Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2020
Просмотров: 16398
Скачиваний: 267
Какие телесные ощущения с ними связаны ? Есть ли нежелательные
для вас психологические качества, подобным же образом связываю
щие вас с отцом? Если да, то как эта связь воспринимается на уров
не телесных ощущений?
4) Отношение к обоим родителям - интеграция «три в одном».
Постарайтесь вспомнить и представить семейные фотогра
фии, на которых запечатлены лица обоих родителей, или хотя бы
представить рядом ихлица с разных фотографий. В каких жизнен
ных: ситуациях вы, будучи взрослым человеком, чувствуете себя в
положении ребенка, послушно выполняющего наставления родите
лей ? В каких сферах жизни это может служить для вас источником
проблем?
Постарайтесь простить родителей за ваши возможные детс
кие обиды - с их стороны невольные, непреднамеренные... И в то же
время поблагодарить их за то, что они сделали для вас, включая сам
факт вашего существования... А также поблагодарите родителей и
за то хорошее и ценное, что вы от них унаследовали...
Какие общие для вашей семьи, «фамильные»- достоинства, пред
ставления, жизненные принципы и ценности вы переняли от обоих
родителей? Какие ощущения с этим связаны? Представьте, как в
вашей мысленной картине все три лица сближаются... и объединя
ются в одно. Создается обобщенный образ, в котором слились воеди
но черты каждого из них. Это как бы ваше новое, «истинное» лицо, в
котором отражаются и ваши личные качества, и семейные, тради
ционные черты. Что нового при этом появляется в выражении соб
ственного лица, какие новые ощущения, связанные с этим, можно
заметить? Постарайтесь запомнить эти специфические ощущения,
чтобы в последующем опираться на них, как на важный ресурс.
Подумайте о том, что действительная зрелость и взросление
приходит к нам тогда, когда мы осознаем, что родители наши не веч -
ны, когда нам становится их жаль, когда мы чувствуем себя сильнее,
увереннее в жизни, чем они...
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЕНИ.
(«КРУГ ВРЕМЕНИ»)
Предназначено для решения проблемы выбора альтернатив и
планирования возможного будущего в ситуации, которая характе-
482
Глава 6
ризуется высокой неопределенностью (в традиционном русском
фольклоре «пойди туда, не знаю куда», чтобы достать «то, не знаю
что») и потому требует наряду с логическим прогнозом еще и учета
подсознательно-вероятностной прогностической оценки. Для это
го используется диалог с подсознанием в форме представления об
разов (преимущественно визуальных или визуально-кинестетичес
ких), организованных в пространстве соответственно психологичес
кой «линии времени». Подчеркнем, что психологическое время и
пространство - как восприятие (и мысленное представление) про
странственно-временных характеристик реальных объектов, так и
виртуальные, конструируемые пространственные и временные об
разы, - опираются на совместную, комплементарную работу полу
шарий мозга и представляют собой тонкий инструмент воздействия
на функциональную асимметрию полушарий и индукции трансо-
вых состояний.
Как известно, расположение мысленного образа «линии вре
мени» для человека, находящегося в ассоциированном и диссоции
рованном состоянии, будет разным (Коледа С, 2000). Так, в ассо
циированном состоянии человека, привязанном к обычному теле
сному восприятию, когда он «смотрит на окружающее своими
глазами», психологическая «линия времени» в мысленном представ
лении проходит как бы через его собственное тело (прошлое нахо
дится за спиной, будущее - перед глазами). В диссоциированном
же состоянии, когда человек словно наблюдает за собой со сторо
ны, «линия времени» расположена перед его мысленным взором,
прошлые события визуализируются слева от него, ожидаемые в бу
дущем - соответственно, справа. В терминах НЛП этот вариант «ли
нии времени» носит название «сквозь время», а предыдущий - «во
времени» (Алдер Г., 2002). Использование же одновременно двух
координат «виртуального пространства» превращает «линию вре
мени» в окружность.
И здесь необходимо упомянуть о связи образного восприя
тия времени и психологического пространства с определенными
личностными характеристиками. Так, сагиттальная координата,
связывающая в нашем субъективном мировосприятии «переднюю»
и «заднюю» области пространства, - это своего рода психологи
ческая «координата независимости» (Бродецкий А.Я, 2000), сим
волизирующая отчуждение или противостояние лицом к лицу с
другими людьми. Можно добавить, что в этом смысле фронталь-
Практические упражнения 483
16*
ная ось, объединяющая «левую» и «правую» сферы пространства, -
не что иное, как телесно-психологическая координата объедине
ния, связи с окружающими людьми (можно вспомнить такие вы
ражения, представляющие собой своеобразные телесные метафо
ры, как «рука об руку», «чувство локтя»).
Мысленно очертите вокруг себя окружность «на протяжении
руки»
-
так, чтобы вы могли мысленно «дотянуться» до объектов,
расположенных на этой линии. Представьте зрительно вашу пер
вую альтернативу в реалистичном виде, с фотографической точно
стью (место, предметы, люди) или в виде любого объекта, возмож
но, достаточно абстрактного, но при этом как-то связанного с ней
вполне очевидным способом
(символическое образное представле
ние - это именно тот вид информации, которым оперирует подсоз
нание).
В какой части окружности этот образ расположен - слева
от вас, справа или по центру? Как далеко, можно ли мысленно до
тянуться до него рукой? Если да, то какой рукой удобнее это сде
лать - левой или правой ? Какое ощущение при этом возникает в руке ?
