ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2020
Просмотров: 2033
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основные причины возникновения налогов и сборов.
Причины возникновения налогов и налогообложения
2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.
3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.
5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.
Признаки налоговых правоотношений
Структура налоговых правоотношений
6. Публично-правовая природа налогового права.
7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.
8. Общие принципы налогообложения.
10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.
Особенности норм налогового права
Особенности норм налогового права:
11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой.
Законодательство о налогах и сборах
Система налогов и сборов, юридический состав налогов
12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.
Содержание правового статуса кредитной организации
13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога.
Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность
14. Императивно обязательный характер налогов.
15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.
16. Основные различия налогов и сборов.
О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве
17. Основания классификации налогов и сборов.
18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения».
Понятие и классификация субъектов налогового права
19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса.
Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.
Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус
20. Основные элементы налогообложения.
Обязательные (основные) элементы
Вспомогательные элементы юридического состава налога
21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.
НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы
22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения.
23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.
Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления
Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности.
Понятие налоговой обязанности и ее исполнения
Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов
Основания возникновения налоговой обязанности
Основания для прекращения налоговой обязанности
Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
Требование об уплате налогов и сборов
Содержание требования об уплате налога:
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.
Понятие и значение налогового контроля
Формы и виды налогового контроля
В то же время, как уже отмечалось, Налоговый кодекс является федеральным законом. По поводу этого положения Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 ноября 1999 г. № 182-О разъясняет, что ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции России не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.
В предшествующие годы обычной была практика официальной публикации в конце года (обычно 31 декабря) федеральных законов, вносящих существенные изменения в налоговое законодательство, с указанием на их вступление в силу с 1 января следующего года. Формально указанное правило о вступлении в силу противоречило статье 5 НК РФ, но содержалось в нормативном акте той же юридической силы — в федеральном законе. Специальных норм о вступлении в силу актов налогового законодательства в Конституции России и федеральных конституционных законах не содержится. Таким образом, у налогоплательщиков в худшем случае было только несколько часов на изучение изменившихся условий налогообложения.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 8 апреля 2003 г. № 159-О, о разумном сроке, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, законодатель, принимая акт законодательства о налогах, должен учитывать, что период, по истечении которого данный акт вступает в силу, во всяком случае не может быть меньше определяемого Налоговым кодексом — месяц со дня его официального опубликования.
Таким образом, федеральный законодатель в настоящее время «связан» правовой позицией Конституционного Суда и не должен устанавливать менее месячного срока, по истечении которого вступает в силу официально опубликованный федеральный закон, регламентирующий уплату конкретного налога. При установлении в законе меньшего срока применяться будет месячный срок. Как уже отмечалось, данные положения можно обозначить как принцип запрета на немедленное вступление в силу актов законодательства о налогах.
В то же время статья 5 НК РФ никаким образом не может быть преодолена региональными и местными органами законодательной (представительной) власти. Даже если в региональных (местных) актах налогового законодательства будет установлен меньший срок, по истечении которого данный акт должен вступить в силу, дата вступления его в силу должна быть определена по правилам статьи 5 НК РФ.
Например, закон Нижегородской области от 28 ноября 2005 г. № 188-З «О внесении изменения в статью 6 закона Нижегородской области «О транспортном налоге»[121], изменивший ставки транспортного налога (в том числе в сторону повышения), официально опубликован в газете «Нижегородские новости» 7 декабря 2005 года. В соответствии со статьей 2 данного закона он должен вступить в силу с 1 января 2006 года, но, поскольку налоговым периодом по данному налогу является календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ), на основании пункта 1 ст. 5 НК РФ вышеназванный закон Нижегородской области никак не мог вступить в силу с 1 января 2006 года.
Разумеется, в одном нормативном акте налогового законодательства могут быть нормы, регулирующие уплату конкретных налогов с различными налоговыми периодами: в этом случае для каждой нормы будет иметь место своя дата вступления в силу исходя из 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. В пункте 3 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта. Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов.
