Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16399

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

жете также попробовать перемещать ощущение боли из одной час­

ти тела в другую. Ощущение может рассеяться по дороге либо на 
новом месте начать вести себя по-другому, трансформироваться 
во вполне безобидное. Наблюдайте, как неприятные ощущения умень­
шаются, во многих случаях вплоть до их полного исчезновения.

 [Если, 

конечно, это не аппендицит или другая острая хирургическая пато­
логия. Но даже и в этом случае наступает существенное облегче­
ние, боль уменьшается, вне зависимости от ее происхождения - будь 
то зубная боль или родовые схватки.] 

Чтобы усилить оздоровительный эффект и ускорить исчезно­

вение боли, упражнение можно соединить с описанным ранее «Ды­

ханием через ладони». Для этого необходимо приблизить к больному 
месту ладонь (или обе ладони, если его площадь велика) и как бы ды­

шать через них одновременно. Между ладонью и поверхностью кожи 
должен оставаться промежуток около 1 см, при этом на вдохе мож­
но слегка приближать ладонь к больному месту, на выдохе - ото­
двигать (так, чтобы объем движений не превышал 0,5-1 см). Мож­
но и просто наложить ладонь (обычно правую - более «нагретую») 
на больное место. Постарайтесь почувствовать, как во время выдо­

ха ладонь прогревает больной участок. Попробуйте представить, 

что ладонь как бы «излучает» нечто (тепло, «энергию»), входящее в 
тело и рассеивающее боль. 

Еще одним ресурсом, который можно подключить для повы­

шения эффективности упражнения, является расслабление мышц 
прорабатываемого участка тела. Для этого используйте стати­
ческое напряжение: вначале во время вдоха напрягите мышцы так 
сильно, как можете, не производя при этом никаких движений в 
суставах. Задерживая дыхание, продолжайте удерживать напря­
женное состояние так долго, как удается (в идеале 1-1,5 мину­
ты). Затем сделайте резкий выдох, одновременно сбрасывая мы­
шечное напряжение. Повторите этот прием несколько раз до по­
явления в мышцах знакомых ощущений тяжести и тепла. 

[Особенно действенна эта техника, если первоначальные ощуще­
ния боли, дискомфорта и проч., от которых нужно избавиться, 
вызваны локальным мышечным напряжением и наличием болез­
ненных мышечных уплотнений.] 

Улавливайте самые тонкие позитивные изменения ощущений. 

Попробуйте представить зрительный образ боли (вспомните уп­

ражнение «Выпустите свою фантазию наружу»). Представляйте, 

Практические упражнения 427 


background image

как этот зрительный образ, первоначально находящийся внутри ва­
шего тела, постепенно как бы выходит наружу вместе с дыханием 
во время выдоха (помните, что нужно мысленно направлять дыха­
ние в больное место). Наблюдайте, как с каждым выдохом он умень­
шается в размерах, переходит из вашего тела во внешнее простран­
ство. При этом можете мысленно направлять зрительный образ 
боли, собирающейся снаружи, вне вашего тела, на какой-либо вне­
шний предмет (реальный или воображаемый), проецируя на него 
этот образ, как на экран. Наблюдайте, как все меньше и меньше боли 
остается внутри, все. больше и больше собирается снаружи... до тех 
пор, пока полностью от нее избавитесь. Для закрепления достигну­
того эффекта завершите вашу мысленную работу предыдущим уп­

ражнением с соединением рук. 

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕКРАЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА», 

ИЛИ «МЕДИТАЦИЯ НА ДЫХАНИИ» 

Упражнение предназначено для формирования навыка управ­

ления состоянием сознания и перехода в медитативное состояние 

(управляемое измененное состояние сознания). По словам А. Мин-
делла (2000), медитация - открытость сознания всему, что требу­
ет выхода наружу из подсознательных глубин. Как выразился 

Э. Штритматтер, «если я не буду иногда молчать, я не услышу, 

чего же хочет и ждет от меня жизнь» (цит. по М. Шойфету, 2003). 

