Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16389
Скачиваний: 267
Нарушения же вторичного контроля проявляются не только
как неуверенность в себе, низкая самооценка и закомплексованность
в общении, но и как другие психологические проблемы. Напомним,
что, по А. Лоуэну, грудо-поясничный переход представляет собой
одну из двух наиболее уязвимых зон телесно-психологической ин
теграции. Здесь в форме «мышечных зажимов» наиболее ярко про
является расщепление, с одной стороны, между сексуальными и аг
рессивными сторонами человеческой природы (телесным вмести
лищем которых служит область таза, поясницы и нижней части
живота, нижних конечностей), а с другой стороны - стремлением к
сочувствию и способностью к эмпатии (на телесном уровне - груд
ная клетка и плечевой пояс).
Связь дефицита вторичного контроля и нарушения осанки с
низкой самооценкой наглядно описана Р. Коуплан (2000): «Зако
ренелый «неудачник» выражает отношение к самому себе посред
ством «языка тела»: он опускает глаза вниз, двигается ссутулившись.
Если бы он поднял голову, расправил грудь и втянул живот, то не
только выглядел бы, но и чувствовал себя победителем».
Задача нижеследующего упражнения - укрепление вторично
го контроля, формирование психологической составляющей «мы
шечного корсета».
Лежа на спине и предварительно расслабив мышцы туловища и
конечностей, приподнимите голову и верхнюю часть туловища, за
кинув руки за голову и прижимая подбородок к груди. Остановите
подъем туловища на полдороге - как только лопатки оторвутся от
горизонтальной поверхности. Далее задержитесь в этой позе, яв
ственно ощущая напряжение мышц шеи и затылка, а также груди и
верхней части живота. Удерживайте такое положение тела на
столько долго, насколько возможно. Несмотря на то, что напряжен
ная поза стесняет дыхание, старайтесь глубоко дышать животом.
После появления ощущения мышечной дрожи, вибрации (райховский
«вегетативный поток») сохраняйте такое положение еще в тече
ние нескольких минут, одновременно глубоко дыша, затем вернитесь
в исходное положение и расслабьтесь. Сохраняя медленное глубокое
дыхание, постарайтесь как можно полнее прочувствовать, как на
ступившие ощущения расслабления, замещающие схлынувшее мы
шечное напряжение, растворяют остатки «мышечных зажимов» в
области мышц груди и верхней части живота вместе с застарелыми
442
Глава 6
комплексами замкнутости и неуверенности в себе, обидами и агрес
сивными переживаниями.
УПРАЖНЕНИЕ «ОПОРЫ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ»
Психологическое ощущение опоры связано с такой характе
ристикой, как локус контроля (интернальность/экстернальность)
по Дж. Роттеру. Согласно данной концепции, люди делятся на две
большие группы в зависимости от того, с чем они связывают управ
ление важными событиями своей жизни (субъективный контроль).
Одна группа - интерналы - те, которые считают, что они сами кон
тролируют эти события, локализуют контроль как внутренний.
Другая - экстерналы, приписывающие управление подобными со
бытиями другим людям или внешним обстоятельствам, соответ
ственно они локализуют контроль как внешний. Это люди психо
логически менее зрелые и более подверженные стрессу, чем лица
первой группы. Поэтому одна из задач личностного роста - сде
лать контроль внутренним. В общем-то, экстернальность челове
ка связана с определенной его инфантильностью - но не с зависи
мостью от «конкретных» родителей, а с потребностью в поиске
«обобщенного родителя», то есть ожиданием того, что найдется
кто-то более сильный, более зрелый, который о нем позаботится и
возьмет на свои плечи ответственность за все проблемы. Интер-
нальность же связана с независимостью, самодостаточностью. Для
того чтобы на психологическом уровне усилить эту характеристи
ку, на уровне телесном необходимо прочувствовать, осознать ощу
щения, связанные с опорами внешними и внутренними, чтобы под
сознание восприняло как руководство к действию метафору
«стать опорой самому себе».
Упражнение проводится в положении стоя или сидя. Вначале
постарайтесь ощутить ноги как опору для тела... Ноги, уверенно
стоящие на земле... создающие опору и в прямом, и в переносном смыс
ле... Ощутить, в полной мере прочувствовать контакт стоп с зем
лей - заземление как состояние не только физической, но и психоло
гической устойчивости и самодостаточности. Затем, перемещая
внимание, постарайтесь почувствовать продолжение опоры - по
звоночник. Ощутите его как продолжение ваших ног
(можно визуа
лизировать зрительный образ - камертон),
как скрытый внутри
Практические упражнения
443
тела каркас, придающий ему внутреннюю устойчивость, уверен
ность и надежность, как физическую опору... на самого себя.
Примечание:
в дальнейшем упражнение используется совмест
но с другим - «Дыхание через ладони» - и аффирмациями «мое
нынешнее состояние и мое будущее в моих руках» и «я чувствую,
как могу стать и становлюсь опорой самому себе».
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАЗЕМЛЕНИЕ»
Разработано на основе представлений А. Лоуэна о «заземле
нии» и предназначено для выработки соответствующего практичес
кого навыка.
Вначале упражнение проводится в статическом варианте. Для
этого в позе стоя необходимо сместить центр тяжести тела впе
ред, перенести его проекцию на носки, что сопровождается одновре
менным выдвижением таза вперед. Затем необходимо перенести
центр тяжести тела назад, смещая его проекцию на пятки; при этом
таз соответственно отодвигается назад. Задача состоит в том,
чтобы, переходя поочередно из одного положения в другое, нащупать,
«поймать» срединное положение таза и запомнить его. При этом
обычно проекция центра тяжести тела приходится на границу пе
редней и средней трети стопы. Необходимо постараться проанали
зировать весь комплекс ощущений, связанных с опорой, - в области
стоп, как будто «врастающих» в землю, а также коленных суста
вов, гибко пружинящих и гасящих неравномерность нагрузки и таза -
и прочувствовать, как управление позой тела и наблюдение за ощу
щениями придает одновременно и физическую, и психологическую
устойчивость.