Представляется, что дополнительное условие, установленное в пункте 1 ст. 5 НК РФ, относительно того, что вступление нормативного акта в силу возможно не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, представляется достаточно разумным и обеспечивающим стабильность условий налогообложения в рамках налогового периода. Остается сожалеть, что оно не закреплено в настоящее время, по крайней мере, на уровне правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации. С учетом принципиальной возможности существования разовых налогов, для которых налоговый период не устанавливается, представляется возможным усовершенствовать пункт 1 ст. 5 НК РФ: акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, а для налогов, у которых установлен налоговый период, — не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Что касается норм, не регулирующих отношения по уплате конкретных налогов (отношения налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения), то данные отношения практически всегда урегулированы на уровне федеральных законов. Данные нормы вступают в силу так, как это указано в самих федеральных законах. В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. В том числе возможен вариант — со дня официального опубликования.
Можно отметить достаточно неоднозначную ситуацию, возникшую в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», которым, в частности, были внесены изменения в статью 257 НК РФ «Порядок определения стоимости амортизируемого имущества» (гл. 25 «Налог на прибыль организаций»). До введения в действие указанного Федерального закона статья 257 НК РФ не содержала ограничений по учету так называемой восстановительной стоимости амортизируемого имущества в целях начисления амортизации. Названным 3а- коном, опубликованным в «Российской газете» 30 июля 2002 г. и вступившим в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования — с 30 августа 2002 года (ст. 21), законодатель ввел ограничения, влекущие уменьшение размера восстановительной стоимости основных средств, служащей основой для расчета суммы амортизации, следствием чего является увеличение налоговой базы по налогу на прибыль. Данная ситуация была рассмотрена в пункте 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98. По мнению суда, в результате вступления в силу названного 3акона положение налогоплательщика не ухудшилось. В определении КС РФ от 3 июля 2007 г. № 747-О-О, в свою очередь, разъяснено, что положения указанного Федерального закона направлены на создание сбалансированного механизма амортизации основных средств и не могут быть признаны ухудшающими положение неопределенного круга налогоплательщиков; разрешение же вопроса о том, ухудшает ли названный Федеральный закон положение отдельных налогоплательщиков, требует проверки соответствующих характеристик результатов их экономической деятельности, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Иными словами, нельзя оценивать только одну норму закона о конкретном налоге на предмет того, ухудшает ли она положение налогоплательщика, — необходимо оценивать всю совокупность норм данного закона применительно к конкретному налогоплательщику.
Согласно пункту 5 ст. 12 НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом. Соответственно, нет необходимости в отмене регионального закона о региональном налоге, если этот налог уже исключен федеральным законодателем из перечня статьи 14 НК РФ и отменена соответствующая глава части второй Кодекса. В то же время не исключена отмена регионального налога региональным органом законодательной власти. Те же выводы можно сделать и в отношении любого местного налога. Но, разумеется, региональные органы власти не имеют возможности отменить местный налог, а местные органы власти — региональный налог.
ТЕСТЫ
1. Официальным опубликованием федерального закона, регламентирующего налоговые правоотношения на территории Нижегородской области, считается первая публикация его полного текста в:
а) «Российской газете»;
б) «Нижегородских новостях»;
в) «Нижегородском рабочем».
2. Является ли официальной публикацией размещение текста федерального закона, регламентирующего налоговые правоотношения, на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:
а) является;
б) не является;
в) федеральные законы могут быть официально опубликованы только на сайте Президента Российской Федерации.
5. Может ли федеральный закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части налогового контроля, вступить в силу с момента официального опубликования:
а) не может в силу прямого запрета в статье 5 НК РФ;
б) не может в силу прямого запрета в статье 57 Конституции Российской Федерации;
в) может, поскольку уплату конкретных налогов не регламентирует.
10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.
Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.
Нормы налогового права — это установленные государством и муниципальными образованиями общеобязательные правила поведения, порождающие налоговые правоотношения, за нарушения которых (правовых норм) предусмотрены меры государственного принуждения.