Необходимое и достаточное условие открытой сознательно-под­

сознательной коммуникации состоит в том, чтобы очистить поток 
сознания от словесно оформленных мыслей. Тем самым достига­
ется состояние, которое описывается как «внутреннее безмолвие» 
(К. Кастанеда, 1997) или «мысленная тишина», иными словами, 
прекращение внутреннего диалога, деактивация логического мыш­
ления или дерефлексия в терминологии В. Франкла. 

Сама по себе подобная «внутренняя тишина» способствует 

высвобождению правого, невербального полушария из-под гнета 
левого, словесно-логического и нормализации межполушарных от­
ношений, на чем и основано психокоррекционное и оздоровитель­
ное воздействие разнообразных медитативных практик (см. Кап-
тен Ю.Л., 1993). Так, умение входить в медитативное состояние 

«внутренней тишины» в сочетании с навыком телесного самонаб­

людения дает удобный способ прерывания навязчивых негатив-

428 

Глава 6 


background image

ных мыслей, устранения состояний тревожности или депрессии. 

Полное (как внешнее, так и внутреннее) молчание, внутрен­

няя тишина - способ возвращения человека к «истинной природе» 
(см. раздел, посвященный эмпатии и вегетативному резонансу). Тех­
ники, традиционно применяемые для этой цели, направлены на то, 
чтобы депотенцировать сознание, заглушить голос Эго. Для этого 
можно: 

а) усыпить сознание, погрузиться в состояние «сна наяву» (ре­

лаксация, сенсорная депривация); 

б) подавить внутреннюю речь (К. Кастанеда). При этом ее мож­

но свести к механической речи (беспрерывное самокомменти­
рование, как в технике ТМ - трансцендентальной медитации) 
или же речи монотонно-стереотипной (мантры в йогических 
практиках). Таким образом можно замедлить поток сознания 
или даже остановить его (гурджиевское упражнение «Стоп», 
модифицированное Ф. Александером); 

в) отвлечь сознание, загрузить его непрерывной монотонной де­

ятельностью (динамическая медитация, суфийские «танцы»). 
Либо деавтоматизировать сознание (А. Дейкман), занять его, 
как ребенка, забавной «игрушкой»-головоломкой, не имею­
щей стереотипно-логического решения. Инструментом подоб­
ного рода служат дзенские загадки-коаны (вспомним в каче­
стве иллюстрации классический пример - коан «хлопок од­
ной ладони», под которым подразумевается как физическая, 
так и мысленная тишина). В поисках ответа на них человек 
полностью погружается в себя (происходит своего рода «коа-
низация» сознания). При этом он в конце концов неизбежно 
отходит от стереотипов рационального, словесно-оформлен­
ного мышления. Точнее, рациональное мышление капиту­
лирует перед неразрешимым, на его взгляд, логическим про­
тиворечием и регрессирует к детскому, невербальному мыш­
лению. 

Говоря о прикладном, психотерапевтическом использовании 

медитации, необходимо подчеркнуть в первую очередь ее незаме­
нимую роль как инструмента, с помощью которого человек может 
противостоять собственным негативным мыслям и вызванному ими 
эмоциональному дискомфорту. Достигается это следующими спо­
собами: 

Практические упражнения 

429 


background image

◊ Можно остановить внутренний монолог, добиться состояния 

«ментальной тишины», заглушив тем самым критический, са­
мообвинительный голос Супер-Эго. Эту задачу решает меди­
тация per se, «в чистом виде». 

◊ Либо на основе достигнутого медитативного состояния «внут­

ренней внимательности» и готовности к самопрограммирова­
нию (саморегуляции) можно вступить в «энергичную дискус­
сию» с негативными мыслями (А. Эллис) и в этом споре пере­
убедить и успокоить собственное подсознание. 

◊ Наконец, можно просто «перешагнуть» через негативные мыс­

ли, настроить себя на позитивную точку зрения, погрузившись 

в медитативное состояние и повторяя формулы самовнушения 
(аффирмации). 

