Файл: Сандомирский М.Е. - Психосоматика и телесная психотерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2020

Просмотров: 16372

Скачиваний: 267

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Какие телесные ощущения с ними связаны ? Есть ли нежелательные 
для вас психологические качества, подобным же образом связываю­
щие вас с отцом? Если да, то как эта связь воспринимается на уров­
не телесных ощущений? 

4) Отношение к обоим родителям - интеграция «три в одном». 

Постарайтесь вспомнить и представить семейные фотогра­

фии, на которых запечатлены лица обоих родителей, или хотя бы 
представить рядом ихлица с разных фотографий. В каких жизнен­
ных: ситуациях вы, будучи взрослым человеком, чувствуете себя в 
положении ребенка, послушно выполняющего наставления родите­

лей ? В каких сферах жизни это может служить для вас источником 

проблем? 

Постарайтесь простить родителей за ваши возможные детс­

кие обиды - с их стороны невольные, непреднамеренные... И в то же 
время поблагодарить их за то, что они сделали для вас, включая сам 
факт вашего существования... А также поблагодарите родителей и 

за то хорошее и ценное, что вы от них унаследовали... 

Какие общие для вашей семьи, «фамильные»- достоинства, пред­

ставления, жизненные принципы и ценности вы переняли от обоих 

родителей? Какие ощущения с этим связаны? Представьте, как в 

вашей мысленной картине все три лица сближаются... и объединя­
ются в одно. Создается обобщенный образ, в котором слились воеди­
но черты каждого из них. Это как бы ваше новое, «истинное» лицо, в 
котором отражаются и ваши личные качества, и семейные, тради­
ционные черты. Что нового при этом появляется в выражении соб­
ственного лица, какие новые ощущения, связанные с этим, можно 
заметить? Постарайтесь запомнить эти специфические ощущения, 
чтобы в последующем опираться на них, как на важный ресурс. 

Подумайте о том, что действительная зрелость и взросление 

приходит к нам тогда, когда мы осознаем, что родители наши не веч -
ны, когда нам становится их жаль, когда мы чувствуем себя сильнее, 

увереннее в жизни, чем они... 

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЕНИ. 

(«КРУГ ВРЕМЕНИ») 

Предназначено для решения проблемы выбора альтернатив и 

планирования возможного будущего в ситуации, которая характе-

482 

Глава 6 


background image

ризуется высокой неопределенностью (в традиционном русском 
фольклоре «пойди туда, не знаю куда», чтобы достать «то, не знаю 
что») и потому требует наряду с логическим прогнозом еще и учета 
подсознательно-вероятностной прогностической оценки. Для это­
го используется диалог с подсознанием в форме представления об­
разов (преимущественно визуальных или визуально-кинестетичес­
ких), организованных в пространстве соответственно психологичес­
кой «линии времени». Подчеркнем, что психологическое время и 
пространство - как восприятие (и мысленное представление) про­
странственно-временных характеристик реальных объектов, так и 
виртуальные, конструируемые пространственные и временные об­
разы, - опираются на совместную, комплементарную работу полу­
шарий мозга и представляют собой тонкий инструмент воздействия 
на функциональную асимметрию полушарий и индукции трансо-
вых состояний. 

Как известно, расположение мысленного образа «линии вре­

мени» для человека, находящегося в ассоциированном и диссоции­
рованном состоянии, будет разным (Коледа С, 2000). Так, в ассо­
циированном состоянии человека, привязанном к обычному теле­
сному восприятию, когда он «смотрит на окружающее своими 
глазами», психологическая «линия времени» в мысленном представ­
лении проходит как бы через его собственное тело (прошлое нахо­
дится за спиной, будущее - перед глазами). В диссоциированном 
же состоянии, когда человек словно наблюдает за собой со сторо­
ны, «линия времени» расположена перед его мысленным взором, 
прошлые события визуализируются слева от него, ожидаемые в бу­
дущем - соответственно, справа. В терминах НЛП этот вариант «ли­
нии времени» носит название «сквозь время», а предыдущий - «во 
времени» (Алдер Г., 2002). Использование же одновременно двух 

координат «виртуального пространства» превращает «линию вре­
мени» в окружность. 

