Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16387

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

заимствованы из вегетотерапии В. Райха. Оно показано при голов­
ных болях, умственном переутомлении и снижении работоспособ­
ности, при нарушениях памяти и внимания. Его применение осо­
бенно важно при работе с детьми младшего школьного возраста, 
испытывающих «школьные» проблемы, - для повышения обучае­
мости, особенно при дислексии и синдроме дефицита внимания, а 
также гиперактивности. 

Итак, вначале «разогрейте» кисти рук (упражнение «Дыхание 

через ладони»). Затем сосредоточьте внимание на телесных ощу­
щениях в области лба и затылка. Для того чтобы дать вниманию 
соответствующую пищу, создайте эти ощущения своими собствен­
ными руками - в буквальном смысле. Поместите одну ладонь в обла­
сти лба

 -

 так, чтобы она не соприкасалась с кожей лица, а находи­

лась от него на небольшом расстоянии, а другую расположите в об­
ласти затылка. (При выполнении упражнения в положении лежа эта 
рука закинута за голову.) Расстояние должно быть таким, на кото­
ром чувствуется исходящее от ладони слабое тепло (обычно это про­
межуток 0,5-1,5 см). Понаблюдайте за ощущением тепла в облас­

ти лба, представьте, как оно распространяется в область затыл­
ка. Установите ровный, спокойный ритм релаксационного брюшного 
дыхания с замедленным выдохом (живот приподнимается и опуска­
ется как бы сам собой). Постарайтесь уловить пульсации тепла, 
возникающие в связи со вдохом и выдохом. Усильте эти естествен­
ные колебания ощущений с помощью небольших движений ладони, на 
вдохе слегка отдаляя ее от лица, на выдохе - приближая. Постепен­
но добейтесь ощущения пульсирующего тепла,равномерно наполня­
ющего голову от лба до затылка. 

Теперь настала очередь слуховых ощущений. Прислушайтесь к 

звукам, окружающим вас, представляя, будто они волнообразно на­

растают, или приближаются вместе со вдохом и стихают, или уда­
ляются на протяжении выдоха. (Можете просто прислушиваться 

к звуку собственного дыхания.) 

Далее

 -

 ощущения зрительные. Представьте монотонный зри­

тельный фон - мысленный экран приятного цвета, яркость и ос­
вещенность которого также волнообразно усиливаются на вдохе и 
ослабевают на выдохе (для облегчения задачи можно использовать 
образное представление

 -

 как будто во время выдоха перед вашими 

глазами включается источник света, а во время вдоха свет гаснет). 

Практические упражнения 

447 


background image

Для усиления ощущений к этому можно добавить активизацию уча -

стка коры мозга, связанного с движениями глаз (корковый центр взо­

ра), производя вращение глазами синхронно с дыханием (прием 

В. Райха). 

Позвольте вниманию поочередно переключаться от одного вида 

ощущений к другому с промежутком 1

 -2

 мин. После некоторой прак­

тики постарайтесь совместить ощущения всех трех модальностей 
таким образом, чтобы все они - пульсирующее тепло, волнообразно 
плавающий звук и ритмически мерцающий цветовой фон - синхро­
низировались с ритмом дыхания. Побудьте в этом комфортном со­
стоянии несколько минут. 

у 5.

 Самоанализ и реконструкция личности 

УПРАЖНЕНИЕ «КТО ПОХВАЛИТ СЕБЯ ЛУЧШЕ ВСЕХ» 

Одной из распространенных причин психологических про­

блем является неадекватная, заниженная самооценка, синонимом 
которой является комплекс неполноценности (А. Адлер). Источ­
ники подобных нарушений у взрослого человека, естественно, 
связаны с детским опытом. Для того чтобы исправить эти пере­
житки детства своими силами или помочь человеку психологи­
чески «встать с колен», служит упражнение, идея которого взята 
из трансактного анализа и дополнена компонентом телесного 
осознавания. Задача упражнения - составить и запомнить посто­
янный список похвал или «банк поглаживаний» (В.В. Макаров). 