Удается ли мысленно удержать искомый предмет в руке и прибли
зить его к себе? Если да, то запомните это ощущение. Затем пере
ходите к следующей альтернативе.
Смысл упражнения заключается в коммуникации с подсозна
нием на уровне визуальных и кинестетических образов. Тем самым
«мнение» подсознания, высказываемое им невербально-образно,
представляется в доступной для сознания и логического анализа
форме. После завершения упражнения критерием для анализа по
лученного опыта и осознанного отбора альтернатив служит про
странственное расположение образа (для правшей расположение в
левой половине пространства связано с прошедшим временем, в
правой - с будущим; у левшей наоборот; расположение мысленно
го образа прямо перед собой в обоих случаях соответствует настоя
щему времени), его «достижимость», возможность «удержать» и
«использовать». В небольшой модификации упражнение может ис
пользоваться и для проработки другого подсознательного материа
ла: во-первых, «проход в будущее», перенос в него полезного опыта
из прошлого и мобилизация внутренних ресурсов для успешного
достижения цели. Для этого реальный или символический образ
прошлого достижения (с его кинестетическим и аудиальным сопро
вождением) визуализируется в левой части «временной окружнос-
484
Глава 6
ти» и трансформируется, мысленно перемещается в правую - «бу
дущую» часть (по образному выражению пациента, «слева напра
во - как костяшки на счетах»). Во-вторых, обратная задача - пере
мещение образов, связанных с тревожным ожиданием, негативны
ми предчувствиями и проч., «из будущего в прошлое» (справа
налево).
В дальнейших упражнениях можно увидеть параллели с рели
гиозно-медитативными практиками. Это не случайно. По мнению
многих авторитетных специалистов в области психотерапии (напри
мер, И. Ялома), в религии люди находят в определенной мере защи
ту от психологических проблем; утешение страждущих, залечива
ние душевных ран являлось изначально одной из ее функций. От
части это связано с тем, что религия предлагает простые ответы на
сложные вопросы - вопросы «о главном», основополагающие для
человеческого существования. Первостепенное значение в этом ряду
имеют такие вопросы, как «Кто я?» и «В чем мое предназначение в
жизни?» (в традиционной российской формулировке - «Кто вино
ват?» и «Что делать?»).
УПРАЖНЕНИЕ «ОСОЗНАВАНИЕ СВОЕГО «Я» («КТО Я?»)
В основе упражнения лежит известная в психосинтезе техни
ка разотождествления (Т. Йоуменс), ключевая идея которой анало
гична утверждаемому в восточных духовно-философских традици
ях принципу непривязанности, на котором базируется внутренняя
свобода человека. В прагматической трактовке его смысл сводится
к тому, чтобы избегать привязанности к чему-либо (будь то соб
ственный физический облик, материальные блага, социальное по
ложение или интеллектуальные достижения), избавляться от одно
стороннего взгляда на сложный и порой непредсказуемый процесс
жизни, неповторимую и калейдоскопически меняющуюся пеструю
мозаику житейских событий. А также избавляться от самоограни
чивающих представлений, от отождествления себя лишь с какой-то
одной из сторон человеческого бытия. Подобная привязанность слу
жит источником страданий человека в случае утраты ее объекта
(один из основных постулатов буддизма). Кроме того, она служит
препятствием для личностного совершенствования, так как удов-
Практические упражнения
485
летворенность человека своим нынешним состоянием - пресыщен
ность и материальной, и духовной пищей - приводит к отсутствию
мотива для его дальнейшего продвижения на пути духовного роста
(излюбленная тема суфийских притчей).
Исходя из реалий сегодняшней жизни, мы отнюдь не предла
гаем возводить принцип непривязанности в абсолют, в ранг религи
озной доктрины. Напротив, привязанность к позитивным аспек
там человеческого существования можно использовать как психо
логический ресурс. В то же время, если имеется психологическая
проблема, то привязанности, служащие ее источником, необходи
мо разрушить. Психологическая помощь необходима человеку и
для смягчения утраты, которую он болезненно переживает при
потере объекта привязанности. В подобном случае выраженность
стресса во многом связана с тем, что объект своей привязанности
человек воспринимает как часть самого себя (см. далее об иденти
фикации), соответственно его потеря воспринимается как нару
шение целостности «Я». Острота переживаний усугубляется еще
и тем, что подобное включение внешнего объекта в структуру лич
ности девальвирует ценность остальных частей собственного «Я»,
тем самым снижая психологическую устойчивость человека в
стрессовой ситуации.
Как определить наличие привязанности? На телесном уровне
это осуществляется достаточно просто: если при мысли о каком-то
предмете, явлении, человеке вы замечаете в себе появление отчет
ливых телесных ощущений (эмоциональная реакция, отклик под
сознания), это и есть привязанность.
Способ избавления от привязанностей или разотождествле-
ния - осознавание сложности и целостности собственного «Я».
Осознавание того, что наше «Я» не укладывается в прокрустово
ложе одной-единственной - пусть даже избранной не случайно -
сферы жизнедеятельности, и тем более в узкие рамки идентифи
кации себя с другим человеком или социальной группой. Осозна
вание сложности и комплексности своего «Я» также помогает че
ловеку наглядно убедиться в неправомочности даже частичного
отождествления собственного «Я» с некоторой идеей или матери
альным объектом. Сложность природы человеческого «Я», его ком
плексность интуитивно была понята еще на заре истории челове
чества; во многих религиозных традициях оно традиционно рас
кладывается на отдельные составляющие: тело - ум - душа - дух.
486
Глава 6