Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16375

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

вседневной жизни, чтобы сформировать навык самоконтроля, вос­
питать действительное умение владеть собой. Воспитать умение 
распознавать в себе текущие состояния «Я» и производить их заме­
ну в зависимости от ситуации. Иными словами, помочь себе выра­

ботать действительную зрелость, когда человек «сам себе Взрослый, 

Ребенок и Родитель». 

Телесно-ориентированная репетиция поведения 

Техника мысленной репетиции поведения, призванной устра­

нить дефицит определенных форм поведения человека в конкрет­
ных жизненных ситуациях, широко используется в поведенческих 
методах психотерапии. В разных вариантах она также известна и в 

других методах психокоррекции (например, в НЛП это «генератор 
нового поведения». Можно упомянуть также техники психодрамы, 
ролевого тренинга и др.). В описываемой далее модификации под­
черкивается телесная ориентированность, которая помогает эффек­
тивно использовать данную технику в целях саморегуляции, лич­
ностного роста для создания «заготовок» успешного и самоутверж­
дающего поведения в самых разных условиях, для преодоления 

внутренних психологических барьеров и комплексов. 

Первый, подготовительный шаг этой репетиции - переход в 

состояние сенсорного осознавания, максимальной сосредоточеннос­
ти внимания на телесных ощущениях. Вначале необходимо внима­
тельно изучить их исходный фон, то первоначальное спокойно-без­

мятежное состояние, в котором, как в зеркале, отражаются теле­

сные проявления эмоций во время мысленного «разыгрывания» 
драматических жизненных сцен. 

Затем, сохраняя пристальное внимание к индикаторам эмо­

ций - ощущениям тела, нужно представить себе будущую ситуа­
цию со всех сторон, начиная и заканчивая сторонами именно выиг­

рышными. Проводя «инвентаризацию» достоинств и преимуществ, 

которые должно принести успешное поведение в представляемой си­
туации, постарайтесь как можно ярче и полнее прочувствовать и 
главное - запомнить телесные эмоциональные ощущения, связан­
ные с этим (телесно-ориентированная самомотивация). 

Третий этап - релаксация, варьирующая от поверхностной 

(расслабление отдельных, наиболее напряженных мышц, сопровож­

дающаяся брюшным дыханием) до глубокой («с головы до ног», по 

472 

Глава 6 


background image

полной схеме, описанной ранее). Релаксация

 -

 как мышечная, так и 

дыхательная, - нужна, во-первых, для того, чтобы избавиться от 
внутренней напряженности и дискомфортных ощущений, которые 
до сих пор мешали проявлять необходимое поведение в реальных си­
туациях. Во-вторых, она нужна еще и для того, чтобы избавиться 
от лишних раздражителей, своего рода шумов и помех. И тем самым 
повысить надежность обнаружения тех специфических позитивных 
телесных ощущений (ресурсов), которые в дальнейшем должны по­
служить «ключами» для саморегуляции. 

Четвертый этап - мысленная репетиция. Необходимо пред­

ставить наглядно, образно и конкретно-реалистично будущую си­
туацию и свои «правильные» действия в ней. Отрепетировав жела­
емое поведение, необходимо почувствовать себя успешным в этой 
новой роли, ощутить вкус победы над собой. И главное - почувство­
вать физическое отражение этой успешности, то есть заметить и 
запомнить телесные ощущения, связанные с испытываемыми поло­
жительными эмоциями. 

И наконец, завершающий этап - проверка на практике и «вне­

дрение» новой формы поведения. Для того чтобы преодолеть внут­

ренние психологические барьеры теперь уже в реальной ситуации, 

необходимо использовать в качестве опор телесно-эмоциональные 

«ключи». В самом деле, знакомое ощущение всегда можно вспомнить 

сознательно, а порой это происходит даже непроизвольно, как бы само 
собой. Вспомнив, нужно зафиксировать на нем внимание, «держать­
ся обеими руками» за это ощущение, как за путеводную нить (если 
используется интегральный якорь, связанный с кистями рук, то «дер­

жаться руками» необходимо еще и в прямом смысле). 

