Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16397

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ональных убеждений по А. Эллису, автоматических мыслей по 
А. Беку). Подобного рода «умственная жвачка» или неотступное 
повторение самокритичных, самообвинительных мыслей, проте­
кающее на грани сознания и подсознания, является наиболее час­
той причиной эмоционального дискомфорта. Именно поэтому 
А. Эллис (2002) с полным правом утверждает, что «люди не рас­
страиваются, а расстраивают себя» сами. И по этой же причине 
навык остановки внутренней речи представляет собой важнейший 
инструмент психологической саморегуляции, способ достижения 
и поддержания эмоционального равновесия. 

Для практического подхода медитация важна не столько сама 

по себе, как средство самопознания и духовного роста, сколько как 
важнейший инструмент психокоррекции, предназначенный для са­
мопрограммирования, саморегуляции психического состояния. При 
этом утилизация медитативного состояния осуществляется с помо­
щью двух шагов. 

I шаг

 -

 создание ‹ментальной пустоты».

 Это своего рода рас­

чистка внутрипсихического пространства для дальнейшей работы, 
создание мысленной «чистой доски» (tabula rasa). 

II шаг

 -

 заполнение «пустоты».

 Созданное пространство за­

полняется заранее сформулированными позитивными мыслями -
словесными самоинструкциями (установками) или эмоционально 
окрашенными образами. Тем самым происходит программирование 
текущего психоэмоционального состояния (снятие как душевного, 
так и телесного дискомфорта) либо настройка на предстоящую де­
ятельность - преодоление внутренних барьеров и создание пози­
тивного образа достижения. 

Упомянем еще один прагматический взгляд на медитацию как 

на процесс осознанного диалога с подсознанием. Диалог, в ко­
тором подсознание стремится высказать свое «наболевшее» в не­
вербальной форме (в виде зрительных образов или телесных ощу­
щений). И способ поддержания такого диалога в телесной психо­
коррекции весьма доступен - нужно просто прислушаться к соб­
ственному телу (Коллиндж У., 1997). Осознавание же того, с какой 
причиной связано то или иное дискомфортное телесное ощуще­
ние, его осознанно-интуитивная интерпретация («ага»-пережива-
ние по Ф. Перлзу, фокусировка по Ю. Джендлину) является эф­
фективным способом достижения человеком внутреннего согла­
сия. Согласия с самим собой, с собственным подсознанием, что 

432 

Глава 6 


background image

особенно важно для устранения разнообразных психосоматичес­
ких расстройств. 

Для достижения же состояния «внутренней тишины» необ­

ходимо научиться... НЕ ДУМАТЬ. Точнее, не думать в словесной 
форме. И способ добиться этого состоит в сенсорном осознавании, 
направленности внимания на непосредственное переживание чув­
ственного опыта, без его словесного описания. Именно оно помо­
гает остановить внутреннюю речь (внутренний диалог), так как 
все внимание, весь поток сознания заняты невербальным процес­
сом - сенсорным осознаванием. По сути, и описанные выше уп­
ражнения сенсорного осознавания, и другие невербальные упраж­
нения телесно-ориентированной психокоррекции представляют 
собой медитативные техники. Это не что иное, как медитация на 
телесных ощущениях. 

Важным условием медитативного состояния является также и 

то, что весь поток сознания заполняет один и тот же процесс, один-
единственный образ, одна-единственная идея (обычно выраженная 
невербально). Именно поэтому подобное состояние известно в пси­
хотерапии как моноидеизм (В. Брэд), а в медитативных практиках -

«одноточечность» сознания (дзен-буддизм), «однонаправленность» 

ума (йога). В его основе лежит все тот же механизм «возврата в дет­
ство», физиологической возрастной регрессии. 

