Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1090
Скачиваний: 1
народа.
Для белорусской истории «своими» войнами можно считать битву на Немиге 1067 г., Грюн-вальдскую битва 1410 г., Польское восстание 1863-1864 гг. (которое в Белоруссии не называют польским), Великую Отечественную войну.
Соответственно, «не своими» войнами представляются следующие: Северная война 17001721 гг., Отечественная война 1812 г. (которая в Белоруссии даже перестала называться Отечественной), Первая мировая война. Кратко рассмотрим пример «своей» и «не своей» войн на белорусском материале. Итак, «своей» войной считается Польское восстание 1863 — 1864 гг. Это восстание стало настолько «своим», белорусским, что иногда отрицается даже его польская составляющая. Так, в белорусском историко-политическом дискурсе это восстание по привычке иногда называется восстанием Кастуся Калиновского, который не входил в центральное руководство восстанием, а был (да и то не все время восстания) руководителем повстанцев в Северо-Западном крае, т.е. лишь на части территории, охваченной восстанием. Однако в последнее время восстание стало именоваться более корректно — восстание 1863 — 1864 гг. на территории Польши, Литвы и Белоруссии. Мне пришлось выслушать объяснение одного из коллег, который разъяснял, почему восстание 1863 — 1864 гг. должно называться восстанием в Польше, Литве и Белоруссии, а не Польское восстание. Смысл объяснений был следующий: если восстание назвать Польским, тогда теряется присутствие белорусского элемента в восстании, а если указывать регионы распространения восстания, тогда есть хоть какая-то привязка к территории, в том числе и белорусской территории. Таким образом, даже если не говорить о национальном составе повстанцев, большинство будет воспринимать восстание как в том числе и белорусское, поскольку оно было и в Белоруссии. Кроме того, данное восстание в белорусской традиции изучается не во всех своих региональных проявлениях, а лишь на той территории, которую воспринимают как Белоруссию XIX в., т.е. это современная Белоруссия с добавкой части Ви-ленской губернии. Таким образом, территория восстания искусственно ограничивается и становится меньше даже той, которую контролировал «белорусский национальный герой» Кастусь Калиновский. Не учитываются такие территории Северо-Западного края, как Ковенская губерния и большая часть Вилен-ской.
В качестве примера «не своей» войны возьмём Отечественную войну 1812 г.. В Белоруссии постепенно пытаются убрать слово «Отечественная» из названия войны, называя ее или русско-французской войной или просто войной 1812 г. Очень четко это прослеживается в школьных учебниках. Если в последние годы существования СССР, учебники по белорусской истории трактовали данную войну как Отечественную, то современные учебники попросту убирают это слово. Более того, в нынешнем представлении о той войне убирается даже упоминание о партизанских отрядах. Оказывается, белорусские крестьяне создавали всего лишь отряды самообороны и лишь для того, чтобы защитить от французских мародеров свое имущество. В партизанских действиях отказано не только белорусским крестьянам, но и армейским летучим отрядам. Про них тоже не упоминается как о партизанских. Однако, когда пишется об антироссийской деятельности помещичьих отрядов после Польского восстания 1830 — 1831 гг. (отряды из крестьян Михаила Воло-вича), их действия называются партизанскими. Также партизанскими действиями называют антироссийскую борьбу повстанцев во время Польского восстания 1863 — 1864 гг. По-моему, причиной этому является положительная коннотация слова «партизан» в современном белорусском массовом сознании. В первую очередь это связано с памятью о советских партизанах периода Великой Отечественной войны. Партизанские действия подчеркивают то, что борьба становится не
только делом армии, но и всего народа. Таким образом, партизанская война воспринимается как подтверждение массового сопротивления врагу. В итоге получается, что слово «партизан» и его производные подчеркивают «национальность» сопротивления, его народный характер. Напомню, что партизанскими называют только антироссийские выступления, а выступления против врагов России — это всего лишь попытка защитить свое имущество от разграбления.
Однако понятие «своей» или «не своей» войны не всегда зафиксировано по отношению к определенным событиям. Иногда становится необходимым поменять представления о роли «своих» в войне. В таком случае всегда есть возможность переформатировать «не свою войну» в «свою войну». Надо только расставить акценты, т.е. заняться крипторевизиониз-мом, навязать представление о том, что свой народ воевал по другую сторону фронта или вообще не воевал, а только страдал от всех воюющих сторон.
