ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2020
Просмотров: 2034
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основные причины возникновения налогов и сборов.
Причины возникновения налогов и налогообложения
2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.
3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.
5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.
Признаки налоговых правоотношений
Структура налоговых правоотношений
6. Публично-правовая природа налогового права.
7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.
8. Общие принципы налогообложения.
10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.
Особенности норм налогового права
Особенности норм налогового права:
11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой.
Законодательство о налогах и сборах
Система налогов и сборов, юридический состав налогов
12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.
Содержание правового статуса кредитной организации
13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога.
Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность
14. Императивно обязательный характер налогов.
15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.
16. Основные различия налогов и сборов.
О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве
17. Основания классификации налогов и сборов.
18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения».
Понятие и классификация субъектов налогового права
19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса.
Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.
Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус
20. Основные элементы налогообложения.
Обязательные (основные) элементы
Вспомогательные элементы юридического состава налога
21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.
НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы
22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения.
23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.
Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления
Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности.
Понятие налоговой обязанности и ее исполнения
Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов
Основания возникновения налоговой обязанности
Основания для прекращения налоговой обязанности
Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
Требование об уплате налогов и сборов
Содержание требования об уплате налога:
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.
Понятие и значение налогового контроля
Формы и виды налогового контроля
Налоговое и административное право. Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия.
Налоговое и административное право, являясь публичными отраслями, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний.
Вместе с тем не следует отождествлять сферы действия и предметы регулирования административного и налогового права. Административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач; налоговое право предназначено для урегулирования конфликтности публичных и частных имущественных интересов. Областью административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования органов исполнительной власти; налоговое право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, направленные на аккумулирование налоговых платежей в доход государства.
Налоговое право проявляет взаимосвязи с уголовным правом. С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства. В то же время квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.
Таким образом, находясь в составе финансового права, налоговое право является составной частью единой системы российского права. Вместе с тем налоговое право имеет свои специфические особенности, предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.
8. Общие принципы налогообложения.
Принципы налогообложения
Принципы налогообложения — это принципы построения налоговой системы, которые можно объединить в группы:
1) экономические:
-
справедливости;
-
эффективности (экономичности);
-
соразмерности;
-
множественности.
2) юридические:
-
нейтральности;
-
установления налогов законами;
-
отрицания обратной силы налогового закона;
-
приоритетности налогового законодательства;
-
наличия всех элементов налога в законе.
3) организационные:
-
единства налоговой системы;
-
подвижности (эластичности) налогообложения;
-
стабильности налоговой системы;
-
налогового федерализма;
-
гласности;
-
однократности обложения.
Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками). Представляется, что при неизменной сущности в силу многогранности данного признака уточнение его универсального названия вполне допустимо, но не в полной мере корректно в первую очередь по отношению к равенству, как будет показано ниже.
Принцип горизонтальной справедливости (его еще называют принципом платежеспособности) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находиться и в равной налоговой позиции, т.е. одинаковые доходы должны облагаться налогом по одинаковой налоговой ставке.
Принцип вертикальной справедливости (его также характеризуют как принцип выгод) предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в неравном экономическом положении, должны находиться в неравной налоговой позиции, т.е. кто больше получает от государства тех или иных благ, тот и должен больше платить налогов.
Принцип эффективности (принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому налогу существенно перекрывали затраты государства на его администрирование. По подавляющему большинству российских, в первую очередь федеральных, налогов этот принцип реализуется. Однако по некоторым налогам — региональному (транспортному) и местному (на имущество физических лиц) — данный принцип реализуется далеко не в полной мере. Усилия налоговых органов по выявлению объектов обложения, рассылке извещений, контролю за уплатой едва перекрывают поступления от них, а уж экономическую целесообразность трудоемких усилий по взысканию незначительных сумм в судебном порядке вообще трудно оценить.
Принцип соразмерности основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования в результате налогообложения экономической активности налогоплательщиков. Его зачастую характеризуют как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны, т.е. при установлении налогов и определении их элементов необходимо соизмерять последствия с точки зрения и выгод для бюджета, и ущерба для экономики. Причем сопоставлять эти выгоды и потери следует не только в текущий момент времени, но и на перспективу, чтобы не получить в дальнейшем уменьшения налоговой базы и соответственно снижения налоговых поступлений.
Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта.
