Файл: Билеты Налоговое право (полный).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 2035

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Основные причины возникновения налогов и сборов.

Причины возникновения налогов и налогообложения

2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.

3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.

Предмет налогового права

4. Метод налогового права.

Метод налогового права

5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.

Признаки налоговых правоотношений

Структура налоговых правоотношений

6. Публично-правовая природа налогового права.

7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.

8. Общие принципы налогообложения.

Принципы налогообложения

9. Распределение налоговых полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.

Особенности норм налогового права

Особенности норм налогового права:

Виды норм налогового права

11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой.

Законодательство о налогах и сборах

Система налогов и сборов, юридический состав налогов

12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.

Содержание правового статуса кредитной организации

13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога.

Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность

14. Императивно обязательный характер налогов.

15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.

16. Основные различия налогов и сборов.

О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве

17. Основания классификации налогов и сборов.

Виды налогов:

18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения».

Понятие и классификация субъектов налогового права

19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса.

Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.

Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус

20. Основные элементы налогообложения.

Обязательные (основные) элементы

Факультативные элементы

Вспомогательные элементы юридического состава налога

21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.

НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы

Объект налогообложения

22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения.

23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности.

Понятие налоговой обязанности и ее исполнения

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов

Основания возникновения налоговой обязанности

Основания для прекращения налоговой обязанности

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента

25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.

Требование об уплате налогов и сборов

Содержание требования об уплате налога:

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Залог имущества

Поручительство

Пеня

Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

Арест имущества

26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.

Понятие и значение налогового контроля

Цель налогового контроля:

Объекты налогового контроля:

Предмет налогового контроля:

Субъекты налогового контроля:

Формы и виды налогового контроля

Основные формы налогового контроля:

Виды налогового контроля:

Соответственно, законом Нижегородской области от 14 марта 2006 г. № 21-З «О предоставлении льгот по налогу на прибыль орга­низаций» снижена на 4% ставка налога на прибыль организаций, установленная для зачисления указанного налога в бюджет Ниже­городской области, в том числе для общероссийских общественных организаций инвалидов.

Если исходить из позиции ряда ученых, расценивающих тамо­женные пошлины в качестве налогов, можно привести пример уста­новления ставки налога органом исполнительной власти в преде­лах, предусмотренных в федеральном законе. В силу пункта 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Рос­сии. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-поли- тические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможен­ных пошлин, установленные на основании данного Закона. В соот­ветствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Россий­ской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5005-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» предель­ные ставки ввозных таможенных пошлин Российской Федерации, применяемые к товарам, происходящим из стран, в торговле с кото­рыми Россией применяется режим наиболее благоприятствуемой нации, установлены в размере 100% от таможенной стоимости това­ра. Соответственно, в определении КС РФ от 5 ноября 1999 г. № 193-О разъяснено, что конкретные ставки таможенных пошлин по тем или иным группам ввозимых товаров в Таможенном тари­фе — своде таможенных ставок, утвержденном постановлением Правительства России, — определены именно в пределах ставок, установленных законодателем, причем их размеры значительно ни­же предельных. В определении КС РФ от 15 декабря 2000 г.

294-О, в свою очередь, указано, что полномочия Правительства России в сфере установления ставок ввозных и вывозных таможен­ных пошлин определяются федеральным законом. Применительно к различным видам таможенных пошлин закон может устанавли­вать как размеры ставок, так и критерии, условия, согласно кото­рым они определяются, делегируя соответствующие полномочия Правительству.

Нет ничего удивительного в том, что ставки таможенных по­шлин в нашей стране, как и в иных государствах, установлены ак­том исполнительного (а не законодательного) органа власти. П.М. Годме отмечает, что исходя из старого принципа, который в свое время называли «законом висячего замка», правительство мо­жет путем повышения таможенных пошлин закрывать границы для отдельных товаров, защищая национальную экономику. Быстрота, которую требуют иногда такие меры, несовместима с законодатель­ной процедурой1.

