Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 15625

Скачиваний: 254

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Необходимо упомянуть и о модифицированных способах «вы­

страивания» позитивных утверждений или формул самовнушения, 
использующих речевые шаблоны внушения по М. Эриксону (так 
называемая Милтон-модель речи, грамматически напоминающая 
детскую речь). Чаще всего это могут быть такие приемы, как лож­
ный выбор; искусственное соединение не связанных друг с другом 
событий как причины и следствия; пресуппозиция или «забегание 
вперед», когда желаемое представляется как действительное; и на­
конец, полярное противопоставление (амбивалентность). Приведем 
в качестве примера модификацию формул самовнушения для из­
бавления от негативных привычек по Р. Коуплан (2000): «Когда 
бы я ни подумал о том, что мне хочется

 {формулировка старой при­

вычки),

 желание станет мне сигналом для

 {формулировка новой 

привычки). 

Для усиления действия аффирмации целесообразно исполь­

зовать образное представление, чтобы активизировать подсозна­
ние и заставить его работать на желаемый результат. (Если произ­
вольное представление заданных зрительных образов затруднено, 
необходимо предварительно проработать навык визуализации с по­
мощью соответствующих упражнений - см. далее.) Для этого, на­
пример, к предыдущей аффирмации можно добавить: «невозму­
тим и спокоен, как холодный айсберг» - и постараться зрительно 
представить соответствующий образ - синевато-искрящуюся ле­
дяную глыбу. Если картина, которую вы видите своим внутрен­

ним взором, будет яркой и проработанной в деталях, вы сможете 
войти в этот образ настолько, что его мысленное представление 
будет сопровождаться соответствующими телесными ощущения­
ми. Например, бодрящей свежести, помогающей «встряхнуть» не­
рвную систему, сосредоточить внимание и повысить работоспособ­
ность. Или прохлады, успокаивающей разгоряченное тело и охлаж­

дающей эмоциональный пыл. 

Итак, сконцентрируйте внимание, сосредоточив его на своих 

физических, телесных ощущениях. Вначале настройтесь на пробле­

му, постарайтесь найти в своем теле ощущения, предположитель­

но связанные с переживаемой проблемой и вызванными ею отрица­
тельными эмоциями (то есть дискомфортные ощущения, появляю­
щиеся или усиливающиеся, когда вы думаете о данной проблеме -
например, головная боль, или тяжесть в груди, или сосущее чувство 

452 

Глава 6 


background image

пустоты «под ложечкой» и т.п. Именно эти ощущения служат ма­
териалом для дальнейшей работы. Их нужно использовать как чув­
ствительный индикатор, своего рода лакмусовую бумажку тех пси­

холого-коррекционных изменений, которые должны произойти на 

подсознательном уровне.) 

Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины 

вертикальной чертой. На левой, «темной» половине напишите ту 
негативную мысль - возможно, самообвинительную, - которая пер­
вой приходит в голову, когда вы думаете о рассматриваемой пробле­

ме. Произнесите ее вслух или мысленно. Понаблюдайте, как при этом 
меняются дискомфортные телесные ощущения - как правило, они 
усиливаются. Повторите предыдущий шаг

 -

 поработайте с разны­

ми вариантами формулировки проблемы, с различными подсказан­

ными ею негативными мыслями. Постарайтесь выбрать из несколь­
ких вариантов тот, который в наибольшей степени приближается 
к источнику проблемы - тот, который вызывает самые яркие дис­
комфортные ощущения. 

