Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16371

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Калейдоскоп сменяющих друг друга образов может напоми­

нать своеобразный «сон наяву», переживание которого даже без ло­
гического анализа, без содержательной интерпретации оказывает 
целительное действие на душевные раны. Подобная динамическая 
визуализация по заранее заданным сценариям представляет собой 
самостоятельный метод психокоррекции - так называемое кататим-
ное переживание образов по X. Лейнеру (1996), в отечественной 
психотерапии получившее название «символдрама». Приведем 
краткий перечень стандартных сюжетов для визуализации: луг, ру­
чей, гора, дом и лес. Для достижения комфортного психоэмоцио­
нального состояния можно рекомендовать представление следую­
щих образов - «картин природы», соединяющих реальные зритель­
ные впечатления, воспроизводимые по памяти, с метафорическим 
значением (успокаивающим, гармонизирующим эмоциональный 
настрой): 

 гладкая спокойная поверхность воды, на которой отдельные 

мысли отражаются в виде тихих всплесков, расходящихся кру­

гов, лениво бегущих волн... все тише и тише... до тех пор, пока 

уже ничто не нарушает покой водной глади... 

 бездонное космическое пространство с мириадами «живых», 

мерцающих звездочек, в бесконечности которого мысли теря­

ются,растворяются, исчезают... 

 осенний листопад в тихий теплый солнечный день... вместе с 

медленно слетающими с веток, кружащими в воздухе и тихо ло­

жащимися на землю разноцветными листьями как будто уле­
тают и неприятные мысли, тревоги и заботы... 

УПРАЖНЕНИЕ «ФОТОАЛЬБОМ» 

а) Реальный образ (фотография из сегодняшнего дня или ста­

рое фото, связанное с временной регрессией). 

В этом упражнении необходимо представить единственный 

зрительный образ, хорошо знакомый и привычный - образ себя, соб­
ственную фотографию. Если вам трудно вызвать нужную картину, 

для подготовки предварительно возьмите реальную фотографию, 
внимательно разглядывайте ее в течение нескольких минут, стара­
ясь максимально запомнить во всех деталях и подробностях. Мож­
но использовать известные физиологические закономерности рабо-

Практические упражнения 

477 


background image

ты зрительного аппарата. Попробуйте вначале несколько минут 
пристально и безотрывно смотреть на фотографию... затем на не­
сколько секунд закрыть глаза. При этом перед вашим мысленным взо­

ром появляется как бы отпечаток, слепок, «моментальная фото­

графия» зрительного объекта - так называемый последовательный 
образ, который удерживается несколько секунд. Повторите эту пос­

ледовательность действий несколько раз, до тех пор, пока искомый 

образ станет представать перед мысленным взором все более де­
тально и отчетливо. 

Вызывает ли разглядывание собственной фотографии какие-

то ощущения - дискомфортные или приятные? В чем вы видите свои 
внешние достоинства, которыми можете гордиться? Какие внут­

ренние психологические черты с этим связаны?Какие телесные ощу­

щения связаны с тем и с другим? Постарайтесь их запомнить как 
полезный ресурс. 

Чем в своем внешнем облике вы недовольны? С какими чертами 

вашего характера это перекликается? Что вы хотели бы исправить 
в себе? Как это отражается на уровне ваших телесных ощущений? 
Запомните их как материал для последующей работы. 

Можете ли вы разглядеть на фотографии рядом с собой других 

людей? Какую роль они играют в вашей жизни? Какие ощущения свя­
заны с мыслями о них? 

б) Конструируемый образ себя - «фотография из будущего», 

связанная с временной прогрессией («проход в будущее» по 
М. Эриксону). 

Представьте свою фотографию в будущем - может быть, че­

рез год или через 10 лет... Как вы выглядите, что в вашем внешнем 

облике изменилось? С какими внутренними переменами это связа­
но? Какие внешние атрибуты связаны с какими-то изменениями в 
вашей жизни? Какие люди находятся на этой фотографии рядом с 
вами? Устраивает ли вас этот будущий образ, привлекателен ли он 
для вас, соответствует ли вашему осознаваемому идеалу? Если да, 
то какие телесные ощущения он вызывает? Постарайтесь их за­
помнить, чтобы сознательно воспроизводить в дальнейшем как ре­
сурс вашего личностного роста. (Если результат визуализации ус­
траивает вас не полностью, вернитесь на шаг назад, чтобы мыслен­
но его «отретушировать», повторяя дальнейшие действия до 
получения приемлемого образа.). 

478 

Глава 6 


background image

Примечание:

 в дальнейшей работе рекомендуется использовать 

комплексное представление желаемого образа (соответственно кри­
териям «хорошо сформированного результата» в НЛП), наряду с 
визуализацией «фотографии из будущего» воспроизводить соответ­
ствующие телесные ощущения, сопровождая их словесной форму­
лой «Я хочу быть и я буду...» 

УПРАЖНЕНИЕ «Я САМ», ИЛИ «СЕМЕЙНОЕ ФОТО» 

Идея упражнения почерпнута из трансактного анализа. Как 

известно, многие психологические проблемы человека представля­
ют собой продолжение во взрослой жизни его детских проблем с 
родителями (ситуация, известная в русской литературе под назва­
нием проблемы «отцов и детей»). Каждый человек с детства, даже 
счастливо-безоблачного, несет на себе бремя родительских настав­
лений, которые послушный ребенок вынужден усваивать. В про­
цессе воспитания даже любящие родители наряду с полезными 
навыками и жизненными принципами транслируют и свой отри­
цательный, неадаптивный опыт: прививают детям свои самоогра­
ничивающие убеждения, внушают им собственную тревогу и та­
ким образом переносят в дальнейшую жизнь подрастающего поко­

ления свои собственные проблемы. Тем самым у детей, как 
отражение проблем их родителей, формируется усвоенный в семье 

набор психологических стереотипов - так называемый жизненный 
сценарий по Э. Берну (лежащий также в основе систем верований 
в НЛП, психогенетических программ по Ч.К. Тойчу, представле­
ний о карме и проч.). Если подобное зерно иррациональности, по­
сеянное родителями в душе ребенка, падает на плодородную почву 
инфантильности, то дает обильные всходы в виде невротических 
проблем. Именно черты детскости лежат в основе проявлений ир­
рациональности в поведении и характере человека, то есть инкор­
порированных, некритически внедренных в его психику родитель­
ских внушений. 

