Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15639

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

вения, внешнего давления, то обычно при вдохе оно усиливается, при 
выдохе же его «нажим» ослабевает. Если это ощущение внутренней 
тяжести, то обычно при вдохе тяжесть растет, «наливается», со­
ответственно при выдохе тяжесть уменьшается, «тает». Будьте 
очень внимательны - поначалу изменения могут быть едва замет­
ными; по ходу наблюдения они обычно усиливаются (так устроено 
наше внимание). После появления устойчивого ощущения в центре 
грудной клетки, по-разному отзывающегося на вдох и выдох, дайте 
волю своей фантазии, вообразив, что дыхание, вдыхаемый воздух 
помимо его движения через дыхательные пути, проходит еще и че­

рез этот участок, мысленно представив, что вы дышите через этот 

участок вашего тела. Подышите подобным образом хотя бы 4-5 
минут. Затем попробуйте таким же образом мысленно направить 

ваше дыхание в другие участки тела, например, в область переноси­
цы; в область пупка; в область большого пальца на правой ступне... 

Словом, в любую произвольно выбранную область тела. 

УПРАЖНЕНИЕ «РУКА РУКУ ЧУВСТВУЕТ» 

Упражнение предназначено для дальнейшего развития навы­

ков самонаблюдения, а именно способности воспринимать так на­
зываемые «тонкие» ощущения, в обычном состоянии сознания яв­
ляющиеся неразличимыми, подпороговыми. С точки же зрения 
физиологии происходит такое естественное явление, как произволь­
ное снижение порога чувствительности нервной системы, связан­
ное с изменением функционального состояния. При этом достига­
ется ряд полезных побочных эффектов (возможность быстро повли­
ять на свое состояние, успокоиться,

 «взять себя в руки» в буквальном 

смысле),

 благодаря чему после определенной тренировки можно 

использовать это упражнение в любой обстановке, чтобы быстро 
справиться с эмоциями и нормализовать самочувствие. 

Почему сосредоточение внимания на ощущениях в кистях ока­

зывает заметное влияние на состояние мозга, да и организма в це­
лом? Любопытные ассоциации вызывает и то, что соединение ладо­
ней, с одной стороны, используется во многих оздоровительных 
системах, а с другой стороны, во многих религиях подобные жесты 
(или определенные положения ладоней, фиксированные положе­
ния пальцев - «мудры») используются верующими во время мо­
литв и других ритуалов. 

Практические упражнения  4 1 7 

1 4 - 11116 


background image

Как известно, все процессы, относящиеся к нашему сознанию, -

все, что мы видим, слышим, чувствуем, о чем думаем, - связаны с 
деятельностью нервных клеток, находящихся в коре больших по­

лушарий головного мозга. Кора мозга образует своего рода «эк­
ран», на который проецируется и поверхность тела, и сетчатка гла­
за, и другие органы чувств (экранный принцип организации не­
рвной системы). При этом функции восприятия ощущений, 
связанных с нашим телом, а также управления скелетными мыш­

цами, то есть произвольных движений, сосредоточены в соседних, 
близлежащих участках коры (так называемые пре- и постцентраль­
ная извилины, находящиеся по обеим сторонам центральной бо­
розды, на стыке лобной и теменной долей полушарий мозга), обра­
зуя довольно компактную область. Внутри же этой области площади 
зон, связанных с различными частями тела (так называемых корко­
вых проекционных зон - областей коры, куда соответствующие час­
ти тела как бы проецируются, как слайды на экран), разительно не­
пропорциональны . 