Теперь начните таким же образом произносить утвержде­

ния, противоположные по смыслу, - как аргументы в споре, по­

могающие убедить собственное подсознание. Делайте это медлен­

но, не торопясь, оставляя между проговариваемыми фразами па­

узы и внимательно наблюдая за тем, на какие из них откликаются 

телесные ощущения - именно эти аргументы оказались наиболее 

убедительными для вашего подсознания. Запишите их на правой 

стороне листа. Обычно достаточно подобрать 4-5 таких фраз в 
течение 15-20 минут, чтобы самочувствие нормализовалось и 
эмоциональный пожар погас. Затем разрежьте ваш листок по раз­
делительной черте. От его левой половины вы можете избавить­
ся и забыть ее содержание. Можете просто смять клочок бумаги 
и выбросить его в мусорную корзину. Можете придумать для себя 
целый «магический» ритуал уничтожения негативных мыслей, 
включающий торжественное сжигание злосчастного листка и раз­
веивание пепла. А можете, что более практично, совместить оба 

способа, проделав первый из них в реальности, а второй - в своем 
воображении. 

Правую же половину листа сохраните и запомните весь ваш 

«правый» список позитивных мыслей, чтобы использовать их для 

дальнейшей работы над собой. 

Практические упражнения 

453 


background image

УПРАЖНЕНИЕ «ПРИНЯТЬ НЕРАЗРЕШИМОЕ»: 

ТЕЛЕСНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ 

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 

Экзистенциальные проблемы и порождаемые ими внутрен­

ние конфликты, связанные с отношением человека к свободе и 
ответственности, к одиночеству, смерти и смыслу жизни, - это 
универсальные жизненные проблемы, неотъемлемые спутники 
человеческого существования. Чем меньше мы задумываемся о 
них на сознательном уровне, тем больше они тревожат нас под­
сознательно. И наоборот, их осознавание способствует снижению 
постоянной внутренней напряженности, уменьшению тревожно­
сти и депрессии. 

Взгляд экзистенциальной психотерапии на психологические 

проблемы выглядит следующим образом. На своем жизненном пути 
человек как бы бредет наощупь в потемках, боясь споткнуться, не 
зная, что ждет его впереди. И чем больше понимание, тем больше 
этот путь освещен светом знания. Тем легче по нему идти и тем мень­
ше настораживают и удручают идущего неопределенность и туман­
ная перспектива этого долгого путешествия. 

Сами по себе вопросы, формулировка которых представ­

ляется в виде четырех основных экзистенциальных проблем, не­
разрешимы в рамках индивидуального человеческого существо­
вания. Над этими вопросами человек начинает задумываться в 
детстве, но нередко фиксируется на них, не в силах найти прием­
лемые ответы, снижающие тревожность и внутреннюю напряжен­

ность. В то же время поиск ответов, а самое главное - принятие в 
итоге их неразрешимости является важным средством достиже­
ния личностной зрелости, избавления от следов инфантильнос­
ти. С точки зрения телесной психокоррекции, для этого необхо­
димо осознавание телесных ощущений, связанных с осмыслени­
ем проблем смерти и рождения, одиночества, свободы и принятия 
ответственности за собственную жизнь, а также проблемы поис­
ка жизненного смысла. 

Важное практическое замечание:

 выполнение описанного ниже 

упражнения требует обязательного присутствия рядом опытного 
психолога, психотерапевта, поскольку при этом могут возникать 
дискомфортные эмоциональные состояния большой интенсивнос­
ти (тревожно-фобического круга). 

454 

Глава 6 


background image

Но вначале - подготовительный этап. Это релаксация, кото­

рая необходима для того, чтобы спокойно встретить неприятные 
мысли и связанные с ними негативные чувства. 

[Первая экзистенциальная проблема:

 изначальный жизненный 

смысл] 

Задумываетесь ли вы о смысле собственной жизни? Не являет­

ся ли порой суетливая деятельность, лихорадочное стремление к... 

(деньгам, карьере, власти и положению, известности и признанию, 

любви...) не самоцелью, а всего лишь поиском жизненного смысла, по­

пыткой чем-то заменить недоступный смысл или не думать о нем, 

уйти от тревожных мыслей? Какие телесные ощущения просыпа­

ются, когда вы думаете об этом? [Отдельное внимание обратите 
на то, какие телесные ощущения возникают в области головы.] 

