ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2020
Просмотров: 2035
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основные причины возникновения налогов и сборов.
Причины возникновения налогов и налогообложения
2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.
3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.
5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.
Признаки налоговых правоотношений
Структура налоговых правоотношений
6. Публично-правовая природа налогового права.
7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.
8. Общие принципы налогообложения.
10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.
Особенности норм налогового права
Особенности норм налогового права:
11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой.
Законодательство о налогах и сборах
Система налогов и сборов, юридический состав налогов
12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.
Содержание правового статуса кредитной организации
13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога.
Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность
14. Императивно обязательный характер налогов.
15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.
16. Основные различия налогов и сборов.
О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве
17. Основания классификации налогов и сборов.
18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения».
Понятие и классификация субъектов налогового права
19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса.
Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.
Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус
20. Основные элементы налогообложения.
Обязательные (основные) элементы
Вспомогательные элементы юридического состава налога
21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.
НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы
22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения.
23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.
Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления
Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности.
Понятие налоговой обязанности и ее исполнения
Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов
Основания возникновения налоговой обязанности
Основания для прекращения налоговой обязанности
Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
Требование об уплате налогов и сборов
Содержание требования об уплате налога:
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.
Понятие и значение налогового контроля
Формы и виды налогового контроля
Соответственно, законом Нижегородской области от 14 марта 2006 г. № 21-З «О предоставлении льгот по налогу на прибыль организаций» снижена на 4% ставка налога на прибыль организаций, установленная для зачисления указанного налога в бюджет Нижегородской области, в том числе для общероссийских общественных организаций инвалидов.
Если исходить из позиции ряда ученых, расценивающих таможенные пошлины в качестве налогов, можно привести пример установления ставки налога органом исполнительной власти в пределах, предусмотренных в федеральном законе. В силу пункта 2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством России. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-поли- тические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании данного Закона. В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5005-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» предельные ставки ввозных таможенных пошлин Российской Федерации, применяемые к товарам, происходящим из стран, в торговле с которыми Россией применяется режим наиболее благоприятствуемой нации, установлены в размере 100% от таможенной стоимости товара. Соответственно, в определении КС РФ от 5 ноября 1999 г. № 193-О разъяснено, что конкретные ставки таможенных пошлин по тем или иным группам ввозимых товаров в Таможенном тарифе — своде таможенных ставок, утвержденном постановлением Правительства России, — определены именно в пределах ставок, установленных законодателем, причем их размеры значительно ниже предельных. В определении КС РФ от 15 декабря 2000 г.
№ 294-О, в свою очередь, указано, что полномочия Правительства России в сфере установления ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин определяются федеральным законом. Применительно к различным видам таможенных пошлин закон может устанавливать как размеры ставок, так и критерии, условия, согласно которым они определяются, делегируя соответствующие полномочия Правительству.
Нет ничего удивительного в том, что ставки таможенных пошлин в нашей стране, как и в иных государствах, установлены актом исполнительного (а не законодательного) органа власти. П.М. Годме отмечает, что исходя из старого принципа, который в свое время называли «законом висячего замка», правительство может путем повышения таможенных пошлин закрывать границы для отдельных товаров, защищая национальную экономику. Быстрота, которую требуют иногда такие меры, несовместима с законодательной процедурой1.
Что касается региональных и местных налогов, то в этом случае в федеральных законах предусматриваются нормы, определяющие обязанных лиц, основания возникновения обязанности по уплате налога и пределы налогового бремени, а также право органов власти субъектов Федерации (муниципальных образований) ввести соответствующий налог. Права региональных и местных органов законодательной (представительной) власти в части установления региональных и местных налогов в значительной степени сходны, поскольку имеют рамочный характер, определенный федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом. Сходная правовая позиция была выражена в постановлении КС Российской Федерации от 30 января 2001 г. № 2-П: круг налогоплательщиков региональных налогов, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться федеральным законом, с тем чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов Российской Федерации о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов Федерации за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражданина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств.
На основании пункта 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с вышеназванным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются тем же Кодексом. Эта правовая позиция, изложенная в вышеуказанном постановлении Конституционного Суда, в полной мере применима и к местным налогам.
С учетом статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах», внесшего изменения в части первую и вторую Налогового кодекса, до введения в действие главы части второй Кодекса о налогах на имущество физических лиц, налогоплательщики и иные элементы налогообложения по данному местному налогу (объект налога, налоговая база, предел налоговой ставки) определяются в Законе Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
Очевидно, что если бы в федеральном законе отсутствовал, например, круг налогоплательщиков или основания возникновения обязанности по уплате регионального (местного) налога, то в каждом публично-правовом (муниципальном) образовании они бы могли определяться произвольно. И в этом случае не исключено, что некоторый налог уплачивался бы на одной территории только индивидуальными предпринимателями в связи с владением имуществом, а на другой территории — всеми физическими лицами в связи с получением дохода, что, в частности, нарушило бы единое экономическое пространство Российской Федерации.
