Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16374
Скачиваний: 267
Перед началом дальнейшей работы нужно решить, какой руке
«достанется» ассоциация с тем или другим вариантом сознатель
ного решения. Это распределение может проводиться с помощью «де
мократического» выбора или же «волюнтаристского» назначения (в
случае полярных ответов для правшей обычно позитивный вариант
ассоциируется с правой рукой, противоположный выбор - с левой.)
2. Следующий шаг - телесно-интуитивное оценивание первого
по счету варианта решения, его «взвешивание». Для этого соответ
ствующий вариант необходимо буквально... «подержать в руке». То
есть, продумывая его на уровне словесном, проговаривая про себя все
аргументы в пользу данного решения, мысленно рассмотреть все его
стороны, все «за» (и все «против» другого варианта), в то же время
наблюдать за реакцией подсознания - за ощущениями в ладони руки,
связанной в воображении именно с этим вариантом. Если вы може
те представить визуальный образ, связанный с этим вариантом
решения, то мысленно поместите его в ту же ладонь. Запомните
возникающие при этом дополнительные физические ощущения.
3. То же самое необходимо проделать и со вторым вариантом
решения, тщательно запоминая ощущения в противоположной ла
дони.
4. Затем сравниваем ощущения в обеих руках, мысленно зада
вая себе вопрос: какой из вариантов решения для подсознания (для
интуиции, «внутренней мудрости» организма) предпочтительнее.
Несколько раз перемещаем внимание между левой и правой рукой,
мысленно возвращаясь к первому и второму вариантам. Обнаружен
ные различия интерпретируем согласно п. 1.
Если ощущения в обеих руках оказываются одинаково весомы
ми, необходимо вернуться к предыдущим шагам (пп. 2 и З). При этом
нужно еще подробнее представить различия между сравниваемыми
вариантами решения - вначале на логическом уровне, а затем на
телесном, стараясь уловить тонкую разницу в ощущениях, которая
есть всегда. Либо повторяем процедуру спустя некоторое время,
когда появятся новые обстоятельства и прояснится внутреннее,
подсознательное отношение к ситуации в целом.
Несмотря на громоздкость приведенного описания методики
телесно-интуитивного диалога, по мере выработки навыка ее исполь
зования в реальной жизни этот процесс становится привычным -
Практические упражнения
467
упрощается, «свертывается» (интериоризуется) и обычно занимает
от нескольких минут до нескольких десятков секунд.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОГУЛКА В ДЕТСТВО»,
ИЛИ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕЛЕСНОГО ПСИХОАНАЛИЗА
Упражнение является подготовительным для последующего
формирования навыка распознавания различных эго-состояний и
позволяет с помощью биографических воспоминаний и вызванных
ими телесных ощущений проследить «индивидуальную историю»
таких составных частей личности, как «Родитель» и «Ребенок» (см.
далее «Телесное триединство»).
а) Вспомнить «золотое детство».
Как вас хвалили родители? Как ругали за проступки и шалос
ти ? Какие ваши мысли, действия родители одобряли ? По поводу ка
ких выражали неодобрение?Какие телесные ощущения возникают в
связи с этими воспоминаниями?
б) Детство продолжается, или «Стать родителем самому себе».
Вспомните, в каких ситуациях во взрослой жизни вы испыты
вали подобные ощущения? В каких ситуациях вы чувствовали себя
ребенком или замечали связь ваших поступков с усвоенными в дет
стве образцами поведения?Как вы поощряете и наказываете себя?
Какие слова, фразы вы себе говорите в эти моменты? Что общего в
возникающих при этом телесных ощущениях с тем, что вы испыты
вали в детстве, когда вас воспитывали ваши родители? Чей голос,
интонации, выражения звучат в вашем внутреннем диалоге, когда
вы даете оценку своему поведению? Напоминает ли это родитель
ские нотации, которые вы выслушивали в детстве? Можете ли вы
чувствовать себя более уверенно, избавившись от подобных самооб
винений и самонаказаний? Осознавая это, представьте, как вы мо
жете изменить свое поведение в типичных жизненных ситуациях,
обрести большую зрелость, ответственность, уверенность и неза
висимость.
УПРАЖНЕНИЕ «ТЕЛЕСНОЕ ТРИЕДИНСТВО»
Важным навыком самоконтроля является умение человека со
знательно переключаться как между разными состояниями созна-
468
Глава 6
ния, так и между различными состояниями собственного «Я», пе
редавать эстафету контроля от одной части личности к другой. Это
также весьма необходимо для эффективного общения и взаимодей
ствия с окружающими.
Понятие об эго-состояниях было предложено Э. Берном, вы
делившим такие составные части личности, как «Родитель»,
«Взрослый» и «Ребенок». В терминах НЛП им соответствуют та
кие субличности, как Мечтатель - Реалист - Критик (Алдер Г.,
2002). «Родитель» - состояние воспитующее, агрессивно-крити
ческое (в общении пристройка к собеседнику «сверху», свысока).
«Взрослый» - обычное рационально-деловое состояние «Я», ос
нованное на житейском здравом смысле (пристройка в общении
«сбоку», на одном уровне с собеседником). «Ребенок» - состоя
ние общительно-непосредственное, порой творческое и романтич
ное, порой заискивающе-беспомощное (в общении пристройка
«снизу», точнее, взгляд на собеседника снизу вверх).
Критерием психологической нормы, по Берну, условием адап
тированности человека является способность гибко переключаться
между описанными состояниями. (В уточненной трактовке их мож
но насчитать не три, а как минимум пять или шесть - см. табл. 25.