В самом деле, детское внимание легко и полностью захватыва­

ется новым, необычным предметом или увлекательной игрой. При 
этом восприятие нередко суживается (поэтому ребенка трудно от­
влечь от игры - он настолько вовлекается в нее, что забывает обо 
всем остальном). Но если у ребенка такую роль играет непроизволь­
ное внимание, то у взрослого человека подобное состояние может 
создаваться за счет внимания послепроизвольного. И здесь как 
нельзя более кстати оказывается динамичность телесных ощуще­
ний, особенно связанных с дыханием, их постоянные физиологи­
ческие флюктуации. Это своего рода «непостоянное постоянство», 
которое помогает удерживать внимание на ощущении в течение 
длительного времени, создает необходимую «однонаправленность» 
восприятия. 

Почему это важно? В подобных условиях устраняется конку­

ренция различных очагов возбуждения в коре мозга, прекращается 
противостояние различных доминант. (Особенно значимо устране­
ние межполушарной «борьбы за власть», усыпление левополушар-

Практические упражнения 

433 


background image

ной внутренней цензуры, снижение критики.) Именно поэтому воз­
никает временная «монополия» одного образа (одного очага возбуж­
дения, одной доминанты), позволяющая мобилизовать все внутрен­

ние ресурсы для достижения одной цели. 

Кроме того, медитация тесно связана с мышечной релаксацей; 

практически релаксация является первой ступенью погружения в 
медитативное состояние. Поэтому телесно-ориентированную тех­
нику погружения в медитативное состояние можно назвать релак-

сационно-дыхательной. Для ее отработки и предназначено нижесле­
дующее упражнение. 

Итак, постарайтесь полностью расслабиться, дайте устано­

виться естественному медленному ритму дыхания, связанному с 

покоем и расслаблением. При этом внимательно наблюдайте за ощу­
щениями, связанными с дыханием. Главная цель этого медитатив­
ного упражнения - занять сознание чем-либо одним, повторяя одну 

и ту же мысль много раз подряд, хотя бы механически, а лучше -
постоянно видоизменяя ее, как бы разглядывая с разных сторон. Для 
того чтобы остановить внутренний диалог, мысленно повторяйте 
во время вдоха «Делаю вдох...», добавляя для разнообразия что-ни­
будь еще из непосредственного чувственного опыта, например, «чув­
ствую, как...» (тяжелеют руки; появляется тепло в ногах; в голове 
возникает чувство легкости - словом, то, что вы сами заметите в 
ощущениях). 

При этом все то, что возникает в мыслях, сразу же облекается 

в слова и произносится - шепотом или беззвучно, одними губами. Что 
в мыслях, то и на языке, и эти два процесса - внутренняя и внешняя 

реч.ь - порождаются с одинаковой скоростью. Теперь для вас нет 

времени - нет ни прошлого, ни будущего. Нет никакого простран­
ства, кроме внутреннего пространства собственного тела, запол­
ненного ощущениями. Время распадается на отдельные, не связан­
ные фрагменты

 -

 краткие мгновения «сейчас» в пространстве 

«здесь», состоящем из собственных внутренних ощущений. 

Через несколько минут, когда подобный режим перейдет на уро­

вень автоматизма, попробуйте начать одновременно «краем глаза» 
наблюдать за собственными мыслями. Когда вы заметите, что при­
шла посторонняя мысль, просто отметьте про себя, что вы на мгно­
вение отвлеклись... и тотчас же вернитесь к наблюдению за ощуще­
ниями. 

434 

Глава 6 


background image

4. Осознавание схемы тела 

УПРАЖНЕНИЕ «ОСОЗНАВАНИЕ ГРАНИЦ» 

Упражнение демонстрирует эффект направленности внимания 

и осознавания на определенные участки - физические

 границы

 тела, 

занимающие важное место во внутренней психологической карте 
человека и связанные с устойчивым «образом себя» (на языке фи­
зиологии именуемым «схемой тела»), влияющим на самооценку и 

