Файл: Метелев С.Е. - Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие - 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 3426

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Распределение часов по разделам

ГЛАВА 1. Сущность и типология терроризма

1.1. Понятие и истоки терроризма

1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий

1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма

ГЛАВА 2. Терроризм в России

2.1. История терроризма и борьбы с ним в России

2.2. Терроризм в современной России

2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике

2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России

ГЛАВА 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом

3.1. Международный терроризм

3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма

3.3. Терроризм как форма проявления агрессии

3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом

ГЛАВА 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в РФ

4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом

4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность

4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму

4.4. Борьба с финансированием терроризма

4.5. Правовой режим контртеррористической операции

4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом

ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом

5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом

5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия

5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области

ГЛАВА 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников

6.1. Взрывоопасные предметы

6.2. Взрывчатые вещества

6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов

6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений

6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов

6.6. Меры личной безопасности

ГЛАВА 7. Противодействие похищениям людей

7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника

7.2. Меры защиты

7.3. Освобождение

ГЛАВА 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников

8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство

8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону

8.3. Поступление угрозы в письменной форме

8.4. Захват заложников

8.5. Меры защиты при проведении террористических актов

8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии

ГЛАВА 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений

9.1. Организация охраны объекта

9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов

9.3.  Инженерная защита внешних ограждающих конструкций

9.4.  Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений

9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты

9.6. Защита малых объектов

9.7.  Порядок разработки проекта защиты объекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Тематика семинарских занятий

Финансирование может выражаться как в предоставлении собственных средств, так и в организации их сбора у других лиц, а также в незаконном завладении средствами для финансирования террористической деятельности.

Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 205.1, наступает с 16-летнего возраста.

Преступление совершается с прямым умыслом, т.е. сознанием виновного охватывается, что он вовлекает лицо в террористическую деятельность, обучает или вооружает лицо для совершения актов террористического характера либо финансирует такую деятельность. Освобождение от уголовной ответственности допускается по основаниям, предусмотренным в ст. 205 УК РФ.

Захват заложника признается преступлением международного характера. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1979г., определяет основные направления противодействия этому преступлению.

В ст. 206 УК РФ «Захват заложников» целью преступления является совершение представителями государства, организациями либо гражданами определенных действий как условия для освобождения заложника. Именно специфичность цели отличает это преступление от других преступлений, также связанных с незаконным лишением человека свободы. Преступление считается оконченным с момента захвата заложника, а также в случае, если лицо удерживает (т.е. препятствует освобождению) уже захваченного другими лицами заложника независимо от продолжительности удержания.

Захват заложника может осуществляться как открыто, так и тайно, с применением физического насилия либо без такового (например, завлечение заложника с помощью обмана на место его удержания). Захват заложника, как правило, связан с угрозой причинения вреда его жизни или здоровью в случае невыполнения предъявленных государству, организации или гражданину требований.

Для квалификации преступления не имеет значения характер требования, законным или незаконным оно является.

Не требуют самостоятельной квалификации угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью при захвате заложника или его удержании, высказываемые как представителю власти или общественности, так и захваченному лицу.

Умышленное убийство заложника либо умышленное причинение вреда его здоровью квалифицируются самостоятельно по совокупности со ст. 206 УК РФ.

Это преступление сходно с составом, предусмотренным ст. 126 УК РФ (похищение человека из корыстных побуждений), когда требования корыстного характера предъявляются не к потерпевшему, а к третьим лицам. Для квалификации действий, связанных с удовлетворением материальных требований, по ст. 206 УК РФ требуется, чтобы они предъявлялись открыто, с расчетом на то, что они станут известны общественности и властям, в то время как при похищении человека преступник выдвигает свои требования тайно, не желая, чтобы они получили огласку и стали известны властям.


Данное преступление совершается с прямым умыслом. Если действия, начатые как похищение человека (ст. 126 УК РФ), перерастают в захват заложника (например, предъявление определенных требований работникам правоохранительных органов при блокировании ими преступника вместе с похищенным человеком с угрозой расправиться с похищенным в случае их невыполнения), то они квалифицируются по совокупности преступлений.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности только за действия, предусмотренные ст. 206 УК РФ. Если же при захвате заложника совершены действия, предусмотренные другими статьями УК (причинение вреда здоровью, умышленное уничтожение чужого имущества, преступное нарушение правил, регулирующих изготовление, приобретение и использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем и т.д.), то освобождение заложника не освобождает от уголовной ответственности за эти действия.

Опасность преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» - в дезорганизации деятельности органов власти и охраны правопорядка, отвлечении сил и средств на проверку ложных сообщений, причинении материального ущерба, вызванного нарушением нормального ритма работы организаций, учреждений и транспортных средств.

Состав преступления образуют только заведомо ложные сообщения о готовящемся акте терроризма. Поэтому не влекут ответственности по ст. 207 УК РФ заведомо ложные сообщения о якобы совершенных актах терроризма или о намерении определенных лиц совершить такой акт (в последнем случае наступает ответственность за заведомо ложный донос - ст. 306 УК РФ). Поскольку способы совершения преступления при терроризме и диверсии в основном совпадают, а ст. 207 УК РФ указывает на наступление ответственности за ложную информацию о готовящихся взрывах, поджогах или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, не связывая их с информацией о целях готовящихся актов, ответственность по ст. 207 УК РФ наступает и за заведомо ложное сообщение о готовящемся диверсионном акте.

Не влияют на квалификацию преступления формы и способы сообщения заведомо ложных сведений, достаточно, чтобы лицо было уверено, что его сообщение достигнет цели. Преступление считается оконченным с момента сообщения адресату.

Заявление о готовящемся террористическом акте, сделанное публично с целью опорочить гражданина без расчета на реагирование органов власти и управления по его предотвращению, влечет ответственность за клевету (ст. 129 УК РФ).


Заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма, сделанное с целью отвлечь внимание от действительно готовящегося акта терроризма, лицом, участвующим в его подготовке, не требует дополнительной квалификации по ст. 207 УК РФ, так как эти действия охватываются диспозицией ст. 205 УК (терроризм) как часть подготовки или совершения акта терроризма.

Преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, передающее заведомо ложное сообщение, рассчитывает на соответствующее реагирование властей или нарушение общественного спокойствия. Заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма, сопровождающееся выдвижением условий органам власти либо переданное в целях нарушения общественной безопасности или устрашения населения, образует состав преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ.

Субъект преступления - лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Статья 208 УК РФ предусматривает ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.

Незаконное вооруженное формирование (НВФ) - это ycтойчивое объединение лиц, обладающих оружием. Для них характерна внутренняя организация, наличие командования. НВФ могут быть разной степени организованности, численности и оснащенности, для квалификации действий это значения не имеет. Ст. 208 УК РФ предусматривает ответственность за создание, руководство вооруженным формированием, а также за участие в нем.

Общий признак, характерный для данной нормы, - создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом.

Незаконные вооруженные формирования могут быть оснащены как военным вооружением и техникой, так и другими видами оружия9.

Создание НВФ означает организационную деятельность, способствующую их образованию и функционированию. Она может выражаться в идейном обосновании необходимости создания НВФ, планировании работы по их формированию, приобретению оружия и боеприпасов для НВФ, вовлечении людей в их состав и т.д.

Для квалификации действий не имеет значения, является ли лицо, занимающееся созданием НВФ, его членом.

Руководство НВФ выражается в осуществлении управленческих функций как в отношении всего формирования, так и его части.

Участие в НВФ может выражаться в двух формах:

а) непосредственное вхождение в его состав;

б) работа по обеспечению его деятельности.

НВФ могут создаваться для достижения различных целей: политических, религиозных, сепаратистских, коммерческих и т.д. Создание устойчивой вооруженной группы с целью нападения на граждан или на организации квалифицируется по ст. 209 УК (бандитизм).

Преступление считается оконченным с момента организационного оформления формирования и вооружения хотя бы части ее членов. Предшествующая организаторская деятельность либо объединение лиц, желающих создать НВФ, но без их вооружения, образует покушение на создание и руководство таким формированием. Приготовление к созданию НВФ (например, высказывание намерения образовать его, сговор на его создание) состава преступления, согласно ч. 2 ст. 30 УК не образует.


Данное преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает, что создает вооруженное формирование, либо руководит им, либо участвует в его деятельности, несмотря на то, что оно не предусмотрено федеральным законом.

Действия в связи с участием в НВФ, содержащие другие составы преступления (убийства, уничтожение имущества, захват заложников и т.д.), квалифицируются для участников НВФ, их совершивших, по совокупности со ст. 208 УК РФ. Лица, создавшие НВФ и руководившие ими, несут ответственность за преступления, совершенные его участниками, если они охватывались их умыслом.

Субъектом преступления являются лица, достигшие 16-летнего возраста.

Согласно примечания к ст. 208 УК РФ от уголовной ответственности по этой статье освобождается лицо, добровольно прекратившее участие в НВФ и сдавшее оружие.

Добровольное прекращение участия в НВФ следует отличать от вынужденного прекращения такого участия в силу обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью участника НВФ (например, при блокировании силами охраны правопорядка), которое не влечет освобождения от уголовной ответственности.

Если участник НВФ не был вооружен, для освобождения его от уголовной ответственности достаточно факта добровольного прекращения участия в НВФ.

Упомянутые в примечании лица освобождаются от уголовной ответственности только за действия, предусмотренные ст. 208 УК РФ. Совершение иных преступлений в связи с участием в НВФ влечет уголовную ответственность по иным статьям УК РФ.


4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму


Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП) [1.1.11] предусмотрен ряд составов за нарушение законодательства РФ о борьбе с терроризмом. Административная деятельность наступает для лиц, которые в результате неисполнения своих обязанностей по неосторожности способствуют осуществлению террористической деятельности.

Статьей 13.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом. В соответствии с данной статьей «Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».

Согласно ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории информации с ограниченным доступом10.


В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" при проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью. Согласно п. 2 ст. 15 указанного Федерального закона не допускается распространение информации:

- раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

- способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

- служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

- о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Распространение указанной информации сотрудником средств массовой информации, военнослужащим или иным лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, квалифицируется в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ.

Статьей 15.27 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Согласно данной статьи «Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда».

Отношения граждан РФ, иностранных граждан и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом11.

В соответствии с международными договорами РФ действие указанного Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов РФ.