Биологический смысл подобной диспропорции в том, что раз­

меры этих зон коры мозга зависят не от размера соответствующих 
частей тела, а от их значимости для организма. И поэтому площадь, 
занимаемая проекционной зоной

 кисти,

 больше, чем любой другой 

части тела - и туловища, и головы, и прочих. Поэтому сосредоточе­
ние внимания на ощущениях, связанных с кистью, захватывает го­
раздо больший, чем для любой другой части тела, участок коры, а 
соответственно и оказывает большее воздействие на состояние мозга 
и на сознание. (С этим же связано полезное действие самомассажа 
кисти, особенно пальцев, рефлекторно стимулирующее соответству­
ющие зоны коры мозга - в том числе с помощью четок, пальцевых 
колец-массажеров, китайских кистевых «шаров здоровья», а также 
эффект методов рефлексотерапии Су-Джок и других, использую­

щих активные точки на кисти.) 

Примите удобную для расслабления позу в положении сидя, ла­

дони лежат на коленях. Добейтесь расслабления мышц рук. Слегка 
приподнимите предплечья, повернув ладони друг к другу, держа их 
параллельно. Почувствуйте ладони ваших рук, пальцы, ощутите, как 
живет эта часть вашего тела, как бы независимо от вас. Постарай­
тесь отвлечься от всего остального, что вас окружает, от всего внеш­
него. Можете закрыть глаза, если так удобнее, чтобы сосредото-

418 

Глава 6 


background image

читъ все внимание на ощущениях в кистях рук, отслеживая мель­
чайшие перемены в них. Затем начните медленно, очень медленно пе­

ремещать руки навстречу одна другой, постепенно сближая их до 

тех пор, пока одна ладонь начнет чувствовать другую на расстоя­
нии (обычно от 5 до 30 см), когда в одной ладони появится ощущение 

«присутствия» другой, обычно воспринимаемое как чувство слабого 

тепла. В этом положении остановитесь, прислушайтесь к ощуще­
ниям, запомните их. Затем продолжите сближение ладоней, прибли­

зив их на расстояние 2-3 см. Обратите внимание, ощущается ли 
между ладонями притяжение или отталкивание. Если, как это иногда 

бывает, ладони вначале остановились на сравнительно большом рас­
стоянии друг от друга, если они двигаются рывками, если ощущает­
ся сопротивление их сближению, преодолевайте это сопротивление, 
одновременно углубляя дыхание. Наблюдайте за ощущениями в ла­
донях, за их изменением непрерывно в течение 5-6 минут. Затем 
отметьте изменения в своем самочувствии и настроении... и проде­

лайте активизирующий выход. 

УПРАЖНЕНИЕ «ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ ЛАДОНИ» 

(«ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ») 

Навыки концентрации, развиваемые предыдущим упражнени­

ем, здесь сочетаются с направленным дыханием. Одновременно и 
параллельно с выполнением упражнения запоминайте достигнутое 
комфортное состояние, чтобы к нему в любой момент можно было 
вернуться (отдых, психологическая защита, снятие стресса). Имен­
но параллельно, не заставляя себя, не напрягаясь, без усилий, что 
крайне важно с точки зрения принципа «пассивного воления», ле­
жащего в основе психологической саморегуляции (У. Джеймс, 

Э. Куэ). 

Антистрессовое действие этого упражнения связано также с 

использованием рефлекторных механизмов реакции релаксации. 

Как упоминалось при ее описании (в главе «Психофизиологичес­
ки-ориентированные модели психосоматических расстройств»), эта 

защитная антистрессовая реакция нашего организма связана с рас­
ширением сосудов удаленных от туловища отделов конечностей, что 
сопровождается появлением в этих участках тела чувства тепла. 

Помимо того, при глубоком брюшном дыхании на выдохе в связи с 
повышением внутригрудного давления несколько затрудняется ве-

Практические упражнения  4 1 9 

14* 


background image

нозный отток из верхней части тела. Это служит дополнительным 
физиологическим механизмом, усиливающим ощущения тепла в 
кистях рук. 