Источниками объективации норм налогового права являются нормативные правовые акты (и судебные прецеденты).
Нормы налогового права являются разновидностью юридических норм, а в более узком плане — разновидностью финансово-правовых норм. В связи с этим им присущи как признаки, общие для всех юридических норм, так и специфические, характерные только для норм финансового права. Вместе с тем нормы налогового права имеют и особенности, обусловленные их принадлежностью к налоговому праву как подотрасли права финансового.
Особенности норм налогового права
Нормы налогового права, являясь разновидностью юридических норм, обладают следующими общими признаками:
-
нормы налогового права есть правила поведения, гарантированные государством;
-
нормы возлагают на участников отношений юридические обязанности и предоставляют им субъективные права;
-
нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам;
-
налоговая норма всегда выражена либо в нормативном правовом акте, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.
Особенности норм налогового права:
-
являются средством реализации публичных, а не частных интересов;
-
почти не имеют своего прототипа в общественной жизни;
-
отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью;
-
в подавляющем большинстве случаев они являются обязывающими;
-
особый порядок их действия во времени.
Налоговые нормы, являясь разновидностью финансово-правовых норм, прежде всего являются средством реализации публичных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлежностью налогового права к финансовому праву как праву публичному. В связи с этим нормы налогового права, как и финансово-правовые нормы в целом, являются средством реализации интересов всего общества, государства, муниципальных образований. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного и др.), являющихся средством реализации отдельных юридических и физических лиц.
Нормы налогового права, так же как и нормы финансового права в целом, почти не имеют своего прототипа в общественной жизни. Иначе говоря, с точки зрения происхождения норм налогового права им весьма редко предшествуют фактические правила поведения, складывающиеся в общественной жизни. Как правило, все происходит наоборот.
Законодатель сам, исходя из общественных потребностей, правовой политики и т. д., конструирует модель поведения в сфере налогообложения, а затем фиксирует ее в норме налогового права. Так возникают исключительно все материальные нормы налогового права, т. е. нормы, устанавливающие налогоплательщиков по каждому налогу, объекты налога, налоговые базы, налоговые периоды, ставки налогов и др. Так же возникают и процессуальные нормы налогового права. Однако практика показала, что иногда они могут сначала формироваться как фактические. Иначе говоря, сначала может создаваться фактическая модель поведения, а затем законодатель ее фиксирует в правовой норме.
Нормы налогового права, как и все финансово-правовые нормы, отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью.
Налоговое право в любом обществе регулирует отношения, в которых налоги выполняют как фискальную, так и регулятивную функцию. Последняя является производной от состояния экономики в стране, финансовой политики на том или ином этапе развития и т. д. Учитывая, что эти факторы в любом обществе являются весьма подвижными, налогово-правовое регулирование является весьма изменчивым по определению. Соответственно, нормы налогового права очень часто изменяются. Главным образом это касается тех норм налогового права, которые устанавливают налоговую базу, ставки отдельных налогов, налоговые льготы.
Характерной чертой норм налогового права как разновидности финансово-правовых является то, что в подавляющем большинстве случаев они являются обязывающими. Иначе говоря, нормы налогового права регулируют отношения главным образом через установление обязанностей для субъектов налогового права. Это вполне естественно, ибо метод властных предписаний, доминирующий в финансовом праве, предполагает, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, а именно: государства, уполномоченного им органа или муниципального образования. Например, государство, установив налоги и сборы, не оставляет субъектам никакой самостоятельности, а только обязывает их к уплате в точном соответствии со своими требованиями. Равным образом государственные органы, уполномоченные давать в финансовом правоотношении властные предписания, сами всегда связаны требованиями обязывающих финансово-правовых норм. Например, налоговый орган по результатам налоговой проверки дает властные предписания к уплате недоимок и пеней в бюджет. При этом в НК РФ определены требования к такого рода предписаниям и свобода воли налогового органа очень мала.