Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16371
Скачиваний: 267
Калейдоскоп сменяющих друг друга образов может напоми
нать своеобразный «сон наяву», переживание которого даже без ло
гического анализа, без содержательной интерпретации оказывает
целительное действие на душевные раны. Подобная динамическая
визуализация по заранее заданным сценариям представляет собой
самостоятельный метод психокоррекции - так называемое кататим-
ное переживание образов по X. Лейнеру (1996), в отечественной
психотерапии получившее название «символдрама». Приведем
краткий перечень стандартных сюжетов для визуализации: луг, ру
чей, гора, дом и лес. Для достижения комфортного психоэмоцио
нального состояния можно рекомендовать представление следую
щих образов - «картин природы», соединяющих реальные зритель
ные впечатления, воспроизводимые по памяти, с метафорическим
значением (успокаивающим, гармонизирующим эмоциональный
настрой):
◊
гладкая спокойная поверхность воды, на которой отдельные
мысли отражаются в виде тихих всплесков, расходящихся кру
гов, лениво бегущих волн... все тише и тише... до тех пор, пока
уже ничто не нарушает покой водной глади...
◊
бездонное космическое пространство с мириадами «живых»,
мерцающих звездочек, в бесконечности которого мысли теря
ются,растворяются, исчезают...
◊
осенний листопад в тихий теплый солнечный день... вместе с
медленно слетающими с веток, кружащими в воздухе и тихо ло
жащимися на землю разноцветными листьями как будто уле
тают и неприятные мысли, тревоги и заботы...
УПРАЖНЕНИЕ «ФОТОАЛЬБОМ»
а) Реальный образ (фотография из сегодняшнего дня или ста
рое фото, связанное с временной регрессией).
В этом упражнении необходимо представить единственный
зрительный образ, хорошо знакомый и привычный - образ себя, соб
ственную фотографию. Если вам трудно вызвать нужную картину,
для подготовки предварительно возьмите реальную фотографию,
внимательно разглядывайте ее в течение нескольких минут, стара
ясь максимально запомнить во всех деталях и подробностях. Мож
но использовать известные физиологические закономерности рабо-
Практические упражнения
477
ты зрительного аппарата. Попробуйте вначале несколько минут
пристально и безотрывно смотреть на фотографию... затем на не
сколько секунд закрыть глаза. При этом перед вашим мысленным взо
ром появляется как бы отпечаток, слепок, «моментальная фото
графия» зрительного объекта - так называемый последовательный
образ, который удерживается несколько секунд. Повторите эту пос
ледовательность действий несколько раз, до тех пор, пока искомый
образ станет представать перед мысленным взором все более де
тально и отчетливо.
Вызывает ли разглядывание собственной фотографии какие-
то ощущения - дискомфортные или приятные? В чем вы видите свои
внешние достоинства, которыми можете гордиться? Какие внут
ренние психологические черты с этим связаны?Какие телесные ощу
щения связаны с тем и с другим? Постарайтесь их запомнить как
полезный ресурс.
Чем в своем внешнем облике вы недовольны? С какими чертами
вашего характера это перекликается? Что вы хотели бы исправить
в себе? Как это отражается на уровне ваших телесных ощущений?
Запомните их как материал для последующей работы.
Можете ли вы разглядеть на фотографии рядом с собой других
людей? Какую роль они играют в вашей жизни? Какие ощущения свя
заны с мыслями о них?
б) Конструируемый образ себя - «фотография из будущего»,
связанная с временной прогрессией («проход в будущее» по
М. Эриксону).
Представьте свою фотографию в будущем - может быть, че
рез год или через 10 лет... Как вы выглядите, что в вашем внешнем
облике изменилось? С какими внутренними переменами это связа
но? Какие внешние атрибуты связаны с какими-то изменениями в
вашей жизни? Какие люди находятся на этой фотографии рядом с
вами? Устраивает ли вас этот будущий образ, привлекателен ли он
для вас, соответствует ли вашему осознаваемому идеалу? Если да,
то какие телесные ощущения он вызывает? Постарайтесь их за
помнить, чтобы сознательно воспроизводить в дальнейшем как ре
сурс вашего личностного роста. (Если результат визуализации ус
траивает вас не полностью, вернитесь на шаг назад, чтобы мыслен
но его «отретушировать», повторяя дальнейшие действия до
получения приемлемого образа.).
478
Глава 6
Примечание:
в дальнейшей работе рекомендуется использовать
комплексное представление желаемого образа (соответственно кри
териям «хорошо сформированного результата» в НЛП), наряду с
визуализацией «фотографии из будущего» воспроизводить соответ
ствующие телесные ощущения, сопровождая их словесной форму
лой «Я хочу быть и я буду...»
УПРАЖНЕНИЕ «Я САМ», ИЛИ «СЕМЕЙНОЕ ФОТО»
Идея упражнения почерпнута из трансактного анализа. Как
известно, многие психологические проблемы человека представля
ют собой продолжение во взрослой жизни его детских проблем с
родителями (ситуация, известная в русской литературе под назва
нием проблемы «отцов и детей»). Каждый человек с детства, даже
счастливо-безоблачного, несет на себе бремя родительских настав
лений, которые послушный ребенок вынужден усваивать. В про
цессе воспитания даже любящие родители наряду с полезными
навыками и жизненными принципами транслируют и свой отри
цательный, неадаптивный опыт: прививают детям свои самоогра
ничивающие убеждения, внушают им собственную тревогу и та
ким образом переносят в дальнейшую жизнь подрастающего поко
ления свои собственные проблемы. Тем самым у детей, как
отражение проблем их родителей, формируется усвоенный в семье
набор психологических стереотипов - так называемый жизненный
сценарий по Э. Берну (лежащий также в основе систем верований
в НЛП, психогенетических программ по Ч.К. Тойчу, представле
ний о карме и проч.). Если подобное зерно иррациональности, по
сеянное родителями в душе ребенка, падает на плодородную почву
инфантильности, то дает обильные всходы в виде невротических
проблем. Именно черты детскости лежат в основе проявлений ир
рациональности в поведении и характере человека, то есть инкор
порированных, некритически внедренных в его психику родитель
ских внушений.