В дальнейшем список «поглаживаний», его регулярное прочиты-
вание и своеобразное «прочувствование» используются для фор­
мирования у человека большего принятия собственного «Я», со­
гласования его представлений о своем реальном и идеальном «Я», 
как своеобразный ритуал... любви к самому себе. Использование 
сопровождающих «поглаживания» телесных ощущений как не­
которого индикатора дает возможность отобрать из их числа наи­
более эффективные, наиболее приемлемые для подсознания и 
наиболее действенные для «примирения» полушарий и сглажи­
вания внутрипсихического конфликта, связанного с неадекват­
ной самооценкой. 

448 

Глава 6 


background image

Для того чтобы заполнить этот банк, возьмите чистый лист 

бумаги... забудьте на короткое время про скромность и самокри­
тику... и просто напишите на этом листе все хвалебные высказы­
вания в собственный адрес, которые приходят в голову (не заду­

мываясь об их справедливости и заслуженности). Вначале это мо­

гут быть конкретные похвалы за определенные достоинства, 
возможно, даже существующие в действительности (отцовская по­
хвала или доброжелательная оценка реальных качеств). Далее по­

хвалите себя за воображаемые положительные качества; можно 
хвалить себя «авансом» - чтобы в будущем стать именно таким, 

приблизиться к своему идеалу... Затем - похвалы «беспричинные», 
за сам факт собственного существования, без каких-либо иных ос­
нований и дополнительных условий (материнская похвала или без­

условное принятие). В общем, дайте волю своему воображению. 

Обязательное условие только одно - список должен быть доста­

точно обширным. Если внутренняя цензура и самокритика меша­
ют полету вашей фантазии, попробуйте представить, будто фра­
зы из-под вашего пера выходят совершенно автоматически, неза­
висимо от вашего сознания - вы замечаете только отдельные буквы 
и не воспринимаете значение целых слов... или будто это происхо­
дит с вами не наяву, а во сне... или происходит не с вами, а с кем-то 
другим... Словом, используйте различные приемы раскрепощения 
творческого воображения, которые вы можете позаимствовать из 
арсенала актерского мастерства. 

Затем закройте глаза и настройтесь на осознавание ощуще­

ний вашего тела. Поочередно мысленно проговаривайте фразы из ва­
шего списка. Постарайтесь отдаться этому процессу целиком и пол­
ностью, искренне и «без комплексов». Произносите похвалы медлен­
но, с чувством, не торопясь... как гурман, который наслаждается 
вкусом аппетитного блюда... параллельно наблюдая за телесными 
ощущениями, порожденными этим захватывающим занятием. Меж­
ду отдельными фразами оставляйте паузы длиной 1-2 минуты, в 

течение которых продолжайте наблюдать за ощущениями, оцени­
вая «последействие» сказанного. Сравнивая телесное «эхо»различ­
ных похвал, произнесенных вами, выберите те из них, которые выз­
вали самые яркие, самые заметные ощущения, свидетельствующие 
о позитивной эмоциональной реакции. (Постарайтесь также заме­
тить и запомнить, чем отличаются ощущения похвалы первого и 
второго рода.) В результате вашей работы из пространного списка 

Практические упражнения 449 

1 5 - 11116 


background image

должно остаться 3

 -5

 фраз, сопровождающихся наиболее ощутимым 

телесным откликом, то есть наиболее выраженной ответной реак­
цией вашего подсознания. 

В дальнейшем отобранные из списка «поглаживания» исполь­

зуются для систематической работы над собой. Эту работу целе­
сообразно проводить по методу Э. Куэ, то есть использовать вы­
бранные фразы как формулы самовнушения, многократно прогова­

риваемые в переходньис состояниях между сном и бодрствованием, 

когда подсознание человека наиболее восприимчиво к самовнушению. 
Но проговаривайте эти фразы не механически-монотонно, а с чув­
ством, с выражением, вкладывая в них внутренний посыл, жела­
ние настроить себя на соответствующую эмоциональную волну. 
Критерием правильности выполнения упражнения служит телес­
ный отклик подсознания, оживление ранее «привитых» ощущений 
тела. 