Во-первых, этот принцип предусматривает целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов обложения. Множественность налогов создает предпосылки для повышения адресности налогообложения, в большей мере улавливающей платежеспособность налогоплательщиков и наличие у них различных объектов обложения, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по различным категориям плательщиков, делает его для них более незаметным, формируя тем самым более толерантное отношение к нему. Более того, труднее избежать различных объектов обложения и уплаты множества налогов, нежели одного объекта и единого налога.
Во-вторых, этот принцип предусматривает целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, недопустимости ситуации «бюджета одного налога», поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или иного налога. Множественность источников бюджета экономически более целесообразна, особенно в кризисные периоды. В этом случае более эффектно наполнять бюджет будет множество налогов с низкими ставками и широкими налоговыми базами, нежели ограниченное число налогов с высокими ставками.
Юридические принципы налогообложения
Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом. В соответствии с этим принципом считается недопустимым установление различных налогов или элементов налогов дифференцированно исходя из социальных, национальных, конфессиональных и иных критериев, а также в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных дискриминационных оснований. Этот принцип реализован в ст. 3 НК.
Принцип
установления налогов законами означает,
что любой закон должен быть установлен
исключительно посредством принятия
представительной (законодательной)
властью страны соответствующего
законодательного акта. Этот принцип
воплощен в ст.
12 НК,
в соответствии с которой применительно
к федеральным налогам РФ законными
могут считаться только те налоги, которые
установлены Налоговым кодексом РФ,
к региональным законам относятся
только те, которые установлены
Кодексом и законами субъектов
РФ, к местным — только те, которые
установлены Кодексом и нормативно-правовыми
актами представительных органов
местного
самоуправления. В соответствии со ст.
3 НК ни на кого не может быть возложена
обязанность уплачивать налоги и сборы,
не предусмотренные Налоговым кодексом
РФ либо установленные в ином порядке,
чем это определено в нем.
Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. Он реализован в ст. 5 НК, где предусматривается, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.
Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов. Данный принцип подтверждается ст. 4 и 6 НК. Таким образом, если в неналоговых законах и актах имеются нормы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их следует только тогда, когда они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства, т.е. при коллизии этих норм должны применяться положения именно налогового законодательства.
Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам ст. 17 НК относит:
-
объект налогообложения;
-
налоговую базу;
-
налоговый период;
-
налоговую ставку;
-
порядок исчисления налога;
-
порядок и сроки уплаты налога.
Отсутствие хотя бы одного элемента в законе означает, что обязанности налогоплательщика по уплате данного налога не установлены.
Организационные принципы налогообложения
Принцип
единства налоговой системы ―
не должны устанавливаться налоги,
нарушающие единство экономического
пространства и налоговой системы страны.
Кроме того, он предполагает недопустимым
установление налогов, прямо или косвенно
ограничивающих свободное перемещение
в пределах территории страны товаров
(работ, услуг) или денежных средств.
Данный принцип закреплен в ст. 3 НК.
Недопустимо установление налогов,
ограничивающих или создающих препятствия
не запрещенной законом экономической
деятельности физических лиц и
организаций,
а также препятствующих реализации
гражданами своих конституционных прав.
Принцип единства налоговой системы
обеспечивается единой системой налоговых
органов, пронизанных вертикалью, а не
горизонталью управления.
Принцип подвижности {эластичности) налогообложения заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции. Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении обнаруживающихся в налоговом законодательстве пробелов и различных нестыковок. Данный принцип направлен на эволюционное, а не революционное развитие налоговой системы, и при постепенном совершенствовании процесса налогообложения он не будет противоречить принципу стабильности.
Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Одним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сборов должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.
Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.
Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налогообложения.
9. Распределение налоговых полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.
В соответствии с пунктом 1 ст. 12 НК РФ в России устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги.
Федеральные налоги исчерпывающим образом регулируются федеральными законами (в настоящее время — преимущественно главами части второй Налогового кодекса), в них содержатся все нормы, позволяющие любому лицу однозначно определить, является ли оно налогоплательщиком данного налога, и если является — исчислить налог и определить срок его уплаты. Как указано в постановлении КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П, федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств. Согласно пункту 2 ст. 12 НК РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
В редких случаях федеральный законодатель предоставляет (делегирует) отдельные права по регулированию федеральных налогов (а также указывает пределы регулирования) федеральным органам исполнительной власти, региональным и местным органам власти. При этом федеральный законодатель должен учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П: наделение законодательного органа Российской Федерации конституционными полномочиями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовывать эти полномочия.
Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 284 НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 24%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Федерации, законами субъектов Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.