Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16389

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Нарушения же вторичного контроля проявляются не только 

как неуверенность в себе, низкая самооценка и закомплексованность 
в общении, но и как другие психологические проблемы. Напомним, 
что, по А. Лоуэну, грудо-поясничный переход представляет собой 
одну из двух наиболее уязвимых зон телесно-психологической ин­
теграции. Здесь в форме «мышечных зажимов» наиболее ярко про­
является расщепление, с одной стороны, между сексуальными и аг­
рессивными сторонами человеческой природы (телесным вмести­
лищем которых служит область таза, поясницы и нижней части 
живота, нижних конечностей), а с другой стороны - стремлением к 
сочувствию и способностью к эмпатии (на телесном уровне - груд­
ная клетка и плечевой пояс). 

Связь дефицита вторичного контроля и нарушения осанки с 

низкой самооценкой наглядно описана Р. Коуплан (2000): «Зако­
ренелый «неудачник» выражает отношение к самому себе посред­
ством «языка тела»: он опускает глаза вниз, двигается ссутулившись. 
Если бы он поднял голову, расправил грудь и втянул живот, то не 
только выглядел бы, но и чувствовал себя победителем». 

Задача нижеследующего упражнения - укрепление вторично­

го контроля, формирование психологической составляющей «мы­
шечного корсета». 

Лежа на спине и предварительно расслабив мышцы туловища и 

конечностей, приподнимите голову и верхнюю часть туловища, за­
кинув руки за голову и прижимая подбородок к груди. Остановите 
подъем туловища на полдороге - как только лопатки оторвутся от 
горизонтальной поверхности. Далее задержитесь в этой позе, яв­
ственно ощущая напряжение мышц шеи и затылка, а также груди и 
верхней части живота. Удерживайте такое положение тела на­
столько долго, насколько возможно. Несмотря на то, что напряжен­
ная поза стесняет дыхание, старайтесь глубоко дышать животом. 
После появления ощущения мышечной дрожи, вибрации (райховский 

«вегетативный поток») сохраняйте такое положение еще в тече­

ние нескольких минут, одновременно глубоко дыша, затем вернитесь 
в исходное положение и расслабьтесь. Сохраняя медленное глубокое 
дыхание, постарайтесь как можно полнее прочувствовать, как на­
ступившие ощущения расслабления, замещающие схлынувшее мы­
шечное напряжение, растворяют остатки «мышечных зажимов» в 
области мышц груди и верхней части живота вместе с застарелыми 

442 

Глава 6 


background image

комплексами замкнутости и неуверенности в себе, обидами и агрес­
сивными переживаниями. 

УПРАЖНЕНИЕ «ОПОРЫ ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ» 

Психологическое ощущение опоры связано с такой характе­

ристикой, как локус контроля (интернальность/экстернальность) 
по Дж. Роттеру. Согласно данной концепции, люди делятся на две 
большие группы в зависимости от того, с чем они связывают управ­
ление важными событиями своей жизни (субъективный контроль). 
Одна группа - интерналы - те, которые считают, что они сами кон­
тролируют эти события, локализуют контроль как внутренний. 
Другая - экстерналы, приписывающие управление подобными со­
бытиями другим людям или внешним обстоятельствам, соответ­
ственно они локализуют контроль как внешний. Это люди психо­
логически менее зрелые и более подверженные стрессу, чем лица 
первой группы. Поэтому одна из задач личностного роста - сде­
лать контроль внутренним. В общем-то, экстернальность челове­

ка связана с определенной его инфантильностью - но не с зависи­

мостью от «конкретных» родителей, а с потребностью в поиске 

«обобщенного родителя», то есть ожиданием того, что найдется 
кто-то более сильный, более зрелый, который о нем позаботится и 
возьмет на свои плечи ответственность за все проблемы. Интер-
нальность же связана с независимостью, самодостаточностью. Для 
того чтобы на психологическом уровне усилить эту характеристи­
ку, на уровне телесном необходимо прочувствовать, осознать ощу­
щения, связанные с опорами внешними и внутренними, чтобы под­
сознание восприняло как руководство к действию метафору 

«стать опорой самому себе». 