Что касается региональных и местных налогов, то в этом случае в федеральных законах предусматриваются нормы, определяющие обязанных лиц, основания возникновения обязанности по уплате налога и пределы налогового бремени, а также право органов власти субъектов Федерации (муниципальных образований) ввести соот­ветствующий налог. Права региональных и местных органов зако­нодательной (представительной) власти в части установления ре­гиональных и местных налогов в значительной степени сходны, по­скольку имеют рамочный характер, определенный федеральными законами.


В соответствии с пунктом 3 ст. 12 НК РФ региональными налога­ми признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обяза­тельны к уплате на территориях соответствующих субъектов. При установлении региональных налогов законодательными (предста­вительными) органами государственной власти субъектов Федера­ции определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: на­логовые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом. Сходная правовая позиция бы­ла выражена в постановлении КС Российской Федерации от 30 ян­варя 2001 г. № 2-П: круг налогоплательщиков региональных нало­гов, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться федеральным законом, с тем чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов Российской Федерации о региональных налогах, форми­рования доходной части бюджетов одних субъектов Федерации за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражда­нина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств.

На основании пункта 4 ст. 12 НК РФ местными налогами при­знаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нор­мативными правовыми актами представительных органов муници­пальных образований о налогах и обязательны к уплате на террито­риях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на террито­риях муниципальных образований в соответствии с вышеназван­ным Кодексом и нормативными правовыми актами представи­тельных органов муниципальных образований о налогах. При ус­тановлении местных налогов представительными органами муни­ципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элемен­ты налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются тем же Кодексом. Эта правовая позиция, изложенная в вышеуказанном постановлении Конститу­ционного Суда, в полной мере применима и к местным налогам.

С учетом статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налого­вого кодекса Российской Федерации и признании утратившими си­лу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах», внесшего изме­нения в части первую и вторую Налогового кодекса, до введения в действие главы части второй Кодекса о налогах на имущество физи­ческих лиц, налогоплательщики и иные элементы налогообложе­ния по данному местному налогу (объект налога, налоговая база, предел налоговой ставки) определяются в Законе Российской Феде­рации «О налогах на имущество физических лиц».


Очевидно, что если бы в федеральном законе отсутствовал, на­пример, круг налогоплательщиков или основания возникновения обязанности по уплате регионального (местного) налога, то в каж­дом публично-правовом (муниципальном) образовании они бы могли определяться произвольно. И в этом случае не исключено, что некоторый налог уплачивался бы на одной территории только индивидуальными предпринимателями в связи с владением имуще­ством, а на другой территории — всеми физическими лицами в свя­зи с получением дохода, что, в частности, нарушило бы единое эко­номическое пространство Российской Федерации.

Как уже отмечалось, нормативные акты налогового законода­тельства регламентируют не только общественные отношения по уплате налогов и сборов, но и связанные с ними отношения (нало­гового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения). Указанные отноше­ния, перечисленные в пункте 2 ст. 1 НК РФ, практически полно­стью урегулированы федеральными законами, делегирование пол­номочий иным органам власти (в том числе регионального и мест­ного уровня) не происходит.

Ю.А. Крохина полагает, что в налоговой сфере государство санкционировало региональное и муниципальное правотворчество только относительно регулятивных норм. Охранительные нормы, содержащие меры государственного принуждения к нарушителям налогового законодательства, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать не вправе[119].

Кроме того, как было отмечено ранее, в силу невозможности ре­гулирования основной массы налоговых правоотношений путем прямой демократии, их регулирование возможно только на основе нормативных актов, принятых по специальной (усложненной) про­цедуре.

Будучи принятым, акт налогового законодательства подлежит официальному опубликованию (обнародованию). Non obligat lex nisi promulgata — закон не обязывает, если он не обнародован[120]. В соот­ветствии со статьей 15 Конституции России любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности чело­века и гражданина, не могут применяться, если они не опубликова­ны официально для всеобщего сведения. Как следует из постанов­ления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, конституционные права человека и гражданина распространяются на юридические лица в той степени, в какой эти права по своей природе могут быть к ним применимы. Следовательно, налогоплательщики-организации так­же имеют право на официальную публикацию нормативных актов, затрагивающих их права.