отношения с окружающими. Напомним, что еще 3. Фрейд писал о 
телесности осознавания нашего «Я» (Эго), точнее, телесной основе 
его формирования, связанной с осознаванием границ тела. Наше со­
знательное «Я» представляется ассоциированным с телесными ощу­
щениями, в первую очередь поступающими с поверхности тела, то 
есть связанными с физическими телесными границами. В современ­
ной психокоррекции понятие о психологических границах как гра­
ницах контакта индивида с окружающей средой появилось в геш-
тальт-терапии Ф. Перлза. В то же время подобный подход исполь­
зуется и в традиционных психотехниках, в частности даосских, где 
уделяется повышенное внимание трем «кончикам тела» (Маля­
вин В.В., 1997): (1) темени - для усиления ощущения восходящих 
потоков «энергии» (граница «человек-небо»); (2) ладоням - вос­
произведение чувства упора в пальцах и ладонях (граница «чело­
век-человек») и (3) ступням - усиление осознавания нисходящих 
потоков «энергии» (граница «человек-земля»). Границы представ­
ляют собой область контакта нашего «Я» с внешним миром, и имен­
но здесь возникают такие важнейшие психологические события, как 
сенсорное осознавание и поведенческие акты  ( Ф . Перлз). 

По мнению М. Крэмптон (1994), осознавание границ способ­

ствует умению человека защищать свои границы, а также формиро­
ванию большей ответственности - благодаря своей ответственнос­
ти за то, что происходит в рамках этих границ. Принятие человеком 
на себя большей ответственности связано также с последователь­
ностью и обязательностью при выполнении принятых решений. 

Очевидно, что в процессе возрастного формирования физического 

«образа себя» ощущение границ (или различение «Я - не-Я») яв­

ляется одним из начальных этапов, связанным с ранним детством. 

Практические упражнения 

435 


background image

Поэтому важным моментом для продуктивной работы с граница­
ми наряду с концентрацией внимания является переход в состоя­
ние детско-созерцательного восприятия. При выполнения упраж­
нения человек должен стремиться почувствовать себя буквально как 
ребенок, который впервые начинает осознавать собственное тело и 
окружающий мир. 

Еще одним важным моментом данного упражнения являет­

ся то, что вызываемое чувство отграничения, выделения себя из 
окружающего мира, несмотря на кажущуюся противоположность, 
близко медитативному ощущению всепроникающего единства с 
миром. 

Пристальный анализ физиологических процессов, лежащих в 

основе упражнения на осознавание границ, обращает внимание на 
то, что оно включает как наблюдение за спонтанными ощущения­
ми, так и идеомоторные движения. Тем самым может происходить 
синхронизация активности передних областей полушарий мозга, 
лобных долей (моторные и премоторные зоны коры) и задних обла­
стей, в первую очередь теменных долей (соматосенсорная зона -
постцентральная извилина, а также зоны двумерно-пространствен­
ной чувствительности и трехмерной схемы тела, соответственно 
верхняя и нижняя теменные извилины). И здесь необходимо упо­
мянуть о психофизиологическом противопоставлении принципов 
работы передних и задних отделов полушарий (подробнее см. в раз­
деле, посвященном психологическим типам). Известно, что деятель­
ность передних отделов полушарий мозга как бы связывает челове­

ка с самим собой, в то время как деятельность задних отделов - с 
миром в целом (Лаврова О.П., 2001). Именно в нарушении их взаи­
модействия, ведущем к нарушению гармонии человека с собой и ми­

ром, заключается основной принцип формирования психологичес­

ких проблем. А снятие этого противоречия является главной зада­
чей (и в то же время механизмом) психокоррекции. Добиться же 
решения этой задачи в телесной психокоррекции во многом помо­
гает техника осознавания границ (в телесном и в более общем, ме­
тафорическом плане). 

Первоначально упражнение выполняется в положении лежа, 

после предварительной релаксации (по мере тренированности - в 
произвольной позе). Внимание и вместе с ним дыхание направляют­
ся на область тела, соответствующую одной из перечисленных «гра-

436 

Глава 6