[Вторая экзистенциальная проблема:

 одиночество] 

Как вы относитесь к одиночеству? Как часто вы чувствуете 

себя одиноким? Вспомните близких, знакомых вам одиноких людей 

(пожилых... беспомощных... подавленных... неустроенных... отчаяв­

шихся...). Вспомните присходившие с вами или известные вам лично 
ситуации потери близких (смерть... развод... любое иное прекраще­
ние отношений, вне зависимости от того, происходило ли это рас­
ставание по вине страдающего человека или же по не зависяшим от 
него причинам). «Примерьте» мысленно эту проблему на себя. Ка­
кие телесные ощущения возникают при этом? [Обратите внимание 
на ощущения в области телесно-эмоциональных центров в центре 
грудной клетки и в верхней части живота.] 

[Третья экзистенциальная проблема:

 ответственность/свобода] 

Какие ситуации связаны для вас с психологическим напряже­

нием, особенно чрезмерным, с мобилизацией всех сил, опасениями из-

за возможных ошибок или неуспеха, боязнью возможной критики со 

стороны окружающих, обременительной для вас необходимостью 

управлять действиями других людей? В каких ситуациях вам свой­

ственно ожидать указаний от других или колебаться, сомневаться 

при выборе решений? Избегать риска, перестраховываться, искать 

удобной возможности переложить ответственность на чужие пле­

чи? В каких, напротив, вы могли бы активно действовать, но не раз­

решаете себе этого сделать, подавляете свои желания, вынуждены 

собственными руками сковывать свою инициативу? Как ваше тело 

Практические упражнения 

455 


background image

стремится уходить от ответственности и на какие области тела 

«груз ответственности» давит больше всего? [Обратите присталь­
ное внимание на ощущения в области задней поверхности шеи, а так­

же нижней части живота.] 

[Четвертая экзистенциальная проблема: смерть] 

Что вы думаете о смерти вообще?Какие слова ассоциируются 

для вас со смертью? Что вы думаете о смерти применительно к са­

мому себе (на сознательном уровне)? Что вы чувствуете, какие осоз­

наваемые эмоции испытываете, когда об этом думаете? Какие те­

лесные ощущения возникают при этих мыслях (соответственно что 

думает о смерти на телесном уровне ваше подсознание)? 

Для того чтобы это выяснить, вспомните ситуацию, когда ва­

шей жизни угрожала опасность, обычно связанная с каким -либо чрез­
вычайным происшествием, будь то несчастный случай или тяжелое 
заболевание... или когда вы впоследствии испытывали страх смерти 
вне ситуации реальной опасности... Вспомните чувства, возникав­
шие у вас в связи с присутствием на похоронах... Вспомните, если 
возможно, состояние внезапного осознания конечности жизни, уже 
спонтанно возникавшее ранее в минуты сильного стресса... Если вам 
за 30, подумайте о тех мелких, но неизбежно сопровождающих жизнь 
признаках старения, которые вы обнаруживаете в зеркале - мор­
щинки, седые волосы, другие наглядные проявления постепенного увя­
дания тела... Вспомните те мимолетные мгновения озабоченности 
и тихой грусти, которые, возможно, возникали у вас во время оче­

редного юбилея... 

Можете ли вы представить собственное тело НЕЖИВЫМ? 

Представьте, что вы чувствуете состояние тела, которое переста­
ет подчиняться вашей воле... Постепенное прекращение дыхания, 
которое перестает приносить в ваше тело живительный воздух... 
замедление и ослабление других жизненных процессов... Можете ли 
вы представить, что ВАС больше НЕТ? Как ваше тело реагирует на 
эти мысли? 

Заметив и запомнив характерные телесные ощущения, связан­

ные с переживанием рассмотренных «фундаментальных проблем 
бытия», в дальнейшем необходимо научиться правильно распозна­
вать их проявления в различных житейских коллизиях. Осознава-
ние как экзистенциальной части проблемы, которая возникает в 
типичных проблемных ситуациях повседневной жизни позволяет 

456 

Глава 6