Основное право налогоплательщика — право на полную и не­противоречивую информацию об условиях налогообложения, пра­вах и обязанностях участников налоговых правоотношений в оди­наковой степени распространяется как на физических, так и на юридических лиц. Реализация этого права возможна только при ус­ловии официального опубликования нормативных актов налогово­го законодательства.


В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу фе­деральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» официальным опубликованием фе­дерального конституционного закона, федерального закона счита­ется первая публикация его полного текста в «Парламентской газе­те», «Российской газете» или «Собрании законодательства Россий­ской Федерации». Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24 октября 1996 г. № 17-П, в качестве дня официального опублико­вания закона о налоге следует использовать дату публикации феде­рального закона только в «Парламентской газете» или в «Российской газете». Суд указал, что дата, которой был датирован соответствую­щий выпуск «Собрания законодательства Российской Федерации», не может считаться днем его обнародования, поскольку она совпа­дает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Конкретный периодический источник официальной публика­ции региональных и местных нормативных актов налогового зако­нодательства определяется на региональном и местном уровне.

Так, согласно пункту 3 ст. 47 Устава Нижегородской области по­рядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия, официаль­ного опубликования и вступления в силу законов области, а также требования к ним устанавливаются законом области. В соответст­вии с пунктом 2 ст. 40 закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. № 8-З «О нормативных правовых актах в Нижегородской об­ласти», пунктом 2 ст. 3 закона Нижегородской области от 11 марта 2004 г. № 20-З «О порядке подписания, обнародования и вступле­ния в силу законов Нижегородской области» официальным опубли­кованием закона области является публикация его полного текста в газете «Нижегородские новости» и сборнике «Собрание законода­тельства Нижегородской области».

При этом днем официального опубликования закона области считается день публикации его пол­ного текста в газете «Нижегородские новости».

На основании пункта 3 ст. 55 Устава г. Н.Новгорода официаль­ное опубликование (обнародование) правовых актов городской Ду­мы города Нижнего Новгорода, главы города Нижнего Новгорода осуществляется главой города Нижнего Новгорода, иных муници­пальных правовых актов — главой администрации города Нижнего Новгорода в печатном средстве массовой информации — газете, уч­режденной органами местного самоуправления для опубликования муниципальных правовых актов. Постановлением администрации г. Н. Новгорода от 8 февраля 2006 г. № 252 «О публикации муници­пальных правовых актов и официальном сайте города Н. Новгоро­да» установлено, что муниципальные правовые акты подлежат офи­циальному опубликованию в газете «День города. Нижний Новго­род» или в газете «Нижегородский рабочий».


Представляет интерес постановление Президиума ВАС РФ от 22 марта 2005 г. № 13048/04. Суд признал, что нормативный акт ме­стного законодательства о налогах может быть обнародован (опуб­ликован) в соответствии с уставом муниципального образования — путем опубликования в прессе или размещения на информацион­ных стендах в общественных местах, здании администрации. Дан­ный порядок опубликования допускался действовавшей на тот мо­мент редакцией статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации».

Официально опубликованный акт налогового законодательства вступает в силу. Правила, регламентирующие вступление в силу ак­тов налогового законодательства, установлены в статье 5 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа оче­редного налогового периода по соответствующему налогу. Акты за­конодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федераль­ные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части уста­новления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодатель­ства о налогах и сборах субъектов Федерации и нормативные право­вые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следую­щего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

В пункте 3 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступ­ления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соот­ветствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.

Таким образом, Налоговый кодекс предусматривает минималь­ный срок, по истечении которого акт законодательства о налогах и сборах может вступить в силу — один месяц со дня официального опубликования. Указанный срок, как правило, больше для актов за­конодательства о налогах и связан с наличием налогового периода практически у всех налогов. В случае введения новых налогов (сбо­ров) указанный срок еще больше. Данный срок необходим для то­го, чтобы каждый налогоплательщик имел возможность заранее, заблаговременно ознакомиться с изменившимися условиями на­логообложения и соответствующим образом планировать свою дея­тельность. В актах законодательства о конкретных налогах, вообще говоря, не может быть формулировок «вступает в силу со дня офи­циального опубликования».