Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16399
Скачиваний: 267
жете также попробовать перемещать ощущение боли из одной час
ти тела в другую. Ощущение может рассеяться по дороге либо на
новом месте начать вести себя по-другому, трансформироваться
во вполне безобидное. Наблюдайте, как неприятные ощущения умень
шаются, во многих случаях вплоть до их полного исчезновения.
[Если,
конечно, это не аппендицит или другая острая хирургическая пато
логия. Но даже и в этом случае наступает существенное облегче
ние, боль уменьшается, вне зависимости от ее происхождения - будь
то зубная боль или родовые схватки.]
Чтобы усилить оздоровительный эффект и ускорить исчезно
вение боли, упражнение можно соединить с описанным ранее «Ды
ханием через ладони». Для этого необходимо приблизить к больному
месту ладонь (или обе ладони, если его площадь велика) и как бы ды
шать через них одновременно. Между ладонью и поверхностью кожи
должен оставаться промежуток около 1 см, при этом на вдохе мож
но слегка приближать ладонь к больному месту, на выдохе - ото
двигать (так, чтобы объем движений не превышал 0,5-1 см). Мож
но и просто наложить ладонь (обычно правую - более «нагретую»)
на больное место. Постарайтесь почувствовать, как во время выдо
ха ладонь прогревает больной участок. Попробуйте представить,
что ладонь как бы «излучает» нечто (тепло, «энергию»), входящее в
тело и рассеивающее боль.
Еще одним ресурсом, который можно подключить для повы
шения эффективности упражнения, является расслабление мышц
прорабатываемого участка тела. Для этого используйте стати
ческое напряжение: вначале во время вдоха напрягите мышцы так
сильно, как можете, не производя при этом никаких движений в
суставах. Задерживая дыхание, продолжайте удерживать напря
женное состояние так долго, как удается (в идеале 1-1,5 мину
ты). Затем сделайте резкий выдох, одновременно сбрасывая мы
шечное напряжение. Повторите этот прием несколько раз до по
явления в мышцах знакомых ощущений тяжести и тепла.
[Особенно действенна эта техника, если первоначальные ощуще
ния боли, дискомфорта и проч., от которых нужно избавиться,
вызваны локальным мышечным напряжением и наличием болез
ненных мышечных уплотнений.]
Улавливайте самые тонкие позитивные изменения ощущений.
Попробуйте представить зрительный образ боли (вспомните уп
ражнение «Выпустите свою фантазию наружу»). Представляйте,
Практические упражнения 427
как этот зрительный образ, первоначально находящийся внутри ва
шего тела, постепенно как бы выходит наружу вместе с дыханием
во время выдоха (помните, что нужно мысленно направлять дыха
ние в больное место). Наблюдайте, как с каждым выдохом он умень
шается в размерах, переходит из вашего тела во внешнее простран
ство. При этом можете мысленно направлять зрительный образ
боли, собирающейся снаружи, вне вашего тела, на какой-либо вне
шний предмет (реальный или воображаемый), проецируя на него
этот образ, как на экран. Наблюдайте, как все меньше и меньше боли
остается внутри, все. больше и больше собирается снаружи... до тех
пор, пока полностью от нее избавитесь. Для закрепления достигну
того эффекта завершите вашу мысленную работу предыдущим уп
ражнением с соединением рук.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕКРАЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА»,
ИЛИ «МЕДИТАЦИЯ НА ДЫХАНИИ»
Упражнение предназначено для формирования навыка управ
ления состоянием сознания и перехода в медитативное состояние
(управляемое измененное состояние сознания). По словам А. Мин-
делла (2000), медитация - открытость сознания всему, что требу
ет выхода наружу из подсознательных глубин. Как выразился
Э. Штритматтер, «если я не буду иногда молчать, я не услышу,
чего же хочет и ждет от меня жизнь» (цит. по М. Шойфету, 2003).
Необходимое и достаточное условие открытой сознательно-под
сознательной коммуникации состоит в том, чтобы очистить поток
сознания от словесно оформленных мыслей. Тем самым достига
ется состояние, которое описывается как «внутреннее безмолвие»
(К. Кастанеда, 1997) или «мысленная тишина», иными словами,
прекращение внутреннего диалога, деактивация логического мыш
ления или дерефлексия в терминологии В. Франкла.
Сама по себе подобная «внутренняя тишина» способствует
высвобождению правого, невербального полушария из-под гнета
левого, словесно-логического и нормализации межполушарных от
ношений, на чем и основано психокоррекционное и оздоровитель
ное воздействие разнообразных медитативных практик (см. Кап-
тен Ю.Л., 1993). Так, умение входить в медитативное состояние
«внутренней тишины» в сочетании с навыком телесного самонаб
людения дает удобный способ прерывания навязчивых негатив-
428
Глава 6
ных мыслей, устранения состояний тревожности или депрессии.
Полное (как внешнее, так и внутреннее) молчание, внутрен
няя тишина - способ возвращения человека к «истинной природе»
(см. раздел, посвященный эмпатии и вегетативному резонансу). Тех
ники, традиционно применяемые для этой цели, направлены на то,
чтобы депотенцировать сознание, заглушить голос Эго. Для этого
можно:
а) усыпить сознание, погрузиться в состояние «сна наяву» (ре
лаксация, сенсорная депривация);
б) подавить внутреннюю речь (К. Кастанеда). При этом ее мож
но свести к механической речи (беспрерывное самокомменти
рование, как в технике ТМ - трансцендентальной медитации)
или же речи монотонно-стереотипной (мантры в йогических
практиках). Таким образом можно замедлить поток сознания
или даже остановить его (гурджиевское упражнение «Стоп»,
модифицированное Ф. Александером);
в) отвлечь сознание, загрузить его непрерывной монотонной де
ятельностью (динамическая медитация, суфийские «танцы»).