Примечание:

 для восстановления исторической справедливос­

ти необходимо отметить, что приоритет открытия подобного мето­
да психокоррекции, по-видимому, принадлежит известному фило­
софу-утописту Сен-Симону, который, как известно, заставлял слу­
гу каждое утро будить себя со словами: «Вставайте, граф, Вас ждут 
великие дела». 

УПРАЖНЕНИЕ «ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ 

АФФИРМАЦИИ» 

Аффирмации или позитивные, оптимистические, конструктив­

ные утверждения являются традиционным инструментом психокор­
рекции, и особенно методов личностного роста. По сути, это не что 
иное, как жизнеутверждающие формулы самовнушения. И внуше­
ние это оказывается действенным, так как опирается на програм­
мирующую функцию внутренней речи (А.Р. Лурия). Как подчер­
кивает В.В. Козлов (1997), работа с аффирмациями замечательна 
тем, что дает возможность вывести имеющуюся проблему с подсоз­
нательного уровня на сознательный, оценить ее на уровне рассудка 
и перевести негативный контекст проблемы в положительный. Аф­
фирмации также строятся на основе базового психокоррекционно-
го принципа полярности: вначале выявляется негативный «полюс» 

психологической проблемы, а затем логически выстраивается урав-

450 

Глава 6 


background image

новешивающий его позитивный «полюс». Среди альтернативных 
вариантов позитивной формулировки отбирается наиболее удач­
ный, который в дальнейшем и используется для саморегуляции (са­
мопрограммирования). 

Наряду с «банком поглаживаний», аффирмации служат еще 

одним словесно-опосредованным способом убедить в чем-либо 

подсознание, погасить внутрипсихический конфликт. Однако, в 
отличие от «поглаживаний», этот способ психокоррекции явля­
ется скорее узконаправленным, проблемно-специфическим. Кон­
кретные формулировки аффирмации определяются содержани­
ем прорабатываемых психологических проблем, будь то самооб­
винительные навязчивые мысли, тревожное ожидание неудачи и 
т.д. Использование аффирмации позволяет человеку самостоя­
тельно гармонизировать отношения сознания и подсознания и 
таким способом получить доступ к своим скрытым, подсознатель­
ным ресурсам для разрешения стоящих перед ним проблем. В 
системе Ретри используются телесно-ориентированные аффир­
мации, дающие возможность диалога с подсознанием. Данная 
вариация методики близка к фокусировке по Ю. Джендлину, но 
является более стандартизованной и потому более доступной для 
работы над собой. 

Рассмотрим формулирование аффирмации на конкретном при­

мере. Молодой человек находится в стрессовой ситуации предэкза­
менационной лихорадки, обычной для каждого студента. То, что он 
пишет на «негативной» половине листа, кажется очевидным: «Я вол­

нуюсь из-за предстоящего экзамена». На правой, соответственно, -
утверждение-аффирмация, нейтрализующая эту негативную мысль. 
При этом важно, чтобы аффирмация не была простым пассивным 
отрицанием, наподобие «Я не буду волноваться из-за экзамена». 
Напротив, она должна ориентировать человека на активные дей­
ствия и предлагать ему определенную перспективу, движение в на­
правлении искомого результата, ориентированное на собственные 
силы. Желательно также обойтись без употребления частицы «не» 
и сложных речевых оборотов - сложные грамматические конструк­
ции непонятны для подсознания, которому адресуется жизнеутвер­
ждающее послание. Кроме того, формулировки должны относить­
ся к настоящему времени. Правильная формулировка в данном слу­

чае такова: «Я спокоен сейчас, я спокоен и перед экзаменом, и во 
время него». 

Практические упражнения 451 

15*