6. Телесно-ориентированная работа 

со зрительными образами 

Навык работы со зрительными образами - визуализация пред­

ставляет собой воспроизведение мысленных картин по собствен­
ному желанию или зрительных фантазий на заданную тему. Работа 
со зрительными образами традиционно начинается с представ­
ления элементарных образов или тренировки визуализации. Это 
особенно актуально в тех случаях, когда произвольное представле-

Практические упражнения 

473 


background image

ние заданных зрительных образов затруднено, что и вызывает не­
обходимость развития соответствующего навыка. 

В то же время нужно учитывать, что даже если человек заяв­

ляет о своем неумении визуализировать, это не полностью соответ­
ствует действительности. Сам процесс конструирования зритель­

ных образов, как и любое невербальное представление информации, 
происходит на неосознаваемом уровне. «Художником» или автором 
мысленных картин является подсознательно-творческое правое 
полушарие. Сознание же, левое полушарие, выступает здесь лишь в 

роли «заказчика», описывающего сюжет будущей картины, и «зри­
теля», созерцающего готовый результат. Поэтому сознательно тре­
нируемым навыком является, строго говоря, не конструирование, а 
лишь осознавание мысленных картин. 

Более того, на неосознаваемом уровне продуцирование «вир­

туальных» зрительных образов происходит постоянно. Примером 
являются наши сны или мысленные фильмы, в роли сценариста и 
режиссера которых выступает подсознание. В бодрствующем же 
состоянии сознания достаточно часто продуцируются «сны наяву», 
которые просто не осознаются из-за действия стереотипов психо­
логической защиты (механизмов вытеснения и перцептивной защи­
ты). Зато прекрасно осознаются последствия неосознаваемой визу­
ализации - например, внезапные перепады настроения и самочув­
ствия, эмоциональные вспышки, казалось бы, из-за пустяков или 

даже вовсе без видимой причины; немотивированная подавленность 

и упадок сил и проч. Снятие блокировки осознавания зрительных 
образов становится возможным в результате налаживания контак­

тов между сознанием и подсознанием, таким образом, чтобы с од­
ной стороны раскрепостить подсознание, а с другой - снять уста­
навливаемые внутренней цензурой ограничения на доступ проду­
цируемых подсознанием зрительных образов в сферу осознавания. 

В телесно-ориентированных методах психокоррекции специ­

фика использования визуализации заключается в том, что одновре­
менно со зрительными образами отслеживаются и прорабатывают­
ся вызванные их представлением телесные ощущения. 

УПРАЖНЕНИЕ «МЫСЛЕННЫЙ ЭКРАН» 

Представляет собой модификацию упражнений второй ступе­

ни аутогенной тренировки по И. Шульцу (АТ-П). Мысленный эк-

474 

Глава 6 


background image

ран - метафора пустого, не заполненного реальными объектами зри­
тельного поля, которое может быть заполнено образами виртуаль­
ными, созданными воображением. Уместно вспомнить известную 
картину К. Малевича «Черный квадрат», идея которой - предоста­
вить зрителю пищу для фантазии, для зрительных ассоциаций. Точ­
но так же, когда перед закрытыми глазами возникает темный фон, 
наше воображение может домыслить, дорисовать на нем различные 
образы. В данном упражнении поэтапно осваивается визуализация 
конкретных предметов, затем формирование зрительных образов, 
символизирующих абстрактные идеи и, наконец, завершающий этап, 
ради которого вся эта работа и производится, - диалог с подсозна­
нием. Иначе говоря, визуализация спонтанно возникающих обра­
зов, служащих невербальным, символическим ответом подсознания 
на обращенные к нему вопросы. 

а) Спонтанный цвет: статическая визуализация. 