И здесь необходимо упомянуть о связи образного восприя­

тия времени и психологического пространства с определенными 
личностными характеристиками. Так, сагиттальная координата, 
связывающая в нашем субъективном мировосприятии «переднюю» 

и «заднюю» области пространства, - это своего рода психологи­
ческая «координата независимости» (Бродецкий А.Я, 2000), сим­
волизирующая отчуждение или противостояние лицом к лицу с 

другими людьми. Можно добавить, что в этом смысле фронталь-

Практические упражнения 483 

16* 


background image

ная ось, объединяющая «левую» и «правую» сферы пространства, -
не что иное, как телесно-психологическая координата объедине­
ния, связи с окружающими людьми (можно вспомнить такие вы­
ражения, представляющие собой своеобразные телесные метафо­
ры, как «рука об руку», «чувство локтя»). 

Мысленно очертите вокруг себя окружность «на протяжении 

руки»

 -

 так, чтобы вы могли мысленно «дотянуться» до объектов, 

расположенных на этой линии. Представьте зрительно вашу пер­

вую альтернативу в реалистичном виде, с фотографической точно­
стью (место, предметы, люди) или в виде любого объекта, возмож­
но, достаточно абстрактного, но при этом как-то связанного с ней 
вполне очевидным способом

 (символическое образное представле­

ние - это именно тот вид информации, которым оперирует подсоз­
нание).

 В какой части окружности этот образ расположен - слева 

от вас, справа или по центру? Как далеко, можно ли мысленно до­
тянуться до него рукой? Если да, то какой рукой удобнее это сде­

лать - левой или правой ? Какое ощущение при этом возникает в руке ? 

Удается ли мысленно удержать искомый предмет в руке и прибли­

зить его к себе? Если да, то запомните это ощущение. Затем пере­
ходите к следующей альтернативе. 

Смысл упражнения заключается в коммуникации с подсозна­

нием на уровне визуальных и кинестетических образов. Тем самым 

«мнение» подсознания, высказываемое им невербально-образно, 

представляется в доступной для сознания и логического анализа 
форме. После завершения упражнения критерием для анализа по­
лученного опыта и осознанного отбора альтернатив служит про­
странственное расположение образа (для правшей расположение в 
левой половине пространства связано с прошедшим временем, в 
правой - с будущим; у левшей наоборот; расположение мысленно­
го образа прямо перед собой в обоих случаях соответствует настоя­
щему времени), его «достижимость», возможность «удержать» и 

«использовать». В небольшой модификации упражнение может ис­
пользоваться и для проработки другого подсознательного материа­

ла: во-первых, «проход в будущее», перенос в него полезного опыта 
из прошлого и мобилизация внутренних ресурсов для успешного 
достижения цели. Для этого реальный или символический образ 
прошлого достижения (с его кинестетическим и аудиальным сопро­

вождением) визуализируется в левой части «временной окружнос-

484 

Глава 6 


background image

ти» и трансформируется, мысленно перемещается в правую - «бу­
дущую» часть (по образному выражению пациента, «слева напра­

во - как костяшки на счетах»). Во-вторых, обратная задача - пере­
мещение образов, связанных с тревожным ожиданием, негативны­
ми предчувствиями и проч., «из будущего в прошлое» (справа 
налево). 

