Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16387
Скачиваний: 267
заимствованы из вегетотерапии В. Райха. Оно показано при голов
ных болях, умственном переутомлении и снижении работоспособ
ности, при нарушениях памяти и внимания. Его применение осо
бенно важно при работе с детьми младшего школьного возраста,
испытывающих «школьные» проблемы, - для повышения обучае
мости, особенно при дислексии и синдроме дефицита внимания, а
также гиперактивности.
Итак, вначале «разогрейте» кисти рук (упражнение «Дыхание
через ладони»). Затем сосредоточьте внимание на телесных ощу
щениях в области лба и затылка. Для того чтобы дать вниманию
соответствующую пищу, создайте эти ощущения своими собствен
ными руками - в буквальном смысле. Поместите одну ладонь в обла
сти лба
-
так, чтобы она не соприкасалась с кожей лица, а находи
лась от него на небольшом расстоянии, а другую расположите в об
ласти затылка. (При выполнении упражнения в положении лежа эта
рука закинута за голову.) Расстояние должно быть таким, на кото
ром чувствуется исходящее от ладони слабое тепло (обычно это про
межуток 0,5-1,5 см). Понаблюдайте за ощущением тепла в облас
ти лба, представьте, как оно распространяется в область затыл
ка. Установите ровный, спокойный ритм релаксационного брюшного
дыхания с замедленным выдохом (живот приподнимается и опуска
ется как бы сам собой). Постарайтесь уловить пульсации тепла,
возникающие в связи со вдохом и выдохом. Усильте эти естествен
ные колебания ощущений с помощью небольших движений ладони, на
вдохе слегка отдаляя ее от лица, на выдохе - приближая. Постепен
но добейтесь ощущения пульсирующего тепла,равномерно наполня
ющего голову от лба до затылка.
Теперь настала очередь слуховых ощущений. Прислушайтесь к
звукам, окружающим вас, представляя, будто они волнообразно на
растают, или приближаются вместе со вдохом и стихают, или уда
ляются на протяжении выдоха. (Можете просто прислушиваться
к звуку собственного дыхания.)
Далее
-
ощущения зрительные. Представьте монотонный зри
тельный фон - мысленный экран приятного цвета, яркость и ос
вещенность которого также волнообразно усиливаются на вдохе и
ослабевают на выдохе (для облегчения задачи можно использовать
образное представление
-
как будто во время выдоха перед вашими
глазами включается источник света, а во время вдоха свет гаснет).
Практические упражнения
447
Для усиления ощущений к этому можно добавить активизацию уча -
стка коры мозга, связанного с движениями глаз (корковый центр взо
ра), производя вращение глазами синхронно с дыханием (прием
В. Райха).
Позвольте вниманию поочередно переключаться от одного вида
ощущений к другому с промежутком 1
-2
мин. После некоторой прак
тики постарайтесь совместить ощущения всех трех модальностей
таким образом, чтобы все они - пульсирующее тепло, волнообразно
плавающий звук и ритмически мерцающий цветовой фон - синхро
низировались с ритмом дыхания. Побудьте в этом комфортном со
стоянии несколько минут.
у 5.
Самоанализ и реконструкция личности
УПРАЖНЕНИЕ «КТО ПОХВАЛИТ СЕБЯ ЛУЧШЕ ВСЕХ»
Одной из распространенных причин психологических про
блем является неадекватная, заниженная самооценка, синонимом
которой является комплекс неполноценности (А. Адлер). Источ
ники подобных нарушений у взрослого человека, естественно,
связаны с детским опытом. Для того чтобы исправить эти пере
житки детства своими силами или помочь человеку психологи
чески «встать с колен», служит упражнение, идея которого взята
из трансактного анализа и дополнена компонентом телесного
осознавания. Задача упражнения - составить и запомнить посто
янный список похвал или «банк поглаживаний» (В.В. Макаров).
В дальнейшем список «поглаживаний», его регулярное прочиты-
вание и своеобразное «прочувствование» используются для фор
мирования у человека большего принятия собственного «Я», со
гласования его представлений о своем реальном и идеальном «Я»,
как своеобразный ритуал... любви к самому себе. Использование
сопровождающих «поглаживания» телесных ощущений как не
которого индикатора дает возможность отобрать из их числа наи
более эффективные, наиболее приемлемые для подсознания и
наиболее действенные для «примирения» полушарий и сглажи
вания внутрипсихического конфликта, связанного с неадекват
ной самооценкой.
448
Глава 6
Для того чтобы заполнить этот банк, возьмите чистый лист
бумаги... забудьте на короткое время про скромность и самокри
тику... и просто напишите на этом листе все хвалебные высказы
вания в собственный адрес, которые приходят в голову (не заду
мываясь об их справедливости и заслуженности). Вначале это мо
гут быть конкретные похвалы за определенные достоинства,
возможно, даже существующие в действительности (отцовская по
хвала или доброжелательная оценка реальных качеств). Далее по
хвалите себя за воображаемые положительные качества; можно
хвалить себя «авансом» - чтобы в будущем стать именно таким,
приблизиться к своему идеалу... Затем - похвалы «беспричинные»,
за сам факт собственного существования, без каких-либо иных ос
нований и дополнительных условий (материнская похвала или без
условное принятие). В общем, дайте волю своему воображению.
Обязательное условие только одно - список должен быть доста
точно обширным. Если внутренняя цензура и самокритика меша
ют полету вашей фантазии, попробуйте представить, будто фра
зы из-под вашего пера выходят совершенно автоматически, неза
висимо от вашего сознания - вы замечаете только отдельные буквы
и не воспринимаете значение целых слов... или будто это происхо
дит с вами не наяву, а во сне... или происходит не с вами, а с кем-то
другим... Словом, используйте различные приемы раскрепощения
творческого воображения, которые вы можете позаимствовать из
арсенала актерского мастерства.