Расслабьтесь... направьте внимание на телесные ощущения... в 

том числе ощущения в области глаз, которые сейчас закрыты. За­
крытые глаза представляют собой как бы внутренний экран. Внача­

ле он обычно представляется как однородный темный фон. Предста­

вим, как на этом экране постепенно появляется цветное пятно - в 
центре или с краю. Иногда это происходит мгновенно, иногда требу­
ет времени - можете не торопить свое воображение, просто подож­
дите достаточное время (реально несколько минут), мысленно на­
блюдая темный экран и вглядываясь в «неоднородности» окраски (по­

могает представление наглядного образ экрана цветного телевизора 

в момент его выключения, когда на темном фоне в центре экрана не­
которое время сохраняется цветное пятно). Появившись, цветное 
пятно расширяется, заполняя весь экран. 

Какой это цвет? Как изменилось при этом ваше самочувствие, 

какие телесные ощущения связаны с представляемым цветом? По­
наблюдайте, как ваше дыхание влияет на яркость и насыщенность 
цвета, какая фаза дыхательного цикла усиливает его яркость. За­
тем уберите этот цвет с мысленного экрана, представляя, будто 
вы протираете его поверхность влажной тряпкой, смывая краски, 
пока не обнажается чистая белая (или темная, как будет угодно 
вашему подсознанию) поверхность... или стираете школьным ласти­
ком... или направляете луч мощного прожектора... после чего экран 
остается чистым, матово-белым (или после выключения мысленно­
го «освещения» остается темная пустота...) 

Практические упражнения 

475 


background image

б) «Радуга»: динамическая визуализация последовательных 

цветовых образов. 

Аналогично предыдущему заданию представьте мысленный 

экран, но на этот раз вообразите, что он меняет свой цвет каждые 

1-2 минуты. Цвета сменяют друг друга в определенном порядке. Это 

естественная последовательность светового спектра (цветов раду­
ги): красный - оранжевый

 -

 желтый - зеленый - голубой

 -

 синий -

фиолетовый. 

После завершения упражнения проанализируйте, какие цвета 

было легче представить.

 [Символическое значение предпочитаемых 

цветов в этом виртуальном психодиагностическом тесте соответ­
ствует описанному М. Люшером.]

 Вызывали ли они какие-либо те­

лесные ощущения? Были ли среди них приятные? Если да, постарай­

тесь запомнить эти ощущения и их ассоциации с определенным цве­
том, чтобы в дальнейшем использовать мысленное представление 
соответствующего цвета для управления своим самочувствием. 

Примечание:

 подобный способ саморегуляции был известен еще 

в античности (медицинская школа пифагорейцев). 

в) Целью последующих этапов упражнения является переход от 

элементарных к сложным образам. Вначале рекомендуется представ­
ление конкретных, заранее заданных образов. Следующий этап -
творческая визуализация или представление спонтанных образов как 
способ организации диалога сознания и подсознания. 

Общая схема направленной визуализации выглядит следующим 

образом: вначале - переход в состояние тишины и покоя, остановка 
внутреннего диалога (ментальная пауза), направление внимания на 
внутренние процессы, представление мысленного экрана. Затем

 -

поддержание состояния сосредоточения, терпеливо-выжидательное 
непрерывное наблюдение за содержанием сознания, проецируемым на 

мысленный экран. Подобное спокойное ожидание с уверенностью в 
успехе («пассивное воление» по У.Джеймсу) неизменно приносит ис­

комый результат. Иногда ожидаемый зрительный образ внезапно и 
ярко проявляется в виде целостной, законченной картины. Иногда 
он вначале представляется неясно, смутно,расплывчато... но посте­
пенно туман рассеивается, и образ предстает перед мысленным взо­

ром все более ясно и отчетливо. Бывает и так, что вначале образ 

предстает как бы издалека, как отдельная яркая точка на мыслен­
ном экране... Постепенно, по мере мысленного приближения, карти­
на увеличивается в размере, становится более красочной. 

476 

Глава 6