Либо деавтоматизировать сознание (А. Дейкман), занять его,
как ребенка, забавной «игрушкой»-головоломкой, не имею
щей стереотипно-логического решения. Инструментом подоб
ного рода служат дзенские загадки-коаны (вспомним в каче
стве иллюстрации классический пример - коан «хлопок од
ной ладони», под которым подразумевается как физическая,
так и мысленная тишина). В поисках ответа на них человек
полностью погружается в себя (происходит своего рода «коа-
низация» сознания). При этом он в конце концов неизбежно
отходит от стереотипов рационального, словесно-оформлен
ного мышления. Точнее, рациональное мышление капиту
лирует перед неразрешимым, на его взгляд, логическим про
тиворечием и регрессирует к детскому, невербальному мыш
лению.
Говоря о прикладном, психотерапевтическом использовании
медитации, необходимо подчеркнуть в первую очередь ее незаме
нимую роль как инструмента, с помощью которого человек может
противостоять собственным негативным мыслям и вызванному ими
эмоциональному дискомфорту. Достигается это следующими спо
собами:
Практические упражнения
429
◊ Можно остановить внутренний монолог, добиться состояния
«ментальной тишины», заглушив тем самым критический, са
мообвинительный голос Супер-Эго. Эту задачу решает меди
тация per se, «в чистом виде».
◊ Либо на основе достигнутого медитативного состояния «внут
ренней внимательности» и готовности к самопрограммирова
нию (саморегуляции) можно вступить в «энергичную дискус
сию» с негативными мыслями (А. Эллис) и в этом споре пере
убедить и успокоить собственное подсознание.
◊ Наконец, можно просто «перешагнуть» через негативные мыс
ли, настроить себя на позитивную точку зрения, погрузившись
в медитативное состояние и повторяя формулы самовнушения
(аффирмации).
Образно говоря, сущность медитации в том, чтобы просто-на
просто на время... забыть обычную человеческую способность гово
рить. Забыть, как разговаривать, забыть слова и то, как из них скла
дываются фразы. Забыть простую человеческую речь, забыть язык
слов и вернуться к невербальному языку телесных ощущений и зри
тельных образов. Метафорически медитативное состояние можно
назвать сном наяву или сном с открытыми глазами. Это состояние
«воспрятия наоборот», когда внутренний мир как бы становится
внешним, занимая все пространство осознавания.
Итак, медитация понимается как состояние внутреннего без
молвия или состояния «без мыслей», точнее, без словесно оформ
ленных мыслей. Исключительно важно, что подобное состояние
является для человека естественным, изначально-природным. И
опыт проживания подобных состояний есть практически у каждо
го - даже у тех, кто никогда не занимался медитативной практи
кой осознанно. Речь идет о различных естественных трансовых со
стояниях (ETC), возникающих спонтанно и сопровождающихся
позитивным эмоциональным настроем. Главные условия их появ
ления - во-первых, молчание, а во-вторых, монотонная ритмичес
кая деятельность, которой сам человек занимается охотно, кото
рая поглощает его внимание и выполняется в спокойном, неспеш
ном темпе. Это может быть и работа, воспринимаемая как отдых
(к примеру, вязание или копание на грядках), и различные формы
активного отдыха, особенно на лоне природы, вдали от городско-
430
Глава 6
го шума и суеты (такие, как рыбалка, пешие походы или просто
бег трусцой), и даже... детская игра в «молчанку» (аналог «про
двинутых» йогических или суфийских духовно-медитативных
упражнений). Как справедливо отмечает Р. Коуплан (2000), «са
мостоятельное вхождение в транс - это сознательное расширение
повседневного опыта».
Таким образом, главное содержание процесса медитации - при
остановка внутренней речи. Отдельно следует описать с точки зре
ния современной психологии поистине неоценимую роль подобно
го навыка для устранения эмоционального дискомфорта. Для этого
необходимо совершить воображаемое «путешествие во времени» -
вернуться в детство, к истокам овладения ребенком речью.
Вспомним, что ребенок усваивает человеческую речь в обще
нии с окружающими, перенимает ее от старших, которые с помо
щью слов управляют поведением ребенка. Отсюда возникает про
граммирующая функция речи (А.Р. Лурия): постепенно ребенок сам
начинает использовать речь для управления собственным поведе
нием - вначале повторяя вслух приказы и запреты для самого себя.
Затем этот процесс переносится во внутреннее психологическое
пространство, как бы «сворачивается». Внешняя речь, которая яв
ляется носителем словесно-логического мышления, совершенству
ется до автоматизма и переходит во внутреннюю речь, скорость ко
торой в несколько раз выше. Именно благодаря этому процессу,
описываемому культурно-исторической теорией развития высших
психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) как интерио-
ризация, человек становится действительно человеком, то есть су
ществом социальным, несущим в себе слепок культурно-социаль
ного наследия общества.
Но этот процесс имеет и оборотную сторону - ту цену, кото
рую каждый из нас невольно платит за право быть человеком. Ста
новясь автоматическим, частично неосознаваемым процессом,
внутренняя речь порой может так же автоматически, вне созна
тельного контроля реализовывать свою программирующую фун
кцию, в частности, управляя эмоциональным состоянием челове
ка. При этом внутренняя речь часто повторяет те воспитательно-
критические стереотипы, которые ребенок выслушивал от
родителей (фрейдовское Супер-Эго). Тем самым создается меха
низм неосознаваемого нагнетания психологической напряженно
сти, навязчивого «пережевывания» негативных мыслей (ирраци-
Практические упражнения
431