Упражнение проводится в положении стоя или сидя. Вначале 

постарайтесь ощутить ноги как опору для тела... Ноги, уверенно 
стоящие на земле... создающие опору и в прямом, и в переносном смыс­

ле... Ощутить, в полной мере прочувствовать контакт стоп с зем­
лей - заземление как состояние не только физической, но и психоло­

гической устойчивости и самодостаточности. Затем, перемещая 

внимание, постарайтесь почувствовать продолжение опоры - по­

звоночник. Ощутите его как продолжение ваших ног

 (можно визуа­

лизировать зрительный образ - камертон),

 как скрытый внутри 

Практические упражнения 

443 


background image

тела каркас, придающий ему внутреннюю устойчивость, уверен­
ность и надежность, как физическую опору... на самого себя. 

Примечание:

 в дальнейшем упражнение используется совмест­

но с другим - «Дыхание через ладони» - и аффирмациями «мое 
нынешнее состояние и мое будущее в моих руках» и «я чувствую, 
как могу стать и становлюсь опорой самому себе». 

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАЗЕМЛЕНИЕ» 

Разработано на основе представлений А. Лоуэна о «заземле­

нии» и предназначено для выработки соответствующего практичес­
кого навыка. 

Вначале упражнение проводится в статическом варианте. Для 

этого в позе стоя необходимо сместить центр тяжести тела впе­

ред, перенести его проекцию на носки, что сопровождается одновре­
менным выдвижением таза вперед. Затем необходимо перенести 

центр тяжести тела назад, смещая его проекцию на пятки; при этом 
таз соответственно отодвигается назад. Задача состоит в том, 
чтобы, переходя поочередно из одного положения в другое, нащупать, 

«поймать» срединное положение таза и запомнить его. При этом 

обычно проекция центра тяжести тела приходится на границу пе­

редней и средней трети стопы. Необходимо постараться проанали­

зировать весь комплекс ощущений, связанных с опорой, - в области 

стоп, как будто «врастающих» в землю, а также коленных суста­
вов, гибко пружинящих и гасящих неравномерность нагрузки и таза -
и прочувствовать, как управление позой тела и наблюдение за ощу­
щениями придает одновременно и физическую, и психологическую 

устойчивость. 

Затем перейти ко второй фазе упражнения - динамической, 

которая проводится на фоне ходьбы. Внимание направляется на то, 
как в процессе естественного движения таз и вместе с ним центр 
тяжести тела с каждым шагом слегка перемещается. При этом 
необходимо наблюдать за ощущением передвижения центра тяже­
сти постоянно и безотрывно.

 (Наиболее простой вариант упражне­

ния, который мы рекомендуем в качестве начального этапа для са­
мостоятельных занятий, - просто считать шаги при ходьбе). 

Примечание:

 Подобный способ самонаблюдения, связывающий 

работу над собой с такой естественной, стереотипной двигательной 

444 

Глава 6 


background image

активностью, как ходьба, является удачным шагом лоуэновского 
психокоррекционного подхода - как в прямом, так и в переносном 
смысле. Привязка самонаблюдения к этому часто повторяющемуся 
и достаточно автоматизированному процессу попутно решает зада­
чу длительного удерживания внимания на соответствующих теле­
сных ощущениях за счет сочетания произвольного и непроизволь­
ного внимания. Очевидно, что процесс ходьбы создает обширный 
набор кинестетических раздражителей, в котором можно выделить 
относительно постоянную, квазистатическую и переменную, дина­
мическую, собственно локомоторную часть. И если первая являет­
ся объектом фиксации внимания, то последняя создает упоминав­
шееся «постоянное непостоянство» ощущений, которое непроиз­
вольно приковывает внимание и препятствует его насыщению. 
Видимо, не случайно уже во времена античности человечество ин­
туитивно пришло к пониманию того, что ходьба в сочетании с на­
правленным вниманием, с интеллектуальной деятельностью стиму­
лирует умственную работоспособность. Это было известно еще в 
древнегреческой философской школе перипатетиков. В современ­
ной росийской традиции близкой психотехникой является так на­
зываемый «медитативный бег». Сходные представления о важнос­
ти для самоконтроля «наблюдения ног», то есть наблюдения за ощу­
щениями в области стоп, возникающими в процессе ходьбы, находим 
у суфийских учителей (Шах И., 2001). 