Затем закройте глаза и настройтесь на осознавание ощуще
ний вашего тела. Поочередно мысленно проговаривайте фразы из ва
шего списка. Постарайтесь отдаться этому процессу целиком и пол
ностью, искренне и «без комплексов». Произносите похвалы медлен
но, с чувством, не торопясь... как гурман, который наслаждается
вкусом аппетитного блюда... параллельно наблюдая за телесными
ощущениями, порожденными этим захватывающим занятием. Меж
ду отдельными фразами оставляйте паузы длиной 1-2 минуты, в
течение которых продолжайте наблюдать за ощущениями, оцени
вая «последействие» сказанного. Сравнивая телесное «эхо»различ
ных похвал, произнесенных вами, выберите те из них, которые выз
вали самые яркие, самые заметные ощущения, свидетельствующие
о позитивной эмоциональной реакции. (Постарайтесь также заме
тить и запомнить, чем отличаются ощущения похвалы первого и
второго рода.) В результате вашей работы из пространного списка
Практические упражнения 449
1 5 - 11116
должно остаться 3
-5
фраз, сопровождающихся наиболее ощутимым
телесным откликом, то есть наиболее выраженной ответной реак
цией вашего подсознания.
В дальнейшем отобранные из списка «поглаживания» исполь
зуются для систематической работы над собой. Эту работу целе
сообразно проводить по методу Э. Куэ, то есть использовать вы
бранные фразы как формулы самовнушения, многократно прогова
риваемые в переходньис состояниях между сном и бодрствованием,
когда подсознание человека наиболее восприимчиво к самовнушению.
Но проговаривайте эти фразы не механически-монотонно, а с чув
ством, с выражением, вкладывая в них внутренний посыл, жела
ние настроить себя на соответствующую эмоциональную волну.
Критерием правильности выполнения упражнения служит телес
ный отклик подсознания, оживление ранее «привитых» ощущений
тела.
Примечание:
для восстановления исторической справедливос
ти необходимо отметить, что приоритет открытия подобного мето
да психокоррекции, по-видимому, принадлежит известному фило
софу-утописту Сен-Симону, который, как известно, заставлял слу
гу каждое утро будить себя со словами: «Вставайте, граф, Вас ждут
великие дела».
УПРАЖНЕНИЕ «ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
АФФИРМАЦИИ»
Аффирмации или позитивные, оптимистические, конструктив
ные утверждения являются традиционным инструментом психокор
рекции, и особенно методов личностного роста. По сути, это не что
иное, как жизнеутверждающие формулы самовнушения. И внуше
ние это оказывается действенным, так как опирается на програм
мирующую функцию внутренней речи (А.Р. Лурия). Как подчер
кивает В.В. Козлов (1997), работа с аффирмациями замечательна
тем, что дает возможность вывести имеющуюся проблему с подсоз
нательного уровня на сознательный, оценить ее на уровне рассудка
и перевести негативный контекст проблемы в положительный. Аф
фирмации также строятся на основе базового психокоррекционно-
го принципа полярности: вначале выявляется негативный «полюс»
психологической проблемы, а затем логически выстраивается урав-
450
Глава 6
новешивающий его позитивный «полюс». Среди альтернативных
вариантов позитивной формулировки отбирается наиболее удач
ный, который в дальнейшем и используется для саморегуляции (са
мопрограммирования).
Наряду с «банком поглаживаний», аффирмации служат еще
одним словесно-опосредованным способом убедить в чем-либо
подсознание, погасить внутрипсихический конфликт. Однако, в
отличие от «поглаживаний», этот способ психокоррекции явля
ется скорее узконаправленным, проблемно-специфическим. Кон
кретные формулировки аффирмации определяются содержани
ем прорабатываемых психологических проблем, будь то самооб
винительные навязчивые мысли, тревожное ожидание неудачи и
т.д. Использование аффирмации позволяет человеку самостоя
тельно гармонизировать отношения сознания и подсознания и
таким способом получить доступ к своим скрытым, подсознатель
ным ресурсам для разрешения стоящих перед ним проблем. В
системе Ретри используются телесно-ориентированные аффир
мации, дающие возможность диалога с подсознанием. Данная
вариация методики близка к фокусировке по Ю. Джендлину, но
является более стандартизованной и потому более доступной для
работы над собой.
Рассмотрим формулирование аффирмации на конкретном при
мере. Молодой человек находится в стрессовой ситуации предэкза
менационной лихорадки, обычной для каждого студента. То, что он
пишет на «негативной» половине листа, кажется очевидным: «Я вол
нуюсь из-за предстоящего экзамена». На правой, соответственно, -
утверждение-аффирмация, нейтрализующая эту негативную мысль.
При этом важно, чтобы аффирмация не была простым пассивным
отрицанием, наподобие «Я не буду волноваться из-за экзамена».
Напротив, она должна ориентировать человека на активные дей
ствия и предлагать ему определенную перспективу, движение в на
правлении искомого результата, ориентированное на собственные
силы. Желательно также обойтись без употребления частицы «не»
и сложных речевых оборотов - сложные грамматические конструк
ции непонятны для подсознания, которому адресуется жизнеутвер
ждающее послание. Кроме того, формулировки должны относить
ся к настоящему времени. Правильная формулировка в данном слу
чае такова: «Я спокоен сейчас, я спокоен и перед экзаменом, и во
время него».
Практические упражнения 451
15*