Образно говоря, сущность медитации в том, чтобы просто-на­

просто на время... забыть обычную человеческую способность гово­
рить. Забыть, как разговаривать, забыть слова и то, как из них скла­

дываются фразы. Забыть простую человеческую речь, забыть язык 
слов и вернуться к невербальному языку телесных ощущений и зри­
тельных образов. Метафорически медитативное состояние можно 
назвать сном наяву или сном с открытыми глазами. Это состояние 

«воспрятия наоборот», когда внутренний мир как бы становится 
внешним, занимая все пространство осознавания. 

Итак, медитация понимается как состояние внутреннего без­

молвия или состояния «без мыслей», точнее, без словесно оформ­
ленных мыслей. Исключительно важно, что подобное состояние 
является для человека естественным, изначально-природным. И 
опыт проживания подобных состояний есть практически у каждо­
го - даже у тех, кто никогда не занимался медитативной практи­

кой осознанно. Речь идет о различных естественных трансовых со­
стояниях (ETC), возникающих спонтанно и сопровождающихся 
позитивным эмоциональным настроем. Главные условия их появ­

ления - во-первых, молчание, а во-вторых, монотонная ритмичес­
кая деятельность, которой сам человек занимается охотно, кото­
рая поглощает его внимание и выполняется в спокойном, неспеш­

ном темпе. Это может быть и работа, воспринимаемая как отдых 
(к примеру, вязание или копание на грядках), и различные формы 
активного отдыха, особенно на лоне природы, вдали от городско-

430 

Глава 6 


background image

го шума и суеты (такие, как рыбалка, пешие походы или просто 
бег трусцой), и даже... детская игра в «молчанку» (аналог «про­
двинутых» йогических или суфийских духовно-медитативных 
упражнений). Как справедливо отмечает Р. Коуплан (2000), «са­
мостоятельное вхождение в транс - это сознательное расширение 
повседневного опыта». 

Таким образом, главное содержание процесса медитации - при­

остановка внутренней речи. Отдельно следует описать с точки зре­
ния современной психологии поистине неоценимую роль подобно­
го навыка для устранения эмоционального дискомфорта. Для этого 
необходимо совершить воображаемое «путешествие во времени» -
вернуться в детство, к истокам овладения ребенком речью. 

Вспомним, что ребенок усваивает человеческую речь в обще­

нии с окружающими, перенимает ее от старших, которые с помо­
щью слов управляют поведением ребенка. Отсюда возникает про­
граммирующая функция речи (А.Р. Лурия): постепенно ребенок сам 
начинает использовать речь для управления собственным поведе­
нием - вначале повторяя вслух приказы и запреты для самого себя. 
Затем этот процесс переносится во внутреннее психологическое 
пространство, как бы «сворачивается». Внешняя речь, которая яв­

ляется носителем словесно-логического мышления, совершенству­

ется до автоматизма и переходит во внутреннюю речь, скорость ко­
торой в несколько раз выше. Именно благодаря этому процессу, 
описываемому культурно-исторической теорией развития высших 
психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) как интерио-
ризация, человек становится действительно человеком, то есть су­
ществом социальным, несущим в себе слепок культурно-социаль­
ного наследия общества. 

Но этот процесс имеет и оборотную сторону - ту цену, кото­

рую каждый из нас невольно платит за право быть человеком. Ста­
новясь автоматическим, частично неосознаваемым процессом, 

внутренняя речь порой может так же автоматически, вне созна­

тельного контроля реализовывать свою программирующую фун­
кцию, в частности, управляя эмоциональным состоянием челове­
ка. При этом внутренняя речь часто повторяет те воспитательно-
критические стереотипы, которые ребенок выслушивал от 
родителей (фрейдовское Супер-Эго). Тем самым создается меха­

низм неосознаваемого нагнетания психологической напряженно­
сти, навязчивого «пережевывания» негативных мыслей (ирраци-

Практические упражнения 

431