Возможны и более детализированные градации. Так, человек, пре
бывая в «активном взрослом» состоянии, в зависимости от ситуа
ции может выступать в «конструктивном» или «деструктивном» ам
плуа, а в «пассивном» состоянии - находиться в «уравновешенном»
или «дискомфортном» эмоциональном состоянии.)
При этом психологическая адаптированность человека свя
зана с его способностью переключаться между различными эго-
состояниями не только в процессе общения с окружающими, но и
тогда, когда он находится наедине с самим собой. При этом состо
яния «Родителя», «Взрослого» и «Ребенка» являются как бы раз
личными этапами процесса принятия решения. Интуитивно-твор
ческий «Ребенок» играет главную роль на этапе генерации идей,
скептический «Родитель» - на этапе пристрастной критики пред
ложенных вариантов, а уравновешенный и практичный «Взрос
лый» - всестороннего анализа «за» и «против» и принятия взве
шенного решения.
Соответственно психологические проблемы могут быть связа
ны с «застреванием» в одном из эго-состояний, и чтобы избавиться
от подобных проблем, необходимо научить человека оперативно
Практические упражнения
469
распознавать состояния собственного Эго и по своему усмотрению
выбирать из них наиболее адаптивное в данный момент.
Ориентиром для самодиагностики и ключом для саморегуля
ции, для перехода в нужное состояние как раз и могут послужить
телесные ощущения.
Телесный самоанализ эго-состояний
Основное
эго-состояние
«Родитель»
«Взрослый»
«Ребенок»
Состояние
второго
порядка (роль)
«Добрый»
«Сердитый»
«Активный»
«Пассивный»
«Послушный»
«Капризный»
Ощущение
«центра
тяжести» тела
Нижняя
треть тела
Средняя
треть тела
Верхняя
треть тела
Звучание
собственного
голоса
Более низкий
тембр
Обычный
тембр
Более высо
кий тембр
Дополнитель
ные телесные
ощущения
Таблица 25
Вначале необходимо интроспективно, путем самовоспомина
ния, а еще лучше самонаблюдения в различных жизненных ситуа
циях собрать информацию для детального, индивидуализирован
ного описания каждого из эго-состояний, заполнив пустые ячейки
таблицы.
1) Постарайтесь ответить на вопрос, где находится в каждом
из состояний психологический «центр тяжести» вашего тела?
Для «Родителя» это обычно нижняя часть тела (состояние вла
стности, доминирования); для «Взрослого» - «золотая середина»
(ощущение динамичной уверенности), для «Ребенка» же, напротив,
верхняя часть тела (что на первый взгляд парадоксально).
В самом деле, реальный, физический центр тяжести тела у ре
бенка находится ниже, чем у взрослого, так как у него другие про
порции тела: туловище относительно длиннее, а ножки короче. Так
мудро устроено природой для того, чтобы ребенок меньше падал и
ушибался. Однако, начиная с самого раннего возраста, у маленько
го ребенка, в связи с его неуемным желанием двигаться и символи
ческим жгучим стремлением вырасти, «дотянуться» до взрослых,
психологический центр тяжести тела как бы смещен вверх. Это про-
470
Глава 6
является уже в первый год жизни, когда у ребенка еще не сформи
рован устойчивый навык поддержания динамического равновесия
и он все время упорно стремится вверх - вначале пытается сесть,
затем встать на ножки (и учится этому), затем начинает ходить, вна
чале еще неуверенно, неустойчиво...
2) Как звучит ваш голос в каждом из описанных состояний?
Вернитесь в каждое из этих состояний, поговорите с собой,
находясь, как говорят артисты, «в образе». Сравните высоту голо
са, интонации, тембр. Проанализируйте особенности речи вашего
внутреннего «Родителя», «Взрослого» и «Ребенка». Может быть, для
каждого из них характерны определенные слова и стиль речи. (Что
касается «Родителя», то нередко оказывается, что он говорит... го
лосом ваших собственных родителей, повторяя их привычные инто
нации и любимые выражения.)
3) К этому базовому телесно-психологическому стереотипу
добавляются еще и
телесные ощущения, совокупность которыхуже
не сводится к некоторому стандартному набору и достаточно ин
дивидуальна.
Например, оказавшись в состоянии «послушного», но испуган
ного ребенка (вспомнив случай из прошлого или столкнувшись с
новой ситуацией), можно ощутить «ватные» ноги, неустойчивость,
а может быть, головокружение или «замирание» сердца (и другие
признаки приступов паники). Человек взрослый, но чувствующий
себя как «капризный» ребенок, может испытать ощущение «комка»
в горле (подавляемый плач, крик) или сдерживаемое движение (по-
детски упрямо топнуть ножкой... упасть на спину и «зайтись» в ис
тошном крике, прогибаясь и колотя об пол руками и ногами). По
чувствовав себя «добрым родителем», можно заметить жалость -
ноющее, щемящее ощущение в груди... или нежность, воспринимае
мую, быть может, как теплый комок в верхней части живота. Став на
время «сердитым родителем», можно ощутить прилив жара в верх
ней части тела или ощущение «распирания» в грудной клетке и т.д.
Все перечисленные примеры в высшей степени условны, ре
альный же набор телесных ощущений достаточно индивидуален.
Главное - заметить телесные признаки каждого из состояний и за
тем, зафиксировав их в таблице, запомнить эти ощущения своего
тела как «ключи» для перехода в нужное состояние. В дальнейшем
полученную информацию нужно использовать на практике, в по-
Практические упражнения
471