Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16384
Скачиваний: 267
Необходимо упомянуть и о модифицированных способах «вы
страивания» позитивных утверждений или формул самовнушения,
использующих речевые шаблоны внушения по М. Эриксону (так
называемая Милтон-модель речи, грамматически напоминающая
детскую речь). Чаще всего это могут быть такие приемы, как лож
ный выбор; искусственное соединение не связанных друг с другом
событий как причины и следствия; пресуппозиция или «забегание
вперед», когда желаемое представляется как действительное; и на
конец, полярное противопоставление (амбивалентность). Приведем
в качестве примера модификацию формул самовнушения для из
бавления от негативных привычек по Р. Коуплан (2000): «Когда
бы я ни подумал о том, что мне хочется
{формулировка старой при
вычки),
желание станет мне сигналом для
{формулировка новой
привычки).
Для усиления действия аффирмации целесообразно исполь
зовать образное представление, чтобы активизировать подсозна
ние и заставить его работать на желаемый результат. (Если произ
вольное представление заданных зрительных образов затруднено,
необходимо предварительно проработать навык визуализации с по
мощью соответствующих упражнений - см. далее.) Для этого, на
пример, к предыдущей аффирмации можно добавить: «невозму
тим и спокоен, как холодный айсберг» - и постараться зрительно
представить соответствующий образ - синевато-искрящуюся ле
дяную глыбу. Если картина, которую вы видите своим внутрен
ним взором, будет яркой и проработанной в деталях, вы сможете
войти в этот образ настолько, что его мысленное представление
будет сопровождаться соответствующими телесными ощущения
ми. Например, бодрящей свежести, помогающей «встряхнуть» не
рвную систему, сосредоточить внимание и повысить работоспособ
ность. Или прохлады, успокаивающей разгоряченное тело и охлаж
дающей эмоциональный пыл.
Итак, сконцентрируйте внимание, сосредоточив его на своих
физических, телесных ощущениях. Вначале настройтесь на пробле
му, постарайтесь найти в своем теле ощущения, предположитель
но связанные с переживаемой проблемой и вызванными ею отрица
тельными эмоциями (то есть дискомфортные ощущения, появляю
щиеся или усиливающиеся, когда вы думаете о данной проблеме -
например, головная боль, или тяжесть в груди, или сосущее чувство
452
Глава 6
пустоты «под ложечкой» и т.п. Именно эти ощущения служат ма
териалом для дальнейшей работы. Их нужно использовать как чув
ствительный индикатор, своего рода лакмусовую бумажку тех пси
холого-коррекционных изменений, которые должны произойти на
подсознательном уровне.)
Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины
вертикальной чертой. На левой, «темной» половине напишите ту
негативную мысль - возможно, самообвинительную, - которая пер
вой приходит в голову, когда вы думаете о рассматриваемой пробле
ме. Произнесите ее вслух или мысленно. Понаблюдайте, как при этом
меняются дискомфортные телесные ощущения - как правило, они
усиливаются. Повторите предыдущий шаг
-
поработайте с разны
ми вариантами формулировки проблемы, с различными подсказан
ными ею негативными мыслями. Постарайтесь выбрать из несколь
ких вариантов тот, который в наибольшей степени приближается
к источнику проблемы - тот, который вызывает самые яркие дис
комфортные ощущения.
Теперь начните таким же образом произносить утвержде
ния, противоположные по смыслу, - как аргументы в споре, по
могающие убедить собственное подсознание. Делайте это медлен
но, не торопясь, оставляя между проговариваемыми фразами па
узы и внимательно наблюдая за тем, на какие из них откликаются
телесные ощущения - именно эти аргументы оказались наиболее
убедительными для вашего подсознания. Запишите их на правой
стороне листа. Обычно достаточно подобрать 4-5 таких фраз в
течение 15-20 минут, чтобы самочувствие нормализовалось и
эмоциональный пожар погас. Затем разрежьте ваш листок по раз
делительной черте. От его левой половины вы можете избавить
ся и забыть ее содержание. Можете просто смять клочок бумаги
и выбросить его в мусорную корзину. Можете придумать для себя
целый «магический» ритуал уничтожения негативных мыслей,
включающий торжественное сжигание злосчастного листка и раз
веивание пепла. А можете, что более практично, совместить оба
способа, проделав первый из них в реальности, а второй - в своем
воображении.
Правую же половину листа сохраните и запомните весь ваш
«правый» список позитивных мыслей, чтобы использовать их для
дальнейшей работы над собой.
Практические упражнения
453
УПРАЖНЕНИЕ «ПРИНЯТЬ НЕРАЗРЕШИМОЕ»:
ТЕЛЕСНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Экзистенциальные проблемы и порождаемые ими внутрен
ние конфликты, связанные с отношением человека к свободе и
ответственности, к одиночеству, смерти и смыслу жизни, - это
универсальные жизненные проблемы, неотъемлемые спутники
человеческого существования. Чем меньше мы задумываемся о
них на сознательном уровне, тем больше они тревожат нас под
сознательно. И наоборот, их осознавание способствует снижению
постоянной внутренней напряженности, уменьшению тревожно
сти и депрессии.
Взгляд экзистенциальной психотерапии на психологические
проблемы выглядит следующим образом. На своем жизненном пути
человек как бы бредет наощупь в потемках, боясь споткнуться, не
зная, что ждет его впереди. И чем больше понимание, тем больше
этот путь освещен светом знания. Тем легче по нему идти и тем мень
ше настораживают и удручают идущего неопределенность и туман
ная перспектива этого долгого путешествия.