Как уже отмечалось, нормативные акты налогового законодательства регламентируют не только общественные отношения по уплате налогов и сборов, но и связанные с ними отношения (налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения). Указанные отношения, перечисленные в пункте 2 ст. 1 НК РФ, практически полностью урегулированы федеральными законами, делегирование полномочий иным органам власти (в том числе регионального и местного уровня) не происходит.
Ю.А. Крохина полагает, что в налоговой сфере государство санкционировало региональное и муниципальное правотворчество только относительно регулятивных норм. Охранительные нормы, содержащие меры государственного принуждения к нарушителям налогового законодательства, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать не вправе[119].
Кроме того, как было отмечено ранее, в силу невозможности регулирования основной массы налоговых правоотношений путем прямой демократии, их регулирование возможно только на основе нормативных актов, принятых по специальной (усложненной) процедуре.
Будучи принятым, акт налогового законодательства подлежит официальному опубликованию (обнародованию). Non obligat lex nisi promulgata — закон не обязывает, если он не обнародован[120]. В соответствии со статьей 15 Конституции России любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Как следует из постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, конституционные права человека и гражданина распространяются на юридические лица в той степени, в какой эти права по своей природе могут быть к ним применимы. Следовательно, налогоплательщики-организации также имеют право на официальную публикацию нормативных актов, затрагивающих их права.
Основное право налогоплательщика — право на полную и непротиворечивую информацию об условиях налогообложения, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений в одинаковой степени распространяется как на физических, так и на юридических лиц. Реализация этого права возможна только при условии официального опубликования нормативных актов налогового законодательства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24 октября 1996 г. № 17-П, в качестве дня официального опубликования закона о налоге следует использовать дату публикации федерального закона только в «Парламентской газете» или в «Российской газете». Суд указал, что дата, которой был датирован соответствующий выпуск «Собрания законодательства Российской Федерации», не может считаться днем его обнародования, поскольку она совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.
Конкретный периодический источник официальной публикации региональных и местных нормативных актов налогового законодательства определяется на региональном и местном уровне.
Так, согласно пункту 3 ст. 47 Устава Нижегородской области порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия, официального опубликования и вступления в силу законов области, а также требования к ним устанавливаются законом области. В соответствии с пунктом 2 ст. 40 закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. № 8-З «О нормативных правовых актах в Нижегородской области», пунктом 2 ст. 3 закона Нижегородской области от 11 марта 2004 г. № 20-З «О порядке подписания, обнародования и вступления в силу законов Нижегородской области» официальным опубликованием закона области является публикация его полного текста в газете «Нижегородские новости» и сборнике «Собрание законодательства Нижегородской области».
При этом днем официального опубликования закона области считается день публикации его полного текста в газете «Нижегородские новости».
На основании пункта 3 ст. 55 Устава г. Н.Новгорода официальное опубликование (обнародование) правовых актов городской Думы города Нижнего Новгорода, главы города Нижнего Новгорода осуществляется главой города Нижнего Новгорода, иных муниципальных правовых актов — главой администрации города Нижнего Новгорода в печатном средстве массовой информации — газете, учрежденной органами местного самоуправления для опубликования муниципальных правовых актов. Постановлением администрации г. Н. Новгорода от 8 февраля 2006 г. № 252 «О публикации муниципальных правовых актов и официальном сайте города Н. Новгорода» установлено, что муниципальные правовые акты подлежат официальному опубликованию в газете «День города. Нижний Новгород» или в газете «Нижегородский рабочий».
Представляет интерес постановление Президиума ВАС РФ от 22 марта 2005 г. № 13048/04. Суд признал, что нормативный акт местного законодательства о налогах может быть обнародован (опубликован) в соответствии с уставом муниципального образования — путем опубликования в прессе или размещения на информационных стендах в общественных местах, здании администрации. Данный порядок опубликования допускался действовавшей на тот момент редакцией статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Официально опубликованный акт налогового законодательства вступает в силу. Правила, регламентирующие вступление в силу актов налогового законодательства, установлены в статье 5 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
В пункте 3 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Таким образом, Налоговый кодекс предусматривает минимальный срок, по истечении которого акт законодательства о налогах и сборах может вступить в силу — один месяц со дня официального опубликования. Указанный срок, как правило, больше для актов законодательства о налогах и связан с наличием налогового периода практически у всех налогов. В случае введения новых налогов (сборов) указанный срок еще больше. Данный срок необходим для того, чтобы каждый налогоплательщик имел возможность заранее, заблаговременно ознакомиться с изменившимися условиями налогообложения и соответствующим образом планировать свою деятельность. В актах законодательства о конкретных налогах, вообще говоря, не может быть формулировок «вступает в силу со дня официального опубликования».