Проработка детско-родительских проблем, лежащих в основе
большинства трудностей в отношениях в зрелом возрасте, связана
с различными вариантами дезадаптивного воспитания. Так, даже
принимающее отношение родителей может в последующем нару
шать адаптацию ребенка, если это не принятие его с любовью (бе
зусловное или абсолютное, для которого достаточен сам факт су-
Практические упражнения
479
шествования ребенка), а его «условное» принятие, когда дитятко
должно соответствовать определенным критериям «хорошего ребен
ка», иначе может лишаться знаков родительского внимания. Рас
пространены также последствия избыточной заботы родителей о
детях - гиперопеки, которая во взрослом возрасте приводит к ин
фантильной зависимости, а если сопровождается чрезмерной тре
бовательностью родителей, то формирует привычку к автоматичес
кому послушанию, конформизм. Безусловно проблемным являет
ся пренебрегающий тип родительского отношения, который
проявляется в форме отвержения ребенка (активное пренебреже
ние, отторжение) и его игнорирования (пассивное пренебрежение).
Во взрослом возрасте человек с таким «багажом» негативного детс
кого опыта испытывает трудности в установлении близких отно
шений, создании собственной семьи и тем более в отношениях с соб
ственными детьми.
Это упражнение связано с ранее описанными («Мысленный
фотоальбом», навыки визуализации). Помимо зрительных образов,
важную роль в нем играет и осознавание телесных ощущений. Про
работка материнских и отцовских переносов и формирование объе
диняющего образа, символизирующего семейную преемственность,
на телесном уровне сопровождается переживанием ощущения при
надлежности к семье (на более обобщенном уровне это можно рас
сматривать как элементарное проявление важнейшего ресурса -
чувства принадлежности к социальной группе). При выполнении
упражнения достигается эмоционально-образное восприятие паци
ентом своей связи с родителями, преемственности поколений, по
вторное проживание детско-родительских проблем (рекапитуля
ция) и осознавание их как источников проблем сегодняшнего дня.
А это, в свою очередь, способствует тому, чтобы каждый раз, ощу
тив и осознав в себе остатки детскости и возвращаясь в обыденное,
взрослое состояние, человек ощущал себя более зрелым, освобож
даясь от родительских установок и принимая на себя ответствен
ность за самостоятельное планирование своей жизни. При этом дей
ствительная психологическая зрелость достигается, когда человек
начинает ощущать себя более адаптированным в жизни, чем его
родители. Он мысленно меняется с ними ролями, перекладывая на
свои плечи обязанности по отношению к родителям, которые, на
чиная с определенного возраста, психологически становятся для
него детьми.
480
Глава 6
Таким образом, упражнение можно рассматривать как рабо
ту над ресурсом психологической зрелости. Оно разделяется на
4 этапа.
1) Собственный образ: так же, как и в предыдущем упражне
нии, представить свою фотографию.
Переходим к действиям: закрыть глаза, расслабиться, напра
вить внимание на внутренние ощущения. Наблюдая за ощущениями
в области закрытых глаз, представляем мысленный экран, а на нем
знакомую фотографию - собственный фотопортрет.
2) Образ матери.
Затем рядом или на той же фотографии появляется еще одно
знакомое лицо - портрет матери в том виде, как сейчас... или моло
же, какой она запомнилась в детстве... Что общего вы видите между
этими двумя лицами ? Как эти черты внешнего сходства связаны с
внутренним, психологическим сходством?Какие положительные чер
ты, служащие опорой, источником жизненных сил, вы переняли от
матери? Какие телесные ощущения возникают при мысли об этом?
Постарайтесь их запомнить, как якорь, чтобы в дальнейшем исполь
зовать как важный ресурс.
Какие недостатки, присутствие которых в себе вы осознаете,
возможно, являются выражением этого сходства?Какие ощущения
ассоциируются с подобными мыслями? Постарайтесь их запомнить
«β
лицо», чтобы распознавать при первом же появлении и впослед
ствии освободиться от их источников.
Какие свойственные матери недостатки, отражающиеся в
этом воображаемом портрете и проецирующиеся на вас вследствие
вашего сходства, вы, возможно, уже в себе преодолели?Если они дей
ствительно имеются, то какие телесные ощущения связаны с мыс
лями о них? Чем эти ощущения отличаются от ощущений первого
рода, связанных с еще не устраненными внутренними проблемами?
Постарайтесь прочувствовать и запомнить эту разницу - таким
образом, чтобы впоследствии в процессе работы над собой посте
пенно свести ощущения первого рода (некомпенсированные недо
статки и проблемы) к ощущениям второго рода (проблемы, уже раз
решенные).
3) Образ отца.
Таким же образом представьте портрет отца. Какие положи
тельные черты, которые отражаются в его лице, вы видите в себе?
Практические упражнения 481
1 6 - 11116