Например, в современной Белоруссии наблюдаются попытки сделать «своей» Первую мировую войну. Это не тенденция, это только прикидки, но они очень показательны. Например, белорусские чиновники говорили, что солдаты Русской императорской армии, погибшие на белорусской земле в Первую мировую войну, воевали за суверенитет Республики Беларусь. Хотя между событиями Первой мировой и появлением суверенной Белоруссии стоит не один десяток лет, но тем не менее, именно такие штампы все более и более начинают бытовать в общественно-политическом дискурсе современной Белоруссии.
Нужно заметить, что в представлении о «своей войне» далеко не всегда наблюдается искусственность. Есть ряд событий, которые в массовом сознании оцениваются как свои. Такие сюжеты истории являются причиной гордости за своих предков, и для того чтобы их воспринимали как свои, не нужно совершать каких-либо интеллектуальных или не очень интеллектуальных потуг. Например, для России — это однозначно Отечественная война 1812 г., от которой в Белоруссии (кстати, в то время части России) пытаются откреститься. Таким образом, исторические события, связанные с гордостью за подвиг своих предков или с переживанием трагедии проигрыша, всегда используются для конструирования представлений о «своей войне», которая используется в качестве материала для формирования представления о собственном историческом прошлом. Следует учитывать, что представление о «своей войне» могут формироваться и без влияния заинтересованных лиц. Например, для России и Белоруссии «своей» является Великая Отечественная. Однако по отношению к ней возникает следующая проблема — кто внес больший вклад в победу. И в этом случае в дело вступает крип-торевизионизм, о котором говорилось выше. «Своё государство» («своя страна») — страна, которая представляется Родиной предков, которые в этой стране составляли государство-образующий народ или один из государствообразующих народов. Поражения такой страны воспринимаются как свои (или своего народа) поражения, а победы — как свои (или своего народа) победы. «Не своё государство» («не своя страна») — страна, которая располагалась на территории, контролируемой в настоящее время современным локальным государством, но не имеющая потенциала для нациестроительства, поскольку не представляется возможности обозначить ее как Родину предков, а сами предки не воспринимаются как государствообразую-щий народ.
«Свои» или «не свои» государства очень четко определяются при просмотре школьных учебников по истории. Приведем небольшую таблицу, составленную по содержанию современных белорусских школьных учебников истории. Историю в белорусских школах изучают в двух вариантах — история собственно Белоруссии, т.е. своя история, история своей страны и всемирная история, т.е. исто
рия всех остальных, не своих стран. Напомню, что государства с названием Белоруссия в истории не существовало. Первые попытки собственно белорусского государственного строительства появились только в период Гражданской войны в России. Первая попытка создать государственность в форме Белорусской народной республики оказалась формальностью. Государство было объявлено на оккупированной немецкими войсками территории, а сами немцы признавали эти земли частью России. И хотя некоторые немецкие военачальники говорили, что оккупированные территории не вернуться «под пяту России», тем не менее, немцы не пытались признавать на официальном уровне доморощенные национальные режимы. Итак, в таблице будет три столбца. В первом будет отражена информация о том, в составе какого государства находились земли, на которых сегодня располагается Белоруссия, во втором — какое государство или его часть изучается в курсе истории Белоруссии, в третьем — изучаются ли в курсе всеобщей истории государства, в которые на тот момент входила территория Белоруссии. Оказывается, что некоторые государства, в которые входила белорусская территория, изучаются в курсе всемирной истории, хотя было бы логично изучать их как свои. Иные же государства изучаются только в курсе истории Белоруссии, т.е. можно предположить, что они не рассматриваются как «чужие».
В составе какого государства находились белорусские земли |
Истории Белорз'ссии |
Всеобщая история |
Древнерусское государство |
Полоцкое и Туровское княжества |
Древнерусское государство |
Великое княжество литовское |
Великое княжество Литовское |
|
Речь Посполитая |
Речь Посполитая |
|
Российская империя |
Белоруссия |
Российская империя |
СССР |
Белоруссия |
СССР |
Итак, теперь проанализируем таблицу. Изначально территория Белоруссии находилась в составе Древнерусского государства. Первое упоминание о Полоцке — самом древнем белорусском городе — в летописи содержится среди населённых пунктов, подчиняющихся Рюрику, т.е. Полоцк изначально был частью Новгородской земли и не имел самостоятельности, что так пытались опровергнуть некоторые белорусские историки конца 90-х гг. Рецидивы этого встречаются до сих пор. Но в истории Белоруссии изучаются только те территории Киевской Руси, на которых сейчас существует белорусское государство, остальные же части Руси отнесены к всемирной истории. Таким образом, Киевская Русь является «не своим» государством для белорусской историографии.
Второй период — это существование белорусских земель в составе Великого княжества Литовского. В курсе истории Белоруссии изучается собственно Великое княжество Литовское. Его система власти, социальные группы и т.д. Также изучаются сражения, которые вело княжество за пределами своих территорий. В курсе всеобщей истории других, «небелорусских» частей Литовского княжества не изучается. Хотя, если брать современные границы государств, Великое княжество Литовское располагалось на землях, занимаемых ныне не только Белоруссией, но и Украиной, Литвой, Польшей, Россией, Латвией. Естественно, что современные территории России, Польши или Латвии входили в состав Литовского княжества лишь небольшим процентом своих сегодняшних земель, но ведь и в Киевскую Русь входила далеко не вся территория современной России. Таким образом, Великое княжество Литовское изучается только в учебнике по истории Белоруссии. Следовательно, оно является «своим» государством.
В 1569 г. Королевство Польское и Великое княжество Литовское объединились в одно государство — Речь Посполитую. В курсе истории Белоруссии о Речи Посполитой ска
зано много. В частности, рассмотрена система высших органов власти, положение социальных групп, состояние города и деревни, формирование единого шляхетского сословия и т.д. Если мы обратимся к курсу всеобщей истории этого периода, то в ней нет не только Речи Посполитой, но и даже Польши. Таким образом, получается интересный парадокс — «небелорусские» части Киевской Руси изучаются в разделе всеобщей истории, т.е. как «не свое государство», а «небелорусские» части Речи Посполитой в курсе всемирной истории не изучаются, т.е. Речь Посполитая полностью воспринимается как «своё государство».
В конце XVIII в. Речь Посполитая была разделена между более эффективно развивающимися соседними государствами — Россией, Австрией и Пруссией. Территория современной Белоруссии вошла в состав Российской империи. Если открыть школьный учебник по истории Белоруссии, получается, что в этот период там изучается только современная территория Белоруссии с небольшой территориальной прибавкой в виде части Вилен-щины. Вильна традиционно считается в среде белорусских интеллектуалов белорусским городом. С точки зрения развития белорусского национализма это полностью оправданное мнение, поскольку именно в Вильне базировалось большинство националистических организаций периода зарождения белорусского национализма, именно Вильна была центром распространения белорусской печатной пропаганды. Кроме того, Вильна имела статус столицы бывшего Великого княжества Литовского, которое ещё с конца XIX в. постепенно начало рассматриваться заинтересованными личностями как белорусское государство. Итак, в период существования Белоруссии в составе Российской империи, школьный учебник истории Белоруссии даёт как «своё государство» территорию земли нынешней Белоруссии с небольшой прибавкой нынешних литовских земель. А вот в курсе всемирной истории изучается Российская империя. Таким образом, Россия является «не своим государством» для белорусов. Период советской власти рассматривается аналогично периоду Российской империи. В учебнике истории Белоруссии изучается территория собственно Белоруссии. Надо сказать, что тогда нынешняя Белоруссия была в составе как СССР (восточная часть), так и в составе Польши (западная часть). Учебник изучает в основном БССР, и только отдельный параграф посвящён ситуации в Западной Белоруссии. Как вы уже догадались, Советский Союз изучается в курсе всемирной истории, то есть как «не своё государство». Таким образом, получается парадоксальная ситуация. Киевская Русь — государство восточных славян, как принято сейчас говорить. Восточные славяне — предки современных русских, белорусов и украинцев. В период Киевской Руси эти предки нынешних народов вообще не разделялись на разные народы, то есть это государство одного народа — русского. Если уж говорить более пространно, то предки белорусов делили его с предками русских и украинцев в составе одного народа. Киевская Русь, тем не менее, представляется «не своим государством».
Великое княжество Литовское являлось государством, в котором существовали славяне и балты. Вообще, большая часть Великого княжества была территорией восточнославянского расселения, т.е. оно занимало территории предков современных белорусов и украинцев, но там было много и балтских территорий. Это государство считается в учебниках «своим».
Речь Посполитая — государство, которое было, если мерить современными мерками о существовании тех или иных народов, польско-белорусско-украинско-литовским. Но там практически не было предков современных русских (опять же, если мерить современными мерками о существовании народов). Речь По-сполитая выступает как «своё государство». В Российской империи белорусы стали жить с русскими в одном государстве. Оно не счи
тается «своим», т.к. изучается в курсе всемирной истории.
В СССР белорусы также были объединены с русскими в рамках одной большой страны. СССР также является «не своим государством». Обратите внимание. Если белорусы или их предки проживают совместно с русскими или их предками (Российская империя, Советский Союз) или даже являются одним народом (Древняя Русь), тогда эти «общие» государства не рассматриваются в белорусских учебниках как «свои». Если же белорусы или их предки проживают в одном государстве совместно с балтами-литовцами, украинцами или поляками, но отдельно от русских или их предков (Великое княжество Литовское, Речь Поспо-литая), тогда такое государство рассматривается только в курсе истории Белоруссии, т.е. является «своим».
В качестве заключения можно сказать, что этот доклад — только первая попытка проанализировать способы национализации истории в белорусском историческом, историко-политическом и историко-идеоло-гическом дискурсах. Существуют и другие методы формирования «правильных» и «объективных» исторических знаний. Во всяком случае современная ситуация в Белоруссии располагает к тому, что изобретатели новых концепций без особого труда могут получить себе в качестве подопытных те или иные группы приверженцев различных исторических концепций. Думаю, что особую опасность представляет поддержка таких взглядов на уровне некоторых государственных чиновников. Проникновение концепций, национализирующих историю, в школьные учебники говорит о том, что именно этот взгляд становится официальной версией объяснения исторических событий. Моисеев А.Н.: Вопрос Александру Дмитриевичу. Вы сейчас рассказали много интересного, и я понял, что это основная официальная политика союзного государства Беларусь. Кто издаёт учебники? Гронский А.Д.: Государственная типография при университетах «Народная света». Моисеев А.Н.: Почему я спрашиваю: в прошлом году, когда ещё я был дипломатом, то наблюдал такую сцену на Кубе в честь юбилея Победы. Были приглашены все четыре посла России, Украины, Белоруссии и Азербайджана. Все послы выступали. Говорили о дружбе народов. Вспоминали о том, как была добыта эта победа. После выступления посла Белоруссии я был (и не только я) в шоке. Оказывается, России в этой войне вообще не было, была только Белоруссия и гитлеровская Германия, которую Белоруссия успешно разгромила. Вы можете прокомментировать? Гронский А.Д.: Это то, что я называю крипто-ревизионизмом. Первыми американцы заявили, что это они выиграли Вторую мировую войну. Это попытка найти какие-то значимые события для народа, но поскольку они делятся с другими народами, то приходится их каким-то образом национализировать. То е. ради того, чтобы быть более или менее объективными, приходится учитывать события, которые были за пределами Белоруссии. Да, была Сталинградская битва, была Курская битва, но вклад Белоруссии несравним. Официальные лица сознательно или бессознательно искажают историю ВОВ. Но пока это Белоруссии выгодно. Думаю, что это недоработка российской стороны. В 2006 году я был на конференции в Москве и предположил, что война в Белоруссии будет рассматриваться именно так. Почему? Потому что российское информационное влияние на территории Белоруссии очень минимизировано. Новости в любой стране идеологичны. А в декабре 2009 года я предположил, что такое же будет и по отношению к Первой мировой войне, и практически угадал цитату чиновника. Я мотивировал тем, что россияне не понимают, что научное общение даёт возможность быть объективными, а у нас получается такая ситуация: белорусские учёные не хотят никуда ездить, свою значимость повышают такими заявлениями, а российские коллеги говорят, что у