Затем перейти ко второй фазе упражнения - динамической,
которая проводится на фоне ходьбы. Внимание направляется на то,
как в процессе естественного движения таз и вместе с ним центр
тяжести тела с каждым шагом слегка перемещается. При этом
необходимо наблюдать за ощущением передвижения центра тяже
сти постоянно и безотрывно.
(Наиболее простой вариант упражне
ния, который мы рекомендуем в качестве начального этапа для са
мостоятельных занятий, - просто считать шаги при ходьбе).
Примечание:
Подобный способ самонаблюдения, связывающий
работу над собой с такой естественной, стереотипной двигательной
444
Глава 6
активностью, как ходьба, является удачным шагом лоуэновского
психокоррекционного подхода - как в прямом, так и в переносном
смысле. Привязка самонаблюдения к этому часто повторяющемуся
и достаточно автоматизированному процессу попутно решает зада
чу длительного удерживания внимания на соответствующих теле
сных ощущениях за счет сочетания произвольного и непроизволь
ного внимания. Очевидно, что процесс ходьбы создает обширный
набор кинестетических раздражителей, в котором можно выделить
относительно постоянную, квазистатическую и переменную, дина
мическую, собственно локомоторную часть. И если первая являет
ся объектом фиксации внимания, то последняя создает упоминав
шееся «постоянное непостоянство» ощущений, которое непроиз
вольно приковывает внимание и препятствует его насыщению.
Видимо, не случайно уже во времена античности человечество ин
туитивно пришло к пониманию того, что ходьба в сочетании с на
правленным вниманием, с интеллектуальной деятельностью стиму
лирует умственную работоспособность. Это было известно еще в
древнегреческой философской школе перипатетиков. В современ
ной росийской традиции близкой психотехникой является так на
зываемый «медитативный бег». Сходные представления о важнос
ти для самоконтроля «наблюдения ног», то есть наблюдения за ощу
щениями в области стоп, возникающими в процессе ходьбы, находим
у суфийских учителей (Шах И., 2001).
Все описанное выше призвано помочь человеку освоить навык
самонаблюдения и осознавания ощущения физической опоры. Са
монаблюдение, назначаемое пациенту как задание для самостоятель
ного повседневного выполнения, становится постоянным спутником
его жизни и начинает играть роль психологической опоры, помога
ющей защитить сознание от нежелательных мыслей и ненужных
желаний.
УПРАЖНЕНИЕ «ВАНЬКА-ВСТАНЬКА» (ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ФИЗИЧЕСКОГО И ДУШЕВНОГО РАВНОВЕСИЯ)
Предназначено для развития навыка адаптивности и стрессо
устойчивости, психологической гибкости, умения отказываться от
нереалистичных ожиданий и спокойно переносить временные не
удачи и трудности, находить новый выбор и новую точку зрения. В
различных психокоррекционных школах это носит название «гиб-
Практические упражнения
445
кость контекста», «рефрейминг контекста» - взгляд на проблемную
ситуацию с другой стороны, обнаруживающий ее адаптивное значе
ние в новых условиях, или «рефрейминг содержания» - отыскание
позитивного смысла в проблемной ситуации. Можно вспомнить три
виальное выражение «нет худа без добра» или выражение М. Крэмп-
тон «превращение ошибок в учебные ситуации». Если в упражнени
ях «Заземление», «Центр тяжести» мы имели дело с навыками стрес
соустойчивое™, служащими для профилактики дезадаптивных со
стояний, то в данном упражнении основной акцент делается на при
способлении к ситуации в том случае, когда психологическое
равновесие уже нарушено. Восстановление на образном уровне фи
зического равновесия способствует восстановлению и равновесия
душевного.
Итак, постарайтесь сосредоточиться на телесных ощуще
ниях... почувствовать центр тяжести своего тела, как в соот
ветствующем упражнении... затем вспомнить ощущение «зазем
ления», как в предыдущем упражнении... ощутить, как центр тя
жести смещается вниз, к стопам... Одновременно с этими
телесными ощущениями представьте «привязанный» к ним зри
тельный образ детской игрушки-неваляшки, «Ваньки-встаньки» -
куклы со смещенным к основанию центром тяжести, которая при
попытках опрокинуть ее восстанавливает свое вертикальное по
ложение... как будто сама «встает»... Также и в реальной жизни,
на короткое время первоначально склоняясь перед обстоятель
ствами, можно вскоре восстановить внутреннее равновесие, при
способиться к новой ситуации, изменить если не сами обстоятель
ства, то свое отношение к ним... Переживая данное состояние,
войдя в образ «Ваньки-встаньки», постарайтесь запомнить ощу
щения, связанные с этим образом, как ресурс, помогающий реше
нию различных проблем... И если изначально перед вами стояла
некоторая проблема, занимавшая ваши мысли... то, возможно, уже
спонтанно возникло новое видение, новое понимание, помогающее
разрешить ее в реальной жизни.
УПРАЖНЕНИЕ «ВЗЯТЬ ГОЛОВУ В РУКИ»
Данное упражнение близко к тем, которые используются в так
называемой прикладной кинезиологии. Некоторые его элементы
446
Глава 6