Файл: Метелев С.Е. - Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие - 2006.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 3561
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
Распределение часов по разделам
ГЛАВА 1. Сущность и типология терроризма
1.1. Понятие и истоки терроризма
1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий
1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма
2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
2.2. Терроризм в современной России
2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
ГЛАВА 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
ГЛАВА 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в РФ
4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
4.4. Борьба с финансированием терроризма
4.5. Правовой режим контртеррористической операции
4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
ГЛАВА 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
ГЛАВА 7. Противодействие похищениям людей
7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
8.3. Поступление угрозы в письменной форме
8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
ГЛАВА 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
9.1. Организация охраны объекта
9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
На общемировом уровне Россия выступает за формирование под эгидой ООН глобальной системы противодействия терроризму. Контртеррористический комитет Совета безопасности ООН, возглавляемый Россией с мая 2004 г., рассматривается ею как главный элемент мировой антитеррористической архитектуры. Однако усилия нашей страны, направленные на углубление международного сотрудничества в этой области и создание стройной и дееспособной системы противостояния терроризму на постсоветском пространстве, в силу ряда причин ослабляются. Во внешнеполитической сфере назовем, прежде всего, не только политическое, но и общественное неприятие российской политики в Чечне со стороны Запада, прежде всего, европейских стран. Ссылки на "двойные стандарты" в политике Запада мало помогают России, поскольку ее собственная позиция по вопросу о Чечне достаточно противоречива. Выступая за развитие многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом и квалифицируя террористические акты на территории страны как проявление угроз международного терроризма, Россия одновременно рассматривает чеченский конфликт как проблему, относящуюся исключительно к сфере внутренней компетенции российских властей и категорически отказывается от международного участия в ее решении. Между тем серия терактов и особенно трагедия в Беслане осенью 2004 г. наглядно показали, что сама Россия не справляется с напором терроризма. Очевидно, что ситуация в Чечне является одним из важнейших факторов генерации террористической агрессии. Столь же очевидно, что Россия нуждается в выработке более гибкой и последовательной политики по вопросу о формах и методах международного содействия стабилизации положения на Северном Кавказе.
Заинтересованность России в сохранении зоны своих "особых интересов" в ближнем зарубежье наталкивается на нежелание бывших республик занять позицию безоговорочно односторонней ориентации на Россию как на опору обеспечения собственной безопасности, тем более что внешние условия благоприятствуют этому. Поэтому терроризм продолжает оставаться одной из наиболее серьезных угроз национальной безопасности страны.
Мировое сообщество не сумело найти четкого определения врага в разворачивающейся на наших глазах войне против транснационального терроризма, в которую втянуто множество государств. Это явление связывается с социальными, экономическими и/или политическими процессами, с религиозными факторами, с проблемой самоопределения наций, противоречиями между Севером и Югом или мусульманским миром и Западом, с переделом сфер влияния на мировой арене и так далее. Можно, однако, утверждать, что плюрализму характеристик терроризма соответствует плюрализм целей антитеррористической борьбы. Ярким подтверждением этого могут служить конфликты на Среднем Востоке.
"Официальной" целью военных операций США в Афганистане и Ираке, как известно, является провозглашенная администрацией Дж.Буша глобальная война с терроризмом. На деле в регионе решаются, по крайней мере, две задачи, причем трудно сказать, какая из них является "более главной".
Во-первых, конфликты в Афганистане и Ираке теснейшим образом связаны с окончательной ликвидацией наследия холодной войны и утверждением новой расстановки сил в постбиполярном мире. Борьба с терроризмом служит при этом оправданием целей установления политического контроля над регионом. Подтверждением этого, в частности, являются скандальные истории, касающиеся поисков оружия массового уничтожения в Ираке.