Сами по себе вопросы, формулировка которых представ
ляется в виде четырех основных экзистенциальных проблем, не
разрешимы в рамках индивидуального человеческого существо
вания. Над этими вопросами человек начинает задумываться в
детстве, но нередко фиксируется на них, не в силах найти прием
лемые ответы, снижающие тревожность и внутреннюю напряжен
ность. В то же время поиск ответов, а самое главное - принятие в
итоге их неразрешимости является важным средством достиже
ния личностной зрелости, избавления от следов инфантильнос
ти. С точки зрения телесной психокоррекции, для этого необхо
димо осознавание телесных ощущений, связанных с осмыслени
ем проблем смерти и рождения, одиночества, свободы и принятия
ответственности за собственную жизнь, а также проблемы поис
ка жизненного смысла.
Важное практическое замечание:
выполнение описанного ниже
упражнения требует обязательного присутствия рядом опытного
психолога, психотерапевта, поскольку при этом могут возникать
дискомфортные эмоциональные состояния большой интенсивнос
ти (тревожно-фобического круга).
454
Глава 6
Но вначале - подготовительный этап. Это релаксация, кото
рая необходима для того, чтобы спокойно встретить неприятные
мысли и связанные с ними негативные чувства.
[Первая экзистенциальная проблема:
изначальный жизненный
смысл]
Задумываетесь ли вы о смысле собственной жизни? Не являет
ся ли порой суетливая деятельность, лихорадочное стремление к...
(деньгам, карьере, власти и положению, известности и признанию,
любви...) не самоцелью, а всего лишь поиском жизненного смысла, по
пыткой чем-то заменить недоступный смысл или не думать о нем,
уйти от тревожных мыслей? Какие телесные ощущения просыпа
ются, когда вы думаете об этом? [Отдельное внимание обратите
на то, какие телесные ощущения возникают в области головы.]
[Вторая экзистенциальная проблема:
одиночество]
Как вы относитесь к одиночеству? Как часто вы чувствуете
себя одиноким? Вспомните близких, знакомых вам одиноких людей
(пожилых... беспомощных... подавленных... неустроенных... отчаяв
шихся...). Вспомните присходившие с вами или известные вам лично
ситуации потери близких (смерть... развод... любое иное прекраще
ние отношений, вне зависимости от того, происходило ли это рас
ставание по вине страдающего человека или же по не зависяшим от
него причинам). «Примерьте» мысленно эту проблему на себя. Ка
кие телесные ощущения возникают при этом? [Обратите внимание
на ощущения в области телесно-эмоциональных центров в центре
грудной клетки и в верхней части живота.]
[Третья экзистенциальная проблема:
ответственность/свобода]
Какие ситуации связаны для вас с психологическим напряже
нием, особенно чрезмерным, с мобилизацией всех сил, опасениями из-
за возможных ошибок или неуспеха, боязнью возможной критики со
стороны окружающих, обременительной для вас необходимостью
управлять действиями других людей? В каких ситуациях вам свой
ственно ожидать указаний от других или колебаться, сомневаться
при выборе решений? Избегать риска, перестраховываться, искать
удобной возможности переложить ответственность на чужие пле
чи? В каких, напротив, вы могли бы активно действовать, но не раз
решаете себе этого сделать, подавляете свои желания, вынуждены
собственными руками сковывать свою инициативу? Как ваше тело
Практические упражнения
455
стремится уходить от ответственности и на какие области тела
«груз ответственности» давит больше всего? [Обратите присталь
ное внимание на ощущения в области задней поверхности шеи, а так
же нижней части живота.]
[Четвертая экзистенциальная проблема: смерть]
Что вы думаете о смерти вообще?Какие слова ассоциируются
для вас со смертью? Что вы думаете о смерти применительно к са
мому себе (на сознательном уровне)? Что вы чувствуете, какие осоз
наваемые эмоции испытываете, когда об этом думаете? Какие те
лесные ощущения возникают при этих мыслях (соответственно что
думает о смерти на телесном уровне ваше подсознание)?
Для того чтобы это выяснить, вспомните ситуацию, когда ва
шей жизни угрожала опасность, обычно связанная с каким -либо чрез
вычайным происшествием, будь то несчастный случай или тяжелое
заболевание... или когда вы впоследствии испытывали страх смерти
вне ситуации реальной опасности... Вспомните чувства, возникав
шие у вас в связи с присутствием на похоронах... Вспомните, если
возможно, состояние внезапного осознания конечности жизни, уже
спонтанно возникавшее ранее в минуты сильного стресса... Если вам
за 30, подумайте о тех мелких, но неизбежно сопровождающих жизнь
признаках старения, которые вы обнаруживаете в зеркале - мор
щинки, седые волосы, другие наглядные проявления постепенного увя
дания тела... Вспомните те мимолетные мгновения озабоченности
и тихой грусти, которые, возможно, возникали у вас во время оче
редного юбилея...
Можете ли вы представить собственное тело НЕЖИВЫМ?
Представьте, что вы чувствуете состояние тела, которое переста
ет подчиняться вашей воле... Постепенное прекращение дыхания,
которое перестает приносить в ваше тело живительный воздух...
замедление и ослабление других жизненных процессов... Можете ли
вы представить, что ВАС больше НЕТ? Как ваше тело реагирует на
эти мысли?
Заметив и запомнив характерные телесные ощущения, связан
ные с переживанием рассмотренных «фундаментальных проблем
бытия», в дальнейшем необходимо научиться правильно распозна
вать их проявления в различных житейских коллизиях. Осознава-
ние как экзистенциальной части проблемы, которая возникает в
типичных проблемных ситуациях повседневной жизни позволяет
456
Глава 6