Все описанное выше призвано помочь человеку освоить навык 

самонаблюдения и осознавания ощущения физической опоры. Са­
монаблюдение, назначаемое пациенту как задание для самостоятель­
ного повседневного выполнения, становится постоянным спутником 
его жизни и начинает играть роль психологической опоры, помога­

ющей защитить сознание от нежелательных мыслей и ненужных 
желаний. 

УПРАЖНЕНИЕ «ВАНЬКА-ВСТАНЬКА» (ВОССТАНОВЛЕНИЕ 

ФИЗИЧЕСКОГО И ДУШЕВНОГО РАВНОВЕСИЯ) 

Предназначено для развития навыка адаптивности и стрессо­

устойчивости, психологической гибкости, умения отказываться от 
нереалистичных ожиданий и спокойно переносить временные не­
удачи и трудности, находить новый выбор и новую точку зрения. В 
различных психокоррекционных школах это носит название «гиб-

Практические упражнения 

445 


background image

кость контекста», «рефрейминг контекста» - взгляд на проблемную 
ситуацию с другой стороны, обнаруживающий ее адаптивное значе­
ние в новых условиях, или «рефрейминг содержания» - отыскание 
позитивного смысла в проблемной ситуации. Можно вспомнить три­
виальное выражение «нет худа без добра» или выражение М. Крэмп-
тон «превращение ошибок в учебные ситуации». Если в упражнени­
ях «Заземление», «Центр тяжести» мы имели дело с навыками стрес­
соустойчивое™, служащими для профилактики дезадаптивных со­
стояний, то в данном упражнении основной акцент делается на при­
способлении к ситуации в том случае, когда психологическое 
равновесие уже нарушено. Восстановление на образном уровне фи­
зического равновесия способствует восстановлению и равновесия 
душевного. 

Итак, постарайтесь сосредоточиться на телесных ощуще­

ниях... почувствовать центр тяжести своего тела, как в соот­
ветствующем упражнении... затем вспомнить ощущение «зазем­

ления», как в предыдущем упражнении... ощутить, как центр тя­

жести смещается вниз, к стопам... Одновременно с этими 
телесными ощущениями представьте «привязанный» к ним зри­

тельный образ детской игрушки-неваляшки, «Ваньки-встаньки» -
куклы со смещенным к основанию центром тяжести, которая при 
попытках опрокинуть ее восстанавливает свое вертикальное по­

ложение... как будто сама «встает»... Также и в реальной жизни, 

на короткое время первоначально склоняясь перед обстоятель­
ствами, можно вскоре восстановить внутреннее равновесие, при­
способиться к новой ситуации, изменить если не сами обстоятель­
ства, то свое отношение к ним... Переживая данное состояние, 
войдя в образ «Ваньки-встаньки», постарайтесь запомнить ощу­
щения, связанные с этим образом, как ресурс, помогающий реше­
нию различных проблем... И если изначально перед вами стояла 
некоторая проблема, занимавшая ваши мысли... то, возможно, уже 
спонтанно возникло новое видение, новое понимание, помогающее 

разрешить ее в реальной жизни. 

УПРАЖНЕНИЕ «ВЗЯТЬ ГОЛОВУ В РУКИ» 

Данное упражнение близко к тем, которые используются в так 

называемой прикладной кинезиологии. Некоторые его элементы 

446 

Глава 6