В дальнейших упражнениях можно увидеть параллели с рели­

гиозно-медитативными практиками. Это не случайно. По мнению 
многих авторитетных специалистов в области психотерапии (напри­
мер, И. Ялома), в религии люди находят в определенной мере защи­
ту от психологических проблем; утешение страждущих, залечива­
ние душевных ран являлось изначально одной из ее функций. От­
части это связано с тем, что религия предлагает простые ответы на 
сложные вопросы - вопросы «о главном», основополагающие для 
человеческого существования. Первостепенное значение в этом ряду 
имеют такие вопросы, как «Кто я?» и «В чем мое предназначение в 
жизни?» (в традиционной российской формулировке - «Кто вино­
ват?» и «Что делать?»). 

УПРАЖНЕНИЕ «ОСОЗНАВАНИЕ СВОЕГО «Я» («КТО Я?») 

В основе упражнения лежит известная в психосинтезе техни­

ка разотождествления (Т. Йоуменс), ключевая идея которой анало­
гична утверждаемому в восточных духовно-философских традици­

ях принципу непривязанности, на котором базируется внутренняя 
свобода человека. В прагматической трактовке его смысл сводится 

к тому, чтобы избегать привязанности к чему-либо (будь то соб­
ственный физический облик, материальные блага, социальное по­
ложение или интеллектуальные достижения), избавляться от одно­
стороннего взгляда на сложный и порой непредсказуемый процесс 
жизни, неповторимую и калейдоскопически меняющуюся пеструю 
мозаику житейских событий. А также избавляться от самоограни­
чивающих представлений, от отождествления себя лишь с какой-то 
одной из сторон человеческого бытия. Подобная привязанность слу­
жит источником страданий человека в случае утраты ее объекта 

(один из основных постулатов буддизма). Кроме того, она служит 
препятствием для личностного совершенствования, так как удов-

Практические упражнения 

485 


background image

летворенность человека своим нынешним состоянием - пресыщен­

ность и материальной, и духовной пищей - приводит к отсутствию 
мотива для его дальнейшего продвижения на пути духовного роста 
(излюбленная тема суфийских притчей). 

Исходя из реалий сегодняшней жизни, мы отнюдь не предла­

гаем возводить принцип непривязанности в абсолют, в ранг религи­
озной доктрины. Напротив, привязанность к позитивным аспек­
там человеческого существования можно использовать как психо­
логический ресурс. В то же время, если имеется психологическая 
проблема, то привязанности, служащие ее источником, необходи­
мо разрушить. Психологическая помощь необходима человеку и 

для смягчения утраты, которую он болезненно переживает при 

потере объекта привязанности. В подобном случае выраженность 
стресса во многом связана с тем, что объект своей привязанности 
человек воспринимает как часть самого себя (см. далее об иденти­
фикации), соответственно его потеря воспринимается как нару­
шение целостности «Я». Острота переживаний усугубляется еще 
и тем, что подобное включение внешнего объекта в структуру лич­
ности девальвирует ценность остальных частей собственного «Я», 
тем самым снижая психологическую устойчивость человека в 
стрессовой ситуации. 

Как определить наличие привязанности? На телесном уровне 

это осуществляется достаточно просто: если при мысли о каком-то 
предмете, явлении, человеке вы замечаете в себе появление отчет­
ливых телесных ощущений (эмоциональная реакция, отклик под­
сознания), это и есть привязанность. 

Способ избавления от привязанностей или разотождествле-

ния - осознавание сложности и целостности собственного «Я». 
Осознавание того, что наше «Я» не укладывается в прокрустово 

ложе одной-единственной - пусть даже избранной не случайно -
сферы жизнедеятельности, и тем более в узкие рамки идентифи­

кации себя с другим человеком или социальной группой. Осозна­
вание сложности и комплексности своего «Я» также помогает че­
ловеку наглядно убедиться в неправомочности даже частичного 
отождествления собственного «Я» с некоторой идеей или матери­
альным объектом. Сложность природы человеческого «Я», его ком­
плексность интуитивно была понята еще на заре истории челове­
чества; во многих религиозных традициях оно традиционно рас­
кладывается на отдельные составляющие: тело - ум - душа - дух. 

486 

Глава 6