Итак, проделайте все то же, что и в предыдущем упражне­

нии, с одним существенным дополнением: когда ваши ладони при­
близятся друг к другу, понаблюдайте, как ощущения в них меня­
ются вместе с дыханием. Наблюдайте, как ощущения (особенно 
чувство тепла) меняются при вдохе в одну сторону, при выдохе - в 
противоположную. Затем мысленно направьте туда ваше дыха­
ние. Можете представить, как во время выдоха теплая волна из 
центра груди распространяется по наружной стороне плеча... пред­
плечья... наконец, доходит до кисти. Проследите за прохождением 
волны тепла на протяжении 8-10 выдохов. Убедитесь, что тепло 
в ладонях, в пальцах растет. Продолжайте дышать «через ладо­
ни» еще несколько минут, добиваясь устойчивого, интенсивного, 
симметричного ощущения тепла. (Это исключительно важно!Если 
вначале при выполнении упражнения заметна явственная разница 
ощущений в правой и левой кисти, необходимо довести ощущения 
до выравнивания, что и лежит в основе гармонизации состояния 
нервной системы.) Параллельно достигается состояние покоя и 
внутреннего комфорта. Запомнив это состояние, проделайте ак­
тивизирующий выход. 

Для усиления эффекта и, самое главное, для целенаправлен­

ной психокоррекции (самопрограммирования) описанное упражне­
ние может сопровождаться мысленным проговариванием позитив­
ных самоинструкций (аффирмаций), которое осуществляется на 
выдохе (подробнее см. далее упражнение «Телесно-ориентирован­
ные аффирмаций»). При этом задействуются различные физиоло­
гические механизмы психокоррекции: 

◊ сенсорное осознавание, благодаря которому левое полушарие 

занято контролем дыхания и осознаванием телесных ощуще­
ний, что приводит к относительному «раскрепощению» пра­
вого полушария; 

◊ брюшное, диафрагмальное дыхание, активирующее реакцию 

релаксации через естественную физиологическую стимуляцию 
блуждающего нерва; 

420 

Глава 6 


background image

◊ наблюдение за асимметрией ощущений в правой и левой руке, 

а также в целом на правой и левой половине тела, которое спо­
собствует синхронизации активности полушарий; 

◊ наблюдение за ощущениями тепла и тяжести в отдаленных 

участках тела, за их перемещением, сопряженным с дыханием 

(«вегетативные потоки», по В. Райху), способствующее углуб­

лению состояния релаксации и активирующее процессы само­
регуляции со стороны вегетативной нервной системы. 

Состояние нервной системы при выполнении данного упраж­

нения обычно соответствует поверхностному измененному состоя­
нию сознания (кинестетическому трансу) или переходному состоя­
нию, в котором происходит относительная активация правополу-
шарных механизмов психики на фоне снижения активности 
левополушарного рационально-критического мышления. Именно 
подобное снижение критики, «когда воля уступает воображению», 
как известно, используется в методе самовнушения по Э. Куэ. На 
этом фоне словесные самоинструкции наиболее эффективно усва­
иваются правым полушарием и воспринимаются им как руковод­
ство к действию, выполняя свою программирующую функцию. 

УПРАЖНЕНИЕ «КРУГОВОЕ ДЫХАНИЕ» 

Это упражнение, заимствованное из дыхательной гимнасти­

ки ци-гун, мягко балансирует состояние вегетативных центров и 
нервной системы в целом. Помимо успокаивающего действия оно 
вызывает еще и оздоровительный, общеукрепляющий эффект. Оно 
основано на перемещении (с помощью мысленно направляемого 
дыхания) ощущения тепла, являющегося физиологическим экви­
валентом «жизненной энергии ци» в китайской медицине. Пере­
мещение этой «биоэнергии» происходит соответственно естествен­
ному, заложенному природой в конструкции человеческого орга­
низма пути ее протекания: вниз по передней поверхности туловища 
и далее вверх по спине, шее и через макушку головы. Тем самым 
образуется замкнутый контур, называемый в даосской йоге «ма­
лым небесным кругом», в котором согласно древним представле­
ниям энергия в процессе циркуляции накапливается и затем рас­
пределяется по системе каналов или меридианов («большой не­
бесный круг»). Важно отметить аналогию ощущения постепенно 

Практические упражнения 

421