Проработка детско-родительских проблем, лежащих в основе 

большинства трудностей в отношениях в зрелом возрасте, связана 
с различными вариантами дезадаптивного воспитания. Так, даже 
принимающее отношение родителей может в последующем нару­
шать адаптацию ребенка, если это не принятие его с любовью (бе­
зусловное или абсолютное, для которого достаточен сам факт су-

Практические упражнения 

479 


background image

шествования ребенка), а его «условное» принятие, когда дитятко 
должно соответствовать определенным критериям «хорошего ребен­
ка», иначе может лишаться знаков родительского внимания. Рас­
пространены также последствия избыточной заботы родителей о 
детях - гиперопеки, которая во взрослом возрасте приводит к ин­
фантильной зависимости, а если сопровождается чрезмерной тре­
бовательностью родителей, то формирует привычку к автоматичес­
кому послушанию, конформизм. Безусловно проблемным являет­
ся пренебрегающий тип родительского отношения, который 
проявляется в форме отвержения ребенка (активное пренебреже­
ние, отторжение) и его игнорирования (пассивное пренебрежение). 

Во взрослом возрасте человек с таким «багажом» негативного детс­

кого опыта испытывает трудности в установлении близких отно­
шений, создании собственной семьи и тем более в отношениях с соб­
ственными детьми. 

Это упражнение связано с ранее описанными («Мысленный 

фотоальбом», навыки визуализации). Помимо зрительных образов, 
важную роль в нем играет и осознавание телесных ощущений. Про­
работка материнских и отцовских переносов и формирование объе­
диняющего образа, символизирующего семейную преемственность, 
на телесном уровне сопровождается переживанием ощущения при­
надлежности к семье (на более обобщенном уровне это можно рас­
сматривать как элементарное проявление важнейшего ресурса -
чувства принадлежности к социальной группе). При выполнении 
упражнения достигается эмоционально-образное восприятие паци­
ентом своей связи с родителями, преемственности поколений, по­
вторное проживание детско-родительских проблем (рекапитуля­
ция) и осознавание их как источников проблем сегодняшнего дня. 
А это, в свою очередь, способствует тому, чтобы каждый раз, ощу­
тив и осознав в себе остатки детскости и возвращаясь в обыденное, 
взрослое состояние, человек ощущал себя более зрелым, освобож­
даясь от родительских установок и принимая на себя ответствен­
ность за самостоятельное планирование своей жизни. При этом дей­
ствительная психологическая зрелость достигается, когда человек 
начинает ощущать себя более адаптированным в жизни, чем его 
родители. Он мысленно меняется с ними ролями, перекладывая на 
свои плечи обязанности по отношению к родителям, которые, на­
чиная с определенного возраста, психологически становятся для 

него детьми. 

480 

Глава 6 


background image

Таким образом, упражнение можно рассматривать как рабо­

ту над ресурсом психологической зрелости. Оно разделяется на 
4 этапа. 

1) Собственный образ: так же, как и в предыдущем упражне­

нии, представить свою фотографию. 

Переходим к действиям: закрыть глаза, расслабиться, напра­

вить внимание на внутренние ощущения. Наблюдая за ощущениями 
в области закрытых глаз, представляем мысленный экран, а на нем 
знакомую фотографию - собственный фотопортрет. 

2) Образ матери. 

Затем рядом или на той же фотографии появляется еще одно 

знакомое лицо - портрет матери в том виде, как сейчас... или моло­
же, какой она запомнилась в детстве... Что общего вы видите между 
этими двумя лицами ? Как эти черты внешнего сходства связаны с 
внутренним, психологическим сходством?Какие положительные чер­
ты, служащие опорой, источником жизненных сил, вы переняли от 

матери? Какие телесные ощущения возникают при мысли об этом? 
Постарайтесь их запомнить, как якорь, чтобы в дальнейшем исполь­

зовать как важный ресурс. 

Какие недостатки, присутствие которых в себе вы осознаете, 

возможно, являются выражением этого сходства?Какие ощущения 
ассоциируются с подобными мыслями? Постарайтесь их запомнить 

«β

 лицо», чтобы распознавать при первом же появлении и впослед­

ствии освободиться от их источников. 

Какие свойственные матери недостатки, отражающиеся в 

этом воображаемом портрете и проецирующиеся на вас вследствие 
вашего сходства, вы, возможно, уже в себе преодолели?Если они дей­
ствительно имеются, то какие телесные ощущения связаны с мыс­

лями о них? Чем эти ощущения отличаются от ощущений первого 
рода, связанных с еще не устраненными внутренними проблемами? 

Постарайтесь прочувствовать и запомнить эту разницу - таким 
образом, чтобы впоследствии в процессе работы над собой посте­
пенно свести ощущения первого рода (некомпенсированные недо­

статки и проблемы) к ощущениям второго рода (проблемы, уже раз­

решенные). 

3) Образ отца. 

Таким же образом представьте портрет отца. Какие положи­

тельные черты, которые отражаются в его лице, вы видите в себе? 

Практические упражнения 481 

1 6 - 11116