду) и «Свободное дыхание» (С. Всехсвятский, В. Козлов). Оно
гораздо проще и к тому же ближе к естественному - понаблюдайте
за животными, как правило, они дышат без пауз.]
Вначале в данном упражнении, как и в предыдущих, будем ис
пользовать полезные свойства выдоха, растянув его, удлинив по срав
нению со вдохом («успокаивающее» дыхание); затем потренируем
ся в «мобилизующем» дыхании. Итак, расслабляемся и начинаем
дышать животом в естественном ритме. Затем начинаем дышать
на счет, поддерживая соотношение вдоха и выдоха 3:3. Дышим в этом
режиме в течение минуты или больше, до тех пор, пока установит
ся самоподдерживающийся, как бы автоматический ритм дыхания.
Когда вы обнаружите, что не нужно больше думать о сохранении
Практические упражнения
411