Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16375
Скачиваний: 267
вседневной жизни, чтобы сформировать навык самоконтроля, вос
питать действительное умение владеть собой. Воспитать умение
распознавать в себе текущие состояния «Я» и производить их заме
ну в зависимости от ситуации. Иными словами, помочь себе выра
ботать действительную зрелость, когда человек «сам себе Взрослый,
Ребенок и Родитель».
Телесно-ориентированная репетиция поведения
Техника мысленной репетиции поведения, призванной устра
нить дефицит определенных форм поведения человека в конкрет
ных жизненных ситуациях, широко используется в поведенческих
методах психотерапии. В разных вариантах она также известна и в
других методах психокоррекции (например, в НЛП это «генератор
нового поведения». Можно упомянуть также техники психодрамы,
ролевого тренинга и др.). В описываемой далее модификации под
черкивается телесная ориентированность, которая помогает эффек
тивно использовать данную технику в целях саморегуляции, лич
ностного роста для создания «заготовок» успешного и самоутверж
дающего поведения в самых разных условиях, для преодоления
внутренних психологических барьеров и комплексов.
Первый, подготовительный шаг этой репетиции - переход в
состояние сенсорного осознавания, максимальной сосредоточеннос
ти внимания на телесных ощущениях. Вначале необходимо внима
тельно изучить их исходный фон, то первоначальное спокойно-без
мятежное состояние, в котором, как в зеркале, отражаются теле
сные проявления эмоций во время мысленного «разыгрывания»
драматических жизненных сцен.
Затем, сохраняя пристальное внимание к индикаторам эмо
ций - ощущениям тела, нужно представить себе будущую ситуа
цию со всех сторон, начиная и заканчивая сторонами именно выиг
рышными. Проводя «инвентаризацию» достоинств и преимуществ,
которые должно принести успешное поведение в представляемой си
туации, постарайтесь как можно ярче и полнее прочувствовать и
главное - запомнить телесные эмоциональные ощущения, связан
ные с этим (телесно-ориентированная самомотивация).
Третий этап - релаксация, варьирующая от поверхностной
(расслабление отдельных, наиболее напряженных мышц, сопровож
дающаяся брюшным дыханием) до глубокой («с головы до ног», по
472
Глава 6
полной схеме, описанной ранее). Релаксация
-
как мышечная, так и
дыхательная, - нужна, во-первых, для того, чтобы избавиться от
внутренней напряженности и дискомфортных ощущений, которые
до сих пор мешали проявлять необходимое поведение в реальных си
туациях. Во-вторых, она нужна еще и для того, чтобы избавиться
от лишних раздражителей, своего рода шумов и помех. И тем самым
повысить надежность обнаружения тех специфических позитивных
телесных ощущений (ресурсов), которые в дальнейшем должны по
служить «ключами» для саморегуляции.
Четвертый этап - мысленная репетиция. Необходимо пред
ставить наглядно, образно и конкретно-реалистично будущую си
туацию и свои «правильные» действия в ней. Отрепетировав жела
емое поведение, необходимо почувствовать себя успешным в этой
новой роли, ощутить вкус победы над собой. И главное - почувство
вать физическое отражение этой успешности, то есть заметить и
запомнить телесные ощущения, связанные с испытываемыми поло
жительными эмоциями.
И наконец, завершающий этап - проверка на практике и «вне
дрение» новой формы поведения. Для того чтобы преодолеть внут
ренние психологические барьеры теперь уже в реальной ситуации,
необходимо использовать в качестве опор телесно-эмоциональные
«ключи». В самом деле, знакомое ощущение всегда можно вспомнить
сознательно, а порой это происходит даже непроизвольно, как бы само
собой. Вспомнив, нужно зафиксировать на нем внимание, «держать
ся обеими руками» за это ощущение, как за путеводную нить (если
используется интегральный якорь, связанный с кистями рук, то «дер
жаться руками» необходимо еще и в прямом смысле).
6. Телесно-ориентированная работа
со зрительными образами
Навык работы со зрительными образами - визуализация пред
ставляет собой воспроизведение мысленных картин по собствен
ному желанию или зрительных фантазий на заданную тему. Работа
со зрительными образами традиционно начинается с представ
ления элементарных образов или тренировки визуализации. Это
особенно актуально в тех случаях, когда произвольное представле-
Практические упражнения
473
ние заданных зрительных образов затруднено, что и вызывает не
обходимость развития соответствующего навыка.
В то же время нужно учитывать, что даже если человек заяв
ляет о своем неумении визуализировать, это не полностью соответ
ствует действительности. Сам процесс конструирования зритель
ных образов, как и любое невербальное представление информации,
происходит на неосознаваемом уровне. «Художником» или автором
мысленных картин является подсознательно-творческое правое
полушарие. Сознание же, левое полушарие, выступает здесь лишь в
роли «заказчика», описывающего сюжет будущей картины, и «зри
теля», созерцающего готовый результат. Поэтому сознательно тре
нируемым навыком является, строго говоря, не конструирование, а
лишь осознавание мысленных картин.
Более того, на неосознаваемом уровне продуцирование «вир
туальных» зрительных образов происходит постоянно. Примером
являются наши сны или мысленные фильмы, в роли сценариста и
режиссера которых выступает подсознание. В бодрствующем же
состоянии сознания достаточно часто продуцируются «сны наяву»,
которые просто не осознаются из-за действия стереотипов психо
логической защиты (механизмов вытеснения и перцептивной защи
ты). Зато прекрасно осознаются последствия неосознаваемой визу
ализации - например, внезапные перепады настроения и самочув
ствия, эмоциональные вспышки, казалось бы, из-за пустяков или
даже вовсе без видимой причины; немотивированная подавленность
и упадок сил и проч. Снятие блокировки осознавания зрительных
образов становится возможным в результате налаживания контак
тов между сознанием и подсознанием, таким образом, чтобы с од
ной стороны раскрепостить подсознание, а с другой - снять уста
навливаемые внутренней цензурой ограничения на доступ проду
цируемых подсознанием зрительных образов в сферу осознавания.
В телесно-ориентированных методах психокоррекции специ
фика использования визуализации заключается в том, что одновре
менно со зрительными образами отслеживаются и прорабатывают
ся вызванные их представлением телесные ощущения.
УПРАЖНЕНИЕ «МЫСЛЕННЫЙ ЭКРАН»
Представляет собой модификацию упражнений второй ступе
ни аутогенной тренировки по И. Шульцу (АТ-П). Мысленный эк-
474
Глава 6
ран - метафора пустого, не заполненного реальными объектами зри
тельного поля, которое может быть заполнено образами виртуаль
ными, созданными воображением. Уместно вспомнить известную
картину К. Малевича «Черный квадрат», идея которой - предоста
вить зрителю пищу для фантазии, для зрительных ассоциаций. Точ
но так же, когда перед закрытыми глазами возникает темный фон,
наше воображение может домыслить, дорисовать на нем различные
образы. В данном упражнении поэтапно осваивается визуализация
конкретных предметов, затем формирование зрительных образов,
символизирующих абстрактные идеи и, наконец, завершающий этап,
ради которого вся эта работа и производится, - диалог с подсозна
нием. Иначе говоря, визуализация спонтанно возникающих обра
зов, служащих невербальным, символическим ответом подсознания
на обращенные к нему вопросы.
а) Спонтанный цвет: статическая визуализация.
Расслабьтесь... направьте внимание на телесные ощущения... в
том числе ощущения в области глаз, которые сейчас закрыты. За
крытые глаза представляют собой как бы внутренний экран. Внача
ле он обычно представляется как однородный темный фон. Предста
вим, как на этом экране постепенно появляется цветное пятно - в
центре или с краю. Иногда это происходит мгновенно, иногда требу
ет времени - можете не торопить свое воображение, просто подож
дите достаточное время (реально несколько минут), мысленно на
блюдая темный экран и вглядываясь в «неоднородности» окраски (по
могает представление наглядного образ экрана цветного телевизора
в момент его выключения, когда на темном фоне в центре экрана не
которое время сохраняется цветное пятно). Появившись, цветное
пятно расширяется, заполняя весь экран.
Какой это цвет? Как изменилось при этом ваше самочувствие,
какие телесные ощущения связаны с представляемым цветом? По
наблюдайте, как ваше дыхание влияет на яркость и насыщенность
цвета, какая фаза дыхательного цикла усиливает его яркость. За
тем уберите этот цвет с мысленного экрана, представляя, будто
вы протираете его поверхность влажной тряпкой, смывая краски,
пока не обнажается чистая белая (или темная, как будет угодно
вашему подсознанию) поверхность... или стираете школьным ласти
ком... или направляете луч мощного прожектора... после чего экран
остается чистым, матово-белым (или после выключения мысленно
го «освещения» остается темная пустота...)
Практические упражнения
475
б) «Радуга»: динамическая визуализация последовательных
цветовых образов.
Аналогично предыдущему заданию представьте мысленный
экран, но на этот раз вообразите, что он меняет свой цвет каждые
1-2 минуты. Цвета сменяют друг друга в определенном порядке. Это
естественная последовательность светового спектра (цветов раду
ги): красный - оранжевый
-
желтый - зеленый - голубой
-
синий -
фиолетовый.
После завершения упражнения проанализируйте, какие цвета
было легче представить.
[Символическое значение предпочитаемых
цветов в этом виртуальном психодиагностическом тесте соответ
ствует описанному М. Люшером.]
Вызывали ли они какие-либо те
лесные ощущения? Были ли среди них приятные? Если да, постарай
тесь запомнить эти ощущения и их ассоциации с определенным цве
том, чтобы в дальнейшем использовать мысленное представление
соответствующего цвета для управления своим самочувствием.
Примечание:
подобный способ саморегуляции был известен еще
в античности (медицинская школа пифагорейцев).
в) Целью последующих этапов упражнения является переход от
элементарных к сложным образам. Вначале рекомендуется представ
ление конкретных, заранее заданных образов. Следующий этап -
творческая визуализация или представление спонтанных образов как
способ организации диалога сознания и подсознания.
Общая схема направленной визуализации выглядит следующим
образом: вначале - переход в состояние тишины и покоя, остановка
внутреннего диалога (ментальная пауза), направление внимания на
внутренние процессы, представление мысленного экрана. Затем
-
поддержание состояния сосредоточения, терпеливо-выжидательное
непрерывное наблюдение за содержанием сознания, проецируемым на
мысленный экран. Подобное спокойное ожидание с уверенностью в
успехе («пассивное воление» по У.Джеймсу) неизменно приносит ис
комый результат. Иногда ожидаемый зрительный образ внезапно и
ярко проявляется в виде целостной, законченной картины. Иногда
он вначале представляется неясно, смутно,расплывчато... но посте
пенно туман рассеивается, и образ предстает перед мысленным взо
ром все более ясно и отчетливо. Бывает и так, что вначале образ
предстает как бы издалека, как отдельная яркая точка на мыслен
ном экране... Постепенно, по мере мысленного приближения, карти
на увеличивается в размере, становится более красочной.
476
Глава 6