Во-вторых, военные операции в Афганистане и Ираке и последующее постконфликтное урегулирование включают задачу уничтожения террористических структур, которая после событий 11 сентября предстает одновременно как задача обеспечения собственной безопасности США. При этом масштабы применения вооруженных сил, несоразмерно превышающих по своей мощи кумулятивный военный потенциал Среднего, да и Ближнего Востока, свидетельствуют, что традиционное использование военной силы по-прежнему является наиболее доступным способом продвижения внешнеполитических целей, касающихся как изменения политической картины мира, так и ответов на новые глобальные вызовы.
Необычайно прочная конструкция ООН, несмотря на новую конфигурацию глобальных политических сил, позволяет ей оставаться единственным источником придания легитимности силовым акциям государств-членов, в том числе США. При новом соотношении сил разногласия между постоянными членами в СБ ООН вряд ли могут достигать уровня лобовой конфронтации, что обусловлено не столько общностью интересов всего международного сообщества перед лицом глобальных угроз, сколько невозможностью противостояния, присущего биполярному миру.
Следует, однако, подчеркнуть, что при всей противоречивости оценок политики США на Среднем Востоке, при ее неприятии значительной частью международного сообщества, Соединенные Штаты решали в регионе не только собственные задачи. Особенно это относится ко всему комплексу проблем, связанных с ситуацией в Афганистане и вокруг него. Если говорить об Ираке, то здесь главным стержнем международных разногласий являлся не столько вопрос о свержении или сохранении режима Саддама Хусейна, сколько характер контроля над ситуацией в регионе. Поэтому СБ ООН еще долго будет служить переговорной площадкой, используемой в целях достижения компромиссных решений для установления приемлемого баланса между монополярными претензиями США и интересами других постоянных членов.
Что касается военного и миротворческого потенциала мирового сообщества для урегулирования конфликтов, в которые вовлечены наиболее развитые страны, то на роль силовой структуры способной выступать на глобальном уровне, все в большей мере претендует НАТО. Возможности других региональных организаций, включая структуры нового поколения, ограничены нехваткой ресурсов, слабостью силового и/или политического потенциала, наконец, недостаточным развитием системы многоуровневого и разнопланового международного сотрудничества, направленного на предотвращение и противодействие глобальным угрозам. Необходимо отметить, что все вышеперечисленные факторы в большей или меньшей степени относятся и к Североатлантическому альянсу. Однако в тандеме с США они могут быть существенно нейтрализованы.
Но ни США, ни ООН, ни НАТО, ни другие международные организации не переломили ситуацию в сфере борьбы с глобальными вызовами. Для решения этой задачи государства должны продвигаться к созданию качественно иных "сетей взаимозависимости", способных реально контролировать развитие любых криминальных угроз глобального уровня. Как ни парадоксально, это означает возрастание значения роли ООН как источника легитимности и международного согласия в случае возникновения международных кризисов. Можно согласиться с Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, который считает, что в современной ситуации роль ООН состоит в анализе текущих и будущих угроз миру и безопасности, в оценке вклада коллективных действий при формировании ответов на эти угрозы и в выработке рекомендаций, касающихся необходимых изменений в целях превращения ООН в легитимный и эффективный инструмент их отражения.
Таким образом, общую реакцию международного сообщества на новые вызовы и весь комплекс его силовых и миростроительных усилий по разрешению конфликтов на Среднем Востоке можно считать попыткой формирования стратегических подходов к решению современных проблем обеспечения безопасности. Боевые действия, развернутые США на Среднем Востоке, а также все мероприятия по делегитимизации прямых и косвенных форм поддержания терроризма со стороны отдельных государств, в том числе попытки создания системы международного антитеррористического сотрудничества спецслужб, ориентированы на подавление терактов. Они оставляют в стороне главную проблему -поиски путей глобального изменения условий, порождающих терроризм. Старые формы обеспечения безопасности теряют эффективность.
Начало нового века ознаменовалось появлением новых по сравнению с биполярным миром разломов в мировом сообществе. Транснациональный терроризм выступает при этом как использующий неизбирательное насилие внесистемный протест против существующей модели мироустройства.
Терроризм подрывает важнейшую функцию государства - обеспечение безопасности граждан. Государственная и межгосударственная антитеррористическая политика, неизбежно преломляясь сквозь призму интересов национальных элит и наталкиваясь на тенденции формирования монополярного мира, тормозит продвижение к созданию эффективной глобальной системы противодействия транснациональному террору. Практика уже доказала, что война против терроризма теми методами, которые использовались в конфликтах на Среднем Востоке (или, к примеру, в Чечне) отнюдь не достаточна для приемлемого смягчения этой угрозы. Очевидно, что адекватная условиям глобализации система обеспечения международной безопасности будет рождаться в ходе долгой, перемежаемой конфликтами позиционной борьбы, обусловленной, в том числе, последствиями формирования монополярного мира. Представляется, что глобальная система противостояния транснациональному терроризму должна быть ориентирована не столько на прямую борьбу с террором, которая может осуществляться на более низких уровнях специальными профессиональными формированиями, сколько на создание принципиально новых международных структур, нацеленных на компенсацию политического, экономического и социального расслоения мира на фоне и под влиянием глобализации. Однако характер глобализации международной элиты не позволяет с уверенностью утверждать, что тенденция перерастания агрессивного международного антитеррора в интегрирующую политику общепланетарного развития становится главным направлением международных усилий. Исход и характер влияния террора и антитеррора на перспективы глобального развития еще не определились.
Таковы, в самых общих чертах, основные меры, предпринимаемые сегодня ведущими зарубежными государствами по противодействию террористической деятельности, ликвидации последствий террористических актов и проблемы с которыми они сталкиваются в своей деятельности.
Вопросы для самопроверки
-
Охарактеризуйте главные признаки и тенденции развития современного международного терроризма.
-
Когда началась борьба с терроризмом на международном уровне?
-
На какой стадии находится формирование международной правовой базы борьбы с терроризмом?
-
Какая взаимосвязь существует между понятиями «экстремум» и «терроризм».
-
Охарактеризуйте основные разновидности сепаратизма (в географическом плане).
-
Почему идеология исламского экстремизма способствует эскалации терроризма?
-
Какие методы государственной борьбы с терроризмом известны в мировой истории?
-
В чем противоречивость применения государственных мер борьбы с терроризмом (превентивные акции, акции на чужой территории и т.п.)?
-
Как международное право трактует понятия «агрессия» и «самооборона»?
-
Приведите примеры международного сотрудничества в области создания правовой базы антитеррористической деятельности и практического противодействия террористам.
ГЛАВА 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в РФ
4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
В заявлении участников Московской конференции министров стран "восьмерки" о противодействии терроризму 20 октября 1999 г., в частности, утверждалось: "Терроризм представляет угрозу миру и стабильности всех государств, безопасности и благосостоянию их граждан. Всем государствам следует предпринять необходимые шаги для защиты своих граждан от террористических нападений. Всем государствам следует использовать законодательные и практические средства в рамках международных стандартов в области прав человека и норм международного права для предотвращения террористических актов и наказания лиц, виновных в их совершении.
Всем государствам следует предотвратить и пресекать на своей территории действия по подготовке и финансированию террористических актов. Террористам нигде не должно предоставляться убежище. Нашей главной задачей является укрепление практического сотрудничества как одного из наиболее эффективных средств противодействия терроризму во всех его формах".
Увеличение в Российской Федерации числа преступлений, имеющих террористическую направленность, обусловило необходимость совершенствования механизма правовой защиты личности и общества от террористического насилия в стране.
В настоящий момент в РФ сложилась система нормативных актов, регулирующих вопросы борьбы с терроризмом. Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Федеральные законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти.
К основополагающим законам по борьбе с терроризмом можно отнести Конституцию РФ, ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», ФЗ «Об оружии», ФЗ «О безопасности», ФЗ «Об обороне», Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и ряд других законов.
Федеральный закон №130-ФЗ от 25.07.1998 г. «О борьбе с терроризмом» (действует в ред. от 07.03.2005) впервые в истории нашей страны законодательно закрепил систему мер противодействия этой угрозе.
Федеральный закон ''О борьбе